Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Б" (часть 8, "БЛЭ"-"БОЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 8, "БЛЭ"-"БОЛ")

БЛЭР ЭНТОНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛЮМ ЛЕОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛЮНЧЛИ ИОГАНН КАСПАР

БЛЮНЧЛИ Иоганн Каспар (Bluntschli, Johann Kaspar)

(1808-1881), швейцарский юрист и государственный деятель. Родился в Цюрихе 7 марта 1808. Получил образование в Институте политики в Цюрихе, а также в университетах Берлина и Бонна. В 1830 впервые занялся политической деятельностью как сторонник конституционной реформы. Был назначен профессором права Цюрихского университета в 1833. В 1837 был избран членом Большого совета Цюриха, а в 1844 его президентом. В 1847 обосновался в Мюнхене и спустя год был назначен профессором конституционного права Мюнхенского университета. Среди написанных им трудов - Общее государственное право (Allgemeines Staatsrecht, Abtl. 1-2, 1851-1852); четырехтомный Кодекс частного права кантона Цюрих (Privatrechtliches Gesetzbuch fr den Kanton Zrich, 1854-1856). Кодекс содержит главу о контрактах, которая вошла в законы не только швейцарских кантонов, но и ряда других государств. В 1861 Блюнчли был назначен профессором конституционного права Гейдельбергского университета. Перебрался в Баден в 1866, выступал за нейтралитет Бадена во время австро-прусской войны. Наиболее заметны заслуги Блюнчли в области военного и международного права. Его книга Современное военное право (Das moderne Kriegsrecht, 1866) легла в основу документов Гаагских мирных конференций 1899 и 1907. Другая заметная работа Блюнчли - Современное международное право (Das moderne Vlkerrecht, 1868), долгое время считалась "канонической" в своей области. В 1873 Блюнчли стал одним из основателей Института международного права в Генте. Умер Блюнчли в Карлсруэ 21 октября 1881.

ЛИТЕРАТУРА

Блюнчли И. Общее государственное право. СПб, 1865-1866 Блюнчли И. История общего государственного права и политики от 16 в. по настоящее время. СПб, 1874 Блюнчли И. Современное международное право цивилизованных государств, изложенное в виде кодекса. М., 1876

БО ХУ ТУН

Отчет [[о дискуссии в Зале]] Белого тигра, Диспут в Зале Белого тигра. Другое название - Бо ху тун и (Исчерпывающий отчет [[о дискуссии в Зале]] Белого тигра), Бо ху тун дэ лунь (Рассуждения о благодати/добродетели [[в Зале]] Белого тигра). Энциклопедическое сочинение, составленное китайским ученым-историком Бань Гу по повелению императора Чжан-ди династии Восточной Хань на основе материалов второй придворной дискуссии (79 до н.э.) об истолковании канонической литературы - Пяти канонов, У цзин (первая состоялась в 81 до н.э. в Палате Каменного канала - Шицюйгэ). В этой дискуссии между различными направлениями учения о канонах победила "школа текстов новых письмен", выработавшая официальную интерпретацию конфуцианства. Зафиксировавший ее в катехизисной форме Бо ху тун до эпохи Цин (1644-1911) сам квалифицировался как канон, хотя в значительной мере отражал "апокрифическую" (вэй3) традицию. В 18 в. в связи с развитием "школой текстов старых письмен" научно-критической текстологии он был признан неортодоксальным и отнесен к разряду цза цзя ("эклектических" памятников). Современный текст Бо ху тун, восходящий к печатному изданию 1305, состоит из 43 пяней (глав). Изложенное в нем учение представляет собой основанный на нумерологической методологии (сян шу чжи сюэ) всеобъемлющий синтез этики и космологии, в котором строго регламентированный социальный порядок выступает как средство гармонизации человеческой жизни с устройством мироздания. Главная ответственность за это лежит на государе - Сыне Неба, являющемся посредником между Небом (тянь) и Поднебесной, носителем и распространителем высшей духовно-нравственной "благодати" (дэ1).

ЛИТЕРАТУРА

Древнекитайская философия. Эпоха Хань. M., 1990 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

БОАБДИЛ

БОАБДИЛ (Boabdil) (ум. ок. 1527), известный также как Мухаммад XI, или Абу-Абдуллах (откуда и произошло имя Боабдил, как называли его европейцы), сын Абу-аль-Хасана, халифа Гранады, последний маврский халиф в Испании. Стал халифом Гранады после того, как в 1482 изгнал собственного отца. В следующем году, во время набега на Кастилию, Боабдил потерпел поражение и попал в плен. Освобожденный после обещания стать вассальным правителем Гранады, подвластным Фердинанду и Изабелле, он тиранически правил до 1492, когда был вынужден оставить город осаждавшим его кастильцам. Место, с которого Боабдил, по преданию, бросил последний взгляд на Альгамбру, называется "Последний вздох мавра". Возможно, Боабдил погиб, сражаясь в Северной Африке в 1527, хотя, по другим сведениям, он прожил там в бедности до 1538.

БОАС ФРАНЦ

БОАС Франц (Boas, Franz)

ФРАНЦ БОАС

ФРАНЦ БОАС

(1858-1942), американский антрополог. Родился 9 июля 1858 в Миндене (Германия). Учился в университетах Гейдельберга, Бонна и Киля, специализировался по физике, математике и географии. В 1881 получил степень доктора наук по физике. В 1883-1884 принял участие в арктической экспедиции, на о.Баффинова Земля исследовал эскимосов. Вернувшись в Германию, был принят ассистентом в берлинский Королевский этнологический музей и преподавателем географии в Берлинский университет. В 1886 переехал в США, приступив к антропологическим исследованиям на обширной территории от Северной Америки до Пуэрто-Рико, которые продолжались до 1931. В 1888-1892 преподавал антропологию в университете Кларка, затем работал в Чикагском музее естественной истории. В 1896 стал лектором по антропологии Колумбийского университета, где в 1899 получил звание профессора. Боас был куратором по антропологии в Американском музее естественной истории (1901-1905), президентом Американского антропологического общества (1907-1908) и президентом Нью-Йоркской академии наук (1910). Принимал участие в подготовке экспедиции Джесупа на тихоокеанский Север. Отошел от активной преподавательской деятельности в Колумбийском университете в 1937. Основные публикации - Разум первобытного человека (The Mind of Primitive Man, 1911), Антропология и современная жизнь (Anthropology and Modern Life, 1928), Общая антропология (General Anthropology, 1938), Раса, язык и культура (Race, Language and Culture, 1940). Всего Боас опубликовал ок. 600 работ, в которых охвачена почти вся антропологическая тематика. Результатом полевых исследований стал его монументальный труд об индейцах квакиютли. Кроме того, ему принадлежат работы о языках американских индейцев, о развитии и пластичности человеческого организма и многих других проблемах. Умер Боас в Нью-Йорке 21 декабря 1942.

ЛИТЕРАТУРА

Боас Ф. Ум первобытного человека. М. - Л., 1926

БОБОВЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОБОРЫКИН ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ

П. Д. Боборыкин.

БОБРИНСКИЙ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

А. А. Бобринский.

БОБРИЩЕВ-ПУШКИН ПАВЕЛ СЕРГЕЕВИЧ

П. С. Бобрищев-Пушкин.

БОБРОВ ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ

В. М. Бобров. 1954 г.

БОБРОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ

БОБРОВ Павел Петрович (1867-1933), русский философ, историк философии и литературы. Родился 24 января 1867 в Риге. Окончил Дерптский (Юрьевский) университет, где занимался под руководством Г.Тейхмюллера. В 1895 защитил магистерскую диссертацию Отношение искусства к науке и нравственности, где выступил как последователь Лейбница и Тейхмюллера. С 1899 - профессор Казанского университета, а с 1906 - Варшавского университета. В 1920-е годы Бобров - профессор университета в Ростове-на-Дону. Умер Бобров в Ростове-на-Дону 12 марта 1933. В своем философском творчестве Бобров следовал принципам неолейбницианства Тейхмюллера, Лотце и панпсихизма А.А.Козлова. Он перевел на русский язык Монадологию Лейбница (1890). Собственную философскую позицию Бобров определял как "критический индивидуализм", считая, что данное определение соответствует основной и наиболее перспективной тенденции европейской философии Нового времени. После Декарта философия совершает фундаментальный поворот в своем развитии и обращается к проблеме индивидуального сознания, к проблеме личности. Дело Декарта было продолжено Лейбницем и Кантом. Бобров стремился избежать крайностей гносеологизма, увлекающего философию, по его мнению, на совершенно бесперспективный путь "бегства" от онтологии ("вопрос о бытии есть центральный вопрос всей метафизики"). К традиционным для лейбницианства трем типам бытия - идеальному, реальному и субстанциальному - Бобров прибавил еще один тип: бытие координальное. Этой своей идее он придавал исключительное значение, считая "координацию" высшей формой бытия. "Координальный" характер имеет как само человеческое мышление, постоянно открывающее и устанавливающее всевозможные связи ("мысль есть координация элементов сознания"), так и универсальная и, безусловно, духовная ("панпсихизм") реальность, рассматриваемая во всей полноте, т.е. и в своем отношении к Абсолюту ("вселенная есть координация существ между собою и Богом"). Бобров внес существенный вклад в изучение истории русской философии.

ЛИТЕРАТУРА

Бобров П.П. Новая реконструкция монадологии Лейбница. Юрьев, 1896 Бобров П.П. О самосознании. Казань, 1898 Бобров П.П. Историческое введение в логику. Варшава, 1913 Бобров П.П. История новой философии. Варшава, 1915

БОБРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОВЕ ДАНИЕЛЕ

БОВЕ Даниеле (Bovet, Daniel)

(1907-1992), итальянский физиолог и фармаколог, удостоенный в 1957 Нобелевской премии по физиологии и медицине за создание новых лекарственных препаратов. Родился 23 марта 1907 в Невшателе (Швейцария). Окончил Женевский университет, где в 1929 получил степень доктора философии. Работал в Пастеровском институте в Париже, в 1937 возглавил лабораторию химиотерапии. В 1947 основал в Высшем институте здоровья в Риме отдел химиотерапии. В 1964-1971 - профессор фармакологии университета Сассари (Сардиния), с 1971 - профессор психобиологии Римского университета. Основные научные труды Бове посвящены фармакологии, нормальной и патологической физиологии, изучению аллергии. В 1936-1937 под его руководством был получен первый сульфаниламидный препарат и установлено его антибактериальное действие. В этот же период, изучая действие адреналина на симпатическую нервную систему, Бове обнаружил, что одно из соединений, сходных с адреналином, обладает противоаллергическим действием. Это соединение стало первым антигистаминным препаратом. В 1947 поиски синтетических заменителей кураре привели его к открытию мышечных релаксантов, которые нашли применение в анестезии.

Умер Бове в Риме 8 апреля 1992.

БОВИН АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ

А. Е. Бовин.

БОВУАР СИМОНА ДЕ

БОВУАР Симона де (Beauvoir, Simone de)

СИМОНА ДЕ БОВУАР

СИМОНА ДЕ БОВУАР

(1908-1986), французская писательница. Родилась 9 января 1908 в Париже, получила строгое буржуазное воспитание, что описано в ее книге Мемуары хорошо воспитанной девушки (Mmoires d'une jeune fille range, 1958). Изучала философию в Сорбонне, где познакомилась с вождем современного экзистенциализма Ж.П.Сартром. В двух последующих частях автобиографической трилогии, Сила зрелости (La Force de l' ge, 1960) и Сила вещей (La Force des choses, 1963), изображается ее жизнь сподвижницы и ученицы Сартра. В романах Симоны де Бовуар развиваются экзистенциалистские идеи, сюжетные ходы Мандаринов (Les Mandarins, 1954; Гонкуровская премия) отражают события жизни писателей из окружения Сартра. Эссеистика С.де Бовуар включает, среди прочих, работы Мораль двусмысленности (Pour une morale de l'ambiguit, 1947), Второй пол (Le deuxime sexe, 1949), Старость (La Vieillesse, 1970). Публицистическая книга-эссе Второй пол посвящена женским проблемам и оказала большое влияние на феминистское движение. Умерла Симона де Бовуар в Париже 14 апреля 1986.

ЛИТЕРАТУРА

Бовуар С. Прелестные картинки. Очень легкая смерть. Сломленная. Нужно ли сжечь маркиза де Сада? М., 1992 Бовуар С. Второй пол. СПб, 1997

БОГАРД ДИРК

Д. Богард.

БОГАРНЕ ЭЖЕН

Первая половина XIX в.

БОГАРТ ХАМФРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОГАТИКОВ ЮРИЙ ИОСИФОВИЧ

Юрий Богатиков.

БОГАТЫРЕВ ЮРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ

Ю. Г. Богатырев.

БОГДАНОВА НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА

Н. К. Богданова.

БОГОЛЕПОВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ

Н. П. Боголепов.

БОГОЛЮБОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Н. И. Боголюбов. 1950 г.

БОГОСЛОВСКИЙ НИКИТА ВЛАДИМИРОВИЧ

Никита Богословский в 1990-х годах.

БОГОХУЛЬСТВО

БОГОХУЛЬСТВО (греч. blasphemia), любой оскорбительный или непочтительный акт, слово или намерение в отношении Бога или святыни. Обычно этот термин ассоциируется с сознательным кощунством или поруганием святыни. В Ветхом Завете он часто подразумевает отрицание или отвержение Бога (Лев 24:16; Пс 74:18; Иез 20:27). В Новом Завете евреи обвиняли в богохульстве Христа (Мф 9:3, 16:65; Лк 5:21; Ин 10:36) на том основании, что он присвоил себе атрибуты и прерогативы Бога; однако отвержение евреями Христа здесь расценивалось также как богохульство (Лк 22:65; Деян 13:45, 18:6, 26:11). В Новом Завете говорится об особом виде богохульства - "хуле на Духа Святого" (Мк 3:28-29). В некоторых христианских странах богохульство ранее рассматривалось как гражданское преступление, хулиганство, нарушение общественного порядка, а если оно осуществлялось в печатном издании, приравнивалось к диффамации и клевете. В настоящее время богохульство редко преследуется в юридическом порядке.

БОГОЯВЛЕНИЕ

БОГОЯВЛЕНИЕ (греч. epiphaneia), в Римско-католической церкви именуемое также "днем светов", "праздником трех царей" и "двенадцатым днем", один из великих христианских праздников (6 января), посвященный явлению родившегося Христа "народам". Канун Богоявления называется "двенадцатой ночью". Долгое время Рождество Христово праздновалось 6 января, но в 4 в. оно было перенесено на 25 декабря. Начиная с этого времени устанавливается праздник Богоявления - в воспоминание о явлении Христа язычникам в лице трех волхвов ("царей"), о явлении его божественности в момент его крещения в Иордане и о явлении его могущества в чуде превращения воды в вино в Кане. В Восточных церквах на первый план выступает воспоминание о крещении Христа: в этот день (6 января по старому стилю) совершается обряд водоосвящения, когда освящаются моря, озера, реки и вода, раздаваемая верующим. На Западе основное значение придается поклонению волхвов, что отразилось во многих народных обычаях.

ЛИТЕРАТУРА

Рашковский Е.Б. С высоты Востока... Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

БОДЕ ЗАКОН

БОДЕ ЗАКОН (или правило Тициуса - Боде) - эмпирическое правило, приблизительно указывающее расстояния планет от Солнца. Его предложил в 1766 немецкий математик И. Тициус, однако оно не привлекло общественного внимания до тех пор, пока не было опубликовано в 1772 немецким астрономом И. Боде. Это правило гласит, что последовательность расстояний планет от Солнца, выраженных в астрономических единицах (1 а.е. - среднее расстояние Земли от Солнца, около 150 млн. км), можно получить, прибавляя к 0,4 члены прогрессии 0, 0,3, 0,6, 1,2, 2,4, 4,8, 9,6 (в которой каждый член после второго получается удвоением предыдущего). Первые четыре и последние два таких числа, как видно из таблицы, действительно близки к расстояниям от Солнца шести известных тогда планет:

Расстояние ____Меркурий Венера Земля __Марс ________ Юпитер __Сатурн

Тициус - Боде ___0,40 ___0,70 __1,0 ___1,60 __2,8 ______5,2 ___10,0

Истинное ________0,39 ___0,72 __1,0 ___1,52 __2,1-3,5 __5,2 ____9,5

Когда в 1781 был открыт Уран на расстоянии 19,2 а.е. от Солнца, и это всего на 0,4 а.е. не совпало с предсказанием закона Боде (19,6 а.е.), начались поиски "пропущенной планеты" на расстоянии 2,8 а.е. В 1801 на расстоянии 2,76 а.е. была обнаружена малая планета (астероид) Церера. Казалось, закон Боде подтвержден. Однако открытие в 1846 Нептуна и в 1930 Плутона, расстояния которых в 30,1 и 39,6 а.е. существенно отличаются от предсказанных законом Боде (38,8 и 77,2), сделало это правило сомнительным. Хотя неоднократно предпринимались попытки дать ему физическое толкование, они оказались безуспешными. Сейчас астрономы считают, что "закон Боде" является простым совпадением, а не реальным правилом, описывающим планетную систему.

БОДЛЕР ШАРЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОДЛИ ТОМАС

БОДЛИ Томас (Bodley, Thomas)

(1545-1613), английский дипломат, ученый и основатель знаменитой Бодлианской библиотеки в Оксфорде. Родился в Эксетере 2 марта 1545. Учился в Женеве и в Модлин-колледже в Оксфорде, выполнял дипломатические миссии в Дании, Германии, Франции и Голландии. Вернулся в Англию в 1597 и посвятил остаток своих дней восстановлению и расширению университетской библиотеки в Оксфорде, ставшей первой публичной библиотекой в Европе (1602). В 1610 "Стейшнерз компани" взялась доставлять библиотеке экземпляр каждой книги, выходящей в Англии. В 1604 Бодли был возведен в рыцарское достоинство, а библиотеке было присвоено его имя. Умер он в Лондоне 28 января 1613.

БОДУЭН I

БОДУЭН I (Baudouin)

(1930-1993), король бельгийцев (roi des Belges), старший сын короля Леопольда III. Родился 7 сентября 1930; получил домашнее образование, находясь вместе с отцом Леопольдом III сначала в военном плену в Бельгии (1940-1944), затем после германского и австрийского плена (март-май 1944) в эмиграции в Швейцарии (1944-1950), где учился в частных школах, в том числе в Женевском колледже. После отречения Леопольда III от престола 17 июля 1951 принц Бодуэн, по достижении совершеннолетия, был провозглашен королем бельгийцев. В декабре 1960 он женился на дочери знатного испанского гранда Фабиоле де Мора-и-Арагон; их брак оказался бездетным В период правления Бодуэна Бельгия не раз сталкивалась с серьезными проблемами, но благодаря политическим компромиссам и дальновидной политике короля и правительства удалось успешно провести деколонизацию бельгийских владений в Африке и реформу политико-административной структуры Бельгии, предотвратив распад страны и создав федеративное государство, в котором на правовой основе теперь существуют три автономных региона - Фландрия, Валлония и Брюссель - и три языковых сообщества - французское, нидерландское (фламандское) и германоязычное. Бодуэн стремился отдалить монархию от политики и взять на себя роль беспристрастного посредника между враждующими лингвистическими общинам и трения между которыми неоднократно приводили к падению коалиционных правительств. В 1990, не желая обострять отношения с католической церковью, он заявил, что по религиозным мотивам не может поддержать закон, разрешающий аборты; тогда с его согласия бельгийское правительство приняло отставку короля (на один день), и кабинет министров, взяв на себя всю полноту власти, утвердил закон. Такое решение вопроса предотвратило конфликт с Ватиканом. Умер Бодуэн в Мотриле (Испания) 31 июля 1993. Трон занял его брат Альберт II.

БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЭ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЖЬИ КОРОВКИ

БОЖЬИ КОРОВКИ - кокцинеллиды (Coccinellidae), семейство жуков.

Тело выпуклое, округлое или овальное. Окраска - разные комбинации красного, желтого, белого и черного цветов, большей частью черные пятнышки на светлом фоне, реже - наоборот. Длина тела обычно 4-7 мм. Хорошо заметны благодаря яркой, "предостерегающей" окраске, свойственной также их личинкам и куколкам. При прикосновении выделяют из коленных сочленений капельки едкой оранжевой гемолимфы. Несъедобны для большинства насекомоядных позвоночных. Жуки и личинки хищны и очень прожорливы; питаются тлями, червецами и другими мелкими насекомыми, немногие виды растительноядны. Около 2000 видов. Распространены во всех странах света; в Европейской части СССР - около 80 видов. Хищные виды полезны, некоторые растительноядные виды вредны; например, бахчевая Б. к. (Epilachna chrysomelina) повреждает на юге бахчевые культуры; 28-точечная Б. к. (Е. vigintioctomaculata) на Дальнем Востоке вредит картофелю. Хищные Б. к. применяются для борьбы с червецами. В Абхазии ввезенные австралийские Б. к. - родолия (Rodolia cardinalis) и криптолемус (Cryptolaemus montrouzieri) - подавили размножение опасных вредителей цитрусовых - желобчатого и мучнистого червецов, а также чайной пульвинарии. В СССР используют и местных Б. к. для борьбы с тлями. Б. к. собирают и выпускают там, где много тлей. Сбор Б. к. облегчается тем, что они часто залегают на зимовки большими скоплениями (под камнями, подушковидными кустарниками и др.).

Лит.:

Теленга Н. А., Биологический метод борьбы с вредными насекомыми (хищные кокцинеллиды и использование их в СССР), К., 1948; Дядечко Н. П., Кокцинеллиды Украинской ССР, К., 1954: Биологическая борьба с вредными насекомыми и сорняками, пер. с англ., М., 1968.

Н. Н. Плавильщиков.

БОЗАНКЕТ БЕРНАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЙ БЫКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЙЛЬ РОБЕРТ

БОЙЛЬ Роберт (Boyle, Robert) (1627-1691), английский химик и физик. Родился 25 января 1627 в замке Лисмор (Ирландия). В 1635 в возрасте 8 лет поступил в Итон. В 1638 вместе со своим наставником отправился в путешествие по странам Европы, учился во Флоренции и Женеве. В 1644 вернулся в Англию и поселился в своем имении Стелбридж. Занимался исследованиями в области естественных наук, уделяя вместе с тем много времени религиозным и философским вопросам. В 1654 переехал в Оксфорд. Там он оборудовал прекрасную лабораторию, где с помощью специально приглашенных ассистентов проводил опыты по физике и химии. Одним из таких ассистентов был Р.Гук, ставший впоследствии известным ученым. В 1660 Бойль усовершенствовал воздушный насос Герике и поставил с его помощью ряд опытов: продемонстрировал упругость воздуха, определил его удельный вес и т.д. В 1661 открыл закон изменения объема воздуха с изменением давления, который независимо от него установил в 1676 также Э.Мариотт (закон Бойля - Мариотта). В 1661 вышла книга Бойля Химик-скептик (The Sceptical Chemist) (анонимно), в которой он доказывал, что химия должна стать самостоятельной наукой, опирающейся на эксперимент. Бойль отвергал концепцию четырех стихий и учение Парацельса о трех началах и ввел понятие химического элемента. Под элементами он понимал простые тела, которые нельзя создать из других тел. В 1668 Бойль получил степень почетного доктора физики Оксфордского университета; в том же году переехал в Лондон. В 1673 опубликовал результаты опытов по обжигу металлов в запаянных сосудах, которые ошибочно объяснял поглощением "корпускул" огня металлами. Эти опыты получили правильную интерпретацию лишь столетие спустя в трудах Лавуазье. Среди других работ Бойля - исследование упругости твердых тел, поведения воды при затвердевании, гидростатических эффектов. В 1663 он открыл цветные кольца в тонких слоях, названные впоследствии ньютоновскими. В 1680 Бойль был избран президентом Королевского общества, созданного в 1663 на основе "невидимой коллегии" - научной организации, в работе которой Бойль принимал участие, еще находясь в Оксфорде. От этого почетного поста он, однако, отказался по религиозным соображениям. Умер Бойль в Лондоне 30 декабря 1691.

РОБЕРТ БОЙЛЬ

РОБЕРТ БОЙЛЬ

ЛИТЕРАТУРА Крицман В.А. Роберт Бойль, Джон Дальтон, Амедео Авогадро. Создатели атомно-молекулярного учения в химии. М., 1976 Бойль Р. Новые физико-химические эксперименты, касающиеся упругости воздуха. - В кн.: Классики физической науки. М., 1989

БОЙТО АРРИГО

БОЙТО Арриго (Boito, Arrigo) (настоящее имя Энрико) (1842-1918), итальянский композитор и либреттист, известность которого связана прежде всего с оперой Мефистофель (Mefistofele); в итальянской оперной музыке, где преобладала мелодия, эта опера отразила тенденцию к драматизации выразительных средств. Бойто родился 24 февраля 1842 в Падуе в семье итальянского художника и польской графини. Учился в Миланской консерватории (где стал называть себя Арриго), а позднее, получив стипендию от правительства, - в Париже. По возвращении в Милан присоединился к группе "Скапильятура", объединявшей представителей местной богемы; ее участники, отвергая сентиментальность в творчестве неоромантиков, обращались к истокам романтизма. В 1864 Бойто опубликовал поэму Король Медведь (Re Orso), отличавшуюся разнообразием стихотворных размеров; в 1877 вышел сборник его лирики Книга стихов (Libro dei Versi). Во время войны с Австрией в 1866 служил в армии Гарибальди. Вернувшись в Милан, работал как литературный и музыкальный критик, написал несколько новелл под псевдонимом Тобиа Горрио. Над оперой Мефистофель (по Фаусту Гете) Бойто трудился почти 20 лет. Он сам дирижировал на премьере, которая состоялась в миланском театре "Ла Скала" в 1868. Публика не приняла сочинение, и автору пришлось потратить несколько лет на переделки; в 1875 Мефистофель с огромным успехом был исполнен в Болонье. Остаток жизни композитор посвятил своей второй опере, Нерон (Nerone), поставленной уже после его смерти, в 1924; партитуру отредактировал дирижер спектакля А. Тосканини. Как либреттист Бойто успешно сотрудничал с несколькими итальянскими композиторами. Он создал либретто к операм Верди Отелло и Фальстаф, к Джоконде А. Понкиелли, перевел на итальянский язык либретто опер Р. Вагнера Риенци и Тристан и Изольда. В 1893 Бойто посетил Англию, где был удостоен почетной степени доктора Кембриджского университета. В 1912 стал сенатором.

Умер он в Милане 10 июня 1918.

БОККАЧЧО ДЖОВАННИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОККЕРИНИ ЛУИДЖИ

БОККЕРИНИ Луиджи (Boccherini, Luigi) (1743-1805), итальянский виолончелист и композитор, родился 19 февраля 1743 в Лукке. Свои первые сочинения - шесть струнных квартетов - опубликовал в 1768 в Париже. Был придворным композитором прусского короля Фридриха Вильгельма II; после его смерти (1797) поселился в Мадриде, где умер в нищете 28 мая 1805. Боккерини написал множество камерных произведений, из которых в наши дни исполняются лишь немногие. Его знаменитый менуэт ля мажор входит в струнный квинтет ми мажор. Сочинения Боккерини отличаются свежестью звучания, мастерством и изяществом оркестрового письма, хотя им и недостает драматической выразительности.

БОКЛЬ ГЕНРИ ТОМАС

БОКЛЬ Генри Томас (Buckle, Henry Thomas)

(1821-1862), английский историк, известный своим трудом История цивилизации в Англии (History of Civilization in England, 1857-1861). Родился в Ли (графство Кент) 24 ноября 1821. Из-за слабого здоровья вынужден был учиться в домашних условиях, и оригинальность работ Бокля во многом обязана отсутствию у него формального образования. Идея создания Истории цивилизации впервые пришла Боклю в голову, когда ему было 18 лет, но первый том появился только в 1857. Работа сразу же завоевала успех и сделала автора знаменитым. Второй том был опубликован четыре года спустя и был встречен с тем же одобрением. Однако Бокль никак не мог вполне оправиться после смерти матери в 1858. В 1861, желая укрепить душевное и телесное здоровье, он отправился в путешествие по Египту и Святой Земле. В 1862, заразившись тифом, умер в Дамаске (29 мая), оставив незавершенным труд своей жизни. В Истории цивилизации Бокль утверждал, что человеческая история не является игрой слепого случая, свобода воли - лишь иллюзия. Поэтому к истории следует применить методы естествознания. "Я давно вынашивал убеждение, - писал он, - что прогрессивное развитие любого народа подчиняется законам, столь же правильным и достоверным, как законы материального мира. Найти эти законы - вот в чем цель моей работы". Климат, пища и почва, доказывал Бокль, определяют физическое и умственное развитие нации, и он обосновывал этот тезис, приводя примеры из истории различных стран и эпох. В его изложении история человечества является историей борьбы между обскурантизмом и просвещением, насилием и свободой, мертвящей ортодоксией и живым скептицизмом.

ЛИТЕРАТУРА

Бокль Г. История цивилизации в Англии, тт. 1-2. СПб, 1906

БОКСИТЫ

БОКСИТЫ - горная порода, состоящая из нескольких минералов - гидроксидов алюминия; главная алюминиевая руда. Обычно бокситы представляют собой землистую глиноподобную массу, которая может иметь полосчатую, пизолитовую (гороховидную) либо однородную текстуру. В обычных условиях выветривания полевые шпаты (минералы, составляющие большую часть земной коры и являющиеся алюмосиликатами) разлагаются с образованием глин, но в условиях жаркого климата и высокой влажности конечным продуктом их разложения могут оказаться бокситы, т.к. подобная обстановка благоприятствует выносу щелочей и кремнезема, особенно из сиенитов или габбро. Бокситы перерабатывают в алюминий поэтапно: сначала получают оксид алюминия (глинозем), а затем металлический алюминий (электролитическим способом в присутствии криолита). Залежи бокситов широко распространены, но большинство известных месторождений находится в тропических и субтропических широтах. Крупнейшие производители бокситов - Австралия, Гвинея, Ямайка, Суринам, Бразилия, Югославия и Греция, страны СНГ.

БОЛГАРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛГАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛДЖЕР ДЖЕЙМС БРЕНДАН

Дж. Болджер. 1993 г.

БОЛДИНИ ДЖОВАННИ

БОЛДИНИ Джованни (Boldini, Giovanni)

(1842-1931), итальянский живописец, портретист и жанрист. Родился в Ферраре 31 декабря 1842 в семье художника. Шесть лет учился во флорентийской Академии художеств, затем с 1869 работал в Лондоне, где получил известность как портретист. В 1872 поселился в Париже и стал выставлять свои работы в Салоне. В жанровой и пейзажной живописи, а позднее в портрете Болдини использовал опыт мастеров пленэрной живописи и импрессионистов. Его работы отличаются виртуозностью живописной техники и замечательной гармонией колорита. Портреты Адольфа Менцеля (1895, Берлин - Далем) и Джеймса Уистлера (1897, Нью-Йорк, Бруклинский музей) характеризуют его как глубокого и проницательного портретиста. Между 1890 и 1910 Болдини создал ряд блестящих портретов известных общественных деятелей и людей искусства и театра. В этой области он был серьезным соперником Джона Сингера Сарджента. Болдини дважды завоевывал гран-при на Всемирных выставках в Париже - в 1889 и 1900. В 1932, после смерти мастера, прошла его персональная выставка в рамках венецианской Биеннале; в 1933 была организована посвященная ему мемориальная выставка в Нью-Йорке. В 1935 на выставке итальянского искусства в Париже было представлено восемь картин Болдини, в том числе шесть портретов, среди которых были портреты композитора Дж.Верди и поэта графа Робера де Монтескье. Картины Болдини экспонировались вместе с работами Сарджента на специальной выставке во Дворце Почетного легиона в Сан-Франциско в 1959.

Умер Болдини в Париже 12 января 1931.

БОЛДУИН АЛЕК

Архив редакции "Видео-Асс".

БОЛДУИН ДЖЕЙМС АРТУР

БОЛДУИН Джеймс Артур (Baldwin, James Arthur)

(1924-1987), американский писатель. Родился 2 августа 1924 в Нью-Йорке. Старший ребенок в многодетной семье, детство провел в нищете, в трущобах Гарлема. В четырнадцать лет стал проповедником в церкви пятидесятников на Файрсайд, отразив этот опыт в первом, отчасти автобиографическом романе Иди и вещай с горы (Go Tell It on the Mountain, 1953). В 1945 выиграл первую из многочисленных стипендий и наград, позволивших ему заняться литературной работой. На Розенвальдовскую стипендию, по совету Р.Райта, уехал в Париж, где прожил девять лет. Написанные в те годы Иди и вещай с горы и роман Комната Джованни (Giovanni's Room, 1956) принесли ему известность в США. Вернувшись на родину в 1957, активно включился в движение за гражданское равноправие - писал статьи, выступал по радио и на телевидении. Его следующий роман Другая страна (Another Country, 1962) воссоздает мучительные взаимоотношения группы белых и чернокожих, ведущих богемный образ жизни. Сборник эссе В следующий раз - пожар (The Fire Next Time, 1963) вызвал широкий отклик, в частности осуждением черного расизма. Умение глубоко проникнуть в мысли и чувства черного населения Америки еще отчетливее проявилось в пронизанной гневом и болью драме Блюз для мистера Чарли (Blues for Mr. Charlie, 1964). Среди других книг Болдуина - сборники эссе Заметки сына Америки (Notes of a Native Son, 1955), Никто не знает моего имени (Nobody Knows My Name, 1961) и Цена билета (The Price of the Ticket, 1985), книга рассказов Предстоящая встреча (Going to Meet the Man, 1965), романы Если Бийл-стрит могла бы заговорить (If Beale Street Could Talk, 1974) и Над самой головой (Just Above My Head, 1979), большое эссе об американском кино У дьявола есть работа (The Devil Finds Work, 1976), очерк-расследование насилий над детьми в Атланте Очевидность невидимого (The Evidence of Things Not Seen, 1985). Умер Болдуин в Сент-Поль де Ванс 1 декабря 1987.

ЛИТЕРАТУРА

Орлова Р. В последнем кругу ада. - Иностранная литература, 1963, № 12 Болдуин Д. Блюз для мистера Чарли. - Иностранная литература, 1964, № 11 Болдуин Д. Выйди из пустыни: Рассказы и публицистика. М., 1974 Болдуин Д. Если Бийл-стрит могла бы заговорить. М., 1976 Голенпольский Т. Любовь и боль Джеймса Болдуина. - Литературное обозрение, 1976, № 1 Болдуин Д. Что значит быть американцем: Художественная публицистика. М., 1990 Болдуин Д. Комната Джованни. М., 1993

БОЛДУИН СТЭНЛИ

БОЛДУИН Стэнли (Baldwin, Stanley) (1867-1947), британский государственный деятель. Родился 3 августа 1867 в Бьюдли (графство Вустер), в семье крупного промышленника. Учился Болдуин в Харроу (1881-1885) и Тринити-колледже Кембриджского университета (1885-1888). В 1908, после смерти отца, который был членом парламента от избирательного округа, где располагались принадлежавшие ему сталелитейные предприятия, Болдуина избрали на его место от партии консерваторов. В 1916 Болдуин стал парламентским секретарем Б.Лоу, затем финансовым секретарем казначейства и вошел в кабинет министров послевоенного коалиционного правительства Ллойд Джорджа как министр торговли. В октябре 1922, став спикером от Консервативной партии, он решил выйти из коалиции и вести предвыборную борьбу самостоятельно. Ллойд Джордж ушел в отставку и консерваторы уговорили Лоу вернуться в политику в качестве их лидера, получив на декабрьских выборах 1922 большинство голосов. Лоу стал премьер-министром, а Болдуин - министром финансов. В 1923 как министр финансов он подписал соглашение об уплате долгов США по военным кредитам, которое вызвало волну критики в Англии. Первое премьерство Болдуина (он занял этот пост в мае 1923 в связи с болезнью Лоу) продолжалось всего несколько месяцев. На всеобщих выборах Болдуин потерпел поражение, и к власти пришло первое лейбористское правительство Р.Макдональда. Третьи выборы 1924 вновь привели его к победе; второе премьерство Болдуина продолжалось с 1924 по 1929. В 1926 в Англии была проведена первая всеобщая забастовка. В 1927 был принят закон "О промышленных конфликтах и тред-юнионах", запрещавший всеобщую стачку и рассматривавший ее как уголовное преступление. Второе лейбористское правительство, сменившее консерваторов, вынуждено было действовать в условиях экономического кризиса 1929. В 1931 было сформировано коалиционное правительство во главе с Макдональдом. Болдуин возглавлял самую крупную правительственную фракцию - Консервативной партии, занимал пост лорда-председателя Совета, заместителя премьера. В третий раз он стал премьер-министром в 1935, после отставки Макдональда. В области внешней политики Болдуин придерживался тактики выжидания, оказавшейся абсолютно неприемлемой в напряженной обстановке конца 1930-х годов. Болдуин не прислушивался к предупреждениям У.Черчилля и других политиков, которые указывали на опасность, исходящую со стороны гитлеровской Германии. В 1937 Болдуин отошел от политики, прежде завершив дело по отречению короля Эдуарда VIII. Когда началась Вторая мировая война, Болдуина стали обвинять в том, что он допустил ослабление обороноспособности страны. Умер Болдуин в Эстли-Холле (Стоурпорт-он-Северн) 14 декабря 1947.

БОЛДУМАН МИХАИЛ ПАНТЕЛЕЕВИЧ

М. П. Болдуман.

БОЛДЫРЕВ ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

БОЛДЫРЕВ Дмитрий Васильевич (1885-1920), русский философ. Родился в Петербурге 20 апреля 1885. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и был оставлен при кафедре философии. Стажировался в Гейдельбергском и Марбургском университетах. С 1918 - приват-доцент Пермского университета. В 1919 - директор пресс-бюро Русского бюро печати при правительстве Колчака. После падения Омского правительства был арестован большевиками. Умер Болдырев в тюремном госпитале в Иркутске 12 мая 1920. Основная философская работа Болдырева - Знание и бытие - осталась незавершенной и была опубликована его вдовой в Харбине в 1935 с предисловием Н.О.Лосского. Последний видел в Болдыреве своего последователя и яркого представителя интуитивизма. Действительно, Болдырев считал, что интуитивистские концепции Н.О.Лосского и С.Л.Франка открыли новые перспективы для философии, поскольку "преодолевают" дух субъективизма. Собственную гносеологическую теорию он называл "объективизмом", подчеркивая ее антипсихологическую направленность. В своей книге Болдырев обосновывал принципиальную несводимость знания к субъективному психологическому опыту, утверждал онтологизм познания, фундаментальную особенность бытия мира: "Единственный субъект, держатель знания, есть его объект, т.е. весь мир... Знание, очевидность есть свойство самого мира". Субъективизм, согласно Болдыреву, не может претендовать и на возникающие в человеческом сознании образы действительности. Он настаивал на том, что "между образом и предметом нет разницы по существу". Образ столь же объективен, хотя объективность эта и может иметь "ослабленный" характер. Знание и бытие по существу едины, и относительная вторичность знания определяется различием отношений в самом бытии. Даже в своих фантазиях человек не утрачивает связи с реальным, "объективным" бытием. Отношение Болдырева к российскому революционному опыту 20 столетия было последовательно отрицательным. Он был убежден в необходимости и плодотворности духовного "первенства" православной Церкви в общественной жизни России.

ЛИТЕРАТУРА

Болдырев Д.В. Знание и бытие. Харбин, 1935 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991

БОЛДЫРЕВ ЮРИЙ ЮРЬЕВИЧ

Ю. Ю. Болдырев. 1990 г.

БОЛЕЗНИ РАСТЕНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛИВАР СИМОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛИВИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛИВИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛИВИЯ. ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛИВИЯ. КУЛЬТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛИВИЯ. НАСЕЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛИВИЯ. ПРИРОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛИВИЯ. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОЛИНГБРОК ГЕНРИ СЕНТ-ДЖОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница