Статьи на букву "Д" (часть 14, "ДЕ"-"ДЕБ")
ДЕ ДИОН Альбер - ДЕ ДИО́Н (de Dion) Альбер (1856-1946), граф, французский конструктор, пионер автомобилестроения. Будучи молодым спортсменом, увлекся паровыми автомобилями. В 1882, объединив усилия с инженером Жоржем Бутоном (Bouton) и механиком Трепарду (Trepardoux), де Дион в своем имении создал компанию De Dion-Bouton & Trepardoux. Он разработал конструкцию четырехколесного автомобиля, Бутон собрал его своими руками, а Трепарду разработал паровой двигатель. В 1884 таким образом был построен его первый двухместный паромобиль. Семейный совет запретил графу де Диону заниматься делом, компрометирующим его достоинство, но молодой аристократ не подчинился. Удачная конструкция De Dion-Bouton & Trepardoux обеспечила коммерческий успех. В последующие годы граф построил сразу несколько однотипных паромобилей. Самым удачным считался двухместный паромобиль «Тип III», который был компактнее и маневреннее других. Эта модель выпускалась довольно долго. Де Дион активно рекламировал новый вид транспорта, однако паровые машины не могли конкурировать с бензиновыми моторами. Де Дион одновременно с паромобилями стал разрабатывать свой бензомотор. Но Трепарду, не согласившись с таким решением, вскоре покинул компанию. В 1885 на фирме был сконструирован скромный на вид одноцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 0,5 л.с., работавший в режиме 1500 об/мин. (мог достичь и 3000 об/мин.). Стремясь усовершенствовать свой двигатель, де Дион изобрел систему электрического зажигания. Таким двигателем был оснащен сначала трицикл (трехколесный автомобиль), а потом - квадрицикл - четырехколесное средство передвижения, которое, однако, еще нельзя было назвать полноценным автомобилем. Следующим шагом стало появление легкого автомобиля-вуатюретки «визави». Эту модель де Дион оснастил задней ведущей осью нового образца, получившей название «ось де Диона». Перейдя в дальнейшем к производству автомобилей на базе 8-цилиндровых двигателей, фирме удалось, во многом благодаря усилиям самого графа, повысить качество серийных моделей. Постоянно занимаясь усовершенствованиями, де Дион привнес многое в конструкцию трансмиссии, сцепления, приводной системы и др. Но фирма не выдержала конкуренции с крупными компаниями, внедрившими конвейерное производство. Тяжелым ударом стала также и Великая депрессия (см. ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ), начавшаяся в 1929 году. В 1932 компания прекратила свое существование. |
Де Дюв Кристиан Рене (De Duve) (р. 1917), бельгийский биохимик. Открыл субклеточные структуры - лизосомы. Нобелевская премия (1974, совместно с Дж. Э. Паладе и А. Клодом).
* * * ДЕ ДЮВ Кристиан Рене - ДЕ ДЮВ (De Duve) Кристиан Рене (р. 2 октября 1917), бельгийский биохимик. Открыл субклеточные структуры - лизосомы (см. ЛИЗОСОМЫ). Нобелевская премия (1974, совместно с Дж. Э. Паладе (см. ПАЛАДЕ Джордж Эмиль) и А. Клодом (см. КЛОД Альбер)). |
ДЕ КИРИКО Андреа - де Кирико Андреа, см. Савиньо Альберто (см. САВИНЬО Альберто) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Де Косте́р Шарль (De Coster) (1827-1879), бельгийский писатель (на французском языке). Сборник «Фламандские легенды» (1858) на сюжеты средневековых легенд исполнен ренессансного духа. Уникальная по жанру эпическая книга-поэма «Легенда об Уленшпигеле...» (1867) - «Библия Бельгии», проникнутая верой и нравственным оптимизмом. Историческая достоверность повествования о жестокой эпохе Нидерландской буржуазной революции закрепляет центральный образ героической личности из простого народа, ставшей воплощением национального характера. Национально-освободительная и антифеодальная патетика сочетается с народным смехом, реалистическая пластика - с романтическим лиризмом и символикой, фольклорные жанры - с традициями фламандской живописи.
* * * ДЕ КОСТЕР Шарль - ДЕ КОСТЕ́Р (De Coster) Шарль (1827-79), бельгийский писатель (на французском языке). Сборник «Фламандские легенды» (1858) на сюжеты средневековых легенд; исполнен ренессансного духа. Уникальная по жанру книга-поэма, книга-эпопея «Легенда об Уленшпигеле...» (1867) - «Библия Бельгии», проникнутая верой и нравственным оптимизмом. Историческая достоверность повествования о жестокой эпохе Нидерландской революции закрепляет центральный образ героической личности из простого народа, ставшей воплощением национального характера. Национально-освободительная и антифеодальная патетика сочетается с народным смехом, реалистическая пластика - с романтическим лиризмом и символикой, фольклорные жанры - с традициями фламандской живописи. |
Де Крайф Поль - де Крюи (de Kruif) (1890-1971), американский писатель. Один из создателей научно-художественной литературы (книги «Охотники за микробами», 1926; «Борьба с безумием», 1957).
* * * ДЕ КРАЙФ Поль - ДЕ КРАЙФ (Де Крюи) (de Kruif) Поль (1890-1971), американский писатель. Один из создателей научно-художественной литературы (см. НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА) (кн. «Охотники за микробами», 1926; «Борьба с безумием», 1957). |
ДЕ КРЮИ Поль - ДЕ КРЮИ́ П., см. Де Крайф П. (см. ДЕ КРАЙФ Поль). |
Де Куи́нси Томас - Де Квинси (De Quincey) (1785-1859), английский писатель. Автобиографическая повесть «Исповедь англичанина, курильщика опиума» (1822) с описанием ощущений визионера. Многочисленные эссе (философские, исторические, по религиоведению, теории литературы) отличаются парадоксализмом, тягой к необычайному, экстравагантному, «исключениям истории». Творчество Де Куинси привлекло внимание символистов и сюрреалистов.
* * * ДЕ КУИНСИ Томас - ДЕ КУИ́НСИ (Де Квинси) (De Quincey) Томас (1785-1859), английский писатель. Предшественник декадентства (автобиография «Исповедь англичанина-опиомана», 1822). |
Де Ку́нинг Виллем (De Kooning) (р. 1904), американский живописец. Один из ведущих мастеров абстрактного экспрессионизма (наряду с А. Горки, Дж. Поллоком, М. Ротко и др.), писал мрачно-драматические композиции, в которых человеческие фигуры растворяются в хаосе спонтанных линейных ритмов («Женщина II», 1952).
* * * ДЕ КУНИНГ Виллем - ДЕ КУ́НИНГ (De Kooning) Виллем (1904-97), американский художник нидерландского происхождения, глава школы абстрактного экспрессионизма. |
ДЕ ЛАУРЕНТИС Дино - ДЕ ЛАУРЕ́НТИС Дино (De Laurentis, Dino ) (р. 8 августа 1919), итальянский и американский продюсер. Выходец из Неаполя, Де Лаурентис окончил актерское отделение Экспериментального киноцентра в Риме. Он снимался во второстепенных ролях и начал продюсировать музыкальные мелодрамы еще в фашистской Италии. Первый свой фильм «L"Amore Canta» Де Лаурентис спродюсировал, когда ему было всего 20 лет. Он основал кинофирму «Real Cine», был одним из руководителей студии «Lux film», затем вместе с Карло Понти стал основателем новой фирмы, располагавшей киностудиями в Риме. После второй мировой войны продюсер организовывал съемки фильмов большинства итальянских неореалистов, в том числе «Ночи Кабирии» и «Дорога» Федерико Феллини (см. ФЕЛЛИНИ Федерико). Супругой продюсера стала звезда итальянского кино 1950-х годов Сильвана Мангано (см. МАНГАНО Сильвана). В 1956 Де Лаурентис создает новую кинофирму «De Laurentiis cinematographika», которая стала одной из самых крупных в Италии. В 1960-е годы его деятельность вышла за пределы Италии, он работал с крупнейшими режиссерами второй половины 20 века - Лукино Висконти, Ингмаром Бергманом, Жан-Люком Годаром, Сергеем Бондарчуком, Эльдаром Рязановым, Милошем Форманом, Девидом Линчем. Де Лаурентис сумел стать одним из самых удачливых голливудских продюсеров, на счету которого блокбастеры «Кинг-Конг», «Конан Варвар», «Три дня Кондора». С именем Де Лаурентиса связано открытие многих голливудских звезд - Джейн Фонды, Аль Пачино, Чарльза Бронсона, Джессики Ланж, Арнольда Шварценеггера. И в преклонном возрасте продюсер не отходил от дел, оставаясь одной из самых влиятельных фигур мирового кинематографа. В 1990 Де Лаурентис вновь женился - на главе администрации своей фирмы Марте Шумахер. Вместе с ней он был продюсером своих лучших фильмов последних лет «Авария» (1997) и «Ю-571» (2000). |
Де Ле́он Даниель (De Leon) (1852-1914), руководитель и идеолог Социалистической рабочей партии США (основана в 1876). Один из создателей организации «Индустриальные рабочие мира».
* * * ДЕ ЛЕОН Даниель - ДЕ ЛЕ́ОН Даниель (Daniel De Leon) (14 декабря 1852, Кюрасао, Нидерландские Антиллы - 11 мая 1914, Нью-Йорк), американский социалист, деятель рабочего движения. Голландец по происхождению, Де Леон получил образование в Германии, Нидерландах и в США (куда перебрался в начале 1870-х гг.). В 1883-1889 гг.читал лекции по праву в Колумбийском университете (см. КОЛУМБИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ). В 1890 вступил в Социалистическую рабочую партию (основана в 1872), вскоре стал ее руководителем и идеологом. В 1891 возглавлял редакцию официального органа Социалистической рабочей партии «Пипл» (People). Сторонник идей классовой борьбы, Де Леон выступал против идеологии тред-юнионизма (см. ТРЕД-ЮНИОНЫ), вел борьбу против правоцентристских влияний в своей партии и реформистских лидеров Американской федерации труда (см. АМЕРИКАНСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТРУДА - КОНГРЕСС ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОФСОЮЗОВ) (АФТ), выступал против оппортунистических лидеров Второго Интернационала. Гораздо меньшее внимание он уделял борьбе за повседневные нужды рабочих. Потерпев неудачу в борьбе внутри АФТ, Де Леон призывал социалистов и революционно настроенных рабочих выйти из ее организаций. В 1905 участвовал в создании организации «Индустриальные рабочие мира». Отрицал руководящую роль партии в рабочем движении и необходимость диктатуры пролетариата, полагал, что переход США к социализму сможет произойти в мягкой форме, потребует меньших жертв. |
Де Лоне́ Л. - см. Лоне Л. |
ДЕ ЛОНЕ Луи де - ДЕ ЛОНЕ́ Л., см. Лоне Л. (см. ЛОНЕ Луи де) |
ДЕ ЛУСИА Пако - ДЕ ЛУ́СИА (Де Лусия) Пако (De Lucia Paco) (наст. Франсиско Санчес Гомес, Francisco Sanchez Gomez) (р. 21 декабря 1947, Алгесирас), испанский гитарист-виртуоз, играющий в стилях фламенко (см. КАНТЕ ФЛАМЕНКО) и фьюжн (см. ФЬЮЖН). Один из самых выдающихся гитаристов современности. Сын гитариста фламенко Антонио Санчеса (Antonio Sanchez), Пако, а также его братья Рамон (Ramon, также гитарист) и Пепе (Pepe, вокал) с раннего детства начали заниматься музыкой. Сам Пако начал играть на гитаре с 5 лет. В 11 лет он, будучи уже мастеровитым музыкантом, выступал на радиостанции Radio Algeciras. Годом позже Пако получил специальную награду на фестивале «Festival Concurso International Flamenco de Jerez de la Frontera». В 16 лет его пригласил к себе в труппу известный танцор фламенко Хосе Греко (Jose Greco), в которой Де Лусиа провел 3 года. Во время турне труппы танцора по США произошло поворотное событие в карьере Пако: он повстречался с ведущим гитаристом в стиле фламенко Сабикасом (Sabicas), который посоветовал Пако разрабатывать свой собственный исполнительский стиль - соединение традиционного фламенко (чистый аккомпанемент) с собственными мелодическими пассажами и современным инструментарием (в основном из арсенала джаз-фьюжна). Это дало быстрые результаты. Записывая сольные альбомы (многие были сделаны совместно с певцом фламенко Эль Камароном Де Ла Исла (El Camaron de la Isla)), Де Лусиа покорил весь мир своим новаторским подходом к одному из самых традиционных стилей в музыке. Тем не менее, несколько альбомов Де Лусиа записаны в стилистике «чистого фламенко». «В своем творчестве я никогда не терял корней нашей музыки, - говорил Пако в одном из интвервью в конце 1990-х гг., - поскольку в этом случае я потерял бы себя». Де Лусиа много сотрудничал с самыми крупными звездами современной инструментальной музыки - такими, как пианист Чик Кориа (см. КОРИА Чик) (Chick Corea), гитаристы Джон Маклофлин (см. МАКЛОФЛИН Джон) (John McLaughlin), Лари Корьел (Larry Coryell), Эл Ди Меола (см. ДИ МЕОЛА Эл) (Al DiMeola) и др. Известность получили и работы Пако с секстетом, в котором он выступал вместе со своими братьями Рамоном и Пепе. |
ДЕ ЛУТЕРО Джованни - ДЕ Луте́ро Джованни, см. Досси Доссо (см. ДОССИ Доссо) |
Де Милль Агнес (De Mille) (1909-1993), американская артистка балета, балетмейстер. Работала в «Балле Рамбер» (Великобритания), «Балле тиэтр» (Нью-Йорк) и др. Использовала американские танцевальные фольклорные мотивы. Среди постановок: «Родео» А. Копленда (1942), «Лето» на музыку Ф. Шуберта (1975). Ставила танцы в мюзиклах («Оклахома!» Р. Роджерса, 1943). В 1973 организовала труппу «Хэритидж данс тиэтр». Автор книг, статей.
* * * ДЕ МИЛЛЬ Агнес - ДЕ МИЛЛЬ (De Mille) Агнес (1909-93), американская артистка балета, балетмейстер. Работала в «Балле Рамбер» (Великобритания), «Балле тиэтр» (Нью-Йорк) и др. Использовала американские танцевальные фольклорные мотивы. Ставила танцы в мьюзиклах («Оклахома!» Роджерса). В 1973 организовала труппу «Хэритидж данс тиэтр». |
Де Милль Сесиль Блаунт (1881-1959), американский кинорежиссёр. Фильмы: «Кармен» (1915), «Царь царей» (1927), «Самсон и Далила» (1949), «Десять заповедей» (1923 и 1956) и др.
* * * ДЕ МИЛЛЬ Сесиль Блаунт - ДЕ МИЛЛЬ Сесиль Блаунт (1881-1959), американский кинорежиссер. Фильмы: «Кармен» (1915), «Царь царей» (1927), «Самсон и Далила» (1949), «Десять заповедей» (1923 и 1956) и др. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДЕ ОРАНН Дювержье - ДЕ ОРА́НН Дювержье, см. Сен-Сиран (см. СЕН-СИРАН) |
ДЕ ПАЛЬМА Брайан - ДЕ ПА́ЛЬМА (De Palma) Брайан (р. 11 сентября 1940), американский кинорежиссер, сценарист и продюсер. Приобрел известность экранизацией романа С. Кинга «Керри» (1976), с которой в американском кино утвердилось новое направление, соединяющее мистические мотивы с реалистически воспроизведенным бытом среднего класса. В дальнейшем снимал триллеры («Одетый для убийства»,1980), детективы («Лицо со шрамом», 1983), драмы («Военные потери», 1989) и др. |
Де Ра́да Иероним (De Rada) (1814-1903), албанский поэт. Зачинатель национального романтизма. Поэмы «Песни Милосао» (1836), «Песни Серафины Топии» (1843), «Несчастный Скандербег» (1886), публицистика посвящена борьбе за национальную независимость.
* * * ДЕ РАДА Иероним - ДЕ РА́ДА (De Rada) Иероним (1814-1903), албанский поэт. Зачинатель албанского романтизма. Поэмы «Песни Милосао» (1836), «Песни Серафины Топии»(1843), «Несчастный Скандербег» (1886), публицистика посвященная борьбе за национальную независимость. |
Де Руа́ Хендрик (De Roy) (латинизир. - Региус, Regius) (1598-1679), голландский философ, физиолог и педагог. Основатель направления в картезианстве.
* * * ДЕ РУА Хендрик - ДЕ РУА́ (De Roy) Хендрик (латинизированное Региус, Regius) (1598-1679), нидерландский философ, физиолог и педагог. Основатель направления в картезианстве. |
Де Са́бата Виктор (De Sabata) (1892-1967), итальянский дирижёр, композитор. В 1927-57 дирижёр театра «Ла Скала». Выступал во многих странах. Один из лучших интерпретаторов опер Дж. Верди и Дж. Пуччини. Опера, балет, сочинения для оркестра.
* * * ДЕ САБАТА Виктор - ДЕ СА́БАТА (De Sabata) Виктор (1892-1967), итальянский дирижер, композитор. В 1927-1957 дирижер театра «Ла Скала». Выступал во многих странах. Один из лучших интерпретаторов опер Дж. Верди и Дж. Пуччини. |
Де Са́нктис Франческо (De Sanctis) (1817-1883), итальянский историк литературы, критик и общественный деятель, один из идеологов Рисорджименто; примыкал к итальянскому романтизму. Основные работы о Ф. Петрарке (1869), Дж. Леопарди (изд. 1885), «История итальянской литературы» (1870).
* * * ДЕ САНКТИС Франческо - ДЕ СА́НКТИС (De Sanctis) Франческо (1817-83), итальянский историк литературы, критик и общественный деятель, участник Рисорджименто (см. РИСОРДЖИМЕНТО); примыкал к итальянскому романтизму. Основные работы о Ф. Петрарке (см. ПЕТРАРКА Франческо) (1869), Дж. Леопарди (см. ЛЕОПАРДИ Джакомо) (издание 1885), «История итальянской литературы» (1870). |
Де Са́нтис Джузеппе (De Santis) (1917-1997), итальянский кинорежиссёр. Один из основоположников неореализма. Участник Движения Сопротивления. Фильмы: «Трагическая охота» (1947), «Нет мира под оливами» (1950), «Рим, 11 часов» (1952), «Они шли на Восток» (1964, советско-итальянский), «Ценный специалист с обеспеченным будущим» (1972) и др. В его лучших картинах страстность и романтизм сочетаются с колоритными зарисовками народной жизни, точными и яркими деталями.
* * * ДЕ САНТИС Джузеппе - ДЕ СА́НТИС (De Santis) Джузеппе (11 февраля 1917, Фонди, Италия - 16 мая 1997, Рим), итальянский кинорежиссер. Занимался филологией, философией, закончил юридический факультет Римского университета. С 1940 - в Римском Экспериментальном киноцентре. Был кинокритиком, оппозиционным фашистскому режиму. Один из авторов сценария и помощник режиссера Л. Висконти (см. ВИСКОНТИ Лукино) на съемках «Одержимости» и «Желания», начатого Р. Росселлини (см. РОССЕЛЛИНИ Роберто). В 1943-45 участвовал в Сопротивлении, вступил в Итальянскую коммунистическую партию. Принимал участие в съемках антифашистского документального фильма «Дни славы» (1945). Один из лидеров неореализма (см. НЕОРЕАЛИЗМ). С первых же своих фильмов «Трагическая охота» (1947), «Горький рис» (1948) обнаружил интерес к злободневной социальной тематике. Глубоким художественным анализом и активной гражданской позицией отличаются его фильмы, особенно «Нет мира под оливами» (1950), «Рим, 11 часов» (1952) (другое прокатное название - «Рим в 11 часов»). Большой зрительский успех снискала его мелодрама «Дайте мужа Анне Дзаккео» (1953) - (другое прокатное название - «Утраченные грезы» ). Последующие два десятилетия творческой деятельности характеризуются большими или меньшими уступками коммерческому кино. После 1972 фильмы не снимал, оставаясь репрезентативной фигурой. Соавтор сценариев собственных фильмов и ряда фильмов других режиссеров. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Де Ту Ж. - см. Ту Ж. |
ДЕ ТУ Жак - ДЕ ТУ Жак, смотри Ту Жак (см. ТУ Жак). |
Де Тхам (De Tham), Хоанг Хоа Тхам (Hoang Ноа Thám) (около 1857 - 1913), руководитель вооружённых выступлений против французских колонизаторов в Северном Вьетнаме в конце XIX - начале XX вв. Убит. Национальный герой Вьетнама.
* * * ДЕ ТХАМ - ДЕ ТХАМ (De Tham) (Хоанг Хоа Тхам, Hoand Hoa Tham) (ок. 1857-1913), руководитель вооруженных выступлений против французских колонизаторов в Сев. Вьетнаме в кон. 19 - нач. 20 вв. Убит. Национальный герой Вьетнама. |
Де Фили́ппо Эдуардо (De Filippo), настоящая фамилия Пассарелли (Passarelli) (1900-1984), итальянский драматург, режиссёр, актёр. Творчество связано с неореализмом. В пьесах социальная значимость, психологическая глубина сочетаются с гротеском: «Филумена Мартурано» (постановка 1946), «Суббота, воскресенье, понедельник» (постановка 1960) и др. В 1931-73 руководитель собственной труппы. Работал в кино («Неаполь - город миллионеров» и др.).
* * * ДЕ ФИЛИППО Эдуардо - ДЕ ФИЛИ́ППО (De Filippo) (наст. фам. Пассарелли, Passarelli) Эдуардо (1900-1984), итальянский драматург, режиссер, актер. Творчество связано с неореализмом. В пьесах социальная значимость, психологическая глубина сочетаются с гротеском: («Филумена Мартурано» (поставлена в 1946), «Суббота, воскресенье, понедельник» (поставлена в 1960) и др. В 1931-73 руководитель собственной труппы. Работал в кино («Неаполь - город миллионеров» и др.). |
Де Фо́рест Л. - см. Форест Л. де. |
ДЕ ФОРЕСТ Ли - ДЕ ФОРЕСТ Л., см. Форест Л. де (см. ФОРЕСТ Ли). |
Де Фриз Мартин Геритсон - Фриз (de Vries) (XVII в.), голландский мореплаватель. В 1643-44 исследовал восточные побережья островов Хонсю и Хоккайдо.
* * * ДЕ ФРИЗ Мартин Геритсон - ДЕ ФРИЗ (Фриз) (de Vries) Мартин Геритсон (17 в.), нидерландский мореплаватель. В 1643-44 исследовал восточные побережья о-вов Хонсю (см. ХОНСЮ) и Хоккайдо (см. ХОККАЙДО) . |
Де Фриз Хуго (Де Фрис) (1848-1935), нидерландский ботаник, один из основателей учения об изменчивости и эволюции, иностранный член-корреспондент РАН (1924), иностранный почётный член АН СССР (1932). Провёл первые систематические исследования мутационного процесса. Разработал концепцию эволюции посредством мутаций (мутационная теория Де Фриза). Одновременно с К. Э. Корренсом и Э. Чермаком-Зейзенеггом вторично открыл законы Менделя (1900).
* * * ДЕ ФРИЗ Хуго - ДЕ ФРИЗ (Де Фрис) Хуго (1848-1935), нидерландский ботаник, один из основателей учения об изменчивости и эволюции, иностранный член-корреспондент РАН (1924), иностранный почетный член АН СССР (1932). Провел первые систематические исследования мутационного процесса. Разработал концепцию эволюции посредством мутаций (мутационная теория (см. МУТАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ) Де Фриза). Одновременно с К. Э. Корренсом (см. КОРРЕНС Карл Эрих) и Э. Чермаком-Зейзенеггом (см. ЧЕРМАК-ЗЕЙЗЕНЕГГ) вторично открыл законы Менделя (1900). |
ДЕ ФЮНЕС Луи - ДЕ ФЮНЕ́С Луи, смотри Фюнес Луи (см. ФЮНЕС Луи). |
ДЕ ХААЗА - ВАН АЛЬФЕНА ЭФФЕКТ - ДЕ ХА́АЗА - ВАН А́ЛЬФЕНА ЭФФЕ́КТ, осциллирующая зависимость магнитной восприимчивости (см. МАГНИТНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ) металлов и полуметаллов от напряженности приложенного магнитного поля H (точнее от 1/H). Наблюдается при низких температурах и в сильных магнитных полях. Открыт нидерландскими физиками В. де Хаазом и П. ван Альфеном в 1930. |
Де Ха́аза-Ван А́льфена эффе́кт - Де Ха́аза-Ван А́льфена эффе́кт, осциллирующая зависимость магнитной восприимчивости металлов и полуметаллов от напряжённости приложенного магнитного поля Н. Наблюдается при низких температурах и в сильных магнитных полях. Открыт нидерландскими физиками В. де Хаазом (W. de Haas) и П. ван Альфеном (P. van Alphen) в 1930. |
ДЕ ХЭВИЛЛЕНД Джефри - ДЕ ХЭ́ВИЛЛЕНД (de Havilland) Джефри (1882-1965), английский пионер авиации, пилот, авиаконструктор и промышленник. Его первый самолет, построенный в 1909, разбился в первом же полете. Следующий, законченный в 1910, он пилотировал сам. Во время 1-й мировой войны был главным конструктором фирмы «Эркрафт меньюфекчуринг», где создал ряд истребителей и бомбардировщиков. В 1920 основал фирму «Де Хэвилленд», выпускавшую гражданские самолеты, а также боевой самолет «Москито». В 40-х гг. и в дальнейшем фирмой выпускались реактивные истребители и пассажирские самолеты, в т. ч. первый реактивный пассажирский самолет «Комета». Награжден медалью Гуггенхеймов (1952). |
ДЕ ХЭВИЛЛЕНД Оливия - ДЕ ХЭ́ВИЛЛЕНД (De Havilland) Оливия (р. 1 июля 1916, Токио), американская актриса, по происхождению англичанка. Старшая сестра актрисы Джоан Фонтейн, с которой конкурировала и даже враждовала. В Америку в 1919 сестер привезла мать, также актриса.В 1930-е годы снималась во многих костюмных постановках, где была постоянной партнершей Эррола Флинна: «Капитан Блад» (1935), «Атака легкой бригады» (1936), «Приключения Робина Гуда» (1938) и др. В отличие от своей сестры, играла обычно сильных, независимых, но женственных героинь. Сыграла роль Мелани в картине «Унесенные ветром» (1939, номинация на «Оскар»). Получила премии «Оскар» за фильмы «Каждому свое» (1946) и «Наследница» (1949) Уильяма Уайлера (см. УАЙЛЕР Уильям). В 1955 вышла замуж за издателя журнала «Пари Матч» Пьера Галанта и переехала в Париж. После этого снималась редко. Среди ее картин позднего периода выделяется триллер «Тише... тише, милая Шарлотта» (1965) Роберта Олдрича. |
Де́ак Ференц (Deák) (1803-1876), венгерский политический деятель. В 1833-47 один из лидеров парламентской оппозиции, поддерживавшей Л. Кошута. В 1848 министр юстиции в правительстве Л. Баттяни. После поражения революции 1848-49 в Венгрии выступал за пассивное сопротивление Габсбургам. В 1865 основал партию (партия Деака) сторонников австро-венгерского соглашения (1867).
* * * ДЕАК Ференц - ДЕ́АК (Deak) Ференц (1803-76), венгерский политический деятель. В 1833-47 один из лидеров парламентской оппозиции, поддерживавшей Л. Кошута. В 1848 министр юстиции в правительстве Л. Баттяни. После поражения Революции 1848-49 в Венгрии выступал за пассивное сопротивление Габсбургам. В 1865 основал партию (Деак партия) сторонников австро-венгерского соглашения (1867). |
ДЕАЛКОГОЛИЗА́ЦИЯ -и; ж. 1. Удаление винного спирта из жидкостей, содержащих его. Д. сока. 2. Система мер по борьбе с алкоголизмом. Насильственная, успешная д. Провести кампанию по деалкоголизации. |
Деасфальтиза́ция нефтепроду́ктов - извлечение высокомолекулярных смолисто-асфальтеновых веществ из остаточных продуктов перегонки нефти (мазута, гудрона) для улучшения их качества. Осуществляется с использованием углеводородных растворителей.
* * * ДЕАСФАЛЬТИЗАЦИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ - ДЕАСФАЛЬТИЗА́ЦИЯ НЕФТЕПРОДУ́КТОВ, извлечение высокомолекулярных смолисто-асфальтеновых веществ из остаточных продуктов перегонки нефти (мазута, гудрона) для улучшения их качества. |
ДЕАЭРА́ТОР -а; м. Устройство для деаэрации. * * * деаэра́тор (от де... и греч. аēr - воздух), устройство для удаления из воды (термическими или химическими методами) растворённых в ней газов (главным образом кислорода и свободного диоксида углерода). Обычно устанавливается на ТЭС перед подачей воды в парогенераторы и тепловую сеть для предотвращения коррозии металлических частей технологического оборудования.
* * * ДЕАЭРАТОР - ДЕАЭРА́ТОР (от де... (см. ДЕ... , ДЕЗ... (приставка)) и греч. aer - воздух), устройство для удаления из воды (термическими или химическими методами) растворенных в ней газов (главным образом кислорода и свободного диоксида углерода). Обычно устанавливается на ТЭС перед подачей воды в парогенераторы и тепловую сеть для предотвращения коррозии металлических частей технологического оборудования. |
ДЕАЭРИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; св. и нсв. Удалить - удалять из жидкости, воды растворённые в ней газы термическим или химическим путём. ◁ Деаэри́роваться, -руется; страд. Деаэра́ция, -и; ж. |
Деба́бов Владимир Георгиевич (р. 1935), биохимик, член-корреспондент РАН (1987). Основные исследования по разработке микробиологического синтеза аминокислот (лизина, треонина, гомосерина) с помощью генной инженерии. Ленинская премия (1985).
* * * ДЕБАБОВ Владимир Георгиевич - ДЕБА́БОВ Владимир Георгиевич (р. 1935), российский биохимик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987). Основные исследования по разработке микробиологического синтеза аминокислот (лизина, треонина, гомосерина) с помощью генной инженерии. Ленинская премия (1985). |
Деба́евский ра́диус - экранирования, расстояние, на которое распространяется в проводящих средах действие электростатического поля отдельной заряженной частицы. В металлах Дебаевский радиус порядка 10-8 см. В обычных полупроводниках при комнатной температуре Дебаевский радиус порядка 10-4 см.
* * * ДЕБАЕВСКИЙ РАДИУС - ДЕБА́ЕВСКИЙ РА́ДИУС экранирования, расстояние, на которое распространяется в проводящих средах действие электростатического поля отдельной заряженной частицы. В металлах дебаевский радиус порядка 10-8 см. В обычных полупроводниках при комнатной температуре дебаевский радиус порядка 10-4 см. |
Деба́й - внесистемная единица электрического дипольного момента молекул, обозначается Д. Названа по имени П. Дебая. 1 Д = 1·10-18 ед. СГСЭ = 3,33564·10-30 Кл·м. |
ДЕБАЙ (внесистемная единица) - ДЕБА́Й, внесистемная единица электрического дипольного момента молекул, обозначается Д. Названа по имени П. Дебая. 1Д = 1·10-18 ед. СГСЭ = 3,33564·10-30 Кл·м. |
Деба́й Петер (Debye) (1884-1966), физик, иностранный член-корреспондент РАН (1924), иностранный член АН СССР (1925). Родился в Нидерландах, учился и работал в Германии, с 1940 в США. Фундаментальные труды по квантовой теории твердых тел (модель твердого тела Дебая, температура Дебая, закон теплоёмкости Дебая). Автор дипольной теории диэлектриков. Разработал рентгеновский метод исследования поликристаллических материалов (метод Дебая-Шеррера). Нобелевская премия (1936).
* * * ДЕБАЙ Петер - ДЕБА́Й (Debye) Петер (1884-1966), физик, иностранный член АН СССР (1925; иностранный член-корреспондент РАН с 1924). Родился в Нидерландах, учился и работал в Германии, с 1940 в США. Фундаментальный труд по квантовой теории твердых тел (модель твердого тела Дебая, температура Дебая, закон теплоемкости Дебая). Автор дипольной теории диэлектриков. Разработал рентгеновский метод исследования поликристаллических материалов (метод Дебая - Шеррера). Нобелевская премия (1936). |
Дебала́нс (от де... и баланс) (дисбаланс), неуравновешенность вращающихся частей машин (роторов, коленчатых валов, шкивов и т. п.). Возникает при несовпадении оси, проходящей через центры опорных поверхностей цапф изделия, с его главной осью инерции. Совмещение этих осей достигается балансировкой.
* * * ДЕБАЛАНС - ДЕБАЛА́НС (от де... (см. ДЕ... , ДЕЗ... (приставка)) и баланс (см. БАЛАНС)) (дисбаланс), неуравновешенность вращающихся частей машин (роторов, коленчатых валов, шкивов и т. п.). Возникает при несовпадении оси, проходящей через центры опорных поверхностей цапф изделия, с его главной осью инерции. Совмещение этих осей достигается балансировкой. |
ДЕБАЛЬЦЕВО - ДЕБА́ЛЬЦЕВО, город (с 1938) на Украине, Донецкая область (см. ДОНЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ). Железнодорожный узел. Население 31,3 тыс человек (2001). Завод по ремонту металлургического оборудования, предприятия железнодорожного транспорта. Углегорская и Мироновская ГРЭС. Основан в 1878. |
ДЕБАРКА́ДЕР [дэ; дер], -а; м. [франц. débarcadère] 1. Устар. Платформа на железнодорожной станции. 2. Плавучая пароходная пристань. ◁ Дебарка́дерный, -ая, -ое. * * * дебарка́дер (франц. débarcadère, от débarquer - выгружать, высаживать на берег), 1) то же, что плавучая пристань. 2) Устаревшее название станционной железнодорожной платформы с навесом.
* * * ДЕБАРКАДЕР - ДЕБАРКА́ДЕР (франц. debarcadere, от debarquer - выгружать, высаживать на берег), 1) то же, что плавучая пристань (см. ПЛАВУЧАЯ ПРИСТАНЬ). 2) Устаревшее название станционной железнодорожной платформы с навесом. |
Дебарка́ция - высадка войск с судов (самолётов) на причал или морское побережье, аэродром.
* * * ДЕБАРКАЦИЯ - ДЕБАРКА́ЦИЯ, высадка войск с судов (самолетов) на причал или морское побережье, аэродром. |
ДЕБАТИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; нсв. (что). Обсуждать какой-л. вопрос, вести по нему прения, дебаты. Д. вопрос. Д. по поводу новой книги. ◁ Дебати́роваться, -руется; страд. |
ДЕБА́ТЫ -ов; мн. [франц. débats] Обсуждение какого-л. вопроса; прения, обмен мнениями; споры. Горячие д. |
ДЕБАЯ - ШЕРРЕРА МЕТОД - ДЕБА́Я - ШЕ́РРЕРА МЕ́ТОД, метод рентгеновского структурного анализа (см. РЕНТГЕНОВСКИЙ СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ) поликристаллических материалов. В рентгеновских камерах или рентгеновских дифрактометрах осуществляется дифракция рентгеновского излучения на исследуемом образце. Анализируя дифракционную картину, устанавливают атомную структуру образца. Предложен П. Дебаем (см. ДЕБАЙ Петер) и немецким физиком П. Шеррером в 1916. |
Деба́я температу́ра - характеристическая температура ТД твёрдого тела, определяемая соотношением kTД = hνпр, где νпр - наибольшая частота упругих колебаний кристаллической решётки, k - постоянная Больцмана, h - постоянная Планка; константа ТД приближённо указывает границу, ниже которой сказываются квантовые эффекты.
* * * ДЕБАЯ ТЕМПЕРАТУРА - ДЕБА́Я ТЕМПЕРАТУ́РА, характеристическая температура Тд твердого тела, определяемая соотношением kТд=hnпр, где nпр - наибольшая частота упругих колебаний кристаллической решетки, k - Больцмана постоянная, h - Планка постоянная; константа Тд приближенно указывает границу, ниже которой сказываются квантовые эффекты. |
Деба́я-Ше́ррера ме́тод - Деба́я-Ше́ррера ме́тод, метод рентгеновского структурного анализа поликристаллических материалов. В рентгеновских камерах или рентгеновских дифрактометрах осуществляется дифракция рентгеновского излучения на исследуемом образце. Анализируя дифракционную картину, устанавливают атомную структуру образца. Предложен П. Дебаем и немецким физиком П. Шеррером в 1916. |
ДЕБЕЙКИ Майкл - ДЕБЕ́ЙКИ Майкл (полн. Майкл Эллис Дебейки, Michael Ellis DeBakey) (7 сентября 1908, Лейк-Чарльз, Луизиана (см. ЛУИЗИАНА (штат)) - 11 июля 2008, Хьюстон, Техас) - американский кардиохирург, иностранный член Российской академии наук (2000). Майкл Дебейки родился в маронитской (см. МАРОНИТЫ) семье эмигрантов из Ливана Шакера и Рахиджи Дабаги (Dabaghi), позднее изменивших свою фамилию на Дебейки. Медицинское образование он получил в Университете Тулейна в Новом Орлеане, Страсбургском университете, Гейдельбергском университете. Майкл Дебейки изобрел и внедрил в медицинскую практику ряд аппаратов, методов и процедур для лечения сердечных болезней, в частности дакроновые артерии, искусственное сердце, сердечные насосы. За семидесятилетнюю врачебную практику Дебейки сделал около 60 тысяч операций на сердце. В 1964 году первым в мире он сделал успешную операцию по аортокоронарному шунтированию - обводке сосуда, закупоренного атеросклеротической бляшкой, за счет вшивания нового. С помощью этого хирургического вмешательства, проводимого на «открытом сердце», восстанавливается кровоснабжение сердечной мышцы. Майкл Дебейки разработал концепцию мобильного армейского хирургического госпиталя (MASH). Система таких госпиталей составляет основу полевой армейской медицины в вооруженных силах США и показала свою высокую эффективность во время корейской и вьетнамской войн. В течение полувека Майкл Дебейки был советником американских президентов, он консультировал по медицинским вопросам глав многих государств. В 1996 году он диагностировал сердечную болезнь и консультировал операцию на сердце Б.Н. Ельцина. Майкл Дебейки участвовал в создании крупнейшей в мире Национальной медицинской библиотеки США, он написал более 1300 статей и книг по хирургии (см. ХИРУРГИЯ), общим вопросам медицины и медицинского образования. Ряд книг хирурга вызвал интерес не только специалистов-медиков, но и широкого круга читателей. Майкл Дебейки много внимания уделял подготовке медицинских кадров, воспитал тысячи кардиохирургов, руководил медицинским колледжем Бейлорского университета в Хьюстоне. В 1969 году он был награжден высшей наградой США - Президентской медалью Свободы, а в 1987 - Национальной медалью науки. В апреле 2000 года Майкл Дебейки был избран иностранным членом Российской академии наук. |
Дебе́ки Майкл Эллис (Debakey) (р. 1908), американский врач, один из основоположников современной кардиохирургии, иностранный член РАМН (1974). В 1966 впервые успешно применил искусственный левый желудочек сердца. Создал многочисленные инструменты, используемые в сердечно-сосудистой хирургии. Работы по созданию искусственного сердца (совместно с российскими учёными). Книга «Новая жизнь сердца» (совместно с А. Готто; рус. пер. 1998). |
ДЕБЕ́ЛЫЙ -ая, -ое; -бе́л, -а, -о. Полный, упитанный. ◁ Дебе́лость, -и; ж. |
Дёберейнер Иоганн Вольфганг (DÖbereiner) (1780-1849), немецкий химик. Открыл каталитическое действие мелкораздробленной платины (1821). Сделал попытку классификации элементов по атомным массам (триады Дёберейнера).
* * * ДЕБЕРЕЙНЕР Иоганн Вольфганг - ДЕБЕРЕЙНЕР (Dobereiner) Иоганн Вольфганг (1780-1849), немецкий химик. Открыл каталитическое действие мелкораздробленной платины (1821). Сделал попытку классификации элементов по атомным массам (триады Деберейнера). |
ДЕБЕРЦ - ДЕБЕ́РЦ, карточная игра для двух игроков, производная от игры белот. Появилась в России, как считают некоторые исследователи, в 1870-е гг. и стала одной из самых популярных коммерческих игр (см. КОММЕРЧЕСКИЕ ИГРЫ). Играют одной колодой карт в 32 листа. Старшинство и достоинство карт различно в козырной и некозырной мастях. Игра сочетает в себе элементы розыгрыша и выкладывания комбинаций карт. Выигрывает игрок, первым набравший условленное количество очков. Обычно играют по московским правилам до 501 очка. Очки начисляются за объявленные комбинации карт и сумму очков всех карт во взятках. За последнюю взятку начисляется 10 очков. Партия считается законченной, когда один из игроков объявляет о том, что он набрал условленное (или большее) количество очков. |
ДЕ́БЕТ -а; м. [от лат. debet - он должен] Бухг. Левая страница приходно-расходных книг, куда вносятся все получаемые ценности, а также все числящиеся по данному счёту долги и расходы (противоп.: кре́дит). ◁ Дебето́вый, -ая, -ое. * * * де́бет (от лат. debet - он должен), левая сторона бухгалтерских счетов. В активных счетах дебет означает увеличение учитываемых сумм, а в пассивных счетах - уменьшение.
* * * ДЕБЕТ - ДЕ́БЕТ (от лат. debet - он должен), левая сторона бухгалтерских счетов. В активных счетах (см. АКТИВНЫЕ СЧЕТА) дебет означает увеличение учитываемых сумм, а в пассивных счетах (см. ПАССИВНЫЕ СЧЕТА) - уменьшение. |
ДЕБЕТОВА́ТЬ -ту́ю, -ту́ешь; дебето́ванный; -ван, -а, -о; св. и нсв. что. Бухг. Занести - заносить в статью расходов, в дебет. Д. счёт. ◁ Дебетова́ться, -ту́ется; страд. |
ДЕБЕТО́ВЫЙ см. Де́бет. |
Де́бец Георг Францевич (1905-1969), антрополог, доктор биологических наук, профессор. Сотрудник Института этнографии АН СССР. Основные труды по антропологии населения СССР, классификации современных рас, методике краниологических исследований.
* * * ДЕБЕЦ Георг Францевич - ДЕ́БЕЦ Георг Францевич (1905-69), российский антрополог, доктор биологических наук, профессор. Основные труды по антропологии населения СССР, классификации современных рас, методике краниологических исследований. |
ДЕБИ́Л -а; м. Разг. 1. Человек, страдающий олигофренией. 2. Бранно. О тупом, несообразительном человеке. ◁ Деби́лка, -и; мн. род. -лок, дат. -лкам; ж. |
ДЕБИЛИ́ЗМ -а; м. Разг. 1. = Деби́льность. 2. О проявлении тупости, полного непонимания. |
ДЕБИ́ЛКА см. Деби́л. |
Деби́льностъ (от лат. debilis - слабый), лёгкая степень олигофрении; характеризуется низким уровнем познавательных процессов, главным образом абстрактного мышления, слабым волевым контролем поведения. При дебильности в условиях специального обучения во вспомогательной школе возможно освоение элементарных знаний, некоторых трудовых навыков, социальных норм. |
ДЕБИЛЬНОСТЬ - ДЕБИ́ЛЬНОСТЬ (от лат. debilis - слабый), легкая степень олигофрении; характеризуется низким уровнем познавательных процессов, главным образом абстрактного мышления, слабым волевым контролем поведения. При дебильности в условиях специального обучения во вспомогательной школе возможно освоение элементарных знаний, некоторых трудовых навыков, социальных норм. |
ДЕБИ́ЛЬНЫЙ -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. [от лат. debilis - слабый] 1. к Деби́л (1 зн.). 2. Бранно. Тупой, невосприимчивый. ◁ Деби́льность, -и; ж. |
ДЕБИ́ЛЬСТВО -а; ср. Разг. = Деби́льность. |
ДЕБИ́Т [де] и [дэ], -а; м. [от франц. débit - сбыт, расход] Спец. Количество жидкости (нефти, воды и т.п.) или газа, даваемое источником в единицу времени. Д. артезианского колодца. ◁ Деби́тный, -ая, -ое. * * * деби́т (от франц. débit - сбыт, расход), объём жидкости (воды, нефти) или газа, поступающих из естественного или искусственного источника (буровой скважины, трубы, колодца и т. п.) в единицу времени. Дебит жидкости выражается в л/с или м3/с, м3/ч, м3/сут; газа в м3/сут.
* * * ДЕБИТ - ДЕБИ́Т (от франц. debit - сбыт, расход), объем жидкости (воды, нефти) или газа, поступающих из естественного или искусственного источника (буровой скважины (см. СКВАЖИНА БУРОВАЯ) , трубы, колодца и т. п.) в единицу времени. Дебит жидкости выражается в л/с или м3/с, м3/ч, м3/сут; газа в м3/сут. |
ДЕБИ́ТОР [де] и [дэ], -а; м. [лат. debitor] Бухг. Должник. ◁ Дебито́рский, -ая, -ое. Бухг. Д-ая задолженность. * * * дебито́р (лат. debitor - должник, обязанный), в гражданском праве должник в договоре или ином обязательстве. Термин «дебитор» употребляется также в хозяйственной и бухгалтерской практике.
* * * ДЕБИТОР - ДЕБИТО́Р (лат. debitor - должник, обязанный), в гражданском праве должник в договоре или ином обязательстве. Термин «дебитор» употребляется также в хозяйственной и бухгалтерской практике. |
Дебито́рская задо́лженность - сумма долгов, причитающихся предприятию (организации, учреждению) от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними.
* * * ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ - ДЕБИТО́РСКАЯ ЗАДО́ЛЖЕННОСТЬ, сумма долгов, причитающихся предприятию (организации, учреждению) от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДЕБЛОКИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; св. и нсв. [от франц. débloquer] кого-что. Снять - снимать блокаду. Д. крепость. Д. окружённую группировку войск. |
Дебого́рий-Мокрие́вич Владимир Карпович (1848-1926), революционер-народник. Руководитель кружка «Киевская коммуна», участник «хождения в народ», один из организаторов кружка «южных бунтарей». В 1879 приговорён к 15 годам каторги. Бежал с этапа, эмигрировал. В 1888-89 один из редакторов журнала «Свободная Россия», с 1894 жил в Болгарии. Автор «Воспоминаний» (СПб, 1906).
* * * ДЕБОГОРИЙ-МОКРИЕВИЧ Владимир Карпович - ДЕБОГО́РИЙ-МОКРИЕ́ВИЧ Владимир Карпович (1848-1926), революционер-народник. Участник «хождения в народ», один из организаторов кружка «южных бунтарей». В 1879 приговорен к 15 годам каторги. Бежал с этапа, эмигрировал. Автор «Воспоминаний» (СПБ, 1906). |
Дебо́льский Николай Григорьевич (1842-1918), российский философ, перевёл на русский язык «Науку логики» Г. В. Ф. Гегеля (ч. 1-2, 1916).
* * * ДЕБОЛЬСКИЙ Николай Григорьевич - ДЕБО́ЛЬСКИЙ Николай Григорьевич (1842-1918), российский философ, перевел на русский язык «Науку логики» Гегеля (ч. 1-2, 1916). |