Статьи на букву "М" (часть 25, "МАН")
Мандара (самоназвание - вандала) группа племён (матакам, даба, мандара, гамергу, гидар и другие), населяющих горы Мандара, окрестности городов Мора и Марва в Камеруне, а также пограничные районы в Нигерии. Общая численность около 500 тысяч человек (1967, оценка). Языки М. мало изучены, их относят к группе Хауса. По религии большинство М. - мусульмане. Основные занятия: в горах - террасовое земледелие (просо, арахис), на равнине - земледелие (просо, рис, маис) и скотоводство. Развиты ремёсла. Лит.: Vaast Pierre, Petite géographie du Cameroun, [P., 1954]. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Мандарин (португ. mandarim, от санскр. мантрин ≈ советник), данное португальцами название чиновников (кит. ≈ гуань) феодального Китая, перешедшее из португальского в русский и западноевропейские языки. В современных советской и иностранной научной литературе слово «М.» не употребляется. |
Мандаринка (Aix galcriculata) птица семейства утиных. Длина тела около 40 см, весит около 500 г. У самца в брачном оперении на голове хохол - пурпурно-зелёный сверху и рыжий с белым с боков; «зеркальце» на крыле зелёное; внутренние второстепенные маховые перья оливково-зелёные с рыжим подняты, как паруса. Летом и осенью самец буроватый, как и самка. М. распространена в Юго-Восточной Азии; в СССР - в Приамурье, Приморье и на южных Курильских островах. На зиму отлетает. Живёт по лесным речкам. Гнёзда в дуплах. В кладке 9-12 яиц; насиживает самка около месяца. М. питается моллюсками, червями, икрой рыб, семенами водных растений. Промыслового значения почти не имеет. М. разводят в парках как декоративную птицу. Мандаринка, самец. |
Мандат (от лат. mandatum - поручение) полномочие, поручение. М. называется также документ, удостоверяющий полномочия какого-либо лица (например, депутатский М.). Термин «М.» возник в римском праве для обозначения договора поручения. В международном праве во время существования Лиги Наций (См. Лига Наций) М. называлось полномочие, предоставляемое какому-либо государству на управление от имени Лиги Наций частью владений Турции или бывшими колониями Германии. См. также Мандатные территории. |
1) комиссия, создаваемая на съездах, конференциях, конгрессах для проверки полномочий делегатов. 2) В СССР комиссия, образуемая каждой из палат Верховного Совета СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик, а также местными Советами депутатов трудящихся для проверки полномочий депутатов. Избирается на первой сессии Совета данного созыва из числа его депутатов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Манде языки - относятся к конго-кордофанской группе языков (см. Конго-кордофанские языки) нигеро-конголезской ветви; делятся на 2 группы: северную - манде-тан и южную - манде-фу. К манде-тан относятся: Мандинго языки, сонинке, хасонке, азер, конянке, коронке, ваи. К манде-фу относятся: кпелле, менде, тома, шанга, буса. Распространены в Мали, Гвинее, Сенегале, Гамбии, Либерии, Сьерра-Леоне, Верхней Вольте и Береге Слоновой Кости. Число говорящих на М. я. 5,3 млн. человек фонетические особенности: лабио-велярные kp, gb, велярные фрикативные х (манде-фу). Тон имеет смыслоразличительное значение: pu - «класть», pù - «Англия», pû - «пещера», p- «десять» (менде). Бо́льшая часть основ двусложна. Словообразование суффиксальное. Лит.: Rowlands Е. С., A grammar of Gambian Mandinka, L., 1959; Innes G., A Mende Grammar, L., 1962. И. Н. Топорова. |
Мандевиль (Mandeville) Бернард (1670, Дордрехт, Голландия, - 21.1.1733, Лондон), английский писатель. По происхождению француз. В Лейдене получил медицинское образование. В 1705 опубликовал сатиру «Ропщущий улей, или Мошенники, ставшие честными», переиздана в 1714 и 1723 под названием «Басня о пчёлах, или Частные пороки - общая выгода» (русский перевод 1924). Жизнь пчелиного улья - аллегория буржуазного общества с его конкуренцией, коррупцией, социальным угнетением; М. «... доказывает, что в современном обществе пороки необходимы и полезны. Это отнюдь не было апологией современного общества» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 2, с. 146). В английской общественной мысли М. наметил линию трезвой, иронической критики буржуазного строя. Соч.: Mandeville’s travels, L., 1968; The fable of the bees, L., 1970; в русском переводе, в книге: Деборин А., Книга для чтения по истории философии, т. 1, М., 1924. Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М. - Л., 1945, с. 296-301; Кауе F. В., The influence of Bernard Mandeville, в книге: Studies in the literature of the Augustan age, N. Y., 1966. |
Мандевиль (Mandeville) Бернард (1670, Дордрехт, Голландия, ‒ 21.1.1733, Лондон), английский писатель. По происхождению француз. В Лейдене получил медицинское образование. В 1705 опубликовал сатиру «Ропщущий улей, или Мошенники, ставшие честными», переиздана в 1714 и 1723 под названием «Басня о пчёлах, или Частные пороки ‒ общая выгода» (русский перевод 1924). Жизнь пчелиного улья ‒ аллегория буржуазного общества с его конкуренцией, коррупцией, социальным угнетением; М. «... доказывает, что в современном обществе пороки необходимы и полезны. Это отнюдь не было апологией современного общества» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 2, с. 146). В английской общественной мысли М. наметил линию трезвой, иронической критики буржуазного строя. Соч.: Mandeville▓s travels, L., 1968; The fable of the bees, L., 1970; в русском переводе, в книге: Деборин А., Книга для чтения по истории философии, т. 1, М., 1924. Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М. ‒ Л., 1945, с. 296‒301; Кауе F. В., The influence of Bernard Mandeville, в книге: Studies in the literature of the Augustan age, N. Y., 1966. |
Мандеизм - религия, возникшая в начале нашей эры в Месопотамии. В М. смешаны элементы христианства, иудаизма, зороастризма и древневавилонской религии. На первый план М. выдвигает противопоставление светлого царства тёмному. Светлая сила - Манда-д-Хайя (отсюда название) олицетворяет, по М., знание жизни. Приверженцы М. чтут Иоанна Крестителя как пророка; Христа, Авраама, Моисея считают ложными пророками. М. был распространён в 1 веке н. э., но затем многие общины распались, некоторые примкнули к манихеям (см. Манихейство). Небольшое число приверженцев М. живёт в Иране и Ираке. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Мандельштам Леонид Исаакович [22.4 (4.5).1879, Могилёв, ‒ 27.11.1944, Москва], советский физик, один из основателей школы советских радиофизиков, академик АН СССР (1929; член-корреспондент 1928). В 1897 поступил в Новороссийский университет в Одессе, но был исключен за участие в студенческих волнениях. Продолжал образование в Страсбурге, где специализировался у К. Ф. Брауна по электромагнитным колебаниям. В 1914 возвратился на родину. С 1922 консультант Центральной радиолаборатории в Ленинграде. С 1925 профессор Московского университета; здесь началась совместная работа М. с Г. С. Ландсбергом. Курсы лекций и семинары М. высоко подняли уровень преподавания физики в университете и явились школой, из которой вышли многие известные физики. С 1934 работал в Физическом институте АН СССР. Основные работы по оптике, теоретической физике, радиофизике, радиотехнике. В 1907 впервые доказал, что рассеяние света в оптически однородных средах обусловлено возникновением микронеоднородностей (флуктуаций плотности). В 1918 предсказал появление тонкой структуры у линии Релея (аналогичная теория была опубликована в 1922 Л. Бриллюэном, см. Мандельштама ‒ Бриллюэна рассеяние). Это явление было экспериментально обнаружено в 1930 М. и Ландсбергом на кристаллах, а Е. Ф. Гроссом ‒ на жидкостях. В 1928 М. и Ландсберг открыли явление изменения частоты при рассеянии света на кристаллах ‒ комбинационное рассеяние света (независимо от Ч. Рамана и К. С. Кришнана). Совместно с Н. Д. Папалекси М. выполнил основополагающие работы по нелинейной теории колебаний. Ими был предложен новый метод возбуждения электрических колебаний, а в 1931 впервые создан параметрический генератор переменного тока с периодически меняющейся индуктивностью. В 1938 М. и Папалекси разработали радиоинтерференционный метод точного измерения расстояний, широко применяемый в геодезии, гидрографии и др. Премия имени В. И. Ленина (1931). Государственная премия СССР (1942). Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Соч.: Полное собрание трудов, т. 1‒5, М., 1947‒55; Лекции по теории колебаний, М., 1972; Лекции по оптике, теории относительности и квантовой механике, М., 1972. Лит.: Папалекси Н. Д., Краткий очерк жизни и научной деятельности Леонида Исааковича Мандельштама, «Успехи физических наук», 1945, т. 27, в. 2, с. 143‒58; Леонид Исаакович Мандельштам, М., 1941 (Материалы к библиографии трудов учёных СССР. Серия физики, в. 1); «Известия АН СССР. Серия физическая», 1945, т. 9, в. 1‒2. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Мандельштейн (нем. Mandelstein, от Mandel - миндаль и Stein - камень) миндальный камень, эффузивная горная порода с крупными, несколько вытянутыми порами, заполненными различными минеральными новообразованиями (кварцем, цеолитами, хлоритом, кальцитом). Термин «М.» указывает на текстуру эффузивной породы безотносительно к её минералогическому составу. Существуют М. диабазовые, базальтовые, порфиритовые и пр. М. особенно распространены среди древних вулканических толщ, подвергающихся гидротермальному изменению в цеолитовой Фации метаморфизма. |
Мандер (Mander) Карел ван (1548, Мёлебеке, Фландрия, - 2. 9. 1606, Амстердам), нидерландский живописец, поэт, историк и теоретик искусства. В 1569-73 писал религиозные драмы. В 1573-77 жил в Риме; вернувшись на родину, основал в Харлеме (вместе с Х. Голциусом и Корнелисом ван Харлемом) первую в Нидерландах художественную «академию» (1583). Написал «Книгу о художниках», наиболее интересной частью которой является составленный по образцу Дж. Вазари свод жизнеописаний нидерландских и немецких художников - важнейший источник для изучения северно-европейского искусства 15-16 веков. Как теоретик и живописец-практик (мифологические и жанровые композиции) примыкал к Маньеризму. Соч.: Het schilderboeck, Haarlem, 1604; то же, [Utrecht, 1969]; в русском переводе - Книга о художниках, М. - Л., 1940. Лит.: Noë Н., Carel van Mander en Italië, ‘s-Gravenhage, 1954. |
Мандер (Mander) Карел ван (1548, Мёлебеке, Фландрия, ‒ 2. 9. 1606, Амстердам), нидерландский живописец, поэт, историк и теоретик искусства. В 1569‒73 писал религиозные драмы. В 1573‒77 жил в Риме; вернувшись на родину, основал в Харлеме (вместе с Х. Голциусом и Корнелисом ван Харлемом) первую в Нидерландах художественную «академию» (1583). Написал «Книгу о художниках», наиболее интересной частью которой является составленный по образцу Дж. Вазари свод жизнеописаний нидерландских и немецких художников ‒ важнейший источник для изучения северно-европейского искусства 15‒16 веков. Как теоретик и живописец-практик (мифологические и жанровые композиции) примыкал к маньеризму. Соч.: Het schilderboeck, Haarlem, 1604; то же, [Utrecht, 1969]; в русском переводе ‒ Книга о художниках, М. ‒ Л., 1940. Лит.: Noë Н., Carel van Mander en Italië, ▒s-Gravenhage, 1954. |
Нимгир Манджиевич (1905, село Цекерта, ныне Черноземельского района, - 1936, Ялта), калмыцкий советский писатель. Член КПСС с 1925. Один из зачинателей калмыцкой советской литературы. Много лет работал в редакции калмыцкой газеты. Был учителем многих калмыцких писателей. Литературное наследие М. - несколько сборников реалистических рассказов («Горькая правда», 1929; «Рассказы о колхозе», 1936, и другие), две пьесы («Позже появившиеся рога длиннее ранее выросших ушей» и «Конец плохого - начало хорошего», обе - 1927, в соавторстве с Э. Отхоновым), сборник стихов «Красная звезда» (1933). М. был горячим пропагандистом новой, колхозной жизни бывших кочевников. Соч. в русском переводе: Рассказы, Элиста, 1962. Лит.: Мацаков И. М., Нимгир Манджиев, Элиста, 1962; Писатели Советской Калмыкии, Биобиблиографический справочник, Элиста, 1966. Б. О. Джимбинов. |
Манджиев Нимгир Манджиевич (1905, село Цекерта, ныне Черноземельского района, ‒ 1936, Ялта), калмыцкий советский писатель. Член КПСС с 1925. Один из зачинателей калмыцкой советской литературы. Много лет работал в редакции калмыцкой газеты. Был учителем многих калмыцких писателей. Литературное наследие М. ‒ несколько сборников реалистических рассказов («Горькая правда», 1929; «Рассказы о колхозе», 1936, и другие), две пьесы («Позже появившиеся рога длиннее ранее выросших ушей» и «Конец плохого ‒ начало хорошего», обе ‒ 1927, в соавторстве с Э. Отхоновым), сборник стихов «Красная звезда» (1933). М. был горячим пропагандистом новой, колхозной жизни бывших кочевников. Соч. в русском переводе: Рассказы, Элиста, 1962. Лит.: Мацаков И. М., Нимгир Манджиев, Элиста, 1962; Писатели Советской Калмыкии, Биобиблиографический справочник, Элиста, 1966. Б. О. Джимбинов. |
Мандзони (Manzoni) Алессандро (7.3.1785, Милан, - 22.5.1873, там же), итальянский писатель. Родился в семье графа. Окончил аристократический коллеж (1805). В раннем творчестве (аллегория «Триумф свободы», 1801; ода «На смерть Карло Имбонати», 1806) М. верен традиции Просвещения. В 20-е годы переходит на позиции, романтизма («Священные гимны», 1812-22, опубликованы 1815 и 1823; «Письмо г-ну Ш. о единстве времени и места в трагедии» и «О романтизме», оба 1823). Оды М. «Март 1821 года» и «Пятое мая» (1821), исторические трагедии «Граф Карманьола» (1820, русский перевод 1888) и «Адельгиз» (1822), проникнутые патриотизмом и свободолюбием, отвечали идеям Рисорджименто. Лучшее произведение М. - исторический роман «Обрученные» (1827, русский перевод 1833), в котором романтизм сочетается с реалистическим изображением народной жизни и исторической обстановки 17 века в Ломбардии. Герои М. - простые крестьяне, чья нравственная сила противостоит произволу феодалов. Идеи христианского смирения не заглушают демократического звучания романа, который занимает значительное место в итальянской реалистической прозе 19-20 веков. После 1827 М. выступал лишь с теоретическими статьями о языке и литературе. Соч.: Tutte le opere, Roma, 1965. Лит.: Полуяхтова И. К., А. Мандзони, в её книге: История итальянской литературы XIX века (эпоха Рисорджименто), М., 1970; De Sanctis F., Manzoni, в его книге: Opere, v. 10, [Torino, 1955]; Sapegno N., Ritratto di Manzoni ed altri saggi, Bari, 1961; Deria L., ll realismo storico di A. Manzoni, Mil. - Varese, 1965; Santarelli G., I cappuccini nel romanzo manzoniano, Mil., [1970]. Е. Ю. Сапрыкина. |
Мандзони (Manzoni) Алессандро (7.3.1785, Милан, ‒ 22.5.1873, там же), итальянский писатель. Родился в семье графа. Окончил аристократический коллеж (1805). В раннем творчестве (аллегория «Триумф свободы», 1801; ода «На смерть Карло Имбонати», 1806) М. верен традиции Просвещения. В 20-е годы переходит на позиции, романтизма («Священные гимны», 1812‒22, опубликованы 1815 и 1823; «Письмо г-ну Ш. о единстве времени и места в трагедии» и «О романтизме», оба 1823). Оды М. «Март 1821 года» и «Пятое мая» (1821), исторические трагедии «Граф Карманьола» (1820, русский перевод 1888) и «Адельгиз» (1822), проникнутые патриотизмом и свободолюбием, отвечали идеям Рисорджименто. Лучшее произведение М. ‒ исторический роман «Обрученные» (1827, русский перевод 1833), в котором романтизм сочетается с реалистическим изображением народной жизни и исторической обстановки 17 века в Ломбардии. Герои М. ‒ простые крестьяне, чья нравственная сила противостоит произволу феодалов. Идеи христианского смирения не заглушают демократического звучания романа, который занимает значительное место в итальянской реалистической прозе 19‒20 веков. После 1827 М. выступал лишь с теоретическими статьями о языке и литературе. Соч.: Tutte le opere, Roma, 1965. Лит.: Полуяхтова И. К., А. Мандзони, в её книге: История итальянской литературы XIX века (эпоха Рисорджименто), М., 1970; De Sanctis F., Manzoni, в его книге: Opere, v. 10, [Torino, 1955]; Sapegno N., Ritratto di Manzoni ed altri saggi, Bari, 1961; Deria L., ll realismo storico di A. Manzoni, Mil. ‒ Varese, 1965; Santarelli G., I cappuccini nel romanzo manzoniano, Mil., [1970]. Е. Ю. Сапрыкина. |
Мандибулы (лат. mandibula - челюсть, от mando - жую, грызу) первая пара челюстей у ракообразных, многоножек и насекомых; то же, что Жвалы. |
1) самоназвание (другие формы: малинке, малинка, маненка, манденка, манденга, мандинко) группы народностей, живущих в Западной Африке [на юге Гамбии, севере и северо-востоке Гвинейской Республики, западе Мали, в Республике Берег Слоновой Кости, Сенегале и Гвинее (Бисау)] и говорящих на языке малинке. К этой группе относят также коранко и васулунка в Гвинейской Республике, маньянка в Либерии и некоторых других. 2) Название, используемое (преимущественно во французской литературе) для обозначения большой группы близкородственных народов: собственно малинке, или манденка, бамбара (бамана), диула. Все они живут в верхнем течении рек Сенегал и Нигер, составляя основное население западной части Республики Мали, северо-восточной части Гвинейской Республики, южных и восточных районов Сенегала и некоторых районов Республики Берег Слоновой Кости, Верхней Вольты, Либерии, Сьерра-Леоне и Гвинеи (Бисау). Общая численность около 4,2 млн. человек (1970, оценка). Говорят на языках, относящихся к северной группе языков манде (см. Мандинго языки). По религии большинство - мусульмане, в некоторых районах сохраняются древние анимистические верования и культ предков. Главное занятие - земледелие (просо, кукуруза, рис, фасоль и др.); животноводство развито слабо (козы, овцы, ослы; домашняя птица); диула занимаются торговлей. Основная форма сельских поселений М. - группа глинобитных хижин, обнесённых глинобитной стеной. В каждом посёлке живёт родственная группа, обычно большая патриархальная семья. Во многих районах частично сохраняются ещё традиционные общественные отношения: Тайные союзы, кастовые различия, системы возрастных классов (См. Возрастные классы). Однако все эти древние институты постепенно исчезают. По преданиям, исторический центр формирования народов М. находился в верховьях реки Нигер, где в 8 веке сложилось политическое объединение М. - государство Мали. Лит.: Сундьятта. Мандингский эпос, перевод с французского, Л. - М., 1963; Labouret Н., Les Manding et leur langue, P., 1934; его же, Paysans d’Afrique occidentale, P., [1941]. Д. А. Ольдерогге. |
Мандинго языки - мандинго, совокупность диалектов бамбара, малинке, диула (группа манде-тан, см. Манде языки). Области распространения: малинке - Сенегал, Судан, Республика Берег Слоновой Кости, Гамбия, Гвинейская Республика (1,1 млн. человек); бамбара - Сенегал, Судан, Гвинейская Республика, Верхняя Вольта; диула - Республика Берег Слоновой Кости, Верхняя Вольта. Число говорящих на М. я. около 4,2 млн. человек (1970, оценка). Гласные противопоставлены по степени раствора (степени открытости речевого канала) (bere «палка» - bεrε «камень»); наличие долгих гласных (ba «большой» - bā «мать»); наличие назализованных гласных (b «выходить» - b«комната»); лабиализованный согласный gb. Словообразование и формообразование суффиксальное. Имеют место категории отчуждаемости и неотчуждаемости понятий. Лит.: DeIafosse М., La langue mandingue et ses dialectes, t. 1, P., 1929; Delaforge, Grammaire et méthode Bambara, 6 éd., P., 1947. И. Н. Топорова. |
Мандола - мандора, пандура (итал. mandola, mandora, pandura), 1) струнный щипковый музыкальный инструмент, тип лютни (См. Лютня) (меньше по размеру). 2) Альтовая разновидность мандолины (См. Мандолина). |
Мандолина (итал. mandoline) струнный щипковый музыкальный инструмент. Возник в Италии. В своём окончательном виде сложился к 17 веку. С 18 века - один из самых распространённых народных инструментов. Бытовало несколько типов М. Наиболее популярная неаполитанская М. имеет выпуклый овальный корпус, 4 парные струны, короткую шейку, гриф с металлическими врезными ладами, плоскую головку с механическими колками. Общая длина 610-635 мм. Строй квинтовый, как у скрипки. Играют на М. с помощью плектра (медиатора). |
Мандрагора (Mandragora) род растений семейства паслёновых. Многолетние бесстебельные или с очень коротким стеблем травы с толстым, прямым, напоминающим иногда человеческую фигуру корнем (видимо, поэтому М. в древности приписывали магическую силу, и с ней было связано множество легенд). Листья крупные, цельные, длиной до 80 см, в густой розетке. Цветки одиночные, 5-членные, зеленовато-белые, голубые или фиолетовые. Плод - крупная оранжевая или жёлтая ягода. 5 (или 6) видов в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях. В СССР 1 вид - М. туркменская (М. turcomanica), встречающаяся в Западном Копетдаге. Корень, плоды и семена М. лекарственной (М. officinarum) и М. осенней (М. autumnalis) содержат алкалоиды гиосциамин, скополамин и др.; используются иногда как болеутоляющее средство. |
Мандрилы (Mandrillus) род низших узконосых обезьян подсемейства мартышковых (См. Мартышковые). Близки к павианам (См. Павианы). У самцов длина тела 70-80 см, хвоста 7-12 см, весят до 20 кг, самки значительно меньше. Телосложение мощное; передние конечности длиннее задних; первый палец на стопе очень большой. Голова очень крупная, лицевой отдел широкий, выступающий вперёд. У самцов собственно М. нос ярко-красный, вдоль щёк - морщинистые блестящие синие валики (у самок собственно М. и дриллов окраска гораздо бледнее); по бокам лица пучки белых волос, борода тёмно-оранжевая; шерсть на теле бурая или чёрная. Седалищные мозоли красные, синие или фиолетовые. 2 вида: собственно М. (М. sphinx; самец - самое ярко окрашенное млекопитающее) и Дрилл. Распространены в Западной Африке (Камерун, остров Фернандо-По); обитают в дождевых лесах и гористых районах. Держатся главным образом на земле, часто среди скал. Всеядны. Живут небольшими группами. Беременность около 8 месяцев. Самки М. рождают детёнышей и от самцов павианов, мангобеев, макаков. Лит.: Жизнь животных, т. 5, М., 1970, с. 586-587; Napier J. R., Napier P., A handbook of living Primates, L. - N. Y., 1967. М. Ф. Нестурх. Собственно мандрил (самец). |
Мухаммед (1907-1965), египетский литературовед и критик. Учился в Каирском университете и во Франции. Главный редактор журнала «Аш-Шарк». В монографиях и статьях М. детально осветил историю арабской литературной критики, египетской поэзии и драматургии 1-й половины 20 века. Отдельные работы посвятил творчеству А. Шауки, Вали ад-дина Йекуна, Х. Мутрана, И. аль-Мазини и Тауфика аль-Хакима. В книге «Поездка в мир социализма» (1957) описал свою поездку в СССР и СРР. М. был членом Комитета сторонников мира ОАР, членом Всемирного Совета Мира. Соч.: ан-Накд аль-минхаджи инда аль-араб, Каир, 1948; Масрахийат Шауки, Каир, 1955; аш-Ши’р аль-Миери ба’д Шауки, т. 1-3, Каир, 1955-58; Кадайа джадида фи адабйа аль-хадис, Бейрут, 1958; Масрах Тауфик аль-Хаким, Каир, 1960. |
Мандур Мухаммед (1907‒1965), египетский литературовед и критик. Учился в Каирском университете и во Франции. Главный редактор журнала «Аш-Шарк». В монографиях и статьях М. детально осветил историю арабской литературной критики, египетской поэзии и драматургии 1-й половины 20 века. Отдельные работы посвятил творчеству А. Шауки, Вали ад-дина Йекуна, Х. Мутрана, И. аль-Мазини и Тауфика аль-Хакима. В книге «Поездка в мир социализма» (1957) описал свою поездку в СССР и СРР. М. был членом Комитета сторонников мира ОАР, членом Всемирного Совета Мира. Соч.: ан-Накд аль-минхаджи инда аль-араб, Каир, 1948; Масрахийат Шауки, Каир, 1955; аш-Ши▓р аль-Миери ба▓д Шауки, т. 1‒3, Каир, 1955‒58; Кадайа джадида фи адабйа аль-хадис, Бейрут, 1958; Масрах Тауфик аль-Хаким, Каир, 1960. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Лев Ефимович (псевдоним - Этьен) (20.8.1898, город Чаусы, ныне Могилёвской области БССР, - 11. 5.1945, Эбензе, Австрия, похоронен в Линце), советский военный разведчик, полковник (1935), Герой Советского Союза (20.2. 1965, посмертно). Член Коммунистической партии с 1918. Родился в семье мелкого служащего. Образование получил в Женеве. В 1917 призван в армию, в апреле 1918 добровольно вступил в Красную Армию. Участник Гражданской войны 1918-1920 на Восточном фронте и на Кавказе, был комиссаром бронепоезда, штабным работником, командиром отряда особого назначения. Окончил высшую школу штабной службы комсостава РККА (1921), Военную академию РККА (1924) и курсы при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского (1929), служил в Разведуправлении РККА. С середины 20-х до начала 30-х годов, периодически находясь за границей, проявил замечательные качества разведчика, большое самообладание и мужество. Был арестован итальянской фашистской контрразведкой и приговорён к длительному тюремному заключению. В 1943 был передан гитлеровцам и содержался в лагерях Маутхаузен, Мельк и Эбензе. В тяжёлых условиях концлагерей, где он находился под именем полковника Я. Н. Старостина, будучи тяжело болен туберкулёзом, М. проявил высокий патриотизм, большую силу воли и выдержку. Был освобожден 6 мая 1945 американскими войсками, но вскоре умер. |
Маневич Лев Ефимович (псевдоним ‒ Этьен) (20.8.1898, город Чаусы, ныне Могилёвской области БССР, ‒ 11. 5.1945, Эбензе, Австрия, похоронен в Линце), советский военный разведчик, полковник (1935), Герой Советского Союза (20.2. 1965, посмертно). Член Коммунистической партии с 1918. Родился в семье мелкого служащего. Образование получил в Женеве. В 1917 призван в армию, в апреле 1918 добровольно вступил в Красную Армию. Участник Гражданской войны 1918‒1920 на Восточном фронте и на Кавказе, был комиссаром бронепоезда, штабным работником, командиром отряда особого назначения. Окончил высшую школу штабной службы комсостава РККА (1921), Военную академию РККА (1924) и курсы при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского (1929), служил в Разведуправлении РККА. С середины 20-х до начала 30-х годов, периодически находясь за границей, проявил замечательные качества разведчика, большое самообладание и мужество. Был арестован итальянской фашистской контрразведкой и приговорён к длительному тюремному заключению. В 1943 был передан гитлеровцам и содержался в лагерях Маутхаузен, Мельк и Эбензе. В тяжёлых условиях концлагерей, где он находился под именем полковника Я. Н. Старостина, будучи тяжело болен туберкулёзом, М. проявил высокий патриотизм, большую силу воли и выдержку. Был освобожден 6 мая 1945 американскими войсками, но вскоре умер. |
Маневичи - посёлок городского типа, центр Маневичского района Волынской области УССР. Железнодорожная станция на линии Ковель - Сарны. Пищевой комбинат, маслозавод, торфобрикетный завод, мебельная фабрика; лесохозяйственные заготовки, рыбное хозяйство. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Манёвр (французское manoeuvre), 1) действие, приём с целью обмануть, перехитрить кого-либо. 2) Манёвры ‒ передвижение железнодорожных локомотивов и вагонов при формировании поездов. См. также Манёвр (военное), Манёвр космического летательного аппарата. |
Манёвр космического летательного аппарата, преднамеренное изменение орбиты космического летательного аппарата, в результате которого он переходит с одной орбиты (начальной) на другую (конечную), например перевод искусственного спутника Земли (ИСЗ), движущегося по наклонной орбите, на экваториальную орбиту, старт космического летательного аппарата к Луне с орбиты ИСЗ, переход лунного аппарата на орбиту искусственного спутника Луны при подходе к Луне, сближение двух летательных аппаратов. Частные случаи М.: коррекция траектории космического летательного аппарата и коррекция орбиты искусств, спутника. Наиболее распространённый метод выполнения М. ≈ импульсное маневрирование, при котором переход на новую орбиту производится кратковременным включением (однократным, в сложных случаях ≈ многократным) бортового двигателя. |
Манёвры (воен.) крупные двухсторонние учения войск (сил флота, авиации), проводимые в условиях, близких к боевым; высшая форма тактической и оперативной подготовки войск, командиров и штабов соединений и объединений. Для проведения М. назначаются руководитель, штаб руководства и посредники. М. завершаются разбором действий их участников. |
Манеж (французское manege) 1) прямоугольное или круглое здание без внутренних перегородок (иногда огороженная площадка) для тренировки лошадей, обучения верховой езде, конноспортивных соревнований. Пол в М. глинобитный, покрывается слоем песка и древесных опилок. Длина дорожки в закрытом прямоугольном М. до 130 м, в круглом - до 100 м. Дорожка на открытом М. дерновая, плотная грунтовая, песчаная или тартановая. Современный М. устраивают обычно при ипподромах. В архитектурном отношении наиболее выразительны М. 18 - 19 веков. Наиболее известны здания М. в стиле классицизма в Москве (с 1957 - Центральный выставочный зал; 1817, инженер Л. Л. Карбонье, по проекту и под руководством инженера А. Бетанкура; архитектурная отделка - 1824-1825, архитектор О. И. Бове), Конногвардейский М. в Ленинграде (ныне гараж; 1804-1807, архитектор Дж. Кваренги). 2) М. цирковой - арена, круглая площадка диаметром 13 - 14 м посредине цирка, на которой даётся представление. Круглая форма и стандартный размер М. обусловлены спецификой конно-цирковых выступлений. См. Конный цирк. 3) М. спортивный - здание (помещение зального типа), предназначенное для учебных занятий и соревнований по ряду видов лёгкой атлетики, гимнастике, спортивным играм и др.; обязательная составная часть комплекса зданий учебных заведений физической культуры и спорта. Спортивный М. имеет обычно круговую (160-250 м) и прямую (60-120 м) беговые дорожки, секторы для прыжков в длину, высоту и с шестом, для толкания ядра, площадки для волейбола, баскетбола и др., измерительную и информационную аппаратуру, вспомогательные помещения для спортсменов, иногда места для зрителей. Широкое распространение получили М. в США, СССР, ФРГ, ГДР, Франции и других. В СССР наиболее известны М. в Ленинграде (бывший Михайловский), Москве (имени братьев Знаменских, Центрального института физкультуры, стадиона Юных пионеров), Донецке, Ворошиловграде, Свердловске и др. 4) Переносная загородка для детей, начинающих ходить. |
Манекен (французское mannequin, от голландского mannekijn - человечек) 1) фигура из папье-маше, дерева или других материалов, имеющая форму человеческого туловища, для примерки или показа одежды (в ателье, магазинах). 2) Деревянная кукла с подвижными руками и ногами, применяемая художниками для зарисовки различных человеческих поз, одежды. |
Манера (от французского maniere) 1) обычный для данного лица, вошедший в привычку образ действия; привычка. 2) Характерные для художника (живописца, скульптора), музыканта, писателя и т. п. или художественной школы (направления) технические и стилистические приёмы, стиль. 3) Манеры - внешние формы поведения в обществе. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Манефон (греческое Manethon) (2-я половина 4 - начало 3 веков до н. э.), древнеегипетский историк, верховный жрец в Гелиополе, родом из города Себеннит. Написал на греческом языке «Историю Египта». От труда М. сохранились лишь отрывки у Иосифа Флавия и историков церкви Африкана и Евсевия. М. принадлежит разделение истории Египта на 30 династий и на периоды Древнего, Среднего и Нового царств (с некоторыми уточнениями оно принято в науке и в настоящее время). Советский академик В. В. Струве доказал, что М. пользовался надёжными источниками: большинство приводимых им фактов точны. Публ.: Manetho [Works] with an English transl. by W. G. Waddell, L., 1948 (Loeb Classical Library). Лит.: Струве В. В., Манефон и его время, «Записки коллегии востоковедов», Л., 1928, т. 3, в. 1, 1930, т. 4; его же, Подлинный Манефоновский список царей Египта и хронология Нового царства, «Вестник древней истории», 1946, № 4. |
Манжета (от французского manchette, буквально - рукавчик) в технике, Уплотнение в соединениях деталей машин, выполненное обычно в виде кольца из резины, кожи и другого, служащее для предотвращения протекания жидкости или газа из области высокого давления в область более низкого давления. |
Манжетка (Alchemilla) род растений семейства розоцветных. Многолетние, редко однолетние, большей частью невысокие травы с деревянистым корневищем. Листья округлые, пальчато-лопастные, складчатые, нижние - в розетке. Цветки обоеполые, мелкие, зелёные или желтоватые, в клубочках, собранных в сложное щитковидно-метельчатое соцветие. Чашелистики в 2 кругах; лепестков нет. Многим видам М. свойствен Апомиксис. Около 300 видов, преимущественно в Европе, а также в Азии, Африке и Америке. В СССР более 200 видов, главным образом в лесной зоне и лесном, субальпийском и альпийском поясах гор: растут по лугам, кустарникам, опушкам, полянам, светлым лесам, берегам речек и ручьев, у дорог. Корневища и листья М. содержат красящие вещества. |
Иван Иванович (настоящее имя; псевдоним Иван Каличка) [20.10 (1.11).1851, Харьков, - 3(15).5.1893, Екатеринослав, ныне Днепропетровск], украинский поэт, фольклорист, этнограф. Родился в семье мелкого чиновника. В 1870-1871 учился в Харьковском ветеринарном училище, но был исключен за принадлежность «к особому политическому кружку». В поисках заработка скитался по Украине; в этих условиях началась его фольклористическая, этнографическая и поэтическая деятельность. В 1876 добровольно участвовал в борьбе сербов против турецких угнетателей, был ранен. В 1884 поселился в Екатеринославе, сотрудничал в газете «Екатеринославский листок» и журнале «Степь». В 1889 опубликовал сборник стихов «Степные думы и напевы», а в 1890 книгу «Сказки, пословицы и тому подобное, записанные в Екатеринославской и Харьковской губерниях», 2-й сборник стихов «Над Днепром», книгу сказок и легенд в стихах «Сказки и присказки и тому подобное» и поэмы-сказки не были пропущены цензурой и опубликованы только в советское время. М. - талантливый поэт-демократ, певец крестьянской бедноты и городских пролетариев, продолжатель традиций Т. Г. Шевченко и Н. А. Некрасова. Переводил произв. Н. А. Некрасова, Г. Гейне и других. Соч.: Твори. [Вступ. ст. М. Бернштейна], К., 1961; в русском переводе - Избранные стихи, М., 1957; Степные думы и песни. [Вступительная статья М. Бернштейна], М., 1962. Лит.: Березовський I. П., Iван Манжура. (Нарис життя i дiяльностi), К., 1962; Icторiя ykpaїнської лiтератури, т. 4, кн. 2, К., 1969. А. Е. Засенко. |
Манжура Иван Иванович (настоящее имя; псевдоним Иван Каличка) [20.10 (1.11).1851, Харьков, ‒ 3(15).5.1893, Екатеринослав, ныне Днепропетровск], украинский поэт, фольклорист, этнограф. Родился в семье мелкого чиновника. В 1870‒1871 учился в Харьковском ветеринарном училище, но был исключен за принадлежность «к особому политическому кружку». В поисках заработка скитался по Украине; в этих условиях началась его фольклористическая, этнографическая и поэтическая деятельность. В 1876 добровольно участвовал в борьбе сербов против турецких угнетателей, был ранен. В 1884 поселился в Екатеринославе, сотрудничал в газете «Екатеринославский листок» и журнале «Степь». В 1889 опубликовал сборник стихов «Степные думы и напевы», а в 1890 книгу «Сказки, пословицы и тому подобное, записанные в Екатеринославской и Харьковской губерниях», 2-й сборник стихов «Над Днепром», книгу сказок и легенд в стихах «Сказки и присказки и тому подобное» и поэмы-сказки не были пропущены цензурой и опубликованы только в советское время. М. ‒ талантливый поэт-демократ, певец крестьянской бедноты и городских пролетариев, продолжатель традиций Т. Г. Шевченко и Н. А. Некрасова. Переводил произв. Н. А. Некрасова, Г. Гейне и других. Соч.: Твори. [Вступ. ст. М. Бернштейна], К., 1961; в русском переводе ‒ Избранные стихи, М., 1957; Степные думы и песни. [Вступительная статья М. Бернштейна], М., 1962. Лит.: Березовський I. П., Iван Манжура. (Нарис життя i дiяльностi), К., 1962; Icторiя ykpa нсько лiтератури, т. 4, кн. 2, К., 1969. А. Е. Засенко. |
Манзини (Manzini; до 1968 - Бремерсдорп, Bremersdorp) город в Свазиленде, к юго-востоку от Мбабане. Около 16 тысяч жителей (оценка). На автодороге, ведущей к Мбабане и в ЮАР. Торговый центр. До 1902 был административным центром Свазиленда. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Долгорын (1889-1963), монгольский живописец. Один из реформаторов национальной живописи. Ученик Б. Шарава. В своих произведениях М., не порывая с традициями национального искусства, использовал некоторые достижения европейской живописи (светотень, линейную перспективу). М. - автор портретов Сухэ-Батора (1944) и Чойбалсана (1945, оба - гуашь, Музей изобразительных искусств МНР, Улан-Батор), плафонов в зданиях Музея Сухэ-Батора и Чойбалсана и Театра оперы и балета в Улан-Баторе (1940-е годы), а также серий зарисовок национального орнамента. Д. Манибадар. «Деревня и город» («Новая Монголия»). Полотно, гуашь. 1947. Музей искусства народов Востока. Москва. |