Литературный энциклопедический словарь
Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАХ"-"ЛИ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 2, "ЛАХ"-"ЛИ")

ЛАХБАБИ МУХАММЕД АЗИЗ

ЛАХБАБИ́ (Lahbabi) Мухаммед Азиз (р. 1922), марокканский писатель, публицист, социолог (на араб. и франц. яз.). Сб. стихов «Песни Надежды» (1952), «От мрака к свету» (1958), «Мой голос в поисках ее голоса», (1968). Ром. «Поколение жажды» (1965), «Блуждающая надежда» (1972). Публицистика.

ЛАХТ УНО

ЛАХТ Уно (р. 1924), эстонский советский поэт. Чл. КПСС с 1953. Сб. сатирич. стихов «Молочные зубы» (1954), «Запломбированные молочные зубы» (1956), «От кармана шинели до шикарного портфеля» (1958), «Птичье гнездо в стальной каске» (1961), «Руки загребущие» (1962), «Ангел идет в аптеку…» (1967), «Мое родное захолустье» (1974); сб. пародий, юморесок.

■ В одном лице. [Сб. стихов], М., 1960.

ЛАХУТИ АБУЛЬКАСИМ

ЛАХУТИ́ Абулькасим (1887—1957), таджикский советский поэт. По происхождению перс. Участник Революции 1905—11 в Иране. С 1922 в СССР. Чл. КПСС с 1924. Сб. стихов и поэм «Диван Лахути» (кн. 1—2, 1938—1940), «Таджикистанские стихи» (1940), «Вооруженные песни» (1942), «Подарок фронту» (1944), «Зов жизни» (1956). Текст гимна Тадж. ССР (1945).

■ Избр., М., 1959; Лирика, М., 1970; Стихотворения и поэмы, Л., 1981.

● Исаков И.С., Испытание Лахути, Душанбе, 1967.

ЛАЦИС ВИЛИС

ЛА́ЦИС Вилис (1904—1966), народный писатель Латвийской ССР (1947), государственный деятель. Чл. КПСС с 1928. Пред. СМ Латв. ССР (1946—59). Трил. «Бескрылые птицы» (1931—33), ром. «Сын рыбака» (т. 1—2, 1933—34), «Буря» (кн. 1—3, 1945—48; Гос. пр. СССР, 1949), «К новому берегу» (1951; Гос. пр. СССР, 1952), «Потерянная родина» (1953), «Поселок у моря» (1954), «Семья Зитаров» (1955), «После грозы» (1962). Повести. Пьесы.

■ Соч., т. 1—26, Рига, 1970—80 (на латыш. яз.); Собр. соч., т. 1—10, М., 1959—60.

● Краулинь К., В. Лацис, М., 1958; Соколова И., В. Лацис, Рига, 1980.

«ЛАЧПЛЕСИС»

«ЛАЧПЛЕСИС» - «ЛА́ЧПЛЕСИС», латышский героический эпос, составленный (1888) на основе латышского фольклора (сказок, преданий) и средневековых хроник А. Пумпуром (вслед за «Калевалой» Э. Лёнрота и «Калевипоэгом» Ф. Крейцвальда). «Л.» выдержан в основном в размере латышских народных песен (хорей в сочетании с дактилем). Персонаж волшебных сказок Лачплесис (Раздирающий медведя) превращен Пумпуром в эпического богатыря, национального героя, предводителя народа в борьбе против немецких рыцарей. Пумпур использовал традиционные эпические сюжеты: первый подвиг героя, героические странствия (на зачарованный остров и т. п.), женитьба на деве — помощнице богатыря (Лаймдота), борьба с враждебным колдуном Кангаром и др. Лачплесис побеждает в поединке Темного рыцаря, но гибнет сам; народ ждет возвращения героя и окончательного освобождения от поработителей (ср. сходный мотив в «Калевипоэге»). «Л.» стал подлинно национальной эпопеей; на его основе возник вторичный фольклор (предания).

Издания:

Пумпур А., Лачплесис, М., 1975.

В. П.

ЛАШОССЕ ПЬЕР КЛОД НИВЕЛЬ ДЕ

ЛАШОССЕ́ (La Chaussée) Пьер Клод Нивель де (1692—1754), французский драматург. Стихотв. комедии «Ложная антипатия» (1733), «Модный предрассудок» (1735), «Меланида» (1741), «Памела» (1743, по одноим. ром. С. Ричардсона), «Гувернантка» (1747).

ЛАШРАФ МУСТАФА

ЛАШРА́Ф, Лашераф (Lacheraf) Мустафа (р. 1918), алжирский писатель (на франц. яз.), политический деятель. Поэтич. сб. «Отбытия» (1952). Поэма «Страна великих страданий» (1965, п. 1977). Пьеса «Последняя дверь» (пост. 1958). Эссе «Роман Магриба» (1969). Фольклорный сб. «Песни арабских девушек» (1953).

ЛЕ

ЛЕ (франц. lai, заимствовано из кельт. языков), 1) песенная форма в средневековой французской поэзии; развилась из секвенции, поэтому состоит из длинных 2-членных неповторяющихся строф (в отличие от виреле с 3-членными повторяющимися строфами, развившимися из плясовой песни).

2) Эпический жанр в средневековой французской поэзии: небольшой рассказ в 8-сложных стихах сперва на героические и сказочные, потом на бытовые (ср. фаблио) темы.

Литература:

История франц. литературы, т. 1, М.-Л., 1946, с. 104—06.

ЛЕ КАРРЕ ДЖОН

ЛЕ КАРРЕ́ (Le Carré) Джон (наст. имя Дейвид Джон Мур Корнуэлл, Cornwell) (р. 1931), английский писатель. Детективные ром. «Убийство по-джентльменски» (1962, п. 1971), «Шпион, пришедший с холода» (1963), «В одном немецком городке» (1968, п. 1970), «Маленькая барабанщица» (1983) и др.

ЛЕ КУИ ДОН

ЛЕ КУИ́ ДОН (Lê Quý Dôn) (1726—1784), вьетнамский литератор, ученый. Соч. энциклопедич. характера: «Высочайшая башня всяческих словес» (1773), «Краткие записи об увиденном и услышанном» (1777); лит. соч.: «Собрание поэзии Куе Дыонга» н «Собрание прозы Куе Дыонга».

ЛЕ МИОЗОТИС

ЛЕ МИОЗО́ТИС (Le Myosotis — «Незабудка»; наст. имя Шарль Рацарауэлина; р. 1910), малагасийский поэт (малагасийский яз.).

ЛЕ РУА ЭЖЕН

ЛЕ РУА́ (Le Roy) Эжен (1836—1907), французский писатель. Ром. «Мельница Фро» (1891), «Жаку-Крокан» (историч., 1899, п. 1905, 1969), «Люди Оберока» (1906). Рассказы.

ЛЕ ТХАНЬ ТОНГ

ЛЕ ТХАНЬ ТОНГ (Lê Thánh Tông) (1442—1497), вьетнамский монарх, литератор. «Собрание стихов на родном языке…» (совм. с др. поэтами, 1470—97). Ритуальное «Сочинение на родном языке о всех бесприютных душах» (ритмич. проза в сочетании с восьмистишиями), прозаич. «Сочинения, оставленные государем Тхань Тонгом из дома Ле».

ЛЕБАНИДЗЕ МУРМАН СИЛОВАНОВИЧ

ЛЕБАНИ́ДЗЕ Мурман Силованович (р. 1922), грузинский советский поэт. Чл. КПСС с 1958. Сб. «Стихи» (1950), «Зеленая песня» (1959), «Из двадцати книг» (1966), «Помню!» (1968), «Радуйтесь, цветет лоза!» (1970), «Бессмертные цветы» (1971), «Тысяча километров в снегу» (1975). История, поэма «Взятие Аниси» (1970).

■ [Стихи], Тб., 1980 (на груз. яз.); [Проза], Тб., 1981 (на груз. яз.).

ЛЕБЕДЕВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ЛЕ́БЕДЕВ Василий Алексеевич (р. 1934), русский советский писатель. Пов. «Маков цвет» (1968), «Второе воскресенье» (1969), «Жизнь прожить» (1969), «Его позвал Гиппократ» (1973), «Столкновение» (1977) и др. Ист. ром. «Обреченная воля» (1975), «Утро Московии» (1976), «Искупление» (1980). Кн. для детей, в т.ч. «Долг платежом красен» (1979).

■ Повести, М., 1978.

ЛЕВАДА АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ

ЛЕВА́ДА (наст. фам. Косяк) Александр Степанович (р. 1909), украинский советский писатель. Чл. КПСС с 1943. Кн. очерков и памфлетов «Безбожники штурмуют Днепр» (1931), «Плач полонянок» (1943), «Балканский дневник» (1946). Сб. стихов «Стихотворения» (1941), «Март—октябрь» (1973). Пьесы «Ой, у поли нивка» (1940, совм. с Л. Грохой), «Камо» (1940), «Мария» (1952), «Последняя встреча» (1956), «Здравствуй, Припять!» (1973), «Путь на Украину» (1975); стихотв. филос. трагедия «Фауст и смерть» (1960). Ром. «Юго-Запад» (1948—50, совм. с И. Ле). Драматич. поэма «Арсенал» (1960, совм. с А. Малышко; одноим. либретто оперы Г. Майбороды). Киносценарии, публицистика.

■ Соч., т. 1—4, К., 1979—80 (на укр. яз.).

ЛЕВЕРТИН ОСКАР ИВАР

ЛЕ́ВЕРТИН (Levertin) Оскар Ивар (1862—1906), шведский писатель, литературовед. Лит. памфлет «Свадьба Пепиты» (1890, совм. с В. Хейденстамом). Сб. стихов «Легенды и песни» (1891), «Новые стихи» (1894), «Царь Соломон и Морольф» (1905). Сб. новелл «Рококо» (1899, пер. 6. г. изд.). Ром. «Магистры в Эстеросе» (1900). Труды «Театр и драматургия при Густаве III» (1889), «Из времени Густава III» (1896).

ЛЕВЕРТОВ ДЕНИЗ

ЛЕ́ВЕРТОВ (Levertov) Дениз (р. 1923), американская поэтесса. Родилась в Англии, в США с 1947. Сб. «Двойное отражение» (1946), «Здесь и сейчас» (1957), «Через континент к островам» (1958), «Лестница Иакова» (1961), «Переучивая алфавит» (1970), «Чтобы жить» (1971), «Следы» (1972), «Жизнь в лесу» (1978). Эссе (сб. «Поэт в мире», 1973).

● Коренева М., «Выиграть будущее»: о творчестве Д. Левертов, “ИЛ”, 1984, № 12.

ЛЕВИ КАРЛО

ЛЕ́ВИ (Levi) Карло (1902—1975), итальянский писатель, художник, общественный деятель. Кн. политич. очерков «Христос остановился в Эболи» (1945, п. 1955), «Часы» (1950), «Слова Камни. Три дня в Сицилии» (1955, п. 1957), «У будущего — древняя добрая душа» (1956), «Весь мед кончился» (1964, п. 1966).

ЛЕВСТИК ФРАН

ЛЕ́ВСТИК (Levstik) Фран (1831—1887), словенский писатель, общественный деятель. Лирич. стихи, баллады («Король-изгнанник», 1858), сатиры («Езда на Парнас», 1854; «Противникам», 1870). Пов. «Мартин Крпан…» (1858, п. 1959); пьесы.

ЛЕГЕНДА

ЛЕГЕ́НДА (от лат. legenda, букв. — то, что следует прочесть),

1) один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья (начиная с VI в.); первоначально — житие святого, написанное для чтения в день его памяти, или патериковые рассказы (см. Патерик); сам термин возник в католической письменности. Со временем Л. стали называть также разнообразные повествования религиозного характера, благочестивые и поучительные в той же степени, как и первоначальные Л. (биографии подвижников и раскаявшихся грешников, притчи о животных, растениях, предметах христианского культа и т. д.).

К XIII—XV вв. в Европе сложились многочисленные сводные сборники христианских Л. на латинском языке, в т. ч. знаменитая «Золотая легенда» («Legende aurea», XIII в.) Якопо из Варацце, переведенная на большинство западноевропейских языков и послужившая источником сюжетов и мотивов для средневекового эпоса (в т. ч. рыцарского романа), драмы (мистерии, школьной драмы), лирики и иконографии. В это же время многочисленные Л. перелагаются в стихотворную форму (поэма об Алексее божьем человеке). В западноевропейской письменности различают Л. агиографические, куртуазно-религиозные (напр., Артуровские легенды), Л.-«путешествия» (связанные с крестовыми походами), Л.-миракли.

2) В фольклоре Л. — вошедший в традицию устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представление, воспринимающиеся рассказчиком или слушателем как достоверные. В отличие от предания Л. всегда фантастична по содержанию и повествует как о прошлом, так и о настоящем и будущем. В русском фольклоре различают Л. космогонические, топонимические (о происхождении стран, морей), этнографические (о происхождении народов), христианские и религиозно-апокрифические, исторические и героические. Текст фольклорной Л. отличается неустойчивостью, сюжет может быть отрывочным.

Мотивы и фабулы как литературных, так и фольклорных Л. широко использовали писатели: Новалис, Л. Тик, А. Мицкевич, В. Ирвинг, В. Скотт, Г. Флобер, Т. Манн; в России — А. И. Герцен, Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, А. М. Ремизов и др.

В современном обиходном значении Л. часто называют, независимо от жанра, произведение, отличающееся поэтическим и «сверхъестественным» вымыслом и одновременно претендующее на некую достоверность в прошлом («Бог правду видит, да не скоро скажет» Л. Н. Толстого, «Девушка и смерть» М. Горького).

Издания и литература:

Афанасьев А. Н., Народные рус. легенды, 3 изд., М., 1916;

Веселовский А., Опыты по истории развития христ. легенды, «ЖМНП», 1875, № 4—5; 1876, № 2—3; 1877, № 2, 5;

Чистов К. В., Рус. народные социально-утопич. легенды XVII—XIX вв., М., 1967;

Полякова С. В., Визант. легенды как лит. явление, в кн.: Визант. легенды, Л., 1972.

К. В. Чистов.

«ЛЁГКАЯ ПОЭЗИЯ»

«ЛЁГКАЯ ПОЭЗИЯ» - «ЛЁГКАЯ ПОЭ́ЗИЯ» (франц. poésie fugitive), понятие, относимое к французской и русской лирической поэзии XVIII (преимущественно конца) — начала XIX вв. Возникло во Франции в начале XVIII в. как обозначение произведений, выражавших, в отличие от «высоких» классицистических жанров, личные страсти, проявления человеческой натуры (творчество корифеев «Л. п.» — Э. Д. Парни, Ш. Мильвуа, А. Шенье). В России «Л. п.» возникла, как и во Франции, в противоборстве с классицистическими канонами; родоначальником «Л. п.» в России считается И. Ф. Богданович, автор поэмы «Душенька» (1778), в основе которой — игровая и трогательная история любви Амура и Психеи. Вслед за Богдановичем в духе «Л. п» писали А. Ф. Мерзляков, Д. В. Давыдов. Наивысший ее расцвет — в творчестве К. Н. Батюшкова и молодого А. С. Пушкина. «Л. п» оказала влияние на формирование литературного языка, освободив его от архаизмов и напыщенного многословия.

Литература:

Томашевский Б. В., Пушкин и Франция, Л., 1960.

Е. М. Пульхритудова.

ЛЕДЕГАНК КАРЕЛ ЛОДЕВЕЙК

ЛЕ́ДЕГАНК (Ledeganck) Карел Лодевейк (1805—1847), бельгийский поэт, переводчик (на нидерл. яз.). Сб. стихов «Торжество отечественной независимости» (1834), «Цветы моей весны» (1839). Поэма-трил. «Три города-брата» (1846).

ЛЕДКОВ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ЛЕДКО́В Василий Николаевич (р. 1933), ненецкий советский писатель. Чл. КПСС с 1962. Сб. стихов «Детям моего стойбища» (1960), «Далеко Сэрне моя живет» (1961, совм. с А. Пичковым), «Быстроногий олененок» (1962), «Ивовое море» (1968), «Песня — мой парус» (1973), «Голубая страна» (1975). Пов. «Синева в аркане» (1970). Ром. «Люди Большой Медведицы» (1977).

■ Метели ложатся у ног. Повесть и рассказы (совм. с Л. В. Лапцуем), Тюмень, 1968; Штрихи, Стихи, М., 1980.

ЛЕЗГИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛЕЗГИ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература лезгин (см. Дагестана литературы). Развивается на лезгинском языке. Стихи первых лезгинских поэтов — ашугов бытовали в устной передаче, в них преобладала сатира, заметно влияние восточной, преимущественно азербайджанской, песенной культуры. Письменная традиция зародилась на арабском, турецком, азербайджанском языках. Впервые на лезгинском языке, пользуясь арабской графикой, стал писать Етим Эмин (XIX в.). Его стихи распространялись в рукописных сборниках. Зачинатель советской Л. л. мастер политической лирики и сатиры Сулейман Стальский в дореволюционных стихах изобличал носителей социального зла: богачей, чиновников, мулл. Он обогатил Л. л. новыми жанрами: торжественным гимном, стихотворным приветствием, политической эпиграммой. Л. л. стала развиваться более интенсивно после создания письменности на лезгинском языке. (1928). Новые жанры в Л. л. (поэма, новелла) разработал А. Фатахов; в 30‑е гг. зародилась реалистическая проза и драматургия. Первые лезгинские романы появились в 60‑х гг. Современная поэзия тяготеет к лиро-эпическим формам (А. Саидов).

А. Алимова.

ЛЕЙ

ЛЕЙ, Камара Лей (Camara Laye) (1928—1985), гвинейский писатель (на франц. яз.). Автобиогр. пов. «Черный мальчик» (1953). Ром. «Взгляд короля» (1954), «Драмус» (1966).

ЛЕЙВА РАУЛЬ

ЛЕ́ЙВА (Leiva) Рауль (1916—1974), гватемальский поэт и публицист. Эпич. поэма «Ода Гватемале» (1953). Сб. стихов «Тоска» (1942), «Сонеты о любви и смерти» (1944), «Желание» (1947), «Туземный мир» (1949), «Забвение — никогда» (1957), «Слово во времени» (изд. 1975). Лит. критика, эссе («Сновидение и реальность», изд. 1975).

ЛЕЙВИК Г.

ЛЕ́ЙВИК Г. (наст. имя Лейвик Гальперн) (1888—1962), еврейский поэт, драматург. В 1913 бежал с сибирской каторги в США. Сб. лирики «По сибирским дорогам» (1916), «Сквозь семь смертей» (1926), «В Треблинке я не был» (1945). Драмы «Голем» (1921, пост. на рус. яз., 1926), «Фабрика» (1928), «Магарам из Рутенберга» (1945). Очерки об СССР (1925).

■ Лист на яблоне. Стихи, Буэнос-Айрес, 1955 (на идише).

ЛЕЙКИН НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ЛЕ́ЙКИН Николай Александрович (1841—1906), русский писатель-юморист. журналист. Многочисл. (ок. 10 тыс.) рассказы-«сцены»; часть их вошла в его сб-ки «Неунывающие россияне» (1879, 3 изд., 1912), «Шуты гороховые» (1879, нов. изд. 1927), «Наши забавники» (1879, 2 изд., 1881), «Ради потехи» (1879, 4 изд., 1910), «Саврасы без узды» (1880), «Караси и щуки» (1883), «Цветы лазоревые» (1885), «Наши за границей» (1890, 26 изд., 1907), «Где апельсины зреют» (1892, 18 изд., 1913) и др. Сатирич. очерки («Апраксинцы», 1863), ром.-сериалы («Стукин и Хрустальников», 1886). Комедии.

■ Повести, рассказы и драматич. соч., т. 1—2, СПБ, 1871; Н.А. Лейкин в его воспоминаниях и переписке, СПБ, 1907.

«ЛЕЙЛИ И МЕДЖНУН»

«ЛЕЙЛИ И МЕДЖНУН» - «ЛЕЙЛИ́ И МЕДЖНУ́Н», литературно-фольклорный памятник народов Ближнего, Среднего Востока и Юго-Восточной Азии о трагичной любви юноши-поэта, прозванного Меджнуном (одержимым) и жившего якобы в конце VII — начале VIII вв. Все арабские источники, говоря о Меджнуне, имели в виду его поэтический талант. Позднейшие распространители сюжета (главным образом персоязычные и тюркоязычные авторы) делали упор на вдохновлявшую поэта любовную коллизию. Низами — первый поэт, который оформил разрозненные письменные и фольклорные материалы в стройную поэму на персидском языке (завершена в 1188). Поэмы под тем же названием создали Амир Хосров Дехлеви и Абдуррахман Джами — на персидском языке, Алишер Навои — на староузбекском языке, Физули — на азербайджанском языке. Туркменский поэт Нурмухамед-Гариб Андалиб придал своему подражанию форму дастана, в котором стихи перемежаются с прозой. Поэма прошла этап фольклоризации у многих народов, также приняв форму дастана. Она оказала огромное влияние на развитие т. н. новеллистических дастанов «Ашиг-Гариб», «Зохра и Тахир» и др.

Издания:

Низами Г., Лейли и Меджнун, М., 1957;

Навои А., Лейли и Меджнун, Таш., 1957;

Физули, Лейли и Меджнун, М., 1958;

Абди-бек Шйрази, Маджнун и Лайли, М., 1966.

Литература:

Крачковский И. Ю., Ранняя история повести о Меджнуне и Лейле в араб. литературе, Избр. соч., т. 2, М.-Л., 1956;

Бертельс Е. Э., Избр. труды. Низами и Физули, М., 1962.

Х. Короглы.

ЛЕЙНО КАСИМИР АГАТОН

ЛЕ́ЙНО (Leino) Касимир Агатон (наст. фам. Лёнбум, Lőnubohm) (1866—1919), финский писатель. Сб. стихов «Поэтические опыты» (1888), «Среди перекрестных волн» (1890), «На водных просторах» (1893), «Стихи» (1895). Сб. новелл «Элли из Эммала» (1886), «Из жизни» (1889). Стихотв. драма «Яакко Илкка и Клаус Флеминг» (1901).

ЛЕЙНО ЭЙНО

ЛЕ́ЙНО (Leino) Эйно (наст. фам. Лёнбум, Lőnnbohm) (1878—1926), финский писатель. Сб. стихов «Баллада о большом дубе» (1896), «Сто и одна песня» (1898), «Зимняя ночь» (1905), «Ветряное кантеле» (1919). Пьесы «Пентти Пяккёнен» (1905), «Соль земли» (1911), 6 серий пьес «Маски» (1905—11), цикл пьес «Калевала на сцене» (1911). Ром. «Яна Рэнтю» (1907), тетралогия «Раб» (1911—13), «Иллюстрированная книга моей жизни» (1925).

■ Избр., М.—Л., 1959.

ЛЕЙТМОТИВ

ЛЕЙТМОТИ́В (нем. Leitmotiv, букв. — ведущий мотив), термин, заимствованный литературоведением из музыки. В широком значении — преобладающее настроение, главная тема, основной идейный и эмоциональный тон произведения, творчества, направления (ср. Мотив). В более узком значении — образ или оборот художественной речи, повторяющийся в произведении как момент постоянной характеристики героя, переживания или ситуации (например, Л. в «Вишневом саде» А. П. Чехова — отдаленный звук лопнувшей струны). В процессе повторения и варьирования Л. обрастает ассоциациями (см. Ассоциативный образ), обретая особую идейную, символическую и психологическую углубленность. В поэзии отмечаются, помимо образных, звуковые, ритмические и интонационные Л.

И. Б. Роднянская.

ЛЕЙТОН ИРВИН

ЛЕ́ЙТОН (Layton) Ирвин (р. 1912), канадский поэт (на англ. яз.). Сб. «Здесь и теперь» (1945), «Теперь есть место» (1948), «Усовершенствованный бинокль» (1956), «Красный ковер для солнца» (1959).

ЛЕКСА МАНУШ

ЛЕ́КСА МАНУ́Ш (наст. имя и фам. Белугин Александр Дмитриевич; р. 1942), цыганский советский поэт. Сб. «Хочу лошадку» (1973), «Звездочка» (1976), «Повозочка» (1980).

ЛЕКСИКА

ЛЕ́КСИКА (от греч. lexikόs — относящийся к слову), совокупность слов языка или диалекта, а также определённых пластов словарного состава языка (специальная Л., книжная Л., разговорная Л. и т. п.) и словарный состав тех или иных произведений. Л. современного русского языка представляет собой сложную систему, образуемую различными по происхождению, сфере употребления, стилистической значимости группами слов.

С точки зрения происхождения различаются исконно русские («земля», «ходить», «красный» и т. д.) и заимствованные слова (древнейшие — «тетрадь», «корабль», «князь», «кнут», и недавние — «бульдозер», «маникюр», «робот», «телетайп» и др.). В словарный состав литературного языка постепенно проникают также областные слова, употребление которых первоначально ограничивалось сферой диалектов («пахарь», «зеленя», «шуршать», «баламут», «глухомань»). Значительный пласт современного русского литературного языка составляют т. н. интернационализмы («революция», «космос», «социализм»). Наряду с общеупотребительной Л., составляющей основу словарного состава языка, выделяется Л., применение которой ограничено определёнными условиями речевого общения (научная Л., разговорная Л., официально-деловая Л.); стилистическая значимость многих слов, как и их значение, не остается неизменной: слова, прежде считавшиеся книжными, становятся общеупотребительными, некоторые устаревшие слова возвращаются в активный фонд словаря и т. д.

Особенность Л. по сравнению с другими сторонами языка — ее непосредственная обращенность к явлениям действительности. Появление новых предметов и понятий неизбежно влечет за собой появление их наименований, т. е. создание новых слов или видоизменение семантики слов, уже существовавших в языке. С исчезновением же определённых предметов или понятий их наименования выходят из активного употребления, а соответствующие слова в ряде случаев получают новые значения. Лексическое значение слова определяется не только способностью обозначать те или иные явления действительности, но и соотношением данного слова с другими словами (ср., напр., синонимические и антонимические связи; определённую роль играют и звуковые сближения). Именно в Л. проявляется возможность личного творчества (см. Неологизмы).

Д. Н. Шмелев.

ЛЕКХНАТХ

ЛЕКХНА́ТХ (1884—1965), непальский поэт. Поэмы «Беседа Сатьи и Кали», «Диалог Разума и Веселья», «Молодой отшельник».

ЛЕМ СТАНИСЛАВ

ЛЕМ (Lem) Станислав (р. 1921), польский писатель. Многочисл. произв. в жанре научно-филос. фантастики: ром. «Астронавты» (1951, п. 1957), ром.-утопия «Магелланово облако» (1955, п. 1960), ром.-антиутопии «Эдем» (1959, п. 1966), «Возвращение со звезд» (1961, п. 1965), «Дневник, найденный в ванне» (1961), филос. ром. «Солярис» (1961, п. 1963), ром.-трактат «Голос Неба» (1968, п. 1971), ром. «Маска» (1976, п. 1978), «Насморк» (1976, п. 1978); сб. научно-фантастич. рассказов «Сезам» (1954), «Звездные дневники» (1957, дополненное изд. 1971), «Вторжение с Альдебарана» (1959, п. 1960), «Книга роботов» (1961), «Сказки роботов» (1964), «Кибериада», «Охота» (оба — 1965), «Рассказы о пилоте Пирксе» (1968), «Бессонница» (1971). Ром. «Непотерянное время» (1955), детективный ром. «Следствие» (1959), автобиогр. ром. «Высокий замок» (1966, п. 1969). Филос.-социологич. иссл. «Диалоги» (1957), «Сумма технологии» (1964, дополненное изд. 1974, п. 1968), эссе по проблемам науки о лит-ре «Философия случая» (1968), монографии «Фантастика и футурология» (т. 1—2, 1970), лит. очерки.

■ Звездные дневники Ийона Тихого, М., 1961; Формула Лимфатера, М., 1964; Охота на Сэтавра, М., 1965; Навигатор Пиркс. Голос Неба, М., 1973; Избр., М., 1976.

ЛЕМЕ ПАМФИЛЬ

ЛЕМЕ́ (Lemay) Памфиль (1837—1918), канадский писатель (на франц. яз.). Поэтич. сб. «Поэтические пробы» (1865), «Капельки» (1904), «Колосья» (1914). Ром. «Прбклятый Пикунок» (1878). Рассказы. Пьеса «Красное и синее» (1891).

ЛЕМЛЕН РОЖЕ

ЛЕМЛЕ́Н (Lemelin) Роже (р. 1919), канадский писатель (на франц. яз.). Ром. «У подножья откоса» (1944), «Семья Плуф» (1948), «Фантазии на тему смертных грехов» (1949), «Пьер Великолепный» (1952).

ЛЕММИНГ ГЕОРГ

ЛЕ́ММИНГ (Lamming) Георг (р. 1927), барбадосский писатель. С 1950 — в Англии. Ром. «В замке моей кожи» (1953), «Эмигранты» (1954), «Зрелость и невинность» (1958), «Время рисковать» (1960), «Вода и ягоды», «Мои истоки» (оба — 1971). Рассказы.

ЛЕМОНЬЕ КАМИЛЬ

ЛЕМОНЬЕ́ (Lemonnier) Камиль (1844—1913), бельгийский писатель, критик-искусствовед (на франц. яз.). Ром. «На поле брани» (1871, п. 1915), «Деревенский уголок» (1879), «Самец» (1881, п. 1910), «Мертвец» (1882, п. 1911), «Кровопийца» (1886, п. — «Завод», 1922), «Г-жа Люпар» (1888), «Люди земли» (1889, п. 1927), «Конец буржуа» (1892, 4-й п. 1963), «Ошибка г-жи Шарве» (1895), «В плену страсти» (1897, п. 1910), «Женщина» (1899), «Адам и Ева» (1899, п. 1911), «Улюлю» (1906), «Когда я была мужчиной» (1907, п. 1909). Сб. новелл «Распутные дамы и их друзья» (1892, п. 1910). Мемуары «Писательская жизнь» (опубл. 1945). Книга о П. Рубенсе.

■ Избр. соч., т. 1—2, П.—М., 1922; Пьесы, М., 1908.

ЛЕМСИН АЙША

ЛЕМСИ́Н (Lemsine) Айша, современная алжирская писательница (на франц. яз.). Ром. «Хризалида» (1977).

ЛЕНАРТОВИЧ ТЕОФИЛЬ

ЛЕНАРТО́ВИЧ (Lenartowicz) Теофиль (1822—1893), польский поэт. Сб. «Лира» (1855), «Новая лира» (1859), поэма «Марцин Борелевский-Лелевель» (1864).

ЛЕНАУ НИКОЛАУС

ЛЕ́НАУ (Lenau) Николаус (наст. имя Николаус Франц Нимбш фон Штреленау, Strehlenau) (1802—1850), австрийский поэт. Сб. «Стихотворения» (1832); поэмы «Фауст» (1836, п. 1904), «Савонарола» (1837), «Ян Жижка» (1840), «Альбигойцы» (1842); незаверш. драма «Дон Жуан» (изд. 1851). В России стихи Л. переводили Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, К. Д. Бальмонт, А. В. Луначарский и др.

■ Стихотворения. — Ян Жижка. Поэма, М., 1956.

● Луначарский А.В., Н. Ленау и его филос. поэмы, Собр. соч., т. 5, М., 1965.

ЛЕНГЛЕНД УИЛЬЯМ

ЛЕ́НГЛЕНД (Langland) Уильям (ок. 1330 — ок. 1400), английский поэт. Аллегорич. поэма «Видение о Петре Пахаре» (1362, п. 1941).

ЛЕНГРЕН АННА МАРИЯ

ЛЕ́НГРЕН (Lenngren) Анна Мария (урожд. Мальмстедт, Malmstedt) (1754—1817), шведская поэтесса. Идиллич. и дидактич. стихи, сатиры.

ЛЕНЕ ПАСКАЛЬ

ЛЕНЕ́ (Lainé) Паскаль (р. 1942), французский писатель. Ром. «В. как Варрава» (1967); пов. «Ирреволюция» (1971, п. 1975), «Кружевница» (1974, п. 1976), «Земля теней» (1982).

ЛЕНЗ ЖОРЖ

ЛЕНЗ (Linze) Жорж (р. 1900), бельгийский поэт, романист, эссеист (на франц. яз.). «Поэма о чуде существования» (1951), сб. поэзии «Здесь» (1921), «Опустошенные Арденны» (1948), «Поэма братства…» (1979).

ЛЕНИН В. И. О ЛИТЕРАТУРЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕНИНИАНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЛЕНИНСКИЕ ПРЕМИИ

ЛЕ́НИНСКИЕ ПРЕ́МИИ в области литературы, см. Премии литературные.

ЛЕННЕП ЯКОБ ВАН

ЛЕ́ННЕП (Lennep) Якоб ван (1802—1868), нидерландский писатель. Ист. ром. «Приемный сын» (1833), «Декамская роза» (1836, п. 1841), «Элизабет Мюс» (1850—51), ром. «Приключения Класье Зевенстер» (1866). Новеллы. Пьесы.

ЛЁНРОТ ЭЛИАС

ЛЁ́НРОТ (Lőnnrot) Элиас (1802—1884), финский фольклорист. Основал периодич. лит. журн. «Пчела». Собрал руны «Калевалы» (1-я ред. 1835, 2-я—1849, п. 1888). Сост. сб. лирич. рун «Кантелетар» (1840—41), сб. «Финские народные пословицы» (1842), «Финские народные загадки» (1844).

ЛЕНЦ ЗИГФРИД

ЛЕНЦ (Lenz) Зигфрид (р. 1926), немецкий писатель (ФРГ). Ром. «Хлеба и зрелищ» (1959, п. 1975), «Урок немецкого» (1968, п. 1971), «Живой пример» (1973, п. 1977), «Краеведческий музей» (1978, п. 1982), «Утрата» (1981); рассказы, в т.ч. сб. «Эйнштейн пересекает Эльбу близ Гамбурга» (1975, п. 1982), «Запах мирабели» (1975, п. 1977). Филос. драма-притча «Время невиновных» (1961, п. 1972); радиодраматургия. Лит. критика.

ЛЕНЦ ЯКОБ МИХАЭЛЬ РЕЙНХОЛЬД

ЛЕНЦ (Lenz) Якоб Михаэль Рейнхольд (1751—1792), немецкий писатель. С 1781 жил в России; был близок к кружку Н.И. Новикова. Лирика; драмы «Гувернёр» (1774), «Солдаты» (1776; п. отрывков, 1938). «Заметки о театре» (1774) и др. соч.

● Розанов М.Н., Поэт периода «бурных стремлений» Я. Ленц…, М., 1901.

ЛЕОВ ЙОРДАН

ЛЕ́ОВ Йордан (р. 1920), македонский писатель, общественный деятель. Чл. СКЮ с 1941. Пьесы «Бойцы двух восстаний» (1945), «Расцвел жасмин» (1958). Ром. «Побратимы» (1956), «Глухие рассветы» (1960). Романизир. биография К. Рацина «Антология боли» (1968), рассказы.

ЛЕОНИД ТАРЕНТСКИЙ

ЛЕОНИ́Д ТАРЕ́НТСКИЙ, древнегреческий поэт-эпиграмматист 3 в. до н. э. Провел жизнь в скитаниях. Сохранилось более 100 эпиграмм.

■ Греч, эпиграмма, М., 1960.

ЛЕОНИДЗЕ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ

ЛЕОНИ́ДЗЕ Георгий Николаевич (1899—1966), народный поэт Грузинской ССР (1959). Чл. КПСС с 1945. Лирич. стихи. Историко-патриотич. поэмы «Самгори» (отд. изд. 1947), «Портохала» (1951; Гос. пр. СССР, 1952). Сб. рассказов «Волшебное дерево» (1962).

■ Избр., М., 1979.

● Маргвелашвили Г., Г. Леонидзе, Тб., 1959.

ЛЕОНИНСКИЙ СТИХ

ЛЕОНИ́НСКИЙ СТИХ (позднелат. versus Leoninus, происхождение назв. неясно), рифмованные гекзаметр и пентаметр, широко употребительные в средневековой латинской литературе (расцвет XI—XII вв.; эпоха Возрождения возвращается к нерифмованному гекзаметру античного образца). Собственно Л. с. назывался гекзаметр, в котором первое полустишие рифмует со вторым («Всех пленяет весна, она и мила и чудесна…», Ф. А. Петровский, пер. из Марбода), но расширительно так назывался и гекзаметр с рифмующими парами стихов («хвостатый стих») и гекзаметр с тройным членением («тройной стих») и пр. По аналогии с латинским «тройным» Л. с. это название перешло на польский и русский силлабический стих с внутренними рифмами («Чиста птица, голубица, таков нрав имеет…», Г. Конисский), широкого употребления не имевший.

М. Л. Гаспаров.

ЛЕОНОВ ЛЕОНИД МАКСИМОВИЧ

ЛЕО́НОВ Леонид Максимович (р. 1899), русский советский писатель, академик АН СССР (1972), Герой Социалистического Труда (1967). Ром. «Барсуки» (1924), «Вор» (1927; нов. ред. 1959), «Соть» (1930), «Скутаревский» (1932), «Дорога на океан» (1935), «Русский лес» (1953; Лен. пр., 1957). Пов. «Петушихинский, пролом» (1923), «Записи некоторых эпизодов, сделанные в городе Гогулеве Андреем Петровичем Ковякиным», «Конец мелкого человека» (обе — 1924), «Белая ночь», «Провинциальная история» (обе — 1928), «Саранча» (1930), «Evgenia Ivanovna» (1938; опубл. 1963), «Взятие Великошумска» (1944). Сб. рассказов «Деревянная королева» (1923), «Гибель Егорушки» (1927), цикл «Необыкновенные рассказы о мужиках» (1928—1930). Пьесы «Унтиловск» (пост. 1928), «Усмирение Бададошкина» (1929), «Половчанские сады», «Волк» (обе — 1938), «Метель» (1940), «Обыкновенный человек» (1942), «Нашествие» (1942; Гос. пр. СССР, 1943; 2-я ред. 1964), «Ленушка» (1943), «Золотая карета» (1946; 2-я ред. 1955; нов. ред. 1964). Публицистика (сб. «Статьи военных лет», 1946, «Литературные выступления», 1966). Киноповесть «Бегство мистера Мак-Кинли» (1961; Гос. пр. СССР, 1977).

■ Собр. соч., т. 1—5, Х.—М.—Л., 1928—30; Собр. соч., т. 1—9, М., 1960—62; Собр. сочинений, М., 1969—72; Собр. сочинений, т. 1—10, М., 1981—84.

● Старикова Е.В., Леонид Леонов, М., 1972; Ковалев В.А., Этюды о Леониде Леонове, М., 1978; Мировое значение творчества Леонида Леонова. Сб. ст., М., 1981; Творчество Леонида Леонова. Исследования и сообщения. Встречи с Леоновым. Сб. 1, Л., 1969; Акимов В.М., Л.М. Леонов. Указатель лит-ры, Л., 1958.

ЛЕОНТЬЕВ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

ЛЕО́НТЬЕВ Константин Николаевич (1831—1891), русский публицист, писатель. Ром. «Подлипки» (1861), «В своем краю» (1864), «Камень Сизифа» (1878). Пов. («Благодарность», 1854; «Исповедь мужа», 1867). Сб. повестей и рассказов «Из жизни христиан в Турции» (т. 1—3, 1876). Драмы, комедии. Лит. критика, в т.ч. статьи: «Письмо провинциала к г. Тургеневу» (1860), «По поводу рассказов Марко Вовчка» (1861), «Грамотность и народность» (1870), «Неск. воспоминаний и мыслей о покойном Ап. Григорьеве» (1869, опубл. 1915), «Страх Божий и любовь к человечеству. По поводу рассказа Л.Н. Толстого “Чем люди живы”», «Наши новые христиане Ф.М. Достоевский и гр. Лев Толстой» (обе — 1882), «О романах гр. Л.Н. Толстого» (1890, отд. изд. 1911). Полит. и религ. публицистика, филос.-ист. соч.: сб. «Восток, Россия и славянство» (т. 1—2, 1885—1886), в т.ч. ст. «Византизм и славянство» (1875). Воспоминания «Моя лит. судьба» (1875, опубл. 1935).

■ Собр. соч., т. 1—9, М., 1912—14.

● Гайденко П.П., Наперекор историч. процессу (К. Леонтьев — лит. критик), «ВЛ», 1974, № 5; Бочаров С.Г., «Эстетическое охранение» в лит. критике (К. Леонтьев о рус. лит-ре), в кн.: Контекст 1977, М., 1978.

ЛЕОНХАРД РУДОЛЬФ

ЛЕ́ОНХАРД (Leonhard) Рудольф (1889—1953), немецкий писатель, драматург (ГДР). С 1927 жил за границей; один из организаторов лит. антифаш. эмиграции; в 1939—41 в концлагере для интернированных. С 1950 — в ГДР. Пьесы «Преддверие ада» (1919), «Парус на горизонте» (1925), трагедия «Заложники» (1946). Сб. стихов «Германия должна жить…!» (1944, нелегальное изд. под псевд. Роберт Ланцер), сб. стихов и эссе «Наша республика» (1951).

ЛЕОПАРДИ ДЖАКОМО

ЛЕОПА́РДИ (Leopardi) Джакомо (1798—1837), граф, итальянский поэт. Политич., филос., интимная лирика (сб. «Песни», изд. 1831). Сатирич. поэма «Паралипомены Войны мышей и лягушек» (изд. 1842). Прозаич. диалоги «Нравственные очерки» (1824—32, изд. 1827—45; п. 1908). «Переписка» (изд. 1849). Трактат «Рассуждение итальянца о романтич. поэзии» (1818, изд. 1906, п. 1978). «Литературная смесь» (изд. 1898—1900).

■ Лирика, М., 1967; Этика и эстетика, М., 1978.

● Творчество Д. Леопарди, М., 1983.

ЛЕРИССОН ЖЮСТЕН

ЛЕРИССО́Н (Lhérisson) Жюстен (1873—1907), гаитянский писатель и историк (на франц. яз.). Ром. «Семья Питит-Кай» (1905).

ЛЕРМОНТОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ

ЛЕ́РМОНТОВ Михаил Юрьевич (1814-1841), русский писатель. Лирика (даты создания), в т.ч. «Ангел» (1831), «Парус», «Русалка» (оба - 1832), «Смерть Поэта» (1837, опубл. за границей 1858, в России полностью- 1860), «Бородино», «Узник», «Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою») (все - 1837), «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»), «Дума» (оба - 1838), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную»), «Дары Терека» (все - 1839), «Как часто, пестрою толпою окружен», «И скучно и грустно», «Казачья колыбельная песня», «Журналист, читатель и писатель», «Воздушный корабль», «Благодарность», «Из Гёте», «Тучи», «Валерик», «Завещание» («Наедине с тобою, брат») (все - 1840), «Родина», «Прощай, немытая Россия» (опубл. 1890), «Утес», «Спор», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»), «Тамара», «Листок», «Выхожу один я на дорогу», «Морская царевна», «Пророк» (все - 1841). Поэмы, в т.ч. «Последний сын вольности» (1831, опубл. 1910), «Измаил-Бей» (1832, опубл. 1843), «Литвинка» (1832, опубл. 1882), «Хаджи Абрек» (1833, опубл. 1835), «Аул Бастунджи» (1833-34, опубл. 1883), «Боярин Орша» (1835-36, опубл. 1883), «Сашка» (1835-36?, опубл. 1882), «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Тамбовская казначейша» (обе - 1838), «Беглец» (18387, опубл. 1846), «Мцыри» (1840), «Сказка для детей» (незаконч., опубл. 1842), «Демон» (8 ред., 1829-39, опубл. в Германии 1856, в России полн - 1860).

Драматургия: «Испанцы» (в стихах), «Menschen und Leidenschaften» («Люди и страсти»; обе - 1830, опубл. 1880), «Странный человек» (1831, опубл. 1860), «Два брата» (1834-36, опубл. 1880), «Маскарад» (в стихах; 3 ред., 1835-36, опубл. 1842, пост. в отрывках 1852, полностью 1862).

Проза: Ром. «Вадим» (1832-1834?, незаконч., опубл. 1873), «Княгиня Литовская» (1836, неоконч.; опубл. 1882), «Герой нашего времени» (1839-40). Очерки «Панорама Москвы» (1834, опубл. 1891), «Кавказец» (1841?, опубл. 1929), неоконч. повести, в т.ч. «Штосе» (опубл. 1845), сказка «Ашик-Кериб» (1837, опубл. 1846). Сб. «Стихотворения» (1840).

■ Полн. собр. соч., т. 1-5, М.-Л., 1935-37; Соч., т. 1-6, М.-Л., 1954-57; Собр. соч., 2 изд., т. 1-4, М., 1983-1984.

● Белинский В.Г., М.Ю. Лермонтов. Статьи и рецензии, 2 изд., М., 1941; Эйхенбаум Б.М., Статьи о Лермонтове, М.-Л., 1961; Герштейн Э.Г., Судьба Лермонтова, М., 1964; Андроников И.Л., Лермонтов. Исследования и находки, 2 изд., М., 1967; Мануйлов В.А., Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова, М.-Л., 1964; М.Ю. Лермонтов в рус. критике, 2 изд., М., 1955; М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, 2 изд., М., 1972; М.Ю. Лермонтов. Исследования и материалы, Л., 1979; Библиография лит-ры о М.Ю. Лермонтове (1917-77). Сост. О, В. Миллер, Л., 1980; Лермонтовская энциклопедия, М., 1980.

ЛЕРО ЭТЬЕН

ЛЕРО́ (Léro) Этьен, мартиникский поэт нач. 20 в. (на франц. яз.).

ЛЕСАЖ АЛЕН РЕНЕ

ЛЕСА́Ж (Lesage) Ален Рене (1668—1747), французский писатель. Ром. «Хромой бес» (1707, п. 1763), «История Жиль Блаза из Сантилья-ны» (1715—35, п. 1754—55), «Похождения Роберта Шевалье, прозванного Бощеном, капитана флибустьеров в Новой Франции» (1732). Сатирич. пов. «День Парок» (1735). Прозаич. сб. «Найденный чемодан» (1740); «Забавная смесь…» (1743). Пьесы «Криспен, соперник своего господина» (1707, п. 1779), «Тюркаре» (1709, п. 1955); комич. оперы, собранные в издании «Ярмарочный театр, или Комическая опера» (т. 1—10, 1721—37). Вольные пер. с исп. и компиляции: сб. «Галантные письма Аристенета» (1695), сб. пьес «Испанский театр» (1700), ром. «История Эстебанила Гонсалеса» (1734, п. 1765—66) и «Саламанкский бакалавр» (1736, п. 1763).

■ Избр. соч., т. 1, П., 1920; Похождения Жиль-Бласа из Сантильяны, т. 1—2, М.—Л., 1935; то же, Л., 1958; Хромой бес, М., 1969.

● Cordier H., Essai bibliographique sur les oeuvres d'A.-R. Lesage, P., 1910.

ЛЕСАМА ЛИМА ХОСЕ

ЛЕСА́МА ЛИ́МА (Lezama Lima) Хосе (1910—1976), кубинский писатель. Поэма «Смерть Нарцисса» (1937), сб. стихов «Враждебный ропот» (1941), «Постоянство» (1949), «Дающий» (1960). Ром. «Рай» (1966), «Оппиано Ликарио» (изд. 1977). Лит. критика, эссе.

ЛЕСКОВ НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ

ЛЕСКО́В Николай Семёнович (1831—1895), русский писатель, публицист. Антинигилистич. ром. «Некуда» (1864), «На ножах» (1870—1871), к ним примыкают рассказ «Овцебык» (1863), ром. «Обойденные» (1865), биогр. очерк «Загадочный человек» (1870). Ром. «Житие одной бабы» (1863), «Островитяне» (1866). Хроники «Старые годы в селе Плодомасове» (1868), «Захудалый род» (1874). Пов. «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866), «Запечатленный ангел» (1873), «Детские годы» (1875), «Некрещенный поп» (1877). Серия произв. о «праведниках», в т.ч. «романная хроника» «Соборяне» (1872), пов. «Очарованный странник» (1873), рассказы «Павлин» (1874), «На краю света» (1875—76), «Однодум» (1879), «Несмертельный Голован» (1880). Рассказы, в т.ч. «Железная воля» (1876), «Чертогон» (1879), «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881), «Тупейный художник» (1883), «Человек на часах» (1887), «Продукт природы» (1893). Очерки и воспоминания, в т.ч. «Мелочи архиерейской жизни» (1878—80). Легенды, в т.ч. «Сказание о Федоре христианине и его друге жидовине Абраме» (1886), «Скоморох Памфалон» (1887), пов.-предание «Гора» (1890). Анекдотич. и юмористич. рассказы и очерки («Отборное зерно», 1884; «Бесстыдник», 1890), сати-рич. рассказы и повести («Смех и горе», 1871; «Полуношники», 1891, «Заячий ремиз», 1894, опубл. 1917).

Лит.-критич. статьи, в т.ч. «Н.Г. Чернышевский в его ром. “Что делать?”» (1863), «Граф Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как ересиархи» (1883), статьи-воспоминания о Т. Шевченко (1861), П. Якушкине (1884), статьи об иск-ве («Рус. драматич. театр в Петербурге», 1867; «О рус. иконописи», 1873). Ист. и совр. публицистика, в т.ч. статьи «Рус. обществ. заметки» (1869), «Великосветский раскол» (1876—77), «Еврей в России» (1884), «На смерть М.Н. Каткова» (1887, опубл. 1934).

■ Полн. собр. соч., 3 изд., т. 1—36, СПБ, 1902—03; Собр. соч., т. 1—11, М., 1956—58 (в т. 11 — хронологич. канва); Собр. соч., т. 1—5, М., 1981; О лит-ре и иск-ве, Л., 1984.

● Волынский А.Л., Н.С. Лесков, 2 изд., 1923; Гроссман Л.П., Н.С. Лесков, М., 1945; Лесков А.Н., Жизнь Н. Лескова, т. 1—2, М., 1984; Столярова И.В., В поисках идеала (Творчество Н.С. Лескова), Л., 1978; Аннинский Л., Лесковское ожерелье, М., 1982; В мире Лескова. [Сб. ст.), М., 1983; Бухштаб Б.Я., Н.С. Лесков. Указатель осн. лит-ры, Л., 1948.

ЛЕСЬМЯН БОЛЕСЛАВ

ЛЕ́СЬМЯН (Lesmian) Болеслав (1877—1937), польский поэт. Сб. «Сад на распутье» (1912), «Луг» (1920), «Лесное деяние» (изд. 1938); обработки мотивов нар. сказок.

■ Стихи, М., 1971.

ЛЕТЕМБЕ-АМБИЛИ АНТУАН

ЛЕТЕМБЕ́-АМБИЛИ́ (Létembet-Ambily) Антуан (р. 1929), конголезский драматург (на франц. яз.). Пьесы, в т.ч. «Обвинение Европы» (1970), «Арийцы» (1977).

ЛЕТОПИСИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

«ЛЕТОПИСЬ»

«ЛЕТОПИСЬ» - «ЛЕ́ТОПИСЬ», литературный, научный и политический ежемесячный журнал. Издавался в Петрограде в 1915 — 1917 А. Н. Тихоновым. Основан М. Горьким, сгруппировавшим вокруг «Л.» значительные литературные силы, выступавшие против империалистической войны, национализма, шовинизма. Политическая линия журнала, во многом определявшаяся «впередовцами» и меньшевиками, подвергалась критике со стороны большевиков, тем не менее, использовавших легальные возможности «Л.». В журнале печатались литературные произведения, ориентировавшиеся на традиции реализма и идеи интернационализма. «Л.» знакомила читателей с литературой национальных «окраин» страны, с новинками русской и зарубежной литературы. В отделах критики и библиографии помещались выступления против декадентских и реакционных направлений в литературе.

Литература:

Горький. Сб. статей и воспоминаний, М.-Л., 1928, с. 270—301.

ЛЕФ

ЛЕФ, Левый фронт искусств, литературно-художественное объединение. Создано в Москве в конце 1922 во главе с В. В. Маяковским. Членами Л. были поэты (Н. Н. Асеев, В. В. Каменский, С. И. Кирсанов и др.; до 1927 — Б. Л. Пастернак), художники (А. М. Родченко, В. Е. Татлин и др.), критики и теоретики искусства (Б. И. Арватов, О. М. Брик, С. М. Третьяков, Н. Ф. Чужак, В. Б. Шкловский и др.). Близки к Л. были деятели кино (С. М. Эйзенштейн, Д. Вертов и др.).

Лефовцы выдвинули идею искусства как «жизнестроения», теорию «социального заказа» (художник — только «мастер», выполняющий задания своего класса), а также «революции формы» (отсюда — отрицание художественно-познавательных функций искусства, недооценка классического наследия, формалистические поиски). Л. призывал к созданию произведений, имеющих определённую утилитарную функцию (программа производственного искусства), отрицал вымысел в литературе, противопоставляя ему документ, т. н. «литературу факта».

Объединение издавало журналы «ЛЕФ» (1923 — 1925) и «Новый ЛЕФ» (1927 — 1928) под редакцией Маяковского. В середине 1928 Маяковский, осознав ошибки Л., вышел из объединения; в 1929 по инициативе поэта оно было преобразовано в РЕФ (Революционный фронт искусств).

Литература:

Сурма Ю., Слово в бою. Эстетика Маяковского и лит. борьба 20‑х гг., Л., 1963;

Метченко А., Маяковский. Очерк творчества, М., 1964;

Перцов В. О., Маяковский. Жизнь и творчество, т. 2 (1918 — 1924).3 изд., М., 1976.

ЛЕФЕВР РАЙМОН

ЛЕФЕ́ВР (Lefebvre) Раймон (1891—1920), французский писатель. Сб. рассказов «Солдатская война» (совм. с П. Вайяном-Кутюрье, 1919, п. 1923). Ром. «Жертвоприношение Авраама» (1919, п. 1968). Автобиогр. кн. «Губка с уксусом» (опубл. 1921, п. 1923). Публицистика.

ЛЕФЛЕР-ЭДГРЕН АННА ШАРЛОТТА

ЛЕ́ФЛЕР-Э́ДГРЕН (Leffler-Edgren) Анна Шарлотта (1849—1892), шведская писательница. Сб. новелл «Из жизни» (т. 1—6, 1882—93). Ром. «Летняя сказка» (1886). Пьесы «Настоящие женщины» (1883), «Борьба за счастье» (1887, в соавт. с С.В. Ковалевской). «Биография Сони Ковалевской» (1892, п. 1893). «Автобиография» (изд. 1922).

● Ковалевская С.В., Воспоминания и письма, М., 1961.

ЛЕХТОНЕН ЙОЭЛ

ЛЕ́ХТОНЕН (Lehtonen) Йоэл (1881—1934), финский писатель. Ром. «Скрипка нечистого духа» (1904), «Перм» (1904), «Маталэна» (1905), «Однажды летом» (1917), «Погибшие яблони» (1918), «Жители Путкинотко» (1919—20), «Сын счастья» (1925). Сб. новелл «С ярмарки» (1912).

ЛИ ГВАНСУ

ЛИ ГВАНСУ́ (псевд. Чхунвон) (1892 — ок. 1951; пропал без вести), корейский писатель, идеолог буржуазного национализма. С 1945 — в Юж. Корее. Многочисл. ром., в т.ч. «Бессердечие» (1917), «Подлинная история государя Танджона» (ист.; 1928—29), «Земля» (ист.; 1932—1933), автобиогр. романы. Рассказы, стихи в жанре сиджо. Лит. критика, публицистика, эссе.

ЛИ ГИЁН

ЛИ ГИЁ́Н (псевд. Минчхон) (1895—1984), корейский писатель. Чл. Трудовой партии Кореи. Чл. ВСМ (с 1950). Ром. «Родная сторона» (1934, п, 1964), «Земля» (ч. 1—2, 1948—60, п. ч. 1, 1953), ист. трил. «Река Туманган» (ч. 1—3, 1954—64), «Судьба одной женщины» (т. 1—2, 1963—65, п. т. 1, 1964). Повести («Деревня простолюдинов», 1925; «Первый урожай», 1957), рассказы, публицистич. и путевые очерки («Впечатление о Советском Союзе», 1947).

● Агеева Г.М., Ли Гиён, Биобиблиогр. указатель, М., 1983.

ЛИ ГУНЦЗО

ЛИ ГУНЦЗО́ (770—850), китайский писатель. Сохранились четыре новеллы: «Правитель из Нанькэ», «История Се Сяо-э» (обе п. 1955), «Таинственные загадки», «Старуха Фан» (обе п. 1970).

ЛИ ГЮБО

ЛИ ГЮБО́ (псевд. Пэгун-коса) (1169—1241), корейский поэт. Ок. 2 тыс. стих. и поэм (в т.ч. «Государь Тонмён», 1194, п. 1980) и 700 произв. «изящной прозы» на ханмуне. Произв. в жанрах пхэсоль, критич. заметки в стихах, аллегорич. псевдобиография «Премудрый Хмель» (сохр. в антологии «Тонмунсон», 15 в.; п. 1975).

ЛИ ДЖЕХЕН

ЛИ ДЖЕХЕ́Н (псевд. Икчэ, Ёгон) (1288—1367), корейский писатель. Лирика, в т.ч. пейзажная, в жанре кит. малых юэфу, произв. «изящной прозы» («Литературные наброски Икчэ», Ю кн., 1363). Сб. «Егон пхэсоль» (4 кн., изд. 1605).

ЛИ ДЖОН АЛЕКСАНДЕР

ЛИ (Lee) Джон Александер (р. 1891), новозеландский писатель. Ром.-дилогия «Дети бедняков» (1934) и «Преследуемый» (1936), ром. «Штатский в солдатах» (1937). Рассказы (сб. «Неотразимый фронт», 1950), очерки, политич. памфлеты.

ЛИ ЖУЧЖЭНЬ

ЛИ ЖУЧЖЭ́НЬ (ок. 1763 — 1830), китайский писатель, филолог. Сатирико-фантастич. ром. «Цветы в зеркале» (1828, п. 1959). Эссе.

ЛИ ИНДЖИК

ЛИ ИНДЖИ́К (псевд. Кукчхо) (1862—1916), корейский писатель. Пов. «Кровавые слезы» (1908), «Голос дьявола» (1907), «Серебряный мир» (1909), «Фазанья гора» (1907). Пьесы.

ЛИ ИННО

ЛИ ИННО́ (псевд. Санмёнджэ) (1152—1220), корейский писатель. Прозопоэтич. соч. «Долина журавлей в горах Чирисан» (п. 1963), пейзажная лирика в кит. жанрах цы и фу, аллегорич. стихи (вошли в «Собрание Санмёнджэ», 3 кн., ок. 1230). Сб. произв. в жанрах пхэсоль «Рассказы от скуки» (ксилогр. изд. 1260).

ЛИ САН

ЛИ САН (наст. имя Ким Хэгён) (1910—1937), корейский писатель. Стихи, рассказы, в т.ч. «Темная комната с географической картой» (1934), «Крылья» (1936), «Летопись всей жизни», «Останки ребенка». Ми. произв. опубл. посмертно.

ЛИ ХАРПЕР

ЛИ (Lee) Харпер (р. 1926), американская писательница. Эссе, рассказы и ром. «Убить пересмешника» (1961, п. 1963).

ЛИ ХЭДЖО

ЛИ ХЭДЖО́ (псевд. Тоннон, Ёльджэ) (1869—1927), корейский писатель. Ок. 30 повестей, в т.ч. «Колокол свободы» (1910), «Снег на волосах» (1908), «Кровь цветка» (1912); произв. по мотивам анонимных ср.-век. повестей.

Предыдущая страница Следующая страница