Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "К" (часть 5, "КАС"-"КЕК")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 5, "КАС"-"КЕК")

КАСТАНЕДА КАРЛОС

КАСТАНЕДА Карлос (Castaneda, Carlos)

(р. 1925), американский антрополог, книги которого, повествуя о драматическом обучении у индейско-мексиканского колдуна, излагают философию существования, ставшую особенно популярной среди представителей "молодежной культуры" конца 60-х - 70-х годов 20 в. Кастанеда родился 25 декабря 1925 в Кахамарке (Перу), а в 1951 эмигрировал в Калифорнию. В 1973 стал доктором антропологии, защитив в Калифорнийском университете диссертацию, почти идентичную его третьей книге Путешествие в Икстлан (Journey to Ixtlan, 1972). Появление первых же книг Учение дона Хуана (The Teaching of Don Juan, 1968) и Особая реальность (A Separate Reality, 1971) сделало автора знаменитостью, а Рассказы о силе (Tales of Power, 1974) и Второй круг силы (The Second Ring of Power, 1977) также стали бестселлерами. Шестая из книг этой серии Дар орла (The Eagle's Gift) была опубликована в 1981. Сами тексты произведений Кастанеды претендуют на подробное изложение впечатлений и переживаний автора (под именем "Карлос"), полученных при обучении у старого индейца из племени яки дона Хуана Матуса и его помощника дона Хенаро. Карлос в качестве аспиранта, собирающего фактический материал, проходит причудливый курс обучения, который должен изменить его привычный способ восприятия мира, чтобы он мог видеть, думать и жить совершенно иначе, чем раньше. В дополнение к природным галлюциногенам, которые Карлос на начальном этапе принимает для своего преображения, старый колдун особо подчеркивает важность определенных физических упражнений, таких, как скашивание глаз для измененного видения или "поступь силы" для безопасного передвижения ночью через пустыню. Поклонники Кастанеды считают, что вопрос о подлинности его рассказов не имеет никакого отношения к проблеме истинности "пути познания", предлагаемого доном Хуаном.

ЛИТЕРАТУРА

Кастанеда К. Сочинения, кн. 1-12. Москва - Киев, 1997-1998

КАСТАНЬЕТЫ

КАСТАНЬЕТЫ - ударный музыкальный инструмент со звуком неопределенной высоты. Состоит из двух маленьких деревянных пластин в форме раковин, которыми щелкает танцор, держа их между большим пальцем и остальными пальцами руки; в современных оркестрах и ансамблях используются кастаньеты, закрепленные на деревянной рукоятке. Кастаньеты сопровождают народные танцы в Средиземноморье, особенно в Испании, на протяжении около 2000 лет и с середины 19 в. применяются в западной профессиональной музыке для создания испанского колорита.

КАСТАНЬО АНДРЕА ДЕЛЬ

КАСТАНЬО Андреа дель (Castagno, Andrea del)

(1423-1457), Андреа (или Андреино) де Бартоломео, флорентийский живописец эпохи раннего Возрождения, родился в Кастанье в 1423. Многие произведения Кастаньо, выполненные в технике фрески, находятся в бывшем монастыре св. Аполлонии во Флоренции: Тайная Вечеря, два Распятия и несколько фигур, изображающих великих людей Флоренции и их легендарных предшественников. Фреска с конным портретом Никколо да Толентино (1456) располагается в интерьере флорентийского собора напротив портрета Сэра Джона Хоуквуда работы П.Уччелло. Среди немногочисленных темперных работ, приписываемых Кастаньо, две хранятся в Национальной галерее Вашингтона - это Давид, написанный на кожаном щите, и поясной мужской портрет. Умер Кастаньо в 1457.

КАСТИЛИИ КОРОЛИ

КАСТИЛИИ КОРОЛИ - генеалогическое древо

КАСТИЛИЯ

КАСТИЛИЯ - генеалогическое древо правителей

КАСТИЛЬЯ РАМОН

КАСТИЛЬЯ Рамон (Castilla, Ramon) (1797-1867), перуанский военный и политический деятель, президент страны (1845-1851; 1854-1862). Родился в Тарапаке 27 августа 1797. В молодости исследовал внутренние области Южной Америки. Участвовал в Войне за независимость. В 1845 был избран президентом Перу сроком на шесть лет. За время своего правления установил прочный мир в стране, уставшей от долгой политической нестабильности, упорядочил финансы, ввел государственный бюджет, консолидировал национальный долг за счет доходов с месторождения гуано на островах Чинча, способствовал развитию промышленности, железных дорог и телеграфной связи. Второй срок президентского правления Кастильи был осложнен внутренними конфликтами и войной с Эквадором. Вместе с тем президент смог добиться отмены рабства (1854) и принять конституцию (1860).

Умер Кастилья в Тивиличе 19 августа 1867.

ЛИТЕРАТУРА

Перу: 150 лет независимости. М., 1971 История Латинской Америки, т. 1. М., 1991

КАСТОР И ПОЛИДЕВК

КАСТОР И ПОЛИДЕВК - в греческой мифологии, герои, иногда называемые также Диоскурами, т.е. "сынами Зевса". Римская форма имени Полидевка - Поллукс. Согласно одной из версий предания, Кастор был сыном Тиндарея и Леды, а Полидевк - сыном Зевса и Леды; согласно другой версии, они были близнецами, сыновьями Зевса и Леды. Почитались как божества мореплавателями, которым являлись в виде огней св. Эльма. Кастор славился как укротитель коней, а Полидевк как кулачный боец. Они спасли свою сестру Елену, когда она еще ребенком была похищена Тесеем; принимали участие в Калидонской охоте и в плавании аргонавтов, в ходе которого победили Талоса, медного великана с Крита. Когда Кастор был убит в бою с Идасом и Линкеем, Полидевк взмолился о смерти, и Зевс разрешил им поочередно пребывать в Аиде или чередовать пребывание в Аиде и на Олимпе. Впоследствии они были отождествлены с созвездием Близнецов. Согласно легенде, Кастор и Поллукс сражались на стороне римлян в битве при Регилльском озере (496 до н.э.) и принесли весть о победе в Рим. Им был посвящен храм на Форуме, известный как храм Кастора.

КАСТОРОВОЕ МАСЛО

КАСТОРОВОЕ МАСЛО - бледно-желтая или почти бесцветная прозрачная вязкая жидкость со слабым запахом; ее вкус сначала кажется мягким, но вскоре становится раздражающим и обычно вызывает рвотный рефлекс. Это густоватое нелетучее масло добывают из семян клещевины (Ricinus communis), используют в медицине (как быстродействующее слабительное - при приеме внутрь, а при наружном применении - как смягчающее средство, например, при ожогах глаз, а также для укрепления волос) и в технике, например, в незастывающих смазках для самолетов.

ЛИТЕРАТУРА

Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 1993

КАСТРО РУС ФИДЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАСТРУ АЛВИС АНТОНИУ

КАСТРУ АЛВИС Антониу (Castro Alves, Antonio de) (1847-1871), бразильский поэт, борец за освобождение негров в своей стране. Его поэмы Стоны Африки и Невольничий корабль значили для бразильского аболиционизма то же, что роман Хижина дяди Тома, подготовивший американское общество к Гражданской войне. Сам поэт не дожил до отмены рабства в Бразилии (1888). Умер Кастру Алвес в Баия 6 июля 1871. Родился Кастру Алвес 14 марта 1847 в имении Кабасейрас, близ Куролинью. Изучал право в университете Сан-Паулу, по нездоровью не смог завершить образование. В творчестве Кастру Алвеса (которого часто называли "совестью нации") и других поэтов т.н. кондорской школы бразильская поэзия от интимной лирики повернулась к социальной проблематике. Яркий, порывистый лиризм стихов Кастру Алвеса масштабностью образов, богатством и силой красок напоминает политический цикл Возмездие В.Гюго. Его поэтические произведения выдержали в Бразилии свыше 50 изданий, наиболее известны сборники Зыбь на волнах (Espumas flutuantes, 1871), Водопад Паулу-Афонсу (A Cachoeira de Paulo Afonso, 1876) и Полное собрание сочинений (Obras Completas, 1921). Кастру Алвесу принадлежит также революционно-романтическая драма Гонзага, или Революция в Минас-Жерайс (Gonzaga ou a Revoluo, опубл. 1876).

ЛИТЕРАТУРА

Амаду Ж. Кастро Алвес. М., 1963 Кастру Алвес А. Лирика. М., 1977

КАСТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТАКОМБЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТАЛЕПСИЯ

КАТАЛЕПСИЯ - часто называемая в психиатрии "восковой гибкостью", патологически длительное сохранение приданной позы; обычно наблюдается при кататонической форме шизофрении. Каталепсию рассматривают как следствие максимально выраженной внушаемости. Она часто сочетается с другими проявлениями повышенной внушаемости: эхопраксией (повторением увиденных жестов), эхолалией (повторением услышанных слов) и т.п. Каталепсию можно вызвать в состоянии гипноза. Э.Блейлер описывал ее так: "Больные не совершают движений по собственной воле; им можно придать любую позу, и какой бы неудобной она ни была, они будут пребывать в ней очень долго". Если проявляется ригидность позы, а не восковая гибкость, каталепсию называют ригидной. Помимо кататонической шизофрении каталепсия может наблюдаться при истерии и некоторых заболеваниях мозжечка, когда блокируются или повреждаются связи между мозжечком и лобными долями коры.

См. также КАТАТОНИЯ.

КАТАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТАТОНИЯ

КАТАТОНИЯ - нарушение мышечного тонуса (напряжения), которое может быть связано с органическим поражением головного мозга (например, в результате роста опухоли) или возникает как симптом различных психических расстройств, чаще всего - шизофрении. Кататония может проявляться в форме ступора, возбуждения или импульсивного поведения. Для кататонического ступора характерны мутизм (молчание), негативизм (активный или пассивный) и повышенная внушаемость, выражающаяся в повторении услышанных слов (эхолалии) или увиденных жестов (эхопраксии), а также мышечная ригидность. Кататонический негативизм заключается в том, что больной воспринимает внешние стимулы, но противодействует им. При активном негативизме человек делает прямо противоположное тому, о чем его просят, при пассивном - не делает того, что должен, если его активно не понуждать. У больного с кататонией может отмечаться каталепсия как ригидная, так и в форме "восковой гибкости" (см. КАТАЛЕПСИЯ). Кататоническое возбуждение проявляется постоянным повторением определенного движения (стереотипией); больной, например, что-то пишет или произносит какие-то слова, при этом его действия бесцельны и импульсивны. Кататоническое возбуждение часто наблюдается в случаях тяжелого психического состояния и может выражаться в крайне агрессивном, деструктивном поведении.

См. также ШИЗОФРЕНИЯ.

КАТЕХИЗИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТЕХУМЕН

КАТЕХУМЕН (греч. katechoumenos, "оглашенный", "получивший устное наставление"). В древней церкви катехумены получали наставление в виде краткого изложения вероучения, сформулированного в символе веры, который они заучивали наизусть. Усвоение символа веры являлось завершающим моментом в подготовке катехуменов, предшествующей принятию ими крещения, после которого они допускались к таинству причастия. Обычно первое причастие приурочивалось к празднику Пасхи, когда катехумены облачались в белые одежды, которых не снимали на протяжении всей пасхальной недели. Оглашение проходили и те, кто отпал от христианской веры; в этом случае катехумены должны были доказать искренность своего раскаяния для возвращение в лоно церкви.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

КАТИЛИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТОЛИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТОН МАРК ПОРЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТОНОВЫ ИЗРЕЧЕНИЯ

КАТОНОВЫ ИЗРЕЧЕНИЯ (лат. Dicta Catonis),

сборник латинских пословиц, обобщивших римскую житейскую мудрость. Сборник, возникший, вероятно, во 2 или 3 в. н.э., состоит из предисловия, 56 кратких изречений в прозе и 144 написанных гекзаметром двустиший (disticha). Автор сборника не установлен, ссылка на него впервые встречается незадолго до 375 н.э. Во всех рукописях сборника (начиная с самой ранней, 9 в.), произведение приписывается Катону Старшему. Сборник сыграл важную роль в истории образования и литературы, поскольку широко использовался как учебник латинского языка и хрестоматия нравоучительного содержания в европейских школах с 7 по 18 вв. Его часто упоминают и цитируют литераторы разных стран, например Алкуин и Альфред Великий, Чосер и Сервантес. Существовало множество средневековых переводов сборника на европейские языки.

ЛИТЕРАТУРА

Дионисий Катон. Моральные дистихи. - Вестник древней истории, 1981, № 4

КАТТАНЕО ДАНЕЗЕ ДИ МИКЕЛЕ

КАТТАНЕО Данезе ди Микеле (Cattaneo, Danese di Michele)

(1509-1573), итальянский скульптор. Родился в Колоннате близ Каррары в 1509, учился в Риме у Якопо Сансовино. При разграблении Рима в 1527 войсками Священной Римской империи императора Карла V Каттанео трижды попадал в плен, затем бежал во Флоренцию и вернулся в Рим около 1530. Он сопровождал своего учителя во время поездки в Венецию. Там Каттанео изваял мраморную статую Аполлона для фонтана в Дзекке (ок. 1540) и статую св. Иеронима для церкви Сан Сальваторе. В 1565 скульптор вместе со своим учеником Джироламо Кампанья создал надгробие Джано II Фрегозо, которое находится в церкви Сант Анастазия в Вероне. Ранее, в 1547, он исполнил бюст кардинала Пьетро Бембо для его надгробия в церкви Сан Антонио в Падуе. Каттанео также писал стихи, вызвавшие восхищение Торквато Тассо (О любви Марфизы, Dell'amor di Marfisa, 1562). Скульптор умер в Падуе в 1573, оставив неоконченный рельеф для капеллы Дель Санто в церкви Сант Антонио, который завершил его ученик Джироламо Кампанья.

КАТУЛЛ ГАЙ ВАЛЕРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАУЛЬБАХ ВИЛЬГЕЛЬМ ФОН

КАУЛЬБАХ Вильгельм фон (Kaulbach, Wilhelm von)

(1805-1874), немецкий живописец и график, родился в Арользене (Германия) 15 октября 1805. Учился в 1822-1823 в дюссельдорфской Академии художеств у Петера фон Корнелиуса; в 1825 последовал за учителем в Мюнхен. В 1849 Каульбах сменил уехавшего в Берлин Корнелиуса на посту директора мюнхенской Академии художеств и занимал этот пост до конца жизни. Каульбах стал известен благодаря серии рисунков Сумасшедший дом, с изображением сцен из жизни умалишенных. Более значительные произведения - портреты королей Людвига I и Максимилиана II; росписи вестибюля Нового музея в Берлине; фрески на фасаде Новой Пинакотеки, повествующие о развитии искусств в Мюнхене (не сохранились); картина Битва при Саламине и фрески в Нюрнбергском музее, где изображен Оттон III на могиле Карла Великого. Художник много занимался книжным иллюстрированием; следует отметить его иллюстрации к Роману о Лисе, Фаусту Гете, Евангелию, произведениям У.Шекспира и Ф.Шиллера. Умер Каульбах в Мюнхене 7 апреля 1874.

КАУНДА КЕННЕТ ДЕЙВИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАУФМАН АНГЕЛИКА

КАУФМАН, АНГЕЛИКА МАРИЯ АННА КАТАРИНА

(Kauffmann, Angelica Maria Anna Catharina)

(1741-1807), немецкая художница эпохи классицизма. Родилась 30 октября 1741 в Куре (Швейцария) в семье австрийцев. В детстве училась у своего отца, живописца Йозефа Иоханна Кауфмана, большую часть юности провела в Италии. Испытала влияние А.Р.Менгса. С конца 1750-х годов Ангелика Кауфман стала получать заказы на портреты; ее работы отличались гладкой манерой письма и тщательной передачей деталей. В 1764 в Риме она написала портрет И.И.Винкельмана. В 1766 художница приехала в Лондон, где прожила 15 лет, пользуясь большой популярностью как портретист и декоратор. Наряду с портретами она писала сцены на мифологические литературные сюжеты. Ангелика Кауфман была членом Флорентийской, Римской, Венецианской и Лондонской академий художеств. В 1781 она вышла замуж за венецианского художника Антонио Зуччи и в 1782 поселилась в Риме, где также работала по заказам. Умерла Ангелика Кауфман в Риме 5 ноября 1807.

КАУЧУК И РЕЗИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАФЕДРА

КАФЕДРА (греч. cathedra, "кресло", "трон"), в церковном словоупотреблении - центр епископской власти, распространяющейся на данную епархию, называется по имени города, где постоянно пребывает епископ. Епископские кафедры (престолы) бывают резидентными или титулярными. Под термином "Святой Престол" в католичестве подразумевается папа или Римская курия.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

КАФКА ФРАНЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАХОКЬЯ

КАХОКЬЯ (Cahokia), крупнейшая из известных в Америке севернее Мексики группа древних земляных насыпей. Памятник, расположенный близ Ист-Сент-Луиса (шт. Иллинойс), назван по имени племени этого региона, в начале 18 в. входившего в Иллинойсскую конфедерацию, но не возводившего насыпей. Крупнейшая из насыпей комплекса Кахокья имеет в основании размер 300*219 м и достигает в высоту 30 м. Эта прямоугольная пирамида с плоской вершиной состоит из четырех расположенных ступенями платформ и предположительно с наклонными боковыми сторонами. Имеются свидетельства о существовании здесь и меньших имеющих пирамидальную форму насыпей. Комплекс занимает 7-10 кв. км плодородной речной долины.

КАШМИР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КВАЗАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КВАЗИМОДО САЛЬВАТОРЕ

КВАЗИМОДО Сальваторе (Quasimodo, Salvatore)

(1901-1968), итальянский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1959. Родился 20 августа 1901 в Модике (Сицилия). Получил образование в технологических институтах Мессины и Палермо, после чего поступил на государственную службу; в 1938 начал преподавать итальянскую литературу в Миланской консерватории. Поэзия Квазимодо 1930-1942 в период его принадлежности к школе герметизма отличается утонченной выразительностью, предельно личностным содержанием, "культ слова" обнаруживает связь с французским символизмом. Публикация в 1946 книги Чужая ступня на сердце (Con il piede straniero sopra il cuore) знаменовала его переход к общественной проблематике. В 1946 Квазимодо вступил в коммунистическую партию, но пробыл в ее рядах недолго. Четыре сборника поэзии, вышедшие после 1946, свидетельствовали о новой гражданской позиции поэта. Квазимодо занимался и переводами, лучшими из которых считаются вошедшие в сборник Греческие лирики (I lirici greci). Он перевел также четыре пьесы Шекспира, многих классических авторов и некоторых современников, в частности Э.Э.Каммингса и П.Неруду.

Умер Квазимодо в Неаполе 14 июня 1968.

ЛИТЕРАТУРА

Квазимодо С. Моя страна - Италия. М., 1964

КВАКЕРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КВАНТОВЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ И УСИЛИТЕЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КВАРЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КВАСНОЙ ХЛЕБ

КВАСНОЙ ХЛЕБ (евр. хамец), в Библии, термин, обозначающий хлеб, выпеченный из кислого теста (теста, разрыхленного закваской). В иудаизме запрещено употребление в пищу квасного хлеба (и даже хранение его дома) во время празднования Пасхи. Этот запрет основан на библейском рассказе об исходе евреев из Египта, который израильтяне покинули столь поспешно, что не успели заквасить тесто для хлеба.

КВИЕТИЗМ

КВИЕТИЗМ - общее название сходных религиозных течений, распространившихся в 17 в. в Испании, Франции и Италии. Обычно с квиетизмом ассоциируют имена Мигеля де Молиноса, мадам Гюйон (Жанны Марии Бувье де Ла Мотт-Гюйон) и Фенелона (Франсуа де Салиньяка де Ла Мотт), архиепископа Камбре. Квиетисты рассматривали церковь как основное, но недостаточное средство для единения души с Богом и выдвинули учение о присущем человеческой душе непосредственном знании Бога. Уверенность в истинности каждого такого непосредственного переживания Бога обеспечивается, согласно учению квиетистов, состоянием "пассивности", т.е. умерщвления всех желаний. Фенелон говорил, что человек, достигший состояния пассивности, "подобен пушинке, подчиняющейся дуновению всех ветров благодати". Идеалом является состояние "святого безразличия", в котором пребывает человек, утративший даже желание достигнуть личного спасения и блаженства. В 1675 М. де Молинос (1640-1692), испанский священник, написал трактат Духовный руководитель (Guida spirituale), в котором отстаивал идею непосредственного единения души с Богом, отодвигая тем самым на второй план христианские таинства и церковные богослужения. Его книга была осуждена, а сам он был схвачен инквизицией и умер в заточении. Тех же взглядов держалась и мадам Гюйон (1648-1717), возглавившая квиетистское движение во Франции. Эти убеждения навлекли на нее подозрения со стороны французских клерикальных кругов; в ее защиту выступил архиепископ Камбре, однако некоторое время ей пришлось провести в Бастилии. Максимы святых Ф. Фенелона, где он развивал некоторые идеи мадам Гюйон, вызвали крайне резкую критику со стороны Боссюэ, прославленного епископа Мо, и Фенелон обратился к папе с просьбой разрешить их спор. Иннокентий XII в 1699 осудил Максимы, и это фактически положило конец движению квиетистов, хотя многие их идеи, касающиеся как вероучения, так и практики христианской жизни, не умерли и по сей день.

См. также ФЕНЕЛОН Франсуа.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

КВИНТ СМИРНСКИЙ

КВИНТ СМИРНСКИЙ (4 в. н.э.), греческий эпический поэт, вероятно уроженец Малой Азии, написавший гекзаметром поэму Posthomerica (букв. "То, что после Гомера") в 14 песнях (всего 8770 строк), где описывается история Троянской войны от похорон Гектора (т.е. с конца Илиады) до отплытия греков на родину. Поэма, вероятно, является стихотворным пересказом прозаического изложения утраченных киклических поэм (послегомеровских поэм, излагавших мифы троянского цикла). Такие изложения известны нам по Аполлодору (1 в. до н.э.) и Проклу (возможно, 2 в. н.э.). В поэме нет сюжетного единства и последовательности в описаниях, и все же она не лишена достоинств - в отдельных эпизодах (например, безумие Аякса в V песни, самоубийство Ойноны в X), а также в многочисленных, подчас поразительных сравнениях. В языке Квинт подражал Гомеру, метрика поэмы следует законам александрийского стихосложения. В поэме много отзвуков ранней греческой литературы и намеки на знакомство с Вергилием и Овидием.

КВИНТИЛИАН МАРК ФАБИЙ

КВИНТИЛИАН Марк Фабий (Marcus Fabius Quintilianus) (ок. 35 - ок. 97), римский оратор и педагог, родился в Калагуре (совр. Калаорра, Испания). Получив первоначальное образование в Риме, Квинтилиан в 61 вернулся в Испанию, однако в 68 император Гальба, в прошлом наместник в Испании, вызвал его в Рим. Там Квинтилиан сделался учителем риторики, при Веспасиане ему назначили жалованье от казны. У него было много выдающихся учеников, в том числе Плиний Младший и два внучатых племянника Домициана. Около 88 Квинтилиан прекратил преподавание и выступления в судах, посвятив себя составлению трактата Воспитание оратора (Institutio oratoria) в 12 книгах. В конце жизни ему пришлось пережить тяжелую драму: умерли его молодая жена и двое маленьких сыновей, которых он отчасти и имел в виду, приступая к трактату. В этом труде рассматривалось не только обучение искусству красноречия, но и все, что способствует всестороннему воспитанию человека, ибо, по мнению Квинтилиана, только такой человек может сделаться оратором. Содержание трактата по книгам таково: в I книге рассматривается начальное обучение ребенка; во II - обучение у ритора; книги III-VII посвящены inventio и dispositio (нахождению и распределению материала); книги VIII-XI описывают elocutio (стиль) и memoria (запоминание); в XII книге Квинтилиан рисует портрет совершенного оратора. Хотя многие из затронутых Квинтилианом технических аспектов риторики сегодня практически потеряли значение, ясный стиль, здравый смысл и изобилие примеров придают его труду живость. Особенно интересны книги I, X и XII. В I книге Квинтилиан подчеркивает ответственность родителей за воспитание сына, важность выбора нянек и воспитателей, необходимость поощрять хорошие привычки, обучать не только латыни, но и греческому и давать пищу уму ребенка. Квинтилиан указывает на преимущество школьного обучения перед домашним, заключающиеся в наличии момента соревновательности, говорит о том, что учителю необходимы особый такт и острота восприятия, рассматривает проблемы дисциплины и роль игр и отдыха. В Х книге Квинтилиан рассматривает круг чтения, которое должно составлять основную часть подготовки оратора. В этом беглом и в то же время достаточно полном обзоре греческой и римской литературы Квинтилиан высказывает множество суждений, выдержавших испытание временем. В XII книге он настаивает на том, что оратором может стать только высоконравственный и широко образованный человек.

КВИСЛИНГ ВИДКУН

КВИСЛИНГ Видкун (Quisling, Vidkun)

(1887-1945), норвежский политический деятель. Родился 18 июля 1887 в Фюресдале; избрал военную карьеру и учился в норвежском военном училище, которое окончил в 1911. В 1920-х годах был сотрудником миссии Ф.Нансена в России, затем военным атташе в СССР. В 1931 - министр обороны в кабинете Кольстада, в 1933 Квислинг создал партию Национальное объединение (Nasjonal Samling), которая никогда не имела своих представителей в стортинге. Посещения Германии укрепили убеждение Квислинга в истинности нацистской доктрины, и после начала Второй мировой войны Квислинг выступил ярым приверженцем Гитлера. За три дня до немецкого вторжения в Норвегию в апреле 1940 Квислинг вернулся в Осло. Норвегия контролировалась рейхскомиссаром Й.Тербовеном, однако в августе 1940 была учреждена правительственная комиссия из 13 человек, большинство членов которой были последователями Квислинга. В 1942 Квислинг был провозглашен министром-президентом Норвегии. После войны Квислинг был объявлен предателем, осужден и приговорен к смертной казни. Он был расстрелян в Осло 24 октября 1945.

ЛИТЕРАТУРА

Носков А.М. Норвегия во Второй мировой войне: 1940-1945. М., 1973 История Норвегии. М., 1980 Движение Сопротивления в Западной Европе. 1939-1945. М., 1991

КГБ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЕДВОРТ РАЛФ

КЕДВОРТ Ралф (Cudworth, Ralph)

(1617-1688), английский философ, представитель школы кембриджских платоников и рационалистической линии в этике. Родился в Аллере (графство Сомерсет). После получения степеней бакалавра (1635), а затем магистра (1639) искусств в Кембриджском университете Кедворт был избран членом совета университета. В Кембридже попал под влияние Б.Уичкота, ведущего философа школы кембриджских платоников. В 1642 опубликовал Рассуждение касательно истинной природы Вечери (A Discourse concerning the True Nature of the Lord's Supper), а также Единение Христа и Церкви (The Union of Christ and the Church). Веря, что пуританство стоит за религиозную свободу, поддерживал пуритан. В 1645 был назначен парламентом на должность главы Клэр-Холла и профессора гебраистики. В речи перед палатой общин в марте 1647 Кедворт выступил против растущей нетерпимости и сектантства пуритан и привел доводы в поддержку религиозной терпимости. В 1654 был избран главой Крайстс-колледжа Кембриджского университета. Реставрация, которую он приветствовал, ничего не изменила в его академической карьере. В 1678 Кедворт опубликовал впечатляющий по объему труд Истинная интеллектуальная система Вселенной; первая часть, в которой все рассуждения и философия атеизма опровергнуты и доказана его невозможность (The True Intellectual System of the Universe; the first part, wherein all the reason and philosophy of atheism is confuted and its impossibility demonstrated). От второй и третьей частей системы остались лишь рукописные фрагменты. В сжатом виде их содержание передано в Трактате о вечной и неизменной морали (A Treatise Concerning Eternal and Immutable Morality, 1731) и Трактате о свободной воле (A Treatise on Freewill, 1838). Кедворт стремился опровергнуть атеизм, материализм, эмпиризм и попытки отождествить моральные поступки с послушанием высшей воле, человеческой или божественной. Для Кедворта и знание и добро проистекают из разумности свободного человеческого духа; на его взгляд, порядок и единообразие в природе говорят о том, что в этих ее областях поработал разум, в форме ли инстинкта или же "пластических сил природы". Умер Кедворт в Кембридже 26 июля 1688.

ЛИТЕРАТУРА

Смирнов А. История английской этики, т. 1. Казань, 1880

КЕДР

КЕДР (Cedrus), род вечнозеленых хвойных деревьев семейства сосновых (Pinaceae), характеризующихся очень твердой, мелкослойной, обычно ароматной древесиной. Четыре вида африканского и азиатского происхождения. Известный своей раскидистой кроной кедр ливанский (C. libani) уже многие столетия высоко ценится за долговечную древесину красного цвета. Родина кедра гималайского (C. deodara), как следует из определения, - Гималаи, кедра атласского (C. atlantica) - горы Атлас на северо-западе Африки, а кедра кипрского (C. brevifolia) - Кипр. Нужно отметить, что термином "кедр" в лесоводческой и лесотехнической литературе часто обозначают другие хвойные породы и пиломатериалы, например сосну сибирскую, тую восточную и кипарисовик туевидный ("белый кедр"), тую гигантскую ("западный красный кедр").

КЕДР

КЕДРЫ - представители семейства сосновых, их семена образуются в деревянистых шишках, а листья представлены собранными в пучки иглами (хвоинками).

КЕДР ЛИВАНСКИЙ

PH05656

(Cedrus libani) - вечнозеленое хвойное дерево с широкой конической кроной.

КЕЙ ЭЛЛЕН КАРОЛИНА СОФЬЯ

КЕЙ Эллен Каролина Софья (Key, Ellen Karoline Sofia)

(1849-1926), шведская писательница-феминистка. Родилась 11 декабря 1849 в Сундсхольме в семье крупного политического деятеля. Выросла в аскетичных условиях, получила начальное образование дома, училась и в школах Стокгольма. В 1869 поступила секретарем к своему отцу, депутату риксдага. Печатала статьи в феминистской газете "Идун". В 1880-1899 преподавала в стокгольмских школах, затем оставила педагогику и стала профессиональной публицисткой. Подвергалась суровой критике за свои эссе о любви, браке и эмансипации женщин, в которых высмеивалась традиционная мораль. Особое внимание уделяла социальному положению замужней женщины. Автор известных книг Век ребенка (Barnets rhundrade, 1900) и Любовь и брак (Krleken och ktenslapet, 1904). Умерла Эллен Кей в Странде (Швеция) 14 апреля 1926.

ЛИТЕРАТУРА

Кей Э. Женское движение. М., 1900 Кей Э. Век ребенка. М., 1905 Кей Э. Очерки. М., 1907

КЕЙДЖ ДЖОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЕЙЛИ ДЖОРДЖ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КЕЙП АЛБЕРТ

КЕЙП Алберт (Cuyp, Albert)

(1620-1691), голландский живописец и офортист. Родился в октябре 1620 в Дордрехте. Учился у отца, Якоба Герритса Кейпа; известен в основном как пейзажист. Пейзажи Алберта Кейпа отличаются спокойствием и величественностью; в этом они близки произведениям великого французского художника 17 в. Клода Лоррена. В ранних произведениях художника чувствуется влияние Яна ван Гойена, от которого он перенял увлечение атмосферными эффектами. Умер Алберт Кейп в Дордрехте 15 ноября 1691.

ЛИТЕРАТУРА

Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640-1670). М., 1962

КЕКУЛЕ ФРИДРИХ АВГУСТ

КЕКУЛЕ Фридрих Август (Kekule von Stradonitz, Friedrich August) (1829-1896), немецкий химик, один из основателей структурной химии. Родился 7 сентября 1829 в Дармштадте. Изучал архитектуру в Гисенском университете, но, прослушав в 1847-1848 учебном году курс лекций Ю.Либиха в дармштадтском Высшем техническом училище, увлекся химией. В 1851 уехал в Париж, учился у Ж.Дюма, А.Вюрца и Ш.Жерара, недолго работал у Стенхауза в Лондоне. По возвращении в Германию основал небольшую химическую лабораторию в Гейдельберге. Был приват-доцентом в Гейдельбергском университете (1856-1858) и профессором в Гентском (1858-1865) университете. С 1865 до конца жизни - профессор Боннского университета. В 1858 Кекуле опубликовал свое учение о связывании атомов при образовании соединений; "Кекулевы сосиски" (так прозвали предложенные им изображения структуры химических веществ) наглядно иллюстрировали теорию валентности, ранее сформулированную Э.Франклендом. Кекуле представил доказательства четырехвалентности углерода, а в 1865 высказал предположение, что молекула бензола имеет форму правильного шестиугольника, образованного углеродными атомами, с которыми связаны шесть атомов водорода. И сегодня органические соединения разделяют на циклические и ациклические, что свидетельствует об огромном значении гипотезы Кекуле. Его концепция открыла путь к установлению структуры многих циклических (ароматических) соединений. В 1867 Кекуле опубликовал работу о пространственном расположении атомов в молекуле, где указывал, что связи углеродного атома могут не находиться в одной плоскости. Тем самым был проложен путь для еще одного направления - стереохимии. Кекуле занимался также исследованиями ненасыщенных кислот и синтетических красителей. Среди учеников Кекуле были Л.Мейер, Г.Роско, Я.Вант-Гофф, А.Байер и Э.Фишер. Он был одним из организаторов знаменитого конгресса химиков в Карлсруэ (1860), но не пожелал признать гипотезу Авогадро, которая была принята большинством ученых на этом съезде. Не упомянул он ее и в своем Учебнике органической химии (Lehrbuch der organischen Chemie, 1859-1861). Умер Кекуле в Бонне 13 июля 1896. ЛИТЕРАТУРА Быков Г.В. Август Кекуле: очерк жизни и деятельности. М., 1964

Предыдущая страница Следующая страница