Статьи на букву "Ф" (часть 1, "Ф"-"ФЕН")
Ф, ф [эф], двадцать вторая буква русского алфавита; восходит к букве кириллицы ("ферт"). |
ФАБЕРЖЕ, ювелирная фирма, работавшая в середине 19 - начале 20 вв. в России; также изделия этой фирмы. В 1842 Г. Фаберже в Санкт-Петербурге открыта ювелирная мастерская, с 1870 возглавленная его сыном П.К. Фаберже и преобразованная в фирму с филиалами в Москве (1887), Одессе (1890), Киеве (1905), Лондоне (1908). Прекратила свою деятельность в 1918. Выпускала часы (часто со скрытым механическим секретом), украшения, так называемые пасхальные яйца, сервизы оригинальных конструкторских решений с полихромией, золотом и драгоценными камнями. |
ФАБУЛА (от латинского fabula - басня, рассказ), в художественном произведении цепь или схема событий, о которых подробно повествуется в сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В составе фабулы различают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. Иногда фабулой называют порядок, ход и мотивировку повествования о событиях. Смотри Сюжет. |
ФАВОРИТ (итальянское favorito, от латинского favor - благосклонность), 1) лицо, пользующееся благосклонностью правителя, влиятельного лица, получающее от него различные привилегии и в свою очередь оказывающее на него влияние. 2) На бегах и скачках - лошадь, на которую делает ставку большинство игроков. |
ФАВОРСКИЙ Алексей Евграфович (1860 - 1945), российский химик-органик, создатель научной школы. Основополагающие исследования по химии производных ацетилена, циклических углеводородов. Труды Фаворского послужили теоретической базой для разработки ряда важнейших производств, в том числе получения синтетического каучука. ----------------------------------- ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич (1886 - 1964), российский график и живописец, монументалист, театральный художник. Для произведений характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство использования выразительных возможностей ксилографии ("Достоевский", 1929; иллюстрации к "Слову о полку Игореве", изданы в 1954; иллюстрации к "Борису Годунову", изданы в 1955, и "Маленьким трагедиям", изданы в 1961, А.С. Пушкина). |
..ФАГ (от греческого phagos - пожиратель), часть сложных слов, соответствующая по значению словам "поедающий", "поглощающий" (например, бактериофаг, фитофаг). |
ФАГИ, то же, что бактериофаги. |
ФАГОЦИТОЗ (от фаг и цит), активный захват и поглощение живых клеток или каких-либо небольших частиц одноклеточными организмами либо особыми клетками - фагоцитами. Фагоцитоз - одна из защитных реакций организма, главным образом при воспалении. Открыт И.И. Мечниковым в 1882. |
ФАДЕЕВ Александр Александрович (1901 - 56), русский писатель, общественный деятель. В романе "Разгром" (1927), отразившем личные впечатления Фадеева - участника партизанского движения на Дальнем Востоке, - жизненная правда и попытка показать "изнутри" превращение стихийных бунтарей в сознательных борцов за революционное дело. Гражданской войне посвящен также роман "Последний из удэге" (части 1-4, 1929 - 40; не окончен). Роман о подвиге комсомольцев-подпольщиков в годы Великой Отечественной войны "Молодая гвардия" (1945; новая редакция 1951, концепция переработана в соответствии с идеологическими установками Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза) создан на документальном материале, претерпевшем в интерпретации Фадеева искажения. Статьи о литературе. Один из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей (1926 - 32). Генеральный секретарь СП СССР (1946 - 54). Член Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза с 1939. Покончил жизнь самоубийством. |
ФАЗА (от греческого phasis - появление), 1) определенный момент в ходе развития какого-либо процесса (общественного, геологического, физического и т.д.). В физике и технике особенно важна фаза колебаний - состояние колебательного процесса в определенный момент времени (фаза гармонического колебания, фаза переменного тока и т.д.). 2) Однородная по химическому составу и физическим свойствам часть термодинамической системы. В прикладных задачах термин "фаза" часто используется для обозначения агрегатного состояния вещества. |
ФАЗОВЫЕ ПЕРЕХОДЫ (фазовые превращения), переходы вещества из одной фазы в другую, происходящие при изменении температуры, давления или под действием каких-либо других внешних факторов (например, магнитных или электрических полей). Фазовые переходы, сопровождающиеся скачкообразным изменением плотности и энтропии вещества, называются фазовыми переходами 1-го рода; к ним относятся испарение, плавление, конденсация, кристаллизация. В процессе таких фазовых переходов выделяется или поглощается соответственно теплота фазовых переходов. При фазовых переходах 2-го рода плотность и энтропия вещества меняются непрерывно в точке перехода, а теплоемкость, сжимаемость и другие подобные величины испытывают скачок. Как правило, при этом изменяется и соответственно симметрия фазы (например, магнитная при фазовых переходах из парамагнитного в ферромагнитное состояние в точке Кюри). |
ФАЙЛ (от английского file - досье, картотека) (набор данных), совокупность упорядоченных и взаимосвязанных порций информации из однородных элементов (данных), имеющая описание для идентификации (распознавания) отдельных порций. Обычно размещается во внешней памяти ЭВМ и в процессе пересылки и обработки рассматривается как единое целое. |
ФАКС, общепринятое сокращенное название телефакса. |
ФАКСИМИЛЕ (от латинского fac simile - сделай подобное), 1) точное воспроизведение графического оригинала (документа, рукописи, подписи) фотографическим или печатным способом. 2) Клише-печать, воспроизводящая собственноручную подпись. |
ФАКСИМИЛЬНАЯ СВЯЗЬ, электрический способ передачи изображений неподвижных плоских объектов (текстов газет, рукописных текстов, таблиц, чертежей, фотографий и т.п.) по каналам электрической связи. Осуществляется при помощи факсимильных аппаратов. Впервые передачу неподвижных изображений на расстояние осуществил в 1855 итальянский физик Дж. Казелли с помощью разработанного им электромеханического аппарата. Современные способы и технические средства факсимильной связи начали развиваться с 1920-х гг. после открытия фотоэффекта, изобретения электронных приборов, усилителей электрических колебаний. Разновидность факсимильной связи - телефакс. |
ФАКТ (от латинского factum - сделанное, совершившееся), 1) в обычном смысле - синоним понятий "истина", "событие", "результат". 2) знание, достоверность которого доказана. 3) В логике и методологии науки - предложения, фиксирующие эмпирическое знание. 4) Факт юридический - обстоятельство, с которым связывается возникновение, изменение или прекращение правоотношений. |
ФАКТИЧЕСКИЙ БРАК, фактическое супружество, не оформленное в установленном законом порядке. |
ФАКТОРИАЛ (от латинского factor - деятель, создатель, множитель), произведение натуральных чисел от единицы до какого-либо данного натурального числа n, т.е. 1?2?...?n; обозначается n!. |
ФАЛЕС (640 - около 562 или 550 до нашей эры, древнегреческий мыслитель, один из родоначальников античной философии и науки, основатель милетской школы. Фалес - первый из "семи мудрецов". В своем учении полагал, что все произошло из воды; "все полно богов", или "душа-псюхе размешана во Вселенной". Письменных сочинений Фалес не оставил. |
ФАЛЛАДА (Fallada) Ханс (настоящие имя и фамилия Рудольф Дитцен) (1893 - 1947), немецкий писатель. Реалистически обнаженно и остро показал безнадежность борьбы "маленького человека" в мире прагматической конкуренции ("Что же дальше, маленький человек?", 1932; "Кто однажды отведал тюремной похлебки", 1934; "Волк среди волков", тома 1-2, 1937) и драматизм попыток сопротивления тоталитарному режиму (роман "Каждый умирает в одиночку", 1947). |
ФАЛЬК Роберт Рафаилович (1886 - 1958), российский живописец. Член "Бубнового валета". Натюрморты, портреты, пейзажи ("Картошка", 1955; "Автопортрет в красной феске", 1957) отличаются тонко разработанной цветопластической формой. |
ФАЛЬЦЕТ (итальянское falsetto, от falso - ложный) (фистула), самый верхний регистр мужского голоса, располагающийся выше обычного певческого диапазона. Звучит несильно, мягко, беден обертонами. |
ФАЛЬЦОВКА (фальцевание) (от немецкого falzen - сгибать), 1) способ соединения элементов (деталей) из листовых материалов (например, листов кровельной стали) посредством швов, получаемых отгибкой и совместно обжатием соединяемых краев. 2) Последовательное сгибание отпечатанных листов книги, журнала и т.п. 1-4 раза для образования тетради. |
ФАЛЬЯ (Falla) Мануэль де (1876 - 1946), испанский композитор, пианист. Один из ведущих деятелей Ренасимьенто - национального возрождения Испании. Музыка Фальи отличается внутренней стихийной силой и страстностью, идущей от испанского фольклора (канте хондо, канте фламенко) и сочетающейся с импрессионистской красочностью гармонии и оркестровки. Опера "Короткая жизнь" ("Жизнь коротка", 1905), балет "Любовь-волшебница" (1915), сюита для фортепьяно с оркестром "Ночи в садах Испании" (1915) и др. |
ФАМИЛИЯ (латинское familia), 1) семья, род. 2) В Древнем Риме семейная хозяйственно-юридическая единица, в состав которой помимо кровных родственников входили рабы. 3) Родовое наименование, приобретаемое при рождении, изменении первоначальной фамилии, усыновлении, заключении брака. |
ФАМИЛЬЯРНОСТЬ (от латинского familiaris - семейный, близкий), бесцеремонность, развязность в обращении с кем-либо. |
ФАНДАНГО (испанское fandango), испанский песня-танец (размеры 34, 68). Известен с 18 в. Один из основных видов канте фламенко. |
ФАНДИ, залив Атлантического океана у берегов Северной Америки, северная часть залива Мэн. Длина 300 км, ширина 90 км, глубина у входа до 208 м. Наибольшая для Мирового океана высота приливов (до 18 м). Порт - Сент-Джон (Канада). |
ФАНЕРОЗОЙ (фанерозойский эон) (от греческого phaneros - явный и zoe - жизнь), крупнейший этап геологической истории Земли длительностью 570 млн. лет. Охватывает палеозой, мезозой и кайнозой (смотри Геохронология). Выделен в 1930 американским геологом Дж. Чедвиком. |
ФАНК (английское funk), один из стилей поп-музыки. |
ФАНТАЗИЯ, то же, что воображение. |
ФАНТАСМАГОРИЯ (греческое phantasma - видение, призрак и agoreuo - говорю), нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии. |
ФАНТАСТИКА, форма отображения жизни, при которой на основе реальных представлений создается сверхъестественная, ирреальная, "чудесная" картина мира. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии. В художественной литературе, театре, кино, изобразительном искусстве фантастическая образность откровенно условна, явно нарушает реальные связи и закономерности, естественные пропорции и формы изображаемых объектов; однако фантастика не просто прихотливая "игра воображения": в гротесках или идеальных образах, символах, невероятных сюжетных конструкциях она может выражать миросозерцание автора, характерное для целой эпохи ("мениппова сатира", "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле, "Властелин колец" Дж. Р. Толкина). В 19 - 20 вв. развивается научная фантастика. |
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ, приключенческий жанр, существующий с начала кинематографа. В западной критике принято подразделять фантастические фильмы на три вида: легкая, развлекательная, нередко комедийная фантастика (fantasy; "Инопланетянин", 1982, режиссер С. Спилберг); научная фантастика, в которой ставятся серьезные, подчас философские проблемы (science fiction; "2001: Космическая одиссея", 1968, режиссер С. Кубрик); жуткая, сверхъестественная фантастика, так называемые фильмы ужасов (weird fiction; "Изгоняющий дьявола", 1973, режиссер У. Фридкин). Развитие современного зрелищного кино сделало фантастические фильмы одним из ведущих жанров. |
ФАНТОМ (французское fantome, от греческого phantasma - призрак), 1) причудливое видение, призрак; создание воображения, вымысел. 2) Модель человеческого тела или его части в натуральную величину - наглядное пособие в учебных заведениях, музеях и т.п. |
ФАНТОМНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, восприятие человеком утраченной части тела (чаще - ампутированной конечности). Могут сопровождаться мучительной болью, в связи с чем возможно хирургическое лечение (иссечение рубцов и т.д.). |
ФАНФАРА (итальянское fanfara) (музыкальное), 1) медный духовой сигнальный инструмент. 2) Сигнал какого-либо медного духового инструмента (инструментов) торжественного или воинственного характера. |
ФАРАБИ (аль-Фараби) Абу Наср ибн Мухаммед (870 - 950), философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма, переплетающегося у Фараби с неоплатонизмом. Имел прозвище "второй учитель" - т.е. после Аристотеля, которого Фараби комментировал. Жил в Багдаде, Алеппо, Дамаске. Основные сочинения: "Геммы премудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", "Большая книга о музыке". |
ФАРАНДОЛА (французское farandole), провансальский круговой народный танец (размеры 68, 24). Использована в сочинениях Ж. Бизе. |
ФАРВАТЕР (голландское vaarwater, от varen - плавать и water - вода) (судовой ход), безопасный в навигационном отношении путь для плавания судов среди надводных и подводных препятствий. |
ФАРЕНГЕЙТА ШКАЛА, температурная шкала, 1 градус которой (1шF) равен 1/180 разности температуры кипения воды и таяния льда при атмосферном давлении, а точка таяния льда принимается равной +32шF. Численность значения температуры по Фаренгейта шкале tф связаны с численным значением температуры по шкале Цельсия (t) соотношением t=5/9(tф-32), 1шF=5/9шC. Предложена в Германии Г. Фаренгейтом в 1724. Применяется в США, Великобритании и других странах. |
ФАРИНГИТ (от греческого pharynx - глотка), воспаление слизистой оболочки глотки: ощущение сухости, царапания в горле, боль при глотании, кашель. |
ФАРИСЕИ (греческое pharisaioi, от древнееврейского перушим - отделившиеся), религиозно-политическое течение в Иудее во 2 в. до нашей эры - 2 в. нашей эры. Фарисеи - создатели Устного учения (закона), зафиксированного в Мишне (смотри в статье Талмуд), неоспоримость авторитета которого они утверждали. Из среды фарисеев вышли законодатели Талмуда. В евангелиях фарисеи называются лицемерами. Отсюда в переносном смысле значение слова - лицемер, ханжа. |
ФАРМАКОЛОГИЯ (от греческого pharmakon - лекарство и...логия), наука, изучающая действие лекарственных веществ на организм человека и животных. Систематизированные сведения о лекарствах содержатся еще в древнеегипетских папирусах, трудах древнегреческого врача Гиппократа, древнеримского врача Диоскорида и др. Экспериментально фармакология развивалась с середины 19 в. Направления современной фармакологии - учение о всасывании, распределении и превращении лекарственных веществ в организме, о биохимических механизмах их действия; изучение лекарственных препаратов в клинической практике (клиническая фармакология). Важная задача ветеринарной фармакологии - изыскание средств для стимуляции роста и продуктивности животных. |
ФАРМАКОПЕЯ (от греческого pharmakon - лекарство и poieo - делаю), сборник стандартов и положений, регламентирующих требования к качеству лекарственных средств. 1-я фармакопея издана в 1498 во Флоренции. В России 1-я фармакопея (на латинском языке) вышла в 1778; в 1866 - на русском языке, положила начало порядковой нумерации фармакопеи (11-е издание - в 1987). |
ФАРМАЦИЯ (от греческого pharmakeia - лекарство, применение лекарства), научно-практическая отрасль, занимающаяся вопросами изыскания, получения, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств. Вместе с фармакологией составляет науку о лекарствах. |
ФАРС (французское farce, от латинского farcio - начиняю: средневековые мистерии "начинялись" комедийными вставками), 1) вид средневекового народного театра в Западной Европе (преимущественно французского) и литературы бытового комедийно-сатирического характера (14 - 16 вв.); насыщен буффонадой. Близок немецкой народной комедии "фастнахтшпиль", итальянской комедии дель арте и др. 2) В театре 19 - 20 вв. комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами. |
ФАРТИНГ (английское farthing, от древнеанглийского feortha - четвертый), самая мелкая разменная английская монета, равная 1/4 пенни. До 1821 чеканился из серебра, в 1821 - 60 - из меди, затем из бронзы. В 1968 изъят из обращения. |
ФАРФОР (турецкое farfur, fagfur, от персидского фегфур), плотный водо- и газонепроницаемый керамический материал, обладающий высокой механической прочностью, термической и химической стойкостью, электроизоляционными свойствами. Получают обычно спеканием фарфоровой массы (из огнеупорной пластичной глины, каолина, полевого шпата, кварца). Фарфор появился в 4 - 6 вв. в Китае, в 7 - 13 вв. распространился в других странах Азии. В Европе первый фарфоровый завод построен в 1710 в Мейсене. В России фарфор известен со 2-й половины 16 в., около 1747 Д.И. Виноградов разработал способ производства фарфора из отечественных материалов (на фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге). Различают фарфор, покрытый глазурью, и фарфор неглазурованный (бисквит). Из фарфора изготовляют высококачественную посуду, художественные изделия, электрические изоляторы, санитарно-технические изделия и др. |
ФАС (английское fas, сокращенно от free alongside ship - свободно вдоль борта судна), вид внешнеторгового договора купли-продажи, связанного с доставкой товара водным путем, когда в цену товара включается стоимость доставки его к борту судна. |
ФАСБИНДЕР (Fassbinder) Райнер Вернер (1946 - 82), немецкий режиссер, актер, драматург. В театре в 1967 - 75. Как режиссер уже в ранних фильмах заметно стремился к социальному анализу различных сторон жизни ФРГ. Судьбы Германии в ее прошлом и настоящем становятся объектом пристального исследования Фасбиндером во многих фильмах, среди которых: "Страх съедает душу" (1974), "Отчаяние", "Замужество Марии Браун" (оба 1978), "Берлин, Александерплац" (1979, телесериал), "Лили Марлен", "Лола" (оба 1981), "Тоска Вероники Фосс" (1982). |
ФАСЦИИ (фасцы) (латинское fasces), в Древнем Риме атрибут власти царей, затем высших магистратов: пучки прутьев, перевязанные ремнями, с воткнутыми в них топориками. Как элемент изображения фасции использовались в декоративном искусстве и архитектуре 18 - 19 вв., в 20 в. были заимствованы итальянским фашизмом в качестве эмблемы. |
ФАСЦИОЛЁЗ, хроническое паразитарное заболевание человека и животных (поражение печени и желчных протоков), вызываемое плоскими червями - фасциолами. |
ФАТАЛИЗМ (от латинского fatalis - роковой, fatum - рок, судьба), представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т.п. |
ФАТИМИДЫ, династия халифов-шиитов (исмаилитов), правившая на Ближнем Востоке в 909 - 1171. Вели свое происхождение от Фатимы (дочери Мухаммеда). К середине 10 в. подчинили всю Северную Африку и Сицилию, в 969 завоевали Египет, в конце 10 - начале 11 вв. - Сирию. |
ФАУЛС, Фаулз (Fowles) Джон (родился в 1926), английский писатель. Роман "Коллекционер" (1963) - детективно-психологическая притча о непреодолимом одиночестве людей в мире отчуждения. Философский роман "Волхв" (1966) - об эмоционально-психологических тупиках общества потребления и о вечных ценностях любви и искусства. Судьбе интеллигента на фоне кризисной истории, поиску художником собственного пространства в современной жизни посвящены эпико-реалистический роман "Даниэл Мартин" (1977), повесть "Башня из черного дерева" (1974; также одноименный сборник), "Мантисса" (1982). В романе "Женщина французского лейтенанта" (1969), написанном в традициях "викторианской" прозы, в историческом романе "Каприз" (1985), выдержанном в стилистике английского "романа дороги" 18 в., духовно опустошающей морали вседозволенности противопоставлены нравственно-этические ценности прошлого. |
ФАУНА (от латинского Fauna - богиня лесов и полей, покровительница животных в римской мифологии), исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих на определенной территории. Термин "фауна" применяется и к совокупности животных какой-либо систематической категории (фауна птиц - орнитофауна, рыб - ихтиофауна). |
ФАУСТ, герой немецких народных легенд и произведений мировой литературы и искусства, один из вечных образов; символ неукротимого стремления человека к истине, ради которого он готов жертвовать не только всем достигнутым в земной жизни, но и душой. О союзе Фауста с Мефистофелем впервые рассказано в немецкой народной книге "История о докторе Фаусте" (16 в.), к легенде о Фаусте обращался К. Мальро (16 в.). Всемирно известны "Фауст" И.В. Гете (одноименная опера Ш. Гуно), роман "Доктор Фаустус" Т. Манна. |
ФАХВЕРК (немецкое Fachwerk, от Fach - панель, секция и Werk - сооружение), тип конструкции преимущественно малоэтажных зданий: каркас, образованный системой горизонтальных и вертикальных элементов и раскосов из деревянного бруса (в архитектуре 2-й половины 19 - 20 вв. из металла или железобетона) с заполнением промежутков камнем, кирпичом и другими материалами. Имеет также декоративное значение. Постройки типа фахверк были широко распространены в средневековой Западной Европе. |
ФАШИЗМ (итальянское fascismo - пучок, связка, объединение), социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии так называемый новый порядок и предельно жесткие средства его утверждения. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет "вождя", "фюрера". Тотальный, в том числе идеологический, массовый террор и агрессивная, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к "чуждым" социальным и национальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации - непременные элементы идеологии и политики фашизма. Режимы и движения фашистского типа широко используют лозунги популизма, социализма, имперской державности. Фашизм находит опору преимущественно в социально обездоленных группах и типах личности в условиях общенациональных кризисов или катаклизмов модернизации. В узком смысле фашизм - феномен политической жизни Италии и Германии 20 - 40-х гг. 20 в. Многие черты фашизма присущи различным социальным и национальным движениям правого и левого толка. При видимой противоположности идеологических установок (например, "класс" или "нация"), по способам политической мобилизации общества, приемам террористического господства и пропаганды к фашизму близки тоталитарные движения и режимы большевизма, сталинизма, маоизма, "красных кхмеров" и др. В условиях слабости демократических институтов сохраняется возможность развития движений фашистского типа и превращения фашизма в серьезную угрозу. |
ФАЯНС (французское faience, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс), обычно белый мелкопористый керамический материал, покрытый прозрачной или непрозрачной глазурью. Получают из того же сырья, что и фарфор (изменяется лишь соотношение компонентов и технология обжига). С 4 - 5 вв. фаянс производили в Китае, с 11 - 13 вв. - в Японии. В Европе фаянс начали изготовлять во Франции (город Сен-Поршер) около 1525 - 65. В России производство фаянса впервые было налажено в 1709; в 1809 изделия из фаянса выпускались в селе Домкино, с 1839 - в селе Кузнецово Тверской губернии (ныне Конаковский завод). Из фаянса изготовляют хозяйственную посуду, художественно-декоративные и санитарно-технические изделия, облицовочные плитки (глазуры) и др. |
ФЕВР (Febvre) Люсьен (1878 - 1956), французский историк. Труды по проблемам эпохи Возрождения (преимущественно 16 в.), методологии истории, в которых ставил задачи изучения общества (цивилизации) как целостной системы, включая общественное сознание и психологию, язык, социальный, экономический строй, историческую географию и т.д. Совместно с М. Блоком основал и возглавил журнал "Анналы..." (1929). |
ФЕВРАЛЬ (от латинского Februarius, буквально - месяц очищения), 2-й месяц календарного года (28 сут.; в високосном году 29 сут.); название связано с обрядом очищения в Древнем Риме. |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 парламент - представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. |
ФЕДЕРАЦИЯ (от позднелатинского foederatio - союз, объединение) (союзное, федеративное государство), 1) форма государственного устройства, при которой государство образуют федеральные единицы - члены, субъекты федерации (например, земли, штаты). В федерации действует единая конституция, единые союзные (федеральные) органы государственной власти, устанавливаются единое гражданство, денежная единица и т.д. Члены федерации имеют, как правило, собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Федерацией являются США, Индия, Германия и др. 2) В Российской Федерации субъектами федерации, кроме республик в составе России, являются края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономные области и автономные округа. 3) Международная или национальная общественная организация (например, Международная шахматная федерация). |
ФЁДОР АЛЕКСЕЕВИЧ (1661 - 1682), русский царь с 1676. Сын Алексея Михайловича от 1-го брака с М.И. Милославской. Ученик Симеона Полоцкого; знал древнегреческий и польский языки; сочинял силлабические стихи, песнопения. При молодом и болезненном царе усилилась борьба за власть придворных группировок (Милославские, Одоевские и др.). В 1679 введено подворное обложение, в 1680 проведена военно-окружная реформа, в 1682 отменено местничество. Отражена турецкая агрессия под Чигирином (1677 - 78). Заключен Бахчисарайский мирный договор (1681) с Турцией и Крымом, в котором признавалось воссоединение с Россией Левобережной Украины и Киева. |
ФЁДОР ИВАНОВИЧ (Федор Иоаннович) (1557 - 98), русский царь с 1584, последний из династии Рюриковичей. Сын Ивана IV. Неспособный к государственной деятельности, предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову. |
ФЁДОРА СТРАТИЛАТА ЦЕРКОВЬ на Ручье в Новгороде, памятник древнерусского зодчества (1360 - 61). 4-столпный 1-главый храм с апсидой, с 3-лопастным завершением фасадов и пышным архитектурным декором. Фрески 2-й половины 14 в. |
ФЁДОРОВ Николай Федорович (1828 - 1903), российский религиозный мыслитель-утопист. Высшая цель Федорова - воскрешение предков ("отцов"), путь к которому лежит через регуляцию природы средствами науки и техники, переустройство человеческого организма, освоение космоса. Воскрешение, достижение бессмертия мыслится Федорову как "общее дело" человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к преодолению всякой "вражды". Утверждая культ предков как основу истинной религии, Федоров разошелся с традиционным христианством. Избранные отрывки и статьи Федорова изданы посмертно ("Философия общего дела", тома 1-2, 1906 - 13). ----------------------------------- ФЁДОРОВ Сергей Петрович (1869 - 1936), хирург, создатель научной школы, основоположник урологии в России. Труды по хирургии желчных путей, нейрохирургии и др. Одним из первых в отечественной медицине применил эндоскопические методы исследования. |
ФЁДОРОВА Зоя Алексеевна (1909 - 81), киноактриса. Сыграла роли обаятельных и озорных современниц в советских фильмах 30-х гг.: "Гармонь", "Подруги", "Музыкальная история", "Фронтовые подруги". Яркий комедийный талант Федоровой проявился в фильмах "Свадьба в Малиновке" (1967), "Шельменко-денщик" (1971), "Москва слезам не верит" (1980). В 40-50-х гг. была репрессирована. Была убита в собственной квартире при невыясненных обстоятельствах. |
ФЕДОСЕЕВ Владимир Иванович (родился в 1932), дирижер. С 1959 художественный руководитель и главный дирижер Оркестра русских народных инструментов, с 1974 - Академического симфонического оркестра Гостелерадио (с 1994 Российской государственной телерадиокомпании "Останкино"). В репертуаре - главным образом русская классическая и современная музыка. |
ФЕДОСЕЕВА-ШУКШИНА Лидия Николаевна (родилась в 1938), киноактриса. Создала характеры русских женщин, наделенных естественной простотой и душевной щедростью, в фильмах В.М. Шукшина (мужа Федосеевой-Шукшиной) "Странные люди" (1970), "Печки-лавочки" (1972), "Калина красная" (1974). Как острохарактерная актриса раскрылась в фильмах: "Ключ без права передачи" (1977), "Из жизни отдыхающих" (1981), "Любовь с привилегиями" (1991). |
ФЕДОСКИНСКАЯ МИНИАТЮРА, русская миниатюрная живопись маслом на лаковых изделиях из папье-маше. Художественный промысел в селе Федоскино (Московская область) существует с 1798, оригинальный характер приобрел в конце 19 в. в мастерской П.В. Лукутина; с 1910 - "Федоскинская кустарная артель" (позже - фабрика). Мастера федоскинской миниатюры создают декоративные композиции, пейзажи, натюрморты на черном лаковом фоне с лессировкой по перламутру или листочкам фольги. |
ФЕДОТОВ Григорий Иванович (1916 - 57), нападающий команды ЦДКА (1938 - 1949), чемпион СССР (1946, 1947, 1948), обладатель Кубка СССР (1945, 1948). Первый футболист в СССР, забивший 100 голов в чемпионатах страны. В 1958 учрежден приз имени Федотова для самой результативной команды чемпионата СССР по футболу (с 1992 - чемпионата России). ----------------------------------- ФЕДОТОВ Павел Андреевич (1815 - 52), российский живописец и рисовальщик. Ввел в бытовой жанр драматическую сюжетную коллизию ("Разборчивая невеста", 1847). Изобличение социально-нравственных пороков сочетал с поэтическим восприятием обыденной жизни ("Сватовство майора", 1848), в поздних работах - с острым чувством одиночества и обреченности человека ("Анкор, еще анкор!", 1851 - 52). |
ФЕДР (Phaedrus) (около 15 до нашей эры - 70 нашей эры), римский поэт-баснописец. Вольноотпущенник. Переложения традиционных эзоповских басен (смотри Эзоп) с сильной моралистической окраской. |
ФЕДЧЕНКО ЛЕДНИК, крупнейший горно-долинный ледник Памира (Таджикистан). Длина 77 км, ширина 1700-3100 м. На высоте 4169 м - гидрометеорологическая станция. Назван по имени российского естествоиспытателя А.П. Федченко. |
ФЕЙДТ (Вейдт) (Veidt) Конрад (1893 - 1943), немецкий актер. Его дарование, сочетавшееся с выразительной внешностью и пластикой, проявилось в фильмах немецких режиссеров-экспрессионистов ("Кабинет доктора Калигари", 1919; "Сатана", 1920; "Кабинет восковых фигур", 1924, и др.), в которых Фейдт создал образы призрачных, загадочных, зловещих героев. Снялся в фильмах: "Под красной мантией" (1936), "Багдадский вор" (1940), "Касабланка" (1943) и др. Работал также как режиссер. |
ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг (1804 - 72), немецкий философ-материалист. Первоначально последователь Г.В.Ф. Гегеля, затем (1839) подверг критике гегелевский идеализм. В центре философии Файербаха - человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид. Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа, источник которого - чувство зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством "религии любви" (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты). Основные сочинения: "К критике философии Гегеля" (1839), "Сущность христианства" (1841), "Основы философии будущего" (1843), "Сущность религии" (1851). |
ФЕЙЕРВЕРК (немецкое Feuerwerk), 1) цветные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий (ракеты и др.) во время увеселений, торжеств и т.д. 2) В переносном смысле - стремительный поток, обилие чего-либо (например, фейерверк слов). |
ФЕЙНМАН (Feynman) Ричард Филлипс (1918 - 88), американский физик-теоретик, один из основателей квантовой электродинамики. Предложил метод так называемых диаграмм Фейнмана и др. Труды по физике элементарных частиц, теории гравитации, сверхпроводимости, статистической физике. Автор курса "Фейнмановские лекции по физике" (1963 - 64). Нобелевская премия (1965). |
ФЕЙХОА, род древесных растений (семейство миртовые). 2 вида, в субтропиках Южной Америки. Фейхоа Селлова - плодовая культура, издавна выращиваемая во многих тропических и субтропических странах, а также на Черноморском побережье Кавказа и на юге Крыма. Вечнозеленое дерево высотой до 4 м, живет до 70 лет, плодоносит с 4-6 лет. Плоды (до 20 кг с растения) кисло-сладкие, с ананасным запахом, богаты витаминами и иодом, ценный лечебный продукт. |
ФЕЛЛАХИ, в арабских странах оседлое население, занятое земледелием, крестьяне. |
ФЕЛЬЗЕНШТЕЙН (Felsenstein) Вальтер (1901 - 75), немецкий оперный режиссер. Основатель (1947), художественный руководитель и режиссер театра "Комише опер". Работал в разных европейских городах (в 1969 в Москве; поставил "Кармен" Ж. Бизе). Реалистические реформаторские принципы Фельзенштейна близки системе К.С. Станиславского. |
ФЕМИДА, в греческой мифологии богиня правосудия, дочь Урана и Геи. Изображалась с повязкой на глазах (символ беспристрастия), с рогом изобилия и весами в руках. В переносном смысле: "весы Фемиды" - правосудие, "жрец Фемиды" - служитель закона. |
ФЕМИНИЗМ (новолатинское feminismus, от латинского femina - женщина), в широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества; в узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их прав с мужчинами (возникло в 18 в.). |
ФЁН (немецкое Fohn), сухой и теплый (часто сильный) ветер, дующий с гор в долины. Эти свойства фена обусловлены адиабатическим нагревом воздуха (смотри Адиабатный процесс) при его нисходящем движении. |
ФЕНОЛ (карболовая кислота), C6H5OH, бесцветные, розовеющие на воздухе кристаллы, tпл 43шC. Выделяют из каменноугольной смолы или получают синтетически. Сырье в производстве синтетических смол (например, феноло-формальдегидных), капролактама, красителей, пестицидов, лекарственных средств, поверхностно-активных веществ; применяется также для дезинфекции. Токсичен, при попадании на кожу вызывает ожоги. |
ФЕНОЛО-ФОРМАЛЬДЕГИДНЫЕ СМОЛЫ, смолы синтетические, продукты реакции фенола с формальдегидом. Отвержденные в процессе переработки феноло-формальдегидные смолы обладают хорошими электроизоляционными и механическими свойствами. Применяются в производстве пластмасс, лакокрасочных материалов, клеев, герметиков, для отверждения эпоксидных смол. Первая феноло-формальдегидная смола - бакелит, получена в 1908 Л. Бакеландом (США). |
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греческое, буквально - учение о феноменах), 1) философская дисциплина, по-разному трактуемая в истории философии: как наука, выполняющая функцию критики чувственного познания (И.Г. Ламберт, И. Кант); как учение о становлении философии, историческое исследование форм сознания ("Феноменология духа" Г.В.Ф. Гегеля); как часть психологии, описывающая психические феномены (Ф. Брентано, А. Мейнонг). 2) философское направление, принципы которого в начале 20 в. сформулировал Э. Гуссерль; задача феноменологии - обнаружение изначального опыта сознания путем феноменологической редукции (эпохе), состоящей в исключении каких-либо утверждений о бытии и достижении последнего неразложимого единства сознания - интенциональности (т.е. направленности на предмет). Феноменология явилась одним из истоков экзистенциализма и других течений современной философии. |