Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Ф" (часть 14, "ФЕР")

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 14, "ФЕР")

ФЕРЕИДУН-МАРДЖАН

ФЕРЕИДУН-МАРДЖАН - ФЕРЕИДУ́Н-МАРДЖА́Н, нефтяное месторождение в Иране и Саудовской Аравии (Персидского залива нефтегазоносный бассейн (см. ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА НЕФТЕГАЗОНОСНЫЙ БАССЕЙН)). Открыто в 1966. Залежи на глубине 2-2,5 км. Начальные запасы ок. 1,35 млрд. т.

ФЕРЕНЦИ КАРОЙ

Фе́ренци Карой (Ferenczy) (1862-1917), венгерский живописец. Тонкие и свежие по колориту пейзажи и жанровые композиции («Мартовский вечер», 1902) близки творчеству импрессионистов. Один из основателей международной колонии художников в Надьбанье (ныне Бая-Маре, Румыния).

ФЕРЕНЦИ ШАНДОР

ФЕРЕНЦИ Шандор - ФЕ́РЕНЦИ (Ференчи, Ferenczi) Шандор (1873, Мишкольц, Австро-Венгрия, ныне Венгрия - 1933, Будапешт), венгерский психоаналитик, близкий соратник Фрейда (см. ФРЕЙД Зигмунд), внесший значительный вклад как в теорию, так и в практику психоанализа.

Получил степень доктора медицины в Венском университете (1894), где специализировался по неврологии, был принят на должность психиатра при королевском дворе, служил военным медиком. Встретив Фрейда в 1908, становится членом Венского психоаналитического общества и близким другом Фрейда, которого сопровождает в его поездке в США в 1909. Организует в 1913 Венгерское психоаналитическое общество, в 1918 - президент международного психоаналитического общества, с 1919 преподает психоанализ в Будапештском университете.

Ференци ввел в анализ понятие «интроекции (см. ИНТРОЕКЦИЯ)», которое впоследствии употреблялось Фрейдом. Интроекция и ее противоположность, проекция, являются механизмами невротического, расщепленного отношения к миру: если параноик «проектирует свои желания во внешний мир», подлинное существование которого, тем не менее, отрицает, то невротик пытается «интроектировать» (включить в свою сферу интересов, внутренне присвоить себе) максимально большую часть внешнего мира, тем самым «теряя себя». Поскольку в области взаимодействия индивидуума и мира психоанализ вплотную соприкасается с философией, многие теоретики психоанализа писали о взаимодействии этих двух областей знания. По мысли Ференци, психоанализ относится к науке, а не к философии, поскольку его доказательства и рассуждения являются общезначимыми и доказательными.

Ференци принадлежат также теоретические работы, посвященные психоанализу пред-психотических состояний, травматического шока, толкованию символов, исследованию различий в экспрессивных языках взрослых и детей («язык страсти» против «языка нежности»). Примечательно, что ученица Ференци М. Кляйн (см. КЛЯЙН Мелани) впоследствии совершенно по-другому толковала детский язык.

Новаторство Ференци состоит прежде всего в совершенствовании и обновлении им методики психоаналитических сеансов. Около 1929 в соавторстве с О. Ранком он разрабатывает т.н. активную технику, которая состоит в установлении аналитиком эмоциональных отношений с пациентом и активного участия пациента в процессе анализа (в некоторые моменты вплоть до «инверсии ролей», когда пациент выступает по отношению к врачу как аналитик). Это нововведение было осуждено Фрейдом.

ФЕРЕНЧИК ЯНОШ

Фе́ренчик Янош (Ferencsik) (1907-1984), венгерский дирижёр. С 1952 главный дирижёр Венгерского оперного театра в Будапеште, а также Венгерского государственного симфонического оркестра. Гастролировал.

ФЕРЕОС К.

Фере́ос К. - см. Ригас К.

ФЕРЕОС КОНСТАНДИНОС

ФЕРЕОС Констандинос - ФЕРЕ́ОС К., см. Ригас К. (см. РИГАС Констандинос)

ФЕРЗЬ

ФЕРЗЬ -я́; м. [тур. ferz из перс.] Название самой сильной фигуры в шахматной игре; королева. Пожертвовать ферзя. Пойти ферзём. Размен ферзей.

Фе́рзевый; (разг.) Ферзево́й, -ая, -ое. Ф. дебют. Ф. фланг. Ф-ая пешка (пешка, стоящая перед ферзем). Ф. гамбит (гамбит, в котором жертвуют ферзевой пешкой).

ФЕРИДУН-МАРДЖАН

Фериду́н-Марджа́н - нефтяное месторождение в Иране и Саудовской Аравии (Персидского залива нефтегазоносный бассейн). Открыто в 1966. Залежи на глубине 2-2,5 км. Начальные запасы около 1,35 млрд. т.

ФЕРИНИХИНГ

Фери́нихинг - Веринигинг (Vereeniging), город в ЮАР, на р. Вааль, провинция Трансвааль. 60 тыс. жителей (1985). Добыча каменного угля, чёрная металлургия, машиностроение, химическая промышленность.

* * *

ФЕРИНИХИНГ - ФЕРИ́НИХИНГ (Веренигинг) (Vereeniging), город в ЮАР, на р. Вааль (см. ВААЛЬ), пров. Трансвааль. Население 463 тыс человек (2004). Добыча каменного угля, черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность.

ФЕРМА

ФЕРМА

1. ФЕ́РМА, -ы; ж. [франц. ferme]

1. Отдельное специализированное, обычно животноводческое хозяйство. Коневодческая ф. Молочная ф. Животноводческая ф. Песцовая ф. Племенная ф. Работать на ферме дояркой.

2. Частное хозяйство на собственном или арендуемом земельном участке. Организовать ферму. Владеть фермой.

2. ФЕ́РМА, -ы; ж. [франц. ferme] Архит. Несущая конструкция покрытия здания, пролётного сооружения моста, гидротехнических сооружений и т.п., состоящая из соединённых между собой стержней. Стальная ф. Мостовая ф. Арочная, балочная, стропильная ф. Ф. плотины, подъёмного крана.

Фе́рменный, -ая, -ое. Ф. пролёт. Ф-ая стойка.

* * *

фе́рма (франц. ferme, от лат. firmus - прочный) (в строительной механике), геометрически неизменяемая стержневая система, у которой все узлы принимаются при расчёте шарнирными. Металлические, железобетонные, деревянные и комбинированные фермы применяют в покрытиях зданий, мостах и др. Фермы.

ФЕРМА (В СТРОИТЕЛЬСТВЕ)

ФЕРМА (в строительстве) - ФЕ́РМА (франц. ferme, от лат. firmus - прочный), в строительной механике - геометрически неизменяемая стержневая система, у которой все узлы принимаются при расчете шарнирными. Металлические, железобетонные, деревянные и комбинированные фермы применяют в покрытиях зданий, мостах и др.

ФЕРМА ПРИНЦИП

ФЕРМА ПРИНЦИП - ФЕРМА́ ПРИ́НЦИП: действительный путь распространения света из одной точки в другую есть тот путь, для прохождения которого свету требуется минимальное (или максимальное) время по сравнению с любым др. геометрически возможным путем между теми же точками. Установлен П. Ферма ок. 1660.

ФЕРМА ПРИНЦИП{:}

Ферма́ при́нцип{:} - действительный путь распространения света из одной точки в другую есть тот путь, для прохождения которого свету требуется минимальное (или максимальное) время по сравнению с любым другим геометрически возможным путём между теми же точками. Установлен принцип Ферма около 1660.

ФЕРМА ПЬЕР

Ферма́ Пьер (Fermat) (1601-1665), французский математик, один из создателей аналитической геометрии и теории чисел (теоремы Ферма). Труды по теории вероятностей, исчислению бесконечно малых и оптике (принцип Ферма).

* * *

ФЕРМА Пьер - ФЕРМА́ (Fermat) Пьер (1601-65), французский математик, один из создателей аналитической геометрии и теории чисел (теоремы Ферма). Труды по теории вероятностей, исчислению бесконечно малых и оптике (принцип Ферма).

ФЕРМА ТЕОРЕМА

Ферма́ теоре́ма - утверждение теории чисел, согласно которому уравнение xn + yn = zn при n > 2 не имеет целых положительных решений. Справедливость Ферма теоремы доказана для ряда показателей n, но в общем виде остаётся недоказанной. П. Ферма, высказавший эту теорему, не оставил её доказательства.

* * *

ФЕРМА ТЕОРЕМА - ФЕРМА́ ТЕОРЕ́МА, утверждение теории чисел, согласно которому уравнение xn+yn=zn при n>2 не имеет целых положительных решений. Справедливость теоремы Ферма доказана для ряда показателей n, но в общем виде остается недоказанной. П. Ферма, высказавший эту теорему, не оставил ее доказательства. Долгое время справедливость теоремы Ферма было доказано только для ряда показателей n. В общем виде доказательство теоремы было представлено в 1995 году английским математиком Э. Уайлзом.

ФЕРМАТА

ФЕРМА́ТА -ы; ж. [итал. fermata] Муз. Знак в нотном письме, обозначающий продление ноты или паузы на неопределённое время. Поставить фермату. // Продление звука или паузы при исполнении, в соответствии с таким знаком. Блеснуть ферматой на заключительной высокой ноте. Выдержать фермату.

* * *

ферма́та (итал. fermata, буквально - остановка) (муз.), остановка движения, как правило, в конце музыкального произведения или между его разделами; выражается в увеличении длительности звука или паузы (обычно в 1,5-2 раза). Обозначается знаком илифермата.

* * *

ФЕРМАТА - ФЕРМА́ТА (итал. fermata, букв. - остановка), в музыке - остановка темпа (см. ТЕМП (в музыке)), как правило, в конце музыкального произведения или между его разделами; выражается в увеличении длительности звука или паузы (обычно в 1,5-2 раза).

ФЕРМЕННЫЙ

ФЕ́РМЕННЫЙ см. 2. Фе́рма.

ФЕРМЕНТ

ФЕРМЕ́НТ, ФЕРМЕНТАТИ́ВНЫЙ см. Ферме́нты.

ФЕРМЕНТАТИВНЫЙ

ФЕРМЕ́НТ, ФЕРМЕНТАТИ́ВНЫЙ см. Ферме́нты.

ФЕРМЕНТАТИВНЫЙ КАТАЛИЗ

Ферментати́вный ката́лиз (биокатализ), ускорение химических реакций в живых клетках специальными белками - ферментами. В основе ферментативного катализа лежат те же химические закономерности, что и в основе небиологического катализа, используемого в химическом производстве. Вместе с тем ферментативный катализ отличается исключительно высокой эффективностью (увеличение скорости реакции в 1010-1013 раз), специфичностью и регулируемостью, то есть изменением активности ферментов в зависимости от потребностей организма. Эти особенности ферментативного катализа обусловлены главным образом сложной пространственной структурой молекул ферментов.

* * *

ФЕРМЕНТАТИВНЫЙ КАТАЛИЗ - ФЕРМЕНТАТИ́ВНЫЙ КАТА́ЛИЗ (биокатализ), ускорение химических реакций в живых клетках специальными белками - ферментами. В основе ферментативного катализа лежат те же химические закономерности, что и в основе небиологического катализа, используемого в химическом производстве. Вместе с тем ферментативный катализ отличается исключительно высокой эффективностью (увеличение скорости реакции в 1010 -1013 раз), специфичностью и регулируемостью, т. е. изменением активности ферментов в зависимости от потребностей организма. Эти особенности ферментативного катализа обусловлены главным образом сложной пространственной структурой молекул ферментов.

ФЕРМЕНТАТОР

ФЕРМЕНТА́ТОР -а; м. = Ферментёр. Размельчённый материал помещён в ф.

ФЕРМЕНТАЦИОННЫЙ

ФЕРМЕНТАЦИО́ННЫЙ -ая, -ое. Спец. Предназначенный, служащий для ферментации. Ф. цех. Ф-ая камера.

ФЕРМЕНТАЦИЯ

ФЕРМЕНТА́ЦИЯ -и; ж. [от лат. fermentare - вызывать брожение] Спец. Биохимический процесс переработки сырья (например, листьев табака, чая), протекающий под воздействием ферментов. Ф. табака. Ф. чайных листьев.

ФЕРМЕНТЕР

ФЕРМЕНТЁР -а; м. Биол. Аппарат, предназначенный для получения различных биологических продуктов при размножении микроорганизмов в питательной среде в стерильных условиях; биологический реактор. Выращивание микроорганизмов в ферментёре.

ФЕРМЕНТИРОВАТЬ

ФЕРМЕНТИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; нсв. Спец.

1. Находиться в состоянии ферментации.

2. что. Подвергать ферментации. Ф. табак, чай.

Ферменти́роваться, -руется; страд. (2 зн.).

ФЕРМЕНТНЫЙ

ФЕРМЕ́НТНЫЙ см. Ферме́нты.

ФЕРМЕНТОЛОГИЯ

ФЕРМЕНТОЛО́ГИЯ -и; ж. [от лат. fermentum - закваска и греч. logos - учение] Раздел биохимии, занимающийся изучением ферментов.

ФЕРМЕНТОПАТИИ

Ферментопа́тии - то же, что энзимопатии.

* * *

ФЕРМЕНТОПАТИИ - ФЕРМЕНТОПА́ТИИ, то же, что энзимопатии (см. ЭНЗИМОПАТИИ).

ФЕРМЕНТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕРМЕР

ФЕ́РМЕР -а; м. [англ. farmer] Арендатор или владелец фермы (1.Ф.; 2 зн.). Союз фермеров. Разорение фермеров. Ф. приобрёл дюжину породистых коров.

Фе́рмерша (см.). Фе́рмерский, -ая, -ое. Ф. дом. Ф-ое хозяйство.

ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Фе́рмерское хозя́йство - индивидуальное сельскохозяйственное предприятие, ведущееся на собственной или арендованной земле и связанное, как правило, с поселением хуторского типа. В современных условиях многие фермерские хозяйства включены в систему межотраслевых связей, организуемых промышленными предприятиями и кооперативами на основе вертикальной интеграции.

* * *

ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО - ФЕ́РМЕРСКОЕ ХОЗЯ́ЙСТВО, индивидуальное сельскохозяйственное предприятие, ведущееся на собственной или арендованной земле и связанное, как правило, с поселением хуторского типа. В современных условиях многие фермерские хозяйства включены в систему межотраслевых связей, организуемых промышленными предприятиями и кооперативами на основе вертикальной интеграции.

ФЕРМЕРСТВО

ФЕ́РМЕРСТВО -а; ср.

1. Фермерская система хозяйства. Заняться фермерством. В нашей стране зарождается фермерство.

2. собир. Фермеры. Правительство пошло на значительные уступки фермерству.

ФЕРМЕРСТВОВАТЬ

ФЕ́РМЕРСТВОВАТЬ -вую, -вуешь; нсв. Заниматься фермерством.

ФЕРМЕРША

ФЕ́РМЕРША -и; ж.

1. к Фе́рмер.

2. Разг. Жена фермера.

ФЕРМИ

Фе́рми - Терми, город эпохи энеолита и бронзы (3-2-е тысячелетие до н. э.), на о. Лесбос. Остатки домов, мостовых, оборонительных стен, металлургического производства. В XIV-XIII вв. до н. э. центр культа Геры.

-----------------------------------

Фе́рми - внесистемная единица длины, равна 10-13 см. Названа по имени Э. Ферми, применяется в физике элементарных частиц и ядерной физике.

ФЕРМИ (ГОРОД)

ФЕРМИ (город) - ФЕ́РМИ (Терми), город эпохи энеолита и бронзы (3-2-е тыс. до н. э.) на о. Лесбос. Остатки домов, мостовых, оборонительных стен, металлургического производства. В 14-13 вв. до н. э. центр культа Геры (см. ГЕРА (в мифологии)) .

ФЕРМИ (ЕДИНИЦА ДЛИНЫ)

ФЕРМИ (единица длины) - ФЕ́РМИ, внесистемная единица длины, равна 10-13 см. Названа по имени Э. Ферми, применяется в ядерной физике.

ФЕРМИ ПОВЕРХНОСТЬ

ФЕРМИ ПОВЕРХНОСТЬ - ФЕ́РМИ ПОВЕ́РХНОСТЬ, изоэнергетическая поверхность, ограничивающая в пространстве квазиимпульсов область энергетических состояний, занятых электронами проводимости при Т = 0 К. Поверхность Ферми - важнейшее понятие теории металлов. Многие их свойства (теплоемкость, магнитная восприимчивость, электропроводность и т. д.) определяются главным образом электронами с импульсами, лежащими вблизи поверхности Ферми. Названа по имени Э. Ферми.

ФЕРМИ УРОВЕНЬ

ФЕРМИ УРОВЕНЬ - ФЕ́РМИ У́РОВЕНЬ, некоторый условный уровень, соответствующий энергии Ферми (см. ФЕРМИ-ЭНЕРГИЯ).

ФЕРМИ ЭНРИКО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕРМИ-ГАЗ

Фе́рми-газ - квантовый газ частиц или квазичастиц с полуцелым спином (например, электронный газ в металле). При Т = 0 К частицы ферми-газа заполняют все состояния вплоть до так называемой ферми-энергии, зависящей от плотности газа.

* * *

ФЕРМИ-ГАЗ - ФЕ́РМИ-ГАЗ, квантовый газ частиц или квазичастиц с полуцелым спином (напр., электронный газ в металле). При Т = ОК частицы ферми-газа заполняют все состояния вплоть до т. н. ферми-энергии, зависящей от плотности газа.

ФЕРМИ-ДИРАКА СТАТИСТИКА

Фе́рми-Дира́ка стати́стика - Фе́рми-Дира́ка стати́стика, квантовая статистика для системы тождественных фермионов. Характерная особенность Ферми-Дирака статистики: в каждом квантовом состоянии может находиться не более одной частицы (Паули принцип). Применима к электронам проводимости в металлах, к электронам в атомных оболочках, нуклонам в атомных ядрах и др. Предложена в 1925 Э. Ферми, а П. Дирак установил её связь с математическим аппаратом квантовой механики.

* * *

ФЕРМИ-ДИРАКА СТАТИСТИКА - ФЕ́РМИ - ДИРА́КА СТАТИ́СТИКА, квантовая статистика для систем тождественных фермионов (см. ФЕРМИОН). Характерная особенность статистики Ферми - Дирака: в каждом квантовом состоянии может находиться не более одной частицы (Паули принцип (см. ПАУЛИ ПРИНЦИП)). Применима к электронному газу в металлах, к электронам в атомных оболочках, нуклонам в атомных ядрах и др. Предложена в 1925 Э. Ферми, а П. Дирак (см. ДИРАК Поль) установил ее связь с математическим аппаратом квантовой механики (см. КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА).

ФЕРМИ-ЖИДКОСТЬ

Фе́рми-жи́дкость - квантовая жидкость из частиц или квазичастиц с полуцелым спином (жидкий 3Не, электроны проводимости в металлах).

* * *

ФЕРМИ-ЖИДКОСТЬ - ФЕ́РМИ-ЖИ́ДКОСТЬ, квантовая жидкость из частиц или квазичастиц с полуцелым спином (жидкий 3Не, электроны проводимости в металлах).

ФЕРМИЙ

ФЕ́РМИЙ -я; м. [лат. Fermium] Химический элемент (Fm), радиоактивный металл серебристо-белого цвета, относящийся к актиноидам. ● Назван в честь итальянского физика Э.Ферми (1901 - 1954).

* * *

фе́рмий (лат. Fermium), химический элемент III группы периодической системы, относится к актиноидам. Радиоактивен, наиболее устойчивый изотоп 257Fm (период полураспада 100,5 сут). Назван по имени Э. Ферми. Получен искусственно. Фермий.

* * *

ФЕРМИЙ - ФЕ́РМИЙ (лат. Fermium), Fm (читается «фермий»), радиоактивный искусственно полученный химический элемент с атомным номером 100. Расположен в группе IIIB, в 7 периоде. Актиноид, трансурановый элемент. Известно 17 радионуклидов с массовыми числами 243-259. Наиболее устойчив a-радиоактивный 257Fm (период полураспада Т1/2 = 80 суток). Предполагаемая конфигурация трех внешних электронных слоев 5s2p6d10f126s2p 6 7 s2. Предполагаемый радиус атома 0,15- 0,16 нм, иона Fm2+ 0,094 нм, иона Fm 3+0,0922 нм. Электроотрицательность по Полингу (см. ПОЛИНГ Лайнус) 1,2.

История открытия

Впервые фермий получен в январе 1953 американцем А. Гиорсо и другими учеными Лос-Аламосской лаборатории в виде изотопа 255Fm с периодом полураспада Т1/2 = 20,1 ч, который содержался в пыли после термоядерного взрыва, произведенного США в 1952 году. Обнаруженный изотоп - продукт b-распада 255U, образовавшегося в результате последовательного захвата 17 нейтронов ядрами 238U. Элемент назвали в честь выдающегося физика Энрико Ферми. (см. ФЕРМИ Энрико)

Возможные свойства

В свободном виде должен проявлять свойства металла.

Основные исследования свойств фермия выполнены с использованием 257Fm и менее устойчивого радионуклида 255Fm (Т1/2= 20,07 часа). Наиболее устойчив Fm+3 (валентность III), но под действием сильных восстановителей в водных растворах получают Fm+2. Стандартный потенциал пары Fm(+3)/Fm(+2) -1,55 В, пары Fm(+3/Fm(0) -1,98 В и пары Fm(+2)/Fm(0) -2,37 В.

Мишени из атомов Fm используются в ядерной физике для получения ядер более тяжелых элементов.

ФЕРМИОН

Фермио́н (ферми-частица), частица или квазичастица с полуцелым спином: электрон, протон, нейтрон и др. (а также кварки).

* * *

ФЕРМИОН - ФЕРМИО́Н (ферми-частица), частица или квазичастица с полуцелым спином: электрон, протон, нейтрон, кварк.

ФЕРМИ-ПОВЕРХНОСТЬ

Фе́рми-пове́рхность - изоэнергетическая поверхность, ограничивающая в пространстве квазиимпульсов область энергетических состояний, занятых электронами проводимости при Т = 0 К. Ферми-поверхность - важнейшее понятие теории металлов. Многие их свойства (теплоёмкость, магнитную восприимчивость, электропроводность и т. д.) определяются главным образом электронами с импульсами, лежащими вблизи Ферми-поверхности. Названа по имени Э. Ферми.

ФЕРМИ-ЭНЕРГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕРМОЗИН

ФЕРМОЗИ́Н -а; м. Кормовые дрожжи, получаемые из минерального сырья.

ФЕРМОПИЛЫ

Фермопи́лы - горный проход к югу от Фессалийской равнины, соединяет северные и южные районы Греции. Во время греко-персидских войн, в 480 до н. э., 300 спартанцев во главе с царём Леонидом стойко обороняли Фермопилы от персов и все погибли в неравном бою.

* * *

ФЕРМОПИЛЫ - ФЕРМОПИ́ЛЫ (в переводе с греческого - «Теплые ворота», название происходит от двух близлежащих горячих источников), узкий проход между обрывистым горным склоном и южным берегом Малийского залива (Эгейское море), ведущий из Северной в Среднюю Грецию. Здесь во время Греко-персидских войн (см. ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ) в 480 до н. э. объединенные отряды из различных городов Древней Греции под руководством спартанского царя Леонида (см. ЛЕОНИД (царь)) остановили полчища персидского царя Ксеркса (см. КСЕРКС I). В это же время греческий флот в составе 271 корабля пытался у мыса Артемисий на острове Эвбея преградить путь персидской армаде (1407 боевых кораблей).

Удобство занятой позиции, усиленной фортификационными сооружениями, и умелые действия Леонида позволили небольшому по численности (немногим более 5 тыс. человек), но хорошо обученному и дисциплинированному греческому войску на протяжении двух дней успешно противостоять в Фермопилах натиску неприятельских сил, имевших громадное численное превосходство. Ксеркс находился в полном замешательстве, не зная как преодолеть сопротивление обороняющихся, когда к нему явился местный житель, предложивший за большие деньги указать путь в тыл греков. Ночью предатель провел отборные персидские части (из 12-тысячного корпуса так называемых «бессмертных») по горной тропе в обход греческой обороны. Охранявший тропу отряд греков из соседней области Фокиды был застигнут врасплох и не смог задержать врага. К утру стало ясно, что войску Леонида грозит окружение и неминуемая гибель.

Спартанский царь решил сохранить греческое войско. Он приказал ему отходить вглубь Греции, а сам с 300 спартанцами и 700 воинами из города Феспии (Беотия, Средняя Греция) принял бой с персами. Все оставшиеся с Леонидом воины погибли в неравном бою, принеся себя в жертву ради свободы Греции. Подвиг защитников Фермопил был воспет поэтами и описан историками (наиболее подробно - Геродотом (см. ГЕРОДОТ)). На месте гибели Леонида и его соратников после изгнания персов была воздвигнута каменная статуя льва и высечены стихи поэта Симонида:

Путник, весть отнеси всем гражданам воинской Спарты:

Их исполняя приказ, здесь мы в могилу легли.

ФЕРМОР ВИЛЛИМ ВИЛЛИМОВИЧ

Фе́рмор Виллим Виллимович (Fermor) (1702-1771), граф, генерал-аншеф (1755). По происхождению англичанин, на российской службе с 1720. Участник войн с Турцией и Швецией. Во время Семилетней войны командир корпуса и дивизии, в 1757-59 главнокомандующий российской армией.

* * *

ФЕРМОР Виллим Виллимович - ФЕ́РМОР (Fermor) Виллим Виллимович (1702-71), граф, генерал-аншеф (1755). По происхождению англичанин, на русской службе с 1720. Участник войн с Турцией и Швецией. Во время Семилетней войны командир корпуса и дивизии, в 1757-59 главнокомандующий русской армией.

ФЕРМУАР

ФЕРМУА́Р -а; м. [франц. fermoir]

1. Устар. Застёжка, пряжка на чём-л. (ожерелье, кошельке, альбоме), обычно чем-л. украшенная.

2. Долото, употребляемое при резьбе по камню, дереву, а также при тиснении кожи.

* * *

фермуа́р (франц. fermoir), 1) застёжка-украшение на ожерелье, альбоме и др. 2) Долото, употребляемое при резьбе по камню, дереву, а также при тиснении кожи.

* * *

ФЕРМУАР - ФЕРМУА́Р (франц. fermoir, букв. - замочек, застежка),

1) застежка шейного украшения, ожерелья (см. ОЖЕРЕЛЬЕ (украшение)). Художественные качества и стоимость фермуара могли во много раз превосходить само ожерелье, поэтому драгоценные фермуары выставляли напоказ, поворачивая ожерелье застежкой вперед. Особо ценные фермуары переносили с вещи на вещь.

2) Долото, употребляемое при резьбе по камню, дереву, а также при тиснении кожи.

ФЕРНАМБУК

ФЕРНАМБУ́К -а; м. [от португ. pernambuco]

1. Дерево с жёлто-красной древесиной, при высыхании становящейся красной; красный сандал (произрастает в Бразилии).

2. Красная краска, добываемая из древесины этого дерева.

Фернамбу́ковый, -ая, -ое. Ф. ствол. Ф-ая краска. Ф-ое дерево.

ФЕРНАН КАБАЛЬЕРО

Ферна́н Кабалье́ро (Fernán Caballero), настоящие имя и фамилия Сесилия Бёль де Фабер (BÖhl de Fáber) (1796-1877), испанская писательница. Романы «Чайка» (1848), «Клеменсия» (1852) и др. противопоставляют патриархальную чистоту «народной души» развращающему влиянию буржуазной городской цивилизации.

* * *

ФЕРНАН КАБАЛЬЕРО - ФЕРНА́Н КАБАЛЬЕ́РО (Fernan Caballero) (наст. имя Сесилия Бель де Фабер, Bohl de Faber) (1796-1877), испанская писательница. Романы «Чайка» (1848), «Клеменсия» (1852) и др. противопоставляют чистоту «народной души» развращающему влиянию буржуазной цивилизации.

ФЕРНАНДЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕРНАНДЕС ДЕ ЛИСАРДИ ХОСЕ ХОАКИН

Ферна́ндес де Лиса́рди Хосе Хоакин (Fernández de Lizardi) (1776-1827), мексиканский писатель. Первые латиноамериканские романы: сатирический роман «Перикильо Сарньенто» (1830-31), педагогический роман в духе Ж. Ж. Руссо «Кихотита и её кузина» (1831-32). Стихи, пьеса «Чувствительный негр» (1825).

* * *

ФЕРНАНДЕС ДЕ ЛИСАРДИ Хосе Хоакин - ФЕРНА́НДЕС ДЕ ЛИСА́РДИ (Fernandez de Lizardi) Хосе Хоакин (1776-1827), мексиканский писатель. Первые латиноамериканские романы: сатирический роман «Перикильо Сарньенто» (1830-1831), педагогический роман в духе Ж. Ж. Руссо «Кихотита и ее кузина» (1831-32). Стихи, пьеса «Чувствительный негр» (1825).

ФЕРНАНДЕС МАСЕДОНИО

ФЕРНАНДЕС Маседонио - ФЕРНА́НДЕС (Fernandez) Маседонио (1874-1952), аргентинский писатель. Литературный наставник Х. Л. Борхеса (см. БОРХЕС Хорхе Луис), повлиял на творчество Х. Кортасара (см. КОРТАСАР Хулио) и др. Автор сборника стихов «Красавица Смерть» (1942), фантастических новелл, книг экспериментальной прозы «Бумаги новосела» (1928), «Начало романа» (1940), «Музей Вечной Литературы» (опубликована в 1967).

ФЕРНАНДЕС ЭМИЛИО

Ферна́ндес Эмилио (Fernández) (1904-1986), мексиканский кинорежиссёр, актёр. Фильмы: «Мария Канделария» (1944), «Рио Эскондидо» (1948), «Верный солдат Панчо Вильи» (1967), «Чока» (1974), «Красная зона» (1975) и др.

* * *

ФЕРНАНДЕС Эмилио - ФЕРНА́НДЕС (Fernandez) Эмилио (1904-86), мексиканский кинорежиссер, актер. Фильмы: «Мария Канделария» (1944), «Рио Эскондидо» (1948), «Верный солдат Панчо Вильи» (1967), «Чока» (1974), «Красная зона» (1975) и др.

ФЕРНАНДО-ПО

Ферна́ндо-По - название острова Биоко в составе государства Экваториальная Гвинея до 1973.

* * *

ФЕРНАНДО-ПО - ФЕРНА́НДО-ПО, название о. Биоко (см. БИОКО) в составе государства Экваториальная Гвинея до 1973.

ФЕРОМОН

ФЕРОМО́Н -а; м. Пахучее вещество, выделяемое некоторыми животными. Муравьиный ф. Для сигнала тревоги используется особый ф.

ФЕРОМОНЫ

Феромо́ны - химические вещества, вырабатываемые экзокринными железами (или специальными клетками) животных; выделяясь во внешнюю среду одними особями, феромоны оказывают влияние на поведение, а иногда на рост и развитие других особей того же вида. К феромонам относятся половые аттрактанты, вещества тревоги, сбора и др. Особенно важную роль феромоны играют в жизни насекомых. У общественных насекомых регулируют состав колонии и специфическую деятельность её членов. Феромоны и их химические аналоги применяются в борьбе с насекомыми-вредителями.

* * *

ФЕРОМОНЫ - ФЕРОМО́НЫ, химические вещества, вырабатываемые экзокринными железами (или специальными клетками) животных; выделяясь во внешнюю среду одними особями, феромоны оказывают влияние на поведение, а иногда на рост и развитие др. особей того же вида. К феромонам относятся половые аттрактанты (см. АТТРАКТАНТЫ), вещества тревоги, сбора и др. Особенно важную роль феромоны играют в жизни насекомых. У общественных насекомых (см. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ) регулируют состав колонии и специфическую деятельность ее членов. Феромоны и их химические аналоги применяются в борьбе с насекомыми-вредителями.

ФЕРОНИЯ

ФЕРОНИЯ - ФЕРО́НИЯ (лат. Feronia), в римской мифологии богиня полей, лесов, целебных трав, почиталась в священной роще в Капене и в храме в Таррацине, близка Юноне (см. ЮНОНА (богиня)) и Бона Деа (см. БОНА ДЕА). В храме в Таррацине стояла скамья с надписью «пусть сядет достойный раб и встанет свободным»: здесь производился отпуск рабов на волю.

ФЕРОНЬЕРКА

ФЕРОНЬЕ́РКА -и; мн. род. -рок, дат. -ркам; ж. [франц. ferronnière] Украшение с драгоценными камнями, надеваемое на лоб. Бриллиантовая ф. Снять фероньерку, убрать фероньерку в шкатулку.

* * *

ФЕРОНЬЕРКА - ФЕРОНЬЕ́РКА (франц. ferronniere), украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней различного цвета, надеваемое на лоб. Появление этого слова во французском языке связано с приписываемым Леонардо да Винчи портретом «Прекрасная Фероньер», на котором изображена дама с подобным налобным украшением.

ФЕРРАЛЛИТНЫЕ ПОЧВЫ

Ферралли́тные по́чвы (от лат. ferrum - железо, aluminium - алюминий и греч. líthos - камень), почвы переувлажнённых лесов и саванн тропического пояса. Содержат 4-6% гумуса, много железа и алюминия. Красно-жёлтые, красные (посевы риса, плантации кофе, гевеи, какао, чая), латеритные и др. Распространены в Южной и Центральной Америке, Центральной Африке, Южной и Юго-Восточной Азии, Северной Австралии.

* * *

ФЕРРАЛЛИТНЫЕ ПОЧВЫ - ФЕРРАЛЛИ́ТНЫЕ ПО́ЧВЫ (от лат. ferrum - железо, aluminium - алюминий и греч. lithos - камень), почвы переувлажненных лесов (см. ЛЕС) и саванн (см. САВАННА (тип биома)) тропического пояса (см. ТРОПИЧЕСКИЕ ПОЯСА). Содержат 4-6% гумуса (см. ГУМУС) , много железа и алюминия. Красно-желтые, красные (посевы риса, плантации кофе, гевеи, какао, чая), латеритные и др. Распространены в Южной и Центральной Америке, Центральной Африке, Южной и Юго-Восточной Азии, Сев. Австралии.

ФЕРРАРА

Ферра́ра (Ferrara), город в Северной Италии, в области Эмилия-Романья, административный центр провинции Феррара. 137 тыс. жителей (1994). Нефтехимическая, машиностроительная, деревообрабатывающая, стекольная, пищевая промышленность. Университет. Музеи: Национальная пинакотека, Музей-лапидарий. Упоминается с VIII в. В 1471-1598 центр одноименного герцогства. Романский собор (XII-XVIII вв.). Готическое палаццо Комунале (XIII-XV вв.) и делла Раджоне (XIV в.). Ренессансные постройки - замок д’Эсте (XIV-XVI вв.), дворец Скифаноя (XIV-XV вв., фрески Ф. Дель Косса и К. Тура) и др.

* * *

ФЕРРАРА - ФЕРРА́РА (Ferrara), город в Северной Италии, в области Эмилия-Романья (см. ЭМИЛИЯ-РОМАНЬЯ), административный центр провинции Феррара, находится на одном из рукавов реки По (см. ПО (река)) - По ди Волано. Население 131 тыс человек (2001).

Значительный торгово-промышленный центр и транспортный узел.

Нефтехимическая (пластмассы, красители, синтетический каучук), машиностроительная, деревообрабатывающая, стекольная, пищевая промышленность. Университет.

Современная Феррара находится на месте римского поселения Форум Алиени. До 8 в. о Ферраре ничего не известно.

В 753 она упоминается как один из городов, захваченных лангобардами (см. ЛАНГОБАРДЫ) у Равеннского экзархата, но уже со второй половины 8 в. перешла во владение Римских пап. В конце 10 в. была передана маркграфам Тосканы и получила статус коммуны. В 1167 вошла в Ломбардскую лигу (см. ЛОМБАРДСКАЯ ЛИГА). В 12-13 вв. стала важным центром транзитной торговли по реке По. Во второй половине 13 в. в Ферраре установилась синьория маркизов д"Эсте. В 1471-1598 столица одноименного герцогства. В 15-16 вв. город стал крупным центром Возрождения. Важную роль играл университет (основан в 1391). В 1598 Феррара отошла к Папской области (см. ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ). В 17-18 вв. пережила экономический упадок. В 1796 была оккупирована французскими войсками. По Венскому трактату 1815 возвращена папству, но с размещением в крепости австрийского гарнизона. В 1860 город вошел в состав Сардинского (с 1861 - Итальянского) королевства.

Среди архитектурных достопримечательностей: собор Сан-Джорджо (12-18 вв.). Готическое палаццо Комунале (13-15 вв.) и делла Раджоне (14 в.). Ренессансные постройки - замок д"Эсте (1385-1544, архитекторы Бартолина да Новара, Джироламо да Карпи, резиденция маркизов (впоследствии герцогов) д"Эсте, синьоров Феррары, при дворе которых такие крупные поэты как Л. Ариосто, Т. Тассо), дворец Скифаноя (14-15 вв., фрески Феррары дель Косса и К. Тура (см. ТУРА Козимо)). Церкви: Сан-Франческо, Тела Христова (Корпус Домини), Санта-Мария ин Вадо, Чертоза (Сан-Кристофоро), относящиеся к 15-18 вв.

ФЕРРАРА ЭБЕЛ

ФЕРРАРА Эбел - ФЕРРА́РА (Ferrara) Эбел (р. 1952), американский кинорежиссер, сценарист, музыкант-песенник. В американском кинопроцессе занимает маргинальную позицию, создавая мрачные фильмы со специфически стилизованной атмосферой жестокости и насилия. Особенно плодотворным оказался союз режиссера с актером К. Уокеном (см. УОКЕН Кристофер). Поставил фильмы: «Мисс-45» (1981), «Король Нью-Йорка» (1990), «Плохой лейтенант» (1992), «Похороны» (1996) и др.

ФЕРРАРИ ЛУДОВИКО

Ферра́ри Лудовико (1522-1565), итальянский математик. Нашёл способ решения алгебраических уравнений 4-й степени.

* * *

ФЕРРАРИ Лудовико - ФЕРРА́РИ Лудовико (1522-65), итальянский математик. Нашел способ решения алгебраических уравнений 4-й степени.

ФЕРРАРИ (ФИРМА)

ФЕРРАРИ (фирма) - ФЕРРА́РИ (Ferrari), итальянская фирма по выпуску гоночных и элитных автомобилей. С 1989 является дочерней компанией концерна ФИАТ (см. ФИАТ). Штаб-квартира находится в Маранелло.

Фирма (первоначальное название Auto Avio Costruzioni) была основана в 1939 гонщиком и испытателем автомобилей «Альфа-Ромео» Энцо Феррари (см. ФЕРРАРИ Энцо). Первоначально она производила различное оборудование для автомобилей. Сделанные компанией автомобили выпускались под маркой «Альфа Ромео (см. АЛЬФА РОМЕО)». Первый автомобиль под названием Ferrari 125 появился в 1946. Это была модель с мощным 12-цилиндровым алюминиевым двигателем, призванная воплотить в жизнь мечту ее создателя: придать обыкновенному автомобилю свойства гоночного.

К концу 1947 существовали две модификации двигателя «Феррари», а его рабочий объем вырос у модели 1995 куб.см. В 1951 появилась этапная модель 340 America с двигателем объемом 4,1 литра. В 1953 эта же машина оснащается двигателем объемом 4,5 литра и получает новое имя - 375 America. В том же году «Феррари» представляет 250 Europa с трехлитровым двигателем.

Всего к началу 1954 Энцо Феррари выпустил около 200 автомашин в эксклюзивно-дорожном варианте и 250 гоночных моделей. Создавая дорожные автомобили, Феррари обращался к разным дизайнерским компаниям, делая свои модели непохожими друг на друга. Но модель 250 GT 1954 положила начало многолетнему сотрудничеству с компанией «Пининфарина», как нельзя лучше подстроившей свои кузова к новым короткобазным шасси, у которых ведущая задняя ось была подвешена на пружинах. В 1958 «Пининфарина» создала для модели 250 GT кузова специфически угловатой формы.

Модели 375 America и сменившая ее в 1956 410 Super America (их было выпущено всего 14) предназначались для «сильных мира сего». В 1957-1962 гг. выпускался видоизмененный 250 GT California с хищно заостренным профилем и съемной крышей. В 1966 фирма разработала новый V-образный двигатель, ведущий свое начало от гоночных моторов: 12-цилиндровый, четырехкулачковый, с двумя распределительными валами в каждой головке цилиндров, системой смазки с сухим картером, обеспечивший высокий крутящий момент и гибкость, имевший мощность 300 л.с. В 1968 «Феррари» выпустила модель Daytona, или 365GTB/4, с передним расположением 4,4-литрового V-образного 12-цилиндрового двигателя, мощностью 352 л.с., развивающего скорость 282 км/ч.

В 1987 Энцо Феррари представил модель F40, где были применены такие новинки, как турбонаддув, V-образный 8-цилиндровый двигатель продольного (а не поперечного) расположения, установленный на трубчатой раме, усиленной несущими панелями из кевлара. Мощность мотора этой модели составляла 478 л.с. Кузов был выполнен из углеволокна и кевлара, а тесный салон отвечал ее спортивному характеру. Компания «Феррари» с 1969 контролировалась концерном ФИАТ, а в 1989 попала под его полный контроль.

До 1981 гоночные машины Ferrari строились в Маранелло, с 1982 завод построил около Фиорано тестовую трассу, с инфраструктурой, которая специализируется на разработке и производстве болидов Формулы 1. В 1972 была построена трасса рядом с заводом. В 1988 Ferrari купила трассу Mugello около Флоренции, перестроив ее и заменив полотно. Сейчас это одна из лучших трасс в мире и на ней проводятся соревнования по авто- и мотоспорту самого высокого уровня. Ее длина - 5 345 м. В 2000-х гг. модельный ряд Ferrari пополнился автомобилями 575М Maranello, F430, 612 Scaglietti. Авторитет марки Ferrari в автомобильном спорте высок, число ее поклонников не уменьшается.

ФЕРРАРИ ЭНЦО

ФЕРРАРИ Энцо - ФЕРРА́РИ (Ferrari) Энцо (18 февраля 1898, Модена - 14 августа 1988, там же), итальянский предприниматель, конструктор и автогонщик (см. АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ).

Рано оставшись без отца, Энцо был вынужден бросить школу и начать работать, чтобы помочь семье. Свой путь в автомобильный мир он начинал после Первой мировой войны как испытатель автомашин в крошечной миланской компании. В 1920 Энцо пришел в компанию «Альфа-Ромео» (см. АЛЬФА РОМЕО) и стал участвовать в автомобильных гонках. В 1929 он организовал собственную команду «Скудериа Феррари», существующую и успешно выступающую и поныне в различных сериях гонок (в Формуле 1 (см. ФОРМУЛА-1 (автомобильная)) - с 1950). Личные выступления Энцо прекратил в 1932.

Свой первый гоночный автомобиль Энцо собрал в 1937 для «Альфа Ромео». С 1939 его команда выделяется из компании «Альфа Ромео» и Феррари основывает собственное предприятие Auto Avio Costruzioni Ferrari (но первый автомобиль был сделан только в 1946). Феррари изготавливал свои автомобили небольшими партиями, только методом ручной сборки. Их отличает высочайшая скорость и уникальный дизайн. 50% акций своей компании Феррари в 1969 уступил концерну «ФИАТ» (см. ФИАТ), но до 1977 оставался президентом фирмы, а контроль над командой «Скудериа Феррари» держал в своих руках до самой смерти. Его команда стала самой мощной и титулованной в Формуле 1: 14 кубков конструкторов (1961, 1964, 1975-77, 1979, 1982, 1983, 1999-2004); 14 побед в чемпионате гонщиков (1952, 1953, 1956, 1958, 1961, 1964, 1975, 1977, 1979, 2000-2004); в 710 гонках пилотами команды было одержано 182 победы (178 поул-позишн, 553 подиума) и набрано 4 236 очков (все эти результаты являются рекордными). За «Феррари» в разные годы успешно выступали такие гонщики, как А. Аскари (см. АСКАРИ Альберто), Дж. Фарина (см. ФАРИНА Нино), Дж. Сертиз (см. СЕРТИЗ Джон), Х. М. Фанхио (см. ФАНХИО Хуан Мануэль), Н. Лауда (см. ЛАУДА Ники), М. Андретти (см. АНДРЕТТИ Марио), А. Прост (см. ПРОСТ Ален), Н. Мэнселл (см. МЭНСЕЛЛ Найджел), Г. Бергер, Ж. Алези, Э. Ирвайн (см. ИРВАЙН Эдди), М. Шумахер (см. ШУМАХЕР Михаэль), Р. Баррикелло и др.

ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ

ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКАЯ УНИЯ - ФЕРРА́РО-ФЛОРЕНТИ́ЙСКАЯ У́НИЯ 1439, попытка воссоединения церквей с целью сближения Византии и Запада перед лицом общей турецкой угрозы по инициативе Иоанна VIII Палеолога (см. ИОАНН VIII Палеолог) и папы Евгения IV (см. ЕВГЕНИЙ IV). В 1437 собор для обсуждения унии был собран в Ферраре. На нем присутствовал папа, император Иоанн, константинопольский патриарх Иосиф, уполномоченные от восточных патриархов и несколько греческих епископов. На соборе был и русский митрополит Исидор (см. ИСИДОР (митрополит)), суздальский епископ Авраамий (см. АВРААМИЙ Суздальский) и ок. ста других духовных и светских лиц. Из государей Запада на собор не приехал никто. Из-за чумы в 1439 собор был перенесен во Флоренцию. После долгих споров из-за филиокве (см. ФИЛИОКВЕ) был подписан акт о латинском чтении символа веры, но его не подписал пользовавшийся огромный авторитетом Марк Эфесский (см. МАРК Эфесский). Возвратившись в Константинополь император столкнулся с сильной оппозицией унии, объединившейся вокруг Марка Эфесского. Патриархи александрийский, антиохийский и иерусалимский также были против унии. Не получив от Запада обещанной помощи, к ней охладел и император. На Руси сторонников унии также не приняли.

ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА

Ферра́рская шко́ла - итальянская школа живописи эпохи Возрождения с центром в городе Феррара. Мастера 2-й половины XV в. (К. Тура, Ф. дель Косса, Э. Роберти, Е. Roberti) сочетали живой интерес к быту и природе с готической экспрессивностью образов.

* * *

ФЕРРАРСКАЯ ШКОЛА - ФЕРРА́РСКАЯ ШКО́ЛА, итальянская школа живописи эпохи Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) с центром в г. Феррара. Мастера 2-й пол. 15 в. (К. Тура (см. ТУРА Козимо), Ф. дель Косса (см. КОССА Франческо дель) , Э. Роберти) сочетали живой интерес к быту и природе с готической экспрессивностью образов.

ФЕРРЕЙРА АНТОНИУ

ФЕРРЕЙРА Антониу - ФЕРРЕ́ЙРА (Ferreira) Антониу (1528-69), португальский поэт, теоретик национального искусства. Историческая трагедия «Инес де Кастро» (опубликована анонимно 1587), «Комедия о Фаншоне или о Бристо» и комическая драма «Ревнивец» (обе опубликованы в 1622). Лирика (сборник «Лузитанские стихотворения», 1598).

ФЕРРЕЙРА ДИ КАШТРУ ЖОЗЕ МАРИЯ

Ферре́йра ди Ка́штру Жозе Мария (Ferreira de Castro) (1898-1974), португальский писатель. Реалистические романы «Эмигранты» (1928), «Сельва» (1930) о драматической судьбе бедняков, покинувших родину в поисках заработков; «Шерсть и снег» (1947) из жизни португальских рабочих в годы 2-й мировой войны; «На повороте» (1950) о гражданской войне в Испании 1936-39; «Высший инстинкт» (1968) об индейцах бразильской Амазонки.

* * *

ФЕРРЕЙРА ДИ КАШТРУ Жозе Мария - ФЕРРЕ́ЙРА ДИ КА́ШТРУ (Ferreira de Castro) Жозе Мария (1898-1974), португальский писатель. Реалистические романы «Эмигранты» (1928), «Сельва» (1930) о драматической судьбе бедняков, покинувших родину в поисках заработков; «Шерсть и снег» (1947) из современной португальской жизни; «На повороте» (1950) о гражданской войне в Испании 1936-39; «Высший инстинкт» (1968) об индейцах бразильской Амазонки.

ФЕРРЕРИ МАРКО

Ферре́ри Марко (Ferreri) (р. 1928), итальянский кинорежиссёр. В фильмах «Диллинджер мёртв» (1969), «Большая жратва» (1973), «Прощай, самец» («Мечта обезьяны», 1978), «Дом улыбок» (1990) критиковал «общество потребления» с саркастической, трагифарсовой точки зрения.

* * *

ФЕРРЕРИ Марко - ФЕРРЕ́РИ (Ferreri) Марко (11 мая 1928 - 9 мая 1997), итальянский кинорежиссер.

Ветеринар по образованию, Феррери занимался торговлей и рекламой спиртных напитков. Работая над рекламными кинороликами, он увлекся миром кинематографа. После учебы в Римском экспериментальном киноцентре Феррери в начале 1950-х годов работал на итальянских киностудиях помощником и ассистентом режиссера, сотрудничал с Чезаре Дзаваттини (см. ДЗАВАТТИНИ Чезаре). В 1956 Феррери переехал в Испанию, где познакомился с писателем-сатириком Рафаэлем Асконой, который стал его постоянным сценаристом. Испанские фильмы режиссера - «Квартирка» (1958), «Парнишки» (1959), «Коляска» (1960) - представляют собой сатиру на франкистскую Испанию в стилистике черного юмора. В 1961 Феррери вернулся в Италию. В снятых на родине фильмах «Пчеломатка» («Современная история», 1962) и «Женщина-обезьяна» (1963) он нападает на современный институт брака.

Не чураясь низких тем и жанров, Феррери старался возводить их до высокого художественного уровня. Его философская аллегория «Диллинджер мертв» (1968) представляла собой обвинительный акт современному обществу. Снятая следом философская притча «Семя человеческое» (1969) была пронизана мрачными футурологическими предсказаниями о гибели человечества в ходе третьей мировой войны. С гуманистических позиций режиссер снял антиклерикальный фильм «Аудиенция» (1970). Фильм «Большая жратва» (1973) в форме открытого гротеска предрекал гибель современному обществу потребления.

Проблемам отчуждения личности и взаимоотношениям полов посвящены фильмы «Сука» (1972, в главной роли Катрин Денев (см. ДЕНЕВ Катрин)) и «Последняя женщина» (1976). В фильме «Прощай, самец» (1978), программном произведении автора, в излюбленной им форме футурологической философской притчи нарисован закат современной цивилизации, оставшейся без мужского, созидательного начала. Тотальному отрицанию ценностей цивилизации посвящен фильм «Прошу убежища» (1979). В начале 1980-х годов Феррери обратился к теме взаимоотношений художника и общества, сняв фильм «История обыкновенного безумия» (1981). В лентах 1980-х годов «История Пьеры» (1983) и «Будущее - это женщина» (1984) последовательно утверждается приоритет женского начала в современном мире. Кроме того, Феррери снял фильмы «Свадебный марш» (1966), «Гарем» (1967), «Не прикасайся к белой женщине» (1974).

В итальянском кинематографе творчество Феррери стоит особняком. Несмотря на то, что он начинал в 1950-е годы, неореализм (см. НЕОРЕАЛИЗМ) для него оказался чуждым течением. Гораздо большее влияние на Феррери оказали испанская литература и кинематограф, прежде всего Луис Бунюэль (см. БУНЮЭЛЬ Луис) . В целом в творчестве мастера преобладают апокалиптические, неприятие действительности и порой человеческой личности.

ФЕРРЕРО ВИЛЛИ

Ферре́ро Вилли (Ferrero) (1906-1954), итальянский дирижёр. Выступал с детских лет. Концертировал как симфонический и оперный дирижёр.

* * *

ФЕРРЕРО Вилли - ФЕРРЕ́РО (Ferrero) Вилли (1906-1954), итальянский дирижер. Выступал с детских лет. Концертировал как симфонический и оперный дирижер, в т. ч. в России.

ФЕРРЕРО ХЕСУС

ФЕРРЕРО Хесус - ФЕРРЕ́РО (Ferrero) Хесус (р. 1952, Самора), испанский писатель. Получил высшее образование в Париже, защитил диссертацию по истории Древней Греции. Действие его романов «Бельвер Ин» (1981) и «Опиум» (1986) разворачивается на Востоке. Размышляя о вечных темах - любви, жизненном пути, трагедии выбора - Ферреро соединяет элементы буддизма, таоизма и платонизма. Для Ферреро важно найти новый взгляд на традиционный персонаж трагического героя («В основе всех моих романов лежит классическая история»). В последующих романах эти размышления представлены в различных жанровых решениях: гангстерский роман («Леди Пепа»), экзистенциалистский («Дебора Бленн»), детектив («Эффект Допплера»). Ферреро широко использует прием «роман в романе»; создает коллажи из цитат, обрывков диалогов, фрагментов радиопередач; заимствует из французского «нового романа» принцип повторения; представляет размышления героев в виде диалога с «хором внутренних голосов» или с корифеем «хора».

В романе «Амадор или рассказ о счастливом человеке» (1997) в отличие от предшествующих повествование выдержано в реалистической манере, ведется от первого лица и в хронологической последовательности. Герой романа «Дьявол в глазах» (1999) - подросток, смотрящий на мир через объектив видеокамеры. Ферреро вновь представляет классические темы, преломленные в современной испанской действительности и сформулированные как проблема одиночества, безумие, распад традиционных семейных устоев. Лауреат литературных премий, автор стихотворных сборников, путевых заметок и сценарист (сценарий фильма «Матадор» в соавторстве с П. Альмодоваром (см. АЛЬМОДОВАР Педро) ). Преподает в мадридской Школе словесности.

ФЕРРИ АНТОНИО

ФЕРРИ Антонио - ФЕ́РРИ (Ferri) Антонио (1912-78), итальянский физик, создатель первой в мире сверхзвуковой аэродинамической трубы (см. АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ТРУБА) . Автор ряда теоретических и экспериментальных трудов по методам аэродинамического расчета при сверхзвуковых скоростях полета, теплообмену при гиперзвуковых скоростях и др. Участник итальянского движения Сопротивления. Член Национальной академии инженерных наук (США), Туринской Академии наук (Италия), Международной академии астронавтики.

ФЕРРИ ЖЮЛЬ

Ферри́ Жюль (Ferry) (1832-1893), премьер-министр Франции в 1880-81, 1883-85. Проводник французской колониальной экспансии.

* * *

ФЕРРИ Жюль - ФЕРРИ́ (Ferry) Жюль (1832-93), премьер-министр Франции в 1880-81, 1883-85. Проводник французской колониальной экспансии.

Предыдущая страница Следующая страница