Политика. Толковый словарь.
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЛЕ"-"ПОЛ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЛЕ"-"ПОЛ")

ПЛЕССИ Ф. ФЕРГЮСОН

ПЛЕССИ Ф. ФЕРГЮСОН - (Plessy v. Ferguson) см.: Гражданские права (civil rights).

ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ - (Plekhanov, George) (1856-1918) Идейный лидер русского марксизма. В эмиграции (1883 г.) создал группу "Освобождение труда", активный деятель РСДРП и редактор "Искры" (1900 г.). В 1903 г. помогал Ленину преодолеть раскол, но затем перешел на сторону меньшевиков. Весьма критически относился к Октябрьской революции 1917 г. (см.: Bolshevism - большевизм, Russian Revolution of October 1917 - Русская революция 1917 г.).

ПЛЮРАЛИЗМ

ПЛЮРАЛИЗМ - (pluralism) В буквальном смысле слова (лат. pluralis - множественный), вера в существование более чем одного вида бытия или тенденция к бытию, обладанию или деланию более чем одной вещи. Именно в этом смысле данный термин используется в политической и социальной областях, но он употребляется в настолько разных контекстах, что создается впечатление разных значений. Согласно наиболее укоренившемуся из них, плюрализм - это тенденция иметь более одного места службы или прихода, особенно в среде дореформаторской католической церкви. В конце XIX в. этим термином называли философские теории или системы идей, которые, в противоположность "монистическим" учениям, признавали более чем одно первоначало. В то же время в Соединенных Штатах так стали обозначать представление, согласно которому для государства лучше и дальше формироваться законным образом из различных этнических групп - американцев еврейского, ирландского и т.д. происхождения, чем переплавить все различия в одном "котле". Все эти значения в какой-то мере повлияли на основное современное значение этого слова: плюралистской считается такая модель общества, политическую сущность которой составляет существование групп. В этом смысле плюралисты противостоят элитистам (elitism), т.к. считают принадлежность к сельским или соседским общинам, профсоюзам, добровольным обществам, церковным и иным подобным организациям важнее различий между правящим и управляемым классами, т.е. различия в обществе по вертикали важнее, чем по горизонтали. Предтечей этого вида плюрализма был Ф.Р. де Ламенне, редактор журнала "Авенир", издающегося во Франции в начале XIX в. Ламенне критиковал как индивидуализм, так и универсализм эпохи Просвещения (Enlightenment) и Революции. По его словам, человек - это "всего лишь тень", об общественном существовании которого можно говорить лишь постольку, поскольку он является частью одной или более групп. Как Ламенне, так и современные плюралисты, в т.ч. такие видные американские авторы, как Роберт Даль и Нельсон Полсби, склонны считать, что, во-первых, общество по существу состоит из групп, а его политическая жизнь представляет собой соперничество между группами в борьбе за влияние, и, во-вторых, что такое положение вещей полезно (нормально). Поэтому плюрализм нередко выступает как довольно консервативное учение, по крайней мере по сравнению с марксизмом или радикально-демократической теорией, склонными характеризовать общество скорее как господство элиты над не-элитой, чем как конкуренцию между группами. По правилу Борда, C выигрывает открытый чемпионат, а B - соревнование возрастной группы. В таком случае возникает сомнение в действительно высоком уровне результатов C. Судьи снова смотрят соревнования в видеозаписи, после чего дают такое распределение мест:

ПОБЕДИТЕЛЬ ПО КОНДОРСЕ

ПОБЕДИТЕЛЬ ПО КОНДОРСЕ - (Condorcet winner) Вариант выбора или кандидат на выборах с большим количеством кандидатов, получивший - при сравнении каждой пары кандидатов - простое большинство голосов в сопоставлении с каждым из остальных кандидатов. Предложенные Кондорсе (Condorcet) правила голосования имеют целью найти победителя по Кондорсе; если среди лидирующих кандидатов образуется цикл (cycle), победителя по Кондорсе уже не будет, и тогда потребуется другая процедура определения победителя. Предлагались различные варианты такой процедуры, но согласия относительно того, какой из них лучше, нет (и, наверное, не может быть).

ПОГОНЯ ЗА ПРИБЫЛЬЮ

ПОГОНЯ ЗА ПРИБЫЛЬЮ - (rent-seeking) Стремление нажиться на повышенных ценах, пользуясь нехваткой товаров или услуг. Термин был предложен Энн Крюгер в 1974 г. для обозначения деятельности, классическое описание которой было дано Гордоном Тюллоком в 1967 г. Не претендуя на научность, экономическую ренту можно определить как дополнительный доход, который способен приносить фактор производства (земля, труд или капитал) в условиях дефицита. Правительства могут искусственно создавать такой дефицит, например, предоставляя какой-нибудь фирме, картелю или профсоюзу монопольное право на предложение на рынке своего фактора производства. Тюллок указывал: тем, кто стремится к такой монополии, выгодно затратить любые средства, чтобы добиться монопольного положения (вплоть до полной суммы дохода от монополии в условиях дефицита). Предположим, например, что правительство собирается предоставить монопольное право на авиасообщение между двумя городами одной авиакомпании. Все знают, что эта компания сможет установить дополнительную цену на билеты на все время действия лицензии. Поэтому каждая авиакомпания готова потратить любые средства, даже всю дополнительную прибыль, для лоббирования и подкупа правительства с целью получить эту лицензию. Таким образом, почти вся стоимость монополии может быть потрачена на то, что Джагдиш Бхагвати назвал "прямо непродуктивной деятельностью". С точки зрения упомянутых авторов лоббирование, по большей части занятие чрезвычайно расточительное.

ПОДБОР КАНДИДАТОВ

ПОДБОР КАНДИДАТОВ - (candidate selection) Имеет важнейшее значение в демократических политических системах, поскольку там решающее влияние на политику избирательного процесса оказывают избирательные партии. В случаях, когда для избирателей партийная принадлежность кандидата важнее, чем его личные качества, подбор кандидатов определяет, кто будет представлять партию в законодательных органах или станет кандидатом от партии на пост президента. В местных или национальных избирательных округах, где преобладает влияние одной партии, подбор кандидата по сути определяет результаты выборов. В Англии и континентальной Европе политические партии сами выдвигают своих кандидатов, проведя их подбор на национальном, региональном или местном уровнях. На местах к выдвижению кандидатов могут привлекаться все члены партии, но возможен вариант, при котором выбор кандидата поручается небольшим группам делегатов или представителей. Правила выдвижения кандидатов - важный показатель того, в какой степени партии придерживаются модели "партийной демократии". Будучи выдвинут и победив на выборах в законодательный орган, депутат может чувствовать себя достаточно уверенно на своем посту и пережить переизбрание на новый срок лишь как формальность, если, конечно, у него не возникает серьезных разногласий с партией. На части территории США в конце XIX - начале XX в. была введена система первичных выборов (primary elections) для исключения случаев коррупции при выборе кандидатов на партийных съездах (convention) или на партийных кокусах (caucus). Первичные выборы переносят ответственность за подбор кандидатов с партии на электорат в целом или на избирателей, зарегистрировавшихся у местных властей в качестве сторонников данной партии. Более того, за проведение первичных выборов отвечает правительство: выборы перестают быть внутрипартийным делом, и партия обязана согласиться с их результатами. Первичные выборы проводятся для выдвижения кандидатов в обе палаты конгресса и во время президентской избирательной кампании.

ПОДВЕШЕННЫЙ ПАРЛАМЕНТ

ПОДВЕШЕННЫЙ ПАРЛАМЕНТ - (hung parliament) Ситуация, когда после выборов ни у одной из политических партий нет абсолютного большинства в Палате общин парламента Соединенного Королевства. В отсутствие писаной конституции реакция на подобное обстоятельство определяется заявлениями придворных и высших государственных служащих о том, каких действий монарха требует государственное устройство. Самые известные из таких заявлений принадлежали Алану Ласселсу, личному секретарю Георга VI, изложившему суть дела в письме в "Таймс" в 1950 г., и лорду Армстронгу, секретарю кабинета министров в 1979-87 гг., озвучившему его в радиоинтервью в 1991 г. Действующий премьер-министр может оставаться на посту и предложить королеве или королю речь. Она произносится монархом, но составляется правительством, а потому в ней намечается программа правительства. Это возможно лишь в том случае, если партия премьер-министра располагает наибольшим числом мест или возможен пакт с другой политической партией, который обеспечит полное большинство. Если премьер-министр не может руководить самой представительной в Палате общин партией и нет никакого пакта, тогда он может обратиться к монарху с просьбой распустить парламент и назначить следующие выборы. В отсутствие прецедента пока неясно, удовлетворит ли монарх данную просьбу. Более вероятно, что премьер-министр уйдет в отставку и порекомендует монарху кандидатуру своего преемника. Обычно монарх учитывает подобные рекомендации, хотя ничто не обязывает его это делать. Новый премьер-министр сформирует правительство, и, если вновь не удастся создать рабочего большинства, от монарха будут ожидать роспуска парламента и назначения повторных выборов.

ПОДОТЧЕТНОСТЬ

ПОДОТЧЕТНОСТЬ - (accountability) Условие, согласно которому члены представительных органов власти отвечают перед теми, кого они представляют, за исполнение своих властных полномочий и обязанностей, а также учитывают в своей деятельности критические замечания и требования, неся при этом (определенную) ответственность за невыполнение своих обязанностей, некомпетентность или обман. Члены законодательного органа обязаны отчитываться о том, как они голосуют, перед руководителями парламентских фракций, таких как кнуты (whip), местными организациями их партий и избирателями. Министры, сверх того, отвечают перед законодательным органом и избирателями за решения правительства. В Великобритании министры несут как индивидуальную министерскую (individual ministerial responsibility), так и коллективную ответственность (collective responsibility) и отчитываются перед руководством и избирателями в ходе парламентских дебатов и обсуждений в специальном комитете (select committee) или в средствах массовой информации. Подотчетность государственных чиновников напрямую зависит от степени их политизации. Так, в США чиновники государственных органов управления любого уровня являются политическими бенефициантами, на которых может быть возложена персональная ответственность за их деятельность. Что касается Великобритании, то, хотя здесь государственных служащих и могут обязать отвечать на вопросы членов специального комитета, номинально они нейтральны и отвечают лишь за собственную некомпетентность. В иных случаях считается, что чиновники действуют от имени министров и, следовательно, подотчетны в рамках индивидуальной министерской ответственности. Есть опасения, что слишком высокая мера ответственности помешает политическим деятелям и государственным чиновникам эффективно выполнять свои обязанности и реализовывать властные полномочия. В Великобритании, однако, более серьезную озабоченность вызывает недостаточная подотчетность. На деле министры не соблюдают требования отчитываться в своей служебной деятельности. К тому же реформы размыли иерархическую структуру, в основе которой лежала должностная ответственность. Чаще всего недовольство высказывается по поводу отсутствия подотчетности по ключевым направлениям политики правительства, в частности по руководству службами безопасности. Точно так же разрастание количества кванго (quango) позволяет их сотрудникам направлять запросы граждан в парламент, а министрам, наоборот запросы членов парламента - сотрудникам кванго.

ПОДУШНЫЙ НАЛОГ

ПОДУШНЫЙ НАЛОГ - (poll tax) (налог с избирателей), Существует два значения, основанных на использовании слова poll, в разных, хотя и отчасти близких друг другу, смыслах (речь идет о двух из целого ряда значений poll - отдельный человек, человек в списке и список избирателей; регистрация избирателей). 1. Налог, взимаемый по единой ставке с каждого жителя данного района (poll значит "человеческая голова", отсюда - "отдельное лицо в списке"). В Англии его сбор проводился дважды (оба случая вошли в историю), первый - в 1381 г. (фактически третий по счету, начиная с 1377 г.), другой - в 1990 г. О налоге 1381 г. говорили как о дотоле "неслыханном". Собирать его было трудно, приходилось применять принуждение; многие уклонялись от его уплаты, особенно в тех местах, куда сборщикам было трудно добраться, как, например, в Корнуолле. Сбор налога вызвал серьезные беспорядки, во время которых был сожжен Савойский дворец, находившийся рядом с нынешней Трафальгарской площадью. Массовое сопротивление привело к отмене этого налога. Сбор налога 1990 г. (в Шотландии введен в 1989 г.) также сталкивался с трудностями и сопротивлением, множество людей уклонялись от его уплаты в тех местах, куда сборщикам было трудно попасть, например, во внутренних районах Лондона. И на этот раз начались серьезные беспорядки, были подожжены здания у Трафальгарской площади. Из-за народного сопротивления налог был отменен. Тем не менее он оказал неожиданную услугу консерваторам, которые его ввели. Отменив его консерваторы получили на всеобщих выборах 1992 г. больше мест и таким образом победили с большим отрывом, чем это могло быть при иных обстоятельствах. 2. Налог, взимаемый в качестве предварительного условия регистрации избирателя (poll означает также "подсчет голосов на выборах"). Применялся в южных штатах США в качестве одного из целого ряда способов лишения чернокожих граждан возможности участвовать в выборах (см.: civil rights - гражданские права) 24-я поправка к Конституции США (1964) признала неконституционным его применение на выборах в федеральные органы. Поскольку регистрационные списки избирателей были одним из источников, которые могли быть использованы при составлении списка налогоплательщиков для сбора подушного налога в Англии, их составление приводило (без сомнений, непреднамеренно) к тем же результатам, что и второй вид налога, о котором говорится в данной статье.

ПОДЧИНЕНИЕ

ПОДЧИНЕНИЕ - (оbedience) Исполнение одним лицом воли другого в форме выполнения приказов и инструкций последнего. Беспрекословное послушание подразумевает готовность выполнять все указания без исключения. При деспотических и абсолютистских правительствах, а также в некоторых религиозных и военных организациях такое послушание считается добродетелью, но в либеральных обществах, основанных на принципах индивидуализма, расценивается как сомнительное с точки зрения морали и даже опасное. В экспериментах, описанных в работе "Obedience to Authority" ("Подчинение власти", 1974), психолог Стэнли Милгрэм попытался показать, что люди в современных западных обществах (главным образом в Соединенных Штатах, Германии и Австралии) более послушны, чем того требует этика. В целом ряде социальных ситуаций одни подчинялись приказам, направленным на нанесение ущерба другим, приказам, которые не следовало бы исполнять в соответствии с доктриной ограничения власти, тесно связанной с господствующими представлениями относительно прав, законности и свободы. Милгрэм также предложил экспериментальное доказательство, объясняющее природу молчаливого принятия немцами "третьего рейха". Он поставил человечеству диагноз "фатальный порок" - чрезмерную склонность к подчинению другим, которая, возможно, зародилась еще в ранней стадии становления общества, когда люди занимались собирательством и охотой. Другие авторы критиковали Милгрэма за надуманность и слишком обобщающий характер доводов.

ПОЖИЗНЕННОЕ ПЭРСТВО

ПОЖИЗНЕННОЕ ПЭРСТВО - (life peerage) По Закону 1958 г. о личном пэрстве мужчине или женщине может быть пожаловано пожизненное членство в Палате лордов (House of Lords). Пожизненные пэры обладают точно такими же привилегиями и правом голоса, как и пэры наследственные; единственное различие состоит в том, что такое пэрство не передается по наследству.

ПОЗИТИВИЗМ

ПОЗИТИВИЗМ - (positivism) Термин, введенный Контом (Comte) для обозначения отказа от ценностных суждений в социальной науке. Под влиянием французского Просвещения (Enlightenment French), от которого он, однако, дистанцировался, Конт считал, что наука развивается от ранних теологической и метафизической форм к такой форме, которая будет заниматься только видимыми фактами и отношениями. Хотя впоследствии Конт стал исповедовать культ человечества, эти идеи оказались абсолютно бесспорными в области экономики и авторитетными (хотя и не столь бесспорными) в других общественных науках. В философии эти идеи вновь утвердились как логический позитивизм в 1930-е гг. Сторонники позитивизма утверждают: наука, в т.ч. и общественная, не может допускать ценностных суждений. Его критики считают, что "факт" - не такая простая вещь, как думал Конт, и целенаправленное исключение позитивистами ценностных суждений само по себе уже есть ценностное суждение. См.: также: Pareto (Парето).

ПОЗИТИВНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

ПОЗИТИВНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ - (positive discrimination) Узаконенный способ дать возможность участвовать в общественной жизни тем, кто в результате исторических событий оказался обездоленным. Позитивная дискриминация подразумевает применение разных критериев отбора в отношении представителей различных групп как способ преодоления существующего социального неравенства. Ее следует отличать от позитивного или конструктивного действия (affirmative action), подразумевающего принятие шагов, направленных на повышение активности с целью побудить определенные группы к участию в социальной, экономической и политической жизни страны. Так, например, могут проводиться скоординированные мероприятия по распространению информации о найме на работу в конкретных географических или демографических районах, включая помещение объявлений о рабочих местах в местных и/или специализированных газетах и журналах и т.д. Временами позитивная дискриминация носит чисто политический характер, как, например, система квот, введенная в Англии Лейбористской партией (Labour Party) для увеличения женского представительства в партии; в некоторых случаях это расширение возможностей той или иной социальной группы, особенно за счет права на элитное образование. В США, например, меры позитивной дискриминации в 1970-х гг. были направлены главным образом на отмену фиксированного числа мест на курсах в образовательных учреждениях. В Индии, где, возможно, существует самая разветвленная в мире система позитивной дискриминации, эта политика затрагивает все стороны жизни. Согласно Приложению 9 к Конституции, в субсидируемых государством учреждениях по трудоустройству, а также в образовательных и политических учреждениях всех уровней резервируются места для представителей низших каст (caste). Сторонники такой системы считают, что тем самым господствующие в обществе группы "выплачивают" свой исторический долг и что этот процесс ведет к более интегрированному обществу, т.к. создает новые возможности. Критики указывают на то, что такая система отрицает как принцип равенства, так и принцип воздаяния по заслугам. Кроме того, они считают, что она избавляет целые слои общества от необходимости участвовать в конкурентной борьбе, что в свою очередь усиливает предрассудки.

ПОЗИТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ПОЗИТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - (affirmative action) Политика, направленная на устранение любых видов дискриминации. Сторонники "позитивных действий" считают, что недостаточно принять законы, запрещающие ущемление прав какой-либо группы населения в сфере образования, найма на работу и т. п. Для ликвидации дискриминации в короткие сроки и в приемлемом темпе требуются более жесткие меры. В США, например, в 1970 г. негров-студентов училось больше, чем когда-либо раньше, но тем не менее среди темнокожего населения, составляющего 12% жителей страны, врачей было только 2,2%, а студентов-медиков - 2,8%. Подобная статистика, видимо, способствовала разработке в 1970-х гг. новых правил приема в высшие учебные заведения, в Медицинскую школу Калифорнийского университета в Девисе: 16 мест из каждых ста были зарезервированы для граждан США - представителей национальных меньшинств, в основном негров, чикано (американцев мексиканского происхождения) и выходцев из стран Азии. Аллену Бэкке (Allen Bakke), белому абитуриенту, который сдал вступительные экзамены значительно лучше поступивших представителей национальных меньшинств, в приеме было отказано. Бэкке оспорил законность этого решения в судебном порядке, и в конце концов дело направили в Верховный суд США. В противоречивом решении Суд указал, что использование квот является нарушением Четырнадцатой поправки (Fourteenth Amendment) к Конституции США и постановил принять Бэкке в Медицинскую школу. Однако судьи пояснили, что учет расового происхождения с точки зрения конституции приемлем, когда речь идет о приеме в учебные заведения. Тем не менее "позитивные действия" продолжают вызывать в Соединенных Штатах горячие споры. Оппоненты настаивают на том, что они подрывают основы одной из наиболее почитаемых ценностей американской политической культуры - приверженности идее равных возможностей - и препятствуют развитию меритократии - общества, в котором жизненный успех определяется способностями индивидуума, а не его классовым или расовым происхождением или какими-либо иными ложными критериями. Критики утверждают также, что "позитивные действия" не только не способствуют уничтожению дискриминации, но ее провоцируют, создавая условия, при которых, например, белым мужчинам, подобным Бэкке, отказывают в приеме в вуз только из-за расовой принадлежности.

ПОЗИЦИОННЫЕ БЛАГА

ПОЗИЦИОННЫЕ БЛАГА - (positional goods) Термин, предложенный Ф. Хиршем в работе "Социальные ограничения роста" ("Social Limits to Growth", 1977) для обозначения вещей или товаров, которые ценятся исключительно за их редкость: среди приводимых примеров - нетронутые островки природы и высокие образовательные характеристики. Хирш утверждал, что конкурентная борьба за обладание этими ценностями неизбежно будет иметь общий нулевой результат (zero-sum). Таким образом, он дистанцировался как от мрачных пессимистов, утверждавших в пользовавшейся в то время авторитетом работе "Пределы роста" ("The Limits to Growth", 1972), что человечество вскоре исчерпает природные ресурсы, так и от традиционных экономистов, которые считали, что, благодаря росту материального изобилия, непреодолимых ограничений для развития нет. Критики Хирша указывали на то, что при более тщательном изучении понятие позиционных благ оказывается несостоятельным. Тем не менее оно не утратило своего значения.

ПОИМЕННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ

ПОИМЕННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ - (roll call) Требует официальной регистрации всех присутствующих с указанием участия или неучастия в голосовании каждого члена законодательного собрания. Традиционно происходило путем вызова каждого по имени, но все чаще проводится с использованием электроной техники. По анализу поименного голосования определяют блоки голосов в законодательных собраниях, когда партийная принадлежность членов собрания не обязательно говорит о том, как они будут голосовать.

ПОЛЕЗНОСТЬ

ПОЛЕЗНОСТЬ - (utility) Изначальное значение этого слова ("пригодность") постепенно трансформировалось и приобрело специфические значения, став термином общественной науки. Первым философом, который использовал его в значении полезности, в смысле удовлетворения желаний, был Юм (Hume), а систематически его применять начали утилитаристы (utilitarianism) XIX в. Сходное значение термин имеет в экономике, где он означает нечто такое, что заставляет человека предпочитать одну вещь другой. Это прослеживается в Оксфордском словаре английского языка до 1881 г., хотя сама концепция значительно "старше". В частности, предположение о том, что максимальное увеличение полезности не тождественно максимальному увеличению доходов, было доказано Даниилом Бернулли в 1783 г. Если бы это было одно и то же, то любой был бы готов заплатить все деньги мира, чтобы сыграть в игру под названием "орлянка". В этой игре монета подбрасывается неоднократно, пока не ляжет решкой вверх, после чего игра заканчивается. Ваш выигрыш составят два дуката, если монета ляжет решкой кверху при первом броске; четыре - если она первый раз ляжет решкой кверху со второго броска; восемь - если она ляжет решкой кверху с третьего раза и т.д. Математическое ожидание в этой игре бесконечно велико, но, как отмечает Бернулли, за право участия в ней никто не заплатит более 20 дукатов. Этот вывод получил известность под названием санкт-петербургского парадокса, который решил Бернулли, заявив, что чем больше денег у нас уже есть, тем слабее наше желание получить еще один дукат. Сейчас это назвали бы уменьшающейся предельной полезностью денег."Таким образом, когда слово "полезность" используется как специальный термин, оно не обладает нормативным оттенком. "Полезная мебель" может быть сопоставлена с "красивой мебелью", но доведение до предельного значения полезности - это то же самое, что доведение до предела красоты, если красота - это то, что субъект хочет довести до предела.

ПОЛИАРХИЯ

ПОЛИАРХИЯ - (polyarchy) В буквальном смысле - правление многих. Термин, возрожденный Р. А. Далом (1971) для обозначения представительной демократии при наличии значительного влияния на правительство групп интересов. Дал защищал плюралистические (pluralism) институты современной представительной демократии как перед теми, кто считал, что народами правят узкие круги "властных элит", так и перед теми, кто опасался "тирании большинства". Приведенное им исследование прецедентов показало, что ни то, ни другое не соответствует действительности, по крайней мере в г. Нью-Хейвен, штат Коннектикут. В более поздних работах, особенно в "Предисловии к экономической демократии" ("A Preface to Economic Democracy", 1985), Дал был более критичен в отношении плюралистических режимов ввиду отсутствия демократии внутри таких институтов, как компании.

ПОЛ И ПОЛИТИКА

ПОЛ И ПОЛИТИКА - (gender and politics) Феминисты с их вкладом в политику и политологию обращают наше внимание на то, как из политической жизни общества исключается женский вопрос и как женщины отстраняются от участия в политической жизни. Начиная с озабоченности Мэри Уоллстонкрафт (Wollstonecraft) по поводу прав женщин в общественной жизни, разделяемую во Франции супругами Кондорсе (Condorcet), и до лозунга феминизма (feminism) второй волны ("личное - это политическое"), феминистки всегда ратовали за более значительное участие женщин в политической жизни и перестройке политического мира. Если либеральные феминисты стремились облегчить доступ женщин в государственные властные структуры посредством совершенствования учебных заведений, законодательства, касающегося равных возможностей (equal opportunities), а также проведения антидискриминационной политики и, следовательно, борьбы против патриархата (patriarchy) изнутри, другие феминисты, особенно марксисты и радикальные группы, бросают вызов самой связи политического и общественного. Они считают, что причина отстранения женщин от политики кроется в характерном для патриархата ложном понимании различия между общественным и частным. Феминисты в этом контексте борются также против организационно оформленной, представительной формы политики, подчеркивая важность участия как такового. Чернокожие феминистки внесли свою лепту в политические дискуссии, настойчиво напоминая им о невозможности участия в политической жизни, которая определяется не только тем, что они женщины, но и тем, что они чернокожие. Женщины стран третьего мира сосредоточивают свои усилия на борьбе против империализма и колониализма как составной части феминистского политического проекта, но они равным образом объединяются и на почве одинаковых подходов к проблемам классов, этноса и окружающей среды. Перед феминистскими группами на протяжении всей истории их существования стоял вопрос объединения. Одни группы желали оставаться сугубо женскими, другие искали сближения с мужчинами по проблемам, общим для обоих полов.

ПОЛИС

ПОЛИС - (polis) Транслитерация греческого слова, означающего "город-государство". Платон (Plato) и особенно Аристотель (Aristotle) положили начало ставшему традиционным представлению о "полисе" как оптимальной форме социальной организации. Часто цитируемое высказывание Аристотеля "Человек по своей природе - существо политическое" можно было бы передать более точно: "Человечество - это существо, чьей высшей формой социальной организации является город-государство".

ПОЛИТБЮРО

ПОЛИТБЮРО - (Рolitburo) Высший исполнительный орган Коммунистической партии и советского государства. В состав Политбюро, возглавлявшегося Генеральным секретарем, входили наиболее влиятельные члены партии и правительства. При Сталине оно не являлось эффективно действующим коллективным органом, и, пока Хрущев возглавлял одновременно Совет министров и партию, положение Политбюро оставалось неопределенным. Однако с победой Брежнева Политбюро стало играть главенствующую роль.

ПОЛИТИКА

ПОЛИТИКА - (politics) Как общее понятие подразумевает применение на практике искусства или науки руководства и управления государствами или другими политическими образованиями. Однако определение политической деятельности очень часто и, возможно, справедливо вызывает споры (см.: концепции, оспариваемые по существу. Существуют значительные расхождения относительно того, какие аспекты общественной жизни следует считать "политическими". Впадая в одну крайность, многие (главным образом сторонники феминизма, но не только они) утверждают, что "личное - значит политическое", имея в виду, что отличительные черты политической жизни можно найти в любых отношениях, например в отношениях между мужчиной и женщиной. Однако в общепринятом значении это понятие отводят политике гораздо более узкую сферу: часто считается, что политическая жизнь протекает только на уровне правительства и государства и должна включать борьбу между партиями. В трактовке Бернарда Крика ("В защиту политики") ("In Defence of Politics"), феномен политической жизни во временном и пространственном отношениях ограничивается определенными видами в определенной степени либеральных, плюралистических обществ, где допускаются сравнительно открытые дебаты. Сказать, что такие сферы деятельности, как спорт, искусство или семейная жизнь, не являются частью политической жизни или не имеют "ничего общего с политикой", - значит высказать определенную политическую точку зрения на этот счет, заключающуюся преимущественно в том, что не может быть двух мнений относительно того, что именно в данный момент можно считать относящимся к политической повестке дня. Удержание некоторых вопросов за пределами политической повестки дня, конечно, можно считать весьма эффективным способом решать их в своих собственных интересах. Традиционное определение политической деятельности - "искусство и наука управления", - не накладывает ограничений на его применение, поскольку никогда не существовало единого мнения относительно того, какие виды деятельности можно считать управлением. Ограничивается ли управление только рамками государства? Разве оно не имеет места в церкви, общественных объединениях, землевладении и семьи? Существует два основных контрольных вопроса, которые мы можем применить к понятию политики. Первый: имеют ли другие существа, не принадлежащие к человеческому роду, политическую жизнь? Второй: могут ли быть общества без политики? Начиная с античности появлялись авторы, считавшие, что другие существа имеют политическую жизнь: в середине XVII столетия Пурше называл пчел "политическими летающими насекомыми". Аналогичным образом имели место попытки - как до, так и после того как Мор (More) изобрел термин "утопия - постулировать "утопические общества без политики. При этом обычно подразумевается, что такое общество теоретически возможно, но практически неосуществимо (слово "утопия" означает "нигде"). Преобладающая в наши дни точка зрения может быть сформулирована так: политика относится только к человеческим существам или по крайней мере к таким, которые могут символически сообщаться между собой и таким образом делать заявления, провозглашать принципы, убеждать и не соглашаться. Политика возникает там, где люди не соглашаются с распределением прав и где существуют хоть какие-то процедуры для решения этих разногласий. Таким образом, она не присутствует в том первобытном состоянии (state of nature), где люди воюют друг с другом ради собственных интересов, скорее провозглашая: "Я буду это иметь", чем: "Я имею на это право". Отсутствует политика и там, где есть единодушное и полное согласие в отношении прав и обязанностей в обществе. Конечно, можно возразить, что такое определение ставит наличие или отсутствие политики в зависимость от случайной характеристики сознания, от вопроса о том, согласны ли люди с существующими правилами. Если согласиться с идеей "скрытого несогласия", вновь открывается неограниченный простор для политики.

ПОЛИТИКА ДОХОДОВ

ПОЛИТИКА ДОХОДОВ - (incomes policy) Правительственная политика, направленная на регулирование уровня роста заработной платы и доходов при помощи таких механизмов, как нормы, верхние границы (в денежном или процентном выражении), проверяющие инстанции. Политика доходов промышленно развитых стран все чаще связывалась с инфляцией (предположительно наличествующей), вызванной ростом зарплаты под нажимом требующих ее увеличения. Центральным вопросом экономического развития она стала в 1960-е гг. в условиях полной занятости. Инфляционные последствия первого нефтяного шока в 1973 г. еще более усилили роль политики доходов как антиинфляционного средства. Она часто выражалась в ограничении цен и в опоре либо на добровольное содействие, либо на установленные законом меры, либо на то и другое вместе. Эта политика более жестко осуществляется в государственном секторе, особенно в корпоративной модели политики (corporatist pattern of politics). В 1980-е гг. западные правительства разочаровались в ней по разным причинам: уменьшенные инфляционные ожидания в условиях повышенной безработицы; низкие результаты осуществления множества политических курсов за последние 20 лет; возврат к власти неолиберальных правительств в США и Британии; стремление укрепить финансовую дисциплину путем, убеждения рабочих не настаивать на повышении зарплаты и упрочения положения работодателей, чтобы те энергичнее противостояли требованиям рабочих.

ПОЛИТИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ПОЛИТИКА И ПСИХОЛОГИЯ - (politics and psychology) С начала XX в. политика все больше заимствует методы и теории психологии для научной интерпретации политического поведения и для использования их политиками-практиками. Тем не менее уместность применения психологии в политической практике и ее толковании остается спорной. Опыт фашистских режимов опроверг - вписывавшееся в рамки традиционного здравого смысла - представление о том, что самовоспроизводящееся и тем самым бесконечно передающееся от поколения к поколению запечатление (imprinting) наряду со стабилизирующими аспектами возникающей в результате более широкой культуры предопределяют основные личностные структуры, отвечающие поддержанию политической стабильности. Объяснения политических изменений, с точки зрения решающих структурных или функциональных социоэкономических факторов, также оказались недостаточными. Вместо всего этого был выделен феномен авторитарной личности (authoritarian personality), и специалисты в области политической психологии занялись объяснением как самого этого явления, так и способствующей ему семейной обстановки, в которой ощущающееся отсутствие родительской любви стало, как предполагалось, источником воображаемых решений проблем эмоциональной обделенности, проявляющихся в преувеличенном стремлении к главенству. Причины массового подчинения фашистским режимам были проанализированы с точки зрения психологии отдельного человека. В числе этих причин: отказ от личного я-идеала, воплощение которого мыслится в воле лидера; возвращение к инфантильным реакциям, что оставляет больший простор для влияния группового идеала, а также подверженность припадкам коллективной паранойи, обращенным против тех, кого объявила врагами. Сфера академической политической психологии расширилась, включив в себя обыденные действия и события. Этому способствовало развитие психоанализа, несмотря на его навязчивую тенденцию и здесь насадить не столь часто встречающийся синдром авторитарной личности. Объяснения, даваемые политической психологией адаптации, стали включать анализ поведения избирателей, массового общественного мнения и политической деятельности, осуществляемой прежде всего политическими партиями. Такие авторы, как Толкотт Парсонс и Габриэль Олмонду поставили на обсуждение тезис о том, что участие в демократическом процессе, как показывает подобный анализ, является решающим фактором адаптации. Однако они разошлись во мнениях относительно того, чем определяется это участие, указывая на разные причины: стили руководства или другие процессы политического контроля со стороны элиты, первая стадия политической социализации (political socialization), особенно посредством школы. Те, кто не находил явных причин, были вынуждены вернуться к традиционным исходным положениям о происходящем в личности запечатлении и политической стабильности, разыскивая внесистемные причины участия и адаптации как исключительные события, подобно тому как это делали те, кто занимался анализом авторитарной личности. Кроме того, политическая психология стала обращать все больше внимания на групповое принятие решений в элитах исполнительной власти или политических сообществах как на главную область политической деятельности и распространила взятые из социальной психологии теории заключения сделок и ведения переговоров на коллективные дилеммы урегулирования конфликтов или координации политики. Однако такой взгляд на вещи вызвал возражения у сторонников экономического подхода к политике, при котором особое значение придается рациональному выбору как основе политического действия и, как следствие, утверждается, что принятие решений зависит от результатов взаимоотношений между рационально действующими и конкурирующими между собой участниками. Нужно отметить, что даже некоторые неомарксистские авторы склонны использовать основанные на рациональном выборе подходы к политике в условиях более широких социально-экономических затруднений. В реальном мире используются как рациональные, так и нерациональные мотивы. Развитие подходов академической политической психологии нашло отражение в методах, применявшихся политиками-практиками. Массовая пропаганда гитлеровского режима, проводившаяся прежде всего Геббельсом, уступила место более шаблонному использованию политическими деятелями средств массовой информации в частности (с 1960-х гг.) с целью расширения демократического участия в общественной жизни и (или) обеспечения победы на выборах. В течение 1980-х гг. политический маркетинг был экспортирован из США в ряд других стран, прежде всего в Великобританию. При новом подходе программы партии стали рассматриваться как продукты деятельности, а избиратели - как потребители, а тех, у кого такой подход отсутствует, призывают развивать его.

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА

ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА - (politics and economics) Согласно разным определениям, главным предметом политики являются: гражданское правительство, государство, общественные дела; человеческие конфликты и их урегулирование; источники и осуществление власти. Соответственно, центральное место в определения экономики обычно занимают: системы производства и обмена; рациональное поведение, направленное на извлечение максимальной пользы посредством оптимального распределения недостаточных ресурсов; накопление и распределение богатства. Однако определение социальных наук, которое бы устроило всех, не так легко дается. Недостаточно точно обозначенные границы между ними делают возможными периодические "столкновения и вторжения на чужую территорию". Граница между политикой и экономикой является особенно открытой по той очевидной причине, что государства располагают значительными материальными ресурсами, а производство и товарообмен едва ли возможны без той или иной системы обеспечения безопасности. Тем не менее стоит остановиться на главных разновидностях определения, поскольку они помогают выяснить, что обычно лежит в основе покушений на целостность каждой из дисциплин. Итак, мы имеем две аналогичные группы определений. Первая пара имеет дело с институтами, вторая - со средствами или процессами, третья - исключительно с целями. Если рассмотреть их поочередно, станет ясно, что немногие из тех, кто изучает политику, будут готовы уступить экономистам исследование военных конфликтов только потому, что государства прибегают к широкому использованию наемников. Они сочтут предоставление хотя бы одной мере этой важной услуги по обеспечению обороны делом безусловно общественным. И наоборот, экономисты тратят немало времени, изучая конкурентное поведение свободных, рационально действующих участников рынка. Но многие признают, что фирмы представляют собой иерархические организации, в которых вместо свободы общения существуют субординация, добровольный обмен мнениями, что контракты едва ли могут быть надежными без правовой структуры, поддерживаемой государством, и что время от времени возникают и существуют крупные народнохозяйственные системы командного типа, где рынок играет ничтожно малую роль. Крупные фирмы, как известно, прибегают к различным приемам, в т.ч. используют свое влияние на государство, чтобы повысить свою конкурентоспособность путем увеличения издержек соперников, а не снижением собственных. Государства, проводящие меркантилистскую политику, как правило, делают то же самое. Но, хотя многие экономисты и сетуют на подобное несовершенство рынка, немногие из них согласятся уступить ученым-политологам исследование даже самых несовершенных рынков. Короче говоря, даже если взять, казалось бы, типичнейшие политические или экономические институты, то при ближайшем рассмотрении нередко окажется, что разнородный характер требует знаний, чаще всего связанных с другими конкурирующими дисциплинами. По-видимому, для тех, кто хотел бы доказать, что политическая наука - нечто большее, чем изучение экономики людьми, не сведущими в математике, лучший способ сделать это - принять за основу иррациональность как определяющую человеческую черту то ли в виде томистской концепции сферы практического разума, в которую случайность проникает как результат грехопадения, то ли в виде гоббсовского понимания человеческого рода как единственного, способного ко лжи, то ли в виде гегелевской идеи абсолютной свободы воли. Естественно, при этом возникают проблемы методологического порядка. Как может иррациональное рационально изучать самое себя и почему в самом деле оно должно захотеть сделать это? См. также: political economy (политическая экономия).

ПОЛИТИКА МЕНЬШИНСТВА

ПОЛИТИКА МЕНЬШИНСТВА - (minority politics) Организованная политика группировок, считающих себя недостаточно представленными в политической системе. Определение меньшинство может относиться к численности или к влиятельности в общественной жизни либо к тому и другому сразу. Примерами служат движения негров, гомосексуалистов, женщин. Политика меньшинства имеет тенденцию быть одновременно как функциональной, так и нормативной, поскольку она, как правило, включает элемент "пробуждения сознания", а не строится только на основании актуальных либо долгосрочных проблем политического представительства.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АРИФМЕТИКА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ АРИФМЕТИКА - (political arithmetic) Термин, введенный сэром Уильямом Петти (1623-87) для обозначения необходимых и экономически важных статистических данных. Первым их начал собирать и систематизировать он сам.

Предыдущая страница Следующая страница