Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Д" (часть 59, "ДОЛ"-"ДОМ")

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 59, "ДОЛ"-"ДОМ")

ДОЛМАТОВСКИЙ ЕВГЕНИЙ АРОНОВИЧ

Долмато́вский Евгений Аронович (1915-1994), русский поэт. Публицистическая лирика, поэмы, роман в стихах «Добровольцы» (1956; об энтузиазме «пятилеток», бойцах интербригад в Испании), тексты песен («Ленинские горы», «Сормовская лирическая»), сборники «Слово о завтрашнем дне» (1949; Государственная премия СССР, 1950), «Годы и песни» (1963), «Было. Записки поэта» (кн. 1-3, 1973- 1988). Книга о Великой Отечественной войне «Зелёная брама» (1981-82). Повесть «Международный вагон» (1986).

* * *

ДОЛМАТОВСКИЙ Евгений Аронович - ДОЛМАТО́ВСКИЙ Евгений Аронович (1915-94), русский поэт. Публицистическая лирика, поэмы, тексты песен; сборники «Слово о завтрашнем дне» (1949; Государственная премия СССР, 1950), «Годы и песни» (1963), «Было. Записки поэта» (книги 1-3, 1973-88). Книга о Великой Отечественной войне - «Зеленая брама» (1981-82). Повесть «Международный вагон» (1986).

ДОЛМЕЧ АРНОЛД

До́лмеч Арнолд (Dolmetsch) (1858-1940), английский клавесинист, скрипач, исполнитель на виоль д’амур, мастер музыкальных инструментов. Один из родоначальников современного исполнительства на старинных инструментах. Ученик А. Вьетана. В Великобритании с 1914, имел собственную инструментальную мастерскую в Хейзлмире; основатель и руководитель ежегодных фестивалей старинной музыки (с 1925). Труды об интерпретации музыки XVII-XVIII вв. Многие члены семьи Долмеч - исполнители на виолах, блокфлейтах и др.

ДОЛМЕЧ АРНОЛЬД

ДОЛМЕЧ Арнольд - ДОЛМЕ́Ч (Dolmetsch) Арнольд (1858-1940), французский музыкант, интерпретатор И. С. Баха и его предшественников. Реставрировал старинные инструменты и строил новые по их образцу, добиваясь аутентичности.

ДОЛОЖИТЬ

ДОЛОЖИТЬ

1. ДОЛОЖИ́ТЬ, -ложу́, -ло́жишь; доло́женный; -жен, -а, -о; св. (что, о чём).

1. Сделать доклад (2 зн.), официально сообщить о чём-л. Д. результаты наблюдений. Д. о проекте экспедиции. // Офиц. Сделать донесение о чём-л. Д. обстановку. Д., как выполнено задание. Разрешите д. (форма официального обращения младшего по военному званию, чину к старшему). // Разг. Сообщить, рассказать, донести. Он уже всё знает, кто-то успел д.

2. Сообщить, известить о приходе (гостя, посетителя и т.п.). Прошу д. обо мне генералу. Лакей доложил о приходе гостя.

◊ Доложу́ (я) вам (тебе), в зн. вводн. предл. Употр. для выделения, подчёркивания, усиления чего-л. в рассказе, сообщении. Петербург, доложу я вам, город замечательный.

Докла́дывать, -аю, -аешь; нсв.

2. ДОЛОЖИ́ТЬ, -ложу́, -ло́жишь; доло́женный; -жен, -а, -о; св. (нсв. класть). что (чего).

1. Разг. Положить дополнительно; добавить. Д. в блюдце варенья. Д. недостающую сумму.

2. Окончить кладку чего-л. Д. печь.

Докла́дывать, -аю, -аешь; нсв. Докла́дываться, -ается; страд.

ДОЛОЖИТЬСЯ

ДОЛОЖИ́ТЬСЯ -ложу́сь, -ло́жишься; св. (кому). Разг. Сообщить о своём приходе, прибытии. Вернувшись в казармы, солдат доложился старшине.

ДОЛОЙ

ДОЛО́Й

I. нареч.

1. Прочь, вон. Лошадь норовит сбросить всадника д.

2. в функц. сказ. О быстром, решительном движении прочь откуда-л., с чего-л. * Руслан, не говоря ни слова, с коня долой (Пушкин).

II. межд. Употр. как приказ, требование удалить, удалиться, убрать вон, снять, выбросить и т.п. Шапки д.! (требование снять шапки в знак почтения, уважения). Д. войну! Д. неграмотность! Голову д.! (приказ отсечь, отрубить голову кому-л.).

◊ С рук (с плеч) доло́й. Об окончании чего-л. трудного, тяжёлого, об освобождении от чего-л. тяжёлого. С глаз доло́й! Резкий, гневный приказ удалиться.

ДОЛОМАН

ДОЛОМА́Н -а; м. [польск. doloman]. Устар. Гусарский мундир особого покроя, расшитый шнурами. * Гусар! Ты весел и беспечен, Надев свой красный доломан (Лермонтов).

* * *

долома́н (от венг. dolmány), гусарский мундир, расшитый шнурами.

* * *

ДОЛОМАН - ДОЛОМА́Н (от венг. dolmany), гусарский мундир, расшитый шнурами.

ДОЛОМАТЬ

ДОЛОМА́ТЬ -а́ю, -а́ешь; доло́манный; -ман, -а, -о; св. что. Окончить ломку чего-л., сломать до конца. Д. забор. Д. игрушку.

Дола́мывать, -аю, -аешь; нсв. Дола́мываться, -ается; страд. Дола́мывание (см.).

ДОЛОМАТЬСЯ

ДОЛОМА́ТЬСЯ -а́ется; св. Окончательно сломаться, сломаться до конца. Забор доломался. Игрушка доломалась.

Дола́мываться, -ается; нсв. Дола́мывание (см.).

ДОЛОМИТ

ДОЛОМИ́Т -а; м. [франц. dolomite]. Минерал серовато-белого цвета, содержащий кальций и магнезию (применяется в стекольном, керамическом и т.п. производствах).

Доломи́товый, -ая, -ое. Д-ые месторождения. Д-ые огнеупорные изделия (сделанные из доломита). Доломи́тный, -ая, -ое. Д. пласт.

* * *

доломи́т - 1) породообразующий минерал класса карбонатов, CaMg[СО3]2. Белый, сероватый и др. Твердость 3,5-4,0; плотность 2,9-3,2 г/см3. Осадочный, гидротермальный. 2) Осадочная карбонатная горная порода, целиком или преимущественно состоящая из минерала доломит. Огнеупорный материал и флюс в металлургии, сырьё в химической промышленности, стекольном производстве.

* * *

ДОЛОМИТ - ДОЛОМИ́Т,

1) породообразующий минерал класса карбонатов (см. КАРБОНАТЫ ПРИРОДНЫЕ) , CaMg[CO3]2. Белый, сероватый и др. Твердость 3,5-4,0; плотность 2,9-3,2 г/см3. Осадочный (см. ОСАДОЧНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ), гидротермальный (см. ГИДРОТЕРМАЛЬНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ) .

2) Осадочная (см. ОСАДОЧНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ) карбонатная горная порода, целиком или преимущественно состоящая из минерала доломита. Огнеупорный материал и флюс (см. ФЛЮС) в металлургии, сырье в химической промышленности, стекольном производстве.

ДОЛОМИТИЗАЦИЯ

ДОЛОМИТИЗА́ЦИЯ -и; ж. Спец. Процесс обогащения известковых пород доломитом.

ДОЛОМИТНЫЙ

ДОЛОМИ́ТНЫЙ, ДОЛОМИ́ТОВЫЙ см. Доломи́т.

ДОЛОМИТОВЫЕ АЛЬПЫ

Доломи́товые а́льпы (Alpi Dolomiti), на северо-востоке Италии, в Восточных Альпах. Высота до 3342 м (г. Мармолада). Зубчатые гребни. Снежники. Лиственные и хвойные леса. Несколько резерватов. Горные курорты (Кортина-д’Ампеццо и др.); зимние виды спорта.

* * *

ДОЛОМИТОВЫЕ АЛЬПЫ - ДОЛОМИТОВЫЕ АЛЬПЫ (Alpi Dolomiti), горный массив в Восточных Альпах на северо-востоке Италии. Длина 120 км, высота до 3342 м (гора Мармолада).

Осевая зона сложена преимущественно доломитами и известняками, образующими отвесные склоны, причудливые вершины, зубчатые гребни. Снежники и ледники. Горные луга, на нижних частях склонов - сосновые и лиственные леса. Несколько резерватов.

Туризм. Горные курорты (Кортина-д"Ампеццо (см. КОРТИНА-Д`АМПЕЦЦО) и др.); зимние виды спорта.

ДОЛОМИТОВЫЙ

ДОЛОМИ́ТНЫЙ, ДОЛОМИ́ТОВЫЙ см. Доломи́т.

ДОЛОТО

ДОЛОТО́ -а́; доло́та, -ло́т; ср.

1. Плотничий инструмент для долбления отверстий, углублений. Долбить доску долотом.

2. Инструмент для бурения горных пород.

Долотцо́, -а́; ср. Уменьш.-ласк. Доло́тный, -ая, -ое. Д-ая рукоятка. Доло́тчатый, -ая, -ое. Спец. Д. бур (бур, оканчивающийся долотообразным остриём).

* * *

долото́ - 1) деревообрабатывающий инструмент - заточенная стальная пластина для выдалбливания отверстий, пазов и т. д. Различают долота ручные (с ручкой и у́же, чем стамеска) и машинные. Разновидность - полое долото со сверлом внутри (для сверлильно-долбёжных станков). 2) Инструмент для механического разрушения горной породы на забое буровой скважины.

* * *

ДОЛОТО - ДОЛОТО́,

1) деревообрабатывающий инструмент - заточенная стальная пластина для выдалбливания отверстий, пазов и т. д. Различают долота ручные (с ручкой и уже, чем стамеска) и машинные. Разновидность - полое долото со сверлом внутри (для сверлильно-долбежных станков).

2) Долото буровое, основной элемент бурового инструмента для механического разрушения горной породы на забое скважины. Делятся по назначению (для сплошного бурения, для колонкового бурения и для специальных целей, например расширение скважины) и по характеру воздействия на породу (дробящего действия, дробяще-скалывающего, истирающе-режущего и режуще-скалывающего). Основные элементы бурового долота - корпус и рабочая часть, которая определяет три типа долот, широко применяемых в промышленности: шарошечные, алмазные и лопастные.

Шарошечными долотами осуществляется свыше 90% объема бурения на нефть и газ. Состоят из одной или нескольких конических, сферических или цилиндрических шарошек, смонтированных на подшипниках скольжения или качения на цапфах секций долота. На наружной поверхности шарошки имеют породоразрушающие элементы - фрезерованные зубья или запаянные твердосплавные зубки или их комбинации.

Алмазные долота применяются при больших глубинах (свыше 3 км) скважин. Состоят из твердосплавной алмазонесущей рабочей части и стального корпуса. Отличаются друг от друга формой рабочей части, качеством алмазов и системой промывки.

Лопастные долота применяются для разбуривания мягких и средней твердости пород. Состоят из кованого корпуса, к которому привариваются три лопасти и более. У двухлопастного долота корпус и попасти отштамповываются как одно целое.

ДОЛОТОВ ЮРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

ДОЛОТОВ Юрий Сергеевич - ДО́ЛОТОВ Юрий Сергеевич (р. 1931), российский географ, член-корреспондент РАН (1997). Специалист в области изучения рельефо- и осадкообразования, проблем охраны природной среды в прибрежно-шельфовых областях мирового океана.

ДОЛОТООБРАЗНЫЙ

ДОЛОТООБРА́ЗНЫЙ -ая, -ое; -зен, -зна, -зно. Напоминающий своим внешним видом долото.

ДОЛОТЦО

ДОЛОТЦО́, ДОЛО́ТЧАТЫЙ см. Долото́.

ДОЛОТЧАТЫЙ

ДОЛОТЦО́, ДОЛО́ТЧАТЫЙ см. Долото́.

ДОЛУ

ДО́ЛУ нареч. Трад.-поэт. Вниз, книзу. * Зачем ты, грозный аквилон, Тростник прибрежный долу клонишь? (Пушкин). Потупить (опустить) глаза (очи, взгляд) д. (смотреть вниз, потупившись от стыда, смущения, неловкости и т.п.).

ДОЛУХАНОВА ЗАРА

ДОЛУХАНОВА Зара - ДОЛУХА́НОВА Зара (Заруи Агасьевна) (15 марта 1918, Москва - 4 декабря 2007, там же), российская певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР (1990). В 1939-44 в Ереванском театре оперы и балета, в 1959-82 в Московской филармонии. Ленинская премия (1966), Государственная премия СССР (1951).

ДОЛУХАНОВА ЗАРА (ЗАРУИ АГАСЬЕВНА)

Долуха́нова Зара (Заруи Агасьевна) (р. 1918), певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР (1990). В 1941-44 солистка Ереванского театра оперы и балета, с 1944 - Всесоюзного радио, в 1959-1982 - Московской филармонии. Камерный репертуар включает музыку XVI-XX вв. Профессор Российской музыкальной академии им. Гнесиных (с 1983). Государственная премия СССР (1951), Ленинская премия (1966).

ДОЛФИ ЭРИК

ДОЛФИ Эрик - ДО́ЛФИ (Dolphy) Эрик Аллан (20 июня 1928, Лос-Анджелес - 29 июня 1964, Западный Берлин), американский джазовый (см. ДЖАЗ) музыкант (альт-саксофон, флейта, бас-кларнет), композитор, руководитель ансамбля.

Обучался музыке с детства, в 8 лет освоил кларнет, значительно позже (в 16 лет) начал играть на саксофоне. Дебютировал в ансамбле Джорджа Брауна. В 1950-е годы играл в довольно известных ансамблях. Участвовал в Ньюпортском фестивале джаза, а также снялся в посвященном этому фестивалю кинофильме «Джаз одним летним днем» (1958). Выступал на концертах и джем-сейшн в одном из нью-йоркских клубов, где познакомился со многими ведущими музыкантами модерн-джаза (см. МОДЕРН-ДЖАЗ). 1960-1961 годы - период его совместной деятельности с Орнетом Коулменом. Один из наиболее важных результатов их сотрудничества - запись Free Jazz, имевшая программное значение и ознаменовавшая новый этап в стилевом развитии джаза, ставшая своеобразным манифестом джазового авангардизма. Впервые на пластинке появилось и само название нового стиля - «фри-джаз» (свободный джаз). Кроме того, в 1960 Долфи сделал первые именные записи как лидер комбо. С 1963 находился преимущественно в Европе, после чего обосновался в Париже. Записал ряд пластинок с европейскими музыкантами. Последний контракт имел в Западном Берлине. Незадолго до своей внезапной, безвременной смерти записал Last Date.

Выдающийся негритянский солист-импровизатор с ярко индивидуальной манерой игры, Долфи владел практически всеми язычковыми духовыми инструментами; был виртуозом, одним из самых значительных альт-саксофонистов модерн-джаза. Существенно расширил диапазон возможностей саксофона в сфере звукотехники, саунда (см. САУНД) и фразировки, мастер динамической нюансировки и артикуляции, использовал разнообразные колористические эффекты. Обладал богатой фантазией, был талантливым мелодистом. Поражал современников особой проникновенностью, одухотворенностью, интимностью музыкального высказывания. Одним из первых утвердил бас-кларнет в джазовом комбо как полноправный сольный импровизирующий инструмент. До конца 1950-х годов активно сотрудничал с музыкантами так называемого джаза Западного побережья. В 1960-е годы примкнул к авангардному джазу, вошел в число лидеров фри-джаза (свободного джаза), завоевал репутацию одного из наиболее самобытных представителей «третьего течения», синтезировал элементы негритянского блюза (см. БЛЮЗ) и соул (см. СОУЛ)-музыки. Особенно плодотворной была его совместная деятельность с Дж. Колтрейном (см. КОЛТРЕЙН Джон) (очевидно родство их натур и творческих принципов). Дружба между ними возникла еще в 1954, оба интересовались восточной философией, экспериментальной музыкой. В 1962 Долфи начал применять «технику звуковых пластов» (sheets of sounds) в духе Колтрейна, в 1963 участвовал в его экспериментах с индийским музыкальным материалом (Impressions, композиция India). На Conversations (1964) показал себя изобретательным новатором инструментально-тембровых комбинаций, в совершенстве овладевшим техническими возможностями звукозаписи (приемами «наложения» и другими). Имеет многих последователей. Автор ряда композиций.

ДОЛЬКА

ДО́ЛЬКА -и; -лек, -лькам; ж.

1. Уменьш. к До́ля (1 зн.).

2. Часть плода цитрусовых растений, имеющая форму сегмента. Д. апельсина. Д. лимона.

До́льчатый, -ая, -ое. Ботан. Д. паслён (состоящий из частей, долек).

ДОЛЬМЕН

ДОЛЬМЕ́Н -а; м. [франц. dolmen]. Археол. Древнейшее погребальное сооружение из огромных каменных глыб и плит, сложенных наподобие стола.

* * *

дольме́н (от бретон. tol - стол и men - камень), мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой. Распространены в приморских районах Европы, Азии и Северной Африки.

* * *

ДОЛЬМЕН - ДОЛЬМЕ́Н (от бретон. tol - стол и men - камень), мегалитическое сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой. Создавались и использовались как родовые и одиночные каменные гробницы. Распространены в приморских районах Европы, Азии и Северной Африки.

ДОЛЬНИ-ВЕСТОНИЦЕ

До́льни-Весто́нице - стоянка позднего палеолита в Чехии. Остатки жилищ из костей мамонта с очагами, скульптура из бивня мамонта и глины, женское погребение.

ДОЛЬНИЙ

ДО́ЛЬНИЙ -яя, -ее; ДО́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое. Трад.-поэт.

1. к Дол; расположенный в долине. * И листья кроет пьль и дольняя роса (А. К. Толстой).

2. Земной (противоп.: го́рний, небесный). * Пусть укрыла от дольнего горя Утонувшая в розах стена (Блок).

ДОЛЬНИК

ДО́ЛЬНИК -а; м. Лит. Вид тонического стиха, ритмические строки которого соизмеряются по числу ударных слогов при свободном количестве и местоположении безударных слогов.

* * *

до́льник - промежуточная форма между силлабо-тоническим и чисто-тоническим стихосложением: стих, в котором объём слабых промежутков между сильными (преимущественно ударными) местами колеблется в пределах 1-2 слогов («Чéрный вóрон в сýмраке снéжном», А. А. Блок). В русской поэзии широко употребителен с начала XX в.

* * *

ДОЛЬНИК - ДО́ЛЬНИК, промежуточная форма между силлабо-тоническим (см. СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ) и чисто-тоническим стихосложением: стих, в котором объем слабых промежутков между сильными (преимущественно ударными) местами колеблется в пределах 1-2 слогов («Черный ворон в сумраке снежном», А. А. Блок). В русской поэзии широко употребителен с нач. 20 в.

ДОЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОЛЬНЫЙ

ДО́ЛЬНЫЙ см. До́льний.

ДОЛЬСКИЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ДОЛЬСКИЙ Александр Александрович - ДО́ЛЬСКИЙ Александр Александрович (р. 7 июня 1938, Свердловск, ныне Екатеринбург), российский автор и исполнитель собственных песен; один из наиболее профессиональных исполнителей авторской песни. Заслуженный артист России (1989), лауреат государственной литературной премии им. Булата Окуджавы (2002).

В 1963 окончил Уральский политехнический институт и одновременно музыкальное училище по классу гитары. Песни на свои стихи начал писать, еще учась в школе. Победитель 6-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Написал песни к фильмам «Старший сын» и «Трактир на Пятницкой». Для Дольского характерна отточенность музыкальной формы, лиризм, эмоциональная насыщенность текстов. Снимался в кино («Когда святые маршируют», «Новая Шахерезада»).

Среди лучших песен: «Исполнение желаний», «Пока живешь», «От прощанья до прощанья», «Молитва о России», «Туманы и дожди», «Сонет разлуки».

ДОЛЬФУС ЭНГЕЛЬБЕРТ

До́льфус Энгельберт (Dollfuß) (1892-1934), федеральный канцлер Австрии и министр иностранных дел с 1932, один из лидеров Христианско-социальной партии. В марте 1934 подписал так называемые Римские протоколы, поставившие политику Австрии в зависимость от Италии. Убит сторонниками аншлюса.

* * *

ДОЛЬФУС Энгельберт - ДО́ЛЬФУС (Dollfub) Энгельберт (1892 - 25 июля 1934, Вена), австрийский государственный деятель, федеральный канцлер Австрии и министр иностранных дел с 1932, один из лидеров Христианско-социальной партии. В марте 1934 подписал Римские протоколы, поставившие политику Австрии в зависимость от Италии. Убит сторонниками аншлюса (см. АНШЛЮС).

ДОЛЬЧАТЫЙ

ДО́ЛЬЧАТЫЙ см. До́лька.

ДОЛЬЧЕ СТИЛЬ НУОВО

ДОЛЬЧЕ СТИЛЬ НУОВО - «ДО́ЛЬЧЕ СТИЛЬ НУО́ВО» (итал. «Dolce stil nuovo» - «Новый сладостный стиль»), итальянская поэтическая школа конца 13 в.: Г. Гвиницелли (см. ГВИНИЦЕЛЛИ Гвидо) (глава школы), Г. Кавальканти (см. КАВАЛЬКАНТИ Гвидо), молодой Данте (см. ДАНТЕ Алигьери) и др. воспевали в изящных стихах возвышенную любовь к женщине.

-----------------------------------

«До́льче стиль нуо́во» (итал. «Dolce stil nuovo» - «Сладостный новый стиль»), итальянская поэтическая школа конца XIII в.: Г. Гвиницелли (глава школы), Г. Кавальканти, молодой Данте и другие воспевали в изящных стихах возвышенную любовь к женщине.

ДОЛЬЧИ ДАНИЛО

До́льчи Данило (Dolci) (р. 1924), итальянский писатель. Обличительные документальные репортажи в защиту интересов сицилийской бедноты: «Бандиты в Партинико» (1955), «Расследование в Палермо» (1956). Поэма «Лунный лимон» (1970), сборник стихов «Творение творений. 1949-78» (1979); публицистика.

* * *

ДОЛЬЧИ Данило - ДО́ЛЬЧИ (Dolci) Данило (р. 1924), итальянский писатель. Обличительные документальные репортажи в защиту интересов сицилийской бедноты: «Бандиты в Партинико» (1955) «Расследование в Палермо» (1956). Поэма «Лунный лимон» (1970), сборник стихов «Творение творений. 1949-78» (1979); публицистика. Международная Ленинская премия (1957).

ДОЛЬЧИ КАРЛО

ДОЛЬЧИ Карло - ДО́ЛЬЧИ (Dolci) Карло (1616-86), итальянский живописец, ведущий флорентийский мастер сер. 17 в. По преимуществу портретист.

ДОЛЬЧИНО

Дольчи́но (Dolcino) (? - 1307), вождь крестьянско-плебейского восстания 1304-07 в северо-западной Италии, направленного против феодальных повинностей и церковных властей. Последователь Сегарелли, возглавивший вслед за ним апостоликов. В 1307 повстанцы были разгромлены, Дольчино казнён.

* * *

ДОЛЬЧИНО - ДОЛЬЧИ́НО (Dolcino) (? - 1307), вождь апостоликов (см. АПОСТОЛИКИ) после сожжения Сегарелли. Сын священника из Новары, визионер. Пророчествовал о конце света (сначала предрекал его на 1303, затем перенес на 1305). По Дольчино, история человечества делилась на четыре эпохи: первая - ветхозаветная, вторая началась с рождения Христа, третья - с папы Сильвестра и императора Константина, когда церковь запятнала себя союзом с властью, четвертая же - это и есть времена конца света. В своих проповедях Дольчино призывал отказаться от земных благ, возвратиться к простым нравам апосольских времен, брак заменить духовным союзом мужчины и женщины. Из Далмации в 1304 Дольчино перебрался в Пьемонт, где число его последователей увеличилось до 5 тыс. Против папской инквизиции он считал возможным применять силу. Женщины из апостольского братства сражались отдельно под руководством подруги Дольчино Маргариты.

Против апостоликов папа объявил крестовый поход, в 1306 их учение было осуждено на Вселенском соборе. Сторонники Дольчино выдержали долгую осаду в горах, большинство погибло от голода. Дольчино и Маргарита были захвачены в плен и подвергнуты страшным казням. Однако и после этого секта продолжала существовать.

ДОЛЬШЕ

ДО́ЛЬШЕ см. До́лгий и До́лго.

ДОЛЬЩИК

ДО́ЛЬЩИК -а; м. = Па́йщик. Участвовать в каком-л. деле, предприятии в качестве дольщика.

До́льщица, -ы; ж.

ДОЛЯ

ДО́ЛЯ -и; мн. род. -е́й; ж.

1. Часть целого. Моя (твоя, его и т.п.) д. Делить на равные доли. Десятая (сотая) д. чего-л. (о незначительном, ничтожном количестве чего-л.). Львиная д. (об очень большой части чего-л.). В восьмую, четвёртую и т.п. долю листа (о формате книги, рукописи). В его словах есть д. правды, истины (его слова не лишены правды, достоверности). // То, что вносится каждым участником в общее дело, предприятие и т.п. Внести свою долю. Пенсия отца составляет ничтожную долю доходов семьи. Быть в доле, входить в долю (участвовать в каком-л. деле, предприятии в качестве пайщика). Принять (взять) в долю (разрешить участвовать в каком-л. деле, предприятии в качестве пайщика).

2. Участь, судьба; жизненный путь. Счастливая д. Нелёгкая д. Выпасть на долю кому-л. Выпасть на чью-л. долю (о том, что пришлось пережить, сделать и т.п. кому-л. как нечто неизбежное).

3. Лит., муз. Единица метра (в поэзии); ритма (в музыке). Д. такта (единица метра музыкального размера).

4. Старинная русская мера веса (массы), равная 1/96 золотника или 44 мг (применялась до введения метрической системы).

До́лечка, -и; ж. Уменьш.-ласк. (1 зн.). До́лька (см.). До́люшка, -и; ж. Ласк. Нар.-поэт. (2 зн.). * Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать (Некрасов). Долево́й, -а́я, -о́е. (1 зн.). Д-ое отчисление. Д-ое участие в ремонте. Участвовать в строительстве на долевых началах.

* * *

доля - I

русская дометрическая мера массы (веса), равная 1/96 золотника (44,43 мг).

II

административно-территориальная единица в России в 1710-75 в составе губернии, делилась на дистрикты.

III

(муз.), единица метра и ритма. Объединение доли в группы образует двудольные, трёхдольные и тому подобные ритмы, ритмические фигуры, метры, размеры.

ДОЛЯ (АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА)

ДОЛЯ (административно-территориальная единица) - ДО́ЛЯ, административно-территориальная единица (см. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ) в России в 1710-75 в составе губернии (см. ГУБЕРНИЯ), делилась на дистрикты (см. ДИСТРИКТ).

ДОЛЯ (В МИФОЛОГИИ)

ДОЛЯ (в мифологии) - ДО́ЛЯ, в славянской мифологии олицетворение счастливой судьбы, удачи.

ДОЛЯ (В МУЗЫКЕ)

ДОЛЯ (в музыке) - ДО́ЛЯ, в музыке - единица метра (см. МЕТР (в музыке)) и ритма (см. РИТМ). Объединение долей в группы образует двудольные, трехдольные и т. п. ритмические фигуры, ритмы и метры (размеры (см. РАЗМЕР) ).

ДОЛЯ (МЕРА МАССЫ)

ДОЛЯ (мера массы) - ДО́ЛЯ, русская дометрическая мера массы (веса), равная 1/96 золотника (44,43 мг).

ДОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОМ АКТЁРА

Дом актёра - творческий клуб деятелей театра. Кроме Центрального Дома актера им. А. А. Яблочкиной в Москве (основан в 1937), Дома актера имеются в ряде других крупных городов.

* * *

ДОМ АКТЕРА - ДОМ АКТЕРА, творческий клуб деятелей театра. Кроме Центрального Дома актера им. А. А. Яблочкиной в Москве (основан в 1937), Дома актера имеются в ряде других крупных городов.

ДОМ АРХИТЕКТОРОВ

Дом архите́кторов - творческий клуб работников архитектуры и строительства. Центральный Дом архитекторов - в Москве, основан в 1932. Дома архитекторов имеются также в других городах.

* * *

ДОМ АРХИТЕКТОРОВ - ДОМ АРХИТЕ́КТОРОВ, творческий клуб работников архитектуры и строительства. Центральный Дом архитекторов - в Москве, основан в 1932. Дома архитекторов имеются также в других городах.

ДОМ ВЕТЕРАНОВ СЦЕНЫ

Дом ветера́нов сце́ны - социально-бытовое учреждение, где живут на полном обеспечении старейшие деятели театра. Существуют в Москве, Санкт-Петербурге (имени М. Г. Савиной, основан ею).

* * *

ДОМ ВЕТЕРАНОВ СЦЕНЫ - ДОМ ВЕТЕРА́НОВ СЦЕ́НЫ, социально-бытовое учреждение, где живут на полном обеспечении старейшие деятели театра. Существуют (при театральных обществах) в Москве, Санкт-Петербурге (им. М. Г. Савиной, основан ею).

ДОМ ДЕТСКОЙ КНИГИ

Дом де́тской кни́ги - общество с ограниченной ответственностью, основано в 1949 в Москве как отдел издательства «Детская литература», современный статус с 1993. В задачи Дома детской книги входят изучение современной детской литературы, читательских интересов, обобщение опыта издания книг для детей, рекомендательная работа с детской книгой. В Доме детской книги имеются постоянная книжная выставка и детский читальный зал.

ДОМ ЖУРНАЛИСТА

Дом журнали́ста - Центральный (ЦДЖ), творческий клуб журналистов в Москве. Учреждён в 1920 как Дом печати. ЦДЖ при ЦК профсоюза работников печати с 1938, в ведении Союза журналистов с 1959. Дома и клубы журналистов имеются также в Санкт-Петербурге, Владимире и других городах.

* * *

ДОМ ЖУРНАЛИСТА - ДОМ ЖУРНАЛИ́СТА Центральный (ЦДЖ), творческий клуб журналистов в Москве. Учрежден в 1920 как Дом печати. ЦДЖ при ЦК профсоюза работников печати с 1938, в ведении Союза журналистов с 1959. Дома и клубы журналистов имеются также в Санкт-Петербурге, Владимире и других городах.

ДОМ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ

Дом кинематографи́стов - творческий клуб деятелей киноискусства, в Санкт-Петербурге с 1928, в Москве с 1934. Дома кинематографистов имеются также в других городах.

* * *

ДОМ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ - ДОМ КИНО́ (кинематографистов), творческий клуб деятелей киноискусства, в Санкт-Петербурге с 1928, в Москве с 1934. Дома кино имеются также в других городах.

ДОМ КОМПОЗИТОРОВ

Дом компози́торов - творческий клуб музыкальных деятелей и культурно-просветительное учреждение, в Москве с 1963. Дома композиторов созданы также в Санкт-Петербурге и других городах.

* * *

ДОМ КОМПОЗИТОРОВ - ДОМ КОМПОЗИ́ТОРОВ, творческий клуб музыкальных деятелей и культурно-просветительское учреждение, с 1963, Москва. Дома композиторов созданы также в Санкт-Петербурге и других городах.

ДОМ ЛИТЕРАТОРОВ

Дом литера́торов - 1) литературная организация в Петрограде (1918-22). 2) Центральный дом литераторов (ЦДЛ) в Москве. Основан в 1934. Дома литераторов созданы также в Санкт-Петербурге (Дом писателя) и других городах.

* * *

ДОМ ЛИТЕРАТОРОВ - ДОМ ЛИТЕРА́ТОРОВ,

1) литературная организация в Петрограде (1918-22).

2) Центральный дом литераторов (ЦДЛ) им. А. А. Фадеева (см. ФАДЕЕВ Александр Александрович) в Москве. Основан в 1934. Дома литераторов созданы также в Санкт-Петербурге и других городах.

ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Дом наро́дного тво́рчества - государственное учреждение культуры, организационно-методический и творческий центр художественной самодеятельности клубных учреждений.

* * *

ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА - ДОМ НАРО́ДНОГО ТВО́РЧЕСТВА, государственное учреждение культуры, организационно-методический и творческий центр художественной самодеятельности клубных учреждений.

ДОМ ОТДЫХА

Дом о́тдыха - оздоровительное учреждение, предназначенное для практически здоровых людей. Первый Дом отдыха организован в Петрограде в 1920.

* * *

ДОМ ОТДЫХА - ДОМ О́ТДЫХА, оздоровительное учреждение, предназначенное для практически здоровых людей. 1-й дом отдыха организован в Петрограде в 1920.

ДОМ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ

Дом рабо́тников иску́сств - творческий клуб деятелей искусства и культурно-просветительное учреждение. Кроме Центрального Дома работников искусств в Москве (основан в 1930), подобные клубы имеются в других городах.

* * *

ДОМ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ - ДОМ РАБО́ТНИКОВ ИСКУ́ССТВ, творческий клуб деятелей искусства и культурно-просветительское учреждение. Кроме Центрального Дома работников искусств в Москве (основан в 1930), подобные клубы имеются в других городах.

ДОМ РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ

ДОМ РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ - ДОМ РАБО́ТНИКОВ ПРОСВЕЩЕ́НИЯ, клубное учреждение работников системы народного образования. Дома работников просвещения учреждены декретом СНК от 25 апреля 1921. В 1934-56 назывались домами учителя, некоторые сохранили это название поныне.

ДОМ РАДИОВЕЩАНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ

Дом радиовеща́ния и звукоза́писи - Государственный (ГДРЗ), Москва. Основан в 1938 как Дом звукозаписи - техническая и научная база по производству грампластинок. С 60-х гг. в ГДРЗ осуществляется звукозапись всех видов, изготавливаются магнитокопии для радиовещания и телевидения, тиражируются магнитные фонограммы, реставрируются старые записи.

* * *

ДОМ РАДИОВЕЩАНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ - ДОМ РАДИОВЕЩА́НИЯ И ЗВУКОЗА́ПИСИ, (Москва). Основан в 1938 как Дом звукозаписи - техническая база по производству грампластинок. Осуществляет звукозапись художественых программ радиовещания.

ДОМ РЕБЁНКА

Дом ребёнка - учреждение здравоохранения для воспитания (и оказания медицинской помощи) детей до 3 лет, не имеющих родителей, детей одиноких матерей или граждан, лишённых родительских прав, и др.

* * *

ДОМ РЕБЕНКА - ДОМ РЕБЕНКА, учреждение здравоохранения для воспитания (и оказания медицинской помощи) детей до 3 лет, не имеющих родителей, детей одиноких матерей или граждан, лишенных родительских прав, и др.

ДОМ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

ДОМ САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ - ДОМ САНИТА́РНОГО ПРОСВЕЩЕ́НИЯ, учреждение в системе органов здравоохранения, осуществляющее оперативную и организационно-методическую работу по санитарному просвещению на обслуживаемой территории (город, район, республика).

ДОМ СОЮЗОВ

Дом Сою́зов - здание в Москве. Существовавшее в XVIII в. здание было перестроено для дворянского Благородного собрания в 1780 - 1790-х гг. архитектором М. Ф. Казаковым в стиле русского классицизма. Замечателен двухсветный, так называемый Колонный, зал (с коринфской колоннадой). В Доме Союзов проходят конгрессы и собрания, концерты и другие культурные мероприятия.

* * *

ДОМ СОЮЗОВ - ДОМ СОЮ́ЗОВ, здание в Москве. Существовавшее в 18 в. здание было перестроено для дворянского Благородного собрания в 1780-90-х гг. архитектором М. Ф. Казаковым (см. КАЗАКОВ Матвей Федорович) в стиле русского классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) . Замечателен двухсветный, т. н. Колонный, зал (с коринфской колоннадой). В Доме союзов проходят конгрессы и собрания, концерты и другие культурные мероприятия.

ДОМ УЧЁНЫХ

Дом учёных - клубное учреждение, организация научной общественности, с 1922, Москва, в ведении АН. Дома ученых имеются также в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Краснодаре и других городах.

* * *

ДОМ УЧЕНЫХ - ДОМ УЧЕНЫХ, клубное учреждение, организация научной общественности, с 1922, Москва, в ведении АН. Дома ученых имеются также в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Краснодаре и других городах.

ДОМ УЧИТЕЛЯ

ДОМ УЧИТЕЛЯ - ДОМ УЧИ́ТЕЛЯ, см. Дом работников просвещения (см. ДОМ РАБОТНИКОВ ПРОСВЕЩЕНИЯ).

ДОМА

ДО́МА нареч.

1. У себя дома, на своей квартире. Не застать д. Остаться д. Быть, чувствовать себя, держаться как (у себя) д. (свободно, непринуждённо). * В гостях хорошо, а дома лучше (Погов.).

2. На родине, в родных местах. Этот писатель известен не только д., но и за рубежом.

◊ Не все до́ма у кого. О человеке со странностями, глуповатом, придурковатом.

ДОМАГК ГЕРХАРД

До́магк Герхард (Domagk) (1895-1964), немецкий патолог и микробиолог. Разработал первый эффективный препарат для лечения гонореи (1934), новые препараты для химиотерапии туберкулёза и опухолей. Обосновал антибактериальное действие сульфаниламидных препаратов и ввёл их в лечебную практику. Нобелевская премия (1939).

* * *

ДОМАГК Герхард - ДО́МАГК (Domagk) Герхард (30 октября 1895 - 4 апреля 1964), немецкий патолог и микробиолог. Разработал первый эффективный препарат для лечения гонореи (1934), новые препараты для химиотерапии туберкулеза и опухолей. Обосновал антибактериальное действие сульфаниламидных препаратов (см. СУЛЬФАНИЛАМИДЫ) и ввел их в лечебную практику. Нобелевская премия (1939).

ДОМАЗАТЬ

ДОМА́ЗАТЬ -ма́жу, -ма́жешь; св. (нсв. ма́зать). что.

1. Окончить мазанье чего-л.; довести мазанье до какого-л. предела. Д. маслом кусок хлеба. Д. краской забор до половины.

2. Израсходовать целиком на мазанье. Д. всю краску. Д. остатки масла.

Дома́зывать, -аю, -аешь; нсв. Дома́зываться, -ается; страд. Дома́зывание, -я; ср.

ДОМАЛЫВАНИЕ

ДОМА́ЛЫВАНИЕ, ДОМА́ЛЫВАТЬ; ДОМА́ЛЫВАТЬСЯ см. Домоло́ть.

ДОМАЛЫВАТЬ

ДОМА́ЛЫВАНИЕ, ДОМА́ЛЫВАТЬ; ДОМА́ЛЫВАТЬСЯ см. Домоло́ть.

ДОМАЛЫВАТЬСЯ

ДОМА́ЛЫВАНИЕ, ДОМА́ЛЫВАТЬ; ДОМА́ЛЫВАТЬСЯ см. Домоло́ть.

ДОМАЛЬ РЕНЕ

ДОМАЛЬ Рене - ДОМА́ЛЬ (Daumal) Рене (1908-44), французский писатель. Визионер и богоискатель, увлекался тибетской мистикой, учением Г. Гурджиева (см. ГУРДЖИЕВ Георгий Иванович), входил в близкую к сюрреализму (см. СЮРРЕАЛИЗМ) литературную группу «Большая игра». Поэма «Противонебо» (1929). Романы «Большая пьянка» (1938), «Гора Аналог» (1939-44, не закончен).

ДОМАНОВИЧ РАДОЕ

Дома́нович Радое (1873-1908), сербский писатель. В сатирических рассказах и повестях («Отмена страстей», 1898; «Клеймо», 1899; «Вождь», 1901; «Страдия», 1902), направленных против абсолютизма, политического конформизма, обывательщины, - использование фантастического гротеска и развёрнутой аллегории.

* * *

ДОМАНОВИЧ Радое - ДОМА́НОВИЧ Радое (1873-1908), сербский писатель. Сатирические рассказы и повести («Не понимаю!», 1898, «Клеймо», 1899, «Страдия», 1902) направлены против абсолютизма, политического конформизма, обывательщины.

ДОМАНОВСКИЙ ЭНДРЕ

ДОМАНОВСКИЙ Эндре - ДОМАНО́ВСКИЙ (Domanovszky) Эндре (1907-75), венгерский живописец-монументалист. Монументально-лаконичные, сдержанные по цвету, обобщенные по форме фрески в Металлургическом комитете в Дунауйвароше (1955).

ДОМАР ЕВСЕЙ ДЕЙВИД

До́мар Евсей Дейвид (Domar) (р. 1914), американский экономист. Представитель неокейнсианства (см. Кейнсианство). Основная область исследований - теория экономического роста. Независимо от Р. Харрода разработал модель, определяющую сбалансированный темп роста как функцию темпов роста численности населения и капитала.

ДОМАР ЕВСЕЙ ДЭВИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОМАРКАС ЮОЗАС

До́маркас Юозас (Domarkas) (р. 1936), литовский дирижёр, народный артист СССР (1986). С 1964 главный дирижёр симфонического оркестра Литовской филармонии.

* * *

ДОМАРКАС Юозас - ДО́МАРКАС (Domarkas) Юозас (р. 1936), литовский дирижер, народный артист СССР (1986). С 1964 главный дирижер симфонического оркестра Литовской филармонии.

ДОМАРКСИСТСКИЙ

ДОМАРКСИ́СТСКИЙ -ая, -ое. Созданный, возникший до появления марксизма. Д-ая философия. Д. социализм.

ДОМАТЫВАНИЕ

ДОМА́ТЫВАНИЕ, ДОМА́ТЫВАТЬ; ДОМА́ТЫВАТЬСЯ см. Домота́ть.

ДОМАТЫВАТЬ

ДОМА́ТЫВАНИЕ, ДОМА́ТЫВАТЬ; ДОМА́ТЫВАТЬСЯ см. Домота́ть.

ДОМАТЫВАТЬСЯ

ДОМА́ТЫВАНИЕ, ДОМА́ТЫВАТЬ; ДОМА́ТЫВАТЬСЯ см. Домота́ть.

ДОМАХАТЬ

ДОМАХА́ТЬ -а́ю, -а́ешь; св. Разг. Быстро дойти, доехать. Ничего, до деревни вмиг домахали.

Дома́хивать, -аю, -аешь; нсв.

ДОМАШНЕВ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ

Дома́шнев Анатолий Иванович (р. 1927), языковед, член-корреспондент РАН (1990). Основные труды в области теории языка, социолингвистики, германских языков, главным образом немецкого языка.

* * *

ДОМАШНЕВ Анатолий Иванович - ДОМА́ШНЕВ Анатолий Иванович (р. 1927), русский языковед, член-корреспондент РАН с 1991. Заместитель директора Санкт-Петербургского отделения института иностранных языков. Основные труды в области теории языка, социолингвистики (см. СОЦИОЛИНГВИСТИКА), германских языков, главным образом немецкого языка. Занимался также вопросами национального развития литературных языков.

Предыдущая страница Следующая страница