Словарь русского языка XVIII века (биографии писателей)
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

Жарков Николай Герасимович

Жарков Николай Герасимович [1745 или 1746 - после 1816]. Сын священника с. Назье; его брат Петр был живописцем по эмали. Учился в Александровской дух. семинарии, откуда вместе с братом в 1770 взят под «протекцию» в Академию художеств живописцем 8-го класса (ЦГИА, ф. 789, оп. 1, № 376; ЦГАВМФ, ф. 406, оп. 2, л. 7, 167). С 1785 в чине кол. секретаря служил корректором гравюр в типографии Морского кадет. корпуса и напечатал здесь в 1790 две оды, обращенные к Екатерине II: «Небесной матери россов…» и «На торжественное возутверждение тишины со Швецией». Последняя, по замечанию С. А. Венгерова, «безграмотна и нелепа». Известно также стихотворение Ж., адресованное видному живописцу М. М. Иванову и помещенное в переведенной A. M. Ивановым книге Р. де Пиля «Понятие о совершенном живописце…» (1789). Среди разыскиваемых сочинений Ж. - «Стихи к начертанию оплотов Очакова» (СПб., б. г.).

Лит.: Венгеров. Рус. поэзия, т. 1, вып. 7 (1901).

А. С. Антонов

Железников Петр Семенович

Статья большая, находится на отдельной странице.

Желтов Андрей

Желтов Андрей. В 1790 был актером в домашнем театре Н. Ф. Колычева. Автор комической оперы (в 2-х д.) «Три свадьбы вдруг, или Как аукнется, так и откликнется» (1794; муз. Ф.-И. Керцелли). Опера в том же году была представлена на сцене театра Н. Ф. Колычева; Ж. исполнил в ней роль скотника Пантелея. Драматургический сюжет оперы является контаминацией мотивов, традиционных для «комедии интриги». Сведений о др. постановках оперы не сохранилось.

Лит.: Берков. История комедии (1977).

Ю. В. Стенник

Жуков Василий Михайлович

Жуков Василий Михайлович [1764-1799, Москва]. Из дворян Ардатовского у. Нижегородской губ.; муж А. С. Жуковой. В 1775 был записан солдатом в Измайловский полк, в 1776 произведен в сержанты гвардии, в 1782 переведен в Преображенский полк. 1 янв. 1783 уволился из гвардии с чином армии капитана и 20 марта, определившись в Коллегию иностр. дел, уехал в Лондон секретарем рус. посольства. С 1785 Ж. служил в Копенгагене, в 1786 вернулся в Россию и 27 июля по болезни ушел со службы, причислившись, в ожидании вакантного места, к Герольдии. В 1792-1797 он в течение двух сроков выбирался ардатовским предводителем дворянства и жил в имении Левашове, затем переехал в Москву (формуляр 1796 г. - ЦГИА, ф. 1343, оп. 21, № 2402, л. 88-89). Был знаком с Я. П. Чаадаевым, который в 1793 удостоверял потомственность дворянства Жуковых. Ж. скончался скоропостижно; за день до смерти он был в гостях у И. М. Долгорукова, беседовал с ним о словесности и читал свои стихи.

В журналах В. С. Подшивалова и П. А. Сохацкого «Приятное и полезное» (1797, ч. 14) и «Иппокрена» (1799, ч. 4-5) Ж. успел поместить 11 стихотворений, в двух подборках. Стихотворение «Молитва. В болезни» появилось уже с примечанием: «Автор скончался на другой же день после сообщения лично издателю <П. А. Сохацкому> этой и некоторых других своих пиес». Ж., очевидно, считал наиболее важными свои сочинения, посвященные духовной тематике («Обеты христианина», «Неисповедимость божиих дел», «Божество» и др.), подписывая их полным именем; главные мотивы этих произведений - правила христианской добродетели и предопределенность человеческой судьбы. В др. стихотворениях, написанных в жанре легкой сатиры («Сонет на Пройдохина», эпиграммы) и любовных, он скрывал свое авторство под криптонимами «В. Ж.», «В. Ж…ъ», «В. Жквъ», «Вслий Жквъ». Стихотворение «Письмо в огне», одно из первых в русской поэзии на тему «сожженного письма», свидетельствует о лирическом таланте Ж. и объясняет уважение к нему современников. И. М. Долгоруков, с которым Ж. поддерживал в Москве близкие отношения, вспоминал: «Отношения наши были очень приятны; я любил беседу его, прения, образ мыслей. Он умер еще молод и мог бы быть полезен обществу смертных в разном смысле». Памяти Ж. посвящены стихи Долгорукова «На смерть В. М. Жукова», из которых выясняется, что Ж. перед кончиной сочинил стихотворение памяти сестры Долгорукова, имел много замыслов на будущее и писал не только стихи, но и прозу («Поэзией твоей и прозою пленяясь, писателя в тебе приятного любил»); прозаические сочинения Ж. неизвестны. Увлечение Вольтером, раскрытый том сочинений которого остался по смерти Ж. на его столе, в известных произведениях Ж. отражения не нашло. В бумагах Яньковых (Благово) сохранился список неопубликованного стихотворения Ж. («Спеши, мой дух, вооружаться. Спеши пороки укрощать» - ИРЛИ, ф. 118, оп. 8, № 9). На исторические интересы Ж. указывает упоминание его имени в числе подписчиков Не «Древнюю российскую вивлиофику) Н. И. Новикова и на «Деяния Петра Великого…» И. И. Голикова.

Лит.: Долгоруков И. М. Капище моего сердца… М., 1874; Благово Д. Рассказы бабушки. СПб., 1885.

В. П. Степанов

Жуков Михаил Михайлович

Жуков Михаил Михайлович [8 (19) XI 1728* - 23 II (7 III) 1803, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре]. Принадлежал к известному дворянскому роду; по семейной традиции выбрал военную карьеру. После окончания Арт. школы был зачислен в артиллерию капралом (1747) и дослужился до чина подполковника (1773). Ж. занимал и различные статские должности: директор к построению и заведению казенных винокуренных заводов (1767), смоленский вице-губернатор (1777), астраханский губернатор (1781-1784), правитель Кавказского наместничества (1785-1786), сенатор (1787-1798). Как делегат от дворянства Арзамасского у. Нижегородской губ. в 1767 принимал участие в работе Комиссии нового Уложения. После первого брака с Е. Е. Озеровой во второй раз был женат на племяннице Г. А. Потемкина А. В. Энгельгардт.

В дек. 1769 в журнале «Всякая всячина» появилась статья (за № 141) в форме письма в редакцию за подписью «Алиахим Вокуж» (палиндром имени Ж.). В ней Ж. рекомендовал стихотворную «притчу» своего «приятеля, человека молодого и учиться великого охотника» (опубл. в тексте статьи за подписью «Иерогирг Велашук», т. е. Григорий Кушалев). Своим письмом Ж. вмешивался в полемику между сатирическими журналами, заявляя о своих симпатиях к моралистической позиции «Всякой всячины», которая «отворяет двери во храм учения <...> и от критики <сатиры> некоторым образом удалена». Это делает вероятной близость Ж. к кругу сотрудников-издателей журнала. Сообщая о себе, что он «тысячу раз принимался писать морали», но без успеха, Ж. предлагает к публикации «стишки своего сочинения». Однако следов дальнейшего сотрудничества Ж. в журналее нет, возможно в связи с прекращением «Всякой всячины». Неизвестно и об участии Ж. в др. изданиях 1769.

Предположение, что Ж. принадлежат переводы с нем., опубликованные за подписью «Михаиле Жуков» в «Моск. ежемес. изд.» (1781, ч. 3, сент. - нояб.), не согласуется с хронологией жизни Ж. (в журнале сотрудничали учащиеся и преподаватели университета). Это же относится и к представленным в 1786 в цензуру переводам «Михаила Жукова» - сержанта Преображенского полка (см.: Семнадцатый век. М., 1868, кн. 1, с. 496-497). Возможно, это сын Ж., Михаил, имевший в 1789 чин капитана.

Лит.: Именной список господам депутатам, находящимся в Комиссии о сочинении проекта нового Уложения. М., 1768; Лобанов-Ростовский А. Б. Рус. родосл. книга. СПб., 1895, т. 1; *История правительствующего Сената за 200 лет. 1711-1911. СПб., 1911, т. 5; Пб. некрополь, т. 2 (1912).

Р. М. Садовникова

Жуков Павел

Жуков Павел. Был одним из молодых сотрудников, группировавшихся вокруг журнала М. М. Хераскова «Полезное увеселение» (1760-1762). Здесь Ж. публикует свои стансы «Почто, мой дух, себя смущаешь?», проникнутые настроениями стоицизма (1760, ч. 2, сент.), и переводной (возможно, с лат.) моралистический опыт «Об уединении», также близкий к философии стоиков (1761, ч. 4, дек.).

В 1767 в типографии Моск. ун-та Ж. издал записки нем. искателя приключений и литератора (писавшего по-французски) барона К.-Л. фон Пёльница «Похождение барона де Польниц с примечаниями историческими и географическими…». Два тома рус. издания представляют собой сокращенный, но довольно точный перевод т. 3 амстердамского издания «Mémoires...» Пёльница (1737), содержащего описание двадцатисемилетних скитаний автора по странам Зап. Европы (Франция, Австрия, Германия, Италия, Швейцария, Испания, Голландия, Англия). Переводчик снабдил текст некоторыми, по-видимому, собственными добавлениями (напр., эпизод с медведем, напавшим на автора при выходе из трактира в Лионе). Перевод Ж. отвечал интересу рус. читателя 1760-х гг. к исторической и мемуарной литературе: книга Пёльница пользовалась в свое время большим успехом у европ. читателя (многочисленные переиздания, похвальные рецензии в периодике, напр. в журнале аббата А.-Ф. Прево «Le Pour et le Contre» (1757, t. 6, № 85)) благодаря обширным историческим, географическим, политическим сведениям, которые она в себе заключала.

М. В. Разумовская

Жукова Анна Сергеевна

Жукова (урожд. Бутурлина) Анна Сергеевна [ум. ок. 1799]. Жена В. М. Жукова. Биография Ж. частично восстанавливается по немногим стихотворениям, опубликованным в «Иппокрене» за 1799 (ч. 2, 4) и очень личным по содержанию. Лето 1799 Ж. с малолетними сыновьями провела в деревне Липня, где барский дом только еще строился («Чувства матери»), написав здесь послание «Супругу моему, с коим я в разлуке»; осенью ее навестили здесь брат и сестра. Зимой, после смерти мужа, Ж. совершила поездку (по-видимому, из Москвы) на могилу зятя, Неелова, во время которой простудилась и тяжело заболела (ср. «Элегию на смерть мужа и болезнь сестры» Е. С. Нееловой - Иппокрена, 1799, ч. 4); вероятно, эта болезнь была причиной смерти Ж. Среди произведений Ж. (в т. ч. переводов) есть песня «Чувства о Творце» - подражание «духовной оде», прозаический отрывок «Любовь», описательное стихотворение «Зимние явления». Все они принадлежат к образцам «дамской» сентиментальной поэзии, имевшей дилетантский характер.

Лит.: Макаров М. Н. Мат-лы для истории рус. женщин-авторов: (Сотрудницы Сохацкого). - Дамский журн., 1830, ч. 29, № 25; Благово Д. Рассказы бабушки. СПб., 1885; Голицын. Словарь (1889).

О. С. Муравьева

Журавлев Андрей Иванович

Журавлев Андрей Иванович (Иоаннович) [9 (20) VIII 1751, Москва - III 1813 Петербург (?)]. Первоначально был старообрядцем, принадлежал к беспоповскому толку федосеевцев. Время перехода Ж. от старообрядчества к официальной церкви неизвестно. В 1787 он уже был священником Большеохтинской церкви в Петербурге. В 1788-1791 Ж. участвовал в насаждении единоверия среди старообрядцев стародубских слобод на Черниговщине, был первым священником, направленным Синодом в Стародубье для основания единоверческих церквей. Основал единоверческие церкви в посадах Клинцовском, Злынском, Зыбковском и в Никодимовой пустыни. В 1791 Ж. вернулся в Петербург протоиереем.

Ж. принадлежит первая обстоятельная история раскола «Полное историческое известие о старообрядцах, их учении, делах и разгласиях, собранное из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем» (1794, ч. 1-3). В 1795 книга была издана вторично при Академии наук с исправлениями и добавлениями под назв. «Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, о их учении, делах и разгласиях, собранное из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем» (ч. 1-4; в ч. 4 помещены документы и сведения, касающиеся старообрядцев Стародубья и их присоединения к единоверию). Книга неоднократно перепечатывалась (6-е изд. 1890). Ж. принадлежит также «Древний и новый исторический феатрон, содержащий хронологические известия о римских, греческих и всероссийских императорах, царях и великих князьях, также константинопольских патриархах, папах римских, всероссийских митрополитах и патриархах, московских и киевских митрополитах и архиепископах от Р. X. до 1812 года» (СПб., 1814). По сведениям Евгения Болховитинова, Ж. составил также «Полный месяцеслов святых русской церкви с кратким описанием их житий», но этот труд не был издан. В ряде работ Ж. ошибочно приписывалось «Историческое известие о раскольниках» П. И. Богдановича (1787).

Лит.: Евгений. Словарь исторический, т. 1 (1827); Верховский Н. «Согласные и несогласные» в черниговских посадах в кон. XVIII столетия… - Странник, 1863, № 4-5; С-й М. Ист. очерк единоверия. СПб., 1867; Смирнов П. С. История рус. раскола старообрядчества. Рязань, 1893.

Н. В. Понырко

Предыдущая страница Следующая страница