Энциклопедический словарь (2009)
АПОСТОЛ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

АПОСТОЛ

АПО́СТОЛ -а; м. [греч. apostolos - посланник, посол].

1. Согласно евангельскому преданию: каждый из двенадцати учеников Христа, посланных им для проповеди своего учения. Апостолы Пётр и Павел.

2. чего. Книжн. Ревностный последователь и проповедник какой-л. идеи, учения и т.п. (первоначально странствующий проповедник христианства). А. мира. А. добра и правды. ● Наряду с двенадцатью учениками (апостолы от двенадцати) Христос избрал ещё семьдесят учеников, что бы они возвещали его учение; их называют апостолами от семидесяти.

3. Христианская церковная книга, содержащая части Нового Завета (Деяния, Послания апостолов и Апокалипсис). Первопечатный "Апостол".

Апо́стольский, -ая, -ое (1 зн.).

* * *

Апо́стол - христианская богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета (деяния и послания апостолов) и Апокалипсис, 1-я печатная книга Ивана Фёдорова (1564).

* * *

АПОСТОЛ - АПО́СТОЛ, в Православной Церкви богослужебная книга (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ), содержащая тексты Нового Завета (см. НОВЫЙ ЗАВЕТ): Деяния апостолов (см. ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ), семь соборных (т. е. не обращенных к определенному адресату) посланий апостолов (см. ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ) Петра, Иакова, Иоанна и Иуды, четырнадцать посланий апостола Павла, обращенных к определенным общинам (римлянам, коринфянам, галатам и т. д.) или отдельным лицам (Тимофею, Титу и др.), иногда Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис (см. АПОКАЛИПСИС)). Объединенные общей задачей изложения основ христианского учения, эти произведения были собраны в Византийской церкви в единую книгу под общим названием «Апостол» и являлись необходимой составной частью христианского богослужения. В византийско-славянской церковной письменности сложилось три типа Апостола: 1) так называемый Апостол-тетр (по аналогии с Евангелием-тетр), или Апостол-четий (для чтения), в котором соблюдается определенная последовательность основных частей (такая же, как в печатном Новом Завете) и содержится полный текст Деяний и Посланий апостолов; 2) Апостол-апракос, или «Апостольские чтения», в котором тексты располагаются в том порядке, в каком они читаются во время богослужения в течение года, начиная с Пасхи (см. ПАСХА христианская); 3) Апостол толковый, в котором текст Апостола снабжен комментариями.

Апостол-четий

В Апостоле четьего типа следующий порядок частей: Деяния апостолов, послание Иакова, 1-е и 2-е послания Петра, три послания Иоанна, послание Иуды, послания апостола Павла: к римлянам, 1-е и 2-е к коринфянам, к галатам, к ефесянам, к филиппийцам, к колоссянам, 1-е и 2-е послания к фессалоникийцам (слав. солунянам), 1-е и 2-е послания к Тимофею, послание к Титу, к Филимону, к евреям, и, наконец, Откровение Иоанна Богослова. Апостол четьего типа был приспособлен (за исключением Апокалипсиса) для использования в богослужении. Весь его текст разбит на зачала (см. ЗАЧАЛА), соответствующие чтению одного дня (номера зачал ставятся киноварью на полях, нумерация зачал общая, всего 335 зачал). Начало и конец каждого чтения отмечены звездочкой, а внизу под чертой указываются: а) дни недели или праздники, в которые читается отрывок; б) слова, которыми начинают зачало при чтении («Братие», «Чадо Тимофею», «Возлюбленнии» и др.). Кроме основного текста, в Апостол входят дополнительные статьи: предисловия к каждой из книг, так называемые «Сказания», а также оглавления. В конце книги помещены: а) «Сказание о антифонах (см. АНТИФОН) и о прокимнах (см. ПРОКИМЕН)» (указатель апостольских чтений, прокимнов, причастных стихов и др. в подвижные дни годичного круга, начиная с Пасхи до недели Всех Святых и далее всех недель (см. НЕДЕЛЯ (воскресенье)) и седмиц (см. КЛИЧКО Владимир Владимирович) до Великого Поста (см. ВЕЛИКИЙ ПОСТ)); б) «Последование святыя Четыредесятницы» (указатели апостольских чтений в субботы и недели Великого Поста и во все дни Страстной недели); г) «Соборник двунадесяти месяцей» (указатель чтений на все дни года в календарном порядке с первого сентября по тридцать первое августа); д) прокимны, аллилуарии (см. АЛЛИЛУАРИЙ) и причастны воскресные восьми гласов; е) дневные; ж) общие святым; з) на всякую потребу; и) антифоны во вся дни (повседневные).

Апостол-апракос

В Апостоле-апракосе после Деяний идет Послание к римлянам, а Послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды перенесены в конец книги, после Послания к евреям. Апостол-апракос начинается чтением на Литургии первого дня церковного годового цикла - дня Пасхи. Первое чтение (Деяния 1:1-8) соответствует началу книги Деяний апостолов. В зависимости от состава, Апостол-апракос бывает краткий, включающий в себя чтения всех дней от Пасхи до Пятидесятницы, а начиная с Пятидесятницы - только чтения суббот и воскресений; полный, включающий чтения всех дней года (однако полный Апостол-апракос меньше по объему четьего Апостола); праздничный - краткий набор отрывков из Апостола на большие праздники.

Апостол был переведен с греческого на славянский язык в кирилло-мефодиевский период славянской письменности [сначала был переведен краткий Апракос, затем четий (Деяния и Послания) и полный Апракос].

Толковый Апостол

Толковый Апостол содержит только Послания (Деяния опущены), начиная с Послания к римлянам. Текст разбит на мелкие фрагменты, которые снабжены толкованиями (комментариями) христианских авторов: Феодора, Севира, Икумения и др.

«Апостол», напечатанный Иваном Федоровым (см. ФЕДОРОВ Иван) в 1564, был первой русской печатной книгой.

В начало словаря