Дипломатический словарь
Статьи на букву "Ю"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ю"

ЮАНЬ ШИ-КАЙ

ЮАНЬ ШИ-КАЙ (1859-1916) -китайский государственный и военный деятель. По определению В. И. Ленина, 10. был "авантюристом, изменником и другом реакции". В своей внутренней политике он опирался на помощь великих держав, во внешней - капитулировал перед их империалистическими притязаниями.

Ю. происходил из мелких землевладельцев провинции Хэнань. В 1900, являясь губернатором провинции Шаньдун, он жестоко расправился с народным антиимпериалистическим движением. С 1901 по 1908 он занимал пост вице-губернатора столичной провинции Чжили, где упрочил связи с иностранными, главным образом британскими, дипломатами.

В 1911 Ю. был назначен премьер-министром и получил чрезвычайные полномочия по подавлению начавшейся революции. Убедившись в невозможности сохранить монархический режим в Китае, Ю. объявил себя сторонником революции, чтобы этим маневром воспрепятствовать победе демократических сил.

По просьбе Ю. старшина дипломатического корпуса английский посланник Джордан выступил посредником в переговорах Ю. с республиканцами о прекращении военных действий. Одновременно державы сконцентрировали свои вооружённые силы в важнейших районах Китая, угрожая военным вмешательством в случае дальнейшего расширения революции. В итоге Ю. добился отречения манчжурского императора, а затем отставки временного президента Сунь Ят-сена (см.), после чего был избран (10. III 1912) конференцией представителей провинций президентом республики.

В первые же месяцы своего президентства Ю., при полном одобрении держав, обнаружил стремление к личной диктатуре. 28. III 1913 он обратился к США с просьбой укрепить его положение официальным признанием, которое и последовало 2. V 1913. Тогда же Ю. получил от банковского консорциума пяти держав т. н. реорганизационный заём в 25 млн. ф. ст., по условиям которого над Китаем устанавливался всесторонний финансовый контроль держав Антанты с Англией во главе. Этот заём помог Ю. разгромить поднявшееся против него осенью 1913 восстание.

Когда началась первая мировая война, Ю. 6. VIII 1914 декларировал нейтралитет Китая. В 1915 он принял значительную часть предъявленных Японией кабальных требований к Китаю (см. "Двадцать одно требование" Японии).

В декабре 1915 Ю. при содействии американских советников инсценировал в парламенте провозглашение монархии. Этот акт вызвал взрыв антимонархического движения в стране (особенно в южных и западных провинциях). Стремясь предотвратить укрепление позиций США в Китае, Япония выступила против объявления Ю. императором. Такую же политику проводили Англия и Россия, опасавшиеся, что восстановление монархического строя приведёт к новому революционному подъёму в Китае. Всё это заставило Ю. отказаться от своего намерения основать новую династию.

ЮГОСЛАВО-ТУРЕЦКИЙ ДОГОВОР 1933

ЮГОСЛАВО-ТУРЕЦКИЙ ДОГОВОР 1933 - о дружбе, арбитраже, ненападении и примирительной процедуре - подписан 27. XI в Белграде министрами иностранных дел Югославии Ефтичем (см.) и Турции Тевфик Рюштю беем (см. Арас); завершил создание системы договоров, предшествовавших образованию Балканской Антанты (см.).

Югославия согласовала содержание договора с Румынией во время визита Титулеску в Белград в конце октября 1933, а Турция - с Грецией 26. XI 1933, во время визита Тевфика Рюштю бея в Афины. Попытки Титулеску привлечь к участию в Ю.-т. д. также и Болгарию, предпринятые во время свидания румынского короля и болгарского царя 30. X 1933, оказались тщетными.

Содержание Ю.-т. д. аналогично румыно-турецкому договору 1933 (см.). Обе стороны подтверждали определение агрессора, данное в Лондонской конвенции 1933 (см.), обязались не прибегать к войне как средству национальной политики, проводить взаимную консультацию, если бы одна из сторон стала жертвой нападения третьей державы. В Ю.-т. д., как и в румыно-турецком договоре 1933, отсутствовало обязательство взаимопомощи.

ЮЗ, Чарльз Эванс (р. 1862) - государственный деятель США.

В 90-х годах Ю. был профессором права и адвокатом крупных корпораций, в 1907-10-губернатором штата Нью-Йорк, в 1910-16 - членом Верховного суда США, в 1916 - кандидатом в президенты США от республиканской партии, а с марта 1921 до марта 1925-государственным секретарём США.

Будучи председателем Вашингтонской конференции 1921-22, Ю. в день её открытия опубликовал официальные и секретные морские программы держав, предложил вывести из строя 66 американских военных кораблей и тут же назначил 2-дневный перерыв заседаний. Этим "пацифистским" маневром Ю. значительно укрепил позиции США ещё до выступления представителей Англии и Японии.

Ю. играл руководящую роль в принятии плана Дауэса (см.). Соблюдая формально невмешательство в европейские дела и желая вместе с тем изложить официальные взгляды Вашингтона на проблемы репараций и межсоюзных долгов, Ю. 29. XII 1922 на собрании американского исторического общества "частным образом" осветил положение в Европе и указал, что решение репарационного вопроса лучше всего поручить комиссии экспертов, в которой и американцы согласятся принять участие. Затем американский план был предложен европейским государствам от имени комиссии экспертов, возглавленной Дауэсом. Летом 1924, в критические дни обсуждения плана Дауэса, Ю. сам отправился в Лондон. Ю. упорно проводил политику непризнания СССР, заявляя, что признание военных долгов и другие подобные мероприятия должны служить предварительными условиями для переговоров между США и СССР.

В 1928 Ю. возглавлял делегацию США на VI Панамериканской конференции.

В 1930 Ю. был назначен председателем Верховного суда США. В 1941 он ушёл в отставку с этого поста.

ЮНРРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮРЬЕВСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1920

ЮРЬЕВСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1920 - между РСФСР и Финляндией; подписан 14. X со стороны РСФСР П. М. Керженцевым и со стороны Финляндии Паасикиви.

К заключению Ю. м. д. Финляндию побудили следующие обстоятельства: укрепление международного положения РСФСР, победоносно завершавшей борьбу с империалистами и контрреволюцией; военное поражение Германии, помешавшее Финляндии использовать германскую военную помощь для захвата советских территорий; сокрушительный военный отпор, полученный финляндскими вооружёнными силами при попытках вторжения в пределы РСФСР; общая неустойчивость положения в самой Финляндии, которая испытывала серьёзные экономические затруднения, толкавшие её правящие круги на поиски путей для возобновления торговых связей с РСФСР.

Огромное влияние оказала на широкие слои финского народа последовательная мирная политика Советского правительства, основанная на уважении государственной независимости и самостоятельности. Финляндии и принципиально отличная в этом отношении от политики правительств империалистических стран, а также царского и белогвардейских правительств.

Ю. м. д. провозглашал своей целью прекращение войны между обеими странами и урегулирование спорных вопросов между ними.

Советское правительство подтверждало объявленное им в декабре 1917 признание независимости и суверенитета Финляндии. За Финляндией оставалась территория в пределах, установленных советско-финляндским договором 1918 (ст. 2-3). Финляндия со своей стороны обязалась освободить захваченные ею в период 1918-20 Репольскую и Поросозерскую волости Карелии (ст. 10), а принадлежавшие ей в Финском заливе о-ва Сомерс, Нерва, Сексар, Пенисаари, Лавенсаари, Большие и Малые Тютерсы и Родшер нейтрализовать в военном отношении (ст. 13); военная нейтрализация предусматривалась и для о. Гогланда (ст. 14). Форты Ино и Пуумала подлежали разрушению (ст. 15). На определённых участках побережья Карельского перешейка Финляндия обязывалась не устанавливать батарей выше известной дальнобойности (ст. 15). Обе стороны взяли на себя обязательство не держать в бассейне Ладожского оз. "служащих агрессивным целям военных сооружении" и военных судов водоизмещением свыше 100 т. Советское правительство подтвердило свою уступку Финляндии Печенгской области (ст. 4), сделанную ещё по советско-финляндскому договору 1918. Финляндия в свою очередь обязалась не содержать в водах отошедшего к ней побережья Северного Ледовитого океана военных и других вооружённых судов крупного тоннажа, подводных лодок, военной авиации и не строить на этом побережье военных портов и баз, превышающих установленные потребности (ст. 6). Советскому государству и советским гражданам предоставлялось право свободного транзита через Печенгскую область в Норвегию и обратно (ст. 8).

В Ю. м. д. было оговорено создание в составе РСФСР Восточной Карельской автономной области на началах национального самоопределения (ст. 11). Этот вопрос трактовался также в специальном протоколе.

Ю. м. д. и установление нормальных дипломатических отношений между Финляндией и Советским государством вызвали острое недовольство финских реакционных кругов, не желавших отказаться от планов захвата советских территорий. Немедленно вслед за подписанием Ю. м. д. финляндское правительство создало дипломатический конфликт с РСФСР, выдвинув провокационное требование об установлении контроля финских чиновников за выполнением условий протокола, относящегося к Восточной Карелии. Нападения финских вооружённых сил на советскую территорию не только не прекратились, но принимали всё более широкие размеры, вылившись в конце 1921 в открытое военное вторжение в Восточную Карелию. Многочисленные нарушения Ю. м. д. со стороны Финляндии продолжались и в дальнейшем.

Предыдущая страница Следующая страница