Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КАН")

КАБАКОВ

КАБАКО́В Александр Абрамович (р. 1943, Новосибирск), русский прозаик. Родился в семье офицера. Окончил механико-математический ф-т Днепропетровского ун-та. В 1970 г. переехал в Москву. Известность Кабакову принёс роман-антиутопия «Невозвращенец» (1988), в котором писатель использует приёмы, характерные для его последующей прозы: юмор, фантастику, мистику, игру, детализацию. Антиутопия Кабакова «близкого действия», автор заглядывает вперёд «всего-то на пять лет», пишет о дефиците, голоде, талонах на мясо, хлеб, крупу, о «сухом законе». Оценивая содержание своего романа, писатель позже заметил: «То, что я описал в „Невозвращенце", к счастью, не сбылось, он оказался не пророчеством, а предупреждением». Кабаков - автор сборника повестей «Заведомо ложные измышления» (1989), романов «Подход Кристаповича» (1981-84), «Сочинитель» (1991), «Последний герой» (1994-95), повести «Приговорённый, или Невозвращенец-2» (1999), включённой позже автором в книгу «Путешествия экстраполятора и другие сказки» (2000). Критики отмечают автобиографичность, исповедальность прозы писателя - интеллектуальной, аналитической. Герои его произведений - «носители человеческого бремени», «в слабостях и страданиях»; они постоянно рефлексируют, анализируют свои переживания, поступки друзей, любимых и любящих женщин «в каком-нибудь удачно нащупанном мгновении ушедшего времени», остро чувствуют фальшь, несовершенство, стремятся к ладу, к гармонии с собой и с миром.

По романам Кабакова сняты фильмы «Невозвращенец» (режиссёр С. О. Снежкин) и «Десять лет без права переписки» (режиссёр В. Н. Наумов; по роману «Подход Кристаповича»).

КАВАБАТА

КАВАБА́ТА Ясунари (1899, Осака - 1972, Дзуси), японский прозаик. На творчество Кавабаты оказала влияние старая японская литература, в особенности поэзия хайку, от которой писатель унаследовал стремление к простоте. Изысканность, ясность стали основными чертами его стиля, писательской манеры. Кавабата проявлял внимание к творчеству русских писателей, особенно к А. П. Чехову и Л. Н. Толстому. Поступив на английское отделение Токийского ун-та, вскоре перешёл на отделение японской филологии. Первые публ. появились в 1921 г. В ранний период творчества Кавабата испытал определённое влияние неосенсуализма, что нашло выражение, в частности, в рассказе «Кристаллическая фантазия», который он начал писать явно под влиянием романа Дж. Джойса «Улисс», но так и не закончил. Первая значительная новелла Кавабаты - «Танцовщица из Идзу» (1925), в ней писатель предстаёт перед нами как тонкий и наблюдательный художник. Подлинный успех Кавабате принесла повесть «Снежная страна» (1937), ставшая крупнейшим явлением японской лирической прозы. К числу наиболее известных произведений Кавабаты послевоенного периода относится повесть «Тысяча крылатых журавлей» (1951, премия Академии искусств Японии). Сюжетной основой повести послужил древнейший японский обычай - чайная церемония. Романы «Стон горы» (1953) и «Древняя столица» (1961) утвердили за писателем репутацию крупнейшего японского художника нашего времени: в них особенно отчётливо проявилось умение Кавабаты раскрыть характер персонажа с помощью внутренних монологов, авторских отступлений, специфичной японской символики. Язык Кавабаты - образец тончайшего японского стиля. Краткий, ёмкий, глубокий, он обладает образностью и безупречностью метафор. Кавабата - лауреат Нобелевской премии (1968).

КАВЕРИН

КАВЕ́РИН (настоящая фамилия Зильбер) Вениамин Александрович (1902, Псков - 1989, Москва), русский прозаик. Родился в семье музыканта. Литературную деятельность начал в 1920-е гг., во время учёбы на философском ф-те Петроградского ун-та и одновременно - в Ин-те живых восточных языков. Большую роль в формировании писателя сыграли литературоведы «формальной школы» Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум. В 1921 г. вместе с Л. Лунцем, М. М. Зощенко, Н. С. Тихоновым, Вс. Ивановым и другими молодыми писателями был членом литературной группы «Серапионовы братья». Впервые напечатался в альманахе этой группы в 1922 г. (рассказ «Хроника города Лейпцига за 18… год»). В это же десятилетие им написаны рассказы и повести («Мастера и подмастерья», 1923; «Конец хазы», 1926; «Бубновая масть», 1927; небольшой роман «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове», 1929). Творчество Каверина в 1920-е гг. отличает сюжетное экспериментаторство; его первые фантастические рассказы, созданные в то время, были написаны под влиянием творчества английских и немецких писателей-романтиков. Уже в первых произведениях писателя формируется характерный для его творчества язык, вобравший в себя элементы как книжной, так и разговорной речи.

В. А. Каверин

В. А. Каверин

В творчестве 1930-50-х гг. основное место занимают крупные, порой многочастные, романы. Первым из них стал «Исполнение желаний» (1934-36). За ним последовал роман для юношества «Два капитана» (книга 1-я - 1936-40). Начавшаяся Великая Отечественная война остановила работу над 2-й книгой. Во время войны Каверин писал фронтовые корреспонденции, военные очерки, рассказы. По его просьбе был направлен на Северный флот, где, общаясь с лётчиками и подводниками, собирал материал для 2-й книги «Двух капитанов», которая была издана в 1944 г.

В 1946-55 гг. писатель работал над трилогией «Открытая книга», героями которой стали учёные-микробиологи; книга получила отрицательные отзывы критики, поддерживавшей консервативные взгляды на положение в биологической науке. В 1962 г. Каверин опубликовал повесть «Семь пар нечистых», рассказывающую о первых днях войны.

В 1960-80-е гг. писатель работал в жанре мемуаров. В книге воспоминаний, литературных портретов и писем «Здравствуй, брат. Писать очень трудно» (1965) он рассказывает о своих товарищах по «Серапионовым братьям» (название книги представляет собой приветствие членов этого литературного объединения). Автобиографическая трилогия «Освещённые окна» (1970-76) воссоздаёт историю детства писателя и атмосферу литературного Петрограда 1920-х гг. Написанная в 1970-е гг. и опубликованная лишь после смерти писателя, книга «Эпилог» (1989) посвящена тем эпизодам истории рус. литературы, о которых долгое время нельзя было писать и говорить. Героями книги стали А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак, М. А. Булгаков, О. Э. Мандельштам и др. поэты и писатели, произведения, а иногда и имена которых были под запретом в годы советской власти.

В последние десятилетия жизни Каверин писал книги для детей: сборник «Сказки» (1971), сказочная повесть «Верлиока» (1981), которые отчасти продолжают традиции первых фантастических рассказов, созданных в 1920-е гг. Кроме того, в них содержится множество аллюзий на произведения рус. и зарубежной классики, в т. ч. поэзии «серебряного века».

КАВЫЧКИ

КАВЫ́ЧКИ знак препинания. Используются в конструкциях с прямой речью, при цитатах и отдельных словах. Заключением в кавычки маркируется вызванная различными причинами чужеродность слов для автора высказывания. Иногда употребление кавычек может объясняться автором: Ушли «пожилые» (беру это слово в кавычки: в спорте понятия о молодости очень условны).

КАЗАКЕВИЧ

КАЗАКЕ́ВИЧ Эммануил Генрихович (1913, Кременчуг Полтавской губ. - 1962, Москва) - русский прозаик. Родился в семье учителя. После окончания машиностроительного техникума (1931) уехал на Дальний Восток, принимал участие в хозяйственном строительстве молодой Еврейской автономной области: был председателем колхоза, директором театра, работал на стройках, сотрудничал в газетах, был заведующим литературной частью в газете «Биробиджанская звезда». В 1938 г. приехал в Москву, полностью посвятил себя литературной деятельности. Начинал как поэт и переводчик. Первые публ. относятся к 1932 г. (переводы на идиш произведений поэтов-классиков). Первый поэтический сборник Казакевича «Ди гройсе велт» («Большой мир») вышел в свет в 1939 г., в 1941 г. был опубл. роман в стихах «Шолом и Хава». В 1941 г. добровольцем ушёл на фронт, демобилизовался из армии в 1946 г.

Э. Г. Казакевич

Э. Г. Казакевич

Первое произведение на рус. языке - повесть «Звезда» (1947) - принесло Казакевичу всемирную известность. В основе сюжета - фронтовой опыт писателя. Герои повести, члены разведгруппы лейтенанта Травкина, гибнут в схватке с фашистами, выполняя задание ценой собственной жизни. В повести проявились характерные особенности прозы писателя: сюжетная заострённость, сочетание лирического и драматического повествования, пристальный интерес к своему герою в критических ситуациях, психологизм. Повесть выдержала свыше 50 изданий, была переведена на многие языки. Последующие произведения Казакевича: повести «Двое в степи» (1948), «Сердце друга» (1953), «Синяя тетрадь» (1960), романы «Весна на Одере» (1949), «Дом на площади» (1956), рассказы «При свете дня» (1961), «Враги» (1961) - вызывали интерес читателей и части критиков своей гуманистической направленностью, углублённым исследованием характера героя, постановкой онтологических проблем: свободы выбора, любви, жизни и смерти, чести и достоинства, готовности предъявлять спрос к самому себе.

Роман «Весна на Одере» был экранизирован в 1968 г., дважды экранизирована повесть «Звезда» (первая киноверсия искажала содержание произведения, последняя экранизация - режиссёр Н. Лебедев, 2002).

КАЗАКОВ

КАЗАКО́В Юрий Павлович (1927, Москва - 1982, там же), русский писатель.

Ю. П. Казаков

Ю. П. Казаков

Родился в семье рабочего. Рос на Арбате, отметившем своей особой культурной атмосферой детство и юность будущего писателя. Учился в строительном техникуме им. Моссовета, в 1951 г. окончил Музыкальное училище им. Гнесиных; некоторое время играл в оркестрах. В 1958 г. окончил Литературный ин-т им. М. Горького. С кон. 1950-х гг. долгое время жил на Севере. Начал печататься в 1952 г., с первых шагов проявив себя тонким новеллистом, следующим интонационно-стилистическим, а порою и тематическим традициям рус. классической прозы, прежде всего И. А. Бунина (сборники рассказов «Манька», 1958; «На полустанке», 1959; «По дороге», 1961; «Двое в декабре», 1966; «Осень в дубовых лесах», 1969; «Во сне ты горько плакал», 1977). В основе многих рассказов писателя - столкновение героев, наделённых душевной деликатностью, с пошлостью и корыстью агрессивного мещанства (рассказы «В город», «Ни стуку, ни грюку», «Запах хлеба», все - 1961, и др.). О «тихом мужестве» тружеников-поморов повествует очерковая книга Казакова «Северный дневник» (1961-73); о несложившихся судьбах талантливых людей - рассказы «Отщепенец» (др. название «Трали-вали», 1959), «Адам и Ева» (1962). Полнота восприятия жизни, вызванная общением с природой, выражена писателем в рассказах «Осень в дубовых лесах», «Плачу и рыдаю» (оба - 1963) и др. Они, как и символически-многозначные рассказы Казакова о животных («Тэдди», 1957; «Арктур - гончий пёс», одноимённый сборник, 1958), отчасти предвосхитили новое, мифологически-притчевое преломление темы взаимоотношения человека и природы в отечественной литературе 20 в. Грустным лиризмом пронизано одно из лучших произведений Казакова - рассказ о первой любви «Голубое и зелёное» (1956, одноимённый сборник - 1963), оказавший влияние на рус. «городскую» прозу 1960-70-х гг. сдержанной манерой передачи глубоких переживаний, умением лёгкими штрихами создать настроение, определяющее характер почти бессюжетного повествования. Казаков также автор исповедальной драматической книги «О мужестве писателя». Последняя книга писателя «Две ночи. Проза. Заметки. Наброски» (опубл. в 1986) подтверждает репутацию её автора как одного из мастеров рус. лирико-исповедальной прозы.

КАЗАКОВА

КАЗАКО́ВА Римма Фёдоровна (р. 1932, Севастополь), русская поэтесса.

Р. Ф. Казакова

Р. Ф. Казакова

Родилась в семье военного, по окончании исторического ф-та ЛГУ (1957) жила и работала на Дальнем Востоке. В 1958 г. здесь вышел первый сборник стихов «Встретимся на Востоке», проникнутый атмосферой суровой таёжной жизни, многочисленных встреч с людьми и поездок. В 1964 г. Казакова окончила Высшие литературные курсы, с тех пор живёт в Москве. В творчестве Казаковой много стихотворений, посвящённых поездкам и дорогам, в которых особое внимание уделяется обычаям, реалиям, внутреннему миру людей, живущих в разных уголках планеты. Известность поэтессе принёс цикл стихов, основные мотивы которых - дружба, верность, любовь, материнство, в т. ч. стихи «Люби меня застенчиво», «Стихи о новорождённом сыне», «Как просто быть счастливой в этом мире!..» и др. Казакова - автор многочисленных стихотворных сборников: «Там, где ты» (1960), «В тайге не плачут» (1965), «Ёлки зелёные» (1969), «Снежная баба» (1972), «Помню» (1974), «Набело» (1977), «Русло» (1979), «Сойти с холма» (1984), «Избранные произведения: В 2 т.» (1985), «Сюжет надежды» (1991), «Наугад» (1995). В последние годы стихи поэтессы становятся откликами на общественно-политические события, а сама Казакова выступает как публицист.

КАЗАНЦЕВ

КАЗА́НЦЕВ Александр Петрович (1906, Акмолинск - 2002, Переделкино), русский прозаик. Окончил Томский технологический ин-т (1930), работал инженером-механиком. Участник Великой Отечественной войны, прошёл путь от рядового до полковника. С 1946 г. профессиональный писатель-фантаст, представитель традиционной научной фантастики. В основе первого романа «Пылающий остров» (1940-41) сценарий кинофильма «Аренида», написанный Казанцевым в соавторстве с И. Шапиро и удостоенный в 1936 г. высшей премии Всесоюзного конкурса сценариев научно-фантастических фильмов. Роман подвергался исправлениям и осовремениваниям вплоть до 1990 г. Первоначально действие было отнесено к преддверию 2-й мировой войны, и он читался как предупреждение советскому человеку о скорой войне. Последующие произведения писателя - романы «Льды возвращаются» (1963-64), «Купол надежды» (1980), «Мол „Северный": Роман-мечта» (1952), переработанный в роман под названием «Полярная мечта» (1956), затем, в 1979 г., - в роман «Подводное солнце». Романы «Острие шпаги» (1983) и «Клокочущая пустота» (1984) посвящены Сирано де Бержераку и Пьеру Ферма. Путешествиям космических ракет на Луну и Венеру посвящены повести «Планета бурь» (1959) и «Лунная дорога» (1960). Пишет Казанцев и в жанре рассказа. О жизни советских полярников повествуется в сборниках рассказов «Против ветра» (1950) и «Гость из Космоса» (1958).

КАЛАМБУР

КАЛАМБУ́Р (франц. calembour - игра слов), использование в речи многозначных слов или омонимичных сочетаний для достижения комического эффекта. Напр.:

1) В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Скалозуб приносит в дом Фамусовых сплетню о некоей княгине Ласовой, упавшей с лошади:

Жоке не поддержал, считал он, видно, мух. -

И без того она, как слышно, неуклюжа,

Теперь ребра недостаёт,

Так для поддержки ищет мужа.

Глагол «поддержать» употреблён в прямом значении, а существительное «поддержка» - и в прямом (ей нужна поддержка, потому что у неё «теперь ребра недостаёт»), и в переносном (муж оказал бы ей и моральную, и материальную поддержку).

2) В повести А. И. Куприна «Поединок» один из персонажей, реагируя на слова героя, подпоручика Ромашова, изобретает фонетический каламбур:

- Почему - прощайте? Почему не до свидания?

Назанский засмеялся жутким, бессмысленным,

неожиданным смехом.

- А почему не досвишвеция? <…>

На указанных типах каламбура часто строятся анекдоты, а в поэзии использование омофонии приводит к образованию каламбурной рифмы.

"КАЛЕВАЛА"

"КА́ЛЕВАЛА" карело-финский эпос, составленный финским фольклористом Э. Лёнротом на основании карельских, финских и ижорских рун, записанных от сказителей в первой пол. 19 в. Герои «Калевалы» - жители сказочной страны Калева - строитель Вяйнямёйнен, кузнец Ильмаринен и др. Основной сюжет эпоса - борьба за выкованную кузнецом чудесную мельницу сампо, попавшую в руки злой волшебницы Леухи. В «Калевале» присутствуют многие общефольклорные мотивы, его составление положило начало обработке народного эпоса.

"КАЛЕВИПОЭГ"

"КА́ЛЕВИПОЭГ" эстонский эпос, составлен Ф. Крейцвальдом на основе народных сказаний о богатыре-великане Калевипоэге. Опубликован в 1857-61 гг. Близок «Калевале»: схожие стихотворные размеры, заимствованы некоторые герои. Основная тема «Калевипоэга» - борьба главного героя с исчадиями ада и захватчиками-крестоносцами. Эпос был очень важен для эстонского национально-освободительного движения, т. к. судьба героя воспринималась как историческое отражение судьбы народа, его борьбы и стремления к свободе.

КАЛЕДИН

КАЛЕ́ДИН Сергей Евгеньевич (р. 1949, Москва), русский прозаик. Экстерном окончил среднюю школу в 1967 г., поступил в Московский ин-т связи, но со 2-го курса ушёл. С 1972 по 1979 г. учился в Литературном ин-те им. М. Горького на переводческом отделении. Будучи студентом, работал в 1976 г. могильщиком на кладбище, с 1986 по 1987 г. сторожем и кочегаром в деревенской церкви. С 1988 г. - профессиональный литератор. Литературный дебют - повесть «Смиренное кладбище» (написана во второй пол. 1970-х гг., опубл. в журнале «Новый мир» в 1987), вызвала широкий интерес глубиной и напряжённостью экзистенциальных проблем, открыла новое направление в литературе, «новую волну» жёсткой прозы «перестроечного времени». Лёшка Воробей, подсобный рабочий на кладбище, - маргинальный герой, волею обстоятельств отодвинут на обочину жизни. Он погружается в неотвратимые вопросы о смысле своей жизни, о ценностях мира, в котором ему приходится жить. Первая книга Каледина - сборник повестей «Коридор» (1987). Повесть «Стройбат», написанная в 1991 г., - предельно реалистическое повествование, характеризующееся остротой и напряжённостью сюжетных коллизий, - вызвала резко отрицательную реакцию военной цензуры. Характерная особенность прозы писателя - точность и натуралистичность в изображении бытовых подробностей, колоритность типажей, хорошо построенные диалоги. Другие произведения писателя - повести «Поп и работник. Сцены из приходской жизни» (1992), «Тахана мерказит» (1996). Повесть «Смиренное кладбище» была экранизирована в 1989 г. (режиссёр А. Итыгилов). По произведениям писателя поставлены спектакли.

КАЛИНИН

КАЛИ́НИН Анатолий Вениаминович (р. 1916, станица Каменская, ныне г. Каменск-Шахтинский Ростовской обл.), русский прозаик. Родился в семье учителя. Будучи школьником, сотрудничал в газете «Пионерская правда», в областных и районных газетах на Дону, Кубани, с 1935 г. - корреспондент «Комсомольской правды». Первое крупное произведение Калинина - роман «Курганы» (1938-39), в котором рассматривается тема коллективизации на Дону, был одобрительно встречен критикой. Калинин - участник Великой Отечественной войны; военные очерки - «Однажды ночью» (1942, в соавторстве), «Иван Смоляков», «Казаки идут на Запад» (оба - 1943) - публиковались в центральной и региональной периодике. Военной тематике посвящены повести Калинина «На юге» (1944) и «Товарищи» (1945), которые в 1951 г. были переработаны в роман «Красное знамя». В 1994 г. повести «На юге» и «Товарищи» были соединены в их первоначальном виде под жанровым обозначением «роман» и новым названием «Любя и враждуя». Очерки писателя, написанные в годы войны, частично собраны в 1-м разделе книги «Две тетради» (1979). В послевоенные годы Калинин пишет стихи и пьесу: стихотворный сборник «По кругу совести и долга» (1983), пьеса «Тихие вербы» (1947).

Своим учителем в литературе Калинин считает М. А. Шолохова. Как отмечают многое критики, шолоховские традиции прослеживаются в романах «Суровое поле» (1958), «Цыган» (1960, 1968-69, 1974, отд. издание - 1974, окончательная ред. - 1992), в повестях «Эхо войны» (1963) и «Возврата нет» (1971). В этих произведениях, образующих своеобразную тетралогию, рассматривается послевоенная мирная жизнь, в ретроспекции - звучит тема войны, её влияния на судьбы людей. Отличительная особенность этих романов - сочетание исторического материала с попыткой лирического проникновения во внутренний мир героев. Психологизмом, глубоким проникновением в сложнейшие процессы формирования личности подростка характеризуется роман «Гремите, колокола!» (1966-67). Автобиографические мотивы легли в основу очерков «На среднем уровне» (1953), «Лунные ночи» (1955) и романа «Суровое поле», в которых дана подлинная картина жизни простых людей «донской глубинки». Жизни и творчеству М. А. Шолохова Калинин посвятил очерковые книги «Вёшенское лето» (1964) и «Время „Тихого Дона"» (1975). Многие произведения Калинина экранизированы, долгие годы успехом пользуется телевизионная версия романа «Цыган».

КАЛЬВИНО

КАЛЬВИ́НО (calvino) Итало (1923, Сантьяго-де-лас-Вегас, Куба - 1985, Сиена), итальянский писатель. Творческое формирование Кальвино проходит под влиянием поэтики неореализма. Повесть «Тропинка паучьих гнёзд» (1947) рассказывает о партизанском отряде, военной теме посвящён и сборник новелл «Последним прилетает ворон» (1949). В 1950-е гг. Кальвино увлекается фольклором: выпускает сборник сказок, знакомится с трудами известного рус. исследователя сказки В. Я. Проппа, а затем с работами французских структуралистов. В эти же годы он создаёт трилогию «Наши предки»: романы «Разрубленный виконт» (1952), «Барон на дереве» (1957), «Несуществующий рыцарь» (1959). В романах, для которых характерно смешение фантастики и сатиры, осмысляются глубокие этические проблемы. Для сборника рассказов «Марковальдо, или Времена года в городе» (1963) характерна социальная проблематика. В 1960-е гг. Кальвино переезжает в Париж, сближается с Р. Бартом и другими писателями-структуралистами. Под их влиянием появляются написанные в жанре философско-фантастической прозы «Космикомические рассказы» (1965), сюжетом которых становятся процессы, происходящие во Вселенной: возникновение планет, появление жизни на Земле. Кальвино считается создателем жанра философско-аллегорического романа. В 1970-е гг. им написаны экспериментальные произведения: «Невидимые города» (1972), «Замок перекрещенных судеб» (1973), «Если однажды зимней ночью путник» (1979) - роман, который Кальвино назвал квинтэссенцией романного искусства. Последний роман «Паломар» (1983) создан по материалам газетной рубрики «Обсерватория господина Паломара», в которой Кальвино публиковал философско-описательные этюды. В сборнике «Коллекция песка» (1984) собраны эссе Кальвино, в книге «Подводя черту» - публицистика.

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА

КАЛЬДЕРО́Н ДЕ ЛА БА́РКА (Calderon de la Barca) Педро (1600, Мадрид - 1681, там же), испанский драматург.

П. Кальдерон де ла Барка

П. Кальдерон де ла Барка

Выходец из старинного, но обедневшего дворянского рода. Учился в иезуитской коллегии, изучал гражданское и каноническое право в Саламанкском ун-те. В 1638 г. участвовал в войне с Францией. В 1651 г. принял сан священника. Был тесно связан с двором, пользовался особым покровительством короля Филиппа IV. Занимаясь драматургией с 1619 г., к концу жизни являлся автором не менее 120 дошедших до нас комедий, 78 ауто (одноактных представлений на религиозные сюжеты) и 200 пьес малых жанров. Начал Кальдерон с подражаний Лопе де Вега (комедии «плаща и шпаги», полные забавных приключений, неузнаваний и в конце концов счастливо разгадываемых тайн: «Любовь, честь и власть», 1623; «Мнимый звездочёт», 1624; «Игра любви и случая», 1625), а также с национально-патриотической драмы, посвящённый одному из эпизодов борьбы Испании с Нидерландами, «Осада Бреды» (1625). Следующий, т. н. «синтетический», период творчества Кальдерона характеризуется тягой к широким обобщениям, постановке важных философских и этических проблем, сплетением в одной пьесе нескольких сюжетных линий («Стойкий принц», 1626-28; «Жизнь есть сон», 1631, - вершина творчества драматурга; «Сам у себя под стражей», 1636). В третий, «аналитический», период Кальдерон под влиянием усиливающихся в европейской литературе классицистических тенденций стремился к сосредоточенной разработке определённой темы, раскрытию в характере героя той или иной ведущей черты («Врач своей чести», 1635; «Саламейский алькальд», 1640-41). В последние десятилетия Кальдерон сочинял для придворных празднеств пьесы, построенные на мелодраматических аллегориях, с музыкой, пением и балетными номерами.

На протяжении всей жизни Кальдерон писал ауто, вдохнув в эти символические пьесы, посвящённые утверждению того или иного богословского тезиса, подлинную поэзию. Откровенно морализаторский характер ауто наиболее ярко выявил в Кальдероне убеждённого приверженца Контрреформации, мощи и всевластия католической церкви. При этом драматург сумел глубоко выявить в своём творчестве трагизм мироощущения барокко - периода кризиса оптимистически-гуманистических ценностей Возрождения; ощущение бессилия человека перед непредсказуемой силой судьбы («Жизнь есть сон» и др.). Социально-критические мотивы звучат в ряде пьес Кальдерона, воспринимавшихся просветительским 18 в. с его культом «естественного», внесословного человека как революционный призыв («Саламейский алькальд», где чувство чести впервые в испанской литературе выведено за пределы исключительно дворянской добродетели).

Рус. зрителю Кальдерон известен со второй пол. 19 в. («Врач своей чести», «Саламейский алькальд»). Особый интерес представляли экспериментальные постановки пьес «Поклонение кресту» и «Стойкий принц», осуществлённые В. Э. Мейерхольдом (соответственно - 1910 и 1915), а также «Жизнь есть сон» в постановке А. Я. Таирова (1914). Среди рус. переводчиков и ценителей пьес Кальдерона, отличающихся также по-барочному изящной стихотворной техникой, - К. Д. Бальмонт.

КАМЕНСКИЙ

КАМЕ́НСКИЙ Василий Васильевич (1884, близ Сарапула, на реке Кама (на пароходе) - 1961, Москва), русский поэт, прозаик, драматург; один из первых русских лётчиков (1910-11). Родился в семье штейгера (горного мастера) уральских золотых приисков. После смерти родителей с 5 лет жил в Перми у родственников, учился в церковно-приходской школе и уездном училище. Окончив его в 1900 г., работал конторщиком в бухгалтерии Пермской железной дороги, под псевдонимом «Посетительский» печатал заметки в газете «Пермский край». С 1902 г. под псевдонимом «В. В. Васильковский» выступал на провинциальной сцене; в 1903 г. попал в труппу В. Э. Мейерхольда, который посоветовал ему оставить сцену и заняться литературой. С 1904 г. Каменский - снова на Урале, печатает под псевдонимом «В. К-ий» стихи в местной периодике; в 1906 г. за участие в забастовке 4 месяца провёл в тюрьме. После освобождения едет в Стамбул, Тегеран, а затем в Санкт-Петербург, где поступает на Высшие сельскохозяйственные курсы (учился по 1909). Здесь сближается с Л. Н. Андреевым, А. И. Куприным, Ф. К. Сологубом, «открывает» В. В. Хлебникова, впервые напечатав в журнале «Весна», соредактором которого он был, необычную прозу последнего. Тогда же Каменский начинает писать драмы, профессионально учится живописи. В 1910 г. вместе с Хлебниковым, Д. Д. Бурлюком и Е. Г. Гуро организует литературную группу кубофутуристов и становится редактором первого футуристического сборника «Судок судей» (1910), где были опубликованы 12 стихотворений Каменского, проникнутых главным для всего его творчества мотивом - стихийно-радостным восхищением природой и человеческим бытием. Непривычные строкоразделы, создаваемые с помощью «склеивания» слов («небожаворонок», «песнепьянство», «неболучи»), доходящие до зауми неологизмы и нарочитые просторечия Каменского вызывали насмешки многих критиков, однако новаторство молодого поэта получило поддержку В. Я. Брюсова и Н. С. Гумилёва и вызвало интерес широкой публики (в 1913-14 гг. вместе с Д. Д. Бурлюком и В. В. Маяковским выступал по всей России со своими лекциями и стихами). Заметным явлением рус. литературного процесса стали стихотворные сборники Каменского «Танго с коровами. Железобетонные поэмы» (1914), «Девушки босиком» (1917), «Звучаль Веснеянки» (1918), «И это есть…» (1927), «Сарынь на кичку», «Стихи о Закавказье» (оба - 1932), «Родина счастья» (1938), его поэмы «Стенька Разин» (1912-20), «Цувамма» (1920), «Емельян Пугачёв» (1931, одноимённая опера М. В. Коваля), «Юность Маяковского» (1932), «Иван Болотников» (1934), «1905-й», «Поэма о Каме» (обе - 1934), прозаические повесть «27 приключений Хорта Джойса» (1924), роман «Пушкин и Дантес» (1928), очерки, мемуары («Его-моя биография Великого Футуриста», 1918; «Путь энтузиаста», 1931; «Жизнь с Маяковским», 1940).

В. В. Каменский. Портрет работы Д. Бурлюка

В. В. Каменский. Портрет работы Д. Бурлюка

Выделявший в русском футуризме три основные стихии - интуитивное начало, личную свободу и абстрактное творчество (и потому решительно полемизировавший с нигилистически-агрессивным итальянским футуристом Ф. Т. Маринетти), увлекающийся и пристрастный, апологет неутомимого экспериментаторства в искусстве и жизни, Каменский и в своей личности, и в творчестве ярко воплотил одну из основных тенденций отечественной культуры нач. 20 в. - оптимистическую веру в дерзание человеческого духа.

КАМЮ

КАМЮ́ (Camus) Альбер (1913, Мондови, Алжир - 1960, Вильблевен, Франция), французский писатель и мыслитель, создатель т. н. «романтического», или «бунтующего», экзистенциализма. Родился в бедной семье сельскохозяйственного рабочего, в 1914 г. отец погиб на фронте. Закончил среднюю школу и философский ф-т ун-та Орана. В ун-те определился круг его любимых авторов - Ф. М. Достоевский, Ф. Ницше, Л. Шестов, С. Кьеркегор, А. Мальро. До 1942 г. художественное творчество Камю восходит к философскому кредо, выраженному в его работе «Миф о Сизифе. Философское эссе об абсурде» (1942), представляющей собой размышления о бессмыслице существования, отчуждённости человека от других и от самого себя, об абсурде как источнике свободы, т. е. вседозволенности. «Удел человеческий» сравнивается с тяжким и бесцельным трудом Сизифа. В пьесе «Калигула» (1938, опубл. в 1944) римский император, стремясь к абсолютной личной свободе, приходит к цинизму и полному нигилизму, совершает преступления. «Романтиком-экзистенциалистом» стал Мерсо - герой романа «Посторонний» (1937-40, опубл. в 1942), который нарушает нормы социального общества, за что его отдают под суд и приговаривают к смертной казни. Мерсо принадлежит миру природы, ему неведом нравственный закон, зато свойственно языческое переживание полноты и радости физического, телесного бытия. Он свободен абсолютно, ему «всё дозволено», т. к. он живёт в мире абсурда, где нет Бога, а значит, нет истины, нравственности, смысла.

А. Камю

А. Камю

С нач. 2-й мировой войны Камю переезжает во Францию и примыкает к Сопротивлению. С «Писем немецкому другу» (1943) начинается новый период его творчества: история поставила Камю перед необходимостью пересмотра идеи абсурда, оправдывающей преступление, в т. ч. и убийство. Вседозволенность из теоретической категории перешла в область реального - а именно в практику нацизма. Камю утверждает нравственную необходимость защиты человека от современного зла. Принцип борьбы с бессмысленностью существования и абсурдностью смерти полнее всего выражен в романе «Чума» (1947), написанном в жанре хроники. Чума - аллегорический образ, одно из прочтений которого - «коричневая чума», нацизм. Поведение человека определяется теперь не вездесущим абсурдом, но конкретным выбором решения определённой задачи. В «Чуме» множество действующих лиц и много вариантов выбора. Позитивная позиция врача Бернара Рие и его помощников утверждается как выполнение повседневного долга, привычной работы, без идей и идеологий. Аллегория чумы возникает также в пьесе «Осадное положение» (1948). Аллегоричны и другие произведения Камю этого периода - пьеса «Праведные» (1950), повесть «Падение» (1956), сборник новелл «Изгнание и царство» (1947). Сквозь жизнеподобие сюжетов проступают всё те же философские категории абсурдности бытия и взбунтовавшейся личности, утверждающей своё человеческое достоинство. Камю суммирует свой нравственный и философский поиск в эссе «Бунтующий человек» (1951), где рассматривает бунт личности против абсурдности бытия не только как отрицание, но и как гуманистическое утверждение вечных человеческих ценностей: солидарности, любви, чести. В 1957 г. Камю присуждается Нобелевская премия, а двумя годами позже жизнь его внезапно и трагически обрывается - «романтик-экзистенциалист», запечатлевший в своих книгах образ абсурдного мира, погибает в автокатастрофе.

КАНТАТА

КАНТА́ТА жанр торжественной лирики, бытовавший в европейской поэзии в 18 - нач. 19 в. Кантаты писались на случай: напр. «Кантата» (1789) шведского поэта-густавианца Ю. Х. Чельгрена посвящена Великой французской революции. В рус. поэзии кантаты создавали В. К. Тредиаковский, Г. Р. Державин. Кантата схожа с кантом, песенным жанром, проникшим в рус. поэзию в 17 в. (оба названия восходят к лат. canto - пою), не случайно кантатой называют также вокально-инструментальное произведение, включающее хоровые и сольные части (напр., кантата Ю. Шапорина на слова А. А. Блока «На поле Куликовом»).

КАНТЕМИР

КАНТЕМИ́Р Антиох Дмитриевич (1708, Константинополь - 1744, Париж), русский поэт.

А. Д. Кантемир

А. Д. Кантемир

В конце 1720-х гг. Кантемир создаёт лирические песни, по всей видимости пользовавшиеся популярностью. Одновременно пишет указатель к Псалтири - «Симфонию на Псалтирь» (1727). В 1730 г. переводит «Разговоры о множестве миров» французского философа Б. Фонтенеля и приступает к созданию поэмы «Петрида, или Описание стихотворное смерти Петра Великого, императора Всероссийского» (оставшейся незавершённой). Основным жанром поэзии Кантемира является сатира («такое сочинение, которое, забавным слогом осмеивая злонравие, старается исправить нравы человеческие»). Всего ему принадлежит восемь произведений этого жанра, из которых пять создано в России с 1729 по 1731 г. и три - за границей. Создавая сатиры, Кантемир следует за образцовыми творцами произведений этого жанра: Горацием и Н. Буало («Горацию и Боалу, французу, последовал, от которых много занял, к нашим обычаям присвоив»). В отличие от сатир Буало, сатиры Кантемира по своей форме приближаются к посланиям (сам эпистолярный жанр в творчестве поэта представлен переводами посланий Горация и оригинальными стихотворными письмами). Кантемиру принадлежат также басни, оды, переводы из Анакреонта и Вольтера. В «Письме Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских» поэт защищает силлабический принцип рус. стихосложения, предлагая смягчённый вариант реформы В. К. Тредиаковского. Творчество Кантемира было высоко оценено современниками (М. В. Ломоносов), «классическим стихотворцем России» назвал его В. А. Жуковский.

КАНЦЕЛЯРИЗМЫ

КАНЦЕЛЯРИ́ЗМЫ разряд элементов пассивной лексики, применяемых в литературных произведениях для имитации официально-делового стиля. Авторы используют их в тех случаях, когда необходимо создать иллюстративный образ документа или сатирический образ чиновничьей речи. Лексика документа всегда нормирована, имеет более жёсткие ограничения, чем лексика обыденной речи, поэтому канцеляризмы предстают перед читателями в виде лексических или фразеологических штампов. Например, их активно использует А. П. Платонов в повести «Котлован». Он имитирует деловой стиль, когда пересказывает содержание документа: «В увольнительном документе ему написали, что он устраняется с производства вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда». Или изображает бюрократа, привыкшего выражать собственные мысли канцелярскими штампами из советской партийной печати: «Прочитав же в газете о загруженности почты и нечёткости её работы, он решил укрепить этот сектор социалистического строительства путём прекращения дамских писем к себе».

КАНЦОНА

КАНЦО́НА (итал. canzone - песня), твёрдая форма в итальянской любовной лирике позднего Средневековья и Возрождения. Стихотворение в этой форме состоит из 3-7 одинаковых строф, которые иногда замыкает финальная полустрофа - «кода» (итал. coda - хвост). При этом каждая из повторяющихся строф трёхчастна. Две первые части - одинаковы (как правило, по 3 или по 4 строки), их называют «шагами» (итал. piedi). Третья часть - так же, как и финальная полустрофа, именуемая «кодой» - немногим длиннее и открывается стихом, который зарифмован с последним стихом второго «шага». Яркие итальянские образцы - в поэзии Данте и Ф. Петрарки.

Предыдущая страница Следующая страница