Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Темп

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Темп

I (итал. tempo, от лат. tempus - время)

1) степень скорости, быстроты движения, осуществления чего-либо. 2) В физических упражнениях - определённая частота повторения равномерно выполняемых многократных движений, например шагов при ходьбе, беге и т. п. См. также Темп в музыке, Темпы роста, Темпы эволюции.

II

в музыке, скорость течения (смены) метрических счётных единиц (см. Метр). Т. тесно связан с характером музыки. Первоначально Т. в нотах не указывался и исполнитель судил о нём, исходя из самой музыки, её содержания и фактуры. С 17 в. Т. стали обозначать специальными итальянскими терминами. Основные Т. (в порядке возрастания): Ларго, Ленто, Адажио (медленные), Анданте, Модерато (умеренные), Аллегро, Виваче (виво), Престо (быстрые). Многие из этих терминов ранее определяли и общий характер музыки (например, аллегро - буквально «весело»); некоторые сохранили подобный смысл (например, ларго - «широко»). Эти термины применяются и с дополнительными словами, усиливающими или ослабляющими значение основного слова (например, мольто - «очень», ма нон тропло - «но не слишком»). Иногда композитор обозначает Т. и на другом языке (своём родном) - немецком, французском, русском и др. В ряде случаев Т. указывается косвенно, ссылкой на жанр, связанный с определённой скоростью движения (например, «в темпе марша», «в темпе вальса»). Обозначение Т. может служить и названием целой пьесы, выдержанной в данном Т. (адажио, аллегро и др.).

Словесные обозначения Т. приблизительные; разные исполнители в соответствии со своим пониманием произведения и особенностями своей психики исполняют ту же пьесу в нескольких различающихся Т. Метроном позволяет вполне точно указывать Т. Однако даже метрономические указания, исходящие от самого композитора, представляют лишь ориентир для исполнителя, который может в некоторых пределах отклоняться от них. Хотя в каждой музыкальной пьесе обычно главенствует какой-либо один Т., он выдерживается «в среднем», тогда как в отдельных фразах в соответствии с логикой их развития слегка ускоряется или замедляется (см. Агогика). Нередко встречаются и более значительные ускорения и замедления Т., предписываемые композитором; для их обозначения существуют особые термины: аччелерандо, стринжендо, пиу моссо (ускорение), Раллентандо, Ритенуто, мено моссо (замедление); возвращение к первоначальному Т. обозначается словами темпе примо.

Различия в Т. и характере движения наряду с другими факторами определяют контраст между частями циклических музыкальных произведений (симфонии, сонаты, сюиты и др.).

Лит.: Назайкинский Е. В., О музыкальном темпе, М., 1965.

В начало энциклопедии