Политика. Толковый словарь.
АРИСТОТЕЛЬ

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТОТЕЛЬ - (Aristotle) (ок. 384-322 г. до н.э.) Греческий философ. Родился в богатой семье врача на севере Греции. В 367 г. до н. э. Аристотель приехал в Афины, где учился и преподавал в Академии Платона (Plato) до его смерти (347 г. до н.э.). После нескольких лет странствий и исследований на островах в восточной части Эгейского моря он был приглашен Филиппом Македонским в качестве учителя к тогда еще юному Александру Великому. В 335 г. до н. э. вернулся в Афины и основал здесь школу философии, Ликей, в котором работал до тех пор, пока сильные антимакедонские настроения не заставили его отойти от дел и уехать на остров Эвбея. На следующий год Аристотель умер. Его первые самостоятельные исследования касались в основном биологии, поэтому стиль его научного мышления определили методологические принципы и взгляды ученого-натуралиста. Диапазон интересов и знаний Аристотеля был очень широк. Помимо блестящих работ по биологии, он написал трактаты по физике, метафизике, логике, психологии, этике и политике. Науки Аристотель делил на три основные категории: теоретические, творческие и практические. Этика и политика - науки практические, цель которых - получение знаний ради практической деятельности, необходимой для изменения образа жизни людей. Отходя от учения Платона, Аристотель считал, что эти практические науки должны основываться на эмпирических данных и таксономии. Вместе с группой своих учеников он исследовал политическую структуру и историю 158 государственных устройств, хотя до нас дошла лишь одна работа этого рода - "Форма правления Афин" ("Constitution of athens", "Афинская полития"). Некоторые результаты этих исследований, однако, можно найти в его самом известном труде о политической науке "Политике" ("Politics"), где помимо анализов, предписаний и описаний содержатся сведения о разных государственных устройствах, в том числе о Спарте, Крите и Карфагене. Аристотель также излагает и анализирует политические теории других философов, особенно Платона (или свои варианты этих теорий). Склад ума ученого-биолога оказывается и на его понимании природы, происхождения и предназначения государства. Если некоторые софисты усматривают резкое противоречие между природой и обществом, то Аристотель стремится показать, что "человек есть политическое животное", естественной средой обитания которого является полис, т. е. город-государство. По его мнению, существуют две основные формы человеческих сообществ - объединение мужских и женских особей в целях продолжения рода и объединение господина и "естественного раба" в целях взаимного поддержания жизни. На базе этих объединений создаются домашние хозяйства, группирующиеся в сельскую общину, а сельская община в городскую - полис. Последний представляется Аристотелю как самодостаточное сообщество, связанное общими делами и ценностями. Другой аргумент, свидетельствующий в пользу отсутствия противоречий между природой и обществом, основывается на анализе природы человека и человеческого процветания, о чем вскользь упоминается в "Политике", и детально исследуется в "Никомаховой этике" ("Nicomachean Ethics"). Для того чтобы жизнь была успешна, мы должны использовать интеллектуальные и духовные качества, которыми обладаем как представители рода человеческого. Эти качества, и в первую очередь способность поступать справедливо, можно реализовывать, только живя в государстве. Государство самодостаточно именно потому, что оно обеспечивает - и в этом заключается его основное предназначение - все необходимое для счастливой и прекрасной жизни. И именно поэтому государство и природа человека находятся в гармонии. В самом деле, утверждает Аристотель, государство не только берет начало в естественных объединениях "мужчина - женщина", "господин - раб", но и само является естественной целью всех объединений, "природа сама по себе является целью". Отсюда следует, что "государство принадлежит к тому типу явлений, которые существуют по природе вещей" ("Политика" I. 2). В итоге Аристотель приходит к мысли о том, что государство - это некое сверхсущество, а люди - всего лишь его часть и никакой ценности сами по себе не представляют. Такая логика мышления привела Аристотеля к апологии тоталитаризма, вплоть до утверждения, что гражданин принадлежит государству ("Политика" VIII. 1). Но кого считать гражданином? Аристотель различает три основные функции управления: совещательную, исполнительную и судебную, - и определяет гражданство как активное участие по крайней мере в совещательной и судебной функциях. Такое участие возможно лишь в том случае, если человек образован, способен конструктивно мыслить и располагает досугом. Следовательно, гражданами могут быть только свободнорожденные мужчины, не занятые ремесленным трудом. Некоторые люди, по мнению Аристотеля, обладают такими низкими мыслительными способностями, что даже о себе подумать не могут. Это, безусловно, "естественные рабы", неспособные участвовать в принятии решений. Более того, они значительно счастливее, когда их жизнью управляет кто-то другой. Вот почему отношение "господин - раб" вполне естественно. Женщины также будут более счастливы, если ими кто-то управляет. Хотя они и способны мыслить, это качество в них ненадежно, ибо ими владеют эмоции. Ремесленники и лица, занятые физическим трудом, участвовать в политической деятельности, равно как и интеллектуально совершенствоваться, не могут, т. к. не имеют необходимого для этого активного досуга. Поскольку проживающим в государстве иностранцам в гражданстве также следует отказать, граждан в государстве остается совсем немного. Иногда в трудах Аристотеля проскальзывает мысль о том, что "неграждане" даже не считаются членами государства, а лишь его простым sine qua non (непременным условием) (см."Политика" III.3 и VII.8) - мысль, которая по крайней мере в отношении женщин и рабов, похоже, вступает в противоречие с утверждением о развитии государства из домашнего хозяйства. В Книгах III и IV "Политики" Аристотель делает попытку систематизировать и оценить различные типы государственного устройства. Чтобы понять, чем один тип государственного устройства отличается от другого, необходимо ответить на два основополагающих вопроса: кто правит и от чьего имени правит? Править могут один, несколько и много человек, хорошее правление осуществляется от имени всего народа, плохое - от имени самих правителей. Три удачных типа государственного устройства - монархия, аристократия и "полити" (форма правления всего народа в интересах всех), а три соответствующих им отклонения - тирания, олигархия и демократия. На практике, однако, богатых - меньшинство, а бедных - большинство; экономический статус жителей государства представляется не менее важным показателем, чем такой характерный признак, как количество. Способствуя формированию целей и ценностей для власть предержащих, экономические условия вместе с тем придают каждому государственному строю отличительный признак. Так, цель олигархии - обретение еще больших богатств; демократии - обретение свободы. Позднее Аристотель дал качественную характеристику этой широкой таксономии. Он подчеркнул, что каждый из шести основных типов государственного устройства имеет несколько разновидностей, сочетающихся в различных вариантах. И вообще, точнее говорить о каком-либо типе государственного устройства с точки зрения наличия в нем, например, черт демократии. Давая всестороннюю характеристику государственных устройств, Аристотель считает несомненным то, что любые формы правления, стремящиеся к достижению всеобщего блага, предпочтительнее тех, которые отстаивают интересы отдельных групп. Ясно ему и то, что всеобщее благо должно прочно стоять на принципе справедливого распределения, согласно которому большую долю благ и почестей предоставляют гражданам, которые приносят больше пользы государству. Ответ же на вопрос о том, какая форма государственного правления лучше, зависит от конкретных обстоятельств. Если появится мудрый и хороший человек, который способен быть полезным государству, то, согласно принципу справедливого распределения, он должен получить право на высшую власть, стоящее выше закона. Те же соображения относятся и к группе чрезвычайно добродетельных людей. В случае отсутствия такой идеальной монархии или аристократии лучшей формой правления для большинства стран будет "полити", смешение демократии и олигархии, при которой власть находится в руках умеренно богатых. Представители среднего класса, вероятнее всего, будут действовать в соответствии со здравым смыслом, и совсем маловероятно, что среди них возникнут внутренние противоречия и они начнут впадать в крайности, которые являются уделом очень богатых и бедных. Аристотель недвусмысленно, хотя и не без оттенка сомнения, связывает средний класс с понятием "середины", которая, согласно "Никомаховой этике", и есть добродетель. Действия "полити" скорее всего получат всеобщее одобрение и обеспечат стабильность - одно из самых великих благ. Политической стабильности, факторам ее поддержания или расшатывания ученый отводит значительное место в книгах V и VI "Политики". Он считает необходимым сохранить даже "девиантные", отклоняющиеся от нормы государственные устройства, хотя в случае с тиранией допускает, что понимание тактики, к которой прибегает тиран, - лучшая гарантия от его появления. Главную причину революций и нестабильности государственного устройства Аристотель видит в недовольстве, порождаемом сознанием неравенства. Все понимают, что справедливость необходима и что она заключается в пропорциональном равенстве, но нет согласия в том, каковы должны быть критерии равенства. Демократы утверждают, что это свобода, олигархи - что это богатство. Таким образом, для поддержания стабильности необходимо предотвратить недовольство, предоставив как можно большему числу людей хотя бы некоторую долю почестей, должностей и доходов. Следует принять законы, которые не позволяли бы обогащаться сверх меры, а также способствовали росту среднего класса. В самом деле, поддержка с его стороны окажется решающим фактором для власть предержащих. Важно также стараться ввести оппонентов данного государственного устройства в его структуру. Но наиболее твердой гарантией является образование. Только с его помощью государство способно привить молодежи привычку жить в ладу с существующей формой правления. Без такой привычки законы окажутся бессильными. Прагматический подход к политической теории проявился также и в незаконченном наброске Аристотеля об идеальном государстве (книги VII и VIII "Политики"). Даже идеал, подчеркивает автор, должен быть всегда в рамках возможного. Коль скоро цель государства - обеспечить счастливую и прекрасную жизнь, т. е. жизнь добродетельную, идеальным будет то государство, которое способствует проявлению гражданами добродетельности. Для этого необходимы определенные условия, и Аристотель дает советы относительно территории, численности населения, продуктов питания (все современные государства он посчитал бы слишком большими, чтобы их вообще считать государствами). Нетрудно догадаться, что среди наиболее важных условий вновь называется образование, на котором лежит ответственность за воспитание хороших граждан. Поскольку счастливая и прекрасная жизнь и хорошие граждане рассматриваются Аристотелем как объективная реальность, воспитание должно опираться на объективные принципы и быть одинаковым для всех. Это также помогает сохранить стабильность. Единственная гарантия одинакового для всех образования - организация его государством. В какой мере женщины входят в число "всех", не ясно. Поскольку они не являются гражданами, то было бы странным ожидать, что им полагается такое же образование, как и мужчинам. Но все же Аристотель дает понять, что по крайней мере некоторое образование женщины должны получить. При всей своей склонности к умеренности и практичности Аристотель очень авторитарен. Его идеальное государство решает, когда индивид должен заводить детей и вступать в половые сношения без зачатия детей, какие произведения искусства можно смотреть или слушать и даже на каких инструментах можно учиться играть ребенку. Подобно Платону, Аристотель верит в то, что хорошая жизнь есть объективная реальность, познание этой объективной реальности вполне доступно и обязывает носителя знания рекомендовать его другим. Вопрос о праве отвергнуть подобную рекомендацию вообще не ставится. "Политика" оказала влияние на столь разных философов, как Фома Аквинский (Aquinas) и Гегель (Hegel) и стала основой для теорий Макиавелли (Machiavelli), Бодена (Bodin) и Хукера (Hooker). Позднее многие идеи Аристотеля сформировали "коммунитарное" мировоззрение таких философов, как Аласдейр Макинтайр и Майкл Сэндел.

В начало словаря