Энциклопедический словарь (2009)
ШЕМЯКИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (ЖИВОПИСЕЦ)

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ШЕМЯКИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ (ЖИВОПИСЕЦ)

ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (живописец) - ШЕМЯ́КИН Михаил Михайлович (р. 1943), российский живописец, график, скульптор. В 1971 уехал из СССР, до 1981 в Париже, затем в Нью-Йорке. Автор экспрессивных работ в смешанной технике (портрет В. Ф. Нижинского (см. НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич), 1984-1988, серии: «Туши с натюрмортом», 1986, «Мясник», 1987), серии литографий («Чрево Парижа», 1977, к балетам И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович) , 1989, к произведениям В. С. Высоцкого, 1980-е гг., «Карнавалы Санкт-Петербурга», 1992), скульптурных произведений («Ребекка с маской», 1977, серия «Карнавал Санкт-Петербурга», 1986, памятник Петру I в Санкт-Петербурге, 1991). Государственная премия Российской Федерации (1993).* * *

ШЕМЯ́КИН Михаил Михайлович (р. 4 мая 1943 в Москве), российский художник. Сформировавшись в среде «неофициального искусства» (см. НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО), стал одним из самых популярных в России современных художников.

Родился в семье офицера. В 1945-57 семья Шемякина жила в Германии. В 1957-61 будущий мастер учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович) в Ленинграде. Жил в Ленинграде, в 1971 был изгнан из СССР, обосновался в Париже. С 1981 живет в Нью-Йорке, с 1991 - в Клавираке (штат Нью-Йорк).

Становление стиля художника

Петербургский модернизм (см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)) и петроградский авангард (см. АВАНГАРДИЗМ) , творчество мастеров «Мира искусства» (см. МИР ИСКУССТВА), а с другой стороны - П. Н. Филонова (см. ФИЛОНОВ Павел Николаевич) - оказали решающее воздействие на становление собственного стиля Шемякина. Сквозной темой его искусства, соединившего в себе черты символизма (см. СИМВОЛИЗМ) и сюрреализма (см. СЮРРЕАЛИЗМ) , стал карнавал - как категория не только житейского, но и космического порядка (Шемякин по праву может считаться одним из лидеров карнавализма (см. КАРНАВАЛИЗМ) как особого направления в русской изокультуре застойного времени). Работая в разных техниках, особенно охотно обращаясь к литографии (см. ЛИТОГРАФИЯ), он трактует бытие как вечный маскарад, лихой и зловещий, - с маской Смерти или Бренности как центральным символом этого пестрого хоровода. Отдельные образы слагаются в огромные, многолетние циклы. Насильственно загонявшееся в подполье на родине, с переездом за рубеж его творчество обретает новую масштабность. Натурные мотивы по-прежнему «магически» преображаются (как в цикле «Чрево Парижа», 1977, навеянном впечатлениями от знаменитого парижского рынка накануне его сноса). Шемякин (в основном уже в американский период) развивает свои идеи всеобщего «метафизического синтеза» форм и символов в сериях графических и живописных вариаций в диапазоне всей истории мирового искусства; мы находим здесь и реминисценции древних наскальных изоёА֐Րݐؐ٠и тотемов, и мотивы из В. В. Кандинского (см. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич), Ф. Бэкона (см. БЭКОН Фрэнсис (художник)) и современных мастеров.

Начиная с «Классической испанской эпиграммы» 1971 года, художник неоднократно выступал и как график-иллюстратор (рисунки к прозе Ю. В. Мамлеева (см. МАМЛЕЕВ Юрий Витальевич) и поэзии М. Юппа). Особую популярность завоевали его графические листы по мотивам стихов и песен В. С. Высоцкого (см. ВЫСОЦКИЙ Владимир Семенович) (1980-е гг.), с которым Шемякина связывала тесная дружба, - эти композиции, полные злого сарказма, воспринимаются как диагноз социального и нравственного распада позднесоветского общества.

Известна также историко-культурная и менеджерская деятельность художника: он не раз устраивал коллективные экспозиции русского «неофициального искусства» (в частности, организовал вместе с коллекционером А. А. Глезером выставку «Современная русская живопись» в Париже, 1976), издал альманах «Аполлон-77», объединивший многих писателей и художников-нонконформистов России (1977), первым выпустил полное собрание произведений Высоцкого в 3 томах с комплектом из 7 пластинок (1988).

В 1980-90-е гг. Шемякин все чаще обращается и к скульптуре, создавая «метафизические» рельефы, иронически-карнавальную мелкую пластику (эскизы которой переводились в бронзу, серебро и другие материалы). Его замыслы были воплощены в ряде монументальных работ, в т. ч. в трагически-гротескном памятнике Петру I в Санкт-Петербурге (бронза, 1991) и причудливом конном автопортрете, установленном у его дома в Клавираке (бронза, 1992).

Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993).

В начало словаря