Дипломатический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАБ"-"ДЖЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАБ"-"ДЖЕ")

Д'АБЕРНОН, ЭДГАР ВИНЦЕНТ

Д'АБЕРНОН, ЭДГАР ВИНЦЕНТ (1857-1941), лорд - английский дипломат. С 1883 по 1889 Д.-финансовый советник египетского правительства, с 1889 по 1897 - директор Оттоманского долга. В 1899 избран членом парламента от консерваторов.

С 1920 по 1926 Д. - посол Великобритании в Берлине. До отъезда в Германию в июне 1920 Д. принял участие в межсоюзнической конференции в Спа. Хотя конференция была посвящена репарационной проблеме Германии, однако, в связи с просьбой Польши о помощи против Советской России, на конференции была сформирована англо-французская военно-политическая комиссия во главе с Д. и ген. Вейганом. Эта комиссия в сопровождении большого количества английских и французских офицеров-инструкторов отправилась в Варшаву, где участвовала в руководстве военными операциями против Советской России.

Д. играл в вопросах внешней политики Германии исключительно большую роль. Его основной задачей было осуществление англо-германского сближения в целях борьбы с Советским Союзом и противодействия угрозе французской гегемонии в Европе. На программе англо-германского сближения сходились все три английских кабинета (Ллойд-Джорджа, Макдональда и Болдуина), во время пребывания которых у власти Д. находился на посту посла в Германии. Поэтому такие соглашения, как план Дауэса, Локарно и, наконец, вступление Германии в Лигу наций, находили в лице Д. деятельного сторонника. Д. проявил огромную личную инициативу, воздействуя на рейхсканцлера Куно при предъявлении последним в 1923 меморандума, который явился отправной точкой для плана Дауэса. Многие исследователи международных отношений называют Д. "отцом Локарно".

Враждебно относясь к Советской России, Д. критиковал программу Ллойд-Джорджа на Генуэзской конференции и был раздражён подписанием Раппальского договора (см.). Он всячески доказывал, что необходимо "протянуть руку помощи молодой республике (Германии) и в особенности не оставлять немцев в их изолированном положении". По мнению Д., подписание Локарнских соглашений и вступление Германии в Лигу наций не только исправили "ошибку Раппало", но и надолго привязали Германию к орбите западной ориентации.

После своего отозвания в 1926 из Берлина Д. не занимал самостоятельных дипломатических постов. При втором правительстве Макдональда в 1929 Д. возглавил английскую экономическую миссию в Южную Америку. В 1929 были опубликованы мемуары Д. ("Посол мира"), первый том которых переведен и на русский язык.

ДАЙРЕНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1921-22

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДАЛАДЬЕ, ЭДУАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДАЛАЙ-ЛАМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДАЛЛЕС, ДЖОН ФОСТЕР

ДАЛЛЕС, ДЖОН ФОСТЕР (р. 1888) - американский дипломат, специалист по международному праву, видный деятель республиканской партии, доктор права, глава адвокатской фирмы Сюлливан и Кромвель в Нью-Йорке.

В 1907 Д. участвовал в качестве секретаря американской делегации на 2-й Гаагской конференции. В 1917, незадолго до вступления США в первую мировую войну, Д. был послан государственным секретарём Лансингом в Панаму с заданием убедить панамское правительство вступить в войну. Д. участвовал на Парижской мирной конференции 1919 в качестве советника американской делегации по финансовым и репарационным вопросам. После подписания Версальского мирного договора Д. был назначен членом Репарационной комиссии и Верховного экономического совета. Он принимал участие в разработке плана Дауэса. В 1933 Д. был американским наблюдателем на конференции по разоружению и на мировой экономической конференции в Лондоне. В 1938 Д. являлся специальным уполномоченным президента по изучению политического и экономического положения на Дальнем Востоке.

Д. был советником государственного секретаря США на конференции в Сан-Франциско (1945), на совещании министров иностранных дел в Лондоне (1945), а также членом делегации США на сессии Генеральной ассамблеи ООН (1945-46). Он участвовал в качестве члена американской делегации на Московской сессии Совета министров иностранных дел в 1947.

Д. является одним из наиболее ярких представителей американского империализма и открытым противником СССР. В речи от 17. I 1947 Д. выдвинул план превращения Западной Германии в центр т. н. "западного блока".

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДАНА, ФРЕНСИС

ДАНА, ФРЕНСИС (1743-1811) - политический деятель США; играл значительную роль в период борьбы за независимость как член континентального конгресса, а впоследствии как один из лидеров партии федералистов. В 1780 Д. был назначен дипломатическим представителем США в России и с 1781 по 1783 пробыл в Петербурге, безуспешно добиваясь признания русским правительством независимости США. Екатерина II не пожелала даже дать Д. аудиенцию. Дипломатические отношения между США и Россией были установлены лишь спустя четверть века. Неудача миссии Д. объяснялась не только отказом Екатерины иметь дело с "мятежниками", восставшими против английской короны, но также и активным противодействием установлению отношений между Россией и США со стороны французского министра иностранных дел Вержена (см.).

ДАРДАНЕЛЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1809

ДАРДАНЕЛЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1809 - см. Англо-турецкий договор 1809.

ДАТСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ДОГОВОР 1916

ДАТСКО-АМЕРИКАНСКИЙ ДОГОВОР 1916 - о продаже датской Вест-Индии СШA - подписан 4. VIII в Нью-Йорке. В датскую Вест-Индию входила группа островов в Караибском море, к югу от Порто-Рико, в т. ч. три относительно крупных острова: Сен-Томас, Сен-Джон и Сен-Круа и около 50 мелких, почти необитаемых островов, с общим населением около 22 тыс. чел. (в 1939). Острова Сен-Томас и Сен-Джон начали заселяться датчанами с 1672 под эгидой датской Вест-Индской компании. Остров Сен-Круа находился под властью Дании с 1733.

В 1865-67 и в 1898-1902 правительство США дважды пыталось купить острова у Дании, но встречало отказ. Во время первой мировой войны США возобновили своё предложение, мотивируя его перед датским правительством фактической невозможностью для Дании защитить свои американские владения в случае нападения на них, а также стратегическим значением для США этих островов, расположенных на важнейших морских коммуникациях. Дания согласилась, и в результате был заключён Д.-а. д., по которому Дания продала США датскую Вест-Индию за 25 млн. долл. золотом. Договор предусматривал также переход к США "права собственности на все общественные, правительственные или коронные земли, общественные здания, верфи, порты, пристани, укрепления, казармы, публичные фонды, права и привилегии... до сих пор принадлежавшие Дании". За датской Вест-Индской компанией сохранялись концессии на эксплуатацию части гавани о. Сен-Томас и на снабжение электричеством г. Шарлотты-Амалии. Д.-а. д. был ратифицирован сенатом США и датским парламентом в сентябре 1916. С 31. III 1917 США вступили во владение датской Вест-Индией, которая во всех официальных документах стала именоваться Виргинскими о-вами (Virgin Islands). Власть США над островами осуществляется утверждаемым конгрессом США губернатором. Актом конгресса от 22. VI 1936 населению островов предоставлено самоуправление.

ДАТСКО-ИСЛАНДСКИЙ ДОГОВОР 1918

ДАТСКО-ИСЛАНДСКИЙ ДОГОВОР 1918 - об унии - утверждён 30. XI датским королём Христианом X и вступил в силу 1. XII.

С конца 14 в. Исландия находилась под властью Дании. В результате национально-освободительной борьбы исландского народа датское правительство в 1907 приступило к составлению проекта, по которому Исландия превращалась в независимое государство, связанное с Данией личной унией. Реализация проекта была задержана первой мировой войной. В июле 1918 смешанная датско-исландская комиссия в Рейкьявике закончила переговоры, выработав основу договора между обеими странами. Согласно Д.-и. д. Исландия объявлялась суверенным государством, связанным с Данией личной унией и союзом (ст. 1). Дания взяла на себя ведение внешних сношений Исландии (ст. 7), однако международные соглашения, заключаемые Данией, становились обязательными для Исландии лишь после одобрения их исландским альтингом (на основании этой статьи Исландия отказалась вступить в Лигу наций, куда Дания вступила в 1920). Ст. 18 договора предусматривала право для обоих государств по истечении 1940 в любой момент потребовать пересмотра Д.-и. д. В случае, если бы переговоры не привели к новому соглашению, датский риксдаг и исландский альтинг могли аннулировать договор большинством в 2/3 голосов. Согласно ст. 19 Д.-и. д. Исландия объявлялась страной "постоянно нейтральной".

Д.-и. д. был фактически аннулирован Исландией во время второй мировой войны после оккупации Дании германскими войсками.

13. IV 1940 исландский альтинг объявил, что Исландия с этого дня "ведёт самостоятельную внешнюю политику". 16. V 1941 альтинг принял принципиальное решение о своём отказе продлить Д.-и. д. Во время проведённого 20. V 1944 референдума 98% населения Исландии высказались за расторжение Д.-и. д. 17. VII 1944 альтинг единогласно принял решение о расторжении датско-исландской унии и провозгласил Исландию независимой республикой. Одновременно в действие вступила новая исландская конституция.

Нейтралитет Исландии, предусмотренный ст. 19 Д.-и. д., был нарушен в мае 1940, когда её оккупировали английские войска, летом 1941 сменённые американскими.

ДАУНИНГ-СТРИТ

ДАУНИНГ-СТРИТ - улица в центре Лондона, названная по имени английского дипломата и государственного деятеля эпохи Реставрации Джорджа Даунинга. На Д. расположены министерство иностранных дел, министерство по делам доминионов и колоний, казённые квартиры премьер-министра и канцлера казначейства. На Д. у премьера обычно собирается кабинет министров. На дипломатическом языке под Д. в переносном смысле понимается английское министерство иностранных дел (Foreign Office), а иногда и вообще английское правительство.

ДАУРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1919

ДАУРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1919 - "панмонгольская" - происходила в феврале - марте на станции Даурия, близ Читы.

Осуществляя интервенцию на советском Дальнем Востоке и в Забайкалье, Япония стремилась захватить и всю Монголию. В этих целях она поощряла белогвардейского атамана Семёнова и добивалась объединения под своей эгидой всех монгольских племён в составе "великой Монголии". В качестве лидера панмонголистов японцы использовали популярного во Внутренней Монголии ламаитского "святого" (хутухту) Нейсе-гегена, которого и сделали председателем инспирированной ими Д. к.

Д. к. открылась 28. II. На ней присутствовали: 6 представителей от бурят Забайкалья, 5 - от монголов Внутренней Монголии, 4 - от монгольских племён Барги. Внешняя Монголия отказалась принять участие в конференции (см. Богдо-геген).

Кроме того, на Д. к. присутствовали атаман Семёнов и официальный представитель Японии майор Судзуки. Подлинным вдохновителем Д. к. был представитель японского командования при штабе Семёнова - капитан Куроки.

Конференция приняла решение о создании великомонгольского государства от Байкала до Тибета и от Хингана до Тянь-Шаня. Была выработана даже конституция этого будущего государства и намечено создание армии. Д. к. избрала "временное правительство Великой Монголии" из четырёх человек, во главе с Нейсе-гегеном, которое должно было находиться в гор. Хайларе.

На Д. к. атаман Семёнов (по указанию Японии) обещал выдать "временному правительству" 1 млн. руб., снабдить его армию вооружением и заключить для него внешний заём на 6 млн. лан под обеспечение полезных ископаемых Монголии. Японии также должно было быть предоставлено бессрочное право постройки железных дорог на всей территории "велико-монгольского государства". Д. к. выделила делегацию от нового "государства" на происходившую в то время Парижскую мирную конференцию.

Однако Д. к. не имела практических последствий. Искусственно созданное панмонгольское движение не получило никакой поддержки в народных массах. Внешняя Монголия, составляющая основное ядро всех монгольских земель, не приняла представителей Нейсе-гегена и решительно отказалась примкнуть к движению. Японская военщина не могла также не считаться с протестами Колчака, за которым стояла Антанта. В связи с этим Япония перестала финансировать панмонгольское "правительство". Куроки был отозван, а "делегация" на Парижскую конференцию не уехала далее Японии. Непосредственное обращение Нейсе-гегена за помощью к японскому императору осталось без ответа.

Тогда Япония решила захватить Монголию руками своих агентов - китайских милитаристов из аньфуистской (прояпонской) клики. Аньфуисты, под предлогом "защиты Монголии от большевистской опасности", в сентябре 1919 оккупировали Внешнюю Монголию. Таким образом, было нарушено тройственное русско-китайско-монгольское соглашение 1915 о гарантии автономии Внешней Монголии.

Спровоцированное оккупантами столкновение бурятских и внутримонгольских войск панмонгольского "правительства" закончилось взаимным уничтожением этих частей. Нейсе-геген оказался без вооружённой защиты. Он был схвачен и расстрелян китайцами, после чего осенью 1919 панмонгольское "правительство" распалось.

ДАУЭСА ПЛАН

ДАУЭСА ПЛАН - см. План Дауэса.

"ДВАДЦАТЬ ОДНО ТРЕБОВАНИЕ" ЯПОНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕ ВАЛЕРА, ИМОН

ДЕ ВАЛЕРА, ИМОН (р. 1882) - премьер-министр Эйре, видный ирландский националист. В 1914 примкнул к националистическому движению шинфейнеров, которое вскоре и возглавил. Был одним из руководителей антианглийского восстания 1916 в Дублине. Неоднократно арестовывался английскими властями.

В январе 1919 избранные в английский парламент депутаты-шинфейнеры отказались поехать в Лондон и организовали в Дублине "парламент Ирландской республики", президентом которой избрали Д. Этот парламент провозгласил независимость Ирландии и призвал "все свободные страны мира" признать Ирландскую республику.

В 1919-20 Д. находился в США, где проводил большую кампанию в защиту Ирландской республики. В конце 1920 он вернулся в Ирландию.

В июле 1921 Д. вёл переговоры с Ллойд-Джорджем, в результате которых было решено созвать конференцию представителей ирландских республиканцев и английского правительства. Конференция закончилась 6. XП подписанием англо-ирландского договора 1921 (см.). Д. под давлением левого крыла своей партии отказался признать договор,, т. к. он давал Ирландии только статус доминиона. Д. возглавил оппозицию к правительству Свободного Ирландского государства, созданного на базе этого договора, требуя полной независимости страны. В 1927, отказавшись от революционных методов борьбы, он вошёл в парламент Свободного Ирландского государства.

С 1932 (после победы на выборах) Д. стал главой правительства и министром иностранных дел Свободного Ирландского государства. Он отменил присягу английскому королю, прекратил земельные платежи Англии, резко повысил пошлины на английские товары, что привело к англо-ирландской таможенной войне.

В декабре 1937 согласно разработанной под руководством Д. конституции Ирландия односторонним актом была объявлена независимой республикой - Эйре. С момента образования Эйре Д. - премьер и министр иностранных дел.

В 1932 Д. был председателем Совета Лиги наций, а в 1933 и 1938 председателем её Ассамблеи. В Лиге и вне её Д. упорно поддерживал политику умиротворения агрессоров и был одним из активнейших сторонников "невмешательства" в период интервенции фашистских держав в Испании (1936-39). На этой почве произошло сближение между Д. и английским премьером И. Чемберленом (см.). Д. и Чемберлен прекратили англо-ирландскую таможенную войну и в 1938 заключили соглашение, по которому Эйре были переданы военно-морские базы, находившиеся прежде в ведении английского адмиралтейства.

Во время второй мировой войны правительство Д. объявило нейтралитет. В марте 1944 Д. отказался выполнить требование США об удалении из Эйре дипломатических представителей держав оси и не препятствовал превращению миссий Германии, Италии и Японии в Дублине в центры шпионажа против союзников.

ДЕ ГОЛЛЬ, ШАРЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕКЛАРАЦИЯ О ПОРАЖЕНИИ ГЕРМАНИИ

ДЕКЛАРАЦИЯ О ПОРАЖЕНИИ ГЕРМАНИИ - и взятии верховной власти в отношении Германии правительствами СССР, Англии, США и Франции - была подписана 5. VI 1945 в Берлине представителями этих государств.

В Д. констатировалось, что германские вооружённые силы на суше, на море и в воздухе потерпели полное поражение и безоговорочно капитулировали и Германия, которая несёт ответственность за войну, неспособна больше противостоять воле держав-победительниц. Тем самым Германия поставила себя в зависимость от требований, которые будут ей предъявлены.

В Д. указывалось, что в Германии нет центрального правительства или власти, способной взять на себя ответственность за сохранение порядка, управление страной и за выполнение требований держав-победительниц. Именно при этих обстоятельствах правительства СССР, Англии, США и Франции взяли на себя верховную власть в Германии, включая всю власть, которой располагало германское правительство, верховное командование и любое областное, муниципальное или местное правительство.

Наряду с Д. было опубликовано соглашение между правительствами четырёх держав о зонах оккупации Германии. Соглашение предусматривало, что Германия в границах, существовавших на 31. XII 1937, делится для целей оккупации на четыре зоны. Для совместного управления районом "Большого Берлина", который занимают вооружённые силы каждой из четырёх держав, была создана межсоюзническая комендатура в составе четырёх комендантов, назначаемых соответствующими главнокомандующими.

В другом соглашении между этими же правительствами о контрольном механизме в Германии предусматривалось, что верховная власть в Германии в период выполнения ею основных требований безоговорочной капитуляции будет осуществляться советским, британским, американским и французским главнокомандующими, каждым в своей зоне, согласно инструкциям соответствующих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом. Четыре главнокомандующих составили Контрольный совет. При Контрольном совете был создан постоянно действующий комитет по координации.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ - принятая Советом Народных Комиссаров 15. XI 1917 и опубликованная за подписями В. И. Ленина и И. В. Сталина, была первым законодательным документом, в котором получила своё выражение идея права наций на самоопределение и провозглашены основные принципы социалистического содружества наций в системе одного государства. Охарактеризовав национальную политику царизма как систему натравливания одних народов на другие и политику Временного правительства, сменившего старую, грубую форму национального гнёта, как более тонкую и потому более опасную политику "трусливого недоверия к народам России", политику "придирок и провокаций", прикрывающуюся "словесными заявлениями о "свободе" и "равенстве" народов", декларация возвещала, что Советское государство ставит своей целью достижение "добровольного и честного союза народов России" и обеспечение полного доверия между ними.

Основами деятельности Советского государства в национальном вопросе провозглашались следующие исторические принципы: "1. Равенство и суверенность народов России. 2. Право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. 3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений. 4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России".

Хотя эта декларация непосредственно относилась к народам России, однако положенные в основу её принципы сыграли решающую роль при определении путей советской внешней политики.

ДЕКРЕТ О МИРЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕЛЬБОС, ИВОН

ДЕЛЬБОС, ИВОН (р. 1885) - французский политический деятель и дипломат. В радикал-социалистской печати и в палате депутатов выступал защитником политики "коллективной безопасности". Д. - министр иностранных дел в правительствах Блюма (1936) и Шотана (1937-38), опиравшихся на Народный фронт. Совместно с Блюмом проводил политику "умиротворения Европы". Эта политика, осуществлявшаяся в тесном контакте с правительством Чемберлена в Англии, расчистила путь итало-германской агрессии в Европе. Уже в первой своей декларации в палате депутатов, в связи с захватом Италией Эфиопии, Д. предложил не применять санкций по отношению к Италии. Сторонник полного "невмешательства" в гражданскую войну в Испании, Д. грозил отставкой, если Франция окажет помощь испанским республиканцам. В декабре 1937 Д. выступил с заявлением, что "политика невмешательства целиком себя оправдала". Поездка Д. по Восточной и Юго-Восточной Европе в конце 1937 имела целью закрепить внешнеполитические связи Франции, но, по признанию самого Д., обнаружила резкое их ослабление. В Праге Д. не только не рассеял тревоги перед гитлеровской агрессией, но, наоборот, дал ясно понять Бенешу, что Франция не выполнит взятых на себя обязательств. "Вы должны отнять у Гитлера всякий предлог для выступления", - говорил он Бенешу, советуя ему пойти на соглашение с Гитлером. Внешняя политика Франции, проводимая под руководством Д., подготовила Мюнхенское соглашение.

В июне 1946 Д. был избран в Учредительное собрание от радикал-социалистской партии. 22. I 1947 Д. вошёл в правительство П. Рамадье в качестве министра без портфеля.

ДЕЛЬКАССЕ, ТЕОФИЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕМАРШ

ДЕМАРШ - в дипломатической практике: шаги, предпринимаемые правительством, ведомством иностранных дел или дипломатическим представителем перед правительством другого государства. Д. может быть самым различным по своему содержанию и форме, от простого зондажа или просьбы до протеста, предостережения, угрозы.

ДЕНОНСАЦИЯ ДОГОВОРА

ДЕНОНСАЦИЯ ДОГОВОРА - заявление одного государства другому об отказе от действующего между ними договора (см. Международные договоры).

ДЕРБИ, ЭДВАРД ГЕНРИ СТЭНЛИ

ДЕРБИ, ЭДВАРД ГЕНРИ СТЭНЛИ (1826-93), граф - английский государственный деятель, в течение ряда лет возглавлявший министерства иной странных дел и колоний. Д. происходил из старинной аристократической семьи Стэнли, члены которой на протяжении веков руководили политикой Англии. Благодаря своим связям Д. уже 23-х лет стал депутатом парламента, а через три хода-товарищем министра иностранных дел в кабинете своего отца. В 1858, после подавления восстания сипаев, Д. - глава вновь образованного министерства по делам Индии, и в 1866-68 был министром иностранных дел в новом кабинете своего отца. На этом посту он удачно использовал франко-прусский конфликт по люксембургскому вопросу в интересах стратегической безопасности Англии; инспирировал план созыва международной конференции, которая и постановила признать Люксембург независимым и нейтральным государством под голландской короной. В 1869 после смерти отца Д. унаследовал его графский титул и место в палате лордов. В 1874-78 Д. был министром иностранных дел в кабинете Биконсфильда. В 1875, во время кризиса в франко-германских отношениях, Д. принял сторону Франции и содействовал тому, что Англия совместно с Россией помешала Бисмарку осуществить его воинственные планы. Труднее было преодолеть балканский кризис 1876-78. Вначале Д. пытался локализовать конфликт между Россией и Турцией и удерживал английский кабинет от вызывающих мер, затем готов был предоставить России свободу действий, если она не тронет Египта и Суэцкого канала и не водворится в Константинополе. Вместе с тем он требовал от Порты уступок и реформ в пользу христианского населения, недоверчиво относился к Австрии, уклоняясь от союза с ней, но, уступая, хотя и с крайней неохотой, давлению Биконсфильда и общественного мнения, прибегал к предостережениям и угрозам по адресу России. Получалось впечатление нерешительности и непоследовательности. Русский посол Пётр Шувалов говорил, что ему в Англии не нравятся две вещи: танцовать на паркетах, устланных коврами, и вести переговоры с Д. В конце концов Биконсфильд победил: большинство кабинета, ранее поддерживавшее Д., были устрашено уличными демонстрациями и газетной шумихой и приняло решение послать флот в Дарданеллы. Д. (с ним вместе и министр колоний лорд Карнарвон) ушёл из кабинета, а вскоре затем и из партии, открыто присоединившись к либералам. В 1882 он вступил в кабинет Гладстона в качестве министра колоний и оставался на этом посту до 1885. За это время на его долю выпала задача отбивать первые колониальные домогательства Бисмарка в Юго-Западной Африке, при наличии весьма слабых средств. Эта задача ему не удалась. В 1886 Д. разошёлся с Гладстоном по вопросу об ирландском гомруле и ушёл также из либеральной партии, основав вместе с Джозефом Чемберленом, герцогом Девонширским и другими группу "либерал-юнионистов", вскоре примкнувшую к консерваторам.

ДЕРХЭМ, ДЖОН ДЖОРДЖ

ДЕРХЭМ, ДЖОН ДЖОРДЖ (1792-1840), граф - английский политический деятель и дипломат. В 1830 вошёл в кабинет своего тестя лорда Грея в качестве лорда хранителя печати и был одним из авторов законопроекта о парламентской реформе 1832. В том же году был отправлен со специальной миссией в Петербург с целью выяснить намерения России и собрать сведения о её военных силах. Николай I встретил Д. с недоверием, как одного из левых вигов и сторонников реформ. Однако Д. постарался убедить Николая I и Нессельроде в том, что внешняя политика Англии исходит из реальных интересов, а не из либеральных принципов. Между Д. и Николаем I возникло нечто вроде личной дружбы, а в 1835 русское правительство выразило живейшее удовлетворение по поводу назначения Д. британским послом в Петербург. На этом посту Д. оставался до 1837. Д. объехал большую часть Европейской России и в своих донесениях в Лондон отрицал стремление России к экспансии. Выступая в качестве решительного сторонника соглашения между Англией и Россией, Д. в своих депешах развивал мысль о том, что Польша в этом вопросе ни в коей мере не должна служить камнем преткновения и что Англии не следует вмешиваться в польские дела. В своих беседах с Николаем I Д. подавал российскому императору советы о том, как следует обращаться с английским общественным мнением; он сам часто жаловался на британскую печать, затруднявшую ему выполнение его дипломатической миссии (большая часть английской печати была тогда сугубо антирусской). В связи с восстанием в Канаде Д. в 1837 был назначен британским верховным комиссаром в Канаду; Д. подавил восстание, но затем пришёл к выводу о необходимости предоставить Канаде "ответственное правительство"; он составил при участии Уэкфильда и Чарльза Буллера отчёт, который доныне считается одним из важнейших памятников английской политической мысли 19 в. по вопросу об управлении колониями, ибо Д. предвосхитил в нём идею создания доминионов.

ДЕУЛИНСКИЙ ДОГОВОР 1618

ДЕУЛИНСКИЙ ДОГОВОР 1618 - о перемирии- заключён 11. XII между Россией и Речью Посполитой сроком на 141/2 лет. Д. д. завершил 14-летний период скрытой и открытой польской интервенции на русской территории. Успешно восстанавливая нормальные дипломатические отношения с рядом государств, правительство царя Михаила Фёдоровича стремилось к заключению мира с Швецией и Польшей. Переговоры с Швецией привели к заключению Столбовского мирного договора 1617 (см.); попытки же мирных переговоров с Польшей, предпринятые в 1615, не дали результатов, т. к. польские интервенты не отказались ещё от своих захватнических планов.

В 1617 королевич Владислав в качестве претендента на русский престол предпринял поход на Россию с целью захвата Москвы. Неудача этой попытки и истощение Польши в результате затяжной войны побудили польское правительство к ведению мирных переговоров. Начавшись в Москве, они с ноября 1618 были перенесены в деревню Деулино (близ Троице-Сергиевской лавры). Польские представители Адам Новодворский, Лев Сапега и Яков Гонсевский непрерывно запугивали русских - Фёдора Шереметьева, князя Д. Мазецкого и других, грозя прервать переговоры. После долгих споров русские уступили Польше Смоленск, а также Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб и другие города Северщины. Поляки отпускали русских пленных, в т. ч. отца царя - митрополита Филарета. Однако Речь Посполитая отказалась признать царём Михаила Фёдоровича (этого признания русские добились в 1634 по Поляновскому мирному договору, см.). Тяжёлые последствия Д. д. окончательно были ликвидированы только в результате договора с Польшей о "Вечном мире" 1686 (см.).

ДЖЕЙ, ДЖОН

ДЖЕЙ, ДЖОН (1745-1829) - американский государственный деятель. В 1779-82 Д. был посланником США в Испании, с которой он безуспешно пытался заключить договор, аналогичный американо-французскому договору о союзе 1778. В 1782 он принимал участие в англо-американских переговорах в Париже (см. Версальский мирный договор 1783). В 1784-89 Д. был секретарём по иностранным делам. В 1794 он заключил договор с Англией об урегулировании спорных вопросов. Цжея договор (см.) был воспринят как оскорбление для Франции и вызвал большое недовольство в Америке, т. к. этот договор был в известной мере неравноправным и считался поэтому несовместимым с суверенитетом США. На многолюдных демонстрациях в Бостоне, Филадельфии и Нью-Йорке сжигали портреты Д. и текст договора. Договор Д. ослабил федералистов и усилил позиции их противников, руководимых Джефферсоном (см.). С приходом к власти Джефферсона в 1801 Д. отстранился от политической деятельности.

ДЖЕКСОН, ЭНДРЮ

ДЖЕКСОН, ЭНДРЮ (1767-1845) - президент США (1829-37). В 1797 был сенатором. После покупки Флориды был в 1821 назначен её губернатором. На посту президента Д. стремился установить дипломатические отношения с государствами Дальнего Востока. Д. направил миссию в страны Юго-Восточной Азии. Миссию возглавлял крупный судовладелец Робертс, побывавший раньше на Востоке. В 1832 Робертс, снабжённый письмами президента США, посетил Манилу, Кантон, Аннам и Сиам. Робертс вернулся в США с рядом договоров, которые по предложению Д. были ратифицированы сенатом. Менее успешными оказались усилия Д., направленные к соглашению с соответствующими государствами о строительстве межокеанского канала. В последние годы президентства Д. обострились отношения между США и Мексикой из-за Техаса.

ДЖЕМАЛЬ ПАША, АХМЕД

ДЖЕМАЛЬ ПАША, АХМЕД (1872-1922) - турецкий государственный деятель. В 1914 - морской министр, член неофициального "триумвирата" (Энвер, Талаат, Джемаль), фактически правившего Турцией накануне и во время первой мировой войны. Д. неоднократно вёл дипломатические переговоры. Считался сторонником ориентации на Антанту, в особенности на Францию. Незадолго до войны основал в Стамбуле комитет франко-турецкого сближения. В июле 1914, после Сараевского убийства, ездил во Францию: официально - для присутствия на морских манёврах, фактически - для выяснения условий присоединения Турции к Антанте. Однако выдвинутые Д. требования, в частности о предоставлении Францией гарантий Турции против России, не встретили сочувствия у премьер-министра Франции Вивиани, в этот момент готовившегося к поездке в Петербург вместе с Пуанкаре. Неудачей этого зондажа Д. впоследствии оправдывал заключение Турцией союза с Германией (см. Германо-турецкий договор 1914), хотя сам он, по его словам, не участвовал в переговорах с немцами. В период между началом первой мировой войны и вступлением в неё Турции (август - октябрь 1914) Д. настойчиво заверял представителей держав Антанты в Стамбуле, что Турция останется нейтральной. Это было с его стороны лишь дипломатическим камуфляжем. В опубликованных впоследствии мемуарах Д. писал: "Мы объявили себя нейтральными только для того, чтобы выиграть время; мы ждали момента, когда наша мобилизация закончится и мы сможем принять участие в войне". Всё же и во время войны, когда Д., будучи удалён Энвером из Стамбула, командовал войсками в Сирии, русская дипломатия считала правдоподобными доходившие из Турции слухи о подготовке Д. государственного переворота против Энвера с целью заключения сепаратного мира. После поражения Турции и подписания Мудросского перемирия (30. X 1918) Д. эмигрировал в Германию. По настоянию представителей Антанты военный суд в Стамбуле признал его виновным в нарушении правил войны (армянские погромы) и заочно приговорил к смертной казни. В 1920 Д. по приглашению Амануллы хана (см.) выехал в Афганистан, где занял пост военного советника при афганском правительстве. В 1922 при проезде через Тбилиси был убит террористом-дашнаком (членом армянской националистской партии "дашнакцутюн").

ДЖЕМИСОН, ЛЕАНДР СТАРР

ДЖЕМИСОН, ЛЕАНДР СТАРР (1853-1917) - английский колониальный деятель. В 1878 Д. переехал в Южную Африку, в Кимберли, центр алмазной промышленности, возглавляемой Родсом, где занимался врачебной практикой; сблизившись с Родсом, он был им назначен директором "Южноафриканской привилегированной компании" и администратором обширной области к северу от Трансвааля, арендованной этой компанией в концессионном порядке у короля племён матабеле и машона Лобенгулы. По соглашению с Родсом в 1893 новый "администратор" во главе вооружённой банды в несколько сот человек вторгся в Матабелеленд, захватил короля Лобенгулу, вывез его из пределов страны и провозгласил аннексию его земель. Вся захваченная таким образом область стала протекторатом Англии и получила название Родезии в честь Родса. Этот захват создал Д. широкую известность в английских колониальных кругах, но подлинно мировую "известность" доставил ему через два года знаменитый набег на Трансвааль. За этот набег Д. был присуждён английским судом к пятнадцатимесячному тюремному заключению, но вскоре был освобождён. В 1899-1902 Д. принимал участие на стороне Англии в англо-бурской войне, в 1900 был избран депутатом в капский парламент от г. Кимберли. В 1902 он опять стал директором "Южно-африканской привилегированной компании", а в 1904-08 занимал пост премьера Капленда. В 1910 Д. - вождь юнионистской (британской, в противоположность бурско-национальной) партии во вновь образованном доминионе - Южно-Африканском Союзе, и в 1911 был возведён королём в баронеты по представлению либерального кабинета Асквита. В 1912 Д. отошёл от политической деятельности.

ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ (gentlemen s agreement, или gentleman agreement) - устное соглашение обычно без оставления каких бы то ни было документов. Этим Д. с. отличается от устных международных соглашений, относительно заключения которых имеются те или иные письменные доказательства и которые многими признаются имеющими силу международных договоров (напр., устное заявление норвежского министра иностранных дел Илена от 22. VII 1919 датскому посланнику относительно восточной Гренландии или устное соглашение президента Рузвельта с канадским премьер-министром Маккензи Кингом от 18. VIII 1940 о создании постоянного объединённого бюро по обороне). Дипломатические Д. с. в 20 в. стали заключаться по образцу торговых или промышленных устных соглашений, именовавшихся Д. с. и направленных на распределение клиентуры или объектов торговли, или даже на распределение рынка, создание картеля. Д. с. в области международных отношений сейчас поставлена формальная преграда требованием регистрации всех международных договоров в секретариате организации Объединённых наций (ст. 102 Устава).

ДЖЕФФЕРСОН, ТОМАС

ДЖЕФФЕРСОН, ТОМАС (1743-1826) - президент США, автор "Декларации независимости" и основатель партии, названной впоследствии демократической. В 1779-82 Д. был губернатором Виргинии, в 1784-89 - посланником в Париже, в 1790-93 - государственным секретарём США, в 1797-вице-президентом, а в 1801 - 09 - президентом США. С начала борьбы за независимость до своей смерти, т. е. в течение полувека, Д. оказывал влияние на внешнюю политику США.

Будучи посланником в Париже, Д. объехал всю Францию и подолгу останавливался во многих городах и деревнях. С ним советовались французские революционеры. Как известно, "Декларация независимости" оказала сильное влияние на текст французской "Декларации прав человека и гражданина".

Д, пришлось в известной мере создавать методы внешней политики США. После свержения монархии во Франции он, формулируя признание нового французского правительства, заявил: "Мы, конечно, не можем отказать любой стране в тех правах, на которых зиждется наше государство. Каждая страна может выбрать такую форму правления, какая ей понравится, и изменять эту форму так, как ей заблагорассудится".

В 1793 Англия во главе коалиции начала войну против революционной Франции. Президент Вашингтон (см.) и его правительство считали необходимым для своей, ещё не окрепшей страны сохранить в этой войне нейтралитет. Д. возражал, доказывая, что США заключили в 1778 союз не с монархом, а с Францией. Он предпочёл, чтобы нейтралитет, декларированный президентом Вашингтоном 22. IV 1793, был опубликован без его подписи. Вскоре после этого Д. ушёл в отставку.

Д. в 1800, когда территория Луизианы перешла от Испании к наполеоновской Франции, заявил, что США не могут спокойно существовать в непосредственном соседстве с такой агрессивной державой, как наполеоновская Франция, и рекомендовал заключение военного союза с Англией. Конфликт закончился согласием Наполеона в 1803 продать Луизиану.

В качестве президента Д. в первой своей речи следующим образом сформулировал принципы внешней политики: "Мир, торговля и дружба-со всеми государствами, союзы - ни с кем".

Д. умер 4. VII 1826, в день пятидесятилетия выработанной им "Декларации независимости".

ДЖЕЯ ДОГОВОР 1794

ДЖЕЯ ДОГОВОР 1794 - англо-американский договор о дружбе, торговле и мореплавании, подписанный особым уполномоченным США Джеем (см.) и английским министром иностранных дел лордом Гренвилем в Лондоне 19. XI. Инициатором заключения договора был государственный секретарь США Гамильтон.

Договор должен был урегулировать старые споры между Англией и США, связанные с выполнением Версальского мирного договора 1783 (см.), и новые конфликты, вызванные англо-французскими войнами. Так, англичане задерживали американские суда, обыскивали их, захватывали грузы и т. п. Американские корабли не допускались в Вест-Индию. В ответ на эти мероприятия конгресс США временно запретил торговлю с Англией. Часть конгресса требовала войны с Англией, но президент Вашингтон предпочитал добиться мирного разрешения спорных вопросов.

Д. д. был не вполне равноправным. Английские суда имели право входить во все морские и речные порты США, в то время как американские корабли не получали права входа в гавани и реки британских владений в Северной Америке или английской Компании Гудзонова залива. Американцам разрешалось вести торговлю с Вест-Индией только на судах вместимостью не более 70 т, причём ст. XII Д. д. запрещала американцам ввоз и вывоз ряда товаров (хлопка, патоки, сахара и др.). Торговля американцев с Ост-Индией дозволялась с некоторыми ограничениями (напр., запрещалось каботажное плавание американских судов). Свобода торговли для обеих сторон была установлена по р. Миссисипи, а также с британскими островами, что было выгодно Англии, нуждавшейся в американском хлебе и сырье и в рынке сбыта для своей промышленности. В других статьях договора перечислялись предметы военной контрабанды, излагались правила задержания подозрительных судов, порядок назначения консулов. Частная собственность объявлялась неприкосновенной и в военное время. Англия обязывалась к 1. VI 1796 очистить пограничные форты на территориях, отошедших к США на основе Версальского мирного договора 1783. Д. д. не уточнил границ США с Канадой, а предусматривал лишь создание смешанных англо-американских комиссий для определения границ. Смешанные комиссии должны были также установить сумму долгов граждан США англичанам и сумму убытков, которые понесли частные лица - сторонники английской короны - от конфискации их имущества Соединёнными Штатами во время войны за независимость, а также установить ущерб, нанесённый американцам действиями английских военных судов (только 8. I 1802 Англия согласилась уплатить США 600 тыс. ф. ст.).

Несмотря на сильную оппозицию в палате представителей и в сенате, договор под воздействием Вашингтона и Гамильтона всё же был 24. VI 1795 ратифицирован сенатом. Спорный вопрос о торговле с Вест-Индией был окончательно урегулирован в пользу США в 1830 президентом Джексоном, а возрос об уточнении американо-канадской границы лишь в 1842 (см. ).

Предыдущая страница Следующая страница