Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Статьи на букву "Х" (часть 16, "ХЕГ"-"ХЕЙ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 16, "ХЕГ"-"ХЕЙ")

Хегенбарт

Хегенбарт (Hegenbarth)

Йозеф (15.6.1884, Ческа-Каменице, ныне ЧССР, - 27.7.1962, Дрезден), немецкий график и живописец (ГДР), член-корреспондент АХ ГДР (1955). Учился в АХ в Дрездене (1908-1915), там же профессор в 1946-49. Работал преимущественно в технике рисования тушью. Анималист, автор остроэкспрессивных, выполненных в нервной, иронической манере серий рисунков, иллюстраций к «Рейнеке-Лису» И. В. Гёте (1950), «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя (1952), драмам У. Шекспира (1957). Национальная премия ГДР (1954).

Лит.: Löffler F., Josef Hegenbarth, Dresden, [1959].

Хегенбарт Йозеф

Хегенбарт (Hegenbarth) Йозеф (15.6.1884, Ческа-Каменице, ныне ЧССР, ‒ 27.7.1962, Дрезден), немецкий график и живописец (ГДР), член-корреспондент АХ ГДР (1955). Учился в АХ в Дрездене (1908‒1915), там же профессор в 1946‒49. Работал преимущественно в технике рисования тушью. Анималист, автор остроэкспрессивных, выполненных в нервной, иронической манере серий рисунков, иллюстраций к «Рейнеке-Лису» И. В. Гёте (1950), «Мёртвым душам» Н. В. Гоголя (1952), драмам У. Шекспира (1957). Национальная премия ГДР (1954).

Лит.: Löffler F., Josef Hegenbarth, Dresden, [1959].

Хёгикай

Хёгикай - профессиональное объединение в Японии в 1925-28. См. Нихон родо кумиай хёгикай.

Хёглунд

Хёглунд (Höglund)

Цет (29.4.1884, Гётеборг, - 13.8.1956, Стокгольм), деятель шведского рабочего движения. Родился в семье торговца. С 1902 член Социал-демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ), с 1909 председатель правления Социал-демократического союза молодёжи Швеции; лидер левого крыла шведских социал-демократов. В годы 1-й мировой войны 1914-18 интернационалист, член Циммервальдской левой (См. Циммервальдская левая). Один из основателей (1917) компартии Швеции (КПШ; до 1921 называлась Левая социал-демократическая партия Швеции), её председатель в 1917, 1919-21, 1921-24. В 1924 за правооппортунистическую деятельность исключен из КПШ. С 1926 вновь член СДРПШ, в 1928-44 член ее Исполкома. В канун и в годы 2-й мировой войны 1939-45 антифашист. В послевоенный период отошёл от политической деятельности.

Хеглунд

Хеглунд (Hägglund)

Эрик (15.6.1887, Хёсшё, Вестернорланд, - 13.3.1959, Стокгольм), шведский химик-органик, технолог, специалист по химии древесины и продуктов её переработки, главным образом Лигнина и лигносульфоновых кислот (См. Лигносульфоновые кислоты). Профессор академии в г. Турку (1920-30) и Королевского технологического института в Стокгольме (1930-53); директор (1935-54) Центральной лаборатории целлюлозной промышленности (Стокгольм). Почётный член многих иностранных научных обществ.

Соч.: The chemistry of wood, N. Y., 1951; Holzchemie, 2 Aufl., Lpz., 1939.

Лит.: Gustavson К. H., Professor Erik Hägglund, «Chemistry and Industry», 1959, № 6, p. 511.

Хёглунд Цет

Хёглунд (Höglund) Цет (29.4.1884, Гётеборг, ‒ 13.8.1956, Стокгольм), деятель шведского рабочего движения. Родился в семье торговца. С 1902 член Социал-демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ), с 1909 председатель правления Социал-демократического союза молодёжи Швеции; лидер левого крыла шведских социал-демократов. В годы 1-й мировой войны 1914‒18 интернационалист, член Циммервальдской левой. Один из основателей (1917) компартии Швеции (КПШ; до 1921 называлась Левая социал-демократическая партия Швеции), её председатель в 1917, 1919‒21, 1921‒24. В 1924 за правооппортунистическую деятельность исключен из КПШ. С 1926 вновь член СДРПШ, в 1928‒44 член ее Исполкома. В канун и в годы 2-й мировой войны 1939‒45 антифашист. В послевоенный период отошёл от политической деятельности.

Хеглунд Эрик

Хеглунд (Hägglund) Эрик (15.6.1887, Хёсшё, Вестернорланд, ‒ 13.3.1959, Стокгольм), шведский химик-органик, технолог, специалист по химии древесины и продуктов её переработки, главным образом лигнина и лигносульфоновых кислот. Профессор академии в г. Турку (1920‒30) и Королевского технологического института в Стокгольме (1930‒53); директор (1935‒54) Центральной лаборатории целлюлозной промышленности (Стокгольм). Почётный член многих иностранных научных обществ.

Соч.: The chemistry of wood, N. Y., 1951; Holzchemie, 2 Aufl., Lpz., 1939.

Лит.: Gustavson К. H., Professor Erik Hägglund, «Chemistry and Industry», 1959, № 6, p. 511.

Хеда

Хеда (Heda)

Биллем Клас (около 1594, Харлем, - около 1680, там же), голландский живописец. Работал в Харлеме (мастер с 1631). Испытал влияние П. Класа. В зрелый период писал натюрморты, специализировавшись на т. н. «завтраках». Произв. Х. («Завтрак с ежевичным пирогом») присущи тонкая передача фактуры предметов и светотени, мягкий серовато-коричневый колорит.

Лит.: Gelder Н. Е. van, W. С. Heda, A. von Beyeren, W. Kalf..., Arnst., [1941].

Хеда Биллем Клас

Хеда (Heda) Биллем Клас (около 1594, Харлем, ‒ около 1680, там же), голландский живописец. Работал в Харлеме (мастер с 1631). Испытал влияние П. Класа. В зрелый период писал натюрморты, специализировавшись на т. н. «завтраках». Произв. Х. («Завтрак с ежевичным пирогом») присущи тонкая передача фактуры предметов и светотени, мягкий серовато-коричневый колорит.

Лит.: Gelder Н. Е. van, W. С. Heda, A. von Beyeren, W. Kalf..., Arnst., [1941].

Хедаят

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хедаят Резакулихан

Хедаят Резакулихан (псевдоним ‒ Чакар) (8.6.1800, Тегеран, ‒ 30.6.1871, там же), иранский поэт, филолог, историк и государственный деятель. В 1829 получил от Иранского шаха титул «царя поэтов». С 1838 служил при дворе, стал помощником министра образования и в 1851 ‒ директором первого в Иране общеобразовательного учебного заведения Дар ольфонун. В 1867 ему было поручено воспитание наследного принца, но слабое здоровье вынудило Х. вскоре подать в отставку. Поэтическое наследие Х., не выходящее за рамки классической литературной традиции, состоит из дивана (около 50 тыс. бейтов), романтической поэмы «Цветник райского сада», 6 месневи. Х. ‒ автор исторических трудов «Краткая история» и десятитомника «Чистый сад Насери» (изд. 1854‒56), задуманного как продолжение «Истории» Мирхонда (15 в.) и «Истории» Хондемира (16 в.). Составил поэтические антологии «Собрание красноречивых» (т. 1‒2, изд. 1878), снабженные сведениями об авторах, и «Луга познавших» (изд. 1888), куда вошли стихи суфийских поэтов (см. Суфийская литература). Автор толкового словаря персидского языка. «Украшающий собрания словарь» (изд. 1871).

Лит.: Комиссаров Д. С., Очерки современной персидской прозы, М., 1960; Кор-Оглы Х., Современная персидская литература, М., 1965; История персидской и таджикской литературы. Под ред. Яна Рипка, М., 1970.

Д. С. Комиссаров.

Хедаят Садег

Хедаят Садег (17.2.1903, Тегеран, ‒ 9.4.1951, Париж), иранский писатель, филолог и общественный деятель. Учился в Бельгии и Франции (1926‒30). Хорошо знал народное творчество и классическую персидскую литературу.

Рассказы Х., опубликованные в разное время в Бельгии, Франции и Иране, составили сборник «Заживо погребённый» (1930). Затем изданы пьесы и сборники рассказов «Три капли крови» (1932), «Светотень» (1933), две большие новеллы «Алявийе-ханум» (1933) и «Слепая сова» (1937); в соавторстве с Масуд Фарзадом создан сборник памфлетов и сатирических рассказов «Достопочтенная книга господина Вак-Вака» (1934). Писатель отдал известную дань модернистским течениям (новеллы «Смерть», «Заживо погребённый», «Манекен в витрине» и др.). Но и в эти годы в его творчестве звучит протест против тяжёлых условий жизни и социальной несправедливости. В новеллах 30-х гг. («Стервятники», «Даш Аколь», «Исповедь» и др.) возникает реалистическая тенденция, которая в более поздний период творчества Х. становится преобладающей. В сборнике рассказов «Бродячий пёс» (1943) и «Распутство» (1944) Х. подвергает критике некоторые стороны Иран. действительности, выступает против фашизма и колониализма, сатирически обличает «рыцарей капитализма» (повесть «Хаджи-ага», 1945, и др.), сочувствует своим героям ‒ людям труда.

Х. перевёл на современный персидский язык, снабдив комментарием и предисловиями, ряд среднеперсидских памятников: «Книга подвигов Ардашира Папакана», «Разъяснения, устраняющие сомнения». Знаток персидского фольклора и этнографии, Х. издал сборники народных детских песен, игр, загадок ‒ «Сказки», народных песен ‒ «Народные таране», народных персидских поверий, обычаев и обрядов ‒ «Страна чудес». Выступал с литературно-критическими и этнографическими статьями. В 1950 Х. выехал в Париж. В порыве отчаяния уничтожил несколько рукописей своих произведений и покончил жизнь самоубийством. Сочинения Х. переведены на многие языки мира; его творчество оказало значительное влияние на развитие современной персидской литературы.

Соч. в рус. пер.: Избранное, М., 1957; Бродяга Аколь. Избр. произв., [М., I960]; Избр. произв., М., 1969.

Лит.: Кешелава Т., Художественная проза Садека Хедаята, Тб., 1958; Комиссаров Д. С., Садег Хедаят. Жизнь и творчество, М., 1967; его же, С. Хедаят, «Народы Азии и Африки», 1973, № 3.

Д. С. Комиссаров.

Хедебю

Хайтхабу (Hedeby, Haithabu), поселение в Дании (в юго-восточной части полуострова Ютландия, южнее современного г. Шлезвиг, ныне в ФРГ), существовавшее в 9 - середине 11 вв. В период экспансии викингов (См. Викинги) Х. был одним из важнейших торговых пунктов Северной Европы, связывавших страны Балтики и Востока с Западной Европой. За обладание Х. шла борьба между датчанами, немцами, шведами, славянами, норвежцами, которая завершилась разрушением Х. Археологические исследования (под руководством немецкого археолога Г. Янкуна, с 30-х гг. 20 в.) обнаружили следы военного и торгово-ремесленного поселения, гавани и укрепления, окружавшего Х.

Лит.: Гуревич А. Я., Походы викингов, М., 1966; Berichte über die Ausgrabungen in Haithabu, Bd 1-4, Neumünster, 1969-1970.

Хедер

I Хе́дер (от древнеевр. хедер - комната)

еврейская начальная школа для обучения мальчиков основам Иудаизма. Традиционный Х., утвердившийся в средние века, без существенных изменений сохранялся в последующее время, являясь орудием распространения религиозного фанатизма и националистической обособленности. Согласно иудаизму, все мужчины еврейской общины были обязаны читать священные книги. Для обучения этому открывался Х. или на средства общины, или меламедом (учителем, буквально толкователь) как частная платная школа.

В дореволюционной России Х. чаще представлял собой не единое учебное заведение, а отдельные 3 типа (ступени) школы. В первоначальном Х. (низшей ступени) дети обучались азбуке, чтению и заучивали молитвы; на следующей ступени ученики знакомились с Пятикнижием (Торой), некоторыми текстами др. книг Ветхого завета (см. Библия), с первоначальными сведениями из Талмуда. Письму, как правило, в Х. не обучали. На этом подавляющее число учащихся заканчивало курс обучения и лишь весьма небольшая часть их посвящала ещё года два-три более подробному изучению Талмуда. Полный курс обучения обычно - 10 лет. Мальчики посещали Х. начиная с дошкольного возраста и проводили в нём весь день до 5-8 ч вечера, кроме субботы, праздничных и предпраздничных дней. В методах преподавания господствовали зубрёжка и дословный пересказ религиозных текстов на разговорном еврейском языке Идиш, применялись телесные наказания.

В конце 19 - начале 20 вв. стали появляться единичные, т. н. новые, «образцовые» Х., в которых обучение основам иудаизма соединялось с преподаванием общеобразовательных предметов. Эти школы разрешалось посещать и девочкам. В настоящее время традиционный Х. сохранился в некоторых капиталистических странах. Существовавшие в дореволюционной России Х. (главным образом в черте еврейской оседлости) упразднены после Октябрьской революции 1917 в связи с созданием единой общеобразовательной школы.

Лит.: Брамсон Л. М., К истории начального образования евреев в России, СПБ, 1896: Справочная книга по вопросам образования евреев, СПБ, 1901.

С. М. Орлов.

II Хе́дер (англ. header, от head - возглавлять)

жатвенный рабочий орган зерноуборочного комбайна (См. Зерноуборочный комбайн). Срезает стебли и транспортёром подаёт их в молотильный аппарат комбайна.

Хедер (евр. начальная школа)

Хедер (от древнеевр. хедер ≈ комната), еврейская начальная школа для обучения мальчиков основам иудаизма. Традиционный Х., утвердившийся в средние века, без существенных изменений сохранялся в последующее время, являясь орудием распространения религиозного фанатизма и националистической обособленности. Согласно иудаизму, все мужчины еврейской общины были обязаны читать священные книги. Для обучения этому открывался Х. или на средства общины, или меламедом (учителем, буквально толкователь) как частная платная школа. ═ В дореволюционной России Х. чаще представлял собой не единое учебное заведение, а отдельные 3 типа (ступени) школы. В первоначальном Х. (низшей ступени) дети обучались азбуке, чтению и заучивали молитвы; на следующей ступени ученики знакомились с Пятикнижием (Торой), некоторыми текстами др. книг Ветхого завета (см. Библия), с первоначальными сведениями из Талмуда. Письму, как правило, в Х. не обучали. На этом подавляющее число учащихся заканчивало курс обучения и лишь весьма небольшая часть их посвящала ещё года два-три более подробному изучению Талмуда. Полный курс обучения обычно ≈ 10 лет. Мальчики посещали Х. начиная с дошкольного возраста и проводили в нём весь день до 5≈8 ч вечера, кроме субботы, праздничных и предпраздничных дней. В методах преподавания господствовали зубрёжка и дословный пересказ религиозных текстов на разговорном еврейском языке идиш, применялись телесные наказания. ═ В конце 19 ≈ начале 20 вв. стали появляться единичные, т. н. новые, «образцовые» Х., в которых обучение основам иудаизма соединялось с преподаванием общеобразовательных предметов. Эти школы разрешалось посещать и девочкам. В настоящее время традиционный Х. сохранился в некоторых капиталистических странах. Существовавшие в дореволюционной России Х. (главным образом в черте еврейской оседлости) упразднены после Октябрьской революции 1917 в связи с созданием единой общеобразовательной школы.

Лит.: Брамсон Л. М., К истории начального образования евреев в России, СПБ, 1896: Справочная книга по вопросам образования евреев, СПБ, 1901. ═ С. М. Орлов.

Хедер (механич.)

Хедер (англ. header, от head ≈ возглавлять), жатвенный рабочий орган зерноуборочного комбайна. Срезает стебли и транспортёром подаёт их в молотильный аппарат комбайна.

Хеджази

Сеид Мохаммед Багер (р. 1896), иранский писатель. Учился во Франции, получил специальность инженера-радиотехника, затем окончил Высшую политическую школу в Тегеране. Занимал различные посты в государственном аппарате. В 30-х гг. издавал общественно-политический журнал «Иране эмруз». Автор социально-бытовых романов «Хома» (1927), «Паричехр» (1929), «Зиба» (1930), «Фируза» (2-я ч. под названием «Тайфун»), повести «Дервиш Корбан» (1937). Основная тема этих произведений - трагедия Иранской женщины, лишённой каких-либо гражданских прав. Писал рассказы из быта средних слоев городского населения: сборники «Думы» (1940), «Зеркало» (1942), «Кубок» (1945). Назидательный тон рассказов традиционен и восходит к Иранской классической литературе. Пьесы Х. на бытовые, исторические и социальные темы: «Кукла», «Хаджи Ага новатор», «Хафиз», «Война», «Сделайте депутатом Махмуд-агу» и др.

Лит.: Комиссаров Д. С., Очерки современной персидской прозы, М., 1960.

Хеджази Сеид Мохаммед Багер

Хеджази Сеид Мохаммед Багер (р. 1896), иранский писатель. Учился во Франции, получил специальность инженера-радиотехника, затем окончил Высшую политическую школу в Тегеране. Занимал различные посты в государственном аппарате. В 30-х гг. издавал общественно-политический журнал «Иране эмруз». Автор социально-бытовых романов «Хома» (1927), «Паричехр» (1929), «Зиба» (1930), «Фируза» (2-я ч. под названием «Тайфун»), повести «Дервиш Корбан» (1937). Основная тема этих произведений ‒ трагедия Иранской женщины, лишённой каких-либо гражданских прав. Писал рассказы из быта средних слоев городского населения: сборники «Думы» (1940), «Зеркало» (1942), «Кубок» (1945). Назидательный тон рассказов традиционен и восходит к Иранской классической литературе. Пьесы Х. на бытовые, исторические и социальные темы: «Кукла», «Хаджи Ага новатор», «Хафиз», «Война», «Сделайте депутатом Махмуд-агу» и др.

Лит.: Комиссаров Д. С., Очерки современной персидской прозы, М., 1960.

Хеджирование

Хеджирование (от англ. hedge - ограждать, страховать себя от возможных потерь)

в капиталистических странах особая форма страхования цены и прибыли путём продажи или покупки на товарных биржах т. н. фьючерсов (контрактов по сделкам на срок). В связи с тем что изменения рыночных цен на товар и цен на фьючерсы одинаковы по размерам и направлению, Х. в некоторой мере снижает для капиталиста риск убытков, связанных с колебаниями цен на бирже.

Хедив

Хедив (перс. - господин, государь)

титул египетских правителей в 1867-1914.

Хеемскерк

Хеемскерк (Heemskerk)

Ян (1818-1897), нидерландский государственный деятель; см. Хемскерк Я.

Хеемскерк Ян

Хеемскерк (Heemskerk) Ян (1818≈1897), нидерландский государственный деятель; см. Хемскерк Я.

Хей

Хей (Hay)

Джон Милтон (8.10.1838, Сейлем, штат Индиана, - 1.7.1905, Ньюбери, штат Нью-Хэмпшир), государственный деятель и дипломат США. По образованию юрист. В 1897-98 посол в Великобритании. С 1898 государственный секретарь. Один из главных проводников империалистической экспансии США на рубеже 19 и 20 вв. Участвовал в разработке Парижского мирного договора 1898 (См. Парижский мирный договор 1898), завершившего испано-американскую войну 1898 (См. Испано-американская война 1898). В 1899 провозгласил «открытых дверей» доктрину (См. Открытых дверей доктрина) в отношении Китая. С именем Х. связана также разработка Хея - Паунсфота договора 1901 (См. Хея - Паунсфота договор 1901), Хея - Эррана договора 1903 (См. Хея - Эррана договор 1903), договора Хея - Бюно-Варильи 1903 (см. в ст. Американо-панамские договоры) по вопросу о строительстве и статуте будущего Панамского канала.

Хей Джон Милтон

Хей (Hay) Джон Милтон (8.10.1838, Сейлем, штат Индиана, ‒ 1.7.1905, Ньюбери, штат Нью-Хэмпшир), государственный деятель и дипломат США. По образованию юрист. В 1897‒98 посол в Великобритании. С 1898 государственный секретарь. Один из главных проводников империалистической экспансии США на рубеже 19 и 20 вв. Участвовал в разработке Парижского мирного договора 1898, завершившего испано-американскую войну 1898. В 1899 провозгласил «открытых дверей» доктрину в отношении Китая. С именем Х. связана также разработка Хея ‒ Паунсфота договора 1901, Хея ‒ Эррана договора 1903, договора Хея ‒ Бюно-Варильи 1903 (см. в ст. Американо-панамские договоры) по вопросу о строительстве и статуте будущего Панамского канала.

Хейберг

I Хе́йберг (Heiberg)

Гуннар Эдвард [18.11.1857, Кристиания (Осло), - 22.2.1929, там же], норвежский драматург и критик. В социальной пьесе «Тётя Ульрика» (1884) выступил против буржуазной морали. В драме «Большой выигрыш» (1895) показал перерождение революционера под воздействием богатства. Драма «Трагедия любви» (1904) проникнута туманной символикой, элементы натурализма сочетаются в ней с импрессионизмом. Критические статьи: «Ибсен н Бьёрнсон на сцене» (1918), «Норвежский театр» (1920) и др.

Соч.: Sarnlede dramatiske verker, bd 1-4, Kristiania, 1917-18: Hugg og Stikk, Oslo, 1951; в pyc. пер. - Собр. соч., т. 1-2, М., 1911.

Лит.: Bab J., Das drama der Liebe. B., 1925; Skavlan E., Gunnar Heiberg, Oslo, 1950.

II Хе́йберг (Heiberg)

Йохан Людвиг (14.12.1791, Копенгаген, - 25.8.1860, Боннеруп, близ Рингстеда), датский писатель. В 1849-56 директор Королевского театра в Копенгагене. Автор работ по теории искусства (трактат «О водевиле как драматургическом виде искусства», 1826, и др.). В водевилях «Царь Соломон и Йорген-шапочник» (1825), «Датчане в Париже» (1833) и др., в политической пьесе «Первоапрельские дурачки» (1826) выразил ироническое отношение к действительности. Романтические драмы «Холм эльфов» (1828), «Эльфы» (1835), «Фата Моргана» (1838) написаны на сказочные сюжеты. В 40-е гг. обращался к жанру философской поэзии, к сатире (комедия «Душа после смерти», 1841).

Соч.: Samlede skrifter, bd 1-2, Kbh., 1861-62; Poetiske skrifter, bd 1-3, Kbh., 1931-32.

Лит.: Гозенпуд А. А., Датский театр, в кн.: История западноевропейского театра, т. 4, М., 1964; Dansk litteratur historie, bd 2, Kbh., 1965.

III Хе́йберг (Heiberg)

Петер Андреас (16.11.1758, Вордингборг, - 30.4.1841, Париж), датский писатель. В романе «Приключения банкноты в один ригсдалер» (1787-1793) подверг критике общественную жизнь Дании. Автор сатирических стихов, песен и комедий, в которых высмеивал мещанскую мораль и сословные предрассудки («Эти „фоны" и „ваны"», 1792, и др.). За антиправительственные выступления в 1799 был осужден на изгнание. С 1800 жил в Париже.

Соч.: Samlede skuespil, del 1-4, Kbh., 1806-19; Erindringer, Christiania, 1830; Udvaigte skrifter, Kbh., 1884.

Лит.: Dansk litteratur historie, bd 1, Kbh., 1964.

Хейберг Гуннар Эдвард

Хейберг (Heiberg) Гуннар Эдвард [18.11.1857, Кристиания (Осло), ‒ 22.2.1929, там же], норвежский драматург и критик. В социальной пьесе «Тётя Ульрика» (1884) выступил против буржуазной морали. В драме «Большой выигрыш» (1895) показал перерождение революционера под воздействием богатства. Драма «Трагедия любви» (1904) проникнута туманной символикой, элементы натурализма сочетаются в ней с импрессионизмом. Критические статьи: «Ибсен н Бьёрнсон на сцене» (1918), «Норвежский театр» (1920) и др.

Соч.: Sarnlede dramatiske verker, bd 1‒4, Kristiania, 1917‒18: Hugg og Stikk, Oslo, 1951; в pyc. пер. ‒ Собр. соч., т. 1‒2, М., 1911.

Лит.: Bab J., Das drama der Liebe. B., 1925; Skavlan E., Gunnar Heiberg, Oslo, 1950.

Хейберг Йохан Людвиг

Хейберг (Heiberg) Йохан Людвиг (14.12.1791, Копенгаген, ‒ 25.8.1860, Боннеруп, близ Рингстеда), датский писатель. В 1849‒56 директор Королевского театра в Копенгагене. Автор работ по теории искусства (трактат «О водевиле как драматургическом виде искусства», 1826, и др.). В водевилях «Царь Соломон и Йорген-шапочник» (1825), «Датчане в Париже» (1833) и др., в политической пьесе «Первоапрельские дурачки» (1826) выразил ироническое отношение к действительности. Романтические драмы «Холм эльфов» (1828), «Эльфы» (1835), «Фата Моргана» (1838) написаны на сказочные сюжеты. В 40-е гг. обращался к жанру философской поэзии, к сатире (комедия «Душа после смерти», 1841).

Соч.: Samlede skrifter, bd 1‒2, Kbh., 1861‒62; Poetiske skrifter, bd 1‒3, Kbh., 1931‒32.

Лит.: Гозенпуд А. А., Датский театр, в кн.: История западноевропейского театра, т. 4, М., 1964; Dansk litteratur historie, bd 2, Kbh., 1965.

Хейберг Петер Андреас

Хейберг (Heiberg) Петер Андреас (16.11.1758, Вордингборг, ‒ 30.4.1841, Париж), датский писатель. В романе «Приключения банкноты в один ригсдалер» (1787‒1793) подверг критике общественную жизнь Дании. Автор сатирических стихов, песен и комедий, в которых высмеивал мещанскую мораль и сословные предрассудки («Эти └фоны⌠ и └ваны⌠», 1792, и др.). За антиправительственные выступления в 1799 был осужден на изгнание. С 1800 жил в Париже.

Соч.: Samlede skuespil, del 1‒4, Kbh., 1806‒19; Erindringer, Christiania, 1830; Udvaigte skrifter, Kbh., 1884.

Лит.: Dansk litteratur historie, bd 1, Kbh., 1964.

Хейверилл

Хейверилл (Haverhill)

город на С.-В. США, в Новой Англии, в штате Массачусетс, на р. Мерримак. 47 тыс. жителей (1975; с соседним г. Лоренс и общей пригородной зоной 268 тыс. жителей). Центр обувной промышленности и производства обувных машин.

Хейвуд

I (Heywood)

Джон (около 1497, Лондон, - около 1580, Бельгия), английский драматург. Друг Т. Мора. Индивидуализируя характеры героев своих интерлюдий (См. Интерлюдия), сыграл значительную роль в превращении средневекового Моралите в бытовую комедию (комическая сценка «Четыре П», опубликована 1569). Оставил сборник эпиграмм и пословиц (1562).

Соч.: The dramatic writings, L., 1905.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956; Maxwell I., French farce and J. Heywood, Melbourne - L., 1946.

II Хе́йвуд (Heywood)

Томас (около 1574 - 16.8.1641, Лондон), английский драматург. Учился в Кембриджском университете (1591-93). В 1598-99 в Лондоне были поставлены комедии Х. «Джоан ничуть не хуже моей возлюбленной», «Война без баталий, любовь без взаимности» «Четыре лондонских подмастерья». Основные жанры Х. - фарс («Ворожея из Хогсдона», опубликована 1638. рус. пер. 1960) и романтическая комедия («Красотка с Запада», опубликована 1631, рус. пер. 1956). Автор т. н. домашних драм («Женщина, убитая добротой», опубликована 1607, рус. пер. 1959; «Английский путешественник», опубликована 1633), исторических хроник и пьес на античные сюжеты, поэмы «Юнона и Парис» (1594).

Лит.: Аникст А., История английской литературы, М., 1956; Grivelet М., Thomas Heywood et ie drame domestique élizabethain. P., 1957.

III Хе́йвуд (Haywood)

Уильям (Билл) Дадли (4.2.1869, Солт-Лейк-Сити, штат Юта, - 18.5.1928, Москва), деятель рабочего движения США. Родился в семье шахтёра. Работал горняком, участвовал в забастовках и демонстрациях шахтёров. В 1896 вступил в Западную федерацию горняков Америки, в 1901 стал её секретарём-казначеем. В 1901 вступил в Социалистическую партию США, примкнул к её левому крылу. Х. - один из основателей (1905) и лидеров организации «Индустриальные рабочие мира». Боролся против оппортунистической линии в руководстве Социалистической партии, некоторое время испытывал влияние анархо-синдикалистских идей. Приветствовал Октябрьскую революцию в России. В 1919 вступил в Коммунистическую рабочую партию Америки. За свою революционную деятельность неоднократно подвергался репрессиям. В 1921 тяжело больной Х. эмигрировал в СССР, работал в Международной организации помощи борцам революции (МОПР).

Соч. в рус. пер.: Кровь и слёзы, М., 1927; Книга Билля Хейвуда, М. - Л., 1932.

Лит.: Лапицкий М. И., Уильям Хейвуд. М., 1974.

Хейвуд Джон

Хейвуд (Heywood) Джон (около 1497, Лондон, ‒ около 1580, Бельгия), английский драматург. Друг Т. Мора. Индивидуализируя характеры героев своих интерлюдий, сыграл значительную роль в превращении средневекового моралите в бытовую комедию (комическая сценка «Четыре П», опубликована 1569). Оставил сборник эпиграмм и пословиц (1562).

Соч.: The dramatic writings, L., 1905.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956; Maxwell I., French farce and J. Heywood, Melbourne ‒ L., 1946.

Хейвуд Томас

Хейвуд (Heywood) Томас (около 1574 ‒ 16.8.1641, Лондон), английский драматург. Учился в Кембриджском университете (1591‒93). В 1598‒99 в Лондоне были поставлены комедии Х. «Джоан ничуть не хуже моей возлюбленной», «Война без баталий, любовь без взаимности» «Четыре лондонских подмастерья». Основные жанры Х. ‒ фарс («Ворожея из Хогсдона», опубликована 1638. рус. пер. 1960) и романтическая комедия («Красотка с Запада», опубликована 1631, рус. пер. 1956). Автор т. н. домашних драм («Женщина, убитая добротой», опубликована 1607, рус. пер. 1959; «Английский путешественник», опубликована 1633), исторических хроник и пьес на античные сюжеты, поэмы «Юнона и Парис» (1594).

Лит.: Аникст А., История английской литературы, М., 1956; Grivelet М., Thomas Heywood et ie drame domestique élizabethain. P., 1957.

Хейвуд Уильям Дадли

Хейвуд (Haywood) Уильям (Билл) Дадли (4.2.1869, Солт-Лейк-Сити, штат Юта, ‒ 18.5.1928, Москва), деятель рабочего движения США. Родился в семье шахтёра. Работал горняком, участвовал в забастовках и демонстрациях шахтёров. В 1896 вступил в Западную федерацию горняков Америки, в 1901 стал её секретарём-казначеем. В 1901 вступил в Социалистическую партию США, примкнул к её левому крылу. Х. ‒ один из основателей (1905) и лидеров организации «Индустриальные рабочие мира». Боролся против оппортунистической линии в руководстве Социалистической партии, некоторое время испытывал влияние анархо-синдикалистских идей. Приветствовал Октябрьскую революцию в России. В 1919 вступил в Коммунистическую рабочую партию Америки. За свою революционную деятельность неоднократно подвергался репрессиям. В 1921 тяжело больной Х. эмигрировал в СССР, работал в Международной организации помощи борцам революции (МОПР).

Соч. в рус. пер.: Кровь и слёзы, М., 1927; Книга Билля Хейвуда, М. ‒ Л., 1932.

Лит.: Лапицкий М. И., Уильям Хейвуд. М., 1974.

Хейг

Хейг (Haig)

Дуглас (19.6.1861, Эдинбург, - 29.1.1928, Лондон), граф (1919), британский фельдмаршал (1917). Окончил военную академию в Сандхерсте (1884). С 1885 служил в кавалерии, участвовал в Суданской экспедиции 1898 и англо-бурской войне 1899-1902. В 1903-06 инспектор кавалерии в Индии, в 1909-12 начальник штаба англо-индийской армии, в 1912-14 начальник Олдершотского учебного лагеря. В начале 1-й мировой войны 1914-18 командир 1-го английского экспедиционного корпуса, с начала 1915 командующий 1-й английской армией и с декабря 1915 командующий британскими экспедиционными войсками во Франции. После войны в 1919-20 командовал войсками метрополии. Участвовал в создании различных организации ветеранов.

Хейг Дуглас

Хейг (Haig) Дуглас (19.6.1861, Эдинбург, ‒ 29.1.1928, Лондон), граф (1919), британский фельдмаршал (1917). Окончил военную академию в Сандхерсте (1884). С 1885 служил в кавалерии, участвовал в Суданской экспедиции 1898 и англо-бурской войне 1899‒1902. В 1903‒06 инспектор кавалерии в Индии, в 1909‒12 начальник штаба англо-индийской армии, в 1912‒14 начальник Олдершотского учебного лагеря. В начале 1-й мировой войны 1914‒18 командир 1-го английского экспедиционного корпуса, с начала 1915 командующий 1-й английской армией и с декабря 1915 командующий британскими экспедиционными войсками во Франции. После войны в 1919‒20 командовал войсками метрополии. Участвовал в создании различных организации ветеранов.

Хёйгенс

Хёйгенс (Huygens)

Константин (4.9.1596, Гаага, - 26.3.1687, там же), нидерландский поэт. Окончил Лейденский университет (1617). Занимал крупные государственные посты. Лирическая поэзия Х. имеет дидактический и философский характер (стихотворение «Моё одиночество», «Старость», «Сны» и др.). В эпиграммах и многих стихах Х. высмеивал религиозный фанатизм и придворную жизнь (сборник «Васильки», 1658). Автор семейной хроники «Юность Константина Хёйгенса, описанная им самим» (1631), комедий.

Лит.: Bachrach A. G. Н., Sir Constantin Huygens and art of the 17 century England and Holland, 1953.

Хёйгенс Константин

Хёйгенс (Huygens) Константин (4.9.1596, Гаага, ‒ 26.3.1687, там же), нидерландский поэт. Окончил Лейденский университет (1617). Занимал крупные государственные посты. Лирическая поэзия Х. имеет дидактический и философский характер (стихотворение «Моё одиночество», «Старость», «Сны» и др.). В эпиграммах и многих стихах Х. высмеивал религиозный фанатизм и придворную жизнь (сборник «Васильки», 1658). Автор семейной хроники «Юность Константина Хёйгенса, описанная им самим» (1631), комедий.

Лит.: Bachrach A. G. Н., Sir Constantin Huygens and art of the 17 century England and Holland, 1953.

Хейдеггер

Хейдеггер (Heidegger)

Мартин (1889-1976), немецкий философ; см. Хайдеггер М.

Хейдеггер Мартин

Хейдеггер (Heidegger) Мартин (1889≈1976), немецкий философ; см. Хайдеггер М.

Хейдеманн

Ханс Хансович [28.10(9.11).1896 - 29.8.1925], деятель революционного движения Эстонии. Член Коммунистической партии с 1922. Родился в волости Таагепера, ныне сельсовет Таагепера Валгаского района Эстонской ССР, в крестьянской семье. Во время 1-й мировой войны 1914-18 солдат царской армии, затем эстонской буржуазной армии; демобилизовавшись, работал бухгалтером. Вступил в Эстонскую независимую социалистическую рабочую партию (с 1922 партия поддерживала КП Эстонии). С 1922 член Центрального совета Всеэстонского союза рабочих союзов, председатель Тартуского центрального совета профсоюзов, Тартуского союза сельских рабочих. В 1923 избран во 2-е Государственное собрание, с трибуны которого вёл революционную пропаганду. С 1924 на нелегальном положении, партийный организатор в Тартуском уезде, руководил подготовкой Перводекабрьского вооруженного восстания 1924. Арестован 18 сентября 1924; расстрелян по приговору суда в 8 км от Тарту на холме Инглимяги.

Лит.: Знаменосцы революции, т. 1, Тал., 1964.

Хейдеманн Ханс Хансович

Хейдеманн Ханс Хансович [28.10(9.11).1896 ‒ 29.8.1925], деятель революционного движения Эстонии. Член Коммунистической партии с 1922. Родился в волости Таагепера, ныне сельсовет Таагепера Валгаского района Эстонской ССР, в крестьянской семье. Во время 1-й мировой войны 1914‒18 солдат царской армии, затем эстонской буржуазной армии; демобилизовавшись, работал бухгалтером. Вступил в Эстонскую независимую социалистическую рабочую партию (с 1922 партия поддерживала КП Эстонии). С 1922 член Центрального совета Всеэстонского союза рабочих союзов, председатель Тартуского центрального совета профсоюзов, Тартуского союза сельских рабочих. В 1923 избран во 2-е Государственное собрание, с трибуны которого вёл революционную пропаганду. С 1924 на нелегальном положении, партийный организатор в Тартуском уезде, руководил подготовкой Перводекабрьского вооруженного восстания 1924. Арестован 18 сентября 1924; расстрелян по приговору суда в 8 км от Тарту на холме Инглимяги.

Лит.: Знаменосцы революции, т. 1, Тал., 1964.

Хейденау

Хейденау (Heidenau)

город в ГДР, в округе Дрезден на Эльбе. 21,4 тыс. жителей (1973). Полиграфическое и др. машиностроение; целлюлозно-бумажная, мебельная промышленность.

Хейденстам

Хейденстам (Heidenstam)

Карл Густав Вернер фон (6.7.1859, Ольсхаммар, Эребру, - 20.5.1940, Эвралид, Эстерйётланд), шведский писатель, член Шведской академии с 1912. Первый сборник стихов - «Паломничество и годы странствий» (1888). Полемическая брошюра «Ренессанс» (1889), направленная против натурализма и провозглашающая свободу творческой фантазии, культ наслаждений и красоты, - манифест шведского неоромантизма, принципы которого Х. воплотил в лирике и романе «Ганс Альенус» (1892). В сборнике рассказов «Воины Карла XII» (1897-98) Х. прославлял эпоху шведского великодержавия. Лирика Х. (сборники «Стихи», 1895; «Новые стихи», 1915) оказала влияние на шведскую поэзию. Нобелевская премия (1916).

Соч.: Samlade verk, bd 1-23, Stockh., 1943-44; в рус. пер. - Эндимион, «Современный мир», 1917, № 7-9, 1918, № 1; В шведских шхерах, в кн.: Шведская новелла XIX-ХХ вв., М., 1964.

Лит.: Брандес Г., Собр. соч., 2 изд., т. 2, ч. 2, СПБ, [1906]; Björck S., Heidenstam och sekelskiftets Sverige, Stockh., 1946; Axberger G., Diktaren och elden, Stockh., 1959; Вööк F., Verner von Heidenstam, Stockh., 1959.

А. А. Мацевич.

Хейденстам Карл Густав Вернер фон

Хейденстам (Heidenstam) Карл Густав Вернер фон (6.7.1859, Ольсхаммар, Эребру, ‒ 20.5.1940, Эвралид, Эстерйётланд), шведский писатель, член Шведской академии с 1912. Первый сборник стихов ‒ «Паломничество и годы странствий» (1888). Полемическая брошюра «Ренессанс» (1889), направленная против натурализма и провозглашающая свободу творческой фантазии, культ наслаждений и красоты, ‒ манифест шведского неоромантизма, принципы которого Х. воплотил в лирике и романе «Ганс Альенус» (1892). В сборнике рассказов «Воины Карла XII» (1897‒98) Х. прославлял эпоху шведского великодержавия. Лирика Х. (сборники «Стихи», 1895; «Новые стихи», 1915) оказала влияние на шведскую поэзию. Нобелевская премия (1916).

Соч.: Samlade verk, bd 1‒23, Stockh., 1943‒44; в рус. пер. ‒ Эндимион, «Современный мир», 1917, № 7‒9, 1918, № 1; В шведских шхерах, в кн.: Шведская новелла XIX‒ХХ вв., М., 1964.

Лит.: Брандес Г., Собр. соч., 2 изд., т. 2, ч. 2, СПБ, [1906]; Björck S., Heidenstam och sekelskiftets Sverige, Stockh., 1946; Axberger G., Diktaren och elden, Stockh., 1959; Вööк F., Verner von Heidenstam, Stockh., 1959.

А. А. Мацевич.

Хейердал

Хейердал (Heyerdahl)

Тур (р. 6.10.1914, Ларвик), норвежский учёный, путешественник и писатель. В 1933-38 учился на естественно-географическом факультете университета в Осло. В годы 2-й мировой войны 1939-45 участник норвежского Движения Сопротивления. Изучает преемственность культуры и возможность трансокеанских миграций народов между Старым и Новым Светом. В 1947 с 5 спутниками проплыл на плоту «Кон-Тики» по Тихому океану от Перу до архипелага Туамоту, чтобы обосновать возможность заселения Полинезии из Америки. В 1953 открыл остатки поселений доинкского периода на Галапагосских островах. В 1955-56 археологическими исследованиями на островах Пасхи, Рапа-Ити и Маркизских определил время их заселения (4 в. н. э.). В 1969 и 1970 организовал экспедиции на папирусных лодках «Ра» и «Ра-2» от западных берегов Марокко к берегам Америки. Популярностью пользуются научно-художественные книги Х., для которых характерна занимательность повествования.

Соч. в рус. пер.: В поисках рая, М., 1964; Путешествие на «Кон-Тики», М., 1956; Аку-Аку. Тайна острова Пасхи, М., 1959; Экспедиция «Кон-Тики» - «Ра», М., 1972; Приключения одной теории, Л., 1969.

Лит.: Анохин Г. И., Тур Хейердал, в кн.: Скандинавский сборник, т. 8, Тал., 1964; Якоби А., Сеньор Кон-Тики, пер. с норв., М., 1970.

Г. И. Анохин.

Хейердал Тур

Хейердал (Heyerdahl) Тур (р. 6.10.1914, Ларвик), норвежский учёный, путешественник и писатель. В 1933‒38 учился на естественно-географическом факультете университета в Осло. В годы 2-й мировой войны 1939‒45 участник норвежского Движения Сопротивления. Изучает преемственность культуры и возможность трансокеанских миграций народов между Старым и Новым Светом. В 1947 с 5 спутниками проплыл на плоту «Кон-Тики» по Тихому океану от Перу до архипелага Туамоту, чтобы обосновать возможность заселения Полинезии из Америки. В 1953 открыл остатки поселений доинкского периода на Галапагосских островах. В 1955‒56 археологическими исследованиями на островах Пасхи, Рапа-Ити и Маркизских определил время их заселения (4 в. н. э.). В 1969 и 1970 организовал экспедиции на папирусных лодках «Ра» и «Ра-2» от западных берегов Марокко к берегам Америки. Популярностью пользуются научно-художественные книги Х., для которых характерна занимательность повествования.

Соч. в рус. пер.: В поисках рая, М., 1964; Путешествие на «Кон-Тики», М., 1956; Аку-Аку. Тайна острова Пасхи, М., 1959; Экспедиция «Кон-Тики» ‒ «Ра», М., 1972; Приключения одной теории, Л., 1969.

Лит.: Анохин Г. И., Тур Хейердал, в кн.: Скандинавский сборник, т. 8, Тал., 1964; Якоби А., Сеньор Кон-Тики, пер. с норв., М., 1970.

Г. И. Анохин.

Хейерманс

Хейерманс (Heijermans)

Герман (настоящее имя; псевдоним - Самуэл Фалкланд, Samuel Falkland) (3.12.1864, Роттердам, - 22.11.1924, Зандворт), нидерландский писатель. С 1895 - член Социал-демократической рабочей партии Нидерландов (СДРПН). Редактор журнала «De Jonge Gids» (1897-1901). Прозаические сочинения Х., лучшее из которых - роман «Город бриллиантов» (1904, рус. пер. 1904), характеризуются социально-критической, антибуржуазной направленностью. В драмах «Гетто» (1899), «Седьмая заповедь» (1900), «Всех скорбящих» (1905) критиковал нравственные устои буржуазного общества. Борьбе трудящихся посвящены пьесы «Гибель „Надежды"» (1901, рус. пер. 1925), «Глюкауф!» (1911). В драмах Х. заметно влияние натурализма и символизма; лучшим пьесам свойственны реалистические черты. В пьесах «Восходящее солнце» (1908) и «Ева Бонёр» (1919) сказалось стремление Х. найти опору в стоической мудрости. Автор сатирической аллегории «Мудрый кот» (1920).

Соч.: Toneelwerken, dl 1-3, Arnst., 1965; Kamertjeszonde, Amst., 1966; Droompaard en andere falklandjes, 6 dr., Amst., 1968; в рус. пер. - Глаза, или Необычайные приключения Иоба, СПБ, 1911; В работе, М., 1904; Новое солнце, СПБ, 1911.

Лит.: Луначарский А. В., Заметки философа, «Образование», 1906, декабря, с. 90-91; Дикий А. Д., Повесть о театральной юности, М., 1957, с. 211-32; Karsten G., H. Heijermans..., Amst., 1934; Flaxman S., H. Heijermans and his dramas. The Hague, 1954; Schilp С. A., H. Heijermans, Amst., 1967; Jong E. de, H. Heijermans en de vernieuwing van het Europese drama, Groningen, 1967.

В. В. Данчев,

В. В. Ошис.

Хейерманс Герман

Хейерманс (Heijermans) Герман (настоящее имя; псевдоним ‒ Самуэл Фалкланд, Samuel Falkland) (3.12.1864, Роттердам, ‒ 22.11.1924, Зандворт), нидерландский писатель. С 1895 ‒ член Социал-демократической рабочей партии Нидерландов (СДРПН). Редактор журнала «De Jonge Gids» (1897‒1901). Прозаические сочинения Х., лучшее из которых ‒ роман «Город бриллиантов» (1904, рус. пер. 1904), характеризуются социально-критической, антибуржуазной направленностью. В драмах «Гетто» (1899), «Седьмая заповедь» (1900), «Всех скорбящих» (1905) критиковал нравственные устои буржуазного общества. Борьбе трудящихся посвящены пьесы «Гибель └Надежды⌠» (1901, рус. пер. 1925), «Глюкауф!» (1911). В драмах Х. заметно влияние натурализма и символизма; лучшим пьесам свойственны реалистические черты. В пьесах «Восходящее солнце» (1908) и «Ева Бонёр» (1919) сказалось стремление Х. найти опору в стоической мудрости. Автор сатирической аллегории «Мудрый кот» (1920).

Соч.: Toneelwerken, dl 1‒3, Arnst., 1965; Kamertjeszonde, Amst., 1966; Droompaard en andere falklandjes, 6 dr., Amst., 1968; в рус. пер. ‒ Глаза, или Необычайные приключения Иоба, СПБ, 1911; В работе, М., 1904; Новое солнце, СПБ, 1911.

Лит.: Луначарский А. В., Заметки философа, «Образование», 1906, декабря, с. 90‒91; Дикий А. Д., Повесть о театральной юности, М., 1957, с. 211‒32; Karsten G., H. Heijermans..., Amst., 1934; Flaxman S., H. Heijermans and his dramas. The Hague, 1954; Schilp С. A., H. Heijermans, Amst., 1967; Jong E. de, H. Heijermans en de vernieuwing van het Europese drama, Groningen, 1967.

В. В. Данчев,

В. В. Ошис.

Хейзе

Хейзе (Heyse)

Пауль (15.3.1830, Берлин, - 2.4.1914, Мюнхен), немецкий писатель. Доктор философии (1852). Получил гуманитарное образование в Берлине, Бонне (1847-51), Швейцарии и Италии (1852-53). Один из лидеров мюнхенского кружка писателей, поборников «искусства для искусства». Лирика и стихотворные переводы Х. пользовались широкой популярностью. Не ставя острых социальных проблем, Х. в романах («Дети века», 1873, рус. пер. 1873, и др.) и новеллах («Аррабиата», 1858, «Последний кентавр», 1871, и др.) даёт широкую панораму частной жизни немецкого бюргерства 2-й половины 19 в. Писал также пьесы. Первым среди немецких писателей получил Нобелевскую премию (1910).

Соч.: Gesammelte Werke, [Bd 1-15], Stuttg., 1924; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-2, М., 1911-12.

Лит.: Krausnick М., P. Heyse und der münchener Dichterkreis, Bonn, 1974.

Хейзе Пауль

Хейзе (Heyse) Пауль (15.3.1830, Берлин, ‒ 2.4.1914, Мюнхен), немецкий писатель. Доктор философии (1852). Получил гуманитарное образование в Берлине, Бонне (1847‒51), Швейцарии и Италии (1852‒53). Один из лидеров мюнхенского кружка писателей, поборников «искусства для искусства». Лирика и стихотворные переводы Х. пользовались широкой популярностью. Не ставя острых социальных проблем, Х. в романах («Дети века», 1873, рус. пер. 1873, и др.) и новеллах («Аррабиата», 1858, «Последний кентавр», 1871, и др.) даёт широкую панораму частной жизни немецкого бюргерства 2-й половины 19 в. Писал также пьесы. Первым среди немецких писателей получил Нобелевскую премию (1910).

Соч.: Gesammelte Werke, [Bd 1‒15], Stuttg., 1924; в рус. пер. ‒ Собр. соч., т. 1‒2, М., 1911‒12.

Лит.: Krausnick М., P. Heyse und der münchener Dichterkreis, Bonn, 1974.

Хейзен

Хизен (Heezen) Брюс Чарлз (р. 11.4.1924, Винтон, штат Айова, США), американский геолог и геоморфолог, доктор философии (1957). Сотрудник Ламонтской геологической обсерватории в Нью-Йорке (с 1953). Основные труды посвящены изучению геологии океана, современному осадконакоплению (мутьевые потоки, глубоководные осадки), исследованиям рельефа дна Атлантического и Индийского океана. Участвовал в открытии срединноокеанических хребтов и рифтов на дне океанов.

Соч. в рус. пер.: Рифтовая долина на дне океана, «Океанология», 1963, т. 3, в. 1; Дно Атлантического океана, ч. 1, М., 1962 (совместно с М. Тарпом и М. Юингом).

Хейзен Брюс Чарлз

Хейзен, Хизен (Heezen) Брюс Чарлз (р. 11.4.1924, Винтон, штат Айова, США), американский геолог и геоморфолог, доктор философии (1957). Сотрудник Ламонтской геологической обсерватории в Нью-Йорке (с 1953). Основные труды посвящены изучению геологии океана, современному осадконакоплению (мутьевые потоки, глубоководные осадки), исследованиям рельефа дна Атлантического и Индийского океана. Участвовал в открытии срединноокеанических хребтов и рифтов на дне океанов.

Соч. в рус. пер.: Рифтовая долина на дне океана, «Океанология», 1963, т. 3, в. 1; Дно Атлантического океана, ч. 1, М., 1962 (совместно с М. Тарпом и М. Юингом).

Хёйзинга

Хёйзинга (Huizinga)

Йохан (7.12.1872, Гронинген, - 1.2.1945, близ Арнема), нидерландский историк культуры, профессор Гронингенского (1905-15) и Лейденского (1915-40) университетов. В годы немецко-фашистской оккупации Нидерландов подвергся заключению в концлагерь. Получил мировую известность благодаря исследованиям по истории западно-европейского средневековья и Возрождения: «Эразм» (1924) и особенно «Осень средневековья» (1919) - о франко-фламандской культуре бургундского государства в 15 в. В этой работе Х. описал общие черты средневековой культуры, взятые в момент её разложения.

Х. подчёркивал неповторимо-конкретное в историческом процессе, относился скептически к познанию всемирно-исторических закономерностей. Однако в основном труде по философии культуры - «Человек играющий» (1938) он исходил из категории «игры» как основного свойства всякой культуры. Изучение роли ритуалов и др. явлений культуры имело значение для выработки семиотических и системного подходов, но «игровой» принцип изображен Х. так, будто его роль в разных культурах одинакова. Мыслитель либерально-гуманистической ориентации, Х. с горечью писал об упадке буржуазной западной цивилизации, предлагая вернуться к старым ценностям. Труды Х. неоднократно переиздавались и переведены на многие европейские языки.

Соч.: Verzamelde werken, dl 1-9, Haarlem, 1948-53.

Лит.: Аверинцев С. С., Культурология И. Хейзинги, «Вопросы философии», 1969, № 3, Kaegi W., Das historische Werk Johan Huizingas, Leiden, 1947; Köster К., Johan Huizinga. 1872-1945, Bd 1, Tl 1-2, Oberursel, 1947; Vermeulen E. E. G., Fruin en Huizinga over de wetenschap der geschiedenis, Arnhem, 1956; Johan Huizinga. 1872-1972. [Cat logus], Groningen, 1973.

Л. М. Боткин.

Хёйзинга Йохан

Хёйзинга (Huizinga) Йохан (7.12.1872, Гронинген, ≈ 1.2.1945, близ Арнема), нидерландский историк культуры, профессор Гронингенского (1905≈15) и Лейденского (1915≈40) университетов. В годы немецко-фашистской оккупации Нидерландов подвергся заключению в концлагерь. Получил мировую известность благодаря исследованиям по истории западно-европейского средневековья и Возрождения: «Эразм» (1924) и особенно «Осень средневековья» (1919) ≈ о франко-фламандской культуре бургундского государства в 15 в. В этой работе Х. описал общие черты средневековой культуры, взятые в момент её разложения. ═ Х. подчёркивал неповторимо-конкретное в историческом процессе, относился скептически к познанию всемирно-исторических закономерностей. Однако в основном труде по философии культуры ≈ «Человек играющий» (1938) он исходил из категории «игры» как основного свойства всякой культуры. Изучение роли ритуалов и др. явлений культуры имело значение для выработки семиотических и системного подходов, но «игровой» принцип изображен Х. так, будто его роль в разных культурах одинакова. Мыслитель либерально-гуманистической ориентации, Х. с горечью писал об упадке буржуазной западной цивилизации, предлагая вернуться к старым ценностям. Труды Х. неоднократно переиздавались и переведены на многие европейские языки.

Соч.: Verzamelde werken, dl 1≈9, Haarlem, 1948≈53.

Лит.: Аверинцев С. С., Культурология И. Хейзинги, «Вопросы философии», 1969, № 3, Kaegi W., Das historische Werk Johan Huizingas, Leiden, 1947; Köster К., Johan Huizinga. 1872≈1945, Bd 1, Tl 1≈2, Oberursel, 1947; Vermeulen E. E. G., Fruin en Huizinga over de wetenschap der geschiedenis, Arnhem, 1956; Johan Huizinga. 1872≈1972. [Cat logus], Groningen, 1973. ═ Л. М. Боткин.

Предыдущая страница Следующая страница