Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "П" (часть 47, "ПЕР"-"ПЕС")

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 47, "ПЕР"-"ПЕС")

ПЕРФИЛОВ ЛЕВ АЛЕКСЕЕВИЧ

ПЕРФИЛОВ Лев Алексеевич - ПЕРФИ́ЛОВ Лев Алексеевич (13 февраля 1933, Коломна Московской области - 24 января 2000, Киев), российский киноактер.

В 1956 окончил Театральное училище имени Щукина, с 1963 живет в Киеве. В кино Перфилов начал сниматься в 1956. Мастер эпизода, актер снялся более чем в ста фильмах, но широкую известность получил после роли фотографа Гриши «шесть на девять» в телефильме «Место встречи изменить нельзя» (1979). Он снимался также в фильмах: «Цыган» (1967), «В тридевятом царстве» (1970), «Бумбараш» (1971), «Захар Беркут» (1971), «Будни уголовного розыска» (1973), «Дни Турбиных», «Приключения Электроника» (1979), «Приключение Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981), «Трест, который лопнул» (1982-1983), «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Кин-дза-дза» (1986), «Дубровский» (1989), «День любви» (1990), «Фучжоу» (1993).

ПЕРФИЛЬЕВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

ПЕРФИЛЬЕВ Александр Михайлович - ПЕРФИ́ЛЬЕВ Александр Михайлович (псевд. Александр Ли, Шерри-Бренди) (1895-1973), русский поэт. После революции 1917 жил в Латвии; после 1945 в Германии. Стихи (сборники «Снежная месса», 1925; «Листопад», 1929; «Ветер с Севера», 1937; итоговая книга «Стихи», опубликована в 1976 бывшей женой поэта И. Е. Сабуровой (см. САБУРОВА Ирина Евгеньевна)), фельетоны, рассказы (сборник «Человек без воспоминаний», 1946). Перфильеву принадлежат тексты некоторых известных песен и романсов 30-х гг., в т. ч. «О эти черные глаза...» (музыка О. Д. Строка (см. СТРОК Оскар Давидович)).

ПЕРФИЛЬЕВ АФАНАСИЙ ПЕТРОВИЧ

ПЕРФИЛЬЕВ Афанасий Петрович - ПЕРФИ́ЛЬЕВ Афанасий Петрович (1731-75), яицкий казак, один из руководителей восстания на р. Яик в 1772, с декабря 1773 сподвижник Е. И. Пугачева, командир полка яицких казаков и войсковой судья. Казнен вместе с Пугачевым.

ПЕРФИЛЬЕВ АФАНАСИЙПЕТРОВИЧ

Перфи́льев АфанасийПетрович (1731-1775), яицкий казак, один из руководителей восстания на р. Яик в 1772, с декабря 1773 сподвижник Е. И. Пугачёва, командир полка яицких казаков и войсковой судья. Казнён вместе с Пугачёвым.

ПЕРФИЛЬЕВ БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ

Перфи́льев Борис Васильевич (1891-1969), микробиолог. Профессор ЛГУ (с 1940). Основные труды по экологии синезелёных водорослей, микрофлоре илов, роли микроорганизмов в генезисе железных и марганцевых руд. Основоположник капиллярной микроскопии. Государственная премия СССР (1941), Ленинская премия (1964).

* * *

ПЕРФИЛЬЕВ Борис Васильевич - ПЕРФИ́ЛЬЕВ Борис Васильевич (1891-1969), российский микробиолог. Профессор ЛГУ (с 1940). Основоположник капиллярной микроскопии. Основные труды по экологии синезеленых водорослей, микрофлоре илов, роли микроорганизмов в генезисе железных и марганцевых руд. Ленинская премия (1964), Государственная премия СССР (1941).

ПЕРФИЛЬЕВ ИЛЬЯ

Перфи́льев Илья (Перфирьев), русский землепроходец и полярный мореход XVII в. В 1633 отряд казаков под руководством Перфильева совместно с отрядом И. Реброва спустился по р. Лена до устья. В 1634 морем прошёл на восток, открыл р. Яна и Яно-Индигирскую низменность и поднялся до верховьев Яны; в 1638 основал Верхоянское зимовье.

* * *

ПЕРФИЛЬЕВ Илья - ПЕРФИ́ЛЬЕВ (Перфирьев) Илья, русский землепроходец (см. ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ) и полярный мореход. В 1633 отряд казаков под руководством Перфильева совместно с отрядом И. Реброва (см. РЕБРОВ Иван Иванович) спустился по р. Лена до устья. В 1634 морем прошел на востоке, открыл р. Яна (см. ЯНА) и Яно-Индигирскую низменность (см. ЯНО-ИНДИГИРСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ) и поднялся до верховьев Яны; в 1638 основал Верхоянское зимовье.

ПЕРФО...

ПЕРФО... [от лат. perforatio - пробивка] Первая часть сложных слов. Вносит зн.: перфорированный, предназначенный для перфорации. Перфокарта, перфолента, перфопродукция.

ПЕРФОКАРТА

ПЕРФОКА́РТА -ы; ж. Спец. Перфорационная карта (прямоугольная карточка из картона или пластмассы, на которую записывается информация для ЭВМ, считывающих устройств при помощи кодового расположения отверстий).

* * *

перфока́рта (перфорационная карта), носитель информации в виде прямоугольной карточки, обычно из тонкого эластичного картона (реже из пластмассы), на которую информация записывается пробивкой отверстий (перфораций). Одно из первых применений - машина Жаккарда (1800-е гг.); перфокарты широко использовались в табуляторах (1-я половина XX в.) и ЭВМ (середина XX в.).

* * *

ПЕРФОКАРТА - ПЕРФОКА́РТА (перфорационная карта), носитель информации в виде прямоугольной карточки, обычно из тонкого эластичного картона (реже из пластмассы), на которую информация записывается пробивкой отверстий (перфораций). Одно из первых применений - машина Жаккарда (1800); перфокарты широко использовались в табуляторах (1-я пол. 20 в.) и ЭВМ (сер. 20 в.). Применяется в некоторых типах вычислительных машин, станках с числовым программным управлением и т. п.

ПЕРФОЛЕНТА

ПЕРФОЛЕ́НТА -ы; ж. Спец. Перфорационная лента (тонкая узкая лента из бумаги или пластмассы, на которую записывается информация для ЭВМ, считывающих устройств при помощи кодового расположения отверстий).

* * *

перфоле́нта (перфорационная лента), носитель информации в виде узкой тонкой ленты из бумаги или пластмассы, на которую информация записывается пробивкой отверстий (перфораций). Одно из первых применений - трансмиттер (1858) Ч. Уитстона и наборная машина (1866-67) российского изобретателя П. П. Княгининского (1839-70); перфоленты широко использовались в телеграфных аппаратах (1-я половина XX в.) и ЭВМ (50-60-е гг. XX в.).

* * *

ПЕРФОЛЕНТА - ПЕРФОЛЕ́НТА (перфорационная лента), носитель информации в виде узкой тонкой ленты из бумаги или пластмассы, на которую информация записывается пробивкой отверстий (перфораций). Одно из первых применений - трансмиттер (1858) Ч. Уитстона и наборная машина (1866-67) русского изобретателя П. П. Княгининского (1839-70); перфоленты широко использовались в телеграфных аппаратах (1-я пол. 20 в.) и ЭВМ (50-60-е гг. 20 в.).

ПЕРФОРАТОР

ПЕРФОРА́ТОР -а; м.

1. Приспособление, аппарат для пробивания отверстий (на бумаге, киноленте и т.п.). Пробить киноленту на перфораторе.

2. Устройство для пробивания отверстий на перфолентах и перфокартах с целью записи информации.

3. Машина для бурения горных пород, приводимая в действие сжатым воздухом или электричеством; бурильный молоток.

Перфора́торный, -ая, -ое. П. цех. П. молоток. П-ое бурение.

* * *

перфора́тор (от лат. perforo - пробиваю), 1) в системах обработки информации - устройство для записи преимущественно цифровой информации на перфолентах и перфокартах. 2) Машина для пробивания отверстий, например в киноплёнке, диаграммной бумаге. 3) То же, что бурильный молоток. Схема ленточного перфоратора (механизма).

* * *

ПЕРФОРАТОР - ПЕРФОРА́ТОР (от лат. perforo - пробиваю),

1) в системах обработки информации - устройство для записи преимущественно цифровой информации на перфолентах и перфокартах.

2) Машина для пробивания отверстий, напр. в кинопленке, диаграммной бумаге.

3) То же, что бурильный молоток (см. БУРИЛЬНЫЙ МОЛОТОК).

ПЕРФОРАЦИЯ

ПЕРФОРА́ЦИЯ -и; ж. [лат. perforation]

1. Спец. к Перфори́ровать. П. киноленты, фотоплёнки. П. на блокноте. Сделать перфорацию. П. буровой скважины.

2. Спец. Система специально пробитых отверстий по краям чего-л. (киноленты, бумаги и т.п.), кодирующая информацию для ввода её в считывающее устройство.

3. Спец. = Прободе́ние. П. желудка, кишок, матки.

Перфорати́вный, -ая, -ое (3 зн.). П. холецистит. П-ая язва. Перфорацио́нный, -ая, -ое (1-2 зн.). П-ые отверстия в блокноте. П-ые машины. П-ая карта (=перфока́рта). П-ая лента (=перфоле́нта).

* * *

перфора́ция - 1) отверстия на перфокарте или перфоленте, местоположения которых соответствуют закодированной на этой карточке информации. 2) Отверстия на фото- или киноплёнке, диаграммной бумаге и т. п., в которые входят зубья лентопротяжного механизма. 3) То же, что прободение. 4) Сквозные отверстия в оболочках клеток проводящих элементов у сосудистых растений.

* * *

ПЕРФОРАЦИЯ - ПЕРФОРА́ЦИЯ,

1) отверстия на перфокарте или перфоленте, местоположения которых соответствуют закодированной на этой карточке информации.

2) Отверстия на фото- или кинопленке, диаграммной бумаге и т. п., в которые входят зубья лентопротяжного механизма.

3) То же, что прободение (см. ПРОБОДЕНИЕ).

4) Сквозные отверстия в оболочках клеток проводящих элементов у сосудистых растений.

ПЕРФОРИРОВАНИЕ

ПЕРФОРИ́РОВАНИЕ см. Перфори́ровать.

ПЕРФОРИРОВАННЫЙ

ПЕРФОРИ́РОВАННЫЙ -ая, -ое. Спец.

1. к Перфори́ровать.

2. С отверстиями, расположенными в определённом порядке. П-ые диски. П-ая фанера. П-ые кожаные заготовки.

ПЕРФОРИРОВАТЬ

ПЕРФОРИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; перфори́рованный; -ван, -а, -о; св. и нсв. [от лат. perforare - пробивать, сверлить] что. Спец.

1. Сделать - делать на чём-л. расположенные в определённом порядке отверстия. П. киноленту. П. квитанционную книжку. П. пласт каменного угля.

2. Записать - записывать какую-л. информацию на перфолентах и перфокартах при помощи пробивания отверстий.

Перфори́роваться, -руется; страд. Перфори́рование, -я; ср. Перфора́ция (см.).

ПЕРФОРМАНС

ПЕРФОРМАНС - ПЕРФО́РМАНС (перфоманс) (англ. performance, букв. - представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изоискусства и театра. Ему предшествовали «живые картины» (см. ЖИВЫЕ КАРТИНЫ), но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма (см. ДАДАИЗМ) и в особенности концептуального искусства (см. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО). В отличие от хэппенинга (см. ХЭППЕНИНГ), рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.

ПЕРФТОРУГЛЕВОДОРОДЫ

Перфторуглеводоро́ды - углеводороды, в молекулах которых все атомы водорода заменены на атомы фтора (например, перфторэтилен).

* * *

ПЕРФТОРУГЛЕВОДОРОДЫ - ПЕРФТОРУГЛЕВОДОРО́ДЫ, углеводороды, в молекулах которых все атомы водорода заменены на атомы фтора (напр., перфторэтилен).

ПЕРФТОРЭТИЛЕН

Перфторэтиле́н - то же, что тетрафторэтилен.

* * *

ПЕРФТОРЭТИЛЕН - ПЕРФТОРЭТИЛЕ́Н, то же, что тетрафторэтилен (см. ТЕТРАФТОРЭТИЛЕН).

ПЕРФУЗИЯ

ПЕРФУ́ЗИЯ -и; ж. [от лат. perfusio - обливание, вливание] Спец. Искусственное снабжение кровью или кровозамещающей жидкостью органов тела (при пересадке тканей и органов, для изучения функций органа). Коронарная п.

* * *

перфу́зия (от лат. perfusio - обливание, вливание), пропускание крови или какого-либо раствора через сосуды изолированного или выключенного из общего круга кровообращения органа (части тела). Применяют в медицине при пересадке органов и тканей, а также для изучения функции органа или влияния различных веществ на изолированный орган.

* * *

ПЕРФУЗИЯ - ПЕРФУ́ЗИЯ (от лат. perfusio - обливание, вливание), пропускание крови или какого-либо раствора через сосуды изолированного или выключенного из общего круга кровообращения органа (части тела). Применяют в медицине при пересадке органов и тканей, а также для изучения функции органа или влияния различных веществ на изолированный орган.

ПЕРФУКОЛ

ПЕРФУКО́Л -а; м. Кровезаменитель. Допустить п. к клиническому использованию. Испытания перфукола.

ПЕРХАТЬ

ПЕ́РХАТЬ -а́ю, -а́ешь; нсв. Разг. Покашливать, кашлять от ощущения щекотания или раздражения в горле. П. всю ночь.

Пе́рхание; пе́рханье, -я; ср. Утомляющее п.

ПЕРХЛОРАТНЫЕ ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА

Перхлора́тные взры́вчатые вещества́ - группа смесевых ВВ, в которых окислителем являются перхлораты. Высокочувствительны к трению и удару. В Японии выпускаются под названием карлиты.

* * *

ПЕРХЛОРАТНЫЕ ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА - ПЕРХЛОРА́ТНЫЕ ВЗРЫ́ВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА́, группа смесевых взрывчатых веществ, в которых окислителем являются перхлораты. Высокочувствительны к трению и удару. В Японии выпускаются под названием карлиты.

ПЕРХЛОРАТЫ

Перхлора́ты - соли хлорной кислоты HClO4. При нагревании выделяют кислород (KClO4→KCl+2O2). Используют как окислители, компоненты ВВ и пиротехнических составов. См. Магния перхлорат.

* * *

ПЕРХЛОРАТЫ - ПЕРХЛОРА́ТЫ, соли хлорной кислоты HClO4. При нагревании выделяют кислород (KClO4 ® KCl + 2О2). Используют как окислители, компоненты взрывчатых веществ и пиротехнических составов. См. Магния перхлорат (см. МАГНИЯ ПЕРХЛОРАТ).

ПЕРХЛОРВИНИЛОВАЯ СМОЛА

Перхлорвини́ловая смола́ - продукт частичного хлорирования поливинилхлорида. Лучше, чем последний, растворяется в органических растворителях, более теплостоек и устойчив в агрессивных средах. Применяется в производстве волокон, лаков, клеёв, машиностроительных деталей.

* * *

ПЕРХЛОРВИНИЛОВАЯ СМОЛА - ПЕРХЛОРВИНИ́ЛОВАЯ СМОЛА́, продукт частичного хлорирования поливинилхлорида. Лучше, чем последний, растворяется в органических растворителях, более теплостоек и устойчив в агрессивных средах. Применяется в производстве волокон, лаков, клеев, машиностроительных деталей.

ПЕРХЛОРЭТИЛЕН

Перхлорэтиле́н - то же, что тетрахлорэтилен.

* * *

ПЕРХЛОРЭТИЛЕН - ПЕРХЛОРЭТИЛЕ́Н, то же, что тетрахлорэтилен (см. ТЕТРАХЛОРЭТИЛЕН).

ПЕРХОТА

ПЕРХО́ТА -ы; ж. Разг. Сухой кашель, покашливание от ощущения щекотания или раздражения в горле. Смеяться до перхоты. Затянуться папиросой до перхоты. П. старика. Напала п.

Перхо́тный, -ая, -ое. П. кашель.

ПЕРХОТЬ

ПЕ́РХОТЬ -и; ж. Мелкие отшелушивающиеся частички роговых клеток кожи у корней волос вследствие кожного заболевания. Появилась п. Лечиться от перхоти. Крупная п. Вымыть голову шампунем от перхоти.

* * *

пе́рхоть - кожное заболевание: обилие мелких, легко отслаивающихся серовато-белых чешуек на волосистой части головы.

* * *

ПЕРХОТЬ - ПЕ́РХОТЬ, кожное заболевание: обилие мелких, легко отслаивающихся серовато-белых чешуек на волосистой части головы.

ПЕРХУЛИ

Пе́рхули - грузинский мужской народный хороводный танец. Сопровождается пением. Музыкальный размер 3/4 (другая форма - 4/4).

* * *

ПЕРХУЛИ - ПЕ́РХУЛИ, грузинский мужской хороводный танец. Сопровождается пением. Музыкальный размер 3/4 (другая форма - 4/4).

ПЕРЦЕЕДЫ

Перцее́ды - то же, что туканы.

* * *

ПЕРЦЕЕДЫ - ПЕРЦЕЕ́ДЫ, то же, что туканы (см. ТУКАНЫ).

ПЕРЦЕПИЕНТ

ПЕРЦЕПИЕ́НТ -а; м. [от лат. perceptio] Человек, воспринимающий и отгадывающий мысленные сигналы другого при телепатическом сеансе.

ПЕРЦЕПЦИЯ

ПЕРЦЕ́ПЦИЯ см. Перципи́ровать.

* * *

перце́пция (от лат. perceptio - представление, восприятие), то же, что восприятие. У Г. В. Лейбница - смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию - апперцепции.

* * *

ПЕРЦЕПЦИЯ - ПЕРЦЕ́ПЦИЯ (от лат. perceptio - представление, восприятие), то же, что восприятие (см. ВОСПРИЯТИЕ). У Г. В. Лейбница - смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию - апперцепции.

ПЕРЦИПИРОВАТЬ

ПЕРЦИПИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; св. и нсв. Спец. Непосредственно воспринять - воспринимать действительность органами чувств.

Перципи́роваться, -руется; нсв. Перце́пция, -и; ж. П. пространства.

ПЕРЦОВКА

ПЕРЦО́ВКА -и; мн. род. -вок, дат. -вкам; ж.

1. Сорт водки; водка, настоянная на красном жгучем перце. Готовить перцовку. Бутылка перцовки.

2. Несъедобный гриб, напоминающий внешне маслёнок.

Перцо́вочный, -ая, -ое. П. вкус. П. рецепт.

ПЕРЦОВЫЙ

ПЕРЦО́ВЫЙ см. Пе́рец.

ПЕРЦОВЫЙ БЕРЕГ

Перцо́вый бе́рег (Перечный берег, Малагетта), участок побережья Атлантического океана в Африке, в Либерии. Название получил от некогда вывозившегося отсюда гвинейского перца (малагетты).

* * *

ПЕРЦОВЫЙ БЕРЕГ - ПЕРЦО́ВЫЙ БЕ́РЕГ (Перечный берег, Малагетта), участок побережья Атлантического ок. в Африке, в Либерии. Название получил от некогда вывозившегося отсюда гвинейского перца (малагетты).

ПЕРЧАТКИ

ПЕРЧА́ТКИ -ток, -ткам; мн. (ед. перча́тка, -и; ж.).

1. Изделия из ткани, ниток или кожи с отделением для каждого пальца, надеваемые на кисти рук (доходящие до запястья и выше). Кожаные п. Вязаные п. Модные п. Штопать перчатку.

2. Кожаные рукавицы с мягкой подбивкой внутри, которым придаётся форма согнутых пальцев (используются в боксе). Боксёрские п. Первая перчатка (о лучшем боксёре).

◊ Бросить (бросать) перча́тку кому. Вступить (вступать) в спор, в борьбу; вызвать (вызывать) на спор, на борьбу и т. п. Поднять (брошенную кем) перча́тку. Принять чей-л. вызов на спор, на борьбу и т. п.; вступить в борьбу.

Перча́точный, -ая, -ое. П. цех. П-ая кожа. П-ое производство. П-ые куклы (куклы для игры в кукольном театре, надеваемые на пальцы).

* * *

ПЕРЧАТКИ - ПЕРЧА́ТКИ, изделия из ткани, ниток или кожи с отделением для каждого пальца, надеваемые на кисти рук. См. также митенки (см. МИТЕНКИ).

ПЕРЧАТКИ БОКСЕРСКИЕ

ПЕРЧАТКИ БОКСЕРСКИЕ - ПЕРЧА́ТКИ БОКСЕРСКИЕ, введены в 1895 в Англии. Вес перчаток определяется в унциях (1 унция = 29,86 г). Боксеры весом до 67 кг используют перчатки весом 8 унций, свыше 67 кг - 10 унций. Перчатки покрыты кожей, под которой укладывается слой конского волоса. Четыре пальца помещаются в основной части перчатки, большой палец располагается отдельно. С внутренней стороны ладони перчатки стягиваются шнурком. В официальных соревнованиях боксерам запрещается пользоваться собственными перчатками. Боксеры-профессионалы весом до 48 кг выступают в перчатках весом 6 унций, до 2-го полусреднего веса - 8 унций, боксеры более тяжелых весовых категорий - 10 унций. Чемпион выбирает перчатки первым. Перчатки для тренировок имеют вес 12, 14 и 16 унций.

ПЕРЧИНКА

ПЕРЧИ́НКА -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Разг. Крупинка молотого перца.

ПЕРЧИТЬ

ПЕ́РЧИТЬ -чу, -чишь; пе́рченный; -чен, -а, -о; ПЕРЧИ́ТЬ, -чу́, -чи́шь; перчённый; -чён, -чена́, -чено́; нсв. что. Класть во что-л. перец, посыпа́ть перцем для вкуса. П. суп. П. мясо. Много, мало п.

Попе́рчить; Поперчи́ть (см.). Пе́рчиться, -ится; перчи́ться, -и́тся; страд.

ПЕРШ

ПЕРШ -а́; м. [франц. perche] Цирк. Длинный шест из дерева, лёгкого металла, одним концом удерживаемый на лбу, плече одного акробата, на другом конце которого в высоте выполняет упражнения другой акробат. Эквилибристика на першах.

* * *

перш (франц. perche - шест), цирковой эквилибристический снаряд, шест (длина 2-10 м). Удерживается артистом, стоящим внизу (нижний), на лбу, на плече и т. д., а партнёр (верхний) исполняет на перше различные трюки.

* * *

ПЕРШ - ПЕРШ (франц. perche - шест), цирковой эквилибристический снаряд, шест (длина 2-10 м). Удерживается артистом, стоящим внизу (нижний), на лбу, на плече и т. д., а партнер (верхний) исполняет на перше различные трюки.

ПЕРШЕНИЕ

ПЕРШЕ́НИЕ, ПЕРШЕ́НЬЕ, -я; ср. Ощущение щекотания в горле. Ощутить лёгкое п. в горле.

ПЕРШЕНЬЕ

ПЕРШЕ́НИЕ, ПЕРШЕ́НЬЕ, -я; ср. Ощущение щекотания в горле. Ощутить лёгкое п. в горле.

ПЕРШЕРОН

ПЕРШЕРО́Н -а; м. [франц. percheron] Порода крупных лошадей-тяжеловозов (выведена во Франции).

Першеро́нский, -ая, -ое. П-ая порода. П-ая лошадь (=першеро́н).

ПЕРШЕРОНЫ

Першеро́ны - тяжеловозная порода лошадей, выведена в XIX в. во Франции (район Перш). Животные крупные, выносливые, работоспособные. Разводят в странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии, Африки; в России - в Воронежской, Тамбовской, Ульяновской областях.

* * *

ПЕРШЕРОНЫ - ПЕРШЕРО́НЫ, тяжеловозная порода лошадей, выведена в 19 в. во Франции (р-н Перш). Животные крупные, выносливые, работоспособные. Разводят в странах Европы, Сев. и Юж. Америки, Азии, Африки; в Российской Федерации - в Воронежской, Тамбовской, Ульяновской обл.

ПЕРШИН ВИКТОР ИВАНОВИЧ

ПЕРШИН Виктор Иванович - ПЕ́РШИН Виктор Иванович (1902-68), российский кораблестроитель, инженер-контр-адмирал (1951). Участвовал в разработке технологии, натурных испытаниях и организации серийной постройки первых отечественных цельносварных подводных лодок. Ленинская премия (1959).

ПЕРШИНГ

ПЕ́РШИНГ -а; м. Ракета средней дальности с ядерной боеголовкой (производства США); класс таких ракет.

ПЕРШИНГ ДЖОН

ПЕРШИНГ Джон - ПЕ́РШИНГ Джон (полн. Джон Джозеф Першинг, John Joseph Pershing) (13 сентября 1860, Лаклид, Миссури - 15 июля 1948, Вашингтон), американский военачальник, генерал армий (1919), командующий американскими экспедиционными силами в Европе во время Первой мировой войны (см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-18).

Окончил Вест-Пойнт (1886), военную карьеру начинал в афроамериканском полку, служил на фронтире (1886-1898), участвовал в боях с индейцами, в том числе против вождя Джеронимо и индейцев-сиу в Вунден-Ни. В 1897-1898 годах преподавал в Вест-Пойнте. В чине капитана принял участие в испано-американской войне, воевал на Кубе, затем был послан на Филиппины (1899-1903), где в 1903 году подавил восстание мусульман. В 1903-1906 годах офицер Генерального штаба, затем военный атташе в Токио. В 1906 году его соратник по боям на Кубе - президент Теодор Рузвельт - через головы 862 офицеров более высокого ранга - произвел капитана Першинга в бригадные генералы. В 1906-1913 годах вновь служил на Филиппинах.

С именем Першинга связана экспедиция американских войск в Мексику во время революции 1910-1917 годов. 15 марта 1916 года Першинг вторгся в Мексику во главе 12-тысячного отряда американских войск с целью разгрома повстанческой армии Панчо Вильи и усиления в этой стране американского влияния. Поводом для интервенции послужил спровоцированный США пограничный конфликт. Это вторжение вызвало всплеск антиамериканских настроений движения в Мексике и во всей Латинской Америке. В январе 1917 года началась эвакуация американских войск, завершившаяся 5 февраля.

С осени 1917 года генерал-майор Першинг командовал американскими экспедиционными силами в Европе. Он считал свое двухмиллионное войско самостоятельной армией, сопротивлялся попыткам союзников использовать американские части вместо французских и британских. Першинг руководил успешным наступлением на Сент-Мишель в сентябре 1918 года, участвовал в разгроме немецких войск в Мез-Аргоннском наступлении. В 1919 года был произведен в генералы армий (general of the armies, шестизвездный генерал, единственный в истории США), в 1921-1924 годах был начальником штаба сухопутных войск. Его мемуары «Мои воспоминания о Первой мировой войне» (My Experiences in the World War, 1931) удостоены Пулитцеровской премии. Военную карьеру закончил на посту председателя комиссии по военным памятникам.

В честь знаменитого военачальника в центре Вашингтона создан парк Першинга, который расположен близ Белого дома между Пенсильвания-авеню, 14-й и 15-й улицами. В парке установлен также памятник генералу Шерману. Имя Першинга получила американская баллистическая ракета средней дальности класса «земля-земля» (дальность полета 400 морских миль). Эта ракета создана в 1967 году, производилась корпорацией «Мартин Мариетта». К концу 1987 года на вооружении стояло 429 ракет «Першинг-2». По договору между СССР и США от 9 декабря 1987 года на ликвидацию этих ракет отводилось три года.

ПЕРШИНГ ДЖОН ДЖОЗЕФ

Пе́ршинг Джон Джозеф (Pershing) (1860-1948), американский генерал армии (1919). В 1916-17 командовал армией во время интервенции в Мексике, с 1917 - американскими экспедиционными силами в Европе. В 1921-24 начальник штаба армии США.

ПЕРШИТЬ

ПЕРШИ́ТЬ -ши́т; нсв. безл. Разг. Об ощущении зуда, щекотания (в горле). В горле першило. От лекарств першит в горле.

Перше́ние; Перше́нье (см.).

ПЕРШОТРАВЕНСК

ПЕРШОТРАВЕНСК - ПЕРШОТРА́ВЕНСК, город (с 1966) на Украине, Днепропетровская область (см. ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ), близ железнодорожной станции Николаевка. Население 29,2 тыс человек (1991). Добыча каменного угля. Заводы: консервный, ремонтно-механический. Возник в 1954.

ПЕРЫНЬ

Перы́нь - урочище на берегу р. Волхов, в 4 км к югу от Новгорода. Раскопками обнаружено древнеславянское святилище Перуна IX-X вв., уничтоженное при введении христианства в 988. В плане - восьмилепестковая углублённая в землю розетка с жертвенными кострами и идолом в центре. Перынь. Реконструкция.

* * *

ПЕРЫНЬ - ПЕРЫ́НЬ, урочище в 4 км южнее Новгорода; расположено на холме, на левом берегу реки Волхов, около его истоков из озера Ильмень. Название происходит от имени древнеславянского бога Перуна (см. ПЕРУН). Раскопками 1951-1953 годов здесь открыто языческое святилище 9-10 веков. В плане оно имело форму цветка с 8 лепестками. Центром святилища была круглая площадка диаметром около 21 м, окольцованная рвом с 8 дугообразными выступами, в которых в древности горели ритуальные костры. В середине площадки находились деревянная статуя Перуна (по летописи, срублена в 988) и жертвенник из камней. После установления христианства на месте святилища возник монастырь. Сохранился каменный храм Рождества Богородицы конца 12 - начала 13 века. Рядом с Перынью исследованы остатки поселения рыболовов 12-15 веков.

ПЁРЫШКИН АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

Пёрышкин Александр Васильевич (1902-1983), педагог, член-корреспондент АПН РСФСР (1950) и АПН СССР (1968). Учебники физики для средней школы, труды по методике преподавания физики в средней школе и вузах. Государственная премия СССР (1978).

* * *

ПЕРЫШКИН Александр Васильевич - ПЕРЫШКИН Александр Васильевич (3 сентября 1902, с. Деревенское Рязанской губернии - 21 мая 1983, Москва), российский педагог, физик-методист, член-корреспондент АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968) и АН СССР (1978).

Родился в семье зажиточного крестьянина. В 1915 поступил в реальное училище, но из-за начала Первой мировой войны не успел его окончить; в 1922 окончил педагогический факультет Рязанского института народного образования, одновременно с учебой работал переписчиком в военкомате. Начал преподавательскую деятельность, читал лекции по математике и физике в опытно-показательной школе-коммуне им. Лепешинского; в ней он проработал до 1941.

В 1928 Перышкин окончил также физико-математический факультет 2-го Московского государственного университета. В 1931 основал в Московском городском педагогическом институте им. В.П. Потемкина (с 1960 - МГПИ) кафедру методики преподавания физики, которую возглавлял до 1975. В 1950 был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук.

Свой первый учебник - пособие для заочных техникумов - написал в 1928. В 1931 Перышкин был приглашен принять участие в написании учебника для 7-8-х классов по заданию Наркомпроса; он вышел в 1932 и с тех пор переиздавался вплоть до наших дней.

А.В. Перышкин - один из авторов идеи дифференцированного обучения (разделения классов на физико-математические, гуманитарные и т. д.). Автор стабильных учебников по физике для средней школы (1933 - 1985 гг.), работ по методике преподавания физики в средней школе и вузах; создатель ряда оригинальных демонстрационных приборов по различным разделам курса физики.

Лауреат Государственной премии СССР (1978). Награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, «Знаком почета» и многими медалями, в том числе педагогическими - К.Д. Ушинского (МП РСФСР) и А.С. Макаренко (МП УССР).

2002 год педагогической общественностью России был объявлен годом Перышкина.

ПЕРЫШКО

ПЁРЫШКО, ПЕРЬЕВО́Й; ПЕРЯНО́Й см. Перо́.

ПЕРЬЕ ФРАНСУА

Перье́ Франсуа (Périer), настоящая фамилия Пилю (Pilu) (р. 1919), французский актёр. В 1938-39 играл в «Комеди Франсез». В кино с 1938. Продолжая работать в театре, снимался в фильмах: «Первый бал», «Молчание - золото», «Жервеза», «Ночи Кабирии», «Орфей», «Хотим полковников» и др. Для игры Перье характерны сдержанная выразительность, разнообразие психологических красок.

ПЕРЬЕВОЙ

ПЁРЫШКО, ПЕРЬЕВО́Й; ПЕРЯНО́Й см. Перо́.

ПЕРЬЕВЫЕ КЛЕЩИ

Перьевы́е клещи́ - надсемейство клещей отряда акариформных. Длина 0,3-0,5 мм. Около 2000 видов, распространены широко. Паразитируют на перьях птиц, вызывая их выпадение. Личинки (нимфы) иногда проникают под кожу птиц.

* * *

ПЕРЬЕВЫЕ КЛЕЩИ - ПЕРЬЕВЫ́Е КЛЕЩИ́, надсемейство клещей отряда акариформных. Длина 0,3-0,5 мм. Ок. 2000 видов, распространены широко. Паразитируют на перьях птиц, вызывая их выпадение. Нимфы иногда проникают под кожу птиц.

ПЕРЬЯ

Пе́рья - роговые образования кожи у птиц, покрывающие бо́льшую часть их тела. Контурные перья участвуют в образовании несущих поверхностей крыльев (маховые), хвоста (рулевые), покрывают тело (кроющие). Нитевидные перья и щетинки выполняют осязательную функцию. Пуховые перья и пух (разновидность перьев) предохраняют тело от охлаждения. Большинство птиц смазывают перья секретом копчиковой железы (улучшаются эластичность и водоотталкивающие свойства).

* * *

ПЕРЬЯ - ПЕ́РЬЯ, роговые образования кожи у птиц, покрывающие большую часть их тела. Контурные перья участвуют в образовании несущих поверхностей крыльев (маховые), хвоста (рулевые), покрывают тело (кроющие). Нитевидные перья и щетинки выполняют осязательную функцию. Пуховые перья и пух (разновидность перьев) предохраняют тело от охлаждения. Большинство птиц смазывают перья секретом копчиковой железы (улучшаются эластичность и водоотталкивающие свойства).

ПЕРЯНОЙ

ПЁРЫШКО, ПЕРЬЕВО́Й; ПЕРЯНО́Й см. Перо́.

ПЕС

ПЁС пса; м.

1. Собака. Огромный п. Выгуливать пса. Цепной, сторожевой п. Бешеный п. // Самец собаки; кобель. Взять не самку, а пса. Холостить пса. Созвездие Гончих Псов (созвездие южного полушария).

2. О человеке, вызывающем презрение, негодование своими поступками. Ах он п. такой; п. паршивый, поганый (бранно). Сторожевой, служивый п. (о ревностном служаке, о человеке, тщательно защищающем интересы начальства).

◊ На кой пёс? Разг. Зачем, для чего? Пёс его (её, их и т.п.) знает. Разг. Неизвестно; чёрт его знает. Пёс (тебя, его, их и т.п.) возьми. Бранно. Чёрт (тебя, её, их и т.п.) возьми. Пёс с ним (с ней и т.п.). Разг. Безразлично, что будет с кем-, чем-л. Ко (всем) псам. Бранно. При выражении резко отрицательного, негодующего отношения к кому-, чему-л. Псу под хвост. О чём-л. израсходованном, использованном зря, напрасно.

Пёсик, -а; м. Уменьш.-ласк. (1 зн.). Пси́на; Пёсий (см.). Псо́вый, -ая, -ое.

ПЕСЕЛЬНИК

ПЕ́СЕЛЬНИК -а; м. Нар.-разг. = Пе́сенник (1 зн.).

Пе́сельница, -ы; ж.

ПЕСЕНКА

ПЕ́СЕНКА см. Пе́сня.

ПЕСЕННИК

ПЕ́СЕННИК -а; м.

1. Исполнитель песен; знающий искусство исполнения песен. Знаменитый п. // Разг. Болтун, краснобай.

2. Разг. Тот, кто умеет и любит петь. П. необходим на свадьбе, в застолье.

3. Автор текста песен или композитор песенной музыки. Поэт-песенник. Композитор-песенник.

4. Сборник песен. Купить п. Разучивать песни по песеннику. Записать песню в п.

Пе́сенница, -ы; ж. (1-2 зн.).

* * *

пе́сенник - сборник употребительных в быту песен и романсов, часто с нотами. В России в числе первых попыток научно обобщить песенный материал - «Собрание разных песен» М. Д. Чулкова (без нот, ч. 1-4, 1770-74), «Собрание русских простых песен с нотами» В. Ф. Трутовского (ч. 1-4, 1776-95).

* * *

ПЕСЕННИК - ПЕ́СЕННИК, сборник популярных песен и романсов, часто с нотами. В России в числе первых попыток научно обобщить песенный материал - «Собрание разных песен» М. Д. Чулкова (см. ЧУЛКОВ Михаил Дмитриевич) (без нот, ч. 1-4, 1770-74), «Собрание русских простых песен с нотами» В. Ф. Трутовского (ч. 1-4, 1776-95).

ПЕСЕННИК БАЭНЫ

ПЕСЕННИК БАЭНЫ - «ПЕ́СЕННИК БАЭ́НЫ» («Cancionero de Baena») (1445), рукописный свод испанской лирики 14-15 вв., составленный испанским писателем Хуаном Альфонсо де Баэной (1406-1454) (издан 1851).

ПЕСЕННЫЙ

ПЕ́СЕННЫЙ -ая, -ое.

1. к Пе́сня. П-ые жанры. П. фольклор. П-ая лирика, поэзия. П. сборник. П-ые герои.

2. Использующий литературные, музыкальные особенности песни. П-ое творчество Кольцова. П-ая манера поэта.

3. Разг. Умеющий, желающий петь песни. Русские - п. народ. П-ая компания попалась.

Пе́сенность, -и; ж. Славянская п.

ПЕСЕТА

ПЕСЕ́ТА -ы; (устар.) ПЕЗЕ́ТА, -ы; ж. [исп. peseta уменьш. от сл. песо] В Испании: основная денежная единица; денежный знак этого достоинства.

* * *

ПЕСЕТА - ПЕСЕ́ТА (исп. peseta, от peso - вес, кусок), денежная единица Испании, равная 100 сентимо. Песетой называлась испанская монета, которая чеканилась с начала 18 века (5,1 г серебра) и равнялась 1/4 песо (см. ПЕСО). С 1868 года, после присоединения Испании к Латинскому монетному союзу, песета стала денежной единицей Испании, заменив эскудо. С 1979 года в Испании начался выпуск банкнот, находящихся ныне в стране в обращении (в том числе и на Канарских островах). В ходу банкноты достоинством в 1000, 2000, 5000 и 10000 песет. В 2002 заменена евро. (см. ЕВРО)

ПЕСЕЦ

ПЕСЕ́Ц -сца́; м.

1. Хищное млекопитающее сем. псовых с ценным серовато-дымчатым (голубым) мехом; полярная лисица. Голубой п. Охота на песца. Следы песца.

2. только ед. Мех этого животного и изделие из него. Выделывать шкуру песца. Сшить из песца шубу.

Песцо́вый, -ая, -ое.

* * *

песе́ц - млекопитающее семейства волчьих. Длина тела до 75 см, хвоста до 50 см. Мех зимой пышный, снежно-белый или у немногих, так называемых голубых песцов, тёмный, различных оттенков - от песочного до тёмно-серого с голубоватым отблеском. Обитает в тундре и лесотундре Евразии и Северной Америки. Численность подвержена значительным колебаниям в зависимости от обилия кормов (леммингов и других грызунов), в поисках которых песцы могут совершать дальние миграции. Ценный объект пушного промысла и звероводства (особенно голубой песец). Песец.

* * *

ПЕСЕЦ - ПЕСЕ́Ц (Alopex lagopus), хищное млекопитающее семейства волчьих. Длина тела до 75 см, хвоста до 50 см; масса 2-9 кг (обычно ок. 6 кг). Мех зимой пышный, снежно-белый или у немногих (голубых песцов) различных оттенков - от песочного до темно-серого с голубоватым отблеском. Летом мех грязно-бурого цвета сверху, желтовато-серого снизу. В межсезонье линялые песцы выглядят пятнистыми.

Песец обитает в тундре и лесотундре Евразии и Северной Америки. Но на материке он редок, чаще встречается на арктических островах. Песцы всеядны, его обычная пища - тундровые грызуны, прежде всего лемминги, а также птенцы и яйца во множестве гнездящихся в тундре птиц, а также падаль и выбросы моря. Численность популяции подвержена значительным колебаниям в зависимости от обилия кормов, в поисках которых песцы могут совершать дальние миграции.

Для поселений в период сезона размножения песец предпочитает места с пересеченным рельефом, где есть возможность вырыть норы в промерзшей северной почве. Часто песцы используют одни и те же места для рытья нор на протяжении тысяч лет. Обычно песец образует постоянные пары. Гон начинается в апреле, продолжительность беременности около 50 дней. Самки очень плодовиты - обычно приносят около 10, но и иногда и более 20 щенков. Щенки развиваются очень быстро. Песец подвержен частым эпизоотиям. Это центральный объект пушного промысла и звероводства, особенно голубой песец. Подвид песца, обитающий на острове Медном Командорских островов, охраняется.

ПЕСИЙ

ПЁСИЙ -ья, -ье.

1. к Пёс (1 зн.). П-ья лапа, морда. П. лай. П-ья тарелка. П. сын (бранно; о человеке презренном, недостойном, неугодном).

2. В составе названий растений, насекомых. П. цвет. П-ья муха.

По-пёсьи, нареч. Выть по-пёсьи (подобно псу).

ПЕСИК

ПЁСИК см. Пёс.

ПЕСКАДОРСКИЕ ОСТРОВА

Пескадо́рские острова́ - см. Пэнхуледао.

* * *

ПЕСКАДОРСКИЕ ОСТРОВА - ПЕСКАДО́РСКИЕ ОСТРОВА́, см. Пэнхуледао (см. ПЭНХУЛЕДАО).

ПЕСКАРА

Песка́ра (Pescara), город и порт в Южной Италии, на Адриатическом море, административный центр провинции Пескара и области Абруцци. 121 тыс. жителей (1994). Рыболовство. Машиностроение, химическая, пищевая промышленность. Производство керамических и майоликовых изделий. Дом-музей Г. Д’Аннунцио.

* * *

ПЕСКАРА - ПЕСКА́РА (Pescara), город и порт в Южной Италии, на Адриатическом море, административный центр провинции Пескара и области Абруцци (см. АБРУЦЦИ). Население 116 тыс человек (2001).

Сталелитейное производство, машиностроение; химическая, резиновая, цементная, пищевая промышленность. Рыболовецкий порт (рыболовство).

Производство керамических и майоликовых изделий.

Среди достопримечательностей: дом-музей Габриеле Д"Аннунцио (см. Д`АННУНЦИО Габриеле).

ПЕСКАРИ

Пескари́ - род рыб семейства карповых. Длина 5-30 см. Около 20 видов. Широко распространены в пресных водоёмах Евразии. Обыкновенный пескарь - кормовой объект многих хищных промысловых рыб. Пескарь обыкновенный.

* * *

ПЕСКАРИ - ПЕСКАРИ́ (Gobio), род рыб семейства карповых; включает около 20 видов. Длина 5-30 см. Пескари широко распространены в пресных водоемах Евразии. Обыкновенный пескарь (Gobio gobio) - наиболее известный вид. Длина его тела до 22 см (обычно 12-15 см). Окраска сверху зеленовато-буроватая, с боков серебристая с синеватыми и черноватыми пятнами, которые иногда сливаются в сплошную темную полоску. Брюшко серебристое. Такая окраска хорошо маскирует этого типичного донного обитателя.

Обыкновенный пескарь встречается почти по всей Евразии, кроме северных и южных районов (до верхнего течения Лены и бассейна Амура). Пескарь образует ряд подвидов: обыкновенный, сибирский, иссык-кульский и туркестанский. Южные подвиды отличаются от северных более крупной чешуей, а живущие в быстрых реках - развитием на горле чешуйного покрова, который защищает его от повреждений. В течение всей жизни пескарь держится большими стаями, питается мелкими донными беспозвоночными, весной - икрой других рыб. Половозрелой рыба становится на 3-4 году жизни.

Икру выметывает порциями; нерест продолжается 1,5-2 месяца. Пескарь нерестится в мелких местах на каменистом грунте, иногда среди зарослей водных растений. При этом рыба шумно плещется, ударяя хвостом по воде. Личинки с огромными грудными плавниками и развитым пигментом глаз не боятся света и неподвижно лежат на освещенном дне. Обыкновенный пескарь - кормовой объект многих хищных промысловых рыб.

ПЕСКАРЬ

ПЕСКА́РЬ -я́; м. Мелкая речная и озёрная рыба сем. карповых с колючими плавниками. Ловить пескарей. Уха из пескарей. Поранить руку о пескаря.

◊ Премудрый песка́рь. О трусливом обывателе. ● Из одноимённой сатирической сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина (1883), в которой под видом "премудрого пескаря", тихо живущего в тёмной норе и дрожащего за свою жизнь, изображена буржуазно-либеральная интеллигенция.

Песка́рик, -а; м. Уменьш.-ласк. Пескари́шка, -и; м. Пренебр. Песка́рий, -ья, -ье. П-ья голова. Пескари́ный, -ая, -ое. П. хвост. П-ая уха.

ПЕСКО...

ПЕСКО... Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: песок (1 зн.). Песковоз, пескомёт.

ПЕСКОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

ПЕСКОВ Александр Васильевич - ПЕСКО́В Александр Васильевич (р. 1965), российский актер. Работал во МХАТе им. М. Горького, Театре-студии на Спартаковской площади; артист «Театра Романа Виктюка». Одна из лучших работ в кино - солдат-штрафник Андрей Ивин в фильме Н. Черницкого «Ивин А.» (1990). Снимался также в фильмах: «Отряд» (1984), «Зеркало для героя» (1987), «Мусульманин» (1995), «Миротворец» (1997) и др.

ПЕСКОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Песко́в Василий Михайлович (р. 1930), русский писатель, журналист. Книги очерков, многие с авторскими фотоиллюстрациями, посвящены теме взаимоотношений человека и природы: «Шаги по росе» (1963; Ленинская премия, 1964), «Речка моего детства» (1978), «Просёлки» (1988); «Странствия», (1991), документальная повесть о семье отшельников-старообрядцев «Таёжный тупик» (1990). Книги путешествий: «Земля за океаном» (1975; совместно с Б. Г. Стрельниковым), «Аляска больше, чем вы думаете» (1995) и др.

* * *

ПЕСКОВ Василий Михайлович - ПЕСКО́В Василий Михайлович (р. 1930), русский писатель, журналист. Книги очерков, многие с авторскими фотоиллюстрациями, посвященные темам «человек и природа», отечество («Шаги по росе», 1963; Ленинская премия, 1964; «Речка моего детства», 1978; «Проселки», 1988; «Странствия», 1991), документальная повесть о семье отшельников-старообрядцев «Таежный тупик» (1990).

ПЕСКОДУВНАЯ МАШИНА

Пескоду́вная маши́на - изготовляет литейные формы и стержни. Для подачи формовочной или стержневой смеси в опоку или стержневой ящик использует энергию сжатого воздуха.

* * *

ПЕСКОДУВНАЯ МАШИНА - ПЕСКОДУ́ВНАЯ МАШИ́НА, изготовляет литейные формы и стержни. Для подачи формовочной или стержневой смеси в опоку или стержневой ящик использует энергию сжатого воздуха.

ПЕСКОЖИЛ

ПЕСКОЖИ́Л -а; м. Червь, живущий в прибрежной полосе морей (используется в качестве наживки при ловле рыбы).

ПЕСКОЖИЛЫ

Пескожи́лы - семейство морских многощетинковых червей. Длина до 30 см. Около 30 видов. Обитают в зоне, обнажающейся во время отлива. Используются как наживка для ловли морских рыб.

* * *

ПЕСКОЖИЛЫ - ПЕСКОЖИ́ЛЫ, семейство морских многощетинковых червей. Длина до 30 см. Ок. 30 видов. Обитают в зоне, обнажающейся во время отлива. Используются как наживка для ловли морских рыб.

ПЕСКОЛОВКА

Песколо́вка - очистное сооружение (в виде резервуара) в системе канализации для выделения из сточных вод механических примесей минерального происхождения (главным образом песка, размеры частиц которого более 0,25 мм).

* * *

ПЕСКОЛОВКА - ПЕСКОЛО́ВКА, очистное сооружение (в виде резервуара) в системе канализации для выделения из сточных вод механических примесей минерального происхождения (главным образом песка, размеры частиц которого более 0,25 мм).

ПЕСКОМЁТ

Пескомёт - передвижное или стационарное устройство для изготовления средних и крупных литейных форм и стержней. Формовочная или стержневая смесь выбрасывается порциями лопаткой ротора метательной головки в опоку или стержневой ящик.

* * *

ПЕСКОМЕТ - ПЕСКОМЕТ, передвижное или стационарное устройство для изготовления средних и крупных литейных форм и стержней. Формовочная или стержневая смесь выбрасывается порциями лопаткой ротора метательной головки в опоку или стержневой ящик.

ПЕСКОМОЙКА

ПЕСКОМО́ЙКА -и; мн. род. -мо́ек, дат. -мо́йка; ж. Спец. Аппарат для очистки песка от глины и других примесей путём промывания водой.

ПЕСКОРАЗБРАСЫВАТЕЛЬ

ПЕСКОРАЗБРА́СЫВАТЕЛЬ -я; м. Машина для разбрасывания песка на дорогу зимой.

ПЕСКОРОЙКА

ПЕСКОРО́ЙКА -и; мн. род. -ро́ек, дат. -ро́йкам; ж. Личинка миноги, обитающая в речном грунте.

ПЕСКОСТРЕЛЬНАЯ МАШИНА

Пескостре́льная маши́на - для массового изготовления главным образом литейных стержней в стержневых ящиках. Порция смеси как бы выстреливается (отсюда название) сжатым воздухом, что обеспечивает бо́льшую плотность смеси и меньший расход воздуха, чем при использовании пескодувной машины.

* * *

ПЕСКОСТРЕЛЬНАЯ МАШИНА - ПЕСКОСТРЕ́ЛЬНАЯ МАШИ́НА, для массового изготовления главным образом литейных стержней в стержневых ящиках. Порция смеси как бы выстреливается (отсюда название) сжатым воздухом, что обеспечивает большую плотность смеси и меньший расход воздуха, чем при использовании пескодувной машины.

ПЕСКОСТРУЙ

ПЕСКОСТРУ́Й -я; м. Разг. Пескоструйный аппарат. Использовать п. при ремонте зданий. Чистить стены пескоструем.

ПЕСКОСТРУЙНЫЙ

ПЕСКОСТРУ́ЙНЫЙ -ая, -ое. Спец. Подающий сильную струю песка сжатым воздухом. П. аппарат. П-ая обработка гранитных набережных. П-ые насосы.

ПЕСКОСТРУЙНЫЙ АППАРАТ

Пескостру́йный аппара́т - предназначен для очистки поверхностей отливок, металлических поверхностей перед окрашиванием, фасадов зданий и т. д. струёй сжатого воздуха с взвешенными в нём частицами песка.

* * *

ПЕСКОСТРУЙНЫЙ АППАРАТ - ПЕСКОСТРУ́ЙНЫЙ АППАРА́Т, предназначен для очистки поверхностей отливок, металлических поверхностей перед окрашиванием, фасадов зданий и т. д. струей сжатого воздуха с взвешенными в нем частицами песка.

ПЕСКОСТРУЙЩИК

ПЕСКОСТРУ́ЙЩИК -а; м. Работник, выполняющий работы на пескоструйном аппарате.

Пескостру́йщица, -ы; ж.

ПЕСНИ БИБЛЕЙСКИЕ

ПЕСНИ БИБЛЕЙСКИЕ - ПЕ́СНИ БИБЛЕ́ЙСКИЕ (пророческие) (греч. Оdai), отдельные отрывки из Священного Писания (см. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ), преимущественно из Ветхого Завета (см. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ), по содержанию и поэтической форме близкие к псалмам (см. ПСАЛМЫ). Это песни ветхозаветных пророков и праведников, связанные с наиболее великими событиями в жизни их и всего израильского народа. Таких песен в Библии 12: две песни Моисея (см. МОИСЕЙ (пророк)), Деворы, Анны, Аввакума, Исайи (см. ИСАЙЯ (пророк)), Езекии, Ионы, трех отроков (см. ДАНИИЛ (пророк)) , Захарии и Богоматери. 9 Библейских песен были положены в основу гимнографического жанра канона, который возник из кратких припевов к стихам Библейских песен. Нынешний порядок Библейских песен в каноне был установлен к началу 6 в. При этом из песни трех отроков сделано две, а две новозаветные песни соединены в одну 9-ю песнь канона. 1 песнь - песнь Моисея при переходе через Чермное море (Исход 15:1-19), 2-я - обличительная песнь Моисея (Второзаконие 32:1-43), носит печальный, покаянный характер и исполняется только в период Великого Поста (см. ВЕЛИКИЙ ПОСТ) по вторникам; 3-я - песнь Анны, матери пророка Самуила, воспетая по поводу дарования ей сына (1 Книга Царств 2:1-11); 4-я - песнь пророка Аввакума (Аввакум 3:1-19), изображающая предстоящее явление Господа для суда над угнетателями избранного народа; 5-я - песнь пророка Исайи (Исайя 26:9-19), воспевающая будущую землю праведных; 6-я - песнь пророка Ионы (Иона 2:3-10), воспетая во чреве кита; 7-я и 8-я - песнь трех отроков в пещи Вавилонской из книги пророка Даниила (Даниил 3:26-36, 53-88); 9-я - две новозаветные песни: песнь Богородицы «Величит душа моя Господа » (Лука 1:46-55) и песнь Захарии, отца Иоанна Крестителя (см. ИОАНН Креститель) (Лука 1:68-79).

Библейские песни на каноне используются целиком во время Великого поста, в сокращенном виде - в будни, и в еще более сокращенном виде - в субботы, воскресенья и праздники. Помещаются в конце Ирмология (см. ИРМОЛОГИЙ) и в Псалтири (см. ПСАЛТИРЬ) следованной; при этом деление песен на стихи для богослужебного употребления не соответствует делению их на стихи в Библии.

ПЕСНОПЕВЕЦ

ПЕСНОПЕ́ВЕЦ -вца; м.

1. Устар. Тот, кто слагает и поёт псалмы, церковные песнопения. Иоанн Дамаскин п.

2. Ирон. Поэт, сочинитель хвалебных, конъюнктурных стихов, песен. П. коммунистического идеала. П. свободы. П. социальной "оттепели".

Песнопе́вческий, -ая, -ое. П. талант. П-ие гимны.

ПЕСНОПЕНИЕ

ПЕСНОПЕ́НИЕ -я; ср.

1. Церк. Религиозная песня. Песнопения заупокойной литургии. Слушать песнопения в храме. Православные, католические песнопения.

2. Трад.-поэт. Стихотворное произведение, обычно торжественного стиля.

3. только ед. Устар. Поэтическое творчество, поэзия.

ПЕСНЬ

ПЕ́СНЬ -и; мн. род. -ей; ж.

1. Трад.-поэт. = Пе́сня (1-2 зн.). П. ямщика. Заунывная, грустная, весёлая п. П. жаворонка. П. песней (раздел Ветхого завета Библии - собрание лирических песен о страстной, преодолевающей все преграды любви).

2. В составе названий некоторых произведений народного эпоса. П. о Нибелунгах.

3. Глава эпической поэмы. В "Энеиде" Вергилия двенадцать песней.

ПЕСНЬ О ЖЕМЧУЖИНЕ

ПЕСНЬ О ЖЕМЧУЖИНЕ - «ПЕСНЬ О ЖЕМЧУ́ЖИНЕ» (1-я пол. 3 в.), крупнейший памятник сирийской гностической словесности (см. Гностицизм (см. ГНОСТИЦИЗМ)), входит в состав апокрифических «Деяний апостола Фомы», переведен на многие языки мира (Ч. Милош (см. МИЛОШ Чеслав), С. С. Аверинцев (см. АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич) и др.).

"ПЕСНЬ О МОЁМ СИДЕ"

«Песнь о моём Си́де» («El cantar de Mio Cid»), испанская эпическая поэма XII в. Воспевает национального героя Родриго Диаса де Бивара (между 1026 и 1043-1099), рыцаря, прозванного Кампеадором (ратоборцем) и Сидом (араб. «сеид» - господин), описывает его доблестные сражения с маврами и столкновения со спесивой испанской аристократией.

-----------------------------------

ПЕСНЬ О МОЕМ СИДЕ - «ПЕСНЬ О МОЕМ СИ́ДЕ», или «Поэма о моем Сиде» («El cantar de Mio Sid»; оба названия даны учеными - публикаторами поэмы), классический памятник староиспанского героического эпоса и одновременно единственный почти полностью сохранившийся его образец.

Написана традиционным для испанского эпоса стихом, длина строки в котором колеблется от 19 до 20 слогов (самые распространенные - 14-16 сложные строки) с ассонансной рифмой. В дошедшем до нас списке поэмы (14 в.), сделанном с рукописи 1207 года, недостает примерно 50 начальных строк и есть две лакуны в середине повествования. Впервые «Песнь о моем Сиде» была опубликована в 1779 Томасом Антонио Санчесом.

История создания, публикации, изучения

Герой поэмы - кастильский рыцарь Родриго (Руй) Диас де Бивар, выдающийся деятель Реконкисты (см. РЕКОНКИСТА), прозванный мусульманами Сидом (см. СИД КАМПЕАДОР), а христианами - Кампеадором (Воителем, Ратоборцем).

Поэма создавалась на протяжении 12 в. (первая версия - 1140, последняя - конец столетия). От времени жизни Сида ее отделяют всего лишь десятилетия. Созданию поэмы предшествовали латинская монастырская хроника «История Родерика Ратоборца» (1110), латинская поэма «История Родерика», возникшая еще при жизни Сида, а также начинавшиеся складываться тогда же народные предания о Сиде и небольшие песни о его деяниях. Сохранившаяся рукописная копия поэмы предназначалась для чтения вслух, о чем свидетельствуют пометки переписчика на ее полях. Авторы поэмы (один или двое, о чем в науке до сих пор идут споры) явно учитывали вкусы и духовные запросы аудитории - жителей полувоенных приграничных поселений.

Историзм как отличительная черта классического героического эпоса проявляется в «Песне о моем Сиде» в значительно большей степени, нежели в какой-либо из старофранцузских героических поэм, на которые во многом ориентировался автор «Песни». Тем не менее, историческая реальность подверглась в ней существенным изменениям, обусловленным, прежде всего, законами эпического повествования, диктовавшими определенное расположение событий, умалчивание об одних и выдвижение на первый план других (в «Песне» ничего не говорится о службе исторического Сида у сарагосского эмира). Кроме того, события общенациональной значимости - Реконкисты - увидены автором поэмы из своего «угла» - небольшой пограничной области на юго-востоке Кастилии, хорошо ему известной. Завоевание Сидом двух небольших мусульманских городов, расположенных неподалеку от христианско-мусульманской границы, - Кастехона и Алькосера - описывается со всевозможными подробностями, а о завоевании им Валенсии, предваряемом девятимесячной осадой города, в «Песне» говорится в нескольких строках.

Содержание

Традиционно поэма делится на три части: «Песнь об изгнании», «Песнь о свадьбе дочерей Сида» и «Оскорбление в лесу Корпес».

Первая часть начинается с рассказа об изгнании Сида из Кастилии по повелению короля Альфонса VI (см. АЛЬФОНС VI Храбрый), внявшего наветам врагов Сида, которых было немало при его дворе (два изгнания исторического Сида в поэме объединены в одно событие, приурочиваемое к 1081). Сид покидает родной Бургос, оставляя жену Химену и двоих дочерей на попечение аббата монастыря Сан Педро де Карденья, и с горсткой соратников отправляется в земли мавров, лежащие на восток и юг от отвоеванных христианами земель. Цель Сида - восстановить свою поруганную честь и взять верх над своими врагами - приближенными Альфонсо. Для этого ему нужна большая армия, большая добыча и земля, над которой он будет господином. В начале поэмы появляется новеллистический сюжет: чтобы прокормить своих дружинников и оставить какие-то средства для жизни жене и дочерям, Сид обманом добывает деньги, заложив евреям-ростовщикам Рахили и Иуде под видом «двух ларцов, полных злата» сундуки с песком (позднее, он возместит заимодавцам убыток). Далее повествователь восхищенно перечисляет добычу Сида (не забывая попутно назвать «точное» число убитых мавров!), сообщает, с какой тщательностью, записывая все «на пергамен», Сид делит добычу между своими людьми («Получает всадник сто серебряных марок, Половину от этого - пеший ратник»), не забывая отослать одну пятую награбленного Альфонсу в знак того, что все еще считает себя вассалом кастильского короля. Свою же законную «пятину», включая захваченных мавров и мавританок, Сид продает самим же маврам: «Из замка, что взял он, все уходят с добром. А мавры и мавританки благословляют его». Тактика Сида - обкладывать захваченные и разграбленные мусульманские города и земли данью и сохранять их мирное население, чтобы было, с кого собирать дань. Сида благословляют и Сидом восхищаются и христиане, и мавры.

При всей их эпической обобщенности, персонажи «Песни…» - это и личности, индивидуальности. На фоне войны с маврами, создающей эпичсекий фон поэмы. явственнее различимы благородство, щедрость и широта души Сида, его мудрость и расчетливость (черты не эпического воителя, а эпического короля-правителя, которые в Сиде совмещаются).

Главное событие второй части - примирение Сида с королем и скрепивший их восстановленный союз брак дочерей Сида с инфантами де Каррион, осуществленный по настоянию Альфонса (этот сюжет полностью вымышлен). «Песнь о свадьбе дочерей Сида» демонстрирует торжество Сида над врагами-завистниками и его полное восстановление в своих правах.

В «Песне об оскорблении в лесу Корпес», также основанной почти на полностью вымышленных событиях, повествуется о том, как инфанты Каррионские увезли своих жен из Валенсии, якобы в Каррион, а по дороге оставили их раздетыми и избитыми меж деревьями в лесу Корпес. Сиду приходится вновь защищать свою честь: сначала - на кортесах (см. КОРТЕСЫ), созванных Альфонсом в Толедо, где он выдерживает длительную судебную распрю с инфантами и их сторонниками, а затем - в сражении, в котором воины Сида одерживают верх над инфантами, объявленными «предателями». Торжество Сида подчеркнуто тем, что ко двору Альфонса являются посланники от королей Наварры и Арагона, которые просят дочерей Сида в жены (то есть потомки Сида будут правителями Испании).

В последней «песне» поэмы образ Сида приобретает черты подлинно народного героя, который завоевал почет и богатство своими руками (поэма даже несколько принижает статус реального Сида, представляя его идальго (см. ИДАЛЬГО (рыцарь)), в то время как он был «инфансоном»), своим умом и своей доблестью. Главная черта Сида - героя поэмы - умеренность, рассудительность, сдержанность (налицо - разрушение архетипа эпического героя). Автор подчеркивает особое достоинство, с которым держится Сид на суде, его качества нежного мужа и заботливого отца, также необычные для традиционного эпического героя. Поэтому современные ученые склонны к тому, чтобы говорить о «Песне о моем Сиде» не только как об эпической поэме, но и как о романизированной истории.

"ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ"

«Песнь о Нибелу́нгах» («Das Nibelungenlied»), немецкий героический эпос (возник около 1200, опубликован в 1757 И. Я. Бодмером), отразивший исторические предания об уничтожении гуннами государства бургундов (нибелунгов) в 436, придворный и рыцарский быт эпохи. К сюжету «Песни о Нибелунгах» (подвиги и смерть Зигфрида, месть его жены Кримхильды) обращались К. Ф. Хеббель, Р. Вагнер (цикл музыкальных драм «Кольцо нибелунга»), Г. Ибсен и др.

-----------------------------------

ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ - «ПЕСНЬ О НИБЕЛУ́НГАХ» («Das Nibelungenlied»), немецкий героический эпос (возник ок. 1200, опубликован в 1757 И. Я. Бодмером), отразивший исторические предания об уничтожении гуннами (см. ГУННЫ) государства бургундов (нибелунгов) в 436, придворный и рыцарский быт эпохи. К сюжету «Песнь о нибелунгах» (подвиги и смерть Зигфрида, месть его жены Кримхильды) обращались Ф. Хеббель, Р. Вагнер (цикл музыкальных драм «Кольцо нибелунга»), Г. Ибсен и др.

Подробнее о содержании см. в ст. Нибелунги (см. НИБЕЛУНГИ) .

"ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ"

«Песнь о Рола́нде» («Chanson de Roland»), средневековая французская эпическая поэма (наиболее ранняя и совершенная - Оксфордская редакция, около 1170); историческую основу составляют легенды о походах Карла Великого. Герой поэмы - воплощение рыцарственности и патриотизма.

-----------------------------------

ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ - «ПЕСНЬ О РОЛА́НДЕ» («Chanson de Roland»), средневековая французская эпическая поэма (наиболее ранняя и совершенная Оксфордская редакция, ок. 1170); историческую основу составляют легенды о походах Карла Великого. Герой поэмы - воплощение рыцарственности и патриотизма.

ПЕСНЬ О ХИЛЬДЕБРАНДЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ПЕСНЬ О ХИЛЬДЕБРАНТЕ"

«Песнь о Хи́льдебранте» («Das Hildebrandslied»), фрагмент древнегерманской героической песни (IX в.), основа которой - распространённый у многих народов сюжет поединка отца с сыном.

"ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ"

«Песнь пе́сней» - раздел Ветхого Завета Библии: собрание отличающихся яркой образностью лирических песен (на языке иврит) о страстной, преодолевающей все преграды любви. Предположительно относятся к III в. до н. э., авторство долгое время приписывалось царю Соломону. «Песнь песней» оказала влияние на развитие лирической поэзии многих народов мира; по её мотивам А. И. Куприн написал повесть «Суламифь» (1908).

-----------------------------------

ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ - «ПЕСНЬ ПЕ́СНЕЙ», библейская ветхозаветная книга: собрание отличающихся яркой образностью лирических песен, гимн страстной, преодолевающей все преграды любви. Поэтому со светской точки зрения книга рассматривается как изображение пламенной любви жениха и невесты, предположительно царя Соломона (см. СОЛОМОН (Иудея)) и Суламиты-Суламифь. С иудаистической точки зрения здесь описывается любовь Яхве и еврейского народа, с христианской - события книги толкуются как любовь божественного жениха - Христа и невесты - соборной Церкви. Лирическая поэзия многих народов испытала воздействие Песни песней.

ПЕСНЯ

ПЕ́СНЯ -и; мн. род. -сен, дат. -сням; ж.

1. Словесно-музыкальное произведение для пения разным числом лиц; жанр вокальной музыки. Колыбельная п. Плясовая п. Хоровая п. Русские народные песни. Сложить песню. Исполнить, спеть песню. // Такое произведение в звучании, в момент исполнения, самая мелодия, звуки такого произведения. Издалека слышится п. Затянуть песню. Прервать песню. Ехать с песнями. П. без слов (небольшое инструментальное произведение).

2. Пение птиц. Соловьиная п. П. жаворонка. // О протяжных звуках, в которых слышится некоторая лирическая закономерность. П. ветра. Долгая (длинная) п. (о том, что состоится или закончится нескоро). Лебединая п. (последнее произведение, создание, проявление творческого взлёта в последний период жизни; от древнего поверья, что лебедь поёт раз в жизни - перед смертью). Старая (стара́) п. (о том, что надоело, набило оскомину). Тянуть (петь) одну и ту же песню (твердить одно и то же). Его песня (песенка) спета (о том, чьи успехи, нормальный ход жизни кончаются, кончились).

3. Небольшое стихотворение, написанное по законам произведения для пения. Песни Кольцова.

4. мн.: пе́сни, -сен. Трад.-поэт. Поэтическое творчество, поэзия.

5. = Песнь (2 зн.).

◊ Играть пе́сни. Нар.-разг. Петь, исполнять.

Пе́сенка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Пе́сенный; Пе́сенник (см.).

* * *

пе́сня - род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и композиторской). Музыкальная форма песни, как и её поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию - лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции - обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительскому составу - сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В русской и французской музыке XIX в. песни обычно называли романсом. В конце XIX - начале XX вв. произошло разделение песни на профессионально-академическую и так называемую популярную (в том числе эстрадную и массовую). Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера. См. Авторская песня.

* * *

ПЕСНЯ - ПЕ́СНЯ, род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной). Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию - лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции - обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу - сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него. В русской и французской музыке 19 в. авторскую песню обычно называли романсом (см. РОМАНС) . В кон. 19 - нач. 20 вв. произошло разделение песни на профессионально-академическую и т. н. популярную (в т. ч. эстрадную и массовую). Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера.

ПЕСНЯРЫ

ПЕСНЯРЫ - «ПЕСНЯРЫ́», советский и белорусский вокально-инструментальный ансамбль (Минск), пионеры фолк-рока (см. ФОЛК-РОК) на отечественной сцене. Долгое время оставался одной из самых популярных групп страны.

«Песняры» появились на свет в 1968 в Минске под названием «Лявоны» в составе: Владимир Мулявин (см. МУЛЯВИН Владимир Георгиевич) (гитара, вокал), Леонид Тышко (бас), Владислав Мисевич (саксофон, флейта, вокал), Валерий Яшкин (клавишные, лира). В сентябре 1969, когда к ним присоединились младший брат Владимира, Валерий Мулявин (гитара, труба), а также Александр Демешко (барабаны) и бывший певец самодеятельной группы «Золотые яблоки» Леонид Борткевич, родилось новое название «Песняры». Группа выступала в Белоруссии, исполняя народные песни, осовременивая их звучание. Несмотря на скептическое и даже отрицательное отношение некоторых ревнителей этнической чистоты, она сразу привлекла внимание слушателей и начала выступать за пределами своей республики, а в октябре 1970 с триумфом выступила на V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (см. ЭСТРАДА) в Москве, после чего их популярность начала расти как снежный ком.

В 1972, когда в составе «Песняров» появился скрипач Валентин Бадьяров, они записали для «Мелодии» свой первый диск с моментально ставшими популярными песнями «Косил Ясь конюшину», «Ой, рано на Ивана», «Ты мне весной приснилась», «Рушники», «Александрина» и др. Вскоре после выхода пластинки Бадьяров покинул «Песняров», став художественным руководителем ВИА «Сябры». Карьеру группы в середине 1970-х гг. омрачила гибель в автомобильной катастрофе Валерия Мулявина.

В 1976 «Песняры» совершили турне по югу США. Группа продолжала интенсивно гастролировать по СССР и Восточной Европе, записывала пластинки, однако, с течением времени отходили от переложения народных песен, исполняя как собственный материал, так и песни профессиональных композиторов. Как и многие динамично мыслившие музыканты, Владимир Мулявин во второй половине 1970-х гг. обратился к крупным формам, однако, несмотря на первоначальный интерес публики и доброжелательные отклики прессы, ни «Песня о доле» (по мотиҐАܠбелорусских обрядовых песен), ни «Курган» не стали настоящим событием. В этот период «Песняры» все больше превращались в профессионально безупречный, однако, работающий впустую механизм с постоянно меняющимся составом. Они продолжали напряженно работать, ставили новые программы, но внимание к ним неуклонно ослабевало.

В первой половине 1980-х гг. «Песняры» заметно сдали свои позиции другим эстрадным группам с фольклорной основой, а также филармоническим рок-группам (см. РОК-МУЗЫКА). К началу 1990-х годов о «Песнярах» почти забыли. Возвращение группы состоялось лишь во второй половине 1996, когда, возглавляемые своим неизменным лидером Владимиром Мулявиным, они вернулись на сцену и дали серию тепло встреченных концертов в Москве и Санкт-Петербурге, а также выступили в Витебске на ежегодном фестивале «Славянский Базар» в 1996. В 1998 в группе произошел раскол - появилось несколько ансамблей, исполняющих музыку «Песняров». В 2003 погиб Владимир Мулявин. Бывшие участники группы изредка исполняют старые композиции на ретро-концертах.

Андрей Бурлака

ПЕСО

ПЕ́СО неизм.; ср. [исп. peso из лат. pēnsum - определённое количество шерсти] В Аргентине, Колумбии, Кубе, Мексике, Чили и некоторых других странах: основная денежная единица; денежный знак этого достоинства.

* * *

ПЕСО - ПЕ́СО (исп. peso, букв. - вес),

1) денежная единица Кубы, равная 100 сентаво.

2) Денежная единица Мексики, равная 100 сентаво. В названии отражен тот исторический факт, что испанцы на захваченных ими территориях в Америке делили слитки серебра на равные куски - «песо» - и использовали их как деньги. С 16 по 18 вв. в Мексике было выпущено огромное число так называемых «корабельных» песо, т. е. грубо обработанных монет неправильной формы, которые служили в Европе сырьем для выпуска полновесных монет.

3) Денежная единица Колумбии, Уругвая, Филиппин, Чили и др. стран.

4) Старинная испанская серебряная монета.

Предыдущая страница Следующая страница