Энциклопедический словарь (2009)
Статьи на букву "Э" (часть 34, "ЭФЕ"-"ЭЯС")

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 34, "ЭФЕ"-"ЭЯС")

ЭФЕМЕРНЫЙ

ЭФЕМЕ́РНЫЙ -ая, -ое; -рен, -рна, -рно. [от греч. ephēmeros - однодневный] Книжн.

1. Скоропроходящий, недолговечный, непрочный. Э-ые радости. Э-ое счастье.

2. Призрачный, нереальный. Э-ая мечта. Э-ые надежды.

Эфеме́рность, -и; ж.

ЭФЕМЕРОИД

ЭФЕМЕРО́ИД -а; м. [от греч. ephemeros - однодневный и eidos - вид] Ботан. Многолетнее травянистое растение с очень непродолжительным сроком активной жизнедеятельности (бо́льшую часть года остаётся под землёй в виде луковиц, корневищ).

ЭФЕМЕРОИДЫ

Эфемеро́иды - многолетние травянистые растения, надземные органы которых развиваются с осени до весны и летом отмирают, а подземные (луковицы, клубни) сохраняются несколько лет. Характерны для степей, полупустынь и пустынь (виды тюльпана, осоки, мятлика), а также для широколиственных лесов (виды пролески, анемоны, хохлатки).

* * *

ЭФЕМЕРОИДЫ - ЭФЕМЕРО́ИДЫ, многолетние травянистые растения, надземные органы которых развиваются с осени до весны и летом отмирают, а подземные (луковицы, клубни) сохраняются несколько лет. Характерны для степей, полупустынь и пустынь (виды тюльпана, осоки, мятлика), а также для широколиственных лесов (виды: пролески, анемоны, хохлатки).

ЭФЕМЕРЫ

Эфеме́ры - однолетние травянистые растения, всё развитие которых происходит обычно в очень короткий срок (несколько недель), чаще ранней весной. Характерны для степей, полупустынь и пустынь (например, лебеда диморфная).

* * *

ЭФЕМЕРЫ - ЭФЕМЕ́РЫ, однолетние травянистые растения, все развитие которых происходит обычно в очень короткий срок (несколько недель), чаще ранней весной. Характерны для степей, полупустынь и пустынь (напр., лебеда диморфная).

ЭФЕНДИ

Эфе́нди (тур. efendi), вежливая форма обращения в Турции. В XIX в. применялась к широкому кругу лиц, в том числе к лицам духовного звания и чиновникам; сохранилась в значении «сударь».

* * *

ЭФЕНДИ - ЭФЕ́НДИ (тур. efendi), вежливая форма обращения в Турции. В 19 в. применялась к широкому кругу лиц, в т. ч. к лицам духовного звания и чиновникам; сохранилась в значении «сударь».

ЭФЕС

ЭФЕ́С -а; м. [от нем. Gefäß] Рукоятка холодного оружия (сабли, шпаги и т.п.). Э. из слоновой кости. Позолоченный э.

* * *

Эфе́с - древний город в Карии (на западном побережье Малой Азии), торговый, ремесленный и религиозный центр. Раскопками открыт ансамбль эллинистическо-римского города с остатками крепостных стен, улиц, агорой и многочисленными сооружениями, среди которых: Большой театр (переделан во II в.) на 23 тыс. зрителей, храм Серапейон (II в.), библиотека Цельса (II в.), храм Адриана (около 130). К северо-востоку от Эфеса - остатки храма Артемиды, одного из семи чудес света (середина VI в. до н. э., архитекторы Херсифрон и Метаген, при участии Феодора; сожжён Геростратом в 356 до н. э., отстроен архитектором Хейрократом).

-----------------------------------

ЭФЕ́С -а; м. [от нем. Gefäß] Рукоятка холодного оружия (сабли, шпаги и т.п.). Э. из слоновой кости. Позолоченный э.

* * *

эфе́с (от нем. Gefäss), рукоять сабли, шашки, шпаги. Бывает с защитным приспособлением и без него.

ЭФЕС (ГОРОД)

ЭФЕС (город) - ЭФЕ́С, древний город в Карии (на западном побережье М. Азии), торговый, ремесленный и религиозный центр (в Эфесе одно из семи чудес света - храм Артемиды Эфесской (см. ХРАМ АРТЕМИДЫ (в Эфесе))). Основан греками в 12 в. до н. э.

ЭФЕС (ЧАСТЬ ОРУЖИЯ)

ЭФЕС (часть оружия) - ЭФЕ́С (от нем. Gefass), часть холодного оружия (см. ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ) с длинным клинком (см. КЛИНОК) , объединяющая рукоять и гарду (см. ГАРДА (часть эфеса)). Эфес может не иметь гарды.

ЭФИАЛЬТ

Эфиа́льт (середина V в. до н. э.), в Афинах вождь демократической группировки. В 462 провёл реформу, ограничившую функции ареопага - оплота аристократии.

* * *

ЭФИАЛЬТ - ЭФИА́ЛЬТ (сер. 5 в. до н. э.), в Афинах вождь демократической группировки. В 462 провел реформу, ограничившую функции ареопага (см. АРЕОПАГ) - оплота аристократии.

ЭФИОПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭФИОПСКАЯ РАСА

Эфио́пская ра́са - занимает промежуточное положение между европеоидной и экваториальной (негро-австралоидной) расой. Характерны волнистые волосы, тёмная кожа, умеренный или слабый рост бороды, узкий выступающий нос, узкое лицо, долихокефалия. Распространена на северо-востоке Африки (Эфиопия, Сомали).

* * *

ЭФИОПСКАЯ РАСА - ЭФИО́ПСКАЯ РА́СА, занимает промежуточное положение между европеоидной и экваториальной (негро-австралоидной) расой. Характерны волнистые волосы, темная кожа, умеренный или слабый рост бороды, узкий выступающий нос, узкое лицо, долихокефалия. Распространена на северо-востоке Африки (Эфиопия, Сомали).

ЭФИОПСКИЙ ЯЗЫК

Эфио́пский язы́к - см. Геэз.

* * *

ЭФИОПСКИЙ ЯЗЫК - ЭФИО́ПСКИЙ ЯЗЫ́К, см. Геэз (см. ГЕЭЗ).

ЭФИОПСКОЕ НАГОРЬЕ

Эфио́пское наго́рье - в Эфиопии. Высота от 2000 м на юго-западе до 3000 м на северо-востоке; наибольшая 4623 м (гора Рас-Дашэн). Реки - Голубой Нил, Атбара, Собат. До высоты 1700 м - саванна и тропические леса, до 2400 м - саванна с пальмами и акациями, до 4000 м - хвойные леса, выше - высокогорная степная растительность.

* * *

ЭФИОПСКОЕ НАГОРЬЕ - ЭФИО́ПСКОЕ НАГО́РЬЕ, в Эфиопии. Высота от 2000 м на юго-западе до 3000 м на северо-востоке; наибольшая 4623 м (г. Рас-Дашэн). Реки: Голубой Нил, Атбара, Собат. До высоты 1700 м саванна и тропические леса, до 2400 м саванны с пальмами и акациями, до высоты 4000 м хвойные леса, выше - высокогорная степная растительность.

ЭФИОПСКОЕ ПИСЬМО

Эфио́пское письмо́ - слоговое письмо Эфиопии, известное с начала нашей эры, восходит к южноаравийскому варианту древнесемитского консонантного письма.

* * *

ЭФИОПСКОЕ ПИСЬМО - ЭФИО́ПСКОЕ ПИСЬМО́, слоговое письмо Эфиопии, известное с начала н. э., восходит к южноаравийскому варианту древнесемитского консонантного письма.

ЭФИОПЫ

ЭФИО́ПЫ -ов; мн. [греч.]

1. Название народов, живших в древности к югу от Египта (в Нубии и в пределах современной Эфиопии).

2. Население Эфиопии, состоящее из нескольких народов, говорящих преимущественно на семито-хамитских языках; представители этого населения.

Эфио́п, -а; м. Эфио́пка, -и; мн. род -пок, дат. -пкам; ж. Эфио́пский, -ая, -ое.

* * *

эфио́пы - название населения Эфиопии.

* * *

ЭФИОПЫ - ЭФИО́ПЫ, название населения Эфиопии.

ЭФИР

ЭФИ́Р -а; м. [греч. aithēr]

1. Хим. чего или с опр. Органическое соединение, производное какого-л. из спиртов или спирта и кислоты (используется в медицине, технике, парфюмерии). Простой э. Сложный э. Этиловый э. уксусной кислоты.

2. Разг. Одно из названий диэтилового спирта - бесцветная летучая жидкость с характерным резким запахом. Запах эфира. Серный э. (устар.).

3. = Радиоэфи́р. В эфире - программа для полуночников. Послать в э. сигнал SOS. Э. забит радиостанциями (разг.). Выйти в э. (начать передавать что-л. по радио, по телевидению). Работать в прямом эфире (при непосредственной радио- или телетрансляции).

4. В древнегреческой мифологии: самый верхний и чистый слой воздуха, местопребывание богов.

5. В старых теориях физики: особая сплошная среда, заполняющая мировое пространство, включая промежутки между молекулами и атомами, существованием которой объясняли распространение электромагнитных волн и другие физические явления.

Эфи́рный (см.).

* * *

эфир - I

(греч. aithēr), в греческой мифологии верхний лучезарный слой воздуха.

II

распространённое название этилового эфира.

ЭФИР (В МИФОЛОГИИ)

ЭФИР (в мифологии) - ЭФИ́Р (греч. aither), в греческой мифологии верхний лучезарный слой воздуха и его персонификация.

ЭФИР (В ХИМИИ)

ЭФИР (в химии) - ЭФИ́Р, распространенное название этилового эфира (см. ЭТИЛОВЫЙ ЭФИР).

ЭФИРНОМАСЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ

ЭФИРНОМАСЛИЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ - ЭФИРНОМАСЛИ́ЧНЫЕ КУЛЬТУ́РЫ, растения, возделываемые для получения эфирных масел. В мировом земледелии наибольшие площади занимают роза эфирномасличная, мята, лаванда, герань розовая; в России - кориандр (см. КОРИАНДР), мята, шалфей (см. ШАЛФЕЙ) мускатный, роза, лаванда.

-----------------------------------

Эфи́рно-масли́чные культу́ры - растения, возделываемые для получения эфирных масел. В мировом земледелии наибольшие площади занимают роза эфирно-масличная, мята, лаванда, герань розовая; в России - кориандр, мята, шалфей мускатный, роза, лаванда.

ЭФИРНОМАСЛИЧНЫЙ

ЭФИРНОМА́СЛИЧНЫЙ -ая, -ое. Содержащий в листьях, цветках, корнях эфирные масла (о растениях). Э-ые культуры.

ЭФИРНЫЕ МАСЛА

Эфи́рные масла́ - летучие жидкости сложного состава; вырабатываются растениями и обусловливают их запах. Главные компоненты эфирных масел - терпены. Получают главным образом перегонкой с водяным паром богатых эфирными маслами частей растений. Применяют в парфюмерии (розовое, жасминное), пищевой промышленности (например, анисовое, укропное), медицине (мятное, эвкалиптовое). Биологическая роль эфирных масел в растениях окончательно не установлена.

* * *

ЭФИРНЫЕ МАСЛА - ЭФИ́РНЫЕ МАСЛА́, летучие жидкости сложного состава; вырабатываются растениями и обусловливают их запах. Главные компоненты эфирных масел - терпены (см. ТЕРПЕНЫ). Получают главным образом перегонкой с водяным паром богатых эфирными маслами частей растений. Применяют в парфюмерии (розовое, жасминное), пищевой промышленности (напр., анисовое, укропное), медицине (мятное, эвкалиптовое). Биологическая роль эфирных масел в растениях окончательно не установлена.

ЭФИРНЫЙ

ЭФИ́РНЫЙ -ая, -ое; -рен, -рна, -рно.

1. к Эфи́р (1-2 зн.). Э. запах. Э-ое пространство. Э-ое время (время работы радиостанции в эфире).

2. Воздушный, необычайно лёгкий, бесплотный. Э-ое создание.

◊ Эфи́рное масло. Летучая маслянистая жидкость с приятным запахом, содержащаяся в некоторых растениях (используется в ряде отраслей промышленности и в медицине).

ЭФИРОНОС

ЭФИРОНО́С -а; м. Растение, содержащее эфирные масла. Степные эфироносы.

ЭФИРОНОСНЫЙ

ЭФИРОНО́СНЫЙ -ая, -ое. = Эфирнома́сличный. Э-ое растение. Э-ые культуры.

ЭФИРЫ ПРОСТЫЕ

Эфи́ры просты́е - органические соединения общей формулы R-О-R (R - одинаковые или различные органические радикалы, например С2Н5). Растворители, душистые вещества. Применяются в органическом синтезе. Наиболее важный эфир простой - этиловый эфир.

* * *

ЭФИРЫ ПРОСТЫЕ - ЭФИ́РЫ ПРОСТЫ́Е, органические соединения общей формулы R-O-R (R - одинаковые или различные органические радикалы, напр. C2H5). Растворители, душистые вещества. Применяются в органическом синтезе. Наиболее важный эфир простой - этиловый эфир.

ЭФИРЫ СЛОЖНЫЕ

Эфи́ры сло́жные - органические соединения, продукты замещения атомов водорода групп ОН в минеральных или карбоновых кислотах на органические радикалы. Растворители (например, этилацетат), пластификаторы, экстрагенты, сырьё для синтеза полимеров (например, метилметакрилат), лекарственные средства (например, нитроглицерин), инсектициды и др. Главная составная часть жиров, содержатся в эфирных маслах. Эфиры фосфорной кислоты - мономеры ДНК, РНК и фосфолипиды - играют важную роль в организмах.

* * *

ЭФИРЫ СЛОЖНЫЕ - ЭФИ́РЫ СЛО́ЖНЫЕ, органические соединения, продукты замещения атомов водорода групп ОН в минеральных или карбоновых кислотах на органические радикалы. Растворители (напр., этилацетат), пластификаторы, экстрагенты, сырье для синтеза полимеров (напр., метилметакрилат), лекарственные средства (напр., нитроглицерин), инсектициды и др. Главная составная часть жиров, содержатся в эфирных маслах. Эфиры фосфорной кислоты - ДНК, РНК и фосфолипиды - играют важную роль в организмах.

ЭФОРИЯ

Эфо́рия - Эфорие (Eforie), бальнеогрязевой и приморский климатический курорт в Румынии, к югу от Констанцы.

* * *

ЭФОРИЯ - ЭФО́РИЯ, (Эфорие) (Eforie), бальнеогрязевой и приморский климатический курорт в Румынии, к югу от Констанцы.

ЭФОРЫ

Эфо́ры - эфорат (греч. éphoroi, буквально - наблюдатели), в Спарте коллегия высших должностных лиц, оплот олигархического режима.

* * *

ЭФОРЫ - ЭФО́РЫ (эфорат) (греч. ephoroi, букв. - наблюдатели), в Спарте коллегия высших должностных лиц, оплот олигархического режима.

ЭФРА

ЭФРА - Э́ФРА (Этра), в греческой мифологии дочь царя Трезен Питфея, супруга Эгея (см. ЭГЕЙ), мать Тесея (см. ТЕСЕЙ) . Была похищена Диоскурами (см. ДИОСКУРЫ) и стала рабыней Елены Прекрасной (см. ЕЛЕНА (в мифологии)) , которая взяла ее с собой в Трою. После окончания Троянской войны вернулась с греками на родину.

ЭФРОС АБРАМ МАРКОВИЧ

Эфро́с Абрам Маркович (1888-1954), искусствовед, театровед, литературный критик, переводчик. Мастер критического этюда, историк русского искусства. Исследователь рисунков А. С. Пушкина. В 1940-50 преподавал в ГИТИСе; в 1950-54 профессор Ташкентского театрального института.

* * *

ЭФРОС Абрам Маркович - ЭФРО́С Абрам Маркович (1888-1954), российский искусствовед, театровед, литературный критик, переводчик. Мастер критического этюда, историк русского искусства. Исследователь рисунков А. С. Пушкина.

ЭФРОС АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ЭФРОС Анатолий Васильевич - Э́ФРОС Анатолий Васильевич (Исаевич) (1925-87), российский режиссер, заслуженный деятель искусств России (1976). С 1954 режиссер Центрального детского театра, с 1963 главный режиссер Московского театра им. Ленинского комсомола, с 1967 режиссер Московского драматического театра на М. Бронной, с 1984 главный режиссер Московского театра драмы и комедии на Таганке. Постановки: «В добрый час!» В. С. Розова (1955), «Дон Жуан» Мольера (1973), «Женитьба» Н. В. Гоголя (1975), «На дне» Максима Горького (1984) и др. Снял фильмы: «Шумный день» (1960, совместно с Г. Натансоном), «Високосный год» (1961), «Двое в степи» (1962), «В четверг и больше никогда» (1977), телефильм «Фантазия» (1976) и др. Автор книг о театре. Работал в кино, на радио и телевидении.

ЭФРОС АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (ИСАЕВИЧ)

Э́фрос Анатолий Васильевич (Исаевич) (1925-1987), режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). Муж Н. А. Крымовой. С 1954 режиссёр Центрального детского театра, с 1963 главный режиссер Московского театра им. Ленинского комсомола, с 1967 режиссер Московского драматического театра на Малой Бронной, с 1984 главный режиссер Московского театра на Таганке. Благодаря точному режиссёрскому расчёту в спектаклях Эфроса складывалась особая система «психофизического взаимодействия» актёров. Поставил: «В добрый час!» В. С. Розова (1955), «Три сестры» А. П. Чехова (1967, 1982), «Дон Жуан» Мольера (1973), «Женитьба» Н. В. Гоголя (1975), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1977), «На дне» М. Горького (1984), «Мизантроп» Мольера (1986) и др. Автор книг о театре. Работал в кино (фильмы «Двое в степи», 1964, «В четверг и больше никогда», 1978, и др.), на радио и ТВ (телеспектакли «Всего несколько слов в честь господина де Мольера», 1973, «Страницы журнала Печорина», 1974).

ЭФРОС НИКОЛАЙ ЕФИМОВИЧ

Эфро́с Николай Ефимович (псевдонимы: Чужой, Старик, Москвич и др.) (1867-1923), театральный критик, историк театра. Печатался с 1891, ведущий критик газеты «Русские ведомости» и других периодических изданий. С создания МХТ (1898) стал его горячим сторонником. Автор монографий о М. С. Щепкине, А. И. Южине и др. Выступал как переводчик.

ЭФРОСИНА

ЭФРОСИНА - ЭФРОСИ́НА (латинское название Euphrosyne), малая планета (см. МАЛЫЕ ПЛАНЕТЫ) номер 31, астероид (см. АСТЕРОИДЫ). Среднее расстояние до Солнца 3,15 а. е. (471,0 млн км), эксцентриситет орбиты 0,2255, наклон к плоскости эклиптики 26,3°. Период обращения вокруг Солнца 5,59 земных лет. Период обращения вокруг оси 5 сут 12 ч 44 мин. Имеет неправильную форму, максимальный поперечник 255,9 км. Масса 1,7х1019 кг.

Эфросина была открыта Джеймсом Фергюссоном 1 сентября 1854. Название было дано первооткрывателем в честь хариты (см. ХАРИТЫ) Эфросины (Евфросины).

ЭФТАЛИТЫ

Эфтали́ты - объединение племён, вторгавшихся в V и VI вв. в Иран и Северо-Западную Индию. В V в. образовали государство, в которое вошли территории Средней Азии, Афганистана и Восточного Ирана.

* * *

ЭФТАЛИТЫ - ЭФТАЛИ́ТЫ, объединение племен, вторгавшихся в 5 и 6 вв. в Иран и Сев.-Зап. Индию. В 5 в. образовали государство, в которое вошли территории Средней Азии, Афганистана и Вост. Ирана.

ЭФФЕКТ

ЭФФЕ́КТ -а; м. [от лат. effectus - действие]

1. Впечатление, производимое кем-, чем-л. на кого-л. Произвести э. Сильный э.

2. Результат каких-л. действий, следствие каких-л. причин. Положительный э. Экономический э. Лекарство дало желаемый э.

3. Средство, приём для создания определённого впечатления. Шумовые эффекты. Световой э. Э. грозы в театре.

* * *

эффе́кт (от лат. effectus - исполнение, действие, от efficio - действую, исполняю), 1) результат, следствие каких-либо причин, действий (например, эффект лечения). 2) Сильное впечатление, произведённое кем-либо, чем-либо; средство, приём (в том числе в искусстве), цель которых - произвести впечатление, удивить или создать иллюзию чего-либо (например, световые, шумовые эффекты в театре). 3) Физическое явление, например фотоэффект.

ЭФФЕКТ ПАМЯТИ

ЭФФЕКТ ПАМЯТИ - «ЭФФЕ́КТ ПА́МЯТИ», восстановление в результате нагрева после пластической деформации первоначальной формы изделия. Наблюдается в изделиях из сплавов Ni - Ti (нитинол), Au - Cd, Ti - Co, Ti - Fe и др., а также в полимерных изделиях, сформированных в высокоэластичном состоянии.

-----------------------------------

«эффе́кт па́мяти» - восстановление в результате нагрева после пластической деформации первоначальной формы изделия. Наблюдается в изделиях из сплавов Ni-Ti (нитинол), Au-Cd, Ti-Co, Ti-Fe и др., а также в полимерных изделиях, сформованных в высокоэластическом состоянии.

ЭФФЕКТИВНАЯ МАССА

Эффекти́вная ма́сса - величина, имеющая размерность массы, характеризующая динамические свойства квазичастиц. Например, движение электронов проводимости в кристалле под действием внешней силы может быть описано как движение свободного электрона, но с эффективной массой, отличной от массы свободного электрона.

* * *

ЭФФЕКТИВНАЯ МАССА - ЭФФЕКТИ́ВНАЯ МА́ССА, величина, имеющая размерность массы, характеризующая динамические свойства квазичастиц (см. КВАЗИЧАСТИЦЫ). Например, движение электронов проводимости в кристалле под действием внешней силы и сил со стороны кристаллической решетки может быть описано как движение свободного электрона, но с эффективной массой, отличной от массы свободного электрона.

Входящие в состав твердого тела атомы образуют правильную кристаллическую решетку, поэтому эффективное поле, действующее на какой-либо электрон со стороны ядер и всех остальных электронов, имеет пространственно периодический характер. Квантовомеханическое решение задачи о движении электрона в поле периодического потенциала показало, что стационарные состояния электрона в таком поле во многом напоминают состояния свободного электрона. Состояние свободной частицы характеризуется определенным значением импульса p , поскольку для свободной частицы импульс является сохраняющейся величиной. Так как импульс имеет строго определенное значение, то координаты электрона вследствие соотношения неопределенности (неопределенности принцип (см. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИНЦИП)) Гейзенберга не имеют определенного значения, электрон как бы размазан по всему кристаллу, вероятность обнаружить его в любом месте одинакова.

Как и у свободной частицы, состояние электрона в периодическом поле характеризуется вектором p, который, в отличие от импульса свободной частицы, изменяется в некоторой ограниченной области, размер которой зависит от расстояния между атомами в кристалле. Как и свободная частица, электрон в стационарном состоянии в зоне не локализован, т. е. с равной вероятностью может быть обнаружен вблизи любого узла решетки. Оказалось, что зависимость энергии от импульса E(p) для электрона в разрешенной зоне такая же, как и у свободной частицы, с той только разницей, что масса свободного электрона должна быть заменена на некоторую эффективную массу m*

E(p)=p2/2m*

Энергия E(p) отсчитывается от дна соответствующей зоны. Эффективная масса может быть как больше, так и меньше массы свободного электрона m. .Более того, она может быть анизотропной, если свойства действующего на электрон периодического поля различны по разным направлениям.

В физике твердого тела понятие эффективной массы вводится для того, чтобы максимально приблизить описание движения электрона в разрешенной зоне к движению свободного электрона. Понятие эффективной массы обобщают также для других типов возбуждений - фононов (см. ФОНОН), фотонов (см. ФОТОН (элементарная частица)), экситонов (см. ЭКСИТОН) и др.

ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕМПЕРАТУРА

ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕМПЕРАТУРА - ЭФФЕКТИ́ВНАЯ ТЕМПЕРАТУ́РА звезды, температура взятого для сравнения абсолютно черного тела, которое при одинаковом со звездой радиусе излучало бы энергию, равную полной светимости звезды.

ЭФФЕКТИВНАЯ ЭКВИВАЛЕНТНАЯ ДОЗА

ЭФФЕКТИВНАЯ ЭКВИВАЛЕНТНАЯ ДОЗА - ЭФФЕКТИ́ВНАЯ ЭКВИВАЛЕ́НТНАЯ ДО́ЗА, поглощенная в организме энергия ионизирующего излучения, усредненная с учетом разного биологического воздействия различных видов излучения и неодинаковой чувствительности к ним органов и тканей. Измеряется в зивертах (Зв) или (1 Зв - 10 бэр).

ЭФФЕКТИВНОЕ СЕЧЕНИЕ

Эффекти́вное сече́ние (сечение) в физике, величина, характеризующая вероятность взаимодействия микрочастиц при их столкновении; имеет размерность площади (обычно измеряется в см2).

* * *

ЭФФЕКТИВНОЕ СЕЧЕНИЕ - ЭФФЕКТИ́ВНОЕ СЕЧЕ́НИЕ (сечение) в физике, величина, характеризующая вероятность взаимодействия микрочастиц при их столкновении; имеет размерность площади (обычно измеряется в см2).

ЭФФЕКТИВНЫЙ

ЭФФЕКТИ́ВНЫЙ -ая, -ое; -вен, -вна, -вно. Дающий эффект (2 зн.); действенный. Э-ое лекарство. Э. способ борьбы с насекомыми. Э-ое дезодорирующее средство.

Эффекти́вно, нареч. Эффекти́вность, -и; ж.

ЭФФЕКТНЫЙ

ЭФФЕ́КТНЫЙ -ая, -ое; -тен, -тна, -тно. Производящий эффект (1 зн.); впечатляющий. Э. костюм. Э-ая причёска. Э-ое зрелище. Э. жест. Э-ая поза.

Эффе́ктно, нареч. Э. рассмеяться. Эффе́ктность, -и; ж. Э. выхода на сцену. Э. циркового номера.

ЭФФЕКТОР

Эффе́ктор (в физиологии), конечный элемент рефлекторной дуги (мышца, железа), изменение состояния которого служит показателем осуществления рефлекса (например, сокращение мышцы, выделение секрета железой). Возможно и нерефлекторное возбуждение эффектора (химическими веществами через кровь, лимфу).

* * *

ЭФФЕКТОР - ЭФФЕ́КТОР (в физиологии), конечный элемент рефлекторной дуги (мышца, железа), изменение состояния которого служит показателем осуществления рефлекса (напр., сокращение мышцы, выделение секрета железой). Возможно и нерефлекторное возбуждение эффектора (химическими веществами через кровь, лимфу).

ЭФФЕЛЬ ЖАН

Эффе́ль Жан (Effel), настоящие имя и фамилия Франсуа Лежён (Lejeune) (1908-1982), французский график, почетный член АХ СССР (1973). Мастер политических карикатур, юмористических серий («Сотворение мира», 1951-53).

* * *

ЭФФЕЛЬ Жан - ЭФФЕ́ЛЬ (Effel) Жан (наст. имя и фам. Франсуа Лежен, Lejeune) (1908-82), французский график, почетный член АХ СССР (1973). Мастер политических карикатур, юмористических серий («Сотворение мира», 1951-53). Международная Ленинская премия (1968).

ЭФФЕРЕНТНЫЙ

Эффере́нтный (от лат. efferens - выносящий), выносящий, выводящий, передающий импульсы от нервных центров к рабочим органам, например эфферентные, или центробежные, нервные волокна. Ср. Афферентный.

* * *

ЭФФЕРЕНТНЫЙ - ЭФФЕРЕ́НТНЫЙ (от лат. efferens - выносящий), выносящий, выводящий, передающий импульсы от нервных центров к рабочим органам, напр. эфферентные, или центробежные, нервные волокна. Ср. Афферентный (см. АФФЕРЕНТНЫЙ).

ЭФФУЗИВНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

Эффузи́вные го́рные поро́ды (излившиеся породы), магматические породы, образовавшиеся на земной поверхности или вблизи неё в результате застывания лавы, излившейся по вулканическим каналам или трещинам в земной коре (липариты, трахиты, андезиты, базальты, диабазы и др.). Обычно характеризуются сочетанием вулканического стекла, мелких кристаллов (микролитов) и более крупных порфировых выделений (вкрапленников).

* * *

ЭФФУЗИВНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ - ЭФФУЗИ́ВНЫЕ ГО́РНЫЕ ПОРО́ДЫ (излившиеся породы), магматические (см. МАГМАТИЧЕСКИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ) породы, образовавшиеся на земной поверхности или вблизи нее в результате застывания лавы (см. ЛАВА (продукт извержения вулкана)), излившейся по вулканическим каналам или трещинам в земной коре (см. ЗЕМНАЯ КОРА) (липариты (см. ЛИПАРИТ), трахиты (см. ТРАХИТ), андезиты (см. АНДЕЗИТ), базальты (см. БАЗАЛЬТ), диабазы (см. ДИАБАЗ) и др.). Обычно характеризуются сочетанием вулканического стекла (см. ВУЛКАНИЧЕСКОЕ СТЕКЛО), мелких кристаллов (микролитов (см. МИКРОЛИТ (минерал))) и более крупных порфировых выделений (вкрапленников (см. ВКРАПЛЕННИКИ) ).

ЭФФУЗИВНЫЙ

ЭФФУЗИ́ВНЫЙ -ая, -ое. Геол. Вулканический, излившийся из вулкана. Э-ые породы.

ЭФФУЗИЯ

ЭФФУ́ЗИЯ -и; ж. [от лат. effusio - разлитие, растекание]

1. Геол. Излияние лавы на земную поверхность.

2. Физ. Медленное истечение газов через малые отверстия.

* * *

эффу́зия (лат. effusio - разлитие, от effundo - изливаю), 1) (геол.) излияние жидкой лавы из глубин Земли на поверхность с образованием лавовых покровов и потоков. 2) (Физ.) медленное истечение газов через малые отверстия.

* * *

ЭФФУЗИЯ - ЭФФУ́ЗИЯ (лат. effusio - разлитие, от effundo - изливаю),

1) (в геологии) излияние жидкой лавы (см. ЛАВА (продукт извержения вулкана)) из глубин Земли на поверхность с образованием лавовых покровов и потоков.

2) (В физике) медленное истечение газов через малые отверстия.

ЭФЫ

Э́фы (песчаные эфы), род змей семейства гадюк. Длина до 80 см. Чешуи по бокам туловища с зубчатыми рёбрышками, которые при свёртывании змеи в кольца издают характерный шуршащий звук. 5 видов, в пустынях Северной Африки, Юго-Западной, Южной и Средней Азии. Ядовиты. Укус эфы может быть смертелен для животных и человека.

* * *

ЭФЫ - Э́ФЫ, (песчаные эфы), род ядовитых змей семейства гадюк (см. ГАДЮКИ) . Длина до 80 см. Чешуи по бокам туловища с зубчатыми ребрышками, которые при свертывании змеи в кольца издают характерный шуршащий звук. Род включает пять видов, обитающих в пустынях Северной Африки, Юго-Западной, Южной и Средней Азии. Укус эфы может быть смертелен для животных и человека.

Наиболее известна песчаная эфа (Echis carinatus). Ее длина обычно не превышает 50-60 см, однако встречаются экземпляры до 80 см. Самцы немного крупнее самок. Типичная окраска верха тела песочно-серая с рядом вытянутых светлый пятен вдоль позвоночника. По бокам тянутся две светлые зигзагообразные полосы, окаймленные снизу темной линией. На голове резко выделяется светлый крестообразный рисунок, напоминающий силуэт летящей птицы.

Песчаная эфа распространена в Северной Африке, на Аравийском полуострове, в Центральной и Средней Азии вплоть до Северного Цейлона на юге и Аральского моря на севере, а также в Индии. Держится в зарослях саксаулов, на бугристых песках, в глинистых полупустынях, сухих саванновых редколесьях, на речных террасах, нередко селится в развалинах и заброшенных поселениях. Весной и осенью активны в дневное время, а с наступлением летней засухи появляются на поверхности только ночью. Взрослые эфы питаются мелкими грызунами (песчанками, хомяками, мышами), ящерицами, птицами, небольшими змеями и лягушками. Молодые предпочитают различных паукообразных и крупных насекомых, а также мелких ящериц.

Для песчаной эфы характерно живорождение. В июле - августе самка приносит от 3 до 15 детенышей, длиной около 15 см. Характерная черта эфы - передвижение боковым ходом. При движении змея так изгибает тело, что кажется, будто она движется не вперед, а вбок. Остающийся после этого след из отдельных косых полос с крючковатым концом является ее визитной карточкой. Еще одна характерная черта эфы - ее оборонительная поза. В момент опасности она сворачивается в два полукольца, держа голову в середине дуги тела. При этом, она непрерывно скользит одним полукольцом по другому, Расположенный по бокам ее тела зазубренные чешуйки издают громкий шипящий звук, подобный шипению холодной воды, выливаемой на раскаленную сковороду. Укус эфы очень опасен для человека. Ее яд, по силе уступающий только яду гюрзы, вызывает обильное кровотечение в месте укуса, а также на слизистых оболочках глаз, носа и рта. Недаром во всех странах, где водится эфа, она считается одной из наиболее опасных змей.

ЭХ

ЭХ межд.

1. Выражает сожаление, досаду, упрёк, укоризну. Эх ты, грязнуля! Эх, растяпа.

2. (с местоим.: как, какой). Усиливает слово, к которому примыкает. Эх как сильно ты промокла! Эх какая замечательная песня!

ЭХАЛИЯ

ЭХАЛИЯ - ЭХА́ЛИЯ, область в Греции (Пелопоннес) с городом того же названия. Город был разрушен Гераклом (см. ГЕРАКЛ) во время правления царя Эврита.

ЭХЕКЛ

ЭХЕКЛ - ЭХЕ́КЛ (латинское название Echeclus, код 2000 EC98), малая планета (см. МАЛЫЕ ПЛАНЕТЫ) номер 60558, Кентавр (см. КЕНТАВРЫ (в астрономии)). Среднее расстояние до Солнца 10,77 а. е. (1,6 млрд км), эксцентриситет орбиты 0,4573, наклон к плоскости эклиптики 4,3°. Период обращения вокруг Солнца 35,34 земных лет. Период обращения вокруг оси 26 сут 19 ч 14 мин. Имеет неправильную форму, максимальный поперечник 70 км. Масса 3,6х1017 кг.

Эхекл был открыт в рамках американского проекта «Обзор Космоса» («Spacewatch») 3 марта 2000. Название было утверждено Международным Астрономическим Союзом в честь кентавра (см. КЕНТАВРЫ) Эхекла.

В 2005, во время обзора Эхекла в точке, близкой к перигелию (см. ПЕРИГЕЛИЙ), этот Кентавр стал проявлять кометную активность - у него появилась кома, облако из газа и пыли, обычно окружающее ядра комет. По аналогии с Хироном (см. ХИРОН (малая планета)) его не стали исключать из списка малых планет, и теперь он официально считается одновременно кометой (см. КОМЕТЫ) и Кентавром. В качестве кометы Эхекл носит имя 174P/Echeclus.

Э-ХЕ-ХЕ

Э-ХЕ-ХЕ́ межд. Употр. при выражении сожаления, грусти и т.п. Э-хе-хе, как я устал. Э-хе-хе, плохи дела мои стали.

ЭХИН

Эхи́н (греч. echínos, буквально - ёж), часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем. Служит переходом от ствола колонны к абаку.

* * *

ЭХИН - ЭХИ́Н (греч. echinos, букв. - еж), часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем. Служит переходом от ствола колонны к абаку (см. АБАК (счеты)).

ЭХИНОКАКТУС

Эхинока́ктус - род растений семейства кактусовых. Стебли шаровидные, реже цилиндрические, высотой 1,5-3 м и диаметром 1-1,5 м, с многочисленными рёбрами, несущими колючки. Около 10 видов, в субтропических пустынях юга США и в Мексике. Культовое растение ацтеков, служившее им в качестве жертвенного стола. Широко разводят как декоративные в оранжереях и комнатах.

* * *

ЭХИНОКАКТУС - ЭХИНОКА́КТУС, род растений семейства кактусовых. Стебли шаровидные, реже цилиндрические, высота 1,5-3 м и диаметр 1-1,5 м, с многочисленными ребрами, несущими колючки. Ок. 10 видов, в субтропических пустынях юга США и в Мексике. Культовое растение ацтеков (см. АЦТЕКИ), служившее им в качестве жертвенного стола. Широко разводятся как декоративные в оранжереях и комнатах.

ЭХИНОКОКК

ЭХИНОКО́КК -а; м. [от греч. echinos - ёж и kokkos - зерно] Зоол., мед. Маленький ленточный червь, паразитирующий в кишечнике некоторых животных, а также личинка этого червя, встречающаяся в различных органах человека и животного и вызывающая заболевание.

* * *

эхиноко́кк - паразитический ленточный червь семейства цепней. Длина 2,5-5,5 мм. Взрослые эхинококки живут в кишечнике собак и других плотоядных животных. Личиночная форма эхинококка. (пузыревидная) обитает преимущественно в печени, лёгких главным образом травоядных животных и человека, вызывая заболевание - эхинококкоз.

* * *

ЭХИНОКОКК - ЭХИНОКО́КК, паразитический ленточный червь (см. ЛЕНТОЧНЫЕ ЧЕРВИ) семейства цепней (см. ЦЕПНИ). Длина 2,5-5,5 мм. Тело состоит из 3-4 члеников. Основным хозяином эхинококка являются млекопитающие семейства волчьих (см. ВОЛЧЬИ) (волки, лисы, собаки), у которых он паразитирует в тонком кишечнике. Промежуточным хозяином служат различные травоядные животные (коровы, овцы, лошади, кролики), а также человек, у которых он взывает заболевание - эхинококкоз (см. ЭХИНОКОККОЗ). В местности с развитым животноводством эхинококком часто бывают заражены пастушьи собаки. В этом случае, яйца с фекалиями попадают в почву или на траву, а также на шерсть собак. Домашний скот заражается, поедая траву вместе с яйцами паразита, а человек - не помыв руки после контакта с собаками. В кишечнике из яйца выходит личинка - онкосфера, которая пробивает стенку кишечника и внедряется в кровь. Следует отметить, что эхинококк является наиболее неприятным и опасным паразитом человека. Его финны (см. ФИННА) образуются, чаще всего, в печени, легких и мышцах (в том числе и сердечной), но могут попасть на обратную сторону глаза, в почки и головной мозг. Внутри финны могут образовываться дочерние финны, в которых формируются многочисленные головки. Это может рассматриваться, как бесполое размножение. Финны эхинококка способны развиваться в течение нескольких лет, достигая значительных размеров. Известны случаи, когда в печени коров образовывались финны весом до 60 кг.

ЭХИНОКОККОЗ

Эхинококко́з - инвазионная болезнь человека и животных, вызываемая эхинококком. Характеризуется развитием кист в печени, лёгких, мозге, мышцах, почках.

* * *

ЭХИНОКОККОЗ - ЭХИНОКОККО́З, инвазионная болезнь человека и животных, вызываемая эхинококком (см. ЭХИНОКОКК). Характеризуется развитием кист в печени, легких, мозге, мышцах, почках.

ЭХИУРИДЫ

ЭХИУРИДЫ - ЭХИУРИ́ДЫ (от греч. «echis» - змея и «ura» - хвост), класс кольчатых червей (см. КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ). Размеры от 3 см до 1,8 м. Тело и целом (см. ЦЕЛОМ) несегментированы; органы чувств развиты слабо. На переднем конце тела расположен подвижный невтяжной хоботок, в основании которого расположен рот. Вдоль брюшной стороны хоботка проходит неглубокая борозда, выстланная ресничками. Благодаря их работе вода со взвешенными в ней пищевыми частицамиподгоняется ко рту. Эхиуриды раздельнополые животные, развитие которых происходит с метаморфозом (см. МЕТАМОРФОЗ). У некоторых видов (напр., бонелии) выражен половой диморфизм (см. ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ). В этом случае крупные бочковидные самки ведут свободный образ жизни, а мелкие, похожие на планарий (см. ПЛАНАРИИ) самцы живут в ее выделительных воронках. Около 150 видов донных малоподвижных животных, обитающих в изогнутых норах.

ЭХ-МА

ЭХ-МА́ межд. Употр. для выражения досады, сожаления. Эх-ма, проиграл! Эх-ма, опоздал-таки на поезд.

ЭХНАТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭХО

Э́ХО -а; ср. [греч. Ekhō]

1. Отражение звука от удалённых предметов, воспринимаемое ухом или прибором. Лесное, горное эхо. Троекратное эхо. Повторять что-л., как эхо (не вникая в смысл, бездумно). // Физ. Отражение радиоволн от какого-л. препятствия, направленное в сторону источника этих волн.

2. Отзвук, отклик чего-л. Эхо минувших событий. Эхо вчерашнего дня. ● По имени древнегреческой горной нимфы Эхо, безответно влюбившейся в Нарцисса и высохшей от тоски по возлюбленному, так что от неё остался один только голос, способный повторять лишь окончания произнесённых в её присутствии слов.

* * *

Э́хо - в греческой мифологии нимфа; по одному из мифов, потеряла способность говорить и могла лишь повторять окончания чужих слов в наказание за болтливость; по другому - от безответной любви к Нарциссу так иссохла, что стала невидимой и сохранила лишь голос.

-----------------------------------

Э́ХО -а; ср. [греч. Ekhō]

1. Отражение звука от удалённых предметов, воспринимаемое ухом или прибором. Лесное, горное эхо. Троекратное эхо. Повторять что-л., как эхо (не вникая в смысл, бездумно). // Физ. Отражение радиоволн от какого-л. препятствия, направленное в сторону источника этих волн.

2. Отзвук, отклик чего-л. Эхо минувших событий. Эхо вчерашнего дня. ● По имени древнегреческой горной нимфы Эхо, безответно влюбившейся в Нарцисса и высохшей от тоски по возлюбленному, так что от неё остался один только голос, способный повторять лишь окончания произнесённых в её присутствии слов.

* * *

э́хо (от имени нимфы Эхо), волна (акустическая, электромагнитная), отражённая от какого-либо препятствия и принятая наблюдателем. Звуковое эхо воспринимается ухом раздельно от первичного сигнала (короткого звукового импульса) лишь в том случае, если оно запаздывает не менее чем на 0,05-0,06 с. Радиоэхо используется в радиолокации, а звуковое эхо - в гидролокации и в ультразвуковой дефектоскопии.

ЭХО (В МИФОЛОГИИ)

ЭХО (в мифологии) - ЭХО́, в греческой мифологии нимфа; по одному из мифов, потеряла способность говорить и могла лишь повторять окончания чужих слов в наказание за болтливость; по другому - от безответной любви к Нарциссу (см. НАРЦИСС (в мифологии)) так иссохла, что стала невидимой и сохранила лишь голос.

ЭХО (В ФИЗИКЕ)

ЭХО (в физике) - Э́ХО (от имени нимфы Эхо), волна (акустическая, электромагнитная), отраженная от какого-либо препятствия и принятая наблюдателем. Звуковое эхо воспринимаетсях ухом раздельно от первичного сигнала (короткого звукового импульса) лишь в том случае, если оно запаздывает не менее чем на 0,05-0,06 с. Радиоэхо используется в радиолокации, а звуковое эхо - в гидролокации и в ультразвуковой дефектоскопии.

ЭХО МОСКВЫ

ЭХО МОСКВЫ - «Э́ХО МОСКВЫ́», независимая радиовещательная коммерческая станция. Основана в 1991. Осуществляет вещание для Москвы и области и для европейской части Российской Федерации. Информационно- публицистические, музыкальные, художественные и другие программы.

-----------------------------------

«Э́хо Москвы́» - независимая радиовещательная коммерческая станция. Основана в 1991. Осуществляет вещание для Москвы и Московской области и для Европейской части Российской Федерации. Информационно-публицистические, музыкальные, художественные и другие программы.

"ЭХО ПЛАНЕТЫ"

«Э́хо плане́ты» - еженедельный общественно-политический журнал, с 1988, Москва. Учредители (1998) - ИТАР-ТАСС и коллектив редакции журнала.

ЭХОГРАФ

ЭХО́ГРАФ -а; м. Прибор, работающий на ультразвуковых волнах для обследования кого-, чего-л.

ЭХОГРАФИЯ

ЭХОГРА́ФИЯ -и; ж. [от греч. Ekhō и graphō - пишу] Метод обследования кого-, чего-л. при помощи ультразвука.

Эхографи́ческий, -ая, -ое. Э-ое обследование.

ЭХОЛОКАТОР

ЭХОЛОКА́ТОР -а; м. [от греч. Echo и лат. locare - помещать] Гидроакустический навигационный прибор для обнаружения и определения местонахождения в воде различного рода тел и предметов.

ЭХОЛОКАЦИЯ

ЭХОЛОКА́ЦИЯ -и; ж. [от греч. Echo и лат. locatio - размещение] Ориентировка в пространстве с помощью отражённого ультразвука. Изучение эхолокации китов.

ЭХОЛОТ

ЭХОЛО́Т -а; м. [от греч. Echo и голл. lood] Гидроакустический прибор для измерения глубин моря.

Эхоло́тный, -ая, -ое. Э. промер морского дна.

* * *

эхоло́т - гидроакустический прибор для измерения глубин моря. Измеряя время между излучением звукового сигнала и приёмом эха, определяют пройденный звуком путь, а по нему - расстояние до дна.

* * *

ЭХОЛОТ - ЭХОЛО́Т, гидроакустический прибор для измерения глубин моря. Измеряя время между излучением звукового сигнала и приемом эха, определяют пройденный звуком путь, а по нему расстояние до дна.

ЭХОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ

Эхоэнцефалогра́фия - метод ультразвуковой диагностики заболеваний головного мозга.

* * *

ЭХОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ - ЭХОЭНЦЕФАЛОГРА́ФИЯ, метод ультразвуковой диагностики заболеваний головного мозга.

ЭХОЭНЦЕФАЛОСКОП

ЭХОЭНЦЕФАЛОСКО́П -а; м. Прибор для обследования головного мозга методом эхоэнцефалоскопии.

ЭХОЭНЦЕФАЛОСКОПИЧЕСКИЙ

ЭХОЭНЦЕФАЛОСКОПИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое. к Эхоэнцефалоско́п и Эхоэнцефалоскопи́я. Э-ие исследования.

ЭХОЭНЦЕФАЛОСКОПИЯ

ЭХОЭНЦЕФАЛОСКОПИ́Я -и; ж. Метод исследования головного мозга при помощи отражения звука различными тканями и определения повреждённых частей.

ЭЧЕВЕРРИЯ ЭСТЕБАН

Эчеверри́я Эстебан (Echeverría) (1805-1851), аргентинский поэт, историк, родоначальник прогрессивно-радикального направления в аргентинской историографии. Вместе с X. Б. Альберди участвовал в создании тайного общества для организации борьбы против диктатуры X. М. Росаса. С 1841 в эмиграции (Уругвай). Основное сочинение - манифест «Социалистическое учение Майской ассоциации» (опубликован в 1846). Романтические поэмы «Пленница» (1837), «Авельянеда», «Восстание на Юге» (обе 1849). Реалистическая новелла «Бойня» (опубликована в 1871).

* * *

ЭЧЕВЕРРИЯ Эстебан - ЭЧЕВЕРРИ́Я (Echeverria) Эстебан (2 сентября 1805, Буэнос-Айрес - 19 января 1851, Монтевидео, Уругвая), аргентинский поэт, писатель фантаст, историк; родоначальник прогрессивно-радикального направления в аргентинской историографии.

В 1825-1830 жил в Париже, где увлекся романтизмом. После возвращения на родину был членом молодежной революционной организации, в 1838 преобразованной в «Майскую ассоциацию» (Asociaciуn de Mayo). В 1840 был вынужден эмигрировать в Уругвае, где оставался до своей смерти. Основные сочинения - «Социалистическое учение Майской ассоциации», романтические поэмы «Пленница» (1837), «Авельянеда» (1849), «Восстание на Юге» (1849), реалистическая новелла «Бойня» (1838).

ЭЧЕГАРАЙ-И-ЭЙСАГИРРЕ ХОСЕ

Эчегара́й-и-Эйсаги́рре Хосе (Echegaray у Eizaguirre) (1832-1916), испанский драматург. Профессор математики и физики (1854-68). В ранних пьесах («В лоне смерти», 1879, и др.) - своеобразная реставрация романтизма. В проникнутых духом антибуржуазности пьесах «Безумие или святость» (1877), «Великий Галеото» (1881) - столкновение возвышенных идеалов с «моралью толпы». Психологические драмы (с чертами натурализма) «Сын Дон Жуана» (1892), «Безумный бог» (1910) - в русле «театра идей» Г. Ибсена. Нобелевская премия (1904).

* * *

ЭЧЕГАРАЙ-И-ЭЙСАГИРРЕ Хосе - ЭЧЕГАРА́Й-И-ЭЙСАГИ́РРЕ (Echegaraу у Eizaguirre) Хосе (19 апреля 1832, Мадрид -16 сентября 1916, там же), испанский драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1904).

Родился в интеллигентной семье баскского происхождения: отец - профессор греческого языка. В 1835 семья переехала в Мурсию. Был развит не по годам: уже в 14 лет получил степень бакалавра философских наук, в 1853 досрочно закончил техническое училище в Мадриде. В 1854-1868 профессор математики и физики, изучает политическую экономию, философию и геологию, становится страстным театралом. Принимает участие в политической деятельности. После революции 1868 становится министром общественных работ, через год - министром торговли. В 1869 его избирают в испанский парламент. Инициатор создания Банка Испании. После восстановления династии Бурбонов (см. БУРБОНЫ) в 1874 эмигрировал в Париж, где активно занимается литературной деятельностью.

Автор стихотворных пьес «Жена мстителя» (1874), «В рукоятке шпаги» (1875). В 1877 написана одна из известнейших пьес автора «Безумие или святость», где осуждается общество, рассматривающее честность и прямоту, как безумие. Темой «Великого Галиото» (1881) является разрушительная сила слухов, жертвами которых становятся невинные люди. В 1894 избран в Испанскую королевскую академию. Позднее изданы психологические драмы «Сын дон Жуана» (1892), «Безумный бог» (1910).

ЭЧМИАДЗИН

Эчмиадзи́н (до 1945 Вагаршапат), город в Армении, в 15 км от железнодорожной станции Эчмиадзин. 60,5 тыс. жителей (1989). Машиностроение, химическая, пищевкусовая промышленность. Краеведческий музей, филиал Армянской государственной картинной галереи, Дом-музей И. М. Иоаннисяна, Музей Комитаса. Известен со II в. до н. э. Собор (303, перестроен в V и VII вв.; фрески - конца XVII - XVIII вв., Овнатан Нагаш, и конца XVIII в., О. Овнатанян) с колокольней (XVII в.), ризницей (XIX в.) и сложившийся вокруг собора монастырь - центр Армянской апостольской церкви и резиденция католикоса. В комплексе монастыря - трапезная (первая половина XVII в.), гостиница (середина XVIII в.), дом католикоса (первая половина XVIII в.) и др. В Эчмиадзине - храмы Рипсимэ (618), Гаянэ (630, реставрирован в 1852) с гавитом (1683), близ Эчмиадзина - руины храма Звартноц. Туризм.

* * *

ЭЧМИАДЗИН - ЭЧМИАДЗИ́Н (до 1945 Вагаршапат, с 1990-х гг. официально Вагаршапат), город в Армении, в 15 км от железнодорожной станции Эчмиадзин. Население 51 тыс человек (2004). Машиностроение, химическая, пищевкусовая промышленность. Краеведческий музей, филиал Армянской государственной картинной галереи. Дом-музей И. М. Иоаннисяна (см. ИОАННИСЯН Иоаннес Мкртичевич), музей Комитаса (см. КОМИТАС). Известен со 2 в. до н. э. Собор (303, перестроен в 5 и 7 вв.; фрески - нач. 17-18 вв., Овиатан Нагаш, и кон. 18 в., О. Овнатанян) с колокольней (17 в.), ризницей (19 в.) и сложившийся вокруг собора монастырь - центр армяно-григорианской церкви и резиденция католикоса. В комплекте монастыря - трапезная (1-я пол. 17 в.), гостиница (сер. 18 в.), дом католикоса (1-я пол. 18 в.) и др. В Эчмиадзине - храмы Рипсимэ (см. РИПСИМЭ) (618), Гаяне (630), близ Эчмиадзина руины храма Звартноц (см. ЗВАРТНОЦ). Туризм.

ЭШ КЭН СКУЛ

ЭШ КЭН СКУЛ - ЭШ КЭН СКУЛ (Ash Can School) (Школа мусорных ящиков), объединение художников реалистического направления - учеников Р. Генри (см. ГЕНРИ Роберт), которые в поисках сюжетов обратились к жизни большого города. Члены этой группы (Дж. Слоун и др.) в 1908 организовали общество «Восьмерка», к которому затем присоединился Дж. Беллоуз (см. БЕЛЛОУЗ Джордж).

ЭШАФОТ

ЭШАФО́Т -а; м. [франц. échafaud] Помост для казни. Вести на э. Взойти на э.

* * *

эшафо́т (франц. échafaud), помост для казни, плаха.

* * *

ЭШАФОТ - ЭШАФО́Т (франц. echafaud), помост для казни, плаха.

ЭШБЕРРИ ДЖОН

Э́шберри Джон (Ashberry) (р. 1927), американский поэт, драматург, художественный критик. Книги метафизических стихотворений и поэм «Несколько деревьев» (1956), «Автопортрет в увеличительном зеркале» (1975), «И засияли звёзды» (1994). Философские драмы-притчи в духе театра абсурда («Философ», 1960).

* * *

ЭШБЕРРИ Джон - Э́ШБЕРИ (Ashberry) Джон (р. 28 июля 1927, Рочестер, шт. Нью-Йорк), американский поэт, драматург, художественный критик. Исследователь творчества У. Х. Одена (см. ОДЕН Уистен Хью). Лауреат Пулитцеровской премии (см. ПУЛИТЦЕРОВСКАЯ ПРЕМИЯ).

В 1949 окончил Гарвард (см. ГАРВАРДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ). Затем учился в Нью-Йоркском и Колумбийском университетах (см. КОЛУМБИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ). C 1955 жил во Франции. Вернувшись 1965 в США, выступал как художественный критик.

С 1980 член Американской академии искусств и литературы. В 1988-1999 канцлер Американской поэтической Академии. В 2001-2003 поэт-лауреат штата Нью-Йорк. Автор метафизических стихотворений и поэм «Несколько деревьев» (1956), «Автопортрет в увеличительном зеркале» (1975), «Волна» (1984), «И засияли звезды» (1994). Драмы-притчи («Философ», 1960, и др.) в духе театра абсурда (см. АБСУРДА ДРАМА).

ЭШБИ ДОРОТИ

ЭШБИ Дороти - Э́ШБИ (Ashby) Дороти (наст. имя Джейн) (6 августа 1932, Детройт - 13 апреля 1986, Санта Моника, шт Калифорния), американская джазовая (см. ДЖАЗ) арфистка и пианистка.

Дочь джазового гитариста Уайли Томпсона. Приватно обучалась игре на фортепиано и уже в раннем возрасте выступала в публичных концертах. Продолжила музыкальное образование в колледже, затем в университете. В 1952 решила избрать своим основным инструментом арфу, в ноябре 195З получила первый ангажемент как арфистка в одном из джаз-клубов Филадельфии. Сотрудничала в 1957 с Луи Армстронгом (см. АРМСТРОНГ Луи) и Вуди Германом. Руководила трио и квартетом в 1957-65 гг., в составе которых играли известные джазмены. Эшби также много работала на телевидении, организовала серию дискуссий о джазе на радио в Детройте (в конце 1960-х и в середине 1970-х). Активно занималась педагогической деятельностью. Некоторое время жила в Калифорнии, где участвовала в студийных записях «Сонни» Криса и Стэнли Таррентайна. Среди ее лучших именных грампластинок: Soft Winds (1961), The Fantastic Harp Of Dorothy Ashby (1965), Best, Dorothy Harp, Play For Beautiful People (1969), Jazz Harpist, Rubaiyat.

Эшби утвердилась на нью-йоркской джазовой сцене в начале1960-х как первая значительная исполнительница на арфе в модерн-джазе (ориентировалась, главным образом на мейнстрим и кул (см. КУЛ-ДЖАЗ)). По сравнению с более ранними опытами использования этого инструмента в джазовой практике 1930-х. Эшби не ограничивалась в игре на арфе функцией сопровождения (бэкграунда), продемонстрировав ее широкие выразительные возможности в сольной импровизации, своеобразие тембровых и гармонических красок, неисчерпаемость ресурсов технической виртуозности. Она создала ярко индивидуальную исполнительскую манеру, проявив себя как новатор в области фразировки, артикуляции, динамической нюансировки, мелодики, пассажной техники. От нее ведет начало плеяда талантливых современных джазовых артистов, в числе которых: Корки Хэйл, Элис Мак-Леод (жена Дж. Колтрейна (см. КОЛТРЕЙН Джон)), швейцарец Андреас Фолленвайдер (экспериментировавший с электро-саундом на арфе) и др. Свою одаренность Эшби подтвердила и в сфере джазового вокала. Кроме того, она известна как автор ряда методических руководств по интерпретации джаза на арфе и виолончели.

ЭШБИ ХАЛ

Э́шби Хал (Ashby) (1936-1989), американский кинорежиссёр. Среди фильмов: «Домовладелец» (1971) - о расовой нетерпимости; психологическая трагикомедия «Гарольд и Мод» (1972); социальная драма «Последний наряд» (1974); один из лучших американских фильмов о войне во Вьетнаме «Возвращение домой» (1978); политическая трагикомедия «Будучи там» (1980); «Давайте проведём вечер вместе» - о рок-группе «Роллинг стоунз» (1983).

ЭШЕВЕНЫ

Эшеве́ны (франц. échevins), в городах феодальной Франции должностные лица с административными и судебными функциями (избирались горожанами или назначались сеньором).

* * *

ЭШЕВЕНЫ - ЭШЕВЕ́НЫ (франц. echevins), в городах феодальной Франции должностные лица с административными и судейскими функциями (избирались горожанами или назначались сеньором).

ЭШЕЛЕТТЫ

Эшеле́тты (франц. échelette), особый вид плоских (главным образом отражательных) дифракционных решёток, обладающих способностью концентрировать большую часть падающего на них потока излучения в каком-либо определённом (но не нулевом) порядке спектра.

* * *

ЭШЕЛЕТТЫ - ЭШЕЛЕ́ТТЫ (франц. echelette), особый вид плоских (главным образом отражательных) дифракционных решеток, обладающих способностью концентрировать большую часть падающего на них потока излучения в каком-либо определенном (но не нулевом) порядке спектра.

ЭШЕЛОН

ЭШЕЛО́Н -а; м. [франц. échelon]

1. Железнодорожный состав, поезд специального назначения для массовых перевозок. Воинский э. Э. с углём. Начальник эшелона. Перегон эшелона.

2. Воен. Боевое, оперативное построение войск в глубину, а не по фронту.

◊ Эшело́ны власти. Книжн. Правящие круги, лица, непосредственно стоящие у власти.

Эшело́нный, -ая, -ое. Э. состав.

* * *

эшело́н (франц. échelon), 1) часть группировки вооруженных сил государства (например, 1-й стратегический эшелон). 2) Элемент оперативного построения (боевого порядка) войск (сил). 3) Воинская часть или несколько подразделений, перевозимые в одном железнодорожном поезде или на судне.

* * *

ЭШЕЛОН - ЭШЕЛО́Н (франц. echelon),

1) часть группировки вооруженных сил государства (напр., 1-й стратегический эшелон).

2) Элемент оперативного построения (боевого порядка) войск (сил).

3) Воинская часть или несколько подразделений, перевозимые в одном железнодорожном поезде или на судне.

ЭШЕР МАУРИЦ

Э́шер Мауриц - Эсхер (Escher) (1898-1972), голландский график, мастер ксилографии и литографии в духе «фантастического реализма». Композиции основаны на виртуозном использовании зрительных иллюзий, создающих эффект анаморфозы - наложения, переплетения, перетекания зрительных мотивов одного в другой. Другое направление творчества Эшера - воссоздание на плоскости «невозможных» конструкций и пространственных построений.

* * *

ЭШЕР Мауриц - Э́ШЕР (Escher) Мауриц (1898-1972), нидерландский художник. Виртуоз гравюры (на дереве) литографии в духе фантастического реализма (см. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ). Его композиции основаны на игре зрительных иллюзий, создающих эффект анаморфозы (см. АНАМОРФОЗА) (часто напоминающий принцип Мебиуса листа (см. МЕБИУСА ЛИСТ)). «Двойные» образы этих листов меняются, перетекая один в другой.

ЭШИМЕНИС ФРАНСЕСК

ЭШИМЕНИС Франсеск - ЭШИМЕ́НИС (Eiximenis) Франсеск (ок. 1340, Херона, Испания - ок. 1409, Перпиньян, Франция), каталанский религиозный писатель. Писал на каталанском (см. КАТАЛАНСКИЙ ЯЗЫК) и латинском языках.

Большую часть жизни провел в испанской Валенсии. Не позднее 1351 вступил в орден Францисканцев (см. ФРАНЦИСКАНЦЫ) в Барселоне. За год до смерти стал епископом Ельна (на территории совр. Лангедок-Руссильона, Франция).

Главный труд, написанный на каталанском языке - «Христианство» (Lo crestia) - состоит из четырех частей. Автор мистико-моралистических трактатов («Книга ангелов», 1392; «Книга даров», 1396; «Жизнь Иисуса», до 1403). Трактат о католической вере «Книга о женщинах» (1396). Произведения богаты бытовыми картинами и являются прекрасным источником по истории культуры и жизни каталанского общества 15-16 вв.

ЭШКРОФТ ПЕГГИ

Э́шкрофт Пегги (настоящее имя Маргарет) (Oshcraft) (1907-1991), английская актриса. С 1927 выступала в различных театрах Лондона, в том числе в «Олд Вик». В 1934-40 работала с режиссером Ф. Ф. Комиссаржевским. Среди ролей: Дездемона («Отелло» У. Шекспира), Клеопатра («Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу), Ирина («Три сестры» А. П. Чехова), Елена («Дни Турбиных» М. А. Булгакова). В истории развития английского театра искусство Эшкрофт занимает одно из ведущих мест. С 1961 доктор литературы Оксфордского университета. Имя Эшкрофт с 1961 носит театр в г. Кройдон.

* * *

ЭШКРОФТ Пегги - Э́ШКРОФТ (Oshcraft) Пегги (настоящее имя Маргарет) (1907-91), английская актриса. С 1927 выступала в различных театрах Лондона, в т. ч. в «Олд Вик». В 1934-40 работала с режиссером Ф. Ф. Комиссаржевским. Одна из ведущих английских актрис. С 1961 доктор литературы Оксфордского университета. Театр в г. Кройдон с 1961 носит ее имя.

ЭШМОЛА МУЗЕЙ

ЭШМОЛА МУЗЕЙ - Э́ШМОЛА МУЗЕ́Й, см. Ашмола музей (см. АШМОЛА МУЗЕЙ).

ЭШМУН

ЭШМУН - ЭШМУ́Н, в западносемитской мифологии умирающий и воскресающий бог, покровитель растительности и плодородия, бог-целитель, обладающий даром возвращать жизнь мертвым.

ЭШНУННА

Эшну́нна - древний город в Месопотамии (современное городище Тель-Асмар, Ирак). Возник в начале 3-го тысячелетия до н. э., расцвет - в начале 2-го тысячелетия, последнее упоминание в клинописных документах VI в. до н. э. Храмы, дворцы, жилые кварталы и др.

* * *

ЭШНУННА - ЭШНУ́ННА (Эшнуна, Ашнуннак), древний город в бассейне р. Диялы, левого притока реки Тигр, современное городище Тель-Асмар («Бурый холм») на территории Ирака, северо-восточнее Багдада. Эшнунна возникла в 3 тыс. до. н. э., в 21 в. до. н. э. входила в состав Шумеро-Аккадского царства Третьей династии Ура (см. ТРЕТЬЯ ДИНАСТИЯ УРА). В 20-18 вв. до н. э. переживала значительный расцвет, и была главным городом самостоятельного государства и одним из центров международной торговли.

В 18 в. до н. э. была завоевана вавилонским царем Хаммурапи (см. ХАММУРАПИ), при его преемниках пережила новые разрушения, а после крушения I-ой Вавилонской династии попала под власть воинственных горных племен касситов (см. КАССИТЫ) и была ими переименована в Туплиаш. Эшнунна играла важную посредническую роль в сношениях Двуречья с Эламом (см. ЭЛАМ), обусловленную, кстати, тем, что между царскими домами Элама и Эшнунны заключались династические браки. Последнее упоминание об Эшнунне в клинописных документах относится к 6 в. до н. э.

В 1930-1938 в результате раскопок, которые проводила археологическая экспедиция Чикагского университета под руководством Г. Франкфорта и Т. Якобсена, были открыты развалины храмов богов Тишпака, Абу, царского дворца, статуи божеств и адорантов, печати, предметы быта, а в храмовых архивах - хозяйственные документы.

С Эшнунной связан древнейший памятник ближневосточного права - так называемые «Законы из Эшнунны» (19 в. до н. э.) (также «Законник Билаламы»; найдены иракскими археологами Фуадом Сафаром, Таха Бакиром и др. в 1945 в Тель-Абу-Хармале - древнем Шадуппуме). «Законы» представляют собой сборник из 59 статей на аккадском языке; приписывались разным царям Эшнунны: прежде - Билаламе, в настоящее время - Дадуше. «Законник» сохранился на двух глиняных таблицах, являющихся, видимо, школьными копиями оригинала; находятся в Иракском музее (см. ИРАКСКИЙ МУЗЕЙ) Багдада. Законы в русском переводе Л. А. Липина см. в Палестинском сборнике (1954. №1); в переводе И. М. Дьяконова (см. ДЬЯКОНОВ Игорь Михайлович) см. в Вестнике древней истории (1952. №3).

ЭШПАЙ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ

ЭШПАЙ Андрей Андреевич - ЭШПА́Й Андрей Андреевич (р. 1956), российский сценарист и режиссер. Сын А. Я. Эшпая (см. ЭШПАЙ Андрей Яковлевич). Поставил фильмы: «Шут» (1988), «Униженные и оскорбленные» (1990, по Ф. М. Достоевскому, с Н. Кински (см. КИНСКИ Настасья) в главной роли).

ЭШПАЙ АНДРЕЙ ЯКОВЛЕВИЧ

Эшпа́й Андрей Яковлевич (р. 1925), композитор, народный артист СССР (1981). Ученик А. И. Хачатуряна. Балеты «Ангара» (1976), «Круг» («Помните!», 1981), оперетты, 6 симфоний (1959-89), симфонические танцы на марийские темы (1951), концерты для инструментов с оркестром, камерно-инструментальные ансамбли, музыка к фильмам. Государственная премия СССР (1976), Ленинская премия (1986).

* * *

ЭШПАЙ Андрей Яковлевич - ЭШПА́Й Андрей Яковлевич (р. 1925), российский композитор, народный артист СССР (1981). Балеты «Ангара» (1976), «Круг», «Помните!» (1981), оперетты, 6 симфоний (1959-89), концерты для фортепьяно с оркестром, камерно-инструментальные ансамбли, музыка к фильмам. Ленинская премия (1986), Государственная премия СССР (1976).

ЭШТЕРХАЗИ ПЕТЕР

Э́штерхази Петер (Esterházi) (р. 1950), венгерский писатель. Постмодернистские повести и романы: «Производственный роман» (1979), «Фухароши» (1983), «Глаголы сердца» (1984) и др.

ЭШТОРИЛ

ЭШТОРИЛ - ЭШТОРИ́Л (Estoril), город-курорт на западном побережье Португалии (см. ПОРТУГАЛИЯ), имеющем общее название Кошта ду Сол (Солнечный берег), в 20 км от Лиссабона (см. ЛИССАБОН). Площадь города 8,8 кв. км. Средняя температура воздуха летом - 25 °С, воды - 17-22 °С; самое большое в Европе количество солнечных дней в году.

Население 23,7 тыс. жителей (2001). Курорт.

Первые поселения появились в эпоху неолита, около 4 тысяч лет назад. В различное время территорию населяли римляне и мавры. В 14 в. стал важным португальским портом, к концу 19 в. благодаря климатическим ресурсам превратился в курорт. В Эшториле отдыхали государственные деятели, писатели, артисты. С конца 20 в. стал развитым туристическим центром и местом проведения различных конференций и конгрессов.

Среди достопримечательностей: Дьявольская крепость; памятники романской культуры и периода арабской оккупации 1 в. н.э. Музей музыкальных инструментов.

Вблизи города кольцевая гоночная трасса для проведения чемпионатов по авто- (1984-1996, Формула-1 (см. ФОРМУЛА-1 (автомобильная))) и мотоспорту (Мото Гран При).

ЭШ-ШЕЛИФ

Эш-Шели́ф (бывший Орлеанвиль, Эль-Аснам), город на севере Алжира, административный центр вилайи Эш-Шелиф. 129 тыс. жителей (1989). Торгово-транспортный центр. Пищевая, текстильная, кожевенная, химическая промышленность. Остатки базилики (324).

* * *

ЭШ-ШЕЛИФ - ЭШ-ШЕЛИ́Ф (As-Salif, бывший Орлеанвиль, Эль-Аснам), город на севере Алжира, административный центр вилайи Эш-Шелиф. Население 146,3 тыс человек (2004). Торгово-транспортный центр. Пищевая, текстильная, кожевенная, химическая промышленность. Остатки базилики (324).

ЭЯКУЛИРОВАТЬ

ЭЯКУЛИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; св. и нсв. Мед. Закончить - заканчивать половое возбуждение эякуляцией.

ЭЯКУЛЯТ

ЭЯКУЛЯ́Т -а; м. Мед. = Спе́рма.

ЭЯКУЛЯЦИЯ

ЭЯКУЛЯ́ЦИЯ -и; ж. [лат. ejaculatio - извержение] Физиол. Выбрасывание семени, спермы из мужского полового органа во время возбуждения; семяизвержение.

* * *

эякуля́ция (от новолат. ejaculatio - извержение) (семяизвержение), сложный рефлекторный акт, обеспечивающий выведение спермы из мужского полового члена во время полового акта.

* * *

ЭЯКУЛЯЦИЯ - ЭЯКУЛЯ́ЦИЯ (от новолат. ejaculatio - извержение) (семяизвержение), сложный рефлекторный акт, обеспечивающий выведение спермы из мужского полового члена во время полового акта.

ЭЯСИ

ЭЯСИ - ЭЯ́СИ (Eyasi), озеро на севере Танзании (см. ТАНЗАНИЯ). Расположено на высоте ок. 1 040 м. Пл. ок. 1 050 км2. Занимает основание низменности. На берегах озера огромные скопления фламинго. Поблизости были найдены окаменелые останки гоминид.

Предыдущая страница Следующая страница