Энциклопедический словарь (2009)
КЛАССИЦИЗМ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

КЛАССИЦИЗМ

КЛАССИЦИ́ЗМ -а; м. [нем. Klassizismus] Направление в литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., характерной особенностью которого было обращение к образам и формам античного искусства как к наиболее совершенным. Эпоха классицизма. Французский к. Стиль классицизма.

* * *

классици́зм (от лат. classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в XVII в. во Франции. В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - «высоких» (трагедия, эпопея, ода; историческая, мифологическая, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня; жанровая картина и т. д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гёте и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства [Мондори (Mondory), Т. Дюпарк (T. Duparc), М. Шанмеле, А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России] характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, приподнятость стиля, логическая ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К. В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар, Ж. А. Габриель, К. Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси в России) присущи чёткость и геометризм форм, рациональная ясность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. Л. Давид, Ж. О. Д. Энгр, скульпторы Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе во Франции, скульпторы И. Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, скульпторы М. И. Козловский, И. П. Мартос в России) отличается логичным развёртыванием сюжета, строгой уравновешенностью композиции, пластичной ясностью форм, чёткой гармонией линейных ритмов. Дворец Малый Трианон в Версале.Памятник К. М. Минину и Д. М. Пожарскому в Москве.Арка здания Главного штаба в Санкт-Петербурге.

* * *

КЛАССИЦИЗМ - КЛАССИЦИ́ЗМ (от лат. classicus - образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 - начала 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)); основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров - «высоких» (трагедия, эпопея, ода, история, мифология, религиозная картина и т. д.) и «низких» (комедия, сатира, басня, жанровая картина и т. д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество веймарского периода И. В. Гете и Ф. Шиллера в Германии, оды М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумарокова и Я. Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства (Мондори, Дюпарк, М. Шанмеле, А. Л. Лекен, Ф. Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф. К. Нейбер в Германии, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский в России) характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, нормативность и приподнятость стиля, логичная ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж. Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К. В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизма (Ж. Ардуэн-Мансар (см. АРДУЭН-МАНСАР Жюль), Ж. А. Габриель (см. ГАБРИЕЛЬ Жак Анж), К. Н. Леду (см. ЛЕДУ Клод Никола) во Франции, К. Рен (см. РЕН Кристофер) в Англии, В. И. Баженов (см. БАЖЕНОВ Василий Иванович), М. Ф. Казаков (см. КАЗАКОВ Матвей Федорович), А. Н. Воронихин (см. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович), А. Д. Захаров (см. ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич), К. И. Росси (см. РОССИ Карл Иванович) в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание гладкой стены с ордером и сдержанным декором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен (см. ПУССЕН Никола), К. Лоррен (см. ЛОРРЕН Клод), Ж. Л. Давид (см. ДАВИД Луи), Ж. О. Д. Энгр (см. ЭНГР Жан Огюст Доминик), скульпторы Ж. Б. Пигаль (см. ПИГАЛЬ Жан Батист), Э. М. Фальконе (см. ФАЛЬКОНЕ Этьен Морис) во Франции, скульпторы Г. Шадов (см. ШАДОВ Готфрид) в Германии, Б. Торвальдсен (см. ТОРВАЛЬДСЕН Бертель) в Дании, А. Канова (см. КАНОВА Антонио) в Италии, живописцы А. П. Лосенко (см. ЛОСЕНКО Антон Павлович), Г. И. Угрюмов (см. УГРЮМОВ Григорий Иванович), скульпторы М. И. Козловский (см. КОЗЛОВСКИЙ Михаил Иванович), И. П. Мартос (см. МАРТОС Иван Петрович) в России) отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции.

В начало словаря