Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя
(старая орфография). Н. В. Гоголь, как историк и педагог. Педагогические взгляды и деятельность Гоголя

Заявление о нарушении
авторских прав
Категория:Педагогическая статья
Связанные авторы:Гоголь Н. В. (О ком идёт речь)

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Шенрок В. И.: Материалы для биографии Гоголя (старая орфография). Н. В. Гоголь, как историк и педагог. Педагогические взгляды и деятельность Гоголя (старая орфография)



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

Н. В. ГОГОЛЬ,

КАК ИСТОРИК И ПЕДАГОГ.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОГОЛЯ.

Предполагая разсмотреть в следующих главах педагогические взгляды Гоголя, мы считаем необходимым дать в них отчет в том, какое вообще могут иметь значение для нас эти взгляды, затем выяснить, в чем они заключаются и, наконец, остановиться на вопросе, в каких произведениях Гоголя мы можем также искать их отражение. Прежде всего, конечно, не следует упускать из виду, что мы смотрим на Гоголя отнюдь не как на педагога, и, разбирая его педагогическия мнения, интересуемся ими, кроме собственно биографических соображений, больше как взглядами человека необыкновенного, как подобным образом безспорный интерес может быть признан и за педагогическими мнениями Пушкина и других писателей, хотя это были мнения людей, в сущности далеко не посвятивших себя педагогическим трудам и не имевших даже истинных побуждений заняться серьезно этим делом.

В самом деле, хорошо известно, что Гоголь или Пушкин не были педагогами, подобно тому, как мы могли бы, например, с большим правом признать педагогом Жуковского.

Гоголь, правда, состоял короткое время преподавателем, a потом и профессором истории в разных учебных заведениях Петербурга; но несомненно, что он совершенно случайно попал на эту дорогу, и скоро оставил ее навсегда с глубоким убеждением, что взялся не за свое дело и что никогда не имел ни малейшого призвания к педагогическим занятиям. Пушкин же напр. никогда и не вступал на это поприще, и только однажды, без всякой подготовки, совершенно неожиданно и случайно, по требованию императорской власти, должен был высказать свои взгляды на народное воспитание, оговорившись однако, что он „сам по себе никогда бы не осмелился представить столь недостаточные замечания о предмете столь важном, как народное воспитание“.

и что их сочинения дают нам неоценимое удобство обозревать представленным в одной яркой и стройной картине все то, что̀ в обыкновенной жизни является в глазах заурядных наблюдателей разрозненным, недостаточно характерным, и что̀ часто не только не поддается точному анализу, но бывает даже трудно уловимо, благодаря затемнению сущности дела множеством пустых и ненужных мелочей. В этом случае великие художники служат нам естественными и вполне надежными руководителями при странствовании среди этого лабиринта спутывающих и развлекающих наше внимание во все стороны подробностей. Но кроме того, их взгляды, как людей с необыкновенным умом и замечательной проницательностью, как сказано, в высшей степени знаменательны и интересны сами по себе. Впрочем, хотя мы наблюдаем жизнь в их произведениях в том самом виде, в каком она отразилась в их сознании и затем была переработана их творческой фантазией, — как бы ни были любопытны и ярки непосредственно высказанные ими личные мнения, последния все-таки далеко не должны иметь в наших глазах того безусловно великого авторитета, который неотъемлемо принадлежит их поэтическому ясновидению.

В виду этого мы признаем в принципе художественное изображение встречающихся в произведениях нашего писателя типов учителей и гувернеров и сделанные нашим писателем характеристики систем и результатов воспитания в сущности не менее важными, нежели непосредственно высказываемые им взгляды о тех же предметах, помня, что теоретическия воззрения художников сло́ва бо́льшею частью остаются далеко позади их творческого откровения. Но, к сожалению, в настоящем случае, благодаря недостаточной полноте изображения в произведениях Гоголя (а также и Пушкина и других) вполне законченных и ярко обрисованных типов воспитателей, мы не можем решиться долго останавливаться на них и придавать исключительное значение тем немногим типам, которые с обычным мастерством очерчены в их произведениях несколькими меткими штрихами. Поэтому главное содержание нашего очерка, по необходимости, составит все-таки преимущественно обзор взглядов на воспитание одного из величайших представителей нашей литературы, а для более отчетливого представления о том, как в произведениях Гоголя отразился взгляд на современную ему практическую педагогию, в виду крайне отрывочного материала, извлекаемого из них, мы позволим себе местами обращаться за сравнениями и справками к соответствующему материалу в произведениях другого величайшого светила нашей литературы — Пушкина.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница