Словарь русского языка XVIII века (биографии писателей)
Клементьевский Иван Андреевич

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Клементьевский Иван Андреевич

Клементьевский Иван Андреевич (в монашестве - Ириней) [II 1753, с. Клементьево Ковровского у. Владимирской губ. - 24 IV (6 V) 1818, Петербург; похоронен в Александро-Невской лавре]. Сын священника. Образование получил во Владимирской дух. семинарии и в Моск. дух. академии; в 1774 принял монашество и остался в ней учителем древнегреч. и древнеевр. языков. В 1776-1784 - игумен московского Знаменского монастыря и префект Перервинской дух. семинарии. В 1784-1792 - архимандрит Ростовского Борисоглебского монастыря и префект Ярославской дух. семинарии. 1787 читал проповеди при дворе в Петербурге. Они отличались простотой изложения, утонченным психологизмом и чувством личного сопереживания, что в то время было новинкой, и имели успех. С 1788 - член Синода и по 1792 - архимандрит Новгородского Юрьева монастыря, в 1792-1798 - епископ (с 1796 - архиепископ) Тверской. При посещении Павлом I Твери 13 марта 1797 был награжден орденом св. Александра Невского и командорством из 6-ти деревень в Серпуховском у. Моск. губ. (ок. 300 душ). В 1798-1814 - архиепископ Псковский. В 1814 уволен на покой и жил в Александро-Невской лавре. «Ириней был очень добрый человек и кроткого характера, но много вредил себе невоздержанною жизнью. Он находился под сильным влиянием митрополита Амвросия Подобедова и подписывал все, что он не прикажет» (Мелъников-Печерский П. И. Из прошлого // Рус. вестн. 1868. № 4. С. 464).

Основным направлением трудов К. была экзегетика, толкование отцов церкви, неразрывно связанное с проповеднической деятельностью Так, его воскресные проповеди в Спасо-Ярославском монастыре («Слово на неделю всех святых…» и «Поучительные слова…» (оба произв. - 1785)) отмечены углубленным обращением к тексту Св. Писания. В свою очередь ранние собственно экзегетические труды К («Послание св. апостола Павла к евреям с истолкованием…» и «Послание св. апостола Павла к римлянам…», оба - 1787) представляют собой воскресные проповеди. В построении проповедей (позднее они составили «Собрание поучительных слов, сказанных при Высочайшем дворе <...> и в других местах…», 1791 и «Продолжение поучительных слов …», 1794) К. следовал святоотческим образцам, которые с любовью переводил: «Беседы избранные <...> Иоанна Златоустого…» (1784. Ч. 1-2); «Блаженного Петра Хрисолога поучительные слова…» (1794. Ч. 1-2); «Св. Василия Селевкии Исаврийского поучительные слова…» (1802) и др. Осуществленное Н. И. Новиковым издание бесед Иоанна Златоуста было конфисковано в 1787 и по повелению Екатерины II сожжено 11 февраля 1793 (испр. по замечаниям Авраамия Флоринского 2-е изд. напечатано кириллицей в 1793).

Главным трудом К. является «Толкование по греческому и еврейскому тексту на 12 малых пророков Ветхого Завета» (СПб., 1804-1816. Ч. 1-7), основанное на последних достижениях европ. науки того времени. В ранних же экзегетических трудах К. следовал Р. Беллармино - «Толкование на Псалтирь, избранное из Белларминова толкования» (1791. Ч. 1-3; в испр. изд. 1807 были введены древнеевр. текст, лат. парафразы, грамматический разбор и комментарии австр. пиетистов из венского издания 1757). К. также перевел с лат. два сочинения Беллармино: «О воздыхании голубицы, или О пользе слез…» и «О седми изречениях, от Христа на кресте провещанных…» (оба - 1795) - и с древнегреч. «Святого мученика Иустина философа Разговор с Трифоном Иудеанином о истине христианского закона, писанный к М. Помпею» (1797). К последнему апологетическому сочинению тематически примыкает составленный К. сборник «преложений с иностранного языка» «Торжество нашея веры над неверующими и вольномыслящими» и ряд др. сочинений и переводов. Как проповеди, так и переводы К. отличаются лаконичностью слога; лексика переводов зачастую отмечена буквализмами, а также иностранными заимствованиями, чем К. несколько отличался от стоявших на позициях языкового пуризма своих сочленов по Рос. Академии, куда он был избран в 1793 и где деятельно участвовал в составлении т. 5 и 6 «Словаря Академии Российской».

Лит.: Евгений. Словарь исторический. Т. 1 (1827); Чередеев К. Биографии тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859; Григорович Н. Ириней, архиеп. Псковский // Рус. арх. 1869. № 7-8; Сухомлинов. Рос. Академия. Вып. 2 (1875); Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей Российской церкви. СПб., 1877; Геннади. Словарь. Т. 2 (1880); [Рункевич С. Г.]. Ириней // Рус. биогр. словарь. Т. «Ибак - Ключарев» (1897); Первухин Г. П. О тверских иерархах. Тверь, 1901.

М. П. Лепехин

В начало словаря