Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "К" (часть 2, "КАЛ"-"КАН")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КАЛ"-"КАН")

КАЛЛО ЖАК

КАЛЛО Жак (Callot, Jacques)

(1592 или 1593-1635), французский гравер и рисовальщик. Родился в Нанси; его родители служили при дворе Карла III, герцога Лотарингии. С 1608 учился в Италии; в 1611-1621 как придворный художник работал во Флоренции. Уже в ранних гравюрах мастера, таких, как Искушение св. Антония (1617) и Ярмарка в Импрунете (1620), проявилось его замечательное мастерство и своеобразие стиля. Калло изобрел технику повторного травления в офорте. Его излюбленные образы - персонажи комедии дель арте, танцоры, цыгане, нищие. В 1622 Калло возвратился во Францию, в 1629-1630 работал в Париже, где исполнил несколько больших гравюр с изображением военных побед Людовика XIII и видами Парижа. В 1630, вернувшись в Нанси, создал большую гравюру Мученичество св. Себастьяна (1631). В 1632 его родной город был осажден войсками кардинала Ришелье и короля, а в следующем году Калло выполнил свою первую серию гравюр Бедствия войны, с яркими и ужасающими образами военной жизни. Из этой серии наиболее известны листы Дерево повешенных и Мародерство. Умер Калло в Нанси 24 марта 1635.

ЛИТЕРАТУРА

Гликман А.С. Жак Калло. Л. - М., 1959

КАЛОРИМЕТРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЛЬВИН ЖАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЛЬВИНО ИТАЛО

КАЛЬВИНО Итало (Calvino, Italo)

ИТАЛО КАЛЬВИНО

ИТАЛО КАЛЬВИНО

(1923-1985), итальянский писатель, эссеист, выдающийся прозаик своего поколения, один из крупнейших писателей в жанре фантастики. Родился 15 октября 1923 в Сантьяго-де-Лас Вегас (Куба), в семье итальянца-агронома, воспитание получил в Италии. Во время Второй мировой войны вступил в итальянское Сопротивление; в 1945 получил ученую степень по английской литературе в Туринском университете. При поддержке старших друзей, писателей Э.Витторини (1908-1966) и Ч.Павезе (1908-1950), обратился к литературе и в 1947 выпустил первую книгу - Тропа паучьих гнезд (Il sentiero dei nidi di ragno), неореалистическую партизанскую повесть. В 1950-е годы наметился его отход от реализма. Небольшой роман Раздвоенный виконт (Il visconte dimezzato, 1952) представлял собой средневековую фантазию на темы жестокости и политической развращенности. За ним последовали романы Барон на дереве (Il barone rampante, 1957), свободолюбивый герой которого предпочитает жить на дереве, и Несуществующий рыцарь (Il cavaliere inesistente, 1959) - об участнике походов Карла Великого, состоявшем лишь из пустых доспехов. Заинтересовавшись архаическими истоками художественной литературы, Кальвино выпустил под своей редакцией сборник сказок - Итальянские сказки (Fiabe italiane, 1956). Первые опыты в жанре научной фантастики - Космикомические истории (Le cosmicomiche, 1965) и (Ti con zero, 1967) - связаны с его занятиями космологией и биологией. В конце 1960-х годов Кальвино переехал в Париж, где увлекся структурализмом и семантикой. Следы их влияния очевидны в романе Замок скрестившихся судеб (Il castello dei destini incrociati, 1969). Семиотическая теория знаков, символов и кодов прослеживается также в романе Невидимые города (Le citt invisibili, 1972). Когда однажды зимней ночью путник... (Se una notte d'inverno un viaggiatore.., 1979) - роман-пародия на современные литературные стили. В сборник Под ягуаровым солнцем (Sotto il sole giaguaro, опубл. 1986) должны были войти рассказы, посвященные пяти чувствам, но к моменту смерти Кальвино написал лишь про вкус, слух и обоняние. Посмертный сборник из пяти автобиографических эссе Дорога на Сан-Джованни вышел в 1993. Умер Кальвино в Сиене (Италия) 19 сентября 1985.

ЛИТЕРАТУРА

Кальвино И. Кот и полицейский. (Избранное). М., 1964 Кальвино И. Космикомические истории. М., 1968 Кин Ц.И. Тропа паучьих гнезд; И. Кальвино и Менабо. - В кн.: Кин Ц.И. Миф, реальность, литература. М., 1968 Кальвино И. Тропа паучьих гнезд; Несуществующий рыцарь; Раздвоенный виконт; Барон на дереве: Романы; Облако смога: Повесть; Путь в штаб: Рассказ. М., 1984

КАЛЬВО КАРЛОС

КАЛЬВО Карлос (Calvo, Carlos) (1824-1906), аргентинский историк и дипломат. Родился в Буэнос-Айресе 26 февраля 1824. Известен главным образом как автор доктрины, носящей его имя, в соответствии с которой иностранные граждане должны подавать иски в местные суды, а не в дипломатические представительства своих государств. Согласно этой доктрине, правительство не отвечает за убытки, причиненные иностранцам в результате внутренних беспорядков и гражданских войн. Выдвинутая в 1868, доктрина Кальво получила развитие в 1902 в "доктрине Драго", которая предусматривала исключение из международной практики применение какой-либо державой вооруженной интервенции с целью принудить государство-должника возместить убытки или выплатить долги подданным этой державы. Кальво был послом в Германии, Великобритании и Франции. В 1884 участвовал в основании Института международного права. Выдающимся авторитетом в области международного права стал после выхода в свет капитального труда Теория и практика международного права В Европе и Америке (Derecho internacional terico y prctico de Europa y America, 1863). Другим его монументальным трудом является 15-томное собрание латиноамериканских дипломатических документов, опубликованное в 1862-1867. В период 1864-1875 он опубликовал 5-томные Исторические анналы латиноамериканской Войны за независимость (Annales historiques de la rvolution de l'Amrique latine). Умер Кальво в Париже 4 мая 1906.

ЛИТЕРАТУРА

Арди М. Двусторонние пакты о военной помощи. М., 1955

КАЛЬДЕРОН ГУАРДИЯ РАФАЭЛЬ АНХЕЛЬ

КАЛЬДЕРОН ГУАРДИЯ Рафаэль Анхель (Calderon Guardia, Rafael Angel) (1900-1970), политический деятель, президент Коста-Рики в 1940-1944. Родился 10 марта 1900 в Сан-Хосе. Среднее образование получил в государственных школах Сан-Хосе; продолжил обучение в Европе, в Лувенском, затем Брюссельском университетах, окончил последний в 1927. Несколько лет занимался врачебной практикой в Сан-Хосе, стал деканом медицинского факультета Национального университета Коста-Рики. В 1935-1937 был избран вице-председателем Коста-Риканского конгресса, в 1938-1939 - его председателем, а в 1940-1944 - президентом страны. Проводил т.н. "новую социальную политику", предусматривавшую защиту прав рабочих и мелких землевладельцев. Принял кодекс законов о труде и дополнил конституцию главой "О социальных гарантиях", предоставлявшей населению право на образование профсоюзов, забастовки и социальное страхование. В 1948 Кальдерон Гуардия выдвинул свою кандидатуру на второй президентский срок, но потерпел поражение. Обвинив избирательную комиссию в подтасовках, он потребовал от конгресса признать выборы недействительными. Результаты выборов были аннулированы, но 15 декабря 1948 хунта во главе с временным президентом Хосе Фигересом обвинили Кальдерона Гуардию в подготовке государственного переворота. В марте 1949 он был арестован, в 1951 бежал в Мексику. В 1955 пытался с помощью никарагуанского диктатора Сомосы организовать вторжение в Коста-Рику. На президентских выборах 1958 возглавляемая им Национально-республиканская партия добилась значительных успехов, и опальный экс-президент смог вернуться на родину. В 1966 он был назначен послом в Мексику. Умер Кальдерон Гуардия в Сан-Хосе 9 июня 1970.

ЛИТЕРАТУРА

Рыбалкин И. Гражданская война 1948 года в Коста-Рике. - Новая и новейшая история, 1959, № 4 Гамбоа Ф. Коста-Рика. М., 1966 Романова З. Коста-Рика. М., 1968

КАЛЬЕС ПЛУТАРКО ЭЛИАС

КАЛЬЕС Плутарко Элиас (Calles, Plutarco) (1877-1945), также Плутарко Элиас Кальес (Elias Calles), мексиканский государственный деятель, президент страны в 1924-1928. Родился 25 сентября 1877 в Гуаймасе (шт. Сонора). В 17 лет начал преподавать в средней школе. Воевал в армии генерала Венустиано Каррансы против диктатора Викториано Уэрты, а когда Карранса стал президентом, Кальес занимал последовательно посты министра торговли, промышленности и труда. В 1920 Кальес стоял во главе мятежников, свергнувших Каррансу. В правление генерала Альваро Обрегона (1920-1924) находился на посту министра внутренних дел. Избранный на пост президента в 1924, Кальес продолжил прогрессивные демократические реформы своего предшественника. Его декрет об отделении церкви от государства и введении светского образования вызвал гражданскую войну, т.н. восстание "кристерос" (1926-1929). Влияние Кальеса на политическую жизнь страны сохранялось еще в течение шести лет после окончания срока его президентского правления. Пытаясь сохранить авторитет, Кальес выступил против президента Ласаро Карденаса (1934-1940), проводившего куда более радикальную политику, и в 1936 за антиправительственную деятельность был выслан из страны. В 1941 он вернулся на родину. Умер Кальес в Мехико 19 октября 1945.

ЛИТЕРАТУРА

Паркс Г. История Мексики. М., 1949 Очерки новой и новейшей истории Мексики. 1810-1945. М., 1960

КАЛЬЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЛЬЦИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАМАРАЗАВР

Факты

КАМАРГО МАРИ

КАМАРГО Мари (Camargo, Marie) (1710-1770), французская балерина, родилась в Брюсселе. Прославилась виртуозным танцем, выступая в Парижской опере, где ее соперницей была Мари Салле. Первой из женщин стала исполнять кабриоли и антраша, ранее считавшиеся принадлежностью техники исключительно мужского танца. Она также укоротила юбки, чтобы иметь возможность свободнее двигаться.

КАМБАСЕРЕС ЖАН ЖАК

КАМБАСЕРЕС Жан Жак (Cambaceres, Jean Jacques Rgis de)

(1753-1824), французский юрист и государственный деятель, занимал второе место в гражданской иерархии наполеоновской империи, создал Кодекс Наполеона. Родился 18 октября 1753 в Монпелье. Готовился к карьере адвоката, но стал советником фискального суда в Монпелье, а в 1789 - председателем уголовного суда в Эро. В 1792 был избран в Национальный конвент, где предложил документ, составивший основу нового гражданского кодекса Франции. Голосовал за казнь короля Людовика XVI. Будучи умеренным политиком, не входил ни в одну из партий. Был известен как специалист по правовым вопросам; стал влиятельным членом законодательного комитета Ассамблеи и работал над новыми юридическими кодексами. Во времена Директории Камбасерес - член Совета пятисот, нижней палаты парламента, согласно Конституции 1795. В июне 1799 стал министром юстиции. В этом качестве принял участие в заговоре 18 брюмера, приведшем к власти Наполеона Бонапарта. В декабре 1799 Наполеон стал первым консулом Французской республики, а Камбасерес был назван вторым консулом. В этой должности он проявил себя предусмотрительным и способным деятелем, часто смягчал проводившиеся Наполеоном реформы и контролировал реорганизацию административной и юридической систем. Став императором, Наполеон щедро вознаградил Камбасереса за службу. В 1804 Камбасерес стал первым канцлером империи, заняв второе по значимости место в государстве, а в 1808 ему был дарован титул герцога Пармского. В отсутствие Наполеона Камбасерес возглавлял заседания кабинета министров. В 1814, после падения Наполеона, Камбасерес перешел на сторону Бурбонов. Вернул после возвращения императора свои посты в ходе Ста дней (20 марта - 22 июня 1815). Был выслан Людовиком XVIII после битвы при Ватерлоо, однако в 1818 ему позволили вернуться во Францию.

Умер Камбасерес в Париже 8 марта 1824.

КАМБИЗ II

КАМБИЗ II (Cambyses II), по-древнеперсидски Камбуджия, царь Персии (529-522 до н.э.) и сын Кира II Великого. В историю вошел как завоеватель Египта, который он захватил в 525. Геродот - главный источник наших сведений о правлении Камбиза - сообщает, что Камбиз замыслил поход на Карфаген, а также послал отряд для захвата оазиса Сива в Ливийской пустыне; все его воины погибли во время песчаной бури. Третье войско, направленное против эфиопского царя Напаты - государства на территории современного Судана, добралось до второго нильского порога, но было вынуждено повернуть обратно. Египетские источники того времени изображают Камбиза терпимым правителем, уважавшим жреческие обряды. Более поздняя греческая традиция, напротив, представляет его тираном, обрушившим свою ярость на жителей Египта и их богов. Умер Камбиз II в Сирии в 522 по пути в Персию, куда направлялся для подавления восстания Гауматы, выдававшего себя за его брата Смердиса (Бардию).

КАМБОДЖА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАМЕЛОТ

КАМЕЛОТ - легендарная столица королевства короля Артура. У.Кэкстон (ок. 1442-1491) в предисловии к Смерти Артура Т.Мэлори сообщает, что Камелот находится в Уэльсе, а сам Мэлори идентифицирует его с Уинчестером. Во французских романах вообще не делается попыток связать Камелот с каким-нибудь определенным местом. Но где бы он ни находился и как бы ни назывался впоследствии, Камелот Артуровских легенд несомненно занимает центральное место как столица королевства и город, где находится Круглый стол. Большинство рыцарских романов ничего не сообщают о судьбе Камелота после смерти Артура. Только в одной из ранних версий Артуровской легенды, долгое время приписывавшейся Роберту де Борну, рассказывается, что король Корнуолла Марк, желая завладеть погибшим королевством Артура, разрушил город Камелот и уничтожил Круглый стол.

КАМЕННАЯ КЛАДКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАМЕНЫ

КАМЕНЫ - в римской мифологии, нимфы источника, наделенные даром пророчества и отождествленные с греческими музами. Главная из камен - Кармента.

КАМЕРЛИНГ-ОННЕС ХЕЙКЕ

КАМЕРЛИНГ-ОННЕС Хейке (Kamerlingh Onnes, Heike)

(1853-1926), нидерландский физик и химик, удостоенный в 1913 Нобелевской премии по физике за исследования свойств веществ при низких температурах. Родился 21 сентября 1853 в Гронингене. Окончил Гронингенский университет (1876), стажировался в Гейдельбергском университете у Р.Бунзена и Г.Кирхгофа. В 1879 получил степень доктора философии в области физики и математики. С 1882 по 1924 - профессор экспериментальной физики Лейденского университета. Начав работать в Лейдене в небольшой лаборатории с устаревшим оборудованием, Камерлинг-Оннес в течение нескольких лет реорганизовал ее и построил высокопроизводительную установку для ожижения этилена, кислорода и водорода. В 1908 ему впервые удалось получить на этой установке жидкий гелий, а сама лаборатория стала мировым центром физики низких температур (ныне Лейденская криогенная лаборатория им. Камерлинг-Оннеса). В 1911-1913 Камерлинг-Оннес открыл явление сверхпроводимости у ртути, затем у олова, свинца, таллия и других элементов при температуре жидкого гелия. Суть явления состоит в том, что при некой критической, очень низкой температуре сопротивление некоторых материалов скачком падает до нуля, и в цепи перестает выделяться джоулево тепло. К. В 1913 Камерлинг-Оннес обнаружил исчезновение сверхпроводимости под влиянием сильных магнитных полей и токов. В 1924 он проиллюстрировал возникновение незатухающего тока в кольце из двух контактирующих сверхпроводников. Предложил использовать обмотку из сверхпроводящих материалов для создания мощных магнитных полей. Камерлинг-Оннес проводил также термодинамические исследования, в частности построил диаграмму свободной энергии для бинарных смесей, исследовал состояния одно- и двухатомных газов и жидкостей при низких температурах. Умер Камерлинг-Оннес в Лейдене 21 февраля 1926.

ЛИТЕРАТУРА

Линтон Э.А. Сверхпроводимость. М., 1964

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАМЕРОН ДЖУЛИЯ МАРГАРЕТ

КАМЕРОН Джулия Маргарет (Cameron, Julia Margaret)

(1815-1879), английский фотограф. Родилась в Калькутте в Индии 11 июня 1815; начала заниматься фотографией только в 1863, поселившись на острове Уайт. Самостоятельно освоила сложный процесс фотографии на влажных коллодиевых пластинах, который был наиболее распространен в 1860-е и 1870-е годы, превратив кладовку для угля в фотолабораторию, а курятник - в мастерскую. Через год ее первым успехом стала фотография маленькой девочки. Джулия Камерон использовала выдержку от трех до семи минут, большие пластины и печать контактным способом на альбуминовой бумаге. Многие из ее моделей рассказывали, как трудно было долго оставаться в абсолютной неподвижности. Наиболее известны сделанные Джулией Камерон портреты Томаса Карлейля, Чарлза Дарвина, сэра Джона Гершеля, Альфреда Теннисона, Генри Лонгфелло, а также ее племянницы миссис Дакворт (матери Вирджинии Вулф) и Алисы Лиддел (прототипа Алисы в стране чудес). Среди работ Камерон есть также снимки, изображавшие героев пьес и поэтических произведений, в частности, по просьбе Теннисона она сделала фотоиллюстрации к его Королевской идиллии. Умерла Джулия Камерон в Калутаре на Цейлоне 26 января 1879.

КАМЕРУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАМИЛЛ МАРК ФУРИЙ

КАМИЛЛ Марк Фурий (Marcus Furius Camillus)

(ок. 447-365 до н.э.), римский государственный и военный деятель. Согласно преданию, Камиллу удалось после десятилетней осады захватить Вейи, город, являвшийся главным соперником Рима за Тибром (ок. 396 до н.э.). Вскоре Камилл был обвинен в несправедливом распределении захваченной в Вейях добычи и переселился в Ардею, порт неподалеку от Рима. В его отсутствие Рим был захвачен и разграблен галлами во главе с вождем Бренном (ок. 387 до н.э.). Камилла назначили диктатором, и он якобы разгромил галлов уже после того, как римляне откупились от них золотом. Так Камилл сделался "вторым основателем Рима". Камилл одержал также многочисленные победы над соседними с Римом городами Лация. Всего Камилл отпраздновал четыре триумфа. После нашествия Бренна Камилл сумел отговорить плебеев от переселения в Вейи, а во время борьбы вокруг дававших плебеям послабления законов Лициния - Секстия (376-367 до н.э.) сумел убедить патрициев, чьим вождем считался, пойти на уступки. Камилл ни разу не избирался консулом, однако шесть раз занимал должность трибуна с консульскими полномочиями, пять раз - должность диктатора, три раза исполнял обязанности интеррекса и один раз - цензора.

ЛИТЕРАТУРА

Плутарх. Камилл. - В кн.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания, т. 1. М., 1964 Тит Ливий. История Рима от основания города, т. 1. М., 1989

КАММИНГС ЭДУАРД ЭСТЛИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАМПАНЕЛЛА ТОММАЗО

КАМПАНЕЛЛА Томмазо (Campanella, Tommaso)

(1568-1639), итальянский философ и поэт, родился в Стило (в Калабрии, Италия) 5 сентября 1568. В 15 лет стал монахом-доминиканцем, в школах ордена изучал труды Аристотеля, Фомы Аквинского, астрологию и каббалу. Прочитав работу Телезио О природе вещей согласно ее собственным началам (De rerum natura iuxta propria principia, 1565), выступил против аристотелевской философии и в защиту Телезио с книгой Философия, доказанная при помощи чувств (Philosophia sensibus demonstrata, 1591). Был арестован по обвинению в ереси, но вскоре выпущен; затем вновь арестован в 1593, но оправдан в 1596. В это время написал труды: О христианской монархии (De monarchia Christianorum, 1593); Политический диалог против лютеран, кальвинистов и других еретиков (Dialogo politico contra Luterani, Calvinisti e altri eretici, 1595). Арестованный вновь в 1599 по обвинению в заговоре против испанского режима в Неаполе, был осужден в 1602 к пожизненному заключению (провел в тюрьмах почти 27 лет), во время которого и написал главные философские работы, в частности Защита Галилея (Apologia pro Galileo, 1622), Об ощущении вещей и магии (De sensu rerum et magia, 1620), Побежденный атеизм (Atheismus triumphatus, 1631) и множество других, а также поэмы, мадригалы, сонеты и другие поэтические произведения, представленные в Избранном (Scelta, 1622). Кампанелла был освобожден в 1626, а в 1629 оправдан. Пытался донести свои идеи до папского двора. В 1634, испугавшись нового осуждения в связи с открывшимся заговором в Неаполе, бежал в Париж под покровительство Людовика XIII и кардинала Ришелье. Умер Кампанелла в Париже 21 мая 1639. В своей философии Кампанелла пытался дать научное доказательство христианства исходя из чувственного восприятия и познания разумом самого себя. Вселенная есть смесь бытия с небытием; изменение порождается противоположными принципами любви и раздора. Все вещи обладают душой и чувствами - каждая на своем уровне; все стремится к самосохранению; однако разумные существа могут достичь этого, только соединившись с Богом. Политическая философия Кампанеллы в его Городе Солнца (La citta del Sole, 1602) содержит проповедь коммунистического, контролируемого с помощью принципов евгеники, общества, которым правят король-жрец и три государственных министра. Эта утопическая картина отражает мечту Кампанеллы об обращении всего человечества в католицизм и установлении мирового государства авторитарного типа под эгидой папской власти ("монархия Мессии").

ЛИТЕРАТУРА

Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954

КАМПАНЬЯ ДЖИРОЛАМО

КАМПАНЬЯ Джироламо (Campagna, Gerolamo)

(ок. 1549 - ок. 1626), итальянский скульптор. Родился в Вероне ок. 1549, учился у Данезе ди Микеле Каттанео в Вероне, Венеции и Падуе. После смерти своего учителя в 1573 завершил рельеф с изображением одного из чудес св. Антония в капелле в соборе Иль Санто в Падуе. Его наиболее значительные произведения находятся в Венеции: статуя дожа Леонардо Лоредано в церкви Сан Джованни-э-Паоло, алтарь Сан Джорджо Маджоре, статуя св. Антония в Сан Джакомо ди Риальто. Умер Кампанья ок. 1626.

КАМПЕН РОБЕР

КАМПЕН Робер (Campin, Robert)

(ок. 1380-1444), нидерландский живописец, известный также как Флемальский мастер и Мастер алтаря Мероде. Родился ок. 1380. Согласно сохранившимся документам, Кампен, художник из Турнэ, был учителем знаменитого Рогира ван дер Вейдена и Жака Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432. В 1909 Юлен де Лоо предположил, что Кампен мог быть автором группы произведений, происхождение которых долгое время оставалось неустановленным: в их стиле присутствует много общих черт с алтарем Жака Даре, а также с ранними произведениями Рогира. Это дало де Лоо возможность выдвинуть гипотезу, что эта группа картин могла быть создана мастером, работавшим несколькими годами ранее и, возможно, учителем Даре и Рогира ван дер Вейдена. Ряд современных исследователей предприняли попытку приписать эти работы раннему периоду творчества Рогира. Однако они несколько грубее по живописной технике, отличаются более контрастной светотеневой моделировкой и не столь аристократичны по характеру своих образов, как работы последнего. В группу приписываемых Кампену произведений входят четыре фрагмента алтарей, которые сейчас хранятся в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне. Три из них, как принято считать, происходят из Флемальского аббатства, по названию которого автор этих фрагментов получил имя Флемальского мастера. Атрибуция Кампену триптиха, ранее принадлежавшего графине Мероде и находившегося в Тонгерлоо в Бельгии, послужила причиной возникновения другого прозвания художника - Мастер алтаря Мероде. В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк). Кисти Кампена принадлежат также Рождество Христово из музея в Дижоне, две створки т.н. Алтаря Верля, хранящиеся в Прадо, и еще около 20 картин, некоторые из них - лишь фрагменты больших произведений или современные мастеру копии давно утраченных работ. Умер Кампен 26 апреля 1444.

ЛИТЕРАТУРА

Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. М., 1981

КАМПИ ДЖУЛИО

КАМПИ Джулио (Campi, Giulio)

(ок. 1502-1572), итальянский художник. Родился в Кремоне ок. 1502. Учился в родном городе у своего отца, Галеаццо Кампи, а позднее, приблизительно с 1540, у Джулио Романо в Мантуе. Кампи - основоположник кремонской школы живописи. Среди его работ - портрет отца (Флоренция, Уффици), алтарный образ для церкви Сан Аббондио и фрески в церкви св. Маргариты в Кремоне.

КАМЮ АЛЬБЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАН ДИЕГО

КАН Диего (Cam, Diogo или Con, Diogo) (ок. 1440-1486?), португальский мореплаватель. В 1481 получил от короля поручение возглавить экспедицию вдоль западного берега Африки далее мыса Екатерины, расположенного на 2° ю.ш., - самой южной точки, которая была достигнута в 1475. Отплыл из Лиссабона в начале 1482, имея на борту несколько гранитных столбов (падранов - padres), увенчанных крестами и с высеченными королевскими гербами. Кану было приказано добавить надписи на португальском и латинском языках с указанием его имени и даты водружения столбов на вновь открытых территориях, что должно было означать принадлежность вновь открытых территорий Португалии и христианскому миру. Один из столбов Д.Кан установил в устье р.Конго в 1482. Кан торговал с аборигенами королевства Конго и направил несколько крещеных негров в глубь страны к их правителю, оставив у себя заложников, чтобы обеспечить безопасность своим посланцам. Проплыв к югу до мыса Св. Марии (13°28ў ю.ш.), он поставил второй столб. В 1484 Кан вернулся в Лиссабон. В знак признания заслуг ему были пожалованы пожизненная пенсия и дворянский титул. В 1485 он возвратился в Конго, поднес подарки королю и вернул заложников, а затем пытался убедить аборигенов принять христианство. Кан продвинулся на юг до мыса Кросс (21°50ў ю.ш.), где водрузил еще столб. Не позднее августа 1487 его корабли вернулись в Португалию. Имеются противоречивые сведения о его кончине: по одним источникам, он вернулся в Лиссабон, по другим - был убит в море у мыса Кросс в 1486.

КАН ЛУИС

КАН Луис (Kahn, Louis Isidore)

(1901-1974), американский архитектор; приобрел известность как создатель монументальных построек из кирпича и железобетона, которые представляют собой альтернативу "органической" архитектуре Ф.Л.Райта и строгости "стеклянных коробок" Л.Мис ван дер Роэ и Ф.Джонсона. Кан родился на острове Эзель (ныне Сааремаа) в Эстонии 20 февраля 1901. В 1905 вместе с родителями переехал в США. В 1924 окончил архитектурную школу в Пенсильванском университете, затем работал с несколькими филадельфийскими архитекторами, став впоследствии консультантом по вопросам гражданского строительства и проектирования городов. В 1948 Кан - профессор архитектуры Йельского университета, где заведовал кафедрой до 1957, когда был приглашен в Пенсильванский университет. Первая крупная работа Кана - Художественная галерея Йельского университета (1953) - принесла ему признание. Внешний облик сооружения выдержан в традициях интернационального стиля, но в оформлении интерьеров бросаются в глаза грубые поверхности бетонных перекрытий и выставленное напоказ инженерное оборудование, что отражает веру Кана в эстетические достоинства обнаженной конструкции. Визуальная ценность того, что архитектор называл служебными пространствами (т.е. тех частей сооружения, где размещались технические системы), была еще сильнее акцентирована в кирпичных башнях Медицинских исследовательских лабораторий А.Н.Ричардса в Пенсильванском университете (1957-1961). Впечатляет диапазон масштабов работ архитектора: от бани в Трентоне (шт. Нью-Джерси) до генерального плана столицы Бангладеш Дакки, где строительство правительственных учреждений ведется по единой концепции с 1962. Первая унитаристская церковь в Рочестере (шт. Нью-Йорк), со стенами из шлакоблоков, остроугольные в плане корпуса Центра биологических исследований Дж.Б.Солка в Ла-Ойе (шт. Калифорния) из бетона и дерева, огромные круглые бетонные проемы в центральном внутреннем дворе библиотеки в Экстере (шт. Нью-Хэмпшир) демонстрируют разнообразие форм и фактур, которые использовал Кан в последний период своего творчества. Особое внимание к эффектам естественного освещения проявилось при создании музея Кимбелла в Форт-Уорте (шт. Техас), где произведения искусства освещаются светом, отраженным от высоких, сложных по форме сводов, и в Британском центре Меллона в Йеле, работа над которым была завершена уже после смерти архитектора. Умер Кан в Нью-Йорке 17 марта 1974.

ЛИТЕРАТУРА

Всеобщая история архитектуры, т. 11. М., 1973 Фремптон К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития. М., 1990

КАН ЮВЭЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАДА. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАДА. ИСТОРИЯ

КАНАДА. ИСТОРИЯ - КАНАДА. ИСТОРИЯ. ПЕРВЫЕ ОБИТАТЕЛИ

КАНАДА. ИСТОРИЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ КОЛОНИЯ

КАНАДА. ИСТОРИЯ. БРИТАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ

КАНАДА. ИСТОРИЯ. КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ

КАНАДА. ИСТОРИЯ. ЭВОЛЮЦИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА

КАНАДА. ИСТОРИЯ. ДВИЖЕНИЕ ЗА КОНФЕДЕРАЦИЮ

КАНАДА. ИСТОРИЯ. РАСШИРЕНИЕ ДОМИНИОНА 1867-1914

КАНАДА. ИСТОРИЯ. 1914-1945

КАНАДА. ИСТОРИЯ. ПОСЛЕ 1945

КАНАДА. ИСТОРИЯ. 1914-1945

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАДА. ИСТОРИЯ. БРИТАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАДА. ИСТОРИЯ. ДВИЖЕНИЕ ЗА КОНФЕДЕРАЦИЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАДА. ИСТОРИЯ. КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАДА. ИСТОРИЯ. ПЕРВЫЕ ОБИТАТЕЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАДА. ИСТОРИЯ. ПОСЛЕ 1945

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАДА. ИСТОРИЯ. РАСШИРЕНИЕ ДОМИНИОНА 1867-1914

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАДА. ИСТОРИЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ КОЛОНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАДА. ИСТОРИЯ. ЭВОЛЮЦИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАДА. КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАДА. ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАДА. ПРИРОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАДА. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАЛЕТТО ДЖОВАННИ АНТОНИО

КАНАЛЕТТО Джованни Антонио (Canaletto)

(1697-1768), венецианский живописец, мастер городского пейзажа (ведуты) и пейзажного офорта; настоящее имя - Джованни Антонио Канале (Каналь). Родился в Венеции 18 октября 1697. Сначала работал под руководством своего отца, театрального художника Бернардо Каналя; затем недолго жил в Риме, где изучал перспективу и писал виды руин. По возвращении в Венецию Каналетто стал писать виды родного города, которые пользовались огромным успехом, особенно у многочисленных иностранных путешественников. Дважды, в 1746 и 1751, он побывал в Лондоне. Многочисленные ведуты Каналетто, среди них Вид на Большой канал (Вена, галерея Лихтенштейн); Вид на церковь Санта Мария делла Салюта (Лувр); Вид на Скуола делла Карита (Лондон, Национальная галерея), отличаются совершенством перспективных построений, тонкостью цветового решения и точностью в передаче световоздушной среды. Для позднего стиля художника характерно тяготение к большей детализации, утрате тонального богатства и беглости рисунка. Умер Каналетто в Венеции 20 апреля 1768.

КАНДИНСКИЙ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (Kandinsky, Wassily)

(1866-1944), русский художник, один из создателей абстрактного искусства, родился 4 декабря 1866 в Москве. В 1885-1893 Кандинский учился на юридическом факультете Московского университета, но уже спустя два года выставка французских импрессионистов в Москве окончательно утвердила в нем желание стать художником. Он отказался от места профессора в Дерптском университете в Эстонии и в 1896 уехал в Мюнхен учиться живописи. В Мюнхене Кандинский учился в школе Антона Ашбе, где познакомился с художником-экспрессионистом Алексеем Явленским, в 1900 перешел в Академию художеств в класс художника и скульптора Франца Штука. В 1901 Кандинский основал художественное общество "Фаланга", которое занималось организацией выставок молодых художников; годом позже стал президентом общества. В 1902 Кандинский стал членом Берлинского Сецессиона. В 1904-1907 путешествовал по Голландии, Северной Африке, Италии и Франции, а в 1908-1914 жил в Мюнхене. Кандинский испытал влияние югендстиля (модерна), элементов народного искусства и фовизма и постепенно приближался к абстракционизму. В 1910 он создал свою первую беспредметную картину и написал книгу О духовном в искусстве, в которой сформулировал основные принципы абстрактного искусства. В этом же году он познакомился с немецким художником Францем Марком, а в следующем - с Августом Маке и Паулем Клее. Вместе они основали группу "Синий всадник". К ним примкнули композиторы Арнольд Шенберг, Антон фон Веберн и Альбан Берг. До Первой мировой войны эта группа была центром модернизма в Германии. В начале войны Кандинский вернулся в Россию и после революции занимал разные должности в культурных учреждениях, созданных новым правительством. В 1922 художник вновь уехал в Германию, вместе с Вальтером Гропиусом принимал деятельное участие в создании Баухауза и преподавал в этой школе вплоть до ее закрытия нацистами в 1932, после чего уехал в Париж. Умер Кандинский в Нейи-сюр-Сен близ Парижа 13 декабря 1944.

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. СИНИЙ ВСАДНИК

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. СИНИЙ ВСАДНИК

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. ФРЕСКА ДЛЯ КЭМПБЕЛЛА

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. ФРЕСКА ДЛЯ КЭМПБЕЛЛА

ЛИТЕРАТУРА

Сарабьянов Д.В., Автономова Н.Б. Василий Кандинский: Путь художника. Художник и время. М., 1994

КАНЕТТИ ЭЛИАС

КАНЕТТИ Элиас (Canetti, Elias)

(1905-1994), австрийский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1981. Родился 25 июля 1905 в Русе, на севере Болгарии, в испано-еврейской семье. В 1913-1924 жил в Вене, Цюрихе и Франкфурте; в 1924 вернулся в Вену, в 1938, после аншлюса Австрии, эмигрировал через Париж в Лондон. Герой самого известного произведения Канетти, романа Ослепление (Die Blendung, 1935), венский синолог Петер Кин, истерзанный домочадцами и "безголовым миром", сжигает себя вместе с книгами, с этой "головой без мира". Повествователь воздерживается от оценки, как и "аудиосвидетель" в книге Характеры (Der Ohrenzeuge: Fnfzig Charaktere, 1974). Скрывшись за совершенно разными "акустическими масками", оперируя (и исчерпываясь) набором расхожих фраз, характеры Канетти демонстрируют безумие общества, в котором правит хаос. В пьесе Свадьба (Hochzeit, 1932) землетрясение вынуждает к жестокой борьбе за выживание. В Комедии тщеславия (Komedie der Eitelkeit, 1950) речь идет о нарциссизме и массовом заблуждении. В более поздней драме Ограниченные сроком (Die Befristeten, 1964) над всеми поступками героев доминирует смерть. В лондонской эмиграции Канетти написал научно-публицистическую книгу Масса и власть (Masse und Macht, 1962), где на материале личных наблюдений и изучения мифов и отдаленных культур исследует массовые движения в аспекте паранойи, сбивающей людей в толпу. Провинция человека (Die Provinz des Menschen: Aufzeichnungen 1942-1972, 1973) включает дневники и афоризмы, краткие, нарочито бессвязные заметки, ибо "истинная целостность жизни сокрыта". Мемуары Спасенный язык. История одной юности (Die gerettete Zunge: Geschichte einer Jugend, 1977), С факелом в ухе. История жизни 1921-1931 (Die Fackel im Ohr: Lebensgeschichte 1921-1931, 1980) и Перемигивание (Das Augenspiel, 1985) раскрывают шаткость положения писателя в эпоху непредсказуемых событий. Четвертый том воспоминаний был закончен автором перед смертью.

Умер Канетти в Цюрихе 13 августа 1994.

ЛИТЕРАТУРА

Канетти Э. Человек нашего времени: Воспоминания; Масса и власть; Совесть литературы. М., 1990 Канетти Э. Ослепление. М., 1995

Предыдущая страница Следующая страница