Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Э" (часть 31, "ЭСС"-"ЭСЭ")

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 31, "ЭСС"-"ЭСЭ")

ЭССЕ

ЭССЕ́ [сэ́], неизм.; ср. [франц. essai] Спец. Очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме. Литературно-критическое э. Философское э.

* * *

эссе́ (франц. essai - опыт, набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра - М. Монтень; в русской литературе образцы эссе - у Ф. М. Достоевского, В. В. Розанова, Вяч. И. Иванова).

* * *

ЭССЕ - ЭССЕ́ (франц. essai - опыт, набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра - Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Ф. М. Достоевского, В. В. Розанова, Вячеслава И. Иванова).

ЭССЕИСТ

ЭССЕИ́СТ [сэ], -а; м. Автор эссе.

ЭССЕКС

Э́ссекс (Essex), графство в Великобритании (Англия). 1,6 млн. человек (1994). Главный город - Челмсфорд. Эссекс - королевство, основано (в начале VI в.) в ходе англосаксонских завоеваний Британии. В конце VIII в. подчинено Мерсией, в начале IX в. - Уэссексом.

ЭССЕКС (ГРАФСТВО)

ЭССЕКС (графство) - Э́ССЕКС (Essex), графство в Великобритании (Англия). 1,5 млн. человек (1991). Крупный город - Саутенд-он-Си. Эссекс - королевство, основано (в нач. 6 в.) в ходе англосаксонских завоеваний Британии. В кон. 8 в. подчинено Мерсией, в нач. 9 в. - Уэссексом.

ЭССЕКС РОБЕРТ ДЕВЕРЁ

Э́ссекс Роберт Деверё (Essex) (1591-1646), граф, один из лидеров пресвитериан в Английской революции XVII в. С 1642 главнокомандующий парламентской армией. Сторонник компромисса с королём. Противился перестройке армии на демократических началах. В 1645 после военных неудач сложил с себя командование.

* * *

ЭССЕКС Роберт Девере - Э́ССЕКС (Essex) Роберт Девере (1591-1646), граф, один из лидеров пресвитериан в английской революции 17 в. С 1642 главнокомандующий парламентской армией. Сторонник компромисса с королем. Противился перестройке армии на демократических началах. В 1645 после военных неудач сложил с себя командование.

ЭССЕН

Э́ссен (Essen), город в Германии, земля Северный Рейн-Вестфалия. 618 тыс. жителей (1995). Крупный промышленный центр Рура. Машиностроение (тяжелое, транспортное, электротехническое), металлургия, текстильная, полиграфическая, цементная, пищевая промышленность. В Эссене - правления промышленных («Крупп») и финансовых компаний. Готический собор (основная часть - XIII в.).

ЭССЕН (ГОРОД)

ЭССЕН (город) - Э́ССЕН (Essen), город в Германии, земля Северный Рейн-Вестфалия. Население 581,6 тыс человек (2004). Крупный промышленный центр Рура. Машиностроение (тяжелое, транспортное, электротехническое), металлургия, текстильная, полиграфическая, цементная, пищевая промышленность. В Эссене - основные правления промышленных («Крупп») и финансовых компаний. Готический собор (основная часть - 13 в.).

ЭССЕН НИКОЛАЙ ОТТОВИЧ

Э́ссен Николай Оттович (1860-1915), адмирал (1913). Командир броненосца «Севастополь» при обороне Порт-Артура. В 1909-15 командующий Балтийским флотом. В начале 1-й мировой войны по плану Эссена в Финском заливе была создана глубоко эшелонированная оборона, опиравшаяся на минно-артиллерийские позиции.

* * *

ЭССЕН Николай Оттович - Э́ССЕН Николай Оттович (1860-1915), российский адмирал (1913). Командир броненосца «Севастополь» при обороне Порт-Артура. В 1909-15 командующий Балтфлотом. В нач. 1-й мировой войны по плану Эссена в Финском заливе была создана глубоко эшелонированная оборона, опиравшаяся на минно-артиллерийские позиции.

ЭССЕНЦИЯ

ЭССЕ́НЦИЯ -и; ж. [от лат. essentia - сущность] Концентрированный раствор летучих веществ, употребляемый в пищевой, парфюмерной и фармацевтической промышленности. Уксусная э. Фруктовая э. Ромовая э. Цветочная э.

◊ Жемчужная эссе́нция. Состав из рыбьей чешуи, из которого изготовляют искусственный жемчуг.

* * *

эссе́нция (от лат. essentia - сущность), концентрированный раствор какого-либо вещества, который при употреблении разбавляется, например уксусная эссенция. Термин чаще всего применяется к растворам веществ, извлекаемых из растений каким-либо растворителем (например, цветочные эссенции).

* * *

ЭССЕНЦИЯ - ЭССЕ́НЦИЯ (от лат. essentia - сущность), концентрированный раствор какого-либо вещества, который при употреблении разбавляется, напр. уксусная эссенция. Термин обычно применяется к растворам веществ, извлекаемых из растений каким-либо растворителем (напр., цветочные эссенции).

ЭСТ

ЭСТ см. Э́сты.

ЭСТАКАДА

ЭСТАКА́ДА -ы; ж. [франц. estacade]

1. Строительное сооружение в виде моста, служащее для поднятия вверх путей сообщения, для перехода или переезда через путь, для причала судов. Подняться по эстакаде.

2. Сооружение над смотровой ямой в гараже или на специальной площадке для осмотра и ремонта дна кузова автомобиля. Работать на эстакаде. Въехать на эстакаду.

* * *

эстака́да (франц. estacade), надземное (надводное) сооружение мостового типа из железобетона, стали или дерева для пропуска транспорта (пешеходов), прокладки инженерных коммуникаций и т. п.

* * *

ЭСТАКАДА - ЭСТАКА́ДА (франц. estacade), надземное (надводное) сооружение мостового типа из железобетона, стали или дерева для пропуска транспорта (пешеходов), прокладки инженерных коммуникаций и т. п.

ЭСТАМП

ЭСТА́МП -а; м. [франц. estampe] Оттиск, отпечаток с картины, снимок с гравюры. Печатать эстампы. Украсить стену эстампом.

Эста́мпный, -ая, -ое. Э-ая бумага.

* * *

эста́мп (франц. estampe), оттиск, отпечаток, станковая гравюра или литография.

* * *

ЭСТАМП - ЭСТА́МП (франц. estampe), оттиск, отпечаток, станковая гравюра (см. ГРАВЮРА) или литография (см. ЛИТОГРАФИЯ) .

ЭСТАН ЛЮК

ЭСТАН Люк - ЭСТА́Н (Estang) Люк (наст. имя Люсьен Бастар) (12 ноября 1911, Париж - 25 июля 1992), французский поэт и прозаик католического направления. Литературный критик газеты «Figaro».

Образование получал в религиозных колледжах Артуа и Бельгии. После возвращения в 1929 в Париж принадлежал и к богеме, и к безработным, работал в страховом обществе. С 1934 в газете «La Croix» (в 1940-1955 литературный руководитель). С 1956 в совете директоров издания «Seuil». В 1962 получил первую премию по литературе Французской академии наук.

Автор трилогии «Стигматы» (1949, премия Общества литераторов Франции, 1950), «Счастье и спасение» (1961), «Отступник» (1968).

ЭСТАНДАРТ-ЮНКЕР

Эстанда́рт-ю́нкер - штандарт-юнкер (от нем. Standarte - знамя и юнкер), в тяжелой кавалерии русской армии в 1796-1859 звание унтер-офицера из дворян, рангом выше юнкера; в 1867-80 звание юнкера-унтер-офицера в кавалерийском училище; в 1880-1903 звание окончивших юнкерские кавалерийские училища до присвоения им офицерского чина.

* * *

ЭСТАНДАРТ-ЮНКЕР - ЭСТАНДА́РТ-Ю́НКЕР (штандарт-юнкер) (от нем. Standarte - знамя и юнкер), в тяжелой кавалерии российской армии в 1796-1859 звание унтер-офицера из дворян, рангом выше юнкера; в 1867-80 звание юнкера --унтер-офицера в кавалерийском училище; в 1880-1903 звание окончивших юнкерские кавалерийские училища до присвоения им офицерского чина.

ЭСТАНСИЯ

Эста́нсия (исп. estancia), в Аргентине, Чили - крупное поместье, обычно скотоводческое; то же, что асьенда в других латиноамериканских странах; в Бразилии - фазенда.

* * *

ЭСТАНСИЯ - ЭСТА́НСИЯ (исп. estancia), в Аргентине, Чили крупное поместье, обычно скотоводческое; то же, что асьенда в других латиноамериканских странах; в Бразилии - фазенда.

ЭСТАФЕТА

ЭСТАФЕ́ТА -ы; ж. [франц. estafette]

1. Ист. Срочная почта, доставлявшая письма, донесения специальными нарочными, обычно конными, сменявшими друг друга в пути; сами письма, доставленные таким способом. Отправить письмо с эстафетой. Получить эстафету.

2. Соревнование спортивных команд в беге, плавании и т.п., в котором на определённом этапе один спортсмен, сменяясь, передаёт другому условленный предмет. Лыжная э. Легкоатлетическая э. Участвовать в эстафете.

3. Высок. О традициях, передаваемых от одного поколения другому. Принять, подхватить эстафету. Э. лучших начинаний. Э. поколений (преемственность поколений).

Эстафе́тный, -ая, -ое (1-2 зн.). Э-ая почта. Э-ая палочка. Э. бег, заплыв.

* * *

эстафе́та (франц. estafette, от итал. staffa - стремя), 1) (устаревшее) срочное сообщение, передаваемое сменяющими друг друга нарочными, преимущественно конными. 2) Соревнования спортивных команд в беге, плавании и др. - прохождение определенных этапов спортсменами, сменяющими друг друга и передающими (часто условно) друг другу какой-либо предмет, также называемый эстафетой.

* * *

ЭСТАФЕТА - ЭСТАФЕ́ТА (франц. estafette, от итал. staffa - стремя),

1) (устар.) срочное сообщение, передаваемое сменяющими друг друга нарочными, преимущественно конными.

2) Соревнования спортивных команд в беге, плавании и др. - прохождение определенных этапов спортсменами, сменяющими друг друга и передающими (часто условно) друг другу какой-либо предмет, также называется эстафетой.

ЭСТЕ

Э́сте - культура железного века (IX-II вв. до н. э.) на северо-востоке Италии. Вероятно, создана венетами. Названа по поселку Эсте (венетский г. Атесте) на р. Адидже. Могильники с трупоположениями и трупосожжениями, надгробные камни с венетскими надписями, ситулы с рельефными изображениями, фибулы и др. В 183 до н. э. племена эсте подчинены Риму.

ЭСТЕБАН КЛОД

ЭСТЕБАН Клод - ЭСТЕБА́Н (Esteban) Клод (26 июля 1935, Париж - 10 апрель 2006, там же), французский поэт, эссеист, переводчик. Лауреат Гонкуровской премии (см. ГОНКУРОВСКАЯ ПРЕМИЯ) (2001).

В 1974-1981 возглавлял поэтический журнал «Argile». В 1998-2004 президент Дома Писателей.

Автор поэтических сборников «Земли» (1968), «В подступающей пустоте» (1976). Сборники эссе о литературе и искусстве «Непосредственное и недоступное» (1978), «Место вне всякого места» (1979), «Критика поэтического разума» (1987). Переводы из Х. Гильена (см. ГИЛЬЕН Хорхе), О. Паса (см. ПАС Октавио), Борхеса (см. БОРХЕС Хорхе Луис), Гарсия Лорки (см. ГАРСИА ЛОРКА Федерико).

ЭСТЕЗИОЛОГИЯ

ЭСТЕЗИОЛО́ГИЯ [тэ], -и; ж. [от греч. aisthēsis - чувство, ощущение и logos - учение] Раздел анатомии и физиологии, изучающий строение и функции органов чувств.

ЭСТЕЗИОМЕТРИЯ

Эстезиоме́трия (от греч. áisthēsis - чувство, ощущение и ...метрия), измерение тактильной чувствительности кожи прибором - эстезиометром.

* * *

ЭСТЕЗИОМЕТРИЯ - ЭСТЕЗИОМЕ́ТРИЯ (от греч. aisthesis - чувство, ощущение и metreo - измеряю), измерение тактильной чувствительности кожи прибором - эстезиометром.

ЭСТЕРАЗЫ

Эстера́зы - ферменты, катализирующие в клетках гидролитическое расщепление сложных эфиров (например, липаза, расщепляющая жиры в процессе пищеварения).

* * *

ЭСТЕРАЗЫ - ЭСТЕРА́ЗЫ, ферменты, катализирующие в клетках гидролитическое расщепление сложных эфиров (напр., липаза (см. ЛИПАЗЫ), расщепляющая жиры в процессе пищеварения).

ЭСТЕРГОМ

Э́стергом (Esztergom), город на севере Венгрии, порт на р. Дунай. 30 тыс. жителей (1991). Станко- и приборостроение. Близ Эстергома - добыча бурого угля. Христианский музей. Бальнеологический курорт. Крепость и королевский дворец с готической капеллой (XII в.) и ренессансным залом (конец XV в.); капелла Бакоца (начало XVI в., ренессанс).

* * *

ЭСТЕРГОМ - Э́СТЕРГОМ (Esztergom), город на севере Венгрии (см. ВЕНГРИЯ), порт на реке Дунай, образующей в этом месте границу со Словакией (см. СЛОВАКИЯ). Население 28,9 тыс человек (2004).

Станко-, приборо- и автомобилестроение (завод компании «Сузуки (см. СУЗУКИ)»). Близ Эстергома - добыча бурого угля. Центр виноделия. Бальнеологический курорт.

Резиденция главы Венгерской католической церкви.

Древнее название города «Эстрогин», вероятно, турецко-болгарского происхождения и переводится как «кожаные доспехи». Был основан во 2-3 вв., как римский город Солва. Являлся первой столицей венгерского государства (960-1246) и важным религиозно-политическим центром. В начале 11 в. король Иштван I Святой (см. ИШТВАН I Святой) основал здесь первое в стране архиепископство. В 13-17 вв. город неоднократно подвергался нападениям и осадам татар и турок, в результате чего серьезно пострадал. В 18 в. начались работы по восстановлению города, облик которого сохраняется до сих пор.

В 1895 был построен мост, соединивший Венгрию и Словакию, но в 1944 он был взорван отступающими немецкими войсками ( вновь открыт в 2001).

Среди достопримечательностей: крепость и королевский дворец с готической капеллой (12 в.) и ренессансным залом (конец 15 в.); часовня Бакоца (начало 16 в.; ренессанс). Христианский музей (картинная галерея). Музей гидрологии. Музей венгерского поэта Балинта Балашши.

ЭСТЕРХАЗА

ЭСТЕРХАЗА - ЭСТЕРХА́ЗА (венгр. Eszterhaza, нем. Esterhaz), барочный дворцово-парковый ансамбль на западе Венгрии (см. ВЕНГРИЯ), в селе Фертод (Фертед), близ города Папа (см. ПАПА), родовое имение князей Эстерхази (см. ЭСТЕРХАЗИ (семейство)). Первоначально Эстерхазой называлось само село, однако в 1950 оно было переименовано в Фертод, сейчас здесь проживает около 3 тыс человек.

Замок был построен князем Миклошем (Николаусом) Эстерхази, прозванным Великим, в 1763-66 гг. Сюда Миклош Эстерхази из Эйзенштадта (Айзенштадта, современная Австрия) перевез капеллу и музыкальную школу, здесь работали Й. Гайдн (см. ГАЙДН Йозеф), Ф. Лист (см. ЛИСТ Ференц) и другие выдающиеся композиторы. Замок часто называют венгерским «Версалем». Парк, разбитый во французском стиле, занимает площадь примерно 3 км2.

Дворец был создан на базе охотничьего замка, построенного отцом Миклоша Йожефом Эстерхази. Замок был перестроен и расширен боковыми зданиями. Были построены опера, кукольный театр, дом музыкантов, китайский домик, павильоны Дианы, Фортуны, Венеры и храм Солнца. Все 126 помещений дворца были украшены интерьером в стиле рококо. Князь имел коллекции мебели, часов, гобеленов, венецианских зеркал, картин.

После смерти Миклоша Эстерхази в 1790 дворец начал приходить в упадок. Семья Эстерхази занялась его восстановлением лишь на рубеже 19-20 в. Во время Второй мировой войны дворец использовался как казармы и конюшни, в результате чего сильно пострадал; почти полностью был уничтожен его интерьер. В 1957 началась реставрция дворца; вскоре он был открыт как национальный музей.

ЭСТЕРХАЗИ

Э́стерхази - Эстергази (Eszterházy), венгерские князья, меценаты, музыканты. В XVII-XIX вв. род Эстерхази был носителем музыкальной традиции. На службе у Миклоша Эстерхази в 1766-1790 придворным композитором и главным капельмейстером был Й. Гайдн. Дворцы Эстерхази (в Эйзенштадте и Эстерхазе) были значительными культурными центрами Австро-Венгрии.

ЭСТЕРХАЗИ ПЕТЕР

ЭСТЕРХАЗИ Петер - Э́СТЕРХАЗИ (Esterhazy) Петер (р. 14 апреля 1950, Будапешт), венгерский писатель.

Родился в аристократической семье. В 1969-1974 учился в Будапештском университете (см. БУДАПЕШТСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) на математическом факультете. С 1974 печатается в литературных журналах. В 1974-1978 работал математиком. С 1978 занялся непосредственно литературной деятельностью.

Его книги переведены более чем на 20 языков. Автор гротескно-пародийных романов «Краткая венгерская порнография» (1984), «Книга Грабала» (1987). Новеллы (сборник «Чучело лебедя», 1988; эссеистика («Записки синего чулка», 1994).

ЭСТЕРХАЗИ (СЕМЕЙСТВО)

ЭСТЕРХАЗИ (семейство) - ЭСТЕРХА́ЗИ (Эстергази; Esterhazy), аристократический род венгерских магнатов, государственных деятелей, покровителей искусств и музыкантов 17-19 веков. Легендарным родоначальником семейства считается Аттила (см. АТТИЛА), документальные свидетельства прослеживают историю рода до 13 века, но только в 16 веке дворянин из Братиславы Ференц Зерхази изменил свою фамилию на Эстерхази.

Позднее род разделился на несколько ветвей, из которых наиболее видное положение заняла ветвь Эстерхази-Галанта. Ее представитель - Пал Эстерхази (1635-1713) в 1687 году получил титул князя Священной Римской империи (см. СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ) . Он известен и как музыкант: исполнитель на верджинеле и композитор. В 1711 году Пал Эстерхази опубликовал сборник своих сочинений «Небесная музыка», который включал и обработки мелодий других композиторов. Его дворец в Эйзенштадте (Айзенштадте) был одним из культурных центров империи Габсбургов, здесь содержалась вокально-инструментальная капелла.

Наибольшую известность снискали внучатые племянники Пала Эстерхази - братья Пал Антал (нем. Пауль Антон) Эстерхази (1711-1762) и Миклош (нем. Николаус) Иосиф Эстерхази (1714-1790). Пал Антал - австрийский военный деятель, фельдмаршал. Он основал в Эйзенштадте музыкальную школу, сам играл на скрипке и виолончели. В 1761 году Пал Антал пригласил в капеллу Эстерхази на должность вице-капельмейстера Йозефа Гайдна (см. ГАЙДН Йозеф) .

Фельдмаршалом был и князь Миклош Эстерхази, получивший прозвище «Великолепный». Он отличился в Войне за австрийское наследство (см. АВСТРИЙСКОЕ НАСЛЕДСТВО) и в Семилетней войне (см. СЕМИЛЕТНЯЯ ВОЙНА), получил титул графа Форхенштейна. Как музыкант Миклош играл на баритоне. Он перевел капеллу и музыкальную школу из Эйзенштадта в имение «Эстерхаза (см. ЭСТЕРХАЗА)» (ныне относящееся к коммуне Фертод в Венгрии). Стараниями князя Миклоша во второй половине 18 века Эстерхаза превратилась в центр искусств и снискала славу «австрийского Версаля». В 1766 году Йозеф Гайдн был назначен главным капельмейстером и находился на этом посту до самой смерти князя Миклоша.

Его внук - Миклош Эстерхази-младший (1765-1833) также покровительствовал музыкантам. По его заказу писали музыку Йозеф Гайдн и Людвиг ван Бетховен (см. БЕТХОВЕН Людвиг), в его оркестре работал А. Лист - отец Ференца Листа (см. ЛИСТ Ференц) . Следует отличать еще одного Миклоша Эстерхази (1775-1856) - представителя другой ветви рода. Он также содержал свою придворную капеллу в городе Тата, основал музыкальную школу, собрал большую нотную библиотеку. К побочной ветви фамилии принадлежал майор французской армии Ф. Вальсен-Эстерхази, главный виновник дела Дрейфуса (см. ДРЕЙФУСА ДЕЛО) .

ЭСТЕТ

ЭСТЕ́Т [тэ́], -а; м.

1. Поклонник искусства, ценитель прекрасного. Воспитать из сына эстета. Настоящий э.

2. Сторонник эстетизма (2 зн.). Рафинированный э.

Эсте́тка, -и; ж. Эсте́тский, -ая, -ое. Э. кружок. Э-ие манеры. Э-ое направление в искусстве.

* * *

эсте́т (от греч. aisthētōs - чувствующий, воспринимающий), 1) поклонник искусства, ценитель изящного. 2) Человек, оценивающий всё исключительно с эстетической точки зрения.

ЭСТЕТИЗАЦИЯ

ЭСТЕТИЗА́ЦИЯ [тэ], -и; ж. Придание чему-л. красивой внешней формы, эстетическая идеализация чего-л. Э. техники. Э. быта. Заняться эстетизацией жилища.

ЭСТЕТИЗМ

ЭСТЕТИ́ЗМ [тэ], -а; м.

1. Склонность к эстетическому, к красоте, к совершенным формам. Утончённый э.

2. Чрезмерное пристрастие к внешним формам в искусстве в ущерб содержательной стороне произведения.

ЭСТЕТИК

ЭСТЕ́ТИК [тэ́], -а; м. Специалист по эстетике.

ЭСТЕТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ

Эсте́тика техни́ческая - изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства. Составляя теоретическую основу дизайна, эстетика техническая изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера).

* * *

ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ - ЭСТЕ́ТИКА ТЕХНИ́ЧЕСКАЯ, изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства для обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей. Составляя теоретическую основу дизайна, эстетика техническая изучает его общественную природу и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования, проблемы профессионального творчества художника-конструктора (дизайнера).

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ

ЭСТЕТИ́ЧЕСКИЙ [тэ], -ая, -ое.

1. к Эсте́тика (1-2 зн.). Э-ая категория. Э-ие теории. Э-ая программа. Э-ие взгляды, вкусы.

2. Связанный с восприятием прекрасного, красоты в искусстве и жизни; художественный, удовлетворяющий требованиям эстетики. Э-ое воспитание. Испытывать э-ое наслаждение.

Эстети́чески, нареч.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭСТЕТИЧНЫЙ

ЭСТЕТИ́ЧНЫЙ [тэ], -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. Красивый, изящный. Э-ая работа (о произведении искусства, народного творчества).

Эстети́чно, нареч. Э. выполненная вещь. Эстети́чность, -и; ж.

ЭСТЕТКА

ЭСТЕ́ТКА см. Эсте́т.

ЭСТЕТНЫЙ

ЭСТЕ́ТНЫЙ [тэ́], -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. Разг. = Эстети́чный.

ЭСТЕТСКИЙ

ЭСТЕ́ТСКИЙ см. Эсте́т.

ЭСТЕТСТВО

ЭСТЕ́ТСТВО [тэ́], -а; ср. = Эстети́зм (2 зн.). Впасть в э. Формализм и э.

ЭСТЕТСТВОВАТЬ

ЭСТЕ́ТСТВОВАТЬ [тэ́], -ствую, -ствуешь; нсв. Разг.

1. Быть эстетом (2 зн.); проявлять эстетство. Критик чрезмерно эстетствует.

2. Подчёркнуто демонстрировать собственную утончённость вкуса, любовь к изящному.

ЭСТЛЯНДИЯ

Эстля́ндия (нем. Estland), историческое название Северной Эстонии. С XIII в. под властью Дании, Ливонского ордена, со второй половины XVI в. - Швеции. С 1710 Ревельская, в 1783-1917 Эстляндская губерния России.

* * *

ЭСТЛЯНДИЯ - ЭСТЛЯ́НДИЯ (нем. Estland), историческое название севера Эстонии. С 13 в. под властью Дании, Ливонского ордена, со 2-й пол. 16 в. - Швеции. С 1710 Ревельская, в 1783-1917 Эстляндская губерния России.

ЭСТЛЯНДСКАЯ ТРУДОВАЯ КОММУНА

Эстля́ндская трудова́я комму́на - советская республика на территории Эстонии, 29 ноября 1918 - 5 июня 1919. Столица - Нарва. Председатель Совета коммуны - Я. Я. Анвельт. 7 декабря 1918 правительство РСФСР признало независимость республики. Территория захвачена белогвардейцами.

* * *

ЭСТЛЯНДСКАЯ ТРУДОВАЯ КОММУНА - ЭСТЛЯ́НДСКАЯ ТРУДОВА́Я КОММУ́НА, советская республика на территории Эстонии, 29.11.1918 - 5.6.1919. Столица - Нарва. Председатель Совета коммуны - Я. Я. Анвельт. 7.12.1918 правительство РСФСР признало независимость республики. Территория захвачена белогвардейцами.

ЭСТОК

ЭСТОК - ЭСТО́К (итал. estoc), холодное оружие (см. ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ); европейский тяжелый меч (см. МЕЧ) с клинком (см. КЛИНОК) длиной 112-115 см, предназначенным преимущественно для колющих ударов.

Эсток имел квадратное, ромбовидное или шестигранное сечение; долов (см. ДОЛ (у оружия)) не было. Длина рукояти эстока была 33-34 см, крестовины - 25-27 см.

ЭСТОКАДА

ЭСТОКА́ДА -ы; ж. [франц. estocade] В фехтовании: прямой перпендикулярный удар рапирой, шпагой, эспадроном.

ЭСТОНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭСТОНСКАЯ ГОНЧАЯ

ЭСТОНСКАЯ ГОНЧАЯ - ЭСТО́НСКАЯ ГО́НЧАЯ (Estonian Hound), порода охотничьих гончих (см. ГОНЧИЕ) собак; выведена в Эстонии скрещиванием местных эстонских гончих с биглями, фоксхаундами и швейцарскими гончими. Стандарт утвержден в 1954. Распространена в Эстонии, Латвии, Литве, Беларуси, европейской части России.

Красивая, крепкая собака с хорошо развитой мускулатурой и небольшого размера. Высота в холке 42-54 см, вес стандартом не регламентируется. Морда длинная, прямая, надбровные дуги четко выражены. Глаза темные, несколько раскосые. Мочка носа широкая, черная, у собак желто-пегого окраса, иногда темно-коричневая. Уши висячие, длинные, закругленные, низко поставлены и прилегают к голове. Хвост саблевидный, достигает скакательных суставов. Шерсть короткая, жесткая, подшерсток развит слабо. Окрас обычно черно-пегий в румянах, иногда буро-пегий в румянах, багряно-пегий и чепрачный.

ЭСТОНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Эсто́нский драмати́ческий теа́тр - основан в 1916 в Таллине, в 1952-89 им. В. Кингисеппа, с 1957 академический.

* * *

ЭСТОНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - ЭСТО́НСКИЙ ДРАМАТИ́ЧЕСКИЙ ТЕА́ТР, основан в Таллинне в 1916, в 1952-89 имени В. Кингисеппа, с 1957 академический.

ЭСТОНСКИЙ МУЖСКОЙ ХОР

Эсто́нский мужско́й хор - организован в 1944 в Таллинне. Основатель и художественный руководитель - Г. Эрнесакс. С 1952 академический. С 1989 Национальный мужской хор.

* * *

ЭСТОНСКИЙ МУЖСКОЙ ХОР - ЭСТО́НСКИЙ МУЖСКО́Й ХО́Р, организован в 1944 в Таллинне. Основатель и художественный руководитель - Г. Эрнесакс. С 1952 академический С 1989 Национальный мужской хор.

ЭСТОНСКИЙ ТЕАТР ВАНЕМУЙНЕ

ЭСТОНСКИЙ ТЕАТР ВАНЕМУЙНЕ - ЭСТО́НСКИЙ ТЕА́ТР «ВА́НЕМУЙНЕ», основан в Тарту в 1870, с 1966 академический. Ставятся драмы, оперы, оперетты (на эстонском языке) и балеты.

-----------------------------------

Эсто́нский теа́тр «Ва́немуйне» - основан в 1870 в Тарту, с 1966 академический. Ставятся драмы, оперы, оперетты (на эстонском языке) и балеты.

ЭСТОНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

Эсто́нский теа́тр о́перы и бале́та - основан в 1865 в Таллинне, с 1940 Государственный театр Эстонской ССР «Эстония», с 1950 академический. С 1999 Национальная опера Эстонии. До 1949 ставились также драматические спектакли.

* * *

ЭСТОНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА - ЭСТО́НСКИЙ ТЕА́ТР О́ПЕРЫ И БАЛЕ́ТА («Эстония»), основан в Таллинне в 1865, с 1940 Государственный театр Эстонской ССР «Эстония», с 1949 современное название, с 1950 драматический. До 1949 ставились также драматические спектакли.

ЭСТОНСКИЙ ЯЗЫК

Эсто́нский язы́к - относится к финно-угорской семье языков (прибалтийско-финская ветвь). Письменность на основе латинского алфавита.

* * *

ЭСТОНСКИЙ ЯЗЫК - ЭСТО́НСКИЙ ЯЗЫ́К, относится к финно-угорской семье языков (прибалт.-фин. ветвь). Письменность на основе латинского алфавита.

ЭСТОНЦЫ

ЭСТО́НЦЫ -ев; мн. (ед. эсто́нец, -нца; м.). Нация, основное население Эстонии; представители этой нации.

Эсто́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Эсто́нский, -ая, -ое. Э. язык.

* * *

эсто́нцы (самоназвание - ээстласед), народ, основное население Эстонии (963 тыс. человек); в России 46,4 тыс. человек (1995). Живут также в США, Канаде, Швеции и Австралии. Общая численность около 1,1 млн. человек (1995). Язык эстонский. Верующие эстонцы в основном лютеране, есть православные (главным образом сету). Эстонцы.

* * *

ЭСТОНЦЫ - ЭСТО́НЦЫ (эст. eestlased), народ в Прибалтике, основное население Эстонии (934,7 тыс. чел., 2000). В Российской Федерации живет 28,1 тысяч эстонцев (2002). Значительное число лиц эстонского происхождения живет в США (20,9 тыс. чел., 1990), Канаде (25 тыс. чел.), Швеции (20 тыс. чел.). Говорят на эстонском языке. Верующие эстонцы в основном лютеране, есть православные (в основном сету).

Предки эстонцев - финноязычные племена появились на территории Эстонии, вероятно, в третьем тысячелетии до нашей эры. В течение последующих тысячелетий в их состав влились отдельные балтийские, частично северогерманские (скандинавские), а с конца первого тысячелетия нашей эры восточнославянские элементы, что нашло отражение в языке, антропологическом типе и материальной культуре эстонского народа. В начале второго тысячелетия нашей эры древние племенные группировки у эстонцев постепенно заменились территориальными. Примерно тогда же начала формироваться эстонская народность. Среди эстонцев укоренилось самоназвание maarahvas, в то время как в русских летописях они назывались вместе с другими прибалтийско-финскими племенами чудью, а в западноевропейских источниках - эстами. Связанное с последним название eestlased с 17 века заменило старое самоназвание.

В начале 13 века эстонцы были покорены немецкими крестоносцами. Вплоть до 19 века эстонцы, преобладающую часть которых составляли крестьяне, находились в бесправном положении. В эстонской крестьянской культуре сохранялось много древних самобытных черт, отличавших ее от культуры прибалтийско-немецкой правящей верхушки. В 13 веке эстонцы были обращены в католичество, которое в период Реформации в 16 веке сменилось лютеранством. В 1710 году в ходе Северной войны, Эстония была присоединена к России. В середине 19 века около 10-12% сельского населения перешло в православие; небольшая группа эстонцев, так называемые сету (на юго-востоке Эстонии и территории Псковской области), исповедовала православие издавна. Главным занятиями эстонцев вплоть до 20 века были земледелие и животноводство, а на побережье и рыболовство. Традиционным сельским жилищем была жилая рига, в которой главное жилое помещение (рэхэтуба) служило и снопосушилкой. Начиная с середины 19 века жилая рига постепенно заменялась жилищем, близким к городскому типу; многие элементы народной культуры стали вытесняться новыми, общеевропейского характера. В 1919 году Эстония стала независимой республикой. В 1940-1991 годах она входила в состав СССР.

ЭСТОППЕЛЬ

Эсто́ппель (англ. estoppel - отвод), правовой принцип, согласно которому лицо утрачивает право ссылаться на какие-либо факты в основание своих притязаний (например, в силу состоявшегося ранее судебного решения). Эстоппель применяется также в международном праве.

* * *

ЭСТОППЕЛЬ - ЭСТО́ППЕЛЬ (англ. estoppel - отвод), правовой принцип, согласно которому лицо утрачивает право ссылаться на какие-либо факты в основание своих притязаний (напр., в силу состоявшегося ранее судебного решения). Эстоппель применяется также в международном праве.

ЭСТРАГОН

ЭСТРАГО́Н -а; м. [франц. estragon] Травянистое растение рода полыни сем. сложноцветных (листья используются в качестве специи, приправы); тархун.

Эстраго́нный, -ая, -ое. Э. лист. Э. уксус. Э-ая горчица.

* * *

эстраго́н (тархун), многолетнее травянистое растение рода полынь семейства астровых. Дикорастущие (в Азии, Северной Америке) и культурные формы. Пряная культура (листья), в европейских странах, Индии, США, Бразилии и др.; урожайность 150-250 ц с 1 га.

* * *

ЭСТРАГОН - ЭСТРАГО́Н (полынь эстрагоновая) (Artemisia draсunculus), многолетнее травянистое растение рода полынь (см. ПОЛЫНЬ) семейства сложноцветных (см. СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ) (астровых), пряновкусовая овощная культура. В диком виде встречается в Азии и Северной Америке.

Растения эстрагона образуют куст. Стебель прямой, гладкий, высотой от 20 до 150 см, листья ланцетные, цельнокрайные, острые. Цветки желтовато-белые, соцветия - корзинки.

Культивируется в европейских странах, в Закавказье (где называется тархун), Индии, США и др. Издавна эстрагон выращивали как лекарственное растение, позднее - как салатную и пряную культуру.

Листья эстрагона содержат витамин С, каротин, эфирные масла, придающие им специфический запах и вкус.

Листья и молодые побеги используют как пряную приправу в свежем виде. Листья также сушат. Веточки эстрагона кладут в соленья (огурцам придают крепость), ими ароматизируют уксус.

Эстрагон возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Сильное противоглистное средство. Используется при приготовлении тонизирующего напитка «тархун».

ЭСТРАДА

ЭСТРА́ДА -ы; ж. [франц. estrade]

1. Возвышение, площадка для выступления перед публикой артистов (музыкантов, чтецов и т.п.). Выйти на эстраду. Открытая, закрытая э. Бросить на эстраду цветы. Э. с микрофоном. Выступать на эстраде.

2. Вид исполнительского искусства - представление на сцене небольших музыкальных, цирковых и т.п. номеров, обычно сопровождаемое конферансом. Артист эстрады. Театр эстрады. История эстрады. Написать песню для эстрады.

Эстра́дный, -ая, -ое. Э. жанр. Э. певец. Э-ое ревю. Э-ая песня.

* * *

эстра́да (франц. estrade), 1) вид искусства. Включает так называемые малые формы драматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные законченные номера объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение). Как самостоятельное искусство сформировалась в конце XIX в. 2) Сценическая площадка (постоянная или временная) для концертных выступлений артистов.

* * *

ЭСТРАДА - ЭСТРА́ДА (франц. estrade),

1) вид искусства. Включает т. н. малые формы драматургии, драматического и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные законченные номера объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение). Как самостоятельное искусство сформировалась в кон. 19 в.

2) Сценическая площадка (постоянная или временная) для концертных выступлений артистов.

ЭСТРАДИОЛ

Эстрадио́л - основной женский половой гормон позвоночных животных и человека (эстроген). Стимулирует рост и развитие женских половых органов и появление вторичных половых признаков, участвует в регуляции полового цикла, влияет на обмен веществ, эмоциональное состояние. Эстрадиол.

* * *

ЭСТРАДИОЛ - ЭСТРАДИО́Л, основной женский половой гормон позвоночных животных и человека (эстроген). Стимулирует рост и развитие женских половых органов и появление вторичных половых признаков, участвует в регуляции полового цикла, влияет на обмен веществ, эмоциональные состояния.

ЭСТРАДНИК

ЭСТРА́ДНИК -а; м. Разг. Артист эстрады (2 зн.). Репертуар для эстрадников.

ЭСТРАДНЫЙ

ЭСТРА́ДНЫЙ см. Эстра́да.

ЭСТРАДНЫЙ ОРКЕСТР

Эстра́дный орке́стр - коллектив музыкантов, исполняющих эстрадную и джазовую музыку. Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых (в том числе саксофонов), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов.

* * *

ЭСТРАДНЫЙ ОРКЕСТР - ЭСТРА́ДНЫЙ ОРКЕ́СТР, коллектив музыкантов, исполняющих эстрадную и джазовую (см. ДЖАЗ) музыку. Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых (в т. ч. саксофонов), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов.

ЭСТРАДНЫЙ ТАНЕЦ

Эстра́дный та́нец - вид сценического танца, небольшая сценка, хореографическая миниатюра; включает эксцентрику, акробатику, ритмические танцы и др.

* * *

ЭСТРАДНЫЙ ТАНЕЦ - ЭСТРА́ДНЫЙ ТА́НЕЦ, вид сценического танца, небольшая сценка, хореографическая миниатюра; включает эксцентрику, акробатику, ритмичные танцы и др.

ЭСТРЕЙХЕР КАРОЛЬ

Эстре́йхер Кароль (Estreicher) (1827-1908), польский библиограф и историк книги. Основной труд - «Польская библиография» (в 1872-1908 вышло 22 тома); издание продолжали его сын Станислав (тт. 23-33, 1910-39) и внук Кароль-младший (т. 34, в. 1, 1951).

* * *

ЭСТРЕЙХЕР Кароль - ЭСТРЕ́ЙХЕР (Estreicher) Кароль (1827-1908), польский библиограф и историк книги. Основной труд - «Польская библиография» (в 1872-1908 вышло 22 тома); издание продолжали его сын Станислав (т. 23-33, 1910-1939) и внук Эстрейхера Кароль-младший (т. 34, 1951).

ЭСТРЕМАДУРА

Эстремаду́ра (Extremadura), автономная область на западе Испании, в бассейне рр. Гвадиана и Тахо. 41,6 тыс. км2. Население 1,1 млн. человек (1994). Главный город - Мерида. Включает провинции Бадахос и Касерес.

* * *

ЭСТРЕМАДУРА - ЭСТРЕМАДУ́РА (Extremadura), автономная область на западе Испании, в бассейне рек Гвадиана (см. ГВАДИАНА) и Тахо (см. ТАХО). Включает провинции Бадахос и Касерес. Граничит на севере с Кастилией-Леоном, на западе - с Португалией (см. ПОРТУГАЛИЯ), на юге - с Андалусией (см. АНДАЛУСИЯ), на востоке - с Кастилей-Ла-Манчей. Площадь 41,6 тыс. км2. Население 1073 тыс. человек (2002). Главный город - Мерида (см. МЕРИДА (город в Испании)).

Крупные города: Бадахос (см. БАДАХОС), Касерес (см. КАСЕРЕС), Мерида (см. МЕРИДА (город в Испании)).

Природа

Занимает юго-западную часть плоскогорья Месета (см. МЕСЕТА) с горами Сьерра-де-Гуадалупе (высотой до 1563 м) в центральной части и горами Сьерра-Морена (см. СЬЕРРА-МОРЕНА) на юге. На северо-востоке на территорию области заходят Толедские горы. Главные реки - Гвадиана (см. ГВАДИАНА), Тахо (см. ТАХО), Арраго, Алагон, Сухар.

Климат средиземноморский, бывают засухи. Распространены рощи маслин, падуболистного и пробкового дуба. В лесах обитают рыси, олени и дикие кабаны. Встречаются редкие виды птиц (чернокрылый коршун, черный аист и черный гриф).

Природный парк Монфрагуэ (с 1979, площадь 500 км2).

Экономика

Экономически отсталая, преимущественно сельскохозяйственная область. Основные отрасли хозяйства - овцеводство (главным образом мериносы) и свиноводство. Пчеловодство. Посевы зернобобовых, пшеницы, кукурузы, на орошаемых землях (провинция Бадахос) - риса. Из технических культур важнейшая - табак. Возделывание оливы, винограда, хлопчатника. Сбор коры пробкового дуба.

Добыча цветных металлов и фосфоритов. Пищевая, химическая промышленность.

ЭСТРОГЕНЫ

ЭСТРОГЕ́НЫ -ов; мн. (ед. эстроге́н, -а; м.). [греч. oistros - страсть, ярость и genos - рождение] Биол. Женские половые гормоны.

* * *

эстроге́ны - женские половые гормоны позвоночных животных и человека; вырабатываются главным образом яичниками, а также корой надпочечников, плацентой и семенниками. Стимулируют развитие и функцию женских половых органов, нормальный рост молочных желёз. Влияют на рост костей, определяя особенности телосложения женщин, водно-солевой обмен и др. По химической природе - стероиды. Основные представители - эстрадиол и эстрон.

* * *

ЭСТРОГЕНЫ - ЭСТРОГЕ́НЫ, женские половые гормоны позвоночных животных и человека; вырабатываются главным образом яичниками, а также корой надпочечников, плацентой и семенниками. Стимулируют развитие и функцию женских половых органов, нормальный рост молочных желез. Влияют на рост костей, определяя особенности телосложения женщин, водно-солевой обмен и др. По химической природе - стероиды. Основные представители - эстрадиол и эстрон.

ЭСТРОН

Эстро́н - женский половой гормон позвоночных животных и человека (эстроген); действие на организм аналогично действию эстрадиола, но выражено слабее.

* * *

ЭСТРОН - ЭСТРО́Н, женский половой гормон позвоночных животных и человека (эстроген); действие на организм аналогично действию эстрадиола, но выражено слабее.

ЭСТРУС

Э́струс (новолат. oestrus), то же, что течка.

* * *

ЭСТРУС - Э́СТРУС (новолат. oestrus), то же, что течка (см. ТЕЧКА).

ЭСТУАРИЙ

Эстуа́рий (от лат. aestuarium - затопляемое устье реки), однорукавное воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря.

* * *

ЭСТУАРИЙ - ЭСТУА́РИЙ (от лат. aestuarium - затопляемое устье реки), однорукавное воронкообразное устье (см. УСТЬЕ) реки, расширяющееся в сторону моря (см. МОРЕ) .

ЭСТЫ

Э́СТЫ -ов; мн. (ед. эст, -а; м.). Древнее название эстонцев.

* * *

э́сты (ээстласед), древнее название эстонцев.

* * *

ЭСТЫ - Э́СТЫ (ээстласед), древнее название эстонцев.

ЭСХАТОЛОГИЯ

ЭСХАТОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. eschatos - последний и logos - учение] Религиозное учение о конце мира, о конечных судьбах мира и человека. Православная э. Христианская э. Мусульманская э.

Эсхатологи́ческий, -ая, -ое. Э-ие сочинения, сказания.

* * *

эсхатоло́гия (от греч. éschatos - последний, конечный и ...логия), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различаются индивидуальная эсхатология - учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология - учение о цели космоса и истории и их конце.

* * *

ЭСХАТОЛОГИЯ - ЭСХАТОЛО́ГИЯ (от греч. eschatos - последний, конечный и логос - слово, учение), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивидуальная эсхатология, т. е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, т. е. учение о цели космоса и истории и их конце.

ЭСХЕЛЬ АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Эсхе́ль Аркадий Александрович (р. 1914), чувашский писатель. Жизни и труду чувашского народа посвящены сборники рассказов и очерков «Родной дом» (1959), «Соседи» (1966), «Глубокая борозда» (1974), «На Волге» (1975); пьесы, произведения для детей; критика.

* * *

ЭСХЕЛЬ Аркадий Александрович - ЭСХЕ́ЛЬ Аркадий Александрович (р. 1914), чувашский писатель. Жизни и труду чувашского народа посвящены сборники рассказов и очерков «Родной дом» (1959), «Соседи» (1966), «Глубокая борозда» (1974), «На Волге» (1975); пьесы, произведения для детей; критика.

ЭСХИЛ

Эсхи́л (около 525 - 456 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии». Был свидетелем подъёма афинской демократии, с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой «меры». Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актёра и тем создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию и статичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы (трилогия «Орестея»; «Семеро против Фив»). Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей («Прикованный Прометей»), наделённый чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.

* * *

ЭСХИЛ - ЭСХИ́Л (ок. 525-456 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии». Был свидетелем подъема афинской демократии, с чем связано присущее его творчеству настроение суровой бодрости и доверия к справедливому устройству мира, но также и страха перед возможным нарушением человеком мировой «меры». Превратил трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр, впервые введя второго актера и тем создав предпосылку для диалогического конфликта. Форма трагедий Эсхила сохраняет архаическую монументальность, композиционную симметрию и статичность, хор удерживает ведущую роль, характеристика действующих лиц отличается строгой цельностью, исключающей противоречия и нюансы (трилогия «Орестея»; «Семеро против Фив»). Среди образов Эсхила особое место занимает Прометей («Прикованный Прометей»), наделенный чертами борца, сознательно принимающего на себя страдания ради лучшего удела человеческого рода.

Перу Эсхила принадлежало около 90 пьес, из которых до нас дошло лишь 7: «Персы», «Семеро против Фив», «Орестея», «Агамемнон», «Прикованный Прометей» и др. Эсхил тринадцать раз выходил победителем на драматических состязаниях, сохраняя за собой титул первого трагика Греции. Большинство трагедий Эсхила создано на мифологические сюжеты. Кредо его драматургии можно выразить такими словами: «Горе тому человеку, который осмелится подняться выше всесильных богов: его ждут гнев и кара».

ЭСХИН

Эсхи́н (около 390 - 314 до н. э.), афинский оратор, один из вождей олигархической промакедонской группировки, противник Демосфена.

* * *

ЭСХИН - ЭСХИ́Н (ок. 390-314 до н. э.), афинский оратор, один из вождей олигархической промакедонской группировки, противник Демосфена (см. ДЕМОСФЕН) .

ЭСЭНГОВСКИЙ

ЭСЭНГО́ВСКИЙ, ЭСЭНГЭ́ШНЫЙ см. СНГ.

Предыдущая страница Следующая страница