Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Маковский

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Маковский

I Мако́вский

Владимир Егорович [26.1(7.2).1846, Москва, - 21.2.1920, Петроград], русский живописец, академик (1873), действительный член петербургской АХ (1893). Сын художественного деятеля Е. Н. Маковского. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1861-66) у С. К. Зарянко, преподавал там же (1882-94) и в петербургской АХ (1894-1918; с 1895 - ректор). Ученики: А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов и другие. С 1872 член Товарищества передвижных художеств, выставок (см. Передвижники). В ранних работах («Игра в бабки», 1870; «В приёмной у доктора», 1870; «Любители соловьев», 1872-73; все - в Третьяковской галерее) проявились свойственные М. наблюдательность, чувство юмора, умение в правдивой и непритязательной форме воспроизвести будничное течение жизни. В середине 1870-х годов определяется его главная тема - городской быт. В своих камерных по характеру, часто двухфигурных композициях М. показывает (иногда несколько поверхностно) жизнь различных слоев русского общества, повествует о тяжёлой судьбе, заботах и радостях городских низов («Посещение бедных», 1874; «Друзья-приятели», 1878; обе - в Третьяковской галерее). Начиная с 1870-х годов М. создаёт произведения, проникнутые социально-критическим содержанием («Ожидание», 1875, Третьяковская галерея; «Осуждённый», 1879, Русский музей, Ленинград). 1880-90-е годы - зрелый период творчества М. В драматической сцене «Крах банка» (1881) он убедительно передаёт отчаяние обманутых людей, в картине «Свидание» (1883) - трогательное чувство материнской любви, в картине «На бульваре» (1886-87; все названные произведения - в Третьяковской галерее) - печальные стороны жизни большого города. В ряде произведений этих лет М. приближается к пленэрной живописи («Объяснение», 1889-91, Третьяковская галерея). Свои демократические взгляды М. выражает в серии картин «На Волге» (1896), посвященной волжскому трудовому люду; в ряде произведений конца 19 - начала 20 веков он откликается на важные политические события («9 января 1905 года на Васильевском острове», 1905, Музей Великой Октябрьской социалистической Революции, Ленинград), создаёт образы революционной интеллигенции («Вечеринка», 1875-97, Третьяковская галерея; «Допрос революционерки», 1904, Музей Революции СССР, Москва). М. работал также в области портрета. Известен и как график.

Лит.: Друженкова Г. А., В. Маковский, М., 1962.

«Крах банка». 1881. Третьяковская галерея. Москва.

«Крах банка». 1881. Третьяковская галерея. Москва.

«Объяснение». 1889-91. Третьяковская галерея. Москва.

«Объяснение». 1889-91. Третьяковская галерея. Москва.

«Вечеринка». 1875-97. Третьяковская галерея. Москва.

«Вечеринка». 1875-97. Третьяковская галерея. Москва.

В. Е. Маковский. «Свидание». 1883. Третьяковская галерея. Москва.

В. Е. Маковский. «Свидание». 1883. Третьяковская галерея. Москва.

В. Е. Маковский.

В. Е. Маковский.

II Мако́вский

Владимир Матвеевич [15(27).7.1870, Ейск, - 3.1.1941, Харьков], советский учёный в области турбостроения. Член КПСС с 1940. В 1894 окончил Харьковский технологический институт. С 1896 работал в Главных паровозных мастерских в Харькове. В 1899 за участие в революционном движении был выслан в Грозный. В 1904-30 преподавал в Екатеринославском (Днепропетровском) горном институте, с 1930 - в Харьковском механико-машиностроительном институте, где в 1932 организовал кафедру турбостроения. В 1933 создал газотурбинную лабораторию, в которой был разработан проект стационарной газовой турбины мощностью 736 квт (1000 л. с.). В 1940 эта турбина была построена Харьковским турбогенераторным заводом, но её испытания прервала Великая Отечественная война 1941-45.

Лит.: Шнез Я. И., К пятнадцатилетию со дня смерти заслуженного профессора В. М. Маковского, «Энергомашиностроение», 1956, № 6.

III Мако́вский

Константин Егорович [20.6(2.7).1839, Москва, - 17(30).9.1915, Петербург], русский живописец, действительный член петербургской АХ (1898). Брат В. Е. Маковского (См. Маковский). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1851-58) у С. К. Зарянко и в петербургской АХ (с 1858). Участник «бунта четырнадцати», М. в 1863 покинул АХ, став одним из членов Артели художников (См. Артель художников) и членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники). Испытал сильное влияние салонного искусства. В конце 1860-х - начале 1870-х годов обращался к сюжетам из народной жизни («Балаганы на Адмиралтейской площади», 1869, Русский музей, Ленинград), создал ряд правдивых портретов (например, О. А. Петрова, 1870, Третьяковская галерея). Позже, с середины 1870-х годов, всё более склоняясь к академизму («Возвращение священного ковра из Мекки в Каир», 1876, Русский музей), порвав с передвижниками (1883), писал главным образом внешне эффектные портреты и жанрово-исторические сцены (портрет жены художника, 1881, «Поцелуйный обряд», 1895, - оба в Русском музее; «Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного», Иркутский областной художественный музей).

Лит.: Тарасов Л., К. Е. Маковский, М.-Л., 1948.

К. Е. Маковский. «Дети, бегущие от грозы». 1872. Третьяковская галерея. Москва.

К. Е. Маковский. «Дети, бегущие от грозы». 1872. Третьяковская галерея. Москва.

IV Мако́вский (Makowski)

Юзеф Тадеуш (29.1.1882, Освенцим, Краковское воеводство, - 1.11.1932, Париж), польский живописец. Учился в АХ в Кракове (1903-08) у Я. Станиславского и Ю. Мехоффера и в Париже (1908) у А. Ле Фоконье. Жил главным образом во Франции. Испытал влияние Примитивизма и Кубизма. Часто изображая детей, их занятия, шалости, игры, окружающий мир, словно увиденный их глазами, М. стремился приблизить свою живопись к наивной условности и яркой красочности детского творчества («Дети и фонарики», около 1928, Национальный музей современного искусства, Париж; «Сапожник», 1930, «Скупец», 1932, - оба в Национальном музее, Варшава).

Лит.: Jaworska W., T. Makowski, Warsz. - Kraków, 1964.

Т. Маковский. «Детская капелла». 1922. Национальный музей. Варшава.

Т. Маковский. «Детская капелла». 1922. Национальный музей. Варшава.

В начало энциклопедии