Энциклопедия Кольера
Статьи на букву "Б" (часть 7, "БИО"-"БЛЭ")

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 7, "БИО"-"БЛЭ")

БИОЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИОСФЕРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИОФИЗИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИОХИМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИОЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИРЖА ТОВАРНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИРЖА ФОНДОВАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИРЖА ФОНДОВАЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИРКИН ДЖЕЙН

Архив А. В. Брагинского.

БИРС АМБРОЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИРЮЗА

БИРЮЗА

БИРЮЗА

минерал, водный фосфат алюминия и меди, CuAl6(PO4)4(OH)8Ч4H2O. Название происходит от персидского "пируз" - победитель, победа (в странах Ближнего Востока бирюза считалась амулетом воинов). Цвет небесно-голубой или зеленовато-голубой. Минерал непрозрачен. Твердость 5-6, плотность 2,6-2,8. Показатели преломления 1,61 и 1,65. Кристаллизуется в триклинной сингонии. Образует скрытокристаллические, часто почковидные агрегаты, желваки, прожилковые выделения. Происхождение бирюзы связывают с низкотемпературными гидротермальными или поверхностными растворами. Этот ювелирный камень весьма популярен и довольно высоко ценится. Из бирюзы обычно изготавливают бусины, которые хорошо сочетаются по колориту с рубинами, сапфирами и изумрудами. Лучшая бирюза добывается в Иране, Египте, Центральной Азии и Китае (Тибет). В США в штатах Невада, Нью-Мексико и Калифорния местные индейцы добывают и обрабатывают зеленовато-голубую бирюзу.

БИСМАРК ОТТО ФОН ШЕНХАУЗЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИССЕТ ЖАКЛИН

Ж. Биссет.

БИСТРОМ КАРЛ ИВАНОВИЧ

К. И. Бистром. Портрет работы Д. Доу. 1820-е гг.

БИТЛЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИТТИ УОРРЕН

У. Битти.

БИХЕВИОРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БИЧЕМ ТОМАС

БИЧЕМ Томас (Beecham, Thomas) (1879-1961), английский импресарио и дирижер. Родился 29 апреля 1879 в Сент-Хеленс (близ Ливерпуля) в семье преуспевающего фабриканта, что впоследствии дало Бичему возможность создать и финансировать несколько английских оркестров и оперных трупп. Впервые выступил как дирижер в 1905 с оркестром "Куинс-Холл" в Лондоне; открыл свои оперные сезоны в 1908. Был дирижером в лондонском оперном театре "Ковент-Гарден" (с 1910), дирижировал спектаклями дягилевских "Русских сезонов" в Лондоне (1911). Получил титул сэра в 1916. В 1932 основал Лондонский филармонический оркестр, а в 1947 - Королевский филармонический оркестр (совершил с ним концертное турне по США в 1949). Особый интерес вызывала у Бичема английская музыка 18 в., он составил и инструментовал ряд оркестровых сюит из сочинений Генделя и его современников. Умер Бичем в Лондоне 8 марта 1961.

БИЧЕР-СТОУ ГАРРИЕТ

БИЧЕР-СТОУ Гарриет (Stowe, Harriet Beecher)

(1811-1896), американская писательница. Родилась 14 июня 1811 в Личфилде (шт. Коннектикут). Отец Стоу был убежденным кальвинистом, консерватором; пятеро братьев - священниками. Стоу росла в пуританской атмосфере штата. В 1832 переехала в Цинциннати, куда ее отец был назначен ректором Лейнской богословской семинарии. Здесь она впервые воочию увидела рабство; здесь же в 1836 вышла замуж за профессора Калвина Стоу, поддержавшего ее литературные занятия. К 1850, когда муж получил место в Боуден-колледже (шт. Мэн), она была матерью семерых детей. Попав в обстановку нарастающего аболиционизма с характерной для Новой Англии религиозной окраской, Стоу выразила свое негодование по поводу Закона о беглых рабах (1850) в романе Хижина дяди Тома (Uncle Tom's Cabin, 1851-1852), принесшем ей славу. Успех был немедленным, небывалое количество экземпляров (более 300 тысяч) разошлось в первый же год, и с того времени роман часто переводился и был неоднократно инсценирован. Несмотря на художественные погрешности, роман является произведением большого гуманистического звучания. Второй аболиционистский роман, Дред, история о Проклятом болоте (Dread; a Tale of the Great Dismal Swamp, 1856), более зрелый в художественном отношении, не разделил популярности Хижины дяди Тома. Лучшее в обильном и неравноценном позднем творчестве Стоу - романы и повести из жизни ее земляков, новоанглийских пуритан. Сватовство священника (The Minister's Wooing, 1859), Жемчужина острова Орр (The Pearl of Orr's Island, 1862) и Олдтаунские старожилы (Oldtown Folks, 1869) - это психологически точные очерки духовной жизни реально существовавших людей.

Умерла Стоу в Хартфорде (шт. Коннектикут) 1 июля 1896.

ЛИТЕРАТУРА

Орлова Р. Д. Хижина, устоявшая столетие. М., 1975 Хижина дяди Тома. М., 1980 Тугушева М.П. Роман Г.Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома". М., 1985

БИША МАРИ ФРАНСУА КСАВЬЕ

БИША Мари Франсуа Ксавье (Bichat, Marie Franois Xavier)

(1771-1802), французский анатом, физиолог и врач, один из основоположников гистологии и патологической анатомии. Родился 11 ноября 1771 в Туарете в семье врача. Первым его учителем анатомии был отец; он прослушал также курс лекций по медицине в Лионе. В 1793 Биша уехал в Париж, где изучал хирургию под руководством П.Дезо, а после смерти учителя занялся изданием его трудов. С 1797 читал лекции по анатомии, физиологии и хирургии, сопровождая их вскрытиями. В 1800 был назначен врачом парижской больницы Отель-Дье, где работал до конца жизни. Биша - основоположник науки о тканях человеческого тела. По его мнению, ткани - это основные структурные и физиологические единицы живого. Каждому типу ткани присуща своя специфическая функция: нервной ткани - чувствительность, мышечной - сократимость и т.д., а также свои морфологические, химические и биологические свойства. Он дал научную классификацию тканей, которые, по его представлениям, объединяются в системы и формируют органы. Болезнь Биша рассматривал как локальный процесс, охватывающий лишь определенные органы, ткани и клетки организма. Он дал систематическое описание тканей у людей, умерших от различных болезней. Эти исследования наряду с другими создали основу современной патологической анатомии. Биша стоял на позициях несводимости законов органического мира к законам неорганической природы, верил в существование "жизненной силы" - непознаваемой субстанции, отличающей живое от неживого. Среди трудов ученого - Физиологические исследования о жизни и смерти (Recherches physiologiques sur la vie et la mort, 1800); Приложения общей анатомии к физиологии и медицине (Anatomie gnrale applique la physiologie et la mdicine, 2 vols, 1801). Он успел завершить два из пяти задуманных томов Описательной анатомии (Trait d'anatomie dscriptive, 1801-1803). Три последних тома, законченные М.Бюиссоном и П.Ру, были опубликованы в 1805. Умер Биша в Париже 22 июля 1802.

ЛИТЕРАТУРА

Биша М. Физиологические исследования о жизни и смерти. СПб, 1865

БИШОП ГЕНРИ РОУЛИ

БИШОП Генри Роули (Bishop, Henry Rowley) (1786-1855), английский дирижер и композитор, родился 18 ноября 1786 в Лондоне. Учился музыке у Франческо Бьянки, итальянца, поселившегося в Англии. Его первое сочинение - опера Ангелина (Angelina), премьера состоялась в Королевском театре в Маргите (1804). Через два года в лондонском Королевском театре с успехом прошла опера Тамерлан и Баязет (Tamerlan et Bajazet). Творческая репутация Бишопа укрепилась после первого и единственного исполнения его оперы Черкесская невеста (The Circassian Bride) в театре "Друри-Лейн" в 1809 (на следующий день после премьеры пожар уничтожил театр). В 1810 Бишоп был назначен дирижером и композитором театра "Ковент-Гарден". Вошел в число основателей и дирижеров лондонского Филармонического общества; в течение первого сезона (1813) под его управлением состоялся ряд концертов. В 1825 стал дирижером театра "Друри-Лейн", а 5 лет спустя - музыкальным директором увеселительного сада "Воксхолл-Гарденс". Ту же должность он занимал в "Ковент-Гарден" (1840). В 1841-1843 был профессором музыки Эдинбургского университета. В 1842 был удостоен дворянского звания. Позднее стал профессором музыки в Оксфордском университете (1848). Написал более 130 сочинений для сцены. Среди его опер - Девушка с мельницы (The Maid of the Mill, 1814), Невольник (The Slave, 1816), Девушка Мериан (Maid Marian, 1822), Клари (Clari, 1823), Кортес (Cortez, 1823), Крестоносцы (Knights of the Cross, 1826), Под дубом (Under the Oak, 1830). В опере Клари прозвучала знаменитая песня Бишопа Дом, милый дом (Home, Sweet Home) на слова Дж.Х.Пейна. Композитору принадлежат также аранжировки Дон Жуана, Фигаро, Вильгельма Телля и других популярных опер. Он автор оратории, кантаты и множества песен для одного и нескольких голосов.

Умер он в Лондоне 30 апреля 1855.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ

В Евангелии от Луки (1:26-38) рассказывается, как архангел Гавриил был послан Богом возвестить Марии, деве, обрученной с Иосифом, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца Иисуса, который станет Мессией и наречется Сыном Божьим. Смущенная приветствием ангела, Мария затем уверилась в правдивости его обещания и выразила свою веру словами: "да будет Мне по слову твоему". Начиная по крайней мере со 2 в. Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Днем празднования Благовещения было установлено 25 марта, за девять месяцев до Рождества. С 4 в. существует и другое объяснение этой даты: искупление действительно должно было начаться с зачатия Христа в день весеннего равноденствия, который по традиции считали днем сотворения мира, и в месяц смерти и воскресения Христова (т.е. Пасхи). В Средние века отсчет дней в году нередко вели от праздника Благовещения (в Англии этот обычай сохранялся до 1752). Первые изображения сцены Благовещения относятся к 5 в. (первоначально в традиции иллюминированных рукописей), и впоследствии Благовещение становится излюбленным сюжетом в христианском искусстве и постоянной темой византийских икон, средневековой скульптуры и ренессансной живописи. Слова, которыми ангел приветствовал Марию, легли в основу молитвы "Аве Мария" ("Радуйся, Мария", в православной традиции "Богородице, Дево, радуйся"), а впоследствии - позднесредневековой молитвы "Ангелюс".

См. также

ИОСИФ, СВ.;

МАРИЯ, ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА.

ЛИТЕРАТУРА

Рашковский Е.Б. С высоты Востока...: Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

БЛАГОЙ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ

Д. Д. Благой.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

БЛАГОСЛОВЕНИЕ (греч. eulogia, лат. benedictio), акт или формула благословения как средства сообщения милости Божьей лицу, принимающему благословение, или акт или формула освящения некоторого объекта. Благословения часто упоминаются в Ветхом Завете, где обычно их давали священники. В христианской церкви преподание благословения еще в древности стало считаться функцией духовенства. Позднее, в протестантизме, необходимость в посредничестве священнослужителей почти повсеместно отрицалась. Благословением в Римско-католической церкви обычно называют формулу благословения брака, рукоположения во священство и множество других христианских литургических чинов. Его используют также для обозначения особых обрядов освящения различных объектов, пепла, свечей и воды; "благословением Св. Причастия" называют чин поклонения освященным евхаристическим Дарам. Некоторые молитвы и гимны этого чина восходят к 14 в. и принадлежат Фоме Аквинскому.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

БЛАЖЕНСТВА ЗАПОВЕДИ

БЛАЖЕНСТВА ЗАПОВЕДИ - торжественные благословения, произнесенные Иисусом над теми людьми, жизнь которых отвечает определенным условиям. Заповеди блаженства в их традиционной форме приводятся в Евангелии от Матфея (5:3-12), где каждый новый стих начинается словом "блаженны" (отсюда "Блаженны" - название соответствующего церковного песнопения). Заповеди блаженства выражают основной закон Царства Небесного, перечисляют, в чем состоит христианское совершенство, и обещают духовное воздаяние. В иной и более краткой редакции Заповеди блаженства приводятся у Луки (6:20-23). В той форме, в которой они содержатся у Матфея, заповеди блаженства поются в православных церквах во время литургии.

БЛАЗИС KАРЛО

БЛАЗИС Kарло (Blasis, Carlo) (1797-1878), итальянский танцовщик, хореограф и педагог, родился в Неаполе. Руководил танцевальной школой при театре Ла Скала в Милане. Автор двух известных трудов по классическому танцу: Трактат о танце (1820) и Кодекс Терпсихоры (1828). В 1860-х годах работал в Москве, в Большом театре и школе.

БЛАЙДЕН ЭДВАРД УИЛМОТ

БЛАЙДЕН Эдвард Уилмот (Blyden, Edward Wilmot)

(1832-1912), либерийский просветитель, известный идеолог панафриканизма, активный пропагандист западноафриканской культуры. Родился 3 августа 1832 на острове Сент-Томас (Виргинские острова) в семье, считавшейся потомками ибо из Нигерии. Не по годам развитый молодой Блайден решил стать священником. В 1850 он пытался поступить в один из теологических колледжей США. В 1851, возмущенный дискриминацией черных в Америке и вдохновленный идеями панафриканизма, Блайден эмигрировал в Либерию. В 1851-1871 Блайден жил в Либерии, затем попеременно в Либерии и британских колониях Лагос и Сьерра-Леоне. Часто посещал Великобританию и США. Сведения о его карьере можно суммировать следующим образом: редактор "Либерия геральд" ("Liberia Herald"), 1856-1857; пресвитерианский священнослужитель, 1858; профессор Либерийского колледжа, 1880-1884; государственный секретарь Либерии, 1864-1866; посол Либерии в Британии, 1877-1878 и 1892; посол Либерии в Британии и Франции, 1905; основатель и редактор сьерра-леонской газеты "Нигроу" ("Negro"); чиновник администрации колонии Сьерра-Леоне по работе во внутренних районах, 1872-1873; представитель Американского колонизационного общества в США, 1889-1890; чиновник администрации колонии Лагос по делам местного населения, 1896-1897; директор системы образования для мусульман в Сьерра-Леоне, 1901-1906. В 1885 баллотировался на пост президента Либерии. Умер Блайден во Фритауне (Сьерра-Леоне) 7 февраля 1912.

Идеи Блайдена. Блайден был одним из выдающихся мыслителей 19 в., неутомимым пропагандистом панафриканизма, автором оригинальных концепций. Его перу принадлежат сотни статей, множество памфлетов и несколько книг, плоды интенсивных научных изысканий. Он активно сотрудничал с ведущими британскими и американскими журналами, получил почетные ученые степени нескольких американских университетов и являлся членом ряда европейских и американских научных обществ. Еще в юности Блайден поставил перед собой цель возродить самоуважение людей черной расы. Он автор книг Христианство, ислам и негроидная раса (Christianity, Islam, and the Negro Race, 1887) и Жизнь и обычаи Африки (African Life and Customs, 1908). Как журналист и много ездивший с выступлениями лектор Блайден стремился укрепить чувство общности среди англоговорящих западноафриканцев и объединить враждовавших между собой западноафриканских христиан и мусульман. Блайден считал европейский колониализм одним из средств обеспечения единства Западной Африки, ее стабильности и материального прогресса. Тем не менее он видел и отрицательные стороны правления европейцев. Его больше всего беспокоило, что нетерпимость белых к другим культурам может нанести непоправимый ущерб африканской культуре и тому, что он называл "африканской личностью".

БЛАН ЛУИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛАНКИ ЛУИ ОГЮСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛАНТЕР МАТВЕЙ ИСААКОВИЧ

М. И. Блантер.

БЛАНШАР ЖАН ПЬЕР ФРАНСУА

БЛАНШАР Жан Пьер Франсуа (Blanchard, Jean Pierre Francois)

(1753-1809), французский воздухоплаватель, первым совершивший перелет через Ла-Манш. Родился 4 июля 1753 в Лез-Андели. В 1770-е годы безуспешно пытался построить летательный аппарат тяжелее воздуха - махолет, а после полета братьев Монгольфье в 1783 на воздушном шаре занялся созданием аэростатов. На своем первом аэростате, наполненном водородом, в 1784 совершил несколько полетов во Франции, затем в Англии. 7 января 1785 он вместе с американским врачом Дж.Джеффрисом перелетел через Ла-Манш, поднявшись в воздух в Дувре и приземлившись в лесу близ Кале во Франции. Совершив несколько демонстрационных полетов в Европе, Бланшар отправился в Америку. Здесь 9 января 1793 он перелетел из Филадельфии в Нью-Джерси. Это был первый полет в Америке на воздушном шаре, он длился 46 мин; одним из многочисленных его наблюдателей был Джордж Вашингтон. Последний, шестидесятый полет Бланшара (1808) закончился аварией, после которой он так и не оправился.

Умер Бланшар в Париже 7 марта 1809.

БЛАСКО ИБАНЬЕС ВИСЕНТЕ

БЛАСКО ИБАНЬЕС Висенте (Blasco Ibaez, Vicente)

ВИСЕНТЕ БЛАСКО ИБАНЬЕС

ВИСЕНТЕ БЛАСКО ИБАНЬЕС

(1867-1928), испанский романист. Родился 29 января 1867 в Валенсии, в мелкобуржуазной семье. Примкнув к республиканцам, активно участвовал в общественно-политической жизни страны, познал изгнание, неоднократно подвергался тюремному заключению. Восемь раз избирался депутатом кортесов. Во время Первой мировой войны активно выступал в защиту Антанты. Когда генерал Примо де Ривера захватил власть в Испании в 1923, Бласко Ибаньес бежал в Париж, где стал лидером антимонархической группы и развернул кампанию против диктатора. Умер в Медоне (Франция) 28 января 1928. Романы Бласко Ибаньеса разделяются на провинциальные и общезначимые, выходящие за рамки провинциальной тематики и местного колорита. Из первых наиболее известны Хутор (La Barraca, 1898), В апельсиновых садах (Entre naranjos, 1900), Ил и тростник (Canas y barro, 1902), рисующие природу Валенсии и жизнь ее обитателей (так называемый "валенсианский цикл"). Вторую группу наилучшим образом представляют Четыре всадника Апокалипсиса (Los cuatro jinetes del Apocalipsis, 1915), Его морское святейшество (El Рapa del mar, 1925) и У ног Венеры ( los pies de Venus, 1926). В психологическом романе из жизни матадоров Кровь и песок (Sangre y arena, 1908) прозвучали мотивы социальной критики, сближающие Бласко Ибаньеса с писателями "Поколения 1898 года". В самой Испании его не считали писателем первого ряда, впечатление от его книг часто портит небрежный и маловыразительный стиль. Испытав значительное влияние натурализма, он стал переходной фигурой от критического реализма к "Поколению 1898 года". Бласко Ибаньес писал также рассказы и путевые очерки, работал для кино.

ЛИТЕРАТУРА

Бласко Ибаньес. В. Избранные произведения, тт. 1-3. М. - Л., 1959 Бласко Ибаньес. В. Солнце мертвых: Рассказы. М., 1965 Бласко Ибаньес. В. Хутор; Кровь и песок. М., 1967

БЛЕЙК УИЛЬЯМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛЕКСЛИ АЛБЕРТ ФРЭНСИС

БЛЕКСЛИ Алберт Фрэнсис (Blakeslee, Albert Francis)

(1874-1954), американский ботаник и генетик. Родился 9 ноября 1874 в Дженезео (шт. Нью-Йорк). В 1896 получил степень бакалавра в Уэслианском университете, в 1904 - степень доктора философии в Гарвардском университете. Некоторое время работал в Германии, затем вернулся в Гарвард. В 1899-1907 работал в Гарвардском университете, в 1907-1914 занимал пост профессора ботаники и генетики Коннектикутского сельскохозяйственного колледжа (ныне Коннектикутский университет). Изучал генетику высших растений и написал получившую широкую известность книгу Деревья зимой (Trees in Winter). В 1915-1941 работал на станции экспериментальной эволюции при Институте Карнеги в Колд-Спринг-Харборе (шт. Нью-Йорк) (в 1936-1941 - директор этого института). В 1943-1949 был директором Смитсоновского колледжа в Нортхемптоне, где основал станцию экспериментальной генетики. Основные работы Блексли посвящены изучению мутантов. В 1904 он открыл явление гетероталлизма у грибов (раздельнополость, выражающаяся в физиологическом и генетическом различии полов без морфологических различий мужских и женских особей). Впервые применил метод воздействия колхицином на митоз в растительной клетке с целью получения полиплоидов (1937). Для изучения генного баланса у хромосомных мутантов использовал новый объект - растение дурман. Изучая процесс возникновения мутаций на этом растении, показал, что многие мутации состоят в добавлении лишней хромосомы к одной из пар нормальных хромосом.

Умер Блексли в Нортхемптоне (шт. Массачусетс) 16 ноября 1954.

БЛЕРИО ЛУИ

БЛЕРИО Луи (Bleriot, Louis)

(1872-1936), французский летчик и авиаконструктор, первым перелетевший через Ла-Манш на самолете. Родился 1 июля 1872 в Камбре. С 1900 начал строить планеры и ортоптеры, с 1906, после появления легких авиационных двигателей, - самолеты, постоянно улучшая их конструкцию. В 1908 совершил полет длительностью 14 км на своем самолете. Обладатель первого летного удостоверения Международной авиационной федерации (ФАИ). 25 июля 1909 Блерио первым в мире перелетел через Ла-Манш, из Кале в Дувр, на моноплане "Блерио ХI" с трехцилиндровым двигателем мощностью 25 л.с. Самолеты Блерио имели наиболее совершенную по тем временам конструкцию, а его шасси со свободноустанавливающимся колесом для посадки против ветра широко использовалось в авиации. Во время Первой мировой войны Блерио занимался строительством самолетов для французской армии. Всего за этот период было выпущено более 10 тыс. самолетов его конструкции, в том числе знаменитые истребители "Спад". После войны Блерио основал собственную авиастроительную компанию по выпуску гражданских самолетов и гидросамолетов.

Умер Блерио в Париже 2 августа 1936.

БЛЕСТ ГАНА АЛЬБЕРТО

БЛЕСТ ГАНА Альберто (Blest Gana, Alberto) (1830-1920), чилийский романист. Родился 16 июня 1830 в Сантьяго. Проживая во Франции в 1847-1851, страстно увлекся романами О.Бальзака. На родине стал основоположником чилийского романа, создав по европейским образцам около десятка романов. Шумный успех имел Мартин Ривас (Martin Rivas, 1862) - реалистически воссозданная история молодого человека на фоне восстания 1851 в столице, первый сколок чилийской жизни. Тогда же, в начальный период своего творчества, Блест Гана выпустил романы Арифметика любви (La aritmtica del amor, 1860) и Идеал повесы (El ideal de un calavera, 1863). После длительного пребывания на дипломатической службе во Франции и Великобритании, обогащенный произведениями новых европейских литераторов, писатель вернулся к литературному творчеству и создал романы Во времена реконкисты (Durante la reconquista, 1897), Изгнанники (Los Transplantados, 1904), Безумный Эстеро (El loco Estero, 1909) и Глэдис Фэйрфилд (Gladys Fairfield, 1912). Безумный Эстеро - по мнению большинства критиков, лучший роман писателя, написан по воспоминаниям детства. Умер Блест Гана в Париже 9 ноября 1920.

ЛИТЕРАТУРА

Любимова Е. "Человеческая комедия Чили": Романы Альберто Блест Ганы. - В кн.: Формирование национальных литературт Латинской Америки. М., 1970 Блест Гана А. Мартин Ривас. М., 1981

БЛЕХЕН КАРЛ

Ок. 1830. Новая Пинакотека. Мюнхен.

БЛИЕ БЕРТРАН

Б. Блие.

БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК. НАСЕЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК. НОВАЯ ИСТОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК. ОБЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК. ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК. ПРИРОДНАЯ СРЕДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК. ЭКОНОМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛОК АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛОКИ И ПОЛИСПАСТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛОКФЛЕЙТА

БЛОКФЛЕЙТА - или продольная флейта, главная флейта европейской музыки в 11-18 вв., возродившая свою популярность после Второй мировой войны, особенно среди музыкантов-любителей. Держа инструмент вертикально, как кларнет, исполнитель вдувает воздух через свистковое устройство, а для игры использует 6-7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одно для большого пальца на тыльной. Диапазон - две октавы и одна нота. Начиная с эпохи Возрождения блокфлейта изготовлялась разных размеров и высоты звучания. Одной из любопытных ее разновидностей была имевшая только пальцевые отверстия французская флейта "галубе" (galoubet), на которой играли одной рукой, другой рукой ударяя по барабану. Родственный блокфлейте инструмент, отличающийся от нее лишь некоторыми деталями, - флажолет, популярный среди любителей музыки в 18-19 вв.

БЛОНДЕЛЬ ФРАНСУА

Ворота в Сен-Дени в Париже. 1672.

БЛОНСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ

БЛОНСКИЙ Павел Петрович (1884-1941), русский философ, психолог. Родился в Киеве 14 мая 1884. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Занимался античной философией и прежде всего платонизмом. Был учеником Г.И.Челпанова. Магистерская диссертация Блонского посвящена творчеству Плотина. В Киеве он публикует историко-философские исследования: Проблема реальности у Беркли; Этическая проблема у Эд.Гартмана и др. В 1913 Блонский становится приват-доцентом Московского университета. Помимо историко-философских изысканий, Блонский много внимания уделяет проблемам психологии и педагогики, преподает педагогические дисциплины в университете Шанявского. Одно время он был близок к эсерам, затем (после Февральской революции) сблизился с большевиками. В своих статьях этого периода Блонский рассматривал возможности развития системы образования в условиях социализма (Почему все трудящиеся должны стать социалистами, Школа и общественный строй). Несмотря на радикальные перемены в мировоззрении (от Платона и Плотина к марксизму), Блонский оставался блестящим историком философии, способным понять и оценить серьезные идеи и позиции, в том числе ему отнюдь не близкие. Так, в большой статье Кн. С.Н.Трубецкой и философия, посвященной книгам С.Н.Трубецкого Метафизика в древней Греции и Учение о Логосе в его истории и опубликованной в ежегоднике "Мысль и слово" (издававшемся Г.Г.Шпетом), Блонский критически оценивает многие выводы автора и, в первую очередь, сближение Трубецким античной метафизики и мистики с последующей христианской традицией. Однако, не разделяя этих историко-философских обобщений и самой религиозно-философской позиции Трубецкого, он смог оценить ее по достоинству: "Для кн. С.Н.Трубецкого философия имела огромное жизненное значение... По его мнению, философию делает философией метафизика, т.е. цельное и сверхчувственное свободное познание вселенской истины. Метафизика - заветное святое святых философии, ее душа... Кн. С.Н.Трубецкой был метафизиком не только как философ-писатель, но и как живая психологическая личность... История метафизики была для него не мертвой историей, но живой метафизикой". С 1919 Блонский руководит Московской академией народного образования. В 1930-1941 работает в Институте психологии, много усилий тратит на разработку теории педологии (им, в частности, была разработана генетическая теория памяти). Эти научные изыскания Блонского были прерваны после запрета педологии в 1930-е годы. Умер Блонский в Москве 15 февраля 1941.

ЛИТЕРАТУРА

Блонский П.П. Философия Плотина. М., 1918 Блонский П.П. Современная философия. М., 1918-1922 Блонский П.П. Очерк научной психологии. М., 1921 Блонский П.П. Педология. М., 1925 Блонский П.П. Память и мышление. М., 1935

БЛОУ ДЖОН

БЛОУ Джон (Blow, John) (1649-1708), английский органист и композитор, родился 20 февраля 1649 в Норт-Коллингеме (графство Ноттингемшир). Был учителем Генри Перселла. Незаурядный композиторский талант Блоу проявился очень рано: многие его юношеские сочинения вошли в сборник Клиффорда Церковные службы (Divine Services). В 1660 Блоу стал певчим Королевской капеллы, а вскоре - ее регентом (июнь 1674). Был включен в число органистов при капелле. В 1668 назначен органистом в Вестминстерское аббатство, но в 1679 эта должность перешла от Блоу к Перселлу. Когда его великий ученик неожиданно умер (1695), Блоу вернулся в аббатство, где прослужил до конца жизни. В 1687-1702 был регентом в соборе св. Павла. В его наследии более ста хоралов, музыка для церковных служб, сочинения для клавесина; он написал одно произведение для сцены - оперу Венера и Адонис (Venus and Adonis).

Умер Блоу в Лондоне 1 октября 1708.

ЛИТЕРАТУРА

Конен В. Перселл и опера. М., 1978

БЛОХ ЭРНЕСТ

ЭРНЕСТ БЛОХ

ЭРНЕСТ БЛОХ

(Bloch, Ernest) (1880-1959), швейцарско-американский композитор; для его творчества характерно включение еврейских богослужебных мелодий в произведения, написанные в современных жанрах и современным музыкальным языком. Блох родился 24 июля 1880 в Женеве. Учился у Э. Жак-Далькроза в Женеве и в течение нескольких лет совершенствовался в скрипичной игре в Брюсселе у Э. Изаи. Работал дирижером в Лозанне (1911-1915) и преподавал композицию в Женевской консерватории. В 1916 приехал в США как дирижер балетной труппы. Творчество Блоха глубоко связано с атмосферой традиционного еврейского дома. Это нашло отражение в целом ряде его наиболее удачных сочинений. Таковы Три еврейские поэмы для оркестра (Trois pomes juifs, 1913); симфония № 2 Израиль (Israel, 1917); Шломо, еврейская рапсодия для виолончели с оркестром (Schelomo: a Hebrew rhapsody, 1915-1916); Баал Шем, три картины из жизни хасидов для скрипки с оркестром (Baal Schem, 1923); Псалмы (Psalms, 1912-1914); Еврейская сюита для скрипки и фортепиано (Suite hbraique, 1923); Глас вопиющего в пустыне, симфоническая поэма с солирующей виолончелью (Voice in the Wilderness, 1937); наконец, одно из наиболее известных сочинений Блоха - синагогальная служба Аводат Хакодеш для смешанного хора и оркестра (Avodath Hakodesh, 1934). Однако талант Блоха не позволил ему ограничиться еврейской тематикой. В 1903 он написал оперу Макбет по Шекспиру (либретто Э.Флега). Она прошла 15 раз в парижской "Опера комик" в 1910 и была возобновлена в Неаполе в 1938. Известность Блоха в Европе и США быстро росла благодаря его симфоническим произведениям. Так, композитор написал симфонию с хором Америка (America, 1917): посвященную памяти Авраама Линкольна и Уолта Уитмена. Страну, где он родился, Швейцарию, Блох почтил в симфонической поэме Гельвеция (Helvetia, 1929). Важными событиями в творческой жизни композитора стали и его ранние симфонические произведения, например, Жить и любить (Vivre et aimer, 1900) и Зима - весна (Hiver - printemps, 1905), а также более поздние - Симфоническая сюита (Suite symphonique, 1945), оркестровая сюита Поэмы моря (Poems of the Sea, 1923) и особенно два часто исполняемых concerti grossi (1925 и 1953), в которых черты доклассических инструментальных жанров сочетаются с современным языком композитора. Кроме того, можно упомянуть две скрипичные сонаты, Мистическую поэму (Pome mystique) для скрипки и фортепиано, фортепианный концерт, скрипичный концерт и несколько струнных квартетов. Вторая опера Блоха - Иезавель (Jezabel) осталась незавершенной. Умер Блох в Портленде (шт. Орегон) 15 июля 1959.

БЛОХИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛОХИН ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ

О. В. Блохин. 1985 г.

БЛУДОВ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Д. Н. Блудов.

БЛУМАРТ АБРАХАМ

БЛУМАРТ Абрахам (Bloemaert, Abraham)

(1564-1651), голландский художник. Родился 25 декабря 1564 в Горкаме. Учился у Геррита Сплинтера в Утрехте и у Йоста де Беера, а затем с 1581 по 1584 в Париже у Жана Бассо, Херри и Иеронимуса Франкена. Впоследствии художник вернулся в Утрехт и стал членом гильдии св. Луки, а затем ее деканом (1611-1628). Работал в самых разных жанрах, от религиозной живописи до натюрморта, и был очень известен. Среди его многочисленных учеников - Ян Бот и Якоб Кейп. В числе работ живописца - Благовещение, Рождество, Мужской портрет, Кающаяся Мария Магдалина, Гиппомен, коронуемый на арене, Свадьба Пелея, Воскрешение Лазаря, Меркурий и Аргус, Мученичество св. Андрея (по картине Караваджо), Второй сон Иосифа, Святые Петр и Павел, Ниоба, Венера и Адонис, Геркулес и Омфала, Исход евреев из Египта и Св. Виллеброу, епископ Утрехтский. Умер Блумарт в Утрехте 27 января 1651.

БЛУМЕНБАХ ИОГАНН ФРИДРИХ

БЛУМЕНБАХ Иоганн Фридрих (Blumenbach, Johann Friedrich)

(1752-1840), немецкий анатом и антрополог. Родился в Готе (Германия) 11 мая 1752. Учился в Йенском и Геттингенском университетах. В 1775 получил степень доктора медицины. В 1776-1835 - профессор клинической медицины и заведующий кабинетом естественной истории в Геттингенском университете. Создал в университете анатомическую коллекцию, известную в Европе главным образом благодаря обширному собранию человеческих черепов. Занимался сравнительной анатомией и физиологией. Изучал анатомию черепа, особенности волосяного покрова и цвета кожи человека. Более всего известны труды Блуменбаха по сравнительной анатомии и систематизации рас. По его представлениям, все люди могут быть отнесены к одной из пяти рас: кавказской, монголоидной, эфиопской, американской и малайской, которые тем не менее представляют собой вариации единого вида, образовавшиеся под влиянием климатических условий. Высказывал также идею общности происхождения различных видов животных. Среди наиболее известных книг Блуменбаха - О естественных различиях в роде человеческом (De generis humani varietate nativa, 1775); Законы физиологии (Institutiones physiologicae, 1787); Руководство по естественной истории (Handbuch der vergleichenden Anatomie, 1824). Умер Блуменбах в Геттингене 22 января 1840.

БЛУМФИЛД ЛЕОНАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЛЭКЕТТ ПАТРИК МЕЙНАРД СТЮАРТ

БЛЭКЕТТ Патрик Мейнард Стюарт (Blackett, Patrick Maynard Stuart)

(1897-1974), английский физик; удостоен в 1948 Нобелевской премии по физике за открытия в области ядерной физики и физики космических лучей. Родился 18 ноября 1897 в Лондоне. Учился в военно-морских колледжах в Осборне и Дартмунде, во время Первой мировой войны служил в войсках военно-морского флота. В 1919 окончил Кембриджский университет. В 1923-1933 работал в Кавендишской лаборатории. В 1933-1937 и 1953-1965 - профессор Лондонского университета, в 1937-1953 - Манчестерского университета. Работы Блэкетта относятся к областям ядерной физики и физики космических лучей. В 1925, усовершенствовав камеру Вильсона, впервые получил фотографии расщепления ядер азота a-частицами, зарегистрировал след протона. В 1933, вскоре после открытия позитрона, вместе с Дж.Оккиалини обнаружил позитроны в космических лучах (ливни электронов и позитронов), показал рождение электронно-позитронных пар из g-квантов. Блэкетт - автор ряда общественно-политических работ. В 1948 вышла в свет его книга Страх, война и бомба: военные и политические последствия использования атомной энергии (Fear, War and the Bomb: Military and Political Consequences of Atomic Energy); в ней он подверг критике те методы, которыми США и Англия пытались осуществлять международный контроль за использованием атомной энергии. Умер Блэкетт в Лондоне 13 июня 1974.

ЛИТЕРАТУРА

Блэкетт П. Космическое излучение. Харьков, 1935

БЛЭКСТОН УИЛЬЯМ

БЛЭКСТОН Уильям (Blackstone, William)

УИЛЬЯМ БЛЭКСТОН

УИЛЬЯМ БЛЭКСТОН

(1723-1780), английский юрист и писатель, родился в купеческой семье в Чипсайде (Лондон) 10 июля 1723. Получил образование в Чартерхаус-Скул в Лондоне и Пембрук-колледже Оксфордского университета. В 1741 вступил в "Миддл-темпл", отметив это событие стихами Прощание юриста со своей музой (напечатаны в "Альманахе Додсли"). В 1744 Блэкстон был избран членом совета оксфордского Олл-Соулз-колледжа. Через два года он стал практикующим юристом, но вскоре обнаружил, что не обладает качествами, необходимыми для преуспевающего юриста того времени; в 1753 он вышел в отставку и восстановил свое членство в научном сообществе Оксфорда. В английских университетах того времени не предусматривались курсы обучения английскому праву, и Блэкстон решил заполнить эту брешь в образовании. С 1753 он читал курсы лекций, которые давали студентам необходимую подготовку. В 1758 Блэкстон был назначен профессором юриспруденции, в 1761 он был избран в парламент от округа Хиндон (Уилтшир); в том же году назначен королевским советником. Женившись, Блэкстон должен был оставить место в Олл-Соулз-колледже, и был назначен ректором в Нью-Инн-холл (Оксфорд) (ушел с этого поста в 1766). В 1763 ему была предложена специально созданная должность генерального стряпчего при королеве Шарлотте Софии. В 1765 появился первый том прославившего Блэкстона труда Комментарии к английским законам (Commentaries on the Laws of England); оставшиеся три части он выпустил в течение последующих четырех лет. В 1768 Блэкстон вернулся в парламент как депутат от Уэстбери. В 1770 он отклонил предложение занять должность генерального стряпчего, но стал одним из судей по общим апелляциям. Комментарии Блэкстона по-прежнему остаются краеугольным камнем английской и американской юридической практики.

Умер Блэкстон в Лондоне 14 февраля 1780.

Предыдущая страница Следующая страница