Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАА"-"КАЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАА"-"КАЛ")

КААБА

КААБА (от араб. "ка'ба" - "куб"), каменное здание почти кубической формы (размерами 12 на 10 м) с одной дверью и без окон во дворе Большой ("Заповедной") мечети в Мекке. В восточный угол Каабы на высоте около полутора метров вмурован священный Черный камень, вероятно метеоритного происхождения. Вокруг святилища выложена широкая дорожка из мрамора, называемая аль-Матаф, которая используется паломниками для совершения обряда таваф - семикратного обхода вокруг святилища. Внешние стены Каабы покрыты черным парчовым покрывалом (кисва), на котором вышиты цитаты из Корана. Кааба открыта для мужчин семь установленных периодов в году, для женщин - в другие семь периодов. Согласно мусульманской традиции, Адам поставил над Черным камнем палатку, а собственно Каабу построил его сын Сиф. После потопа сооружение было восстановлено Авраамом (Ибрахимом) и Исмаилом. По преданию, Черный камень первоначально был дарован Богом Адаму, Авраам должен был принести на нем свою жертву, а во время восстановительных работ Исмаил получил его вновь от Гавриила (Джибрила) и поместил в восточном углу здания. Им были получены также наставления, регламентирующие обряды, совершаемые во время паломничества. Будучи хранителями Каабы и арабской традиции, племя курейшитов контролировало ее языческий культ, пока Мухаммед не приспособил ее для нужд новой веры. Именно направление на Каабу является "киблой", в ее сторону мусульмане обращаются во время молитвы.

КАББАЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАБЕ ЭТЬЕН

КАБЕ Этьен (Cabet, Etienne)

(1788-1856), французский публицист, утопический коммунист, проповедник полного экономического равенства. Родился 1 января 1788 в Дижоне в семье бондаря. Стал карбонарием - членом тайной республиканской организации периода Реставрации (1815-1830). В 1830 участвовал в уличных боях во время свержения Карла Х. В награду от нового правительства получил место окружного прокурора на Корсике, которое занимал в течение нескольких месяцев. Неприятие Июльской монархии (1830-1848) получило отражение в публикациях еженедельника "Попюлер" ("Le Populaire"), который Кабе издавал с 1833 по 1834. В 1834 из-за репрессий Кабе эмигрировал в Бельгию, затем в Великобританию, где познакомился с Р.Оуэном. Под его влиянием перешел на позиции коммунизма. Кабе верил в коллективную собственность на средства производства как единственно возможный путь равного распределения благ. В отличие от Бабефа, Кабе считал, что коммунизм может быть достигнут мирным путем посредством всеобщих выборов. Его роман Путешествие в Икарию (Voyage en Icarie), вышедший в свет в 1840, описывал страну без полиции, армии и судей, с демократической системой выборов, уравнительным распределением материальных благ при отсутствии частной собственности. Утопическая доктрина Кабе получила название "икарийского коммунизма". В 1843 Кабе организовал во Франции Икарийское движение со своим печатным органом, имевшим большой успех среди ремесленников и рабочих. В 1848 при содействии Оуэна Кабе получил в Техасе (США) участок земли, где основал первую колонию из 1500 французских икарийцев. Вскоре среди них начались раздоры, сам Кабе был исключен из общины и в 1849 перенес колонию в Наву (шт. Иллинойс). Здесь он прожил с небольшими перерывами до 1856, когда вновь из-за раздоров покинул Наву, чтобы основать новое поселение. Умер Кабе в Сент-Луисе (шт. Миссури) 8 ноября 1856. Икарийские общины просуществовали в США до 1895.

ЛИТЕРАТУРА

Кабе Э. Путешествие в Икарию, тт. 1-2. М., 1935 Ревякин А.В. Проекты социальных экспериментов Э.Кабе. - В кн.: История социалистических учений. М., 1989 Ревякин А.В. Великая французская революция и утопический коммунизм Этьена Кабе. - В кн.: История социалистических учений. М., 1990

КАБО-ВЕРДЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАБОТ ДЖОН

КАБОТ Джон (Кабото, Джованни) (Cabot, John, итал. Giovanni Caboto)

(ок. 1450-1498/1499), итальянский мореплаватель и исследователь, родился ок. 1450 в Генуе. В 1461 семья Кабота переехала в Венецию. Находясь на службе в Венецианской торговой компании, Кабот предпринимал поездки по восточному Средиземноморью. Примерно в 1484 он приехал в Англию и обосновался среди судовладельцев в Бристоле. Получил от английского короля Генриха VII патент, предоставлявший право на утверждение власти Англии на всех вновь открытых островах и землях, на их колонизацию и торговлю с колониями. Кабот отплыл из Бристоля 2 мая 1497 на судне "Мэтью" и 24 июня высадился, вероятно, на берегу о.Кейп-Бретон, который принял за северо-восточный берег Азии. Кабот совершил плавание вдоль побережья к востоку от залива Св.Лаврентия до мыса Рейс, откуда возвратился в Англию. В 1498 он предпринял второе путешествие, во время которого исследовал восточное и западное побережье Гренландии и побывал на Баффиновой Земле, Лабрадоре и Ньюфаундленде. Проследовав вдоль берега на юг до 38° с.ш., он не обнаружил никаких следов восточных цивилизаций. Из-за ограниченности запасов продовольствия Кабот был вынужден вернуться в Англию, где вскоре умер.

КАБОТ СЕБАСТЬЯН

КАБОТ Себастьян (Саbot, Sebastian)

СЕБАСТЬЯН КАБОТ

СЕБАСТЬЯН КАБОТ

урожденный Себастьяно Кабото (ок. 1476-1557), итальянский мореплаватель. Родился в Венеции. Сопровождал своего отца Джона Кабота во время второго путешествия в Америку (1498). В 1509 пытался отыскать Северо-Западный морской путь в Восточную Азию. В 1512 Кабот составил карту областей Гасконь и Гюйен для английского короля Генриха VIII. В 1512-1516 состоял картографом на службе у Фердинанда II, короля Арагона и Кастилии. В 1519-1526 и повторно в 1533-1544 занимал пост главного штурмана флота Священной Римской империи. В 1526 возглавлял венецианскую экспедицию, отправившуюся из Севильи на поиски сказочных богатств Офира и Катая. Стремясь отыскать пролив в Тихий океан, достиг Ла-Платы и вcтретил там участников экспедиции Хуана де Солиса. В поисках сокровищ поднялся вверх по р.Уругвай, доплыл по р.Парана до порогов у Апипе и спустился по р.Парагвай до р.Бермехо. В 1530 возвратился в Севилью, откуда был выслан на три года в Оран в Африке. В 1544 Кабот опубликовал карту мира. После восшествия на престол короля Эдуарда VI в 1547 Кабот переселился в Англию, где ему была пожалована пенсия. В 1551 в Лондоне основал и возглавил Московскую торговую компанию, которая в 1553-1556 снаряжала экспедиции на поиск Северо-Восточного морского пути в страны Востока.

Умер Кабот в Лондоне в 1557.

КАВАБАТА ЯСУНАРИ

КАВАБАТА Ясунари (1899-1972), японский писатель, автор новелл и рассказов. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1968. Родился 11 июня 1899 в городе Осака. К моменту окончания Токийского императорского университета в 1924 он уже опубликовал несколько рассказов, получивших признание критики. Первая повесть Танцовщица из Идзу (Идзу-но одороки) появилась в 1925. Романы Кавабаты считаются традиционно японскими с точки зрения точного равновесия между конкретной деталью и ее символическим значением. Типичным является описание какой-либо ситуации не прямо, а при помощи яркого образа. Например, в Тысяче журавлей (Сэмбадзуру, 1949) упоминания о ритуалах и принадлежностях, используемых персонажами во время чайной церемонии, символизируют боль, вину и радость трех отдельных любовных линий. В повестях Кавабата преобладает холодный меланхолический тон. Основными темами для него являются одиночество, вина, смерть, неспособность любить (Снежная страна - Юкигуни, 1947). К числу значительных работ Кавабаты принадлежат Голос гор (Яма-но ото, 1954), Спящие красавицы (Немуреру, 1961) и Древняя столица (Киото, 1962). Кавабата покончил жизнь самоубийством в Дзуси 16 апреля 1972.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев В.П. Кавабата Ясунари: Биобиблиографический указатель. М., 1973 Кавабата Ясунари. Стон горы. М., 1975 Кавабата Ясунари. Избранные произведения. М., 1993

КАВАЛЛИНИ ПЬЕТРО

КАВАЛЛИНИ Пьетро (Cavallini, Pietro)

(ок. 1250-1330), итальянский живописец и мозаичист Проторенессанса; родился в Риме ок. 1250. Из многочисленных приписываемых ему произведений до нас дошли лишь мозаики в апсиде церкви Санта Мария ин Трастевере в Риме и значительная часть открытой в начале 20 в. фресковой композиции Страшный суд в римской церкви Санта Чечилия ин Трастевере (ок. 1293); колорит этой фрески сохранился почти в первозданном виде. В мозаиках церкви Санта Мария ин Трастевере (ок. 1291) представлена Богоматерь с Младенцем на троне и пять сцен из ее жизни. По документальным свидетельствам, в 1308 Каваллини работал в Неаполе, где большая часть фресковой росписи в церкви Санта Мария Донна Реджина выполнена в близком ему стиле. Умер Каваллини в 1330.

КАВАФИС КОНСТАНТИНОС

КАВАФИС Константинос (1863-1933), один из крупнейших поэтов, писавших на новогреческом языке. Родился 17 апреля 1863 в Александрии (Египет). Потомок старинного константинопольского рода, его предки со стороны отца в начале 19 в. эмигрировали из Турции в Египет. С ранних лет Кавафис говорил по-английски и по-французски, в детстве жил в Англии. В 1878 вернулся с матерью в Александрию, в 18 лет уехал в Стамбул, где провел два года, затем жил в Александрии, служил в правительственных учреждениях. Кавафис получил признание как яркий и самобытный поэт. Его талант раскрылся сравнительно поздно, уже в зрелые годы, и лучшие сочинения были написаны после сорока лет. Как правило, это короткие произведения - лирика, эпиграммы и, конечно, стихи, навеянные эпизодами древней истории. Любовная лирика Кавафиса насыщена утонченным эстетизмом и печальным сознанием мимолетности юношеских желаний. Он писал на нарочито простом, подчас даже кажущемся старомодным языке, затейливо перемежая изысканный пуризм слога просторечием. Умер Кавафис в Александрии 29 апреля 1933.

ЛИТЕРАТУРА

Кавафис К. Лирика. М., 1984 Ильинская С.Б. Константинос Кавафис. М., 1984

КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАВЕНДИШ ГЕНРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАВИТАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАВУР КАМИЛЛО БЕНСО

КАВУР Камилло Бенсо (Cavour, Camillo Benso di)

КАМИЛЛО БЕНСО ДИ КАВУР

КАМИЛЛО БЕНСО ДИ КАВУР

(1810-1861), итальянский политический деятель. Родился 10 августа 1810 в аристократической семье в Турине, столице Пьемонтского (Сардинского) королевства. В 1847 основал журнал "Риссорджименто" ("Обновление"), проповедовавший либерализм и оказывавший значительное влияние на развитие политических событий. Во время революции 1848-1849 Кавур стал депутатом парламента в Турине, в 1850-1852 занимал посты министра земледелия и торговли, в 1851-1852 также министра финансов. С 1852 по 1861 был (с незначительным перерывом в 1859) премьер-министром Пьемонтского королевства, иногда возглавлял одновременно министерства финансов, иностранных и внутренних дел. В течение десяти лет Кавур являлся одной из ключевых фигур итальянской политики. Его главной дипломатической задачей было постепенное объединение всей Италии под властью короля Пьемонта Виктора Эммануила II. Кавур содействовал присоединению к Пьемонтскому королевству Пармы, Модены, Тосканы и Кремоны, пытался освободить из-под власти австрийцев Ломбардию и Венецию. В марте 1861 он стал премьер-министром единого Итальянского королевства. Умер Кавур в Турине 6 июня 1861.

ЛИТЕРАТУРА

История Италии, т. 2. М., 1970

КАГАВА ТОЕХИКО

КАГАВА Тоехико (1888-1960), японский социальный реформатор и религиозный деятель. Родился в Кобэ 10 июля 1888. В молодости принял христианство. На стипендию христианской миссии отправился в Токийский пресвитерианский колледж, где учился в 1905-1908. Заболел туберкулезом и поселился в трущобах в Синкава, где помогал нищим. Написал книги Перед зарей (1924) и Психология бедности, которые заставили японское правительство обратить внимание на состояние трущоб. В 1916-1918 учился в Принстонском университете. По возвращении в Японию в 1918 организовал Федерацию труда, а позднее Фермерский союз. Подвергался арестам во время рисовых бунтов 1919 и забастовки докеров в 1921. Кагаве удалось добиться всеобщего избирательного права для мужчин и пересмотра закона, направленного против тред-юнионизма. После землетрясения 1923 он отправился в Токио налаживать деятельность социальных служб и всего за один год полностью реорганизовал работу Бюро социального благосостояния. Пожалуй, самая большая его заслуга заключается в поддержке кооперативного движения в Японии, которое существовало примерно с 1900. Кагава вдохнул в него новую жизнь, основав школы, больницы, церкви и способствуя распространению христианских идей братства и служения ближнему. Он побывал в США в 1931, 1935 и 1941, выступая за повсеместное создание кооперативов как экономической основы мира во всем мире. Ярый пацифист, он был брошен в тюрьму японскими властями в 1940 за "нарушение законов военного времени". Во время Второй мировой войны вел антивоенную пропаганду и позднее стал одним из лидеров борьбы за демократию. Кагава является автором 134 опубликованных трудов, среди которых - Христос и Япония (1934); Экономика братства (1936); Увидьте человека (1941) и Любовь - закон жизни (1951).

Умер Кагава в Токио 23 апреля 1960.

КАДАЛЬСО-И-ВАСКЕС ХОСЕ ДЕ

КАДАЛЬСО-И-ВАСКЕС Хосе де (Cadalso y Vazquez, Jose de) (1741-1782), испанский писатель. Родился 8 октября 1741 в Кадисе, образование получил в иезуитском коллеже в Париже. В юности много путешествовал по Европе. Вернувшись на родину, поступил в армию, дослужился до чина полковника. Из Мадрида его перевели в Саламанку, где он примкнул к Саламанкской поэтической школе и оказал влияние на самого заметного ее представителя - Мелендеса Вальдеса. В 1778 Испания объявила войну Великобритании, и Кадальсо участвовал в осаде Гибралтара. Погиб в бою 27 февраля 1782. В некоторых своих произведениях Кадальсо выступил предтечей романтизма. Меланхолический и элегический сборник прозаических диалогов Скорбные ночи (Noches lgubres, 1771) отмечен влиянием Ночных дум (1742-1745) Э.Юнга. Зависимость Кадальсо от французского классицизма заметна в его пьесах, самой известной из них была историческая драма Дон Санчо Гарсия, граф Кастилии (Don Sancho Garca, conde de Castilla, 1771). В прозе он часто обращался к сатире, его Эрудиты с налету (Los Eruditos a la violeta, 1772) представляют собой забавную карикатуру на педантизм и поверхностные знания. Из всего написанного наиболее существенны опубликованные посмертно Марокканские письма (Cartas Marruecas, 1793).

КАДАР ЯНОШ

КАДАР Янош (Kadar, Janos)

(настоящее имя - Янош Чермани) (1912-1989), лидер венгерских коммунистов. Родился 26 мая 1912 в южной Венгрии в семье батрака. Получил профессию машиниста, в 1931 вступил в подпольный комсомол, в 1932 стал членом нелегальной коммунистической партии Венгрии, в 1937 - членом подпольного руководства партии. В годы Второй мировой войны Кадар - один из организаторов венгерского движения Сопротивления. В 1945 он стал заместителем начальника полиции в Будапеште; одновременно занимал руководящие посты в компартии, возглавляя ее организационный отдел. В 1948, после захвата власти коммунистами, Кадар принял активное участие в процессе образования Венгерской партии трудящихся. В 1948-1950 занял пост министра внутренних дел. В это же время принимал участие в суде над популярным лидером коммунистов Л.Райком, которому были предъявлены обвинения в "титоизме". В 1951 Кадар был арестован по подозрению в "титоизме". В 1954 после освобождения и реабилитации он был назначен секретарем одного из райкомов партии в Будапеште, а 6 июля 1956 вошел в состав политбюро компартии. В октябре 1956 Кадар стал государственным министром в коалиционном правительстве И.Надя и главой реорганизованной компартии. Когда в Венгрию для подавления восстания были введены советские войска, Кадар был провозглашен главой "революционного рабоче-крестьянского правительства" под советским контролем. В 1957-1988 Кадар - безусловный лидер и первый (с 1985 - генеральный) секретарь Венгерской социалистической рабочей партии (ВСРП). В 1956-1958 он занимал также пост председателя Венгерского революционного рабоче-крестьянского правительства, а с 1961 по 1965 - пост председателя совета министров ВНР. Прагматик в экономике, Кадар в 1968 ввел модель "нового экономического механизма", в рамках которого государственные предприятия получили относительную свободу рук в принятии решений. Была разрешена деятельность большого числа частных предприятий. "Гуляш-коммунизм" Кадара способствовал превращению Венгрии в одну из наиболее процветающих стран советского блока. В 1960-е годы Кадар был, пожалуй, самым популярным из восточноевропейских коммунистических лидеров. В годы экономического спада 1980-х годов его популярность несколько снизилась, хотя он и оставался генеральным секретарем партии вплоть до своей отставки в мае 1988. Умер Кадар в Будапеште 6 июля 1989.

ЛИТЕРАТУРА

Мусатов В.Л. Янош Кадар и время реформ в Венгрии. - Новая и новейшая история, 1990, № 3 Желицки Б.Й. Янош Кадар: превратности судьбы. - В сб.: Бывшие "хозяева" Восточной Европы. М., 1995

КАДДАФИ МУАМАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАДДИШ

КАДДИШ - славословие в еврейской литургии. Первоначально произносилось по завершении проповеди раввина. Хотя каддиш в различных формах читается во время повседневной и праздничной синагогальной службы, он наиболее известен как заупокойная молитва, произносимая скорбящими при ежедневном богослужении в течение 11 месяцев траура и в годовщину смерти.

КАДЕНЦИЯ

КАДЕНЦИЯ - музыкальный термин, употребляемый в двух значениях: 1) свободная, виртуозная, богато орнаментированная вставка в музыкальное произведение, преимущественно в итальянской опере 17-18 вв. и в музыке 19 в. для солирующих инструментов; 2) более развернутая, но тоже вставная и выдержанная в духе импровизации форма. Каденция помещалась в конце какой-либо части концерта для солирующего инструмента с оркестром и предоставляла исполнителю возможность блеснуть техническим мастерством. Каденция в опере позволяла продемонстрировать не только вокальную технику, но и творческий дар, так как по традиции певец должен был импровизировать при каждом исполнении. Каденции в инструментальном концерте строились в рапсодическом стиле и использовали тематический материал произведения; в них часто применялись трели, арпеджио, гаммообразные пассажи. Такие каденции тоже импровизировались вплоть до начала 19 в.; однако уже Бетховен в своем Пятом (Императорском) фортепианном концерте дал образец каденции, которая должна была исполняться по авторскому тексту и точно соответствовать стилю произведения.

КАДМ

КАДМ - в греческой мифологии, беотийский герой, основатель Фив, сын финикийского царя Агенора и брат Европы, которую полюбил Зевс, принявший образ быка. После того, как Европа на спине этого быка была перенесена на Крит, отец послал Кадма в погоню, наказав без нее не возвращаться. Кадму не удалось разыскать сестру, и оракул повелел ему прекратить поиски и следовать за коровой, чтобы на том месте, где она ляжет отдохнуть, основать город. Корова привела его к будущему местоположению Фив, где священный дракон Ареса охранял источник. Умертвив дракона, Кадм, последовав совету Афины, посеял его зубы в землю. Из этих зубов выросли воины, которые тут же вступили в схватку друг с другом; оставшиеся в живых пять воинов помогли Кадму в строительстве Кадмеи, фиванского акрополя. По истечении восьми лет искупительной службы, которую Кадм нес в наказание за убийство дракона, он получил разрешение взять в жены Гармонию, дочь Ареса и Афродиты. В приданое Гармония получила прекрасное ожерелье, изготовленное Гефестом, однако этот подарок навлек на их род несчастье. У Кадма и Гармонии родились четыре дочери (Семела, Ино, Автоноя и Агава) и сын Полидор; из них Семела и Ино, а также Актеон, сын Автонои, и Пенфей, сын Агавы, погибли страшной смертью. Впоследствии ожерелье попало к Эрифиле, которая погибла от руки своего сына Алкмеона. В конце жизни Кадм и Гармония переселились из Фив в Иллирию, где были обращены в змей. Впоследствии Кадму приписывалось введение в Греции финикийского алфавита.

КАЗАЛЬС ПАБЛО

КАЗАЛЬС Пабло (Casals, Pablo)

ПАБЛО КАЗАЛЬС

ПАБЛО КАЗАЛЬС

(1876-1973), испанский виолончелист, дирижер, композитор, один из самых ярких виолончелистов-виртуозов 20 в. Казальс родился 29 декабря 1876 в Вендреле, маленьком городке в Каталонии, к юго-западу от Барселоны. Первые уроки музыки получил у отца, органиста и педагога. К 12 годам мальчик уже овладел несколькими инструментами. В 1888 он начал заниматься на виолончели у Х.Гарсиа в Муниципальной консерватории Барселоны и продолжил образование (в том числе и как композитор) в Мадриде, Брюсселе и Париже. В 1897 Казальс сменил Гарсиа на посту профессора по классу виолончели в Муниципальной консерватории. В 1899 известный парижский дирижер Ш.Ламуре представил публике многообещающего испанского виртуоза - так начался путь Казальса-солиста. В начале 1900-х годов он много гастролировал в Европе и США, и его техническое мастерство, яркий темперамент получили повсеместное признание. В 1904 Казальс вместе с пианистом Альфредом Корто и скрипачем Жаком Тибо создал превосходное трио. Казальс всегда тяготел к дирижированию, считая его главным делом своей жизни. В 1920 он организовал и возглавил оркестр "Пау Казальс" и создал "Рабочее концертное общество" в Барселоне. Он выступал с такими оркестрами, как Нью-Йоркский симфонический, Венский филармонический, Лондонский симфонический, парижские оркестры Ламуре и Колонна. После гражданской войны в Испании (1936-1939) Казальс отказался признать франкистский режим и выразил свой протест тем, что многие годы не выступал в родной стране. В 1939 он покинул Испанию и на время обосновался во Франции. В 1950 он начал проводить ежегодные музыкальные фестивали. В 1956 Казальс переселился в Пуэрто-Рико, где учредил в Сан-Хуано еще один фестиваль. Музыкальный мир почтил Казальса в 1973, когда сто виолончелистов собрались в Нью-Йорке для исполнения пьесы Казальса Сардана (Sardana) под управлением автора. Казальса часто называют величайшим виолончелистом нашего времени. Он вернул к жизни ряд прекрасных произведений 18 и 19 вв. и разработал новые приемы аппликатуры и смычковой техники. Казальс был также отличным пианистом. Сочинял он преимущественно для струнных инструментов, а также для оркестра и хора. В 1945, вручая Казальсу орден Почетного легиона II степени, Ж. Бидо сказал, обращаясь к музыканту: "Вы - один из голосов мировой совести".

Умер Казальс в Рио-Пьедрас (Пуэрто-Рико) 22 октября 1973.

ЛИТЕРАТУРА

Гинзбург Л. П. Казальс. М., 1966

КАЗАН ЭЛИА

КАЗАН Элиа (Kazan, Elia) (р. 1909), американский режиссер. Стимулируя и направляя творческий поиск таких актеров, как М.Брандо, Л.Дж.Кобб, К.Стэнли, К.Мэлден и Джеральдин Пейдж, Казан внедрил в коммерческий театр стиль "взрывной", естественной игры по системе К.С.Станиславского. В 1947 Казан стал одним из основателей знаменитой "Актерской студии". С именем Казана связаны такие классические театральные постановки, как Смерть коммивояжера (Death of a Salesman), Трамвай "Желание" (A Streetcar Named Desire) и Кошка на раскаленной крыше (Cat on a Hot Tin Roof). В начале 1950-х годов Казан с успехом применил свой режиссерский талант в кино - поставленные им фильмы Да здравствует Сапата! (Viva Zapata!, 1952) и В порту (On the Waterfront, 1954) были удостоены премий "Оскар". Казан (его настоящая фамилия Казанжоглу) родился 7 сентября 1909 в греческой семье в городе Кадикой (Турция) и еще ребенком приехал в США. Получив образование в Уильямс-колледже (шт. Массачусетс) и Йельском университете, он вошел как актер в театральный коллектив "Груп-тиэтр". Его вторая, режиссерская карьера охватывает 1940-е - начало 1950-х годов. В 1960-е годы Казан начал свою третью карьеру - писателя и сценариста, став автором сценария фильма Америка, Америка (America, America, 1962) и романа Соглашение (The Arrangement, 1967).

ЛИТЕРАТУРА

Березницкий Я. Как создать самого себя. М., 1976

КАЗАНДЗАКИС НИКОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЗАНОВА ДЖОВАННИ ДЖАКОМО

ДЖОВАННИ ДЖАКОМО КАЗАНОВА

ДЖОВАННИ ДЖАКОМО КАЗАНОВА

(Casanova, Giovanni Giacomo), итальянский авантюрист международного масштаба, мемуары которого, отличавшиеся предельной откровенностью в описании интимной жизни автора, принесли ему скандальную известность и сделали его имя синонимом распущенности и плутовства. Родился в Венеции 2 апреля 1725. С раннего возраста Казанова выказывал незаурядные способности к учебе, равно как и умение втереться в венецианский высший свет, где царили весьма вольные нравы. Получив духовное образование, Казанова некоторое время служил в венецианской армии, затем играл на скрипке в театре Сан-Самуэль, но свое подлинное призвание нашел в любовных интригах, карточной игре, мошенничестве и обмане простаков, веривших в его связь со сверхъестественными силами. В 1750 он отправился во Францию, затем совершил путешествие по Центральной Европе и вернулся в Венецию, где продолжил прежний образ жизни. Он навлек на себя неприязнь инквизиции и 26 июля 1755 был заключен под стражу во Дворце дожей по обвинению в масонстве и прочих прегрешениях. Через 15 месяцев, 1 ноября 1756, Казанова бежал, о чем впоследствии рассказал в Истории моего бегства (Histoire de ma fuite), написанной на французском языке и опубликованной в Праге в 1788. Казанова уехал во Францию, где стал директором правительственной лотереи и присвоил титул шевалье де Сейнгаля. Исколесил всю Европу от Испании до Англии и от Польши до России, однако его личное обаяние постепенно увяло. В конечном счете ему пришлось вернуться в Венецию, где он нашел себе заработок в качестве полицейского осведомителя. В 1782 очередной скандал вынудил его покинуть Венецию. Еще три года он метался по Европе, пока не устроился библиотекарем в замке графа Вальдштейна в Богемии. Здесь, в местечке Дукс, он и окончил свои дни 4 июня 1798. С 1891 и до последних дней жизни он занимался сочинением мемуаров. Воспоминания (Memoires) Казановы, написанные по-французски, доведены лишь до 1774. Поначалу их подлинность подвергалась сомнению, но специальные исследования подтвердили достоверность упомянутых в них исторических событий и персонажей. Автор явно приукрашивает свои похождения, представляя себя "героем распутства и любовных побед".

ЛИТЕРАТУРА

Казанова Дж.Дж. История моей жизни. М., 1991 Казанова Дж.Дж. Записки венецианца Казановы о пребывании его в России. М., 1991 Цвейг С. Казанова. М., 1991

КАЗАХСТАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЗАХСТАН. ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЗАХСТАН. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЗАХСТАН. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЗЕИН

КАЗЕИН - главный белок молока всех млекопитающих. Присутствует в молоке не в свободном виде, а в соединении с кальцием, т.е. как казеинат кальция. В свежем молоке казеин находится в форме небольших частиц, суспендированных в жидкости; эта форма казеина иногда обозначается как казеиноген. При скисании молоко свертывается - казеин выпадает в осадок в виде творожного сгустка. В коровьем молоке содержится ок. 3% казеина (по объему); на его долю приходится до 80% от общего содержания белков молока. Казеин принадлежит к группе белков, называемых фосфопротеинами. Как и все белки, он образован из многих различных аминокислот, соединенных друг с другом в т.н. полипептидную цепь, но содержит также большое число фосфатных групп, которые и связывают кальций. Растворимость казеина в различных растворах - важный фактор, определяющий его промышленное получение. Казеин растворим в разбавленных растворах щелочей и в сильных кислотах, однако нерастворим в разбавленных кислотах, где он выпадает в осадок. Казеин получают разными способами. Один из них состоит в том, что в молоко добавляют немного кислоты. Этим казеин освобождают от кальция, а затем его осаждают слабым нагреванием. Второй способ основан на добавлении сычужного фермента, вызывающего свертывание молока. Получаемый при этом творожный сгусток служит для изготовления сыров. В промышленности для получения казеина молоко сначала центрифугируют, чтобы удалить содержащийся в нем жир, а затем добавляют в него слабощелочной раствор. После этого снова центрифугируют для отделения малейших следов жира и добавляют разбавленный раствор кислоты, чтобы добиться максимально полного выпадения казеина в осадок. Образовавшийся творожный сгусток промывают для удаления кислоты и высушивают при низкой температуре, поскольку казеин чувствителен к нагреванию. Казеин - важный пищевой продукт. Хорошим источником казеина служат молоко и сыр. Используется казеин и в некоторых добавках к рациону, предназначенных для обогащения последнего белком. Такие добавки часто предписываются при различных патологических состояниях, например при тяжелых ожогах, лихорадке или затяжных заболеваниях. Казеин находит разнообразное применение в промышленности. Его используют как водостойкое вещество, обеспечивающее адгезию клея на склеиваемых поверхностях, как связующее вещество в производстве клеевых красок и при проклеивании бумаги, а также в качестве стабилизатора в различных эмульсиях. Обрабатывая казеин формальдегидом, можно получить пластик, из которого раньше изготавливали пуговицы и щетки.

КАЗЗЕНС ДЖЕЙМС ГУЛД

КАЗЗЕНС Джеймс Гулд (Cozzens, James Gould) (1903-1978), американский писатель. Родился 19 августа 1903 в Чикаго. Два года посещал Гарвардский университет. Во Вторую мировую войну служил в авиации. Свой первый роман Смятение (Confusion, 1924) напечатал в 16 лет в "Атлантик мансли". Романы Арена борьбы (Cock Pit, 1928) и Сын погибели (The Son of Perdition, 1929) связаны с Кубой, где Каззенс в течение года обучал детей американских инженеров. Впечатления от пребывания в 1926 в Европе в качестве домашнего учителя у мальчика-инвалида легли в основу автобиографического романа Спроси меня завтра (Ask Me Tomorrow, 1940). Главная тема зрелых произведений Каззенса, т.н. "романов о профессиях", - нравственный выбор, который приходится делать человеку в современном обществе. Сюжеты и конфликты его романов определяются профессией героя - врача в Последнем Адаме (The Last Adam, 1933), священника в Мужах и братии (Men and Brethren, 1936; премия О.Генри), военного в Почетном карауле (Guard of Honor, 1948). Роман Почетный караул был удостоен в 1949 Пулитцеровской премии. В 1952 Каззенсу была присуждена в Гарварде степень почетного доктора литературы. Умер Каззенс в Стюарте (шт. Флорида) 9 августа 1978.

КАЗОБОН ИСААК

КАЗОБОН Исаак (Casaubon, Isaac)

(1559-1614), французский гуманист и теолог, один из основоположников классической филологии. Выходец из семьи французских протестантов, вынужденных бежать от преследований в Швейцарию, родился в Женеве 18 февраля 1559. Получив образование в Женевской академии, оставался здесь в качестве профессора греческого языка с 1582 по 1596, когда перебрался в Монпелье, но уже в 1598 был приглашен ко двору. В 1600 по поручению Генриха IV принял участие в состоявшемся в Фонтенбло диспуте кардинала Ж.Дю Перрона и главы французских протестантов Ф.Дюплесси-Морне. Казобон взял на себя проверку точности цитирования отцов церкви в трактате Дюплесси-Морне против католической мессы, после чего протестантские теологи обвинили его в переходе на сторону католицизма. Между тем отказ Казобона перейти в католицизм не дал ему возможности занять кафедру в Коллеж-де-Франс. После убийства Генриха IV в 1610 Казобон принял приглашение переселиться в Англию, сделанное архиепископом Кентерберийским, и был принят королем Яковом I. Однако пуританам не понравилась его умеренность, и Казобону пришлось делить со своими покровителями, в том числе и королем, последствия их растущей непопулярности. Все же здесь он мог свободно заниматься любимым делом, продолжая работать над новыми изданиями античных авторов. Умер Казобон умер в Лондоне 1 июля 1614, похоронен в Вестминстерском аббатстве. Самый известный труд Казобона - его издание Атенея с обширными комментариями (1600). Он издал также Теофраста (1592), Светония (1595), Персия (1605), Полибия (1609-1617, не окончено) и многих других античных авторов, по поручению епископов англиканской церкви составил опровержение капитальной католической Истории церкви Ц.Барония. Дневник Казобона Эфемериды (опубликован в 1850) содержит ценный исторический и биографический материал.

ЛИТЕРАТУРА

Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. М., 1996

КАИН И АВЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЙЗЕР ГЕОРГ

КАЙЗЕР Георг (Kaiser, Georg)

(1878-1945), немецкий прозаик, драматург, крупнейший представитель экспрессионизма. Родился 25 ноября 1878 в Магдебурге. В 1899 покинул Германию и до возвращения в 1920-х годах по нескольку лет жил в Аргентине, Испании, Италии. В тематике своих ранних пьес Еврейская вдова (Die Jdische Witwe, 1911) и Король-рогоносец (Knig Hahnrei, 1913) Кайзер испытал влияние Ф.Ведекинда, использовавшего в своих драмах мотив сексуальной несостоятельности. Кайзер стремился освободить свои пьесы от примет объективной реальности и дать выражение миру подсознания. Он избегал привычных драматургических ходов, используя типично экспрессионистские символические приемы и тщательно выстраивая сценическое действие. В Гражданах Кале (Die Brger von Calais, 1914) приветствуется самопожертвование героя на благо общества и рождение "нового человека". Драматическая трилогия Коралл (Die Koralle, 1917), Газ I (Gas I, 1918) и Газ II (1920) также изображается возрождение человека; здесь показано крушение социалистической утопии под дегуманизирующим воздействием машин. В пьесах С утра до полуночи (Von Morgens bis Mitternachts, 1916) и Ад, дорога, земля (Hlle, Weg, Erde, 1919) рисуется борьба человека с беспросветностью жизни и бессердечием близких. Среди множества других пьес Кайзера - Пожар в Опере (Der Brand im Opernhaus, 1919), Спасенный Алкивиад (Der gerettete Alkibiades, 1920) и Солдат Танака (Der Soldat Tanaka, 1940). Кайзер является также автором романов Довольно (Es Ist Genug, 1932) и Villa Aurea (1940). Умер Кайзер в Асконе (Швейцария) 4 июня 1945.

ЛИТЕРАТУРА

Кайзер Г. Драмы. М. - Пг., 1923 Кайзер Г. Кинороман. Л., 1925

КАЙРУАН

КАЙРУАН - священный мусульманский город на северо-востоке Туниса, в 100 км к югу от города Туниса. Центр паломничества, в котором сохранилась средневековая атмосфера, Кайруан окружен обширными кладбищами, где в священной земле погребены останки правоверных мусульманских паломников. Среди его многочисленных достопримечательностей - мечеть Сиди-Окба, площадь которой составляет более 9300 кв. м, крышу поддерживают мраморные колонны, доставленные из развалин римской эпохи на территории Туниса, среди них много колонн из Карфагена. В 7 в. Кайруан был резиденцией Омейядов, в 9 в. здесь находилась столица государства Аглабидов, в 10 в. - столица государства Фатимидов. Город был разрушен в 11 в., однако к 13 в. был отстроен заново.

КАКАО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАКТУСОВЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАКТУСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЛАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЛЕВАЛА

КАЛЕВАЛА (Kalevala),

карело-финский народный эпос. Первая версия (32 руны, 13 978 стихов) опубликована в 1835-1836; расширенная (50 рун, 22 795 стихов) - в 1849. Эпические песни (руны) и другие материалы, вошедшие в состав Калевалы, были тщательно собраны Э.Ленротом (1802-1884). В течение многих лет разъезжая по стране, этот деревенский лекарь собрал в восточной Финляндии и российской Карелии тысячи фрагментов героических и других рун, бытовавших в изустной традиции. Ленрот, сам превосходный сказитель, умело отбирал и соединял в циклы разрозненные тексты, составляя связное повествование. При необходимости он вставлял стихи или небольшие строфы собственного сочинения, подбирал и менял подходящие куски, добиваясь складности текста. Он же дал эпосу название Калевала. Начинается Калевала с рассказа о сотворении мира. Ее герой - старый Вейнямейнен, великий мудрец и песнопевец, способный подчинять себе и людей, и силы природы. Значительную часть повествования составляют Его неудачное сватовство к девушке много моложе его и подвиги кузнеца Ильмаринена, чьим искусством была создана волшебная мельница-самомолка Сампо. В эпосе действует еще целый ряд персонажей, а также описана кровопролитная борьба между вымышленными странами светлой Калевалой и мрачной Похьолой (Севером). После 1835 финские интеллектуалы провозгласили Калевалу величайшим памятником культурного наследия и достижений своих далеких предков, однако тогда она так и не стала истинно народной книгой. (Первое издание тиражом 500 экземпляров распродавалось в течение 10 лет.) Возможно, виной тому архаичный язык и повторяющиеся строфы. С другой стороны, эпос оказал огромное воздействие на многие аспекты культурного развития Финляндии. В десятилетия, предшествовавшие обретению независимости в 1917-1918, он питал национальное самосознание финнов и укреплял их решимость остаться свободным народом. Его влияние ощущалось в литературе, изобразительных искусствах, особенно в живописи и архитектуре, а также в филологии и этнологии. Калевала переведена на многие иностранные языки. В последние несколько десятилетий Калевала в немалой степени способствовала эволюции финского литературного языка и подпитывала исторические концепции, окрашенные романтическим вымыслом. Ее цитировали в поддержку дела мира, единого земельного налога, социализма, теософии и пр., а финские коммунисты эксплуатировали эпос, расписывая достоинства коммунизма.

ЛИТЕРАТУРА

Евсеев В.Я. Исторические основы карело-финского эпоса, кн. 1-2. М. - Л., 1957-1960 Калевала. М., 1977 Карху Э.Г. От рун - к роману: Статьи о карело-финском фольклоре, "Калевале", финской литературе. Петрозаводск, 1978

КАЛЕНДАРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЛЕНДАРЬ ЦЕРКОВНЫЙ

КАЛЕНДАРЬ ЦЕРКОВНЫЙ - литургический календарь, систематический указатель дат переходящих и непереходящих церковных праздников и постов, исчисляемых на основе суточного круга, лунных месяцев, времен года и солнечного годичного цикла. Еврейскую Пасху у древних христиан заменило ежегодное празднование воскресения Христа (христианская Пасха), а еврейскую субботу - еженедельное воспоминание воскресения Господа ("день Господень", воскресенье). Проблемы, связанные с согласованием еврейского лунного календаря с солнечным календарем, принятым у римлян, породили длительные споры относительно исчисления даты празднования Пасхи, в ходе которых постепенно был выработан литургический календарь христианской церкви. Основная структура христианского литургического календаря сложилась в 1-4 вв. Отсчет времени в литургическом годе велся от Пасхи, которой предшествуют сорокадневный Великий пост (рассчитываемый по-разному), воспоминание Входа Господня в Иерусалим ("Пальмовое", или "Вербное" воскресенье) и Христовых Страстей (в Страстную седмицу). На сороковой день после Пасхи празднуется Вознесение Господне, а еще через 10 дней - Пятидесятница (в Православной церкви этот праздник называется еще Днем Св. Троицы). К этому циклу Западная церковь в Средние века прибавила праздники Троицы (первое воскресенье после Пятидесятницы) и Тела Господня - Corpus Domini (четверг после праздника Троицы). Кульминацией другого древнего богослужебного цикла, начинавшегося с Адвента, были праздники Рождества Христова и Богоявления; этот цикл завершался между 18 января и 21 февраля, когда, с воскресенья, называемого Семидесятницей (Septuagesima), начиналось приготовление к следующей Пасхе. Древние христиане праздновали также годовщины смерти мучеников, к которым со временем прибавились дни памяти других святых. Календарь на отдельный год состоит из трех частей и включает в себя гражданский календарь (в Восточных церквах обычно юлианский, а на Западе - григорианский); два литургических круга, пасхальный и рождественский; список дней памяти святых, а также перечень постов, соблюдаемых в соответствии с канонами данной церкви или обряда.

ЛИТЕРАТУРА

Рашковский Е.Б. С высоты Востока... Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

КАЛИГУЛА

КАЛИГУЛА (Gaius Iulius Caesar Germanicus)

КАЛИГУЛА

КАЛИГУЛА

(12-41 н.э.), третий после Августа и Тиберия римский император (с 37 по 41). Полное его имя - Гай Юлий Цезарь Германик, часто его именуют просто Гай. Ласкательное прозвище Калигула, т.е. Сапожок, будущий император получил, когда находился при своем популярном в войсках отце Германике (племяннике и приемном сыне Тиберия), командовавшем рейнскими легионами. В 19 Германик умер, в 29 Тиберий арестовал и позднее погубил мать Гая, Агриппину Старшую, и его старшего брата Нерона. Еще один старший брат, Друз, умер в заключении в 33, так что Гай остался единственным сыном Германика и самым вероятным наследником Тиберия. У Гая были еще три сестры. Старшую сестру Друзиллу Гай обожествил после ее смерти в 38 н.э.; она стала первой римлянкой, удостоившейся подобной чести. Вторая сестра, Агриппина Младшая, была матерью императора Нерона. Когда вызывавший в Риме всеобщее отвращение Тиберий умер, он оставил сонаследниками имущества Гая и своего родного внука Тиберия Гемелла. Однако императором в марте 37 стал Гай, а не Гемелл (которого Гай позднее умертвил), прежде всего усилиями Квинта Невия Макрона, префекта преторианской гвардии. Гай с детства страдал эпилепсией; тяжелый недуг серьезно изменил его характер и образ правления. Он сделался властным и деспотичным, растерял обретенную было популярность и навлек на себя жгучую ненависть сената. Став императором, он тратил деньги на публичные увеселения в Риме и Италии, а также на общественные работы, из которых самым впечатляющим было сооружение наплавного моста через часть Неаполитанского залива от Бай до Путеол. Вскоре он растратил все средства, скопленные Тиберием. Устраивая внутренние дела империи, Калигула несколько раз жестоко задевал чувства евреев. Так, он оскорбил прибывших в Рим евреев Александрии (среди которых был философ Филон); им был издан указ (впоследствии отмененный) об установлении собственной статуи в иерусалимском Храме. В 39 Калигуле удалось предотвратить заговор в Рейнской области, участником которого стал овдовевший супруг его сестры Друзиллы. В это время Калигула, по-видимому, обдумывал планы вторжения в Британию; позднее этот проект был осуществлен его преемником Клавдием. Рассказы, изображающие Калигулу сумасшедшим, безосновательны. В январе 41 по выходе из театра Калигула был убит трибуном преторианской гвардии и другими заговорщиками.

ЛИТЕРАТУРА

Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. М., 1964

КАЛИДАСА

КАЛИДАСА (около 4 в.), индийский поэт и драматург классической эпохи санскритской литературы. Жил в г. Удджайне на западе современного шт. Мадхъя-Прадеш. Сохранились две придворные эпические поэмы, три пьесы и образцы лирической поэзии спорного авторства. Калидаса лучше всего известен на Западе как автор пьесы Шакунтала, шедевра с изысканными переживаниями, изобилующего лирическими и описательными вставками. Сюжет состоит в женитьбе царя Душъянты на простой девушке Шакунтале. Проклятый разгневанным мудрецом, царь забывает о своей женитьбе, но возлюбленные воссоединяются, когда Душъянта узнает супругу по подаренному ей кольцу.

ЛИТЕРАТУРА

Калидаса. Потомки Рагху: Поэма (Песнь 1). Л., 1940 Калидаса. Избранное. М., 1956 Иванов Н.М. Калидаса. Биобиблиографический указатель. М., 1957 Калидаса. Шакунтала, или Перстень-примета: Фрагменты. - В кн.: Классическая драма Востока. М., 1976 Эрман В.Г. Калидаса. М., 1976 Калидаса. Рождение Кумары. - В кн.: Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М., 1977

КАЛИДОНСКАЯ ОХОТА

КАЛИДОНСКАЯ ОХОТА - в греческой мифологии, распространенная история о жизни и смерти Мелеагра, сына Ойнея, царя Калидона, и Алфеи. Когда родился Мелеагр, мойры возвестили его матери во сне, что он будет жить, пока не догорит полено в очаге. Алфея выхватила полено из очага и спрятала его. Мелеагр вырос, участвовал в походе аргонавтов. Возвратившись, он узнал, что его отец навлек на себя гнев Артемиды, принеся жертвы всем богам, кроме нее. Богиня наслала на Калидон огромного и свирепого вепря, который опустошал поля и убивал жителей. Мелеагр созвал героев на охоту за вепрем, в ней участвовали Тесей, Ясон, Пелей, Теламон, Кастор и Полидевк, Нестор и Аталанта (дочь Иаса из Аркадии) и братья Алфеи, Плексипп и Токсей. Аталанта поразила бросившегося на охотников вепря, а Мелеагр нанес ему смертельный удар. Он дал Аталанте голову и шкуру вепря, но братья Алфеи запротестовали и попытались отнять трофеи, и тогда Мелеагр убил своих дядьев. Алфея, горя жаждой мести, швырнула спрятанное полено в огонь, и Мелеагр умер. Охваченная горем, Алфея покончила с собой.

КАЛИНА

КАЛИНА (Viburnum), род кустарников и небольших деревьев семейства жимолостных (Caprifoliaceae) родом из умеренных и субтропических областей Евразии и Америки. Многие его представители разводятся в садах из-за декоративной листвы (вечнозеленой у одних и красиво окрашенной осенью у других, листопадных видов), броских соцветий и ярких, а у части видом - и съедобных плодов. Среди вечнозеленых таксонов заслуживают упоминания калина морщинистолистная (V. rhytidophyllum) из Китая с длинными, овальными, морщинистыми листьями и изящный средиземноморский кустарник калина лавролистная (V. tinus). Листва калины гордовины (V. lantana) из Европы и Западной Азии осенью становится темно-красной. У калины Зибольда (V. sieboldii) из Японии красивая густая крона и белые цветки. У корейского вида V. carlesii цветки розовые с приятным запахом. У некоторых видов существуют формы с увеличенными стерильными цветками, образующими крупные шаровидные соцветия. Наиболее известна среди них розовая разновидность калины обыкновенной (V. opulus var. roseum) из Старого Света; разводят и белую ее разновидность, называемую по традиции бульденеж (в переводе с франц. - "снежный ком"). К местным для Северной Америки таксонам относятся калина трилопастная (V. trilobum) с алыми плодами и множество черноплодных видов, например гордовина канадская (V. lentago), калины ольхолистная (V. alnifolium), сливолистная (V. prunifolium), зубчатая (V. dentatum), шлемовидная (V. cassinoides) и голая (V. nudum).

К РОДУ КАЛИНА относятся кустарники или небольшие деревья, часто разводимые ради красивых соцветий или плодов.

К РОДУ КАЛИНА относятся кустарники или небольшие деревья, часто разводимые ради красивых соцветий или плодов.

КАЛИОСТРО АЛЕКСАНДР

КАЛИОСТРО Александр (Cagliostro, Alessandro) (1743-1795), настоящее имя - Джузеппе Бальзамо, итальянский алхимик и авантюрист. Родился 2 июня 1743 в Палермо. Совершив на родине ряд мелких преступлений, Калиостро бежал с Сицилии, после чего странствовал по Греции, Египту, Аравии, Персии, Родосу и Мальте. Вероятно, тогда Калиостро приобрел познания в алхимии и оккультизме. Вернувшись в Европу, он присвоил графский титул и женился на Лоренце Феличиани, необычайную красоту которой использовал в своих целях. Разъезжая по Европе, Калиостро представлялся врачом, алхимиком, некромантом и масоном и продавал чудодейственные напитки и лекарства, алхимические снадобья, любовные и омолаживающие эликсиры. Дерзость и изобретательность доставили ему богатство и блестящую репутацию в высшем обществе Европы. Будучи дружен с кардиналом де Роганом, Калиостро оказался вовлечен в скандальную аферу с бриллиантовым ожерельем королевы (1785). Проведя девять месяцев в Бастилии, в 1786 он был выслан из Франции. Позднее обосновался в Риме, где в 1789 его арестовали и приговорили к смерти как еретика, однако смертная казнь была заменена пожизненным заключением. Умер Калиостро в тюрьме городка Сан-Лео в Апеннинах 26 августа 1795.

ЛИТЕРАТУРА

Карнович Е.П. Калиостро в Петербурге. М., 1990 Бестужев К. Калиостро. Алма-Ата, 1991

КАЛИПСО

КАЛИПСО - в Одиссее Гомера, нимфа, дочь Атланта. Она жила на острове Огигия, где высадился после кораблекрушения Одиссей, которого она удерживала у себя семь лет.

КАЛЛАГЭН ДЖЕЙМС

КАЛЛАГЭН Джеймс (Callaghan, James) (р. 1912), лидер Лейбористской партии в 1976-1980, премьер-министр Великобритании в 1976-1979. Родился 27 марта 1912 в Портсмуте. В 1929, после окончания средней школы, работал клерком в налоговом управлении; в 1931 вступил в Лейбористскую партию. В 1939-1945 служил в Королевском военно-морском флоте. В 1945, после победы лейбористов на выборах, Каллагэн был избран в парламент. В 1951 стал министром по делам колоний в теневом кабинете, а в 1961 - министром финансов теневого кабинета. Занял этот пост в правительстве, когда лейбористы во главе с Г.Вильсоном одержали победу на выборах 1964. Каллагэн безуспешно пытался предотвратить падение курса фунта стерлингов, решив пополнить бюджет за счет увеличения налогов. Когда в 1967 фунт все же пришлось девальвировать, подал в отставку. Занимал пост министра внутренних дел до победы консерваторов в 1970. Поддержал принятие законов, ограничивавших въезд иммигрантов из Азии. В 1974, после победы на выборах лейбористов, был назначен министром иностранных дел. В 1976 Каллагэн сменил Вильсона на посту премьер-министра, сохранив его курс на ограничение роста заработной платы путем "социального контракта" с профсоюзами, и в течение нескольких лет уровень инфляции оставался на относительно низком уровне. Правительство Каллагэна, не имея большинства в парламенте, зависело от поддержки партий Шотландии и Уэльса. Каллагэн выступил с предложением о децентрализации политической власти в Шотландии и Уэльсе, однако это предложение не было одобрено на референдуме 1979, после чего национальные партии отказались поддерживать премьер-министра. Каллагэн был вынужден назначить выборы, а после поражения лейбористов (май 1979) ушел в отставку с поста премьер-министра. Оставался лидером партии до октября 1980. В 1985 оставил свое место в парламенте и ушел из политики. В 1987 Каллагэну был пожалован титул барона Каллагэна Кардиффского.

ЛИТЕРАТУРА

Павлов В. Смена на Даунинг-стрит, 10. - Новое время, 1976, № 15 Осадчая Ж.Ф. Современный лейборизм: идеология и политика. М., 1977

КАЛЛАС МАРИЯ

КАЛЛАС Мария (Callas, Maria)

МАРИЯ КАЛЛАС

МАРИЯ КАЛЛАС

(1923-1977), выдающаяся греческая оперная певица (сопрано), прославившаяся в период после Второй мировой войны. Яркостью пения и игры она произвела революцию на оперной сцене, преобразив в серьезную драму то, что обычно понималось как скучная оперная рутина. Мария Калойеропулос родилась 3 декабря 1923 в Нью-Йорке в смешанной греко-американской семье. В 1936 семья вернулась в Грецию, и там Каллас начала заниматься пением в Афинской консерватории у Эльвиры де Идальго, которая преподала ей основы бельканто. Уже в ранней юности мощное звучание голоса, а также его трехоктавный диапазон определили основное амплуа певицы - самые трудные партии итальянского репертуара, а также оперы Вагнера. Слава пришла к Каллас в 1949, когда она в течение одной недели спела Брунгильду в вагнеровской Валькирии и Эльвиру в Пуританах Беллини - то был подвиг, равного которому не найти в истории оперного искусства первой половины 20 в.: эти партии не только очень трудны, но и диаметрально противоположны по музыкальному стилю и чисто вокальным задачам. В 1951 певица вступила в труппу миланского театра "Ла Скала", став его примадонной: здесь ею было спето большинство из 37 партий ее репертуара. Голос Каллас превосходно воплощал трагический пафос беллиниевской Нормы, бойкость и остроумие россиниевской Розины (Севильский цирюльник), скорбь и безумие героинь Доницетти (Лючия ди Ламмермур) и Беллини (Сомнамбула), гордость трагических персонажей Верди. В 1954 Каллас прошла специальный курс лечения, чтобы избавиться от лишнего веса, и новый облик позволил певице воплощать на сцене оперные образы с потрясающим реализмом. В том же году она впервые с успехом выступила в США (Чикаго), а два года спустя открыла сезон 1956-1957 в "Метрополитен-опера" исполнением главной партии в Норме Беллини. В конце 1950-х годов у Каллас возникли серьезные проблемы с голосом, и в 1962 она ушла со сцены. Однако в 1965 она два раза выступила в "Метрополитен-опера" в партии Тоски: ее интерпретации, несмотря на определенные чисто вокальные недостатки, подтвердили мнение о Каллас как самой убедительной и потрясающей исполнительнице этой роли. Умерла Каллас в Париже 16 сентября 1977.

ЛИТЕРАТУРА

Тимохин В. М.Каллас. - В кн.: Выдающиеся итальянские певцы. М., 1962 М. Каллас: Биография. Статьи. Интервью. М., 1978

КАЛЛИКРАТ

КАЛЛИКРАТ - греческий архитектор середины 5 в. до н.э., один из группы афинских художников, осуществлявших замыслы Перикла по превращению Афин в культурный центр Греции. Калликрат и Иктин были создателями Парфенона (построен в 447-438 до н.э.), величайшего творения древнегреческого зодчества (см. ПАРФЕНОН). Калликрату принадлежит относящийся к 449 до н.э. проект маленького храма Ники Аптерос, возведенного ок. 427-424 до н.э. на высоком бастионе Акрополя справа от Пропилей (см. АКРОПОЛЬ). Сходство планов и деталей храма Нике и храма на р.Илисс (разрушен в 1778) вблизи древних Афин позволяет предположить, что последний был создан также по проекту Калликрата. Согласно официальным строительным отчетам, именно Калликрат завершил сооружение стен, связавших Афины и их порт Пирей в 443-442 до н.э. (т.н. Длинные стены; расстояние между Афинами и Пиреем ок. 6 км).

КАЛЛИОПА

КАЛЛИОПА - музыкальный инструмент, сконструированный в 19 в. в США и названный по имени музы эпической поэзии. Из парового котла под давлением нагнетается пар в трубки типа органных с диапазоном в несколько октав. Для игры используется клавиатура. Изобретенная с целью привлечения публики в плавучие театры и цирки, каллиопа отличалась громким пронзительным звучанием.

Предыдущая страница Следующая страница