Энциклопедический словарь (2009)
ФАЛЬК РОБЕРТ РАФАИЛОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ФАЛЬК РОБЕРТ РАФАИЛОВИЧ

Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958), живописец. Член художественных объединений «Мир искусства», «Бубновый валет». Натюрморты, пейзажи, портреты («Красная мебель», 1920; «Бухта в Балаклаве», 1927; «Автопортрет в красной феске», 1957) в тонко разработанной цветопластической форме запечатлевают сложный мир человеческих чувств.

* * *

ФАЛЬК Роберт Рафаилович - ФАЛЬК Роберт Рафаилович [15 (27) ноября, Москва - 1 ноября 1958, Москва], российский художник, мастер живописи, самобытно соединивший в своем творчестве пути русского модерна (см. МОДЕРН) и авангарда (см. АВАНГАРДИЗМ).

Поэзия цвета

Родился в семье юриста. Занимался в школах-студиях К. Ф. Юона (см. ЮОН Константин Федорович) и И. И. Машкова (см. МАШКОВ Илья Иванович) (1904-05), а также в Училище живописи, ваяния и зодчества (1905-09), где особое влияние на него оказали В. А. Серов (см. СЕРОВ Валентин Александрович) и К. А. Коровин (см. КОРОВИН Константин Алексеевич). Жил в основном в Москве. Был членом объединений «Мир искусства (см. МИР ИСКУССТВА)», «Бубновый валет (см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ)», «Общество московских художников (см. ОМХ)» и АХРР (см. АХРР).

Уже в ранней живописи Фалька сложился его дар выдающегося «цветовика». Драматургия цвета всецело доминирует и в его кубистских полотнах периода «Бубнового валета» («Поэт М. Рефатов», 1915; «Дама в красном», 1918). Как и другие «бубновалетцы» мастер не пошел далее ранней «сезаннистской» и «аналитической» стадии кубизма (см. КУБИЗМ), и последующие, более радикальные авангардные направления воспринимал довольно критически. Благодаря такому стилистическому «торможению» в творчестве Фалька сложился совершенно уникальный сплав модерна с его культом красоты и авангардизма, стремившегося эту красоту наглядно переосмыслить и перестроить. При этом Фальк успешно выступал в самых различных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт), а также и в сфере театральной живописи (оформление спектакля «Ночь на Старом рынке» И. Л. Перетца и «Путешествие Вениамина III» Менделе Мойхер-Сфорима в Государственном еврейском театре (Госет), 1922-25).

В конце 1910-х-начале 1920-х гг. крепнет главное достоинство его таланта - поэзия колорита, достигающая особой выразительности в первые постреволюционные годы, когда она порой превращается в подлинное откровение, прекрасное и в то же время трагическое: такова «Красная мебель» (1920), простой по композиции интерьер, «наливающийся» темно-красным светом, словно человеческой кровью.

По дороге к «оттепели»

1928-37 годы Фальк провел в Париже, выехав туда в связи с гастролями Госета, а годы военной эвакуации (1941-43) - в Башкирии и Средней Азии.

Со временем все большее значение в его живописи обретает эффект красочного мерцания, проступающего изнутри затененной формы («Обнаженная в кресле», 1922). Образы его французского периода сближаются с лирическим экспрессионизмом «парижской школы», уподобляясь порою ирреальному видению («Воспоминания», 1930-31). Не слишком интересуясь «большой темой» и даже сюжетом как таковым, Фальк предпочитает достаточно простые мотивы, превращая их в колористически-изысканные, хотя и вполне натурные, феерии, таковы большие циклы его французских и среднеазиатских пейзажей 1930-40-х годов, обычно гармонически-спокойных по композиции («Осенний пейзаж. Париж», 1933-34; «Золотой пустырь. Самарканд», 1943).

Воистину «самоцветны» его портреты, в лучших своих образцах предполагающие тонкое духовное сродство между автором и моделью («Дама в белой шали», 1946-47, «Искусствовед А.Г.Габричевский», 1952-53). Он писал и задумчивые автопортреты, духовно разметив ими свою жизнь («Автопортрет в красной феске», 1957).

Натюрморты же Фалька зачастую превращались в настоящие триумфы артистического цветовосприятия, проявляющегося в совсем неброских мотивах и неярких тональных гаммах («Картошка», 1955).

Вполне естественно, что это камерное «чистое искусство» с годами обнаружило свою полную несовместимость с канонами соц-реализма. На пути Фалька к зрителям, к творческой молодежи (вплоть до 1944 он много сил отдавал преподаванию - во Вхутемасе и др. институтах) воздвигалось все больше препон. По сути в поздние годы мастер перешел в сферу «неофициального искусства», став вдохновителем тихой художественной оппозиции. «Вечера у Фалька», собиравшие кружок либеральной творческой интеллигенции, вписались в летопись «оттепельной» Москвы немаловажной строкой.

В начало словаря