Энциклопедический словарь (2009)
ЧАСОСЛОВ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ЧАСОСЛОВ

ЧАСОСЛО́В -а; м. Церк. Книга, содержащая тексты песнопений и молитв для ежедневных церковных служб (часов) в православной церкви. Читать ч. Открыть ч. на нужной странице.

* * *

Часосло́в - православная богослужебная книга, содержащая молитвы и песнопения суточного круга богослужения, в том числе служб, называемых «часами» (отсюда название).

* * *

ЧАСОСЛОВ - ЧАСОСЛО́В (греч. Horologion ), в Православной церкви богослужебная книга (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ), содержащая неизменяемые молитвословия богослужений дневного суточного круга: Утрени (см. УТРЕНЯ), Полунощницы (см. ПОЛУНОЩНИЦА), Изобразительных (см. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ), Вечерни (см. ВЕЧЕРНЯ), Повечерия (см. ПОВЕЧЕРИЕ) и Часов (см. ЧАСЫ (в богослужении)) с междучасиями (отсюда название). Различают два вида Часослова: большой и малый. Большой Часослов содержит последования Полунощницы вседневной, субботней и воскресной, Повечерия великого и малого, Часов с междучасиями обыкновенных, а также в навечерие Рождества Христова (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО), Богоявления (см. БОГОЯВЛЕНИЕ) и в пятницу Страстной недели (см. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ), последования Изобразительных, Утрени вседневной и пасхальной, Вечерни великой и малой. В современном славянском Часослове печатаются, кроме того, утренние молитвы, читаемые после Полунощницы, последование возвышения панагии (см. ПАНАГИЯ), совершаемое после чина Изобразительных, благословение трапезы после Вечерни, канон Богородице (Феостирикта), молитвы на сон грядущим, тропари (см. ТРОПАРЬ), кондаки (см. КОНДАК), Богородичны (см. БОГОРОДИЧЕН) и причастны для седмичного и годичного богослужебного круга (см. БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ), Месяцеслов (см. МЕСЯЦЕСЛОВ) с песнопениями в честь святых, Пасхалия зрячая, Индиктион и Лунник. Малый Часослов является сокращением большого. Составление Часослова приписывается преподобному Савве Освященному (см. САВВА Освященный) (ум. 532), во времена которого Часослов заключал в себе чинопоследование ежедневной церковной службы. Затем он, возможно, редактировался Софронием, будущим патриархом Иерусалимским (ум. ок. 641), дополнялся Иоанном Дамаскиным (см. ИОАНН ДАМАСКИН) и Феодором Студитом (см. ФЕОДОР СТУДИТ). Появление первых полных Часословов относят к 9 в.

В период господства на Руси Студийского Устава Часослов составлял обычно часть богослужебного сборника, в который входили также Шестоднев и избранные праздники. Рукописные Часословы иногда носили название Часовника и включали последования Вечерни, Часов, Обедни (Изобразительных), Утрени и Повечерия (нефимона). Часослов по Иерусалимскому Уставу в древности был гораздо полнее, чем современный. Так, в Часослове при Псалтири (см. ПСАЛТИРЬ) следованной 15 в. помещались, кроме перечисленных последований, служба Господу Иисусу Христу, стихиры (см. СТИХИРА) и канон (см. КАНОН (свод положений, правил)) Благовещению (см. БЛАГОВЕЩЕНИЕ), канон Богородице Одигитрии, каноны Кресту, Ангелу хранителю, Иоанну Крестителю (см. ИОАНН Креститель), апостолам (см. АПОСТОЛ), канон на исход души, последование причащения святой воды. Эти каноны и статьи не вошли в состав первых печатных Часословов, изданных при патриархах Иосифе в 1640, Никоне (см. НИКОН (патриарх)) - в 1653 и Иоакиме - в 1688. Последние два издания Часословов не представляют особенностей по сравнению с современными.

В начало словаря