Энциклопедический словарь (2009)
АВАНГАРДИЗМ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

АВАНГАРДИЗМ

АВАНГАРДИ́ЗМ -а; м. [франц. avant-gardisme].

1. В искусстве 20 в.: общее название модернистских течений, отрицающих традиционные формы, стили и принципы, развиваемые в реализме (к нему относятся дадаизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм и др.). Для авангардизма характерна усложнённая техника письма.

2. Разг. Стремление какой-л. общественной группы к главенствующей роли в чём-л.

Авангарди́стский (см.).

* * *

авангарди́зм (франц. avant-gardisme), условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников XX в., для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями, поиски новых, необычных средств выражения формы и содержания произведений. Принципы авангардизма восприняли такие литературно-художественные течения, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, а также литература «потока сознания», «новый роман», драма абсурда и др.

* * *

АВАНГАРДИЗМ - АВАНГАРДИ́ЗМ (авангард), совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм (см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)). Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом (см. ФОВИЗМ) и кубизмом (см. КУБИЗМ). Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом (см. ТРАДИЦИОНАЛИЗМ) как таковым было особенно резким и полемичным. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине 20 в. его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ).

АВАНГА́РДИЗМ, авангард, совокупное название сложившихся в 1900-е годы художественных тенденций, для которых характерно программное, выраженное в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое из военно-политической лексики) противопоставление себя прежним традициям творчества, равно как окружающим социальным стереотипам в целом.

Цели и устремления

Как и предварившие его направления модернизма (см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)), авангард был нацелен на радикальное преобразование человеческого сознания средствами искусства, на эстетическую революцию, которая разрушила бы духовную косность существующего общества, - при этом его художественно-утопические стратегия и тактика были гораздо более решительными, анархически-бунтарскими.

Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Постоянно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники - из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы. С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и фольклор (в виде заимствований из искусства негров Африки и народного лубка, из других «неклассических» сфер творчества, прежде выносимых за рамки изящных искусств). Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту.

Спектр направлений

Преобразования охватили все виды творчества, но изоискусство постоянно выступало инициатором новых движений. Мастера постимпрессионизма (см. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ) предопределили важнейшие тенденции авангарда; его ранний фронт наметился групповыми выступлениями представителей фовизма (см. ФОВИЗМ) и кубизма (см. КУБИЗМ). Футуризм (см. ФУТУРИЗМ) укрепил интернациональные контакты авангарда, ввел новые принципы взаимодействия искусств (изоискусства, литературы, музыки, театра, фотографии и кинематографа). В 1900-10-е годы новые направления рождаются одно за другим в широком географическом диапазоне - от России до Нового Света (с Москвой, Берлином, Нью-Йорком и другими центрами, которые все решительнее оспаривают ведущую роль Парижа как законодателя художественных мод). Экспрессионизм (см. ЭКСПРЕССИОНИЗМ), дадаизм (см. ДАДАИЗМ), сюрреализм (см. СЮРРЕАЛИЗМ) - с их чуткостью к бессознательному в человеческой психике - обозначили иррациональную линию авангарда, в конструктивизме (см. КОНСТРУКТИВИЗМ) же, напротив, проявилась его рациональная, строительная воля.

Однако оба начала постоянно сочетаются в сфере художественного эксперимента, захватившего также литературу (приемы «автоматического письма», «потока сознания» (см. ПОТОК СОЗНАНИЯ), зауми (см. ЗАУМЬ)), музыку (атональная музыка (см. АТОНАЛЬНОСТЬ), додекафония (см. ДОДЕКАФОНИЯ)), театр, дизайн и другие виды творчества.

«Подполье» и кризис

В период войн и революций 1910-х годов политический и художественный авангарды активно взаимодействуют. Левые силы в политике пытались использовать авангард в своих агитационно-пропагандистских целях, позднее тоталитарные режимы (прежде всего, в Германии и СССР) стремились подавить его строгой цензурой, загоняя авангард в подполье (как это случилось с «неофициальным искусством» (см. НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО) в СССР и других странах «социалистического лагеря»).

В условиях же политического либерализма авангард с 1920-х годов утрачивает прежний пафос противостояния, вступает в союз с модерном (ар деко (см. АР ДЕКО)), устанавливает контакт с массовой культурой (см. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА). Разочарованный в своих ранних утопических надеждах, он и здесь все чаще оказывается в состоянии «подполья», правда уже чисто духовного, а не социального (в таких его поздних проявлениях, как абстрактный экспрессионизм (см. АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ) или «новая фигурация» (см. НОВАЯ ФИГУРАЦИЯ), часто доминируют настроения одиночества, отчаяния, мистического транса).

Кризис авангарда, к середине 20 века в значительной мере растратившего свою былую «революционную» энергию, явился стимулом для формирования постмодернизма (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ) как основной ему альтернативы.

В начало словаря