Энциклопедический словарь (2009)
АНТИФОН

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

АНТИФОН

АНТИФОН - АНТИФО́Н (от греч. Anti и fone - противогласник, отголосок), песнопение или стихи из псалма, которые поются попеременно, двумя хорами или клиросами. Антифонное пение (см. АНТИФОННОЕ ПЕНИЕ)употреблялось в Иерусалимском храме и древнегреческой драме и оттуда перешло в христианский церковный обиход. По преданию, введено в богослужение святым Иоанном Златоустом (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ).

Различают антифоны Блаженны, Изобразительные, Кафизм, Непорочны, Повседневные, Праздничные, Степенны.

Антифоны Блаженны (греч. Makarismoi): 1) Евангельские стихи о блаженствах (Матфей 5: 3-12); 2) песнопения, которые присоединяются к этим стихам. Как часть Литургии блаженны составляют третий из изобразительных антифонов и начинаются словами благоразумного разбойника «Во царствии Твоем помяни нас, Господи». Воскресные блаженны антифоны помещаются в Октоихе (см. ОКТОИХ), после последования воскресной Утрени. Их составление приписывается преподобному Иоанну Дамаскину (см. ИОАНН ДАМАСКИН). Для других праздничных дней блаженными антифонами служат тропари (см. ТРОПАРЬ) 3 и 6 песней канона праздника.

Антифоны Изобразительные Литургии, см. Изобразительны (см. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ).

Антифоны Кафизм вечерние - это каждая третья часть кафизмы, которая называется «славой», т. к. после нее поется малое славословие (см. СЛАВОСЛОВИЕ (молитва)) («Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу»). Антифоны Кафизм исполняются на Вечерне (см. ВЕЧЕРНЯ).

Антифоны Непорочны (греч. Amomoi) - это название 118 псалма «Блаженны непорочны», который пелся антифонно. По уставу Великой константинопольской церкви он составлял большую часть Утрени (см. УТРЕНЯ).

Антифоны Повседневные Литургии исполняются на Литургии во все будничные дни. Первый антифон «Благо есть исповедатися» состоит из 2-го и 3-го стихов 9 псалма, к которым присоединяется припев «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас». Второй антифон состоит из 1-го и 2-го стиха 92 псалма «Господь воцарися, в лепоту облечеся», к которым присоединяется припев «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас». Третий антифон состоит из 1-го, 2-го и 3-го стихов 94 псалма «Приидите, возрадуемся Господеви», с которыми соединяется припев «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющие Ти, аллилуйа». Антифоны Повседневные помещаются в конце Ирмология (см. ИРМОЛОГИЙ)и Апостола (см. АПОСТОЛ).

Антифоны Праздничные Литургии исполняются главным образом в Господские двунадесятые праздники (см. ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ): Воздвижения Креста Господня, Рождества Христова (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО), Богоявления (см. БОГОЯВЛЕНИЕ), Преображения (см. ПРЕОБРАЖЕНИЕ), Вознесения (см. ВОЗНЕСЕНИЕ), в Неделю ваий, а также на Пасху (см. ПАСХА христианская), в светлую седмицу и Пятидесятницу (см. ПЯТИДЕСЯТНИЦА). Антифоны Праздничные состоят из стихов из книг пророков и псалмов, соответствующих содержанию праздника, к которым присоединяются припевы: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» (к стихам 1-го антифона), «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы» или «Во Иордане крестивыйся, поющия Ти, аллилуйа» (в зависимости от праздника) - к стихам 2-го антифона. После каждого стиха 3-го антифона поется тропарь (см. ТРОПАРЬ)праздника. Антифоны Праздничные помещаются в последованиях Минеи (см. МИНЕИ)и Триоди (см. ТРИОДЬ) на эти дни.

Антифоны Степенны (греч. Anabathmoi) получили свое название потому, что исполнялись, по Студийскому уставу, на Утрене со стихами «степенных» псалмов (псалмы 119-133, которые пелись на 15 ступенях Иерусалимского храма двумя хорами). Автором Степенных антифонов считается преподобный Феодор Студит (см. ФЕОДОР СТУДИТ). Степенны антифоны помещаются в Октоихе (см. ОКТОИХ) в последованиях воскресной Утрени каждого гласа, по 3 антифона в каждом гласе. Каждый антифон состоит из 3 стихов, последний из которых содержит хвалу Святому Духу. В 8-м гласе помещаются 4 степенных антифона.

В богослужении латинского обряда (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) антифоны - это короткие песнопения, текст которых обычно представляет собой стих или группу стихов из Священного Писания (иногда с небольшими видоизменениями). Используются в частных последованиях Мессы (см. МЕССА) и богослужений суточного круга различных дней года. В современном чине Мессы антифонами являются Входное и Причастное песнопения. В Литургии Часов антифоны добавляются к псалмам и Библейским песням в качестве обрамления (могут также использоваться в качестве рефрена между стихами). Богородичные антифоны - несколько гимнов, обращенных к Богородице, - добавляются по окончании службы Повечерия (см. ПОВЕЧЕРИЕ).

В начало словаря