Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАП"-"ЗЕЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАП"-"ЗЕЛ")

ЗАПЕВ

ЗАПЕВ - см. Былины.

ЗАПЛАЧКА

ЗАПЛАЧКА - см. Причитания.

ЗАПОЛЬСКАЯ-СНЕЖКО

ЗАПОЛЬСКАЯ-СНЕЖКО Габриель (Sniezko-Zapolska, 1860-1921) - польская беллетристка и драматург. Главная представительница натуралистической школы в Польше. Под сильным влиянием Золя она изображала жизнь с самой неприглядной стороны, и в ее произведениях, за исключением, пожалуй, самого последнего времени, почти нет положительных типов. Весьма характерно заглавие «Menazeria ludzka» (Человеческий зверинец), данное ею одному из томов ее рассказов. Это - галерея моральных уродов, причем они не столько выделяются своей преступностью, сколько мизерностью их побуждений и поступков. Галицийское и, прежде всего, львовское мещанство, среди которого жила З., давало ей достаточно примеров той мелкотравчатости и пошлости, к-рая характеризует ее «героев». При всем своем натурализме З. чужд псевдонаучный объективизм. Она была моралисткой, и все ее романы ярко тенденциозны, особенно более ранние произведения, в к-рых З. резонерствует и поучает. Не будучи революционеркой, З. предлагает для улучшения общественных отношений либеральные рецепты. В фокусе ее интересов - положение женщины, для к-рой она требует «справедливости». Женщина З. - почти всегда бессильное, безвольное создание, жертва мужского эгоизма. Большинство ее романов всегда представляют собой биографию несчастной женщины. Таков нашумевший роман «Kaska Karjatyda» (Каська Кариатида, 1887) - история молодой деревенской девушки-прислуги, к-рую нужда забросила во Львов; там она жестоко эксплоатируется «господами», становится любовницей молодого дворника, покидающего ее, когда она забеременела, служит моделью у живописца, голодает, и наконец после смерти тело ее попадает в анатомический театр, чтобы еще в последний раз послужить человечеству. З. не скрывает нравоучительной тенденции своего романа, цель к-рого привить «господам» более человечное и отзывчивое отношение к ... «прислуге». Аналогичный характер носит и роман «Przedpiekle» (Преддверие ада, 1889), изображающий роковые последствия неправильного воспитания молодых девушек из «общества», воспитания, уродующего их телесно и духовно. Действительность изображена здесь еще ярче и беспощаднее, чем в «Кариатиде». К тому же обличающему жанру принадлежат и сценические произведения З., прежде всего широко известная «Мораль пани Дульской» (1907), комедия, в которой нет ни одного положительного типа и где мещанская пошлость и лицемерие обрисованы с такой силой, что слово «дулыцина» стало в Польше ходячим.

Библиография:

Произведения З., кроме указанных: Malaszka (1883); Szmat zycia (Клочок жизни, 1892); Antysemitnik (Антисемит, 1896); Corka Tuski (Дочь Туськи); О czem sie nie movi (О чем не говорят); O czem sie nawet myslec nie chce (О чем даже думать не хочется). Драматические произведения: Panna Maliczewska (Панна Малишевская, 1911); Tamten (Тот, 1896); Car jedzie (Царь едет, 1898). На русск. яз.: Собр. сочин., 7 тт., М., 1910-1913. В пореволюционное время изд.: Нравственные устои, или мораль пани Дульской, Комедия в 3 д., перев. С. Сабурова, М., 1922; О чем даже думать не хотят. Роман, перев. С. Михайловой-Штерн, изд. «Пучина», М., 1928, и др.

ЗАРАТУСТРА

ЗАРАТУСТРА (Заратуштра, греческое - Зороастр) - полулегендарный реформатор иранской религии. Подлинные источники иранской религии - Авеста - в ее древнейшей части (гаты) рисуют нам З. как историческую личность, наделенную всеми человеческими страстями. В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поименно; выступает против оргиастического культа хаома (см. Авеста). Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями. Современные научные данные (уточненный анализ яз. Авесты) позволяют в согласии с зороастрийской традицией утверждать, что родиной З. был северо-западный Иран; ареной, на к-рой он выступал, был повидимому северо-восток Ирана, т. е. та его часть, где с наибольшей рельефностью отразился контраст между оседлым и кочевым бытом. Можно думать, что деятельность З. была связана с изменением хозяйственных отношений на севере Ирана, с переходом от скотоводства к земледелию. Более или менее точное определение времени деятельности З. представляет затруднения. Во всяком случае его следует отнести к первой половине первого тысячелетия до нашей эры. Реформаторская деятельность З. отразилась в придании иранской религии того абстрактного характера, к-рый поражал еще классических писателей. Главные божества зороастрийского пантеона представляют собою олицетворение отвлеченных идей, лишенных плоти: Ахура Мадза (мудрый господин), Хшатра Вария (лучшее царство), Хоурватат (целость), Амертат (бессмертие), Ваху Мана (добрая мысль), Аша Вахишта (лучшая праведность), Спэнта Армати (святое смирение), Сраоша (послушание). Некоторые представители старого арийского пантеона, с к-рыми боролся З., поблекли и отнесены к демонам, к миру зла и мрака, с к-рыми дуалистическая зороастрийская религия предписывает упорную борьбу. Все же старые иранские культы не могли быть уничтожены совершенно, наиболее популярные божества сохранились. Сохранилась прекрасная Ардви Сура, Анахита, сохранился Митра, бог солнечного света, и даже сам опьяняющий хаома не исчез из культа: приготовление и вкушение его составляют поныне у парсов центральную часть их литургии. Подлинным лит-ым наследием З. считаются упомянутые гаты.

Легенда о З. вдохновила на европейской почве немецкого писателя-философа Фр. Ницше. Как и легендарный герой Ирана, З. Ницше - в его произведении «Так говорил З.» (Also sprach Zarathustra) - реформатор и мудрец. Он объявил войну старой религии и морали. Девизу христианства: «люби ближнего» он противопоставляет свой лозунг: «люби дальнего». «Дальний» - сверхчеловек - будет презирать человека, подобно тому, как с презрением смотрит сейчас человек на обезьяну. Ницше создает свою новую аристократическую мораль, мораль сильных, ведущих ожесточенную борьбу с «моралью рабов», основанной на сострадании. Уравнительным демократическим тенденциям своего времени он противопоставляет гордое одиночество и безграничную свободу личности. Творец З., индивидуалист, имеет своего предшественника - философа Штирнера, автора «Единственного и его собственности», который в этом произведении объявил войну религии сострадания и идее равенства накануне революции 1848.

Эпоха общественного подъема естественно не могла явиться благодарной почвой для философии Штирнера, отталкивающейся от этой общественной жизни. Совершенно иной была социальная обстановка, когда появилась ницшеанская философия Заратустры. Крупный капитал сметает со своего пути все, что мешает его развитию, ликвидируется все патриархальное, традиционное, отстающее от его бешеного темпа. Заповеди христианской морали начинают звучать особенно фальшиво, когда сопоставляются с новой капиталистической действительностью. Одновременно образуются слои, не находящие себе в ней места, подавленные суровыми требованиями жизни, но презирающие свое бессилие. Представителем этих отброшенных историей групп и был Ф. Ницше. Он, как указывает Меринг, «на основании художественных реминисценций рисует себе сверхлюдей , свободные, очень свободные умы , хороших европейцев - пышные прозвища, которые он производит тем более слепо, чем более инстинктом декадента он чувствует, что дело сводится к приукрашиванию весьма невзрачных фигур эпохи падения. Являясь субъективно безумием духа, продуктом отчаяния, эта так наз. философия представляет объективно прославление крупного капитализма».

Мотивы З. были разработаны в произведениях многих европейских художников, в их числе - Гауптман, отразивший идеалы сверхчеловека в «Потонувшем колоколе», Пшибышевский - в «Homo sapiens» и др. Подробнее о З. - см. Ницше.

ЗАРДАБИ

ЗАРДАБИ Гасан-бег Меликов - азербайджанский публицист. Высшее образование получил в Москве, где был тесно связан с народническими кружками. В 1875 основал первую тюркскую газету «Экинчи» (Земледелец). В отличие от Ахундова (см.) З. не ограничивался идеологической борьбой против средневековых пережитков, но, живя среди крестьян и исходя из принципов «просветительства», занимался и просветительством, выступал часто в качестве защитника крестьянства перед царскими властями. З. видел спасение народа в культуре и учобе. Газета, к-рую он издавал, неоднократно запрещалась царской цензурой, т. к. она все более и более завоевывала симпатии так наз. «кавказских мусульман». Выражая просветительскую идеологию передовой либерально-буржуазной интеллигенции Азербайджана, З., вслед за Ахундовым, способствовал европеизации азербайджанской лит-ры.

Библиография:

I. Комплекты газеты «Экинчи».

II. Агазаде Ф., «Экинчи», Баку, 1925.

ЗАРЕЦКИЙ

ЗАРЕЦКИЙ Михась (Косенков) (1901-) - белорусский писатель-беллетрист, член литературной группы «Полымя». Родился в семье дьякона.

1921 - начало лит-ой деятельности З.: в газете «Савецкая Беларусь» появляются его первые небольшие рассказы. В 1925 выходит первый сборник рассказов З. «У вiры жыцьця» и в том же году сборники «Пела весна» и «Пад сонцем». В последующие годы изданы: сборник рассказов «42 документа», повесть «Голы зьвер», роман «Сьцежкi-Дарожкi» и ряд рассказов, помещенных в журналах «Маладняк» и «Полымя» («Ой, ляцелi гусi», «Вiхор на балоце», «Крывiчы»).

С первых же шагов лит-ой деятельности З. определился социальный характер его творчества, поставивший З. несколько обособленно в ряду белорусской лит-ры. Образ оглушенного революционными событиями интеллигента, столкнувшегося лицом к лицу с революцией, в тех или иных вариациях доминирует во всем комплексе его творчества. Как на фоне гражданской войны, так и в мирной хозяйственной работе, З. показывает своего героя или лихорадочно возбужденным искателем сильных ощущений, или спокойно созерцающим со стороны и философски обосновывающим ход событий наблюдателем. Пафос гражданской войны, героика мирного строительства, преломленные сквозь сознание мелкобуржуазного интеллигента, подносятся читателю как нагромождение никому непонятных и может быть ненужных фактов, мешающих жизни и деятельности «высокоинтеллектуальных» героев З.

Врастая своими социальными корнями в мещанско-обывательское предместье провинциального города, З. художественно воспроизвел все характерные черты обывателя (Лесницкий, Халима, Яроцкий); но правдиво показав настоящее его лицо, писатель однако не отнесся к нему критически и принял его как должное. Вот почему специфически мещанский налет так чувствуется в значительной части его творчества. В современной действительности писатель не находит материала, на основе которого мог бы создать созвучный нашему времени образ.

Эволюция Зарецкого как художника привела его к своеобразному нигилизму, к неприятию советской действительности («Ой, ляцели гусi») и обусловила тот крайний национализм, ярким выражением к-рого является недавно выпущенное произведение З. - «Крывiчы». В последнее время Зарецкий выступил как открытый певец кулацко-националистической идеологии в очерках «Подорожжа на новую зямлю».

ЗАРУДИН

ЗАРУДИН Николай Николаевич (1899-) - современный лирик, член лит-ой группы «Перевал» (см.). Основные черты его творчества - неопределенность темы, обилие в его стихах отдельных, самостоятельно существующих, мало чем связанных между собой настроений. Обычная для лирического стихотворения З. композиция: несколько штрихов, рисующих чаще всего отвлеченно «природный» пейзаж, на фоне к-рого в дальнейшем поэт дает свои настроения и мысли. Тематика З. лишь изредка и стороною соприкасается с современностью, с революцией. Очень характерно для З. стремление говорить о переживаниях человека «вообще», попытка создания «философской» - вне времени и пространства - лирики.

Когда З. пытается обратиться к темам общественного характера, более или менее близким нашему времени, он дает лишь воспоминания - раздумья о гражданской войне. Однако и гражданская война у З. - лишь неудачная жанровая картинка на фоне типично тютчевского пейзажа.

Наряду с этим встречаются и явно реакционные настроения - подчеркнутый национализм (поэтизация всего «русского»), идеализация старой умирающей деревни, разочарованность, тоска, упадочничество.

Библиография:

I. Снег вишневый, Первая книга стихов 1921-1922, Смоленск, 1923; Полем-юностью, Избранная лирика, изд. «Круг», М., 1928.

II. Отзывы о «Полем-юностью»: Селивановский А., «Молодая гвардия», 1928, IX; В. Ц., «На лит-ом посту», 1928, XVII.

ЗАРЬЯН

ЗАРЬЯН Наири (1900-) - современный армянский пролетарский поэт и активный деятель пролетарских лит-ых организаций северо-восточной Турции. Окончил историко-литературный факультет государственного Эриванского университета. Основной мотив творчества З. - гражданская война в Советской Армении, героическая борьба рабочих и крестьян с национальной буржуазией. Поэмы: «Ноябрьский день», «Трибун», «Татевская скала» и ряд стихотворений этого времени носят на себе отпечаток революционного космического романтизма; на форме сказалось влияние Маяковского и Безыменского. Последующие произведения З., сборник «В голубой стране каналов» и поэма «Грануш», отражают социалистическое строительство Армении. В них З. освобождается от космизма и приближается к современной действительности. З. дает гл. обр. бытовой материал (сатирическая поэма «Товарищ Вартан Варагьян», рисующая тип советского Хлестакова). Постепенно З. освобождается также от влияния Маяковского и становится более самобытным поэтом. Стихи последнего времени носят философско-созерцательный характер.

Библиография:

В голубой стране каналов (Сб. стих.); Из ноябрьских дней (Поэма); Грануш (Поэма); Строители (Поэма); Трибун (Поэма); Товарищ Вартан Варагьян.

ЗАСЛАВСКИЙ

ЗАСЛАВСКИЙ Давид Иосифович (1879--) - фельетонист. Р. в семье служащего. С 1903 непрерывно участвует в революционной работе, сначала в соц.-дем. организации Киева, затем в Бунде. Вплоть до 1917 - сотрудник, редактор ряда бундовских и меньшевистских изданий. Сидел многократно в тюрьмах. Участвовал в Лондонском (пятом) съезде РСДРП. В 1918 переехал из Петербурга на Украину, в 1919 письмом в редакцию «Коммуниста» (Киев) заявил об ошибках и отказе от политической деятельности, в 1924 в «Правде» заявил о своей полной солидарности с политикой компартии.

Лит-ая работа З. (если не считать прокламаций) началась в 1904 сотрудничеством в «Киевских откликах». Первый фельетон был напечатан в «Северо-западном голосе» (Вильна) в том же году. С тех пор писал почти непрерывно в «Киевских вестях», с 1909 - в «Киевской мысли», с 1912 - в «Дне» (Петербург). Статьи и очерки печатались в «Северных записках», «Новой жизни», «Современном мире», «Нашей заре» и во многих бундовских сборниках и журналах под псевдонимами «Homunculus», Ф. Богров, А. Лютов, Д. Осипов и др.

В 1925 возобновил работу как фельетонист сначала в ленинградской «Красной газете», затем в «Ленинградской правде», с 1926 - в «Известиях ЦИК», с 1928 - в «Правде». В настоящее время является одним из представителей советского политического фельетона (см. Фельетон).

ЗАСОДИМСКИЙ

ЗАСОДИМСКИЙ Павел Владимирович (1843-1912) - писатель-народник. Р. в небогатой дворянской семье. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. В 1867 появились в печати первые его стихотворения, а в 1868 в журнале «Дело» - повести «Грешница» и «Волчиха». Увлеченный народническим движением, З. был некоторое время земским учителем в Пензенской губ. Осуществляя идею «хождения в народ», он много вращался в крестьянской среде, накопил там большой запас наблюдений. Крестьянство было им изображено в произведениях: «По градам и весям», «Степные тайны», «Хроника села Смурина». Помимо деревенского быта З. изображал жизнь городской бедноты.

Маленькие люди, «для к-рых жизнь на белом свете представляется не веселее вечной каторги», обычно являются героями его рассказов и повестей. Ряд своих произведений он издал отдельным сборником под названием «Повести из жизни бедных».

В эпоху 70-х гг. произведения З. несомненно имели общественно-прогрессивное значение. Он изображал рост буржуазии, заменявшей в деревне дворян-рабовладельцев, рисовал картину бесправия и угнетения крестьянских масс, эксплоатировавшихся кулачеством, бесплодность всех начинаний народников-идеалистов и т. д. З. принадлежит к типу тенденциозно-публицистических писателей. В его произведениях нет ярко очерченных типов или искусной композиции; нередко фабула у З. не соответствует основной идее, которая у него не сливается органически с ходом повествования. Большей художественности он достиг в произведениях для детей (сборники «Задушевные рассказы» и «Бывальщина»). З. писал для них рассказы, сказки, бытовые и исторические очерки, автобиографические воспоминания, сотрудничал в детских журналах («Детское чтение», «Родник», «Семья и школа»). Основные образы его произведений - бедняки, нищие, слабые, несчастные и их «защитники»; последние сочувствуют обездоленным и беднякам, помогают и любят их, как своих «ближних» («Из дневника Андрея Муратова», «Песенка о соловьях», сборник «Задушевные рассказы» и мн. др.). Излюбленная тема произведений Засодимского - дружба. Эта особенность творчества придавала его произведениям известное педагогическое значение.

Библиография:

I. Собр. сочин., в 2 тт., СПБ., 1895.

II. Цебрикова М., Беллетрист-народник, «Русская мысль», 1896, II; Никитин П. (Ткачев), Мужик в салонах современной беллетристики, «Дело», 1879, III, IV-IX. О произведениях З. для детей см.: О детских книгах, изд. «Труд», М., 1908; Чехов Н. В., Детская литература, М., 1909; Соболев М. В., Справочная книга по чтению детей, М.

ЗАСТОЛЬНЫЕ ПЕСНИ

ЗАСТОЛЬНЫЕ ПЕСНИ - см. Песни.

ЗАСУЛИЧ

ЗАСУЛИЧ Вера Ивановна (1851-1919). - Р. в семье офицера, в 1878 году стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова и судом присяжных была оправдана. З. - виднейшая участница революционного движения 70-х годов, одна из основательниц группы «Освобождение труда»; в последние годы своей жизни вместе с Плехановым участвовала в оборонческой группе «Единство».

Лит-ое наследие З. невелико. Значительную долю в нем занимают работы историко-литературного и литературно-критического характера. З. принадлежат монографии о Руссо и Вольтере; обе работы написаны в конце 90-х годов в эмиграции и изданы в России, с большими цензурными урезками. В свое время они представляли первые попытки марксистского истолкования учения и значения обоих мыслителей. Литературно-критические статьи Засулич посвящены романам Степняка, повести Слепцова «Трудное время», роману Боборыкина «По-другому», сравнительной оценке значения в истории русского общественного движения Д. И. Писарева и Н. А. Добролюбова и полемике с народническими публицистами. В своих статьях З. проявляет большое художественное чутье, четко отмечает художественные недостатки литературных произведений, к-рых она касается (см. напр. ее характеристику «Андрея Кожухова» Степняка). Но все ее литературно-критические статьи являются чисто публицистическими произведениями. З. интересуется в них эволюцией русской общественной мысли, углублением в ней революционных тенденций и борьбой этих тенденций с либеральной и либерально-народнической идеологией. Никаких теоретико-литературных вопросов З. не ставит и ими не интересуется, однако ее литературно-критические статьи могут почитаться хорошими образцами живой и энергичной, проникнутой боевым духом революционной критики конца 90-х гг.

Библиография:

I. Сочинения Засулич изданы в виде двухтомного сб. ст., изд. «Биб-ки для всех», СПБ., 1907. Ее переписка с Плехановым и другими опубликована в сб. «Группа «Освобождение труда» (там же - ее воспоминания о деле Нечаева). Некоторые письма и заметки - в «Ленинских сборниках». Кое-что из ее лит-ого наследия - в журн. «Каторга и ссылка».

II. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, ред. Н. К. Пиксанова, изд. 4-е, Гиз, М., 1928.

ЗАУМЬ

ЗАУМЬ - заумный язык, заумная поэзия. З. явилась одним из основных творческих принципов русского кубофутуризма (см. «Футуризм»). В «Декларации заумного языка» («Заумники», Баку, 1922) Хлебников, Петников и Крученых так определяли сущность З.: «Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком... но и личным... и языком, не имеющим определенного значения (не застывшим), заумным. Общий язык связывает, свободный - позволяет выразиться полнее (пример: -го оснег кайд, и т. д.). З. пробуждает и дает свободу творческой фантазии, не оскорбляя ее ничем конкретным». З. так. обр. представляется или сочетанием звуков, не имеющих значения («убещур», «скум» и прочие - Крученых) или таковых же слов:

«Захурдычивая в жордубту

По зубарам сыпь дурбинуштом.

Расхлыбасть твою да в морду ту

Размордачай в бурд рябинушшом» (Каменский).

Поскольку из заумного слова устранялось значение, постольку задача поэзии сводилась к созданию новых звуковых построений, подобных приведенным, что определяло значение З. в поэтике кубофутуризма. В лит-ом плане З. являлась своеобразной реакцией в защиту «самовитого слова» против того подчиненного значения, к-рое имело слово в поэтике символизма (см.), где оно играло лишь подсобную роль в создании символа и где поэтическая лексика чрезвычайно резко была оттраничена от словаря разговорной речи. Уже акмеизм (см.) значительно раздвинул свои словарные границы (ср. «Я на правую руку надела перчатку с левой руки» - Ахматова; «Неожиданный и смелый женский голос в телефоне» - Гумилев), еще дальше шел эгофутуризм («Это было на концерте в медицинском институте, Ты сидела в вестибюле за продажею афиш» - И. Северянин). Не удовлетворяясь включением в поэтический словарь разговорного яз., кубофутуризм еще более расширял его лексические и звуковые возможности, идя по двум линиям: первая линия - создание новых слов из старых корней (в этом случае значение слова сохранялось), как у Хлебникова, Каменского и др.: могатырь, могач, земеса, творяне, петер и т. д.; поскольку слово выдвигалось на первый план, постольку переоценивались и его элементы, к-рым придавалось самостоятельное значение, - отсюда вторая линия, представленная Крученых, т. е. именно З. - создание новых звуковых комплексов, лишенных значения, - доводившая этот процесс возвращения слову его «прав» до абсурда. В богемной среде деклассировавшейся буржуазии, служившей базой для кубофутуризма, деградация давала своеобразное ответвление - крайний индивидуализм наряду с чрезвычайно слабо развитыми социальными связями - и вела к созданию З., т. е. исключительно индивидуалистического яз. Принципиально отличны от З. различные звуковые построения, также не имеющие значения, но играющие ту или иную композиционную роль - припева и т. п., напр. у Сумарокова - «Хор ко гордости»:

«Гордость и тщеславие выдумал бес,

Шерин да берин лис тра фа,

Фар, фар, фар, фар люди ер арцы» и т. д.,

воспроизводящие то или иное звучание чужого яз., и т. п. (напр. у Л. Толстого разговор русских и французских солдат в «Севастопольских рассказах», у И. Сельвинского «Пролог» в «Пушторге» и цыганские стихи, у Л. Леонова «Туатамур» и т. п.), поскольку самая бессмысленность их имеет уже определенное смысловое значение; точно так же не могут быть отнесены к З. бессмысленные песни религиозных сект («Рентре, фентре, ренте, финтри, фунт»), воспроизводящие «божественный» яз. и опять-таки, следовательно, осмысленные (см. «Стилистика лингвистическая»). З. - результат попыток создать индивидуалистический яз., попыток, основанных на глубоком непонимании социальной сущности языкового явления.

Библиография:

Арватов Б., Речетворчество (По поводу заумной поэзии), «Леф», 1923, II; Малахов С., Заумники, «На лит-ом посту», 1926, VII-VIII; См. также лит-ру об А. Крученых и др. представителях заумной поэзии.

ЗАУЭР

ЗАУЭР Август (Sauer, 1855-1926) - австрийско-немецкий историк литературы и литературовед; выдающийся представитель историко-филологической школы Шерера (см.) и основатель так называемого этнографического направления в немецком литературоведении, определяющего дифференциацию лит-ого творчества разных эпох и народов особенностями каждой народности, племени или расы; писатель - продукт родной земли, семейной среды, ибо, по З., детские впечатления, влияние семьи, происхождения и т. д. играют огромную роль в фантазии и творчестве писателя. Свои литературоведческие принципы З. изложил в своей ректорской речи (при Пражском университете) - «Literaturgeschichte und Volkskunde» (История литературы и народоведение, 1907). Эти взгляды старался осуществить ученик З. - Иосиф Надлер - в своей 4-томной истории литературы немецких племен и провинций. Особым подчеркиванием зависимости лит-ры от племенных и расовых особенностей школа З. играла на руку национал-шовинистским тенденциям в немецкой истории лит-ры, представленным Ад. Бартельсом и др.

З. писал очень много; основные его историко-литературные труды: «J. W. von Brave, der Schuler Lessings» (1878), «Studien fur Goethephilologie» (совместно с Минором, 1880), «Frauenbilder aus der Blutezeit der deutschen Literatur» (1885), «Die deutschen Sakulardichtungen an der Wende des XVIII und XIX Jahrhunderts» (1901), «Goethe und Oesterreich» (1903), «Ges. Reden und Aufsatze fur die Geschichte der Literatur» (1903) и др. З. еще более известен как издатель академического собрания сочинений Грильпарцера и ряда других немецких писателей (Раймунда, Э. фон Клейста). Редактировал также основанные Зейфертом известные «Literaturdenkmale des XVIII und XIX Jahrhunderts» (1894-1904) и с 1894 до своей смерти руководил журналом историко-филологической школы «Euphorion».

Библиография:

Rosenberg Alfr., August Sauer, Ein bibliogr. Versuch, 1925; August Sauer (Некролог), «Euphorion», XXVIII, I, 1927; Festschrift August Sauer, Zum 70 Geburtstag, Stuttgart. 1925.

ЗАХАРИАСЕВИЧ

ЗАХАРИАСЕВИЧ Ян (Jan Zacharjacevicz, 1825-1906) - польский писатель, игравший видную роль в лит-ре 60-80-х гг. Основные мотивы творчества З. - это проповедь «маленьких дел» и постепенства. Герой З. - средний «массовый» человек, внимание к к-рому писатель объясняет тем, что в его дни интересы замкнутой в себе личности должны уступить место интересам общим. З. вошел в лит-ру как выразитель настроений крепнувшей мелкой буржуазии. Из произведений его могут быть названы: «Czerwona czapka» (Красная шапка, 1869), «Zakryte karty» (Закрытые карты, 1874) - картина галицийских отношений на фоне гибели польской семьи, земля к-рой переходит в руки немцев, «Zloty interes» (Золотое дело, 1876) - картина упадка аристократии, торгующей своими родовыми именами, «Wybor posla» (Выбор депутата, 1878), «Wiktorja Regina» (1879), «Stracony poemat» (Погибшая поэма), «W koncu wieku» (В конце века, 1893) и т. п. З. писал также и исторические повести, к к-рым относятся: «Marek Poraj» (1867), «Tajny fundusz» (Тайный фонд, 1869), «Chleb bez soli» (Хлеб без соли, 1872), «Noc Krolewska» (Королевская ночь, 1872) и т. п.

ЗАХЕР-МАЗОХ

ЗАХЕР-МАЗОХ Леопольд, фон (Sacher-Masoch, 1836-1895) - немецко-австрийский писатель, по происхождению русин, сын галицийского полицейпрезидента. Будучи по образованию историком, З.-М. рано оставил университетскую работу и быстро сделался одним из популярнейших писателей Австрии, редактировал также ряд журналов («Belletristische Blatter», «Auf der Hohe»).

Творчество З.-М. относится к периоду промышленного расцвета Австрии, когда интеллигенция, протестуя против капиталистического завоевания деревни, одновременно увлекается блеском и богатством буржуазии. Отсюда у этой группы интеллигенции (как напр. и у Гамерлинга (см.)) известная идеализация деревни, но также и грубо-материалистические, эпикурейские тенденции, жажда наслаждения, отсюда и взгляды на чувственность и любовь как на цель человеческой жизни. У З.-М. это последнее воззрение нашло особенно благоприятную почву вследствие патологических его предрасположений: по мнению З.-М. радость любви заключается в том, что сильная, мужественная женщина мучает слабого и женственного мужчину. Эта тема встречается во всех его произведениях - в ранних менее, в поздних более ясно, и в конце концов приобретает специфически-патологический характер, выпадающий из области лит-ры (впоследствии немецкий психолог Крафт-Эбинг назвал эту болезнь мазохизмом). Уже в первом историческом романе З.-М. («Последний король мадьяров», 1866) главная героиня отличается своеобразным деспотическим характером; вполне отчетливо мазохизм выступает уже в романе «Разведенная женщина» (1870) и в многочисленных рассказах и романах из жизни австрийского и русского двора («Russische Hofgeschichten», 1886, «Wiener Hofgeschichten», 1885, 2 тт., и мн. др.).

Но З.-М. вошел в историю лит-ры не только как выразитель «мазохизма»: он для немецкой лит-ры «открыл» народную жизнь восточной Европы и с полным правом заслужил звание «национального поэта Галиции». Ярый противник дворянского строя Австрии (а также враг объединения Германии под властью Пруссии (З.-М. был добровольцем во время войны 1864 и написал антипрусскую пьесу «Стихи Фридриха Великого»)), З.-М. также резко обрушивается в своих галицийских рассказах и на господствующие дворянские круги своей родины. Еще мальчиком он запомнил на всю жизнь картины политического и экономического угнетения польскими помещиками галицийского крестьянства. Не будучи чуждым некоторой романтизации сельского быта, З.-М. тем не менее - последовательный реалист; он прекрасно знал положение, быт и нравы всех народностей Галиции и всегда подходил к каждой из них, как ученый: изучал ее язык, сказания, обычаи и нравы. В его новеллах и рассказах замечается влияние Тургенева. Лучшие новеллы из народной жизни входят в сборники «Galizische Geschichten» (1876), «Judengeschichten» (русск. перев., «Еврейские рассказы», М., 1899), «Граф Донский» (1864). «Das Vermachtnis Kains» (1870, русск. перев., «Завещание Каина», СПБ., 1888); особенно его «Der Don Juan von Kolomea» (Дон-Жуан из Коломеа) и «Venus im Pelz» (Венера в мехах) пользовались громадным успехом. Еврейские рассказы З.-М. проникнуты симпатией к низшим слоям еврейского населения Галиции и теплым юмором. В ряде романов З.-М. изображает общественно-политическую жизнь Австрии (в «Kaunitz» - Австрию XVIII в., в «Die Ideale unserer Zeit», 1876 (русск. перев., «Идеалы нашего времени», СПБ., 1890), дана жестокая критика аристократического строя Австрии и т. д.).

В последний период своего творчества З.-М. задался грандиозным планом серии новелл, которая должна была распадаться по темам на следующие отделы: любовь, собственность, государство, война, труд и смерть. Каждый отдел в свою очередь должен был состоять из шести новелл, из к-рых в пяти изображались заблуждения людей, а шестая указывала выход из положения. Если бы этот план был осуществлен, то мы имели бы самый обширный по замыслу сборник новелл в мире, где все явления человеческой жизни рассматривались бы под определенным углом зрения; написаны были только два первых отдела, от некоторых других сохранились лишь отрывки.

Несмотря на свои несомненно социальные устремления, З.-М. в большинстве своих произведений выражает упадочнические настроения второй половины XIX в.; его эротически-патологические романы пользовались особенно большой популярностью в определенных общественных кругах Франции.

Библиография:

I. На русск. яз. перев. неоднократно, печатался как в журналах («Дело», 1877, II; «Век», 1883, II; 1885, IV; «Наблюдатель», 1883, II; 1887, IX; 1888, XII; и др.), так и отдельными изданиями. Кроме упомянутого: Черный кабинет, Повесть, СПБ., 1875; Галицийские рассказы, Гайдамак, Крестьянский суд, СПБ., 1876; Душегубка, Роман, СПБ., 1887; Ищут человека, Роман, СПБ., 1888; Общество врагов женщин, Роман, СПБ., 1888; Жестокие женщины, СПБ., 1908; Демонические женщины. Теодора, Рыжие волосы и др. рассказы, СПБ., 1913, и др.

II. Михайловский Н. К., Палка о двух концах, «Отеч. записки», 1877, VIII (и Собр. сочин., т. VI); Bentzon, Sacher-Masoch, sa vie et ses Ouvres, «Revue des deux Mondes», 1875; Goldbaum W., Literarische Physiognomien, 1884; Schlichtegroll C. F., von, Sacher-Masoch und der Masochismus, 1901; Sacher-Masoch Vanda, von, Meine Lehensbeichte, 1906; Meyer R. M., L. v. Sacher-Masoch, 1907.

ЗАХИДНЯ УКРАИНА

«ЗАХР†ДНЯ УКРАIНА» (Западная Украина) - союз революционных писателей-эмигрантов Западной Украины и журнал того же наименования. «З. У.» организовалась в начале 1925, сначала как западно-украинская секция союза украинских крестьянских писателей «Плуг», а в апреле 1926 вылилась в отдельную организацию во главе с писателями - В. Атаманюком, Д. Загулом и др. «З. У.» объединяет советских писателей и лит-ых критиков-эмигрантов Западной Украины. Общественно-политическая обстановка в Галиции и во всей Западной Украине после ее аннексии Польшей чрезвычайно неблагоприятно отразилась на лит-ой деятельности молодых писателей революционного направления. Эмигрировав после поражения Западной Украины в национально-революционной войне с Польшей 1919, западно-украинские писатели после многочисленных попыток образовали в 1925-1926 свою революционно-литературную организацию «З. У.», ставящую своей задачей развитие лит-ой работы в общем русле культурной жизни Советской Украины и выявление вместе с тем своеобразных черт быта Западной Украины. Группа объединила вокруг себя значительное число украинских писателей-эмигрантов (В. Атаманюк, Д. Загул, В. Гжицкий, М. Ирчан, М. Кичура, М. Козорис, О. Шмигельский, И. Ткачук и другие) и издала ряд сборников и отдельных произведений своих членов. Платформа группы, опубликованная в киевской газете «Большевик», сосредоточивает внимание не столько на литературно-художественных задачах группы, сколько на социально-политических и национально-революционных задачах борьбы против небывало жестокого угнетения польской шляхтой трудящихся Галиции. Основными задачами «З. У.» в первые годы своей деятельности ставит: художественное отображение социальной и национально-революционной борьбы в Западной Украине, пропаганду достижений Советской Украины, развитие классовой борьбы в Западной Украине и проникновение ее в лит-ру и организацию в самой Западной Украине союза пролетарских писателей («Вiкна»). Известный отрыв эмигрантов от непосредственной западно-украинской действительности, отход многих членов «З. У.» от крестьянской тематики, приближение к задачам пролетарской лит-ры и т. д. поставило перед «З. У.» вопрос о внутренней реорганизации и уточнении своих задач. «З. У.» постепенно избавляется от своего специфически эмигрантского характера и входит теснее в общую жизнь современной лит-ры Советской Украины, на что и указывает официально в своей новой платформе, принятой в начале 1929.

ЗАЧИН

ЗАЧИН - вступление к былине при помощи какой-либо традиционной формулы, отчасти связанной с повествованием (в отличие от прибаутки или запева, этой связи не имеющих) хронологически, географически и т. п., напр.:

«Как во славном во городе во Киеве,

У ласкового князя у Владимира» и т. д.

или

«В старину было в стародавнюю,

Когда князь Владимир венец держал» и т. д.

В поэзии «искусственный» З. встречается в стилизациях народных песен, напр. у А. К. Толстого - «Зачинается песня от древних затей» («Поток-богатырь»), но по существу, поскольку в ней нет уже традиционно-повторяемых формул, подобных вышеприведенным в народной поэзии, постольку говорить здесь о З. не приходится. Однако в более широком смысле в лирике можно обозначить как З. (или запев) такого рода построения, к-рые выполняют ту же функцию вступления, напр. у Блока в цикле «О чем поет ветер»:

«Поет, поет...

Поет и ходит возле дома...»

или

«Было то в темных Карпатах,

Было в Богемии дальней...

Впрочем, прости...» и т. д.

Аналогичным образом можно рассматривать у Блока начало «Двенадцати» («Черный вечер, белый снег») и т. д. Наконец в прозе зачином (или приступом) называют начало повествования, отличающееся от завязки и экспозиции (см.) тем, что может и не быть непосредственно связано с развитием фабулы.

ЗАЯИЦКИЙ

ЗАЯИЦКИЙ Сергей Сергеевич (1893-1930) - поэт, беллетрист и переводчик. Первый сборник стихов вышел в 1914.

З. написал ряд книг для юношества и детей в реалистических тонах. Главные из них: «Робин Гуд» (Гиз, 1925); «Стрелок Телль», комедия (Гиз, 1925); «Вместо матери» («Молодая гвардия», 1928); «Внук золотого короля» («Молодая гвардия», 1928). Из них пользовались успехом в Московском театре для детей и в некоторых провинциальных театрах: «Робин Гуд», «Пионерия», «Мистер Бьюбл и червяк», «Стрелок Телль».

Рассказы и повести З. начал печатать в 1922 (альманах «Трилистник», рассказ «Деревянные домики»). Из беллетристических произведений З. выделяются: повесть «Баклажаны» («Круг», 1927), «Земля без солнца» (1924), «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова» (Гиз, 1926), «Красавица с острова Люлю» («Круг», 1926). Последняя повесть (издана под псевдонимом Пьера Дюмьеля) является остроумной пародией на французский авантюрно-экзотический роман.

Библиография:

Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928.

ЗВЕЗДА

«ЗВЕЗДА» - современный литературно-художественный и общественно-политический журнал. Издается в Ленинграде с 1924; выходил сначала раз в два месяца, затем (с 1927) - ежемесячно. Первые годы наряду с лит-рой и критикой большое место в журнале занимали публицистический и научно-популярный отделы. Руководство критическим отделом принадлежало Майскому (первый редактор журнала), Лелевичу и другим «напостовцам». С 1926, в связи с изменением редакции, меняется и характер «З.». Перевес получает художественная литература, совершенно исчезает научно-популярный отдел и сокращается общественно-публицистический. В дальнейшем «З.» остается литературно-критическим журналом, стоящим на платформе РАППа. «З.» удалось объединить вокруг себя значительные художественные силы как пролетарских писателей (Либединский, Семенов, Чумандрин и др.), так и «попутчиков» (Шагинян, Лавренев, Чапыгин, Федин, Тихонов и др.), благодаря чему журнал занял видное место среди современной периодики. Литературно-критический отдел «Звезды» представлен Горбачевым, Камегуловым, Друзиным и другими. Близкое участие в журнале принимают формалисты (Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский).

ЗВОНАК

ЗВОНАК Алесь (1907-) - белорусский поэт. Р. в семье рабочего, каменщика. Писать начал в 1925, член белорусского АППа. В 1929 вышла первая книга стихов З. «Буры у гранiце», где он объективно воспроизвел настроение деклассирующейся части белорусского мещанства. З. - поэт мало оригинальный. Мотивы его творчества не блещут ни новизной тематики, ни глубиной разработки. Чувствуется влияние дореволюционной белорусской лит-ры; подражание Есенину занимает также не последнее место во всех его произведениях. Некоторое исключение составляет поэма «Загай», знаменующая переход З. на самостоятельный творческий путь.

ЗВУКОВОЙ ПОВТОР

ЗВУКОВОЙ ПОВТОР - см. Повтор звуковой.

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ - см. Фоника.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - см. Фоника.

ЗДЗЕХОВСКИЙ

ЗДЗЕХОВСКИЙ Мариан (Marian Zdziechowski, 1861-) - видный польский историк литературы и критик. Одной из ранних работ З. является «Mesjaninci i Slowianofile» (Мессианисты и славянофилы, 1888), где уже намечается характерный для З. подход к лит-ре прежде всего со стороны этической. Идеалист-моралист, проповедник неохристианства, З. причисляет себя к поклонникам Соловьева и Толстого. В 1920 вышла его книга по вопросу о русском влиянии на Польшу («Wplywy rosyiskie na dusze polska» (Русские влияния на польскую душу, 1920). Лит-ые пристрастия З. определяются близостью того или иного писателя к его личному мироощущению, что превращает иногда рассматриваемое лит-ое явление лишь в повод для раскрытия излюбленных мыслей критики.

Библиография:

К работам З. относятся: Byron i jego wiek (Байрон в его время, Краков, 1894, - эта работа первоначально печаталась на русском яз. в «Вестнике Европы»); Wizja Krasinskiego (Видение Красинского); Pezymizm, romantyzm a podztawy chrzescjanstwa (Пессимизм, романтизм и основа христианства); Glorifikacja pracy (Восхваление труда, Краков, 1921); О Станиславе Бржозовском, и т. п. Интересные мысли об отдельных писателях (Асныке, Сенкевиче, Тетмайере, Пшибышевском и т. п.) заключают «Литературные эскизы» З. (Szkice literackie, 1900).

ЗЕВГМА

ЗЕВГМА (с греческого - собственно «сопряжение», «связь») - термин античной стилистики. З. в широком смысле античные грамматики называли такие обороты речи, когда какое-нибудь слово, чаще сказуемое, к-рое должно быть повторено два или несколько раз, ставится один раз, а в других местах лишь подразумевается. В пример приводили такую фразу: «Союзникам я объявляю, чтобы они взялись за оружие и что следует вести войну» (подразумевается - я объявляю). В более узком смысле под термином З. разумели повторение слова, напр. глагола, поставленного один раз, в дальнейшем не в том же, а в близком значении - указывали пример из одной трагедии Еврипида (см.): «Большинству из нас показалось, что он говорит правильно, и охотиться для жертвы богине» (разумеется не «показалось», а «мы решили»). З. иногда рассматривалась как риторическая фигура, напр. в такой фразе: «Стыдливость победила страсть, страх - дерзость, рассудительность - безумие» (повторяются приблизительно одинаковые отрезки речи, члены, параллельно построенные). К З. близка фигура силлепсиса.

Библиография:

Volkmann R., Die Rhetorik der Griechen und Romer, Lpz., 1884; Gerber G., Die Sprache als Kunst, Bromb., 1871.

ЗЕВС

ЗЕВС - верховный бог греков, по имени тождественный с древнеиндийским и италийским богами неба (формула Zeus pater (отец З.) соответствует древнеинд. Dyaus pitar и лат. Deus pater - позднее Jupiter). Божество покрытого облаками неба, З. первоначально мыслился восседающим на вершинах гор (в частности высочайшей горы Греции - Олимпа), откуда он и ниспосылал дожди и грозы; молния - оружие З., орел - его вестник. Культ З. был занесен в Грецию вторгшимися в нее с севера завоевателями и в силу этого приобрел первенствующее значение, вытесняя одни культы и устанавливая многообразные связи с другими, гл. обр. с культами божеств земли. Эти процессы оформились в миф о том, как З. сменил своего отца Кроноса, проглатывавшего рождавшихся у него детей из боязни потерять власть; спасенный матерью, Реей, при помощи хитрости, он отнял власть у Кроноса и освободил своих братьев и сестер, томившихся в желудке отца; другие мифы рассказывали о борьбе, к-рую З. должен был вести против древних божеств - титанов и детей Земли - гигантов; многие богини были поставлены в родственную связь с З. в виде его жен (Гера, Лето и др.), детей и т. д. Сопровождая завоевателей, с к-рыми связано образование эллинских государств исторической эпохи, З. был главным божеством раннего греческого феодализма, блюстителем социальных установлений, права и нравственности. Все элементы греческой общественности, ее учреждения и идеологические основы находились под непосредственным покровительством З.; он охранял политическую самостоятельность государств и способствовал победам на войне. Аристократические роды возводили к З. свое происхождение, что породило многочисленные мифы о сочетаниях З. с смертными женщинами, и идеологи раннего феодализма, творцы эпических песен, распространяли эти мифы, равно как и самую религию З., по всем областям Греции. В эпической поэзии выработалось ставшее каноническим для всей позднейшей лит-ры представление об олимпийских богах, которыми правит могучий З. - «отец людей и богов»; так, у Гомера З. управляет весьма строптивым семейством богов как первый среди равных, в силу своего большего могущества, наподобие царей эпохи феодализма; как и земные цари, он подвержен многочисленным слабостям и страстям, и воля З. не всегда совпадает с путями Рока. Начало распада феодализма и обострение классовой борьбы, потребовавшее обновления аристократической идеологии (религия «сына» З. - Аполлона (см.)), выдвинуло на первый план этические стороны З. как блюстителя попираемой «справедливости» в смысле примирения классовых противоречий (особенно ярко в поэзии беотийского крестьянина Гезиода (см.)), укрепляя тем самым веру во всемогущество З. (лирика эпох социальных переворотов VII-VI веков - Архилох, Алкей, Солон). В руководимой крупными собственниками консервативной афинской демократии первой половины V в. идеологическое обновление религии З. стремится итти в уровень с рационалистической критикой мифов и многобожия, исходящей из торговых городов Ионии, и с мистическими устремлениями религии Диониса (см.): вокруг З. концентрируются монотеистические представления. У Эсхила (см.) З. присущи атрибуты всемогущества, всеведения и премудрости; он - источник власти всех прочих богов. Противоречие между концепцией этического монотеизма и земной несправедливостью, равно как и древними мифами о З., Эсхил пытается разрешить в трагедиях о Прометее (см.): в «Прикованном Прометее» дается жестокая критика деспотического правления З. («Зевс-тиран»), но в (недошедшем) «Освобожденном Прометее» конфликт разрешался повидимому в духе эсхиловского принципа «познания страданием»: Прометей примирялся с З. Трилогия «Орестейя» также заканчивается торжеством этических принципов религии Зевса. Аналогичные тенденции наблюдаются у Пиндара и Софокла и находят воплощение в статуе З. в Олимпии работы Фидия (ок. 448). С окончательным разложением древнегреческой общественности в IV веке религия Зевса теряет идеологическое значение. В эллинистических монархиях вводится культ царей, и в философской утопии Эвгемера Зевс изображается одним из обожествленных царей седой древности, а Каллимах пишет гимн З., придавая ему облик Птоломея II. Зевс начинает играть роль комической фигуры - героя бесчисленных любовных похождений, совершаемых тайно от ревнивой жены, бессильного владыки мира (Лукиан). Лишь стоики пытаются использовать имя З. для идеи божественного мирового закона, и из этой концепции исходит Вергилий (см.) в своем образе Юпитера. Стоический образ З., преломившись в философии неоплатоников, повлиял на христианскую концепцию божества (между образами З. и Христа наблюдается и иконографическая преемственность), и Данте руководился правильным чутьем, называя Христа «распятым Юпитером» (Giove crocifissa). В лит-ре нового времени З. (Юпитер) используется чаще всего в комическом плане (многочисленные «перелицовки» Вергилия, «Война богов» Парни, шутливая поэзия XVIII-XIX веков и т. п.); в трактовках мифа о Прометее (Гёте, Байрон, Шелли) Зевс неизменно противополагается Прометею как притеснитель человечества, как сила, враждебная личной и общественной свободе.

Библиография:

Diels, Zeus, «Archiv f. Religionswissenschaft», B. XXII; Wilamowitz, Zeus, Bibliothek Warburg, Vortrage, 1923-1924.

ЗЕГДАЛОВИЧ

ЗЕГДАЛОВИЧ Эмиль (1888-) - современный польский поэт. З. начал печататься еще до войны (см. напр. сборник стихов «Droga zycia» - «Дорогой жизни», 1908, поэму «Nad rzekas» - «Над рекой», 1910, сборник стихов и поэм «Powrot» - «Возвращение», 1911), но видное место в польской лит-ре занял лишь после войны, обратив на себя внимание стилизованными в народном духе балладами. Успех этих баллад и заставил З. работать в указанном направлении: он выпускает один за другим сборники стихов, в которых элементы церковной символики и мотивы из апокрифов сочетаются с фольклором забитых крестьян-горцев, населяющих Бескиды (горная местность в Верхней Силезии - родина З.). Лучший из этих сборников - «Powsinogi beskidzkic» (Бескидские бродяги, собственно «страннички», «калики перехожие», 1923). Пишет З. и для театра. См. напр. его мистерию - «Noc sw. Jana Ewangelisty» (Ночь св. Иоанна евангелиста) и т. п.

Хорошо зная фольклор Бескид, где среди горцев сохранилось множество полурелигиозных и «полуразбойничьих» легенд, где живы церковные традиции и т. п., З. умело пользуется близким ему по тематике материалом, хотя в целом - со стороны формальной - произведения его отличаются излишней лексической перегруженностью, некоторой надуманностью ритмических ходов и т. п. Следует отметить, что известной частью реакционной критики З. как «подлинный крестьянин» и «подлинно польский» поэт противопоставлялся молодой польской поэзии, находящейся под влиянием иноземной лит-ры.

Библиография:

О Зегдаловиче см. Вандурский В., Ст. в № 2-3 журн. «Dzwignia» за 1927.

ЗЕЙЕР

ЗЕЙЕР Юлий (Julius Zeyer, 1841-1901) - чешский писатель, представитель так наз. «космополитической» школы «люмировцев» (см. «Чешская литература»). З. происходит из богатой пражской купеческой семьи; много путешествовал; несколько раз был в России. В противоположность вождю космополитической школы - позитивисту Врхлицкому, З. - идеалист. Отпечаток идеализма носит все его творчество.

Обладая исключительной эрудицией в области мировой лит-ры, З. обычно кладет в основу своих произведений сюжет какой-либо сказки, легенды, предания, старинной песни или поэмы. Его произведения - эпические поэмы и драмы - или являются подражанием лучшим образцам иностранной эпической и драматической поэзии или написаны на темы, взятые из иностранной старины. Так, его «Песня о мести за Игоря» (1884) - подражание русским былинам, «Хроника о св. Бракдане» (1884) - вольная переделка старофранцузской легенды, «Возвращение Оссиана» (1885) - подражание ирландским «Песням Оссиана», «Рустем и Зораб» - обработка темы иранского эпоса, «Суламифь» написана на тему из библейской жизни, «Донна Санча» (1888) - роман из испанской жизни, «Радуз и Магулена» (1896) - из словацкой, «Братья» (1886) - драма из китайской жизни, «Гомпачи и Комурасаки» (1889) - из японской и т. д. Особую серию составляют поэмы на темы из чешского эпоса, как напр. «Вышеград» (1880) и «Приход чехов» (1886). Наиболее сильное его произведение - роман «Ян Мариа Плойгар» (1887-1888) - носит автобиографический характер.

Крайний романтизм (в эпоху расцвета реализма), взгляд на искусство как на религию и склонность к спиритизму - все это значительно обесценивает творчество З. Его значение, как и всей школы «люмировцев», заключается в том, что он привлек внимание чешского общества того времени к мировой лит-ре и стремился поднять до ее уровня лит-ру чешскую.

Библиография:

I. Перев. на русск. яз.: Инультус, «Славянск. обозр.», 1892, V-VI; Хвала творцу, «Славянск. изв.», 1906, III; Романс, «Славянск. мир», 1910, IV; Дом под утопающей звездой, перев. В. Ленского, изд. «Мир», СПБ., 1911; Spisy, Под редакцией F. S. Prochazka, 34 тт., Прага, 1902-1907; Z Korrespondence J. Zeyer, под. ред. Al. Kaspar, 1904.

II. Н. П - ий, Чешский писатель и русский министр, «Истор. вестн.», 1902, VI; Vabornik Jan, zivotopis Julius Zeyera, 1907 (составляет 35-й т. назв. Собр. сочин.); Krejci F. K., Julius Zeyer, 1901; Machal J., O ceskem romanu novodobem, 1902; Herites Fr., Vidanske vzpominky, 1904; Marten M., Zeyer, 1910.

III. Vobornik Jan, J. Zeyer, 1907 (Sv. 35 Spisů).

ЗЕЙНАЛЛЫ

ЗЕЙНАЛЛЫ Ханафи (1896-) - тюркский критик и фольклорист, руководит учебно-литературным отделом Азгиза. Собирал образцы народного творчества; известен своими статьями о писателе Джавиде. Основные принципы его критики сводятся к трактовке лит-ры с точки зрения просветительства. В своих критических работах З., стремясь объяснить социально-философскую сущность творчества Джавида, ограничивается констатированием ряда совпадений в произведениях Джавида, Фикрета (см.) и Хамида (см.). Социальной сущности этого явления он однако не объясняет.

Библиография:

Статьи Зейналлы в журн. «Маариф вэ Меденийэт» (1923-1927), Баку; «Маариф-Ишчиси», Баку; Рабочая книга по литературе, Баку, 1929.

ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА

«ЗЕЛЕНАЯ ЛАМПА» - дружеское общество петербургской дворянской, преимущественно военной, молодежи начала 20-х годов XIX века, в числе членов к-рого был А. С. Пушкин. Собрания «З. л.» происходили в доме камер-юнкера Н. В. Всеволодского; общество получило свое название от зеленой лампы, освещавшей комнату собраний. В пушкинской лит-ре (Анненков, Бартенев) долгое время держалась легенда об оргиастическом характере «З. л.». Позднейшими исследованиями (Щеголев, Модзалевский) установлено, что объединяющим началом для «лампистов» были как интересы литературно-театральные, так и политические. «З. л.» имела связь с объединением будущих декабристов - «Союзом благоденствия».

Библиография:

Щеголев П. Е., Пушкин, Очерки, изд. 2-е, СПБ., 1913; Модзалевский Б. Л., К истории «Зеленой лампы», сб. «Декабристы и их время», т. I, М., 1928.

ЗЕЛИНСКИЙ К. Л.

ЗЕЛИНСКИЙ Корнелий Люцианович (1896-) - современный литературовед. Сын инженера, окончил московскую 4-ю гимназию и философское отделение Московского университета; после Октябрьской революции работал в «Известиях кронштадтского совета» и в других советских изданиях, был секретарем Малого Совнаркома Украины. Член Исполбюро Федерации советских писателей и редколлегии издательства «Федерация». З. является одним из главных руководителей русского лит-ого конструктивизма (см.), организатором ЛЦК («литературного центра конструктивистов»), его основным теоретиком и литературным критиком. Конструктивизм для З. не является только лит-ой школой, значение его гораздо шире. З. расценивает его как общее мироощущение нашей «переходной к социализму» эпохи: «Это стиль эпохи, ее формирующий принцип, который мы найдем во всех странах нашей планеты, где есть человеческая культура, связанная теми или иными путями с культурой мировой». Этот стиль заключается в исключительном росте техники, подчиняющей природу человеку все больше и больше, - в явлении «грузофикации» (т. е. в том, что единица силы выполняет все возрастающее полезное действие), обусловливающем максимальное развитие организации человеческого общества. Выражением такой «грузофикации культуры», ее «организационного настроения» и является лит-ый конструктивизм, выдвигающий на первый план грузофикацию поэзии и ее единицы - слова - смыслом; отсюда исключительное внимание З. к «смысловой доминанте» произведения - его теме - и учение о функциональном подчинении теме всех компонентов произведения, о максимальной его организованности и т. д. Это учение Зелинский развертывает в своеобразную систему поэтики («Поэзия как смысл»), кладущую в основу именно логический смысл произведения, понимаемый уже как формальный элемент произведения, и приближающуюся к формалистическому толкованию лит-ры. Являясь отражением настроений советской технической интеллигенции, работы З. страдают гипертрофированием роли техники и недостаточным вниманием к моментам классовой борьбы (хотя З. и отмечает принципиальное качественное отличие макдональдовского капиталистического конструктивизма от советского социалистического конструктивизма эпохи диктатуры пролетариата). Отсюда - преувеличение роли конструктивизма в литературе, интерпретация его творческих принципов как всеобщих и т. д. Взгляды его (о них подробнее см. «Конструктивизм») вызвали в связи с этим ряд резких откликов на страницах печати.

Библиография:

I. Сб. «Мена всех», М., 1924; Конструктивизм и поэзия, сб. «Госплан лит-ры», М., 1925; «Госплан лит-ры», и «Нот художественного языка», сб. «Бизнес», М., 1929; Конструктивизм и социализм, журн. «Октябрь», 1929, № 6; Бод, газ. «Читатель и писатель», 1928, № 4; Попутчик или сопролетарский писатель; Поэзия как смысл. Книга о конструктивизме, изд. «Федерация», М., 1929.

II. Ольховый Б., Заметки читателя, журн. «Революция и культура», 1929, № 6; Вардин, Идеологическая платформа конструктивизма, журн. «На лит-ом посту», 1929, №№ 9 и 10; Малахов С., Теория конструктивизма, «Печать и революция», 1929, № 4; Поэтика и методология конструктивизма, «Печать и революция», 1929, № 8; Ольховый, О попутничестве, «Печать и революция», 1929, № 5; Горелов, Философия конструктивизма, «Звезда», 1929, № 8; Розанов Ив., Русские лирики, ч. 1, «Никитинские субботники», М., 1929.

III. Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928.

Предыдущая страница Следующая страница