Лансере
I Лансере́
Евгений Александрович [12(24).8.1848, Моршанск, ныне Тамбовской области, - 23.3(4.4).1886, с. Нескучное, ныне Харьковского района Харьковской области], русский скульптор. Выполнял небольшие жанровые статуэтки и группы (преимущественно изображения животных, а также сценки из быта русских крестьян и народов Кавказа и Средней Азии, в которых Л. проявил большую наблюдательность и мастерство передачи жестов людей и повадок животных), скульптурно оформлял произведения декоративно-прикладного искусства (чернильницы, подсвечники и др.). Ряд работ Л. был предназначен для тиражирования на каслинском чугунолитейном заводе (см. Каслинское литьё).
Лит.: Шмидт И. М., Е. А. Лансере, в кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина 19 века, [т.] 2, М., 1971.
Е. А. Лансере. «Святослав». Бронза. 1886. Русский музей. Ленинград.
II Лансере́
Евгений Евгеньевич [23.8(4.9).1875, Павловск, ныне Ленинградской области, - 13.9.1946, Москва], советский график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Сын Е. А. Лансере. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (1892-95), в академиях Коларосси и Жюлиана в Париже (1895-98). Член объединения «Мир искусства». Преподавал в Тбилисской АХ (1922-34), Московском архитектурном институте и Всероссийской АХ в Ленинграде (1934-38). Испытывая влияние А. Н. Бенуа и К. А. Сомова, разделяя с ними ретроспективно-стилизаторские увлечения, Л. выступал в 1900-10-е гг. главным образом как оформитель и иллюстратор журналов и книг. Графические композиции Л. сочетают рисунок-рамку в духе барокко или орнамент «Модерна» с перспективно-объёмными документально точными историческими видами (оформление журнала «Мир искусства», заставки, виньетки, концовки к книгам: «Царская... охота на Руси...» Н. Кутепова, издана в 1902; «Царское село...» А. Н. Бенуа, издана в 1910). Стремление Л. к жизненной убедительности, конкретности в передаче исторической эпохи особенно заметно в станковой графике («Корабли времён Петра Первого», темпера, 1911, Третьяковская галерея) и политически острых рисунках для революционных журналов «Жупел», «Адская почта» и др. (1905-08). Это качество доминирует и в иллюстрациях Л. к повестям Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912-41) и «Казаки» (1917-37), отмеченных интересом к народной жизни, отличающихся чёткостью рисунка, но иногда выполненных в смягчённой живописной манере, «пятном», размывающим контур. Реалистическая направленность творчества Л. с наибольшей полнотой проявилась в советское время. Продолжая много работать в области книжной графики, Л. часто обращался в эти годы к монументально-декоративному искусству. Его монументально-живописные работы динамикой пространственного построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают плафоны 17-18 вв. (росписи залов: Казанского вокзала, темпера, силикатные краски, 1933-34 и 1945-46, и гостиницы «Москва», темпера, 1937, - в Москве). Л. работал также в области театрально-декорационной живописи («Юлий Цезарь» У. Шекспира, 1924, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, 1938, - в Малом театре в Москве), плаката и промышленной графики. Государственная премия СССР (1943). Награжден 2 орденами, а также медалями.
Лит.: Е. Е. Лансере. Каталог выставки..., М., 1961; Подобедова О. И., Е. Е. Лансере. 1875-1946, М., 1961.
Т. И. Володина.
«У Александровской колонны» (левая часть разворота). Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Акварель. 1912-15.
«Полтавская победа». Лист из серии «Трофеи русского оружия». Гуашь. 1942. Третьяковская галерея, Москва.
«Ерошка у Оленина». Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Казаки». Тушь, акварель. 1936. Музей Л. Н. Толстого. Москва.
Обложка книги В. Я. Курбатова «Сады и парки». Тушь, гуашь, белила, кисть. 1915. Центральный государственный архив литературы и искусства. Москва.
Эскиз титульного листа для юбилейного сборника «История Академии художеств». Тушь, акварель. 1939. Собрание семьи художника.
«Июнь». Рисунок к «Календарю русской революции» В. Л. Бурцева. Тушь, акварель. 1907.
«Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». Гуашь. 1905. Третьяковская галерея, Москва.
«Корабли времён Петра I». Темпера. 1911. Третьяковская галерея, Москва.
Е. Е. Лансере.