Энциклопедический словарь (2009)
ФИАТ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ФИАТ

ФИАТ - «ФИА́Т» (FIAT, Fabrica Italiana Automobili Torino), крупнейшая итальянская автомобильная корпорация. Выпускает легковые, спортивные и гоночные автомобили, грузовики, различную промышленную и сельскохозяйственную технику. Корпорации принадлежат также предприятия по выпуску аэрокосмической продукции. Штаб-квартира находится в Турине.

Компания была основана в 1899 Дж. Аньелли (см. АНЬЕЛЛИ Джованни)для сборки автомобилей по лицензии «Рено (см. РЕНО)» с двигателями «Де Дион» (см. ДЕ ДИОН Альбер). В организацию производства Аньелли с самого начала привнес свои социалистические идеалы о возможности сотрудничества между предпринимателями и рабочими. В 1903 в Италии были отменены тарифы на импортную сталь, что привело к быстрому расширению производства: появились оригинальные легковые такси, грузовики, автобусы, началось и производство двигателей для самолетов и судов.

Впервые в Европе автомобильная компания ФИАТ громко заявила о себе как об оригинальном производителе моделью S61 с 10,5-литровым мотором, победив на гонках Гран-При во Франции в 1911. Первая мировая война вывела «ФИАТ» в лидеры итальянского автомобильного производства. К началу 1920-х годов «ФИАТ» уже становится крупнейшей компанией Италии. Во многом способствовал этому и администратор компании Витторио Валлетта. Но в 1920-е годы «ФИАТ» и лично Аньелли пережили ряд мощных забастовок, сопровождавшихся захватами предприятий и служебных помещений. Лидерами восставших рабочих были коммунисты Антонио Грамши (см. ГРАМШИ Антонио)и Пальмиро Тольятти (см. ТОЛЬЯТТИ Пальмиро). Производство было фактически разрушено. По просьбе рабочих Аньелли возвращается к руководству. В 1927 создается холдинг IFI, предназначенный для управления «ФИАТом». Главенствующую роль в холдинге до сегодняшнего дня играет семья Аньелли.

В 1936 появляется «Тополино» (Topolino, или «ФИАТ-500»), двухместный автомобиль с двигателем рабочего объема 569 см3, самый миниатюрный автомобиль в мире, запущенный в массовое производство. Сначала были придуманы форма и объем кузова, а лишь после этого инженер Данте Джакоза (Dante Giacosa) стал обдумывать порядок расположения под ним всех узлов и агрегатов шасси с задними ведущими колесами, сконструировав их в виде короткой и легкой рамы с отверстиями в лонжеронах для снижения веса. Необходимая жесткость приобреталась только после прикрепления к раме наклонного кузова. Этот знаменитый автомобиль с 1936 по 1955 был продан в количестве более полумиллиона.

Во время Второй мировой войны предприятия «ФИАТ» были значительно разрушены, а после освобождения Италии национализированы. Впрочем, Витторио Валетта продолжал фактически руководить компанией. В начале 1960-х годов компания опять приватизируется. Во главе концерна становятся внуки Дж. Аньелли-старшего, Умберто и Джованни-младший, привнеся новые подходы к организации производства. «ФИАТ» сотрудничает с СССР в строительстве Волжского автомобильного завода в г. Ставрополе-на-Волге (ныне Тольятти). В 1969 в «ФИАТ» входят компания «Ланча» и «Феррари», с 1986 - «Альфа Ромео (см. АЛЬФА РОМЕО)».Со дня своего основания компания занималась не только автомобилестроением, но и производством сельскохозяйственных машин, оборудования для авиации, систем производства. В начале 20 в. компания стала производить трамваи и автобусы, позже наладила выпуск грузовиков. Итогом стало появление в 1914 известной модели 18BL, которая стала прародительницей целого ряда моделей.

Итальянский концерн FIAT - основной национальный производитель легких развозных фургонов и грузовиков. Концерн предлагает также гамму легких грузовых исполнений своих серийных легковых автомобилей и однообъемных минивэнов, а также пикапов, массовое производство которых налажено на головном предприятии в Италии и филиалах в Турции и Бразилии.

Кризис, наметившийся в середине 2001 года и усилившийся после террористических актов 11 сентября, негативно сказался на результатах работы концерна. Дополнительные трудности ФИАТу пришлось преодолевать после отказа «Дженерал моторс» от промышленного альянса с итальянским автогигантом. Появление новых моделей Idea, Panda III и Croma замедлило падение спроса на «фиаты». В 2004 автомобильное подразделение FIAT Auto выпустило 1766 тысяч легковых автомобилей и легких грузовиков, на 4,2 % превысив результат предыдущего года.

В начало словаря