Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Д" (часть 41, Дол - Дом)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Д" (часть 41, Дол - Дом)

Предыдущая страница Следующая страница

Доливо-Добровольские

— русско-польский дворянский род, герба Долива; восходит к XVII в. и внесен в VI и III части родословной книги губерний Бессарабской, Подольской, СПб. и Костромской (Гербовник, X, 151).

В. Р.

Долина, город в Галиции

(Dolina) — город в Галиции. Находящиеся здесь соляные источники и казенная солеварня выпускают в год около 45000 центнеров поваренной соли. Около 4000 жителей, из которых около четверти русских.

Долина, Мария Ивановна

(в замужестве Горленко) — замечательная оперная и концертная певица (голос ее — превосходный контральто). Род. в 1868 г. В 1886 г. дебютировала на сцене Мариинского театра в главной своей роли — Вани ("Жизнь за царя"). Выступала неоднократно в других русских городах и за границей.

Долина, село Калужской губернии

— село Калужской губернии, Жиздринского уезда, на реке Рессете. Близ Д. большой стеклянный завод; выделка листового стекла на 25000 руб.

Долины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Долис-хана

— селение Артвинского округа Кутаисской губернии, расположенное на правом берегу реки Имер-Хеви, правого притока реки Чорох. Успешная атака русскими войсками, 9 января 1878 г., сильной позиции у Д.-хана, занятой турками, дала возможность ардаганскому отряду двинуться к Батуми.

Долихе

(Doliche) — древнесирийский город в области Коммагене. Теплые источники и храм Зевса Долихена (собственно Ваала, в виде рослого мужчины, стоящего на большом быке, с двойной секирой и пучком молний в руках).

Долихоцефалия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Доллар

— До конца XVIII столетия название это давали, в Англии и Америке, большим серебряным монетам (обычно испанским пиастрам), служившим главной ходячей монетой. В 1792 году, с устройством в Северо-Американских Штатах монетного двора, конгресс решил чеканить Д., содержащий 371,25 гран чистого металла, с отношением между золотом и серебром как 1:15½. Это отношение, меньшее, чем в Европе, вызвало громадный вывоз золота. Чтобы прекратить его, американское правительство в 1834 г. приняло отношение золота к серебру = 1:16, что, в свою очередь, вызвало вывоз серебра. Конгресс 1873 г. установил 900 пробу для серебряной монеты и ввел чеканку торговых долларов (trade-dollar), весом в 420 гран, которые преимущественно чеканили для торговли с Японией и Китаем (в это время в Кантоне чеканились так наз. драконовые Д.); но trade dollar не имел успеха и в 1878 г. был отменен.

Доллар = 100 центам (1,31 руб. металл.). Золотая монета в 1 Д. существовала с 1849 г.; теперь она более не чеканится. В 1891 году были выпущены пробные Д. из двух металлов: в середину серебряного ободка, ценой в 25 центов, вставлялся золотой кружок ценой в 75 центов, но монета эта не имела успеха.

П. ф. В.

Доллард

(Dollard) — залив в Немецком море, при устье Эмса и Аа; образовался 25 декабря 1277 г. вследствие большого скопления льда; в 1287 г. смыло еще полосу, около 50 местечек, город Торум, остаток острова Несса; до XVI в. поверхность воды увеличивалась, затем стала подниматься суша.

Доллингер

(Юлий Dollinger) — венгерский хирург и ортопедист; род. в 1849 г. Служил старшим военным врачом в Боснии после оккупации ее австрийцами. С 1882 г. назначен доцентом по ортопедии в Будапештском университете. С 1883 г. стоит во главе основанного им в Будапеште ортопедического института. В 1891 г. назначен экстраординарным профессором, в 1897 г. — преемником своего учителя, профессора Ковача, с 1898 г. директором Хирургической клиники в Будапеште. Главные труды Д.: "Die Massage f ü r praktische Aerzte u. Mediziner" (Штуттг., 1890) и ряд работ об остеотомии нижних конечностей, о лечении ран без дренажа, о лечении туберкулезных суставов, об экстирпации почек, о гипсовых повязках и др. в журналах "Cbl. f. Chir.", "Deut. Zeit. f. orthop. Chirur.", в венгерском мед. журнале "Orv. Het." и др.

Доллины

(геолог.) — провалы (в Венгрии), происходящее от обрушивания сводов размываемых пещер (см. Провалы).

Доллонд

(Dollond) — фамилия известных английских оптиков, предложивших уничтожать хроматическую аберрацию оптических чечевиц составлением их из двух стекол — кронгласа и флинтгласа (см. Ахроматизм). Д. — французского происхождения; предки их оставили отечество после отмены Нантского эдикта и переселились в Англию. Джон Д. (1706—1761) был ткачом, но в свободное время занимался математикой, астрономией и даже классическими языками. Оставив впоследствии работу на шелковой фабрике, он вместе с сыном, Петром Д. (1731—1820), устроил оптическую мастерскую и начал приготавливать сперва простые, а затем ахроматические объективы, получившие широкое распространение в Англии и на материке; изготовляемые ими трубы получили название доллондов. Основания способа приготовления ахроматических чечевиц Д. напечатал в 1-м томе "Philosophical Transactions"; за этот способ он получил от Лондонского королевского общества медаль Коплея в 1758 г. Джон Д. умер от апоплексического удара во время изучения сочинения Клеро по теории Луны. Сын его, Петр Д., в 1789 напечатал "Account of the discovery of refracting telescopes". Племянник Петра, Георг Д. (1774—1852), продолжал фабрикацию стекол и зрительных труб и занимался также производством хронометров.

В. В. В.

Долма-багче

— летняя резиденция султана, на европейском берегу Босфора, у самого Константинополя. Дворец, в стиле ренессанса, славится своей роскошью. До 1850 г. здесь находился деревянный дворец времен Селима III. Нынешний, мраморный построен Абдул-Меджидом, в 1850—55 гг. Д. служил главной резиденцией Абдул-Азису, свергнутому здесь с престола (1876). В 1877 г. здесь был открыт турецкий парламент.

Долматов и Долматовский монастырь

— см. Далматово.

Долматовы-Карповы

— русский дворянский род, происходящий от князей Фоминских и Березуйских; пресекся в 1660 году со смертью Бориса Ивановича Д.-К., бывшего боярином и начальником наряда, т. е. артиллерии, во время войны с Польшей при царе Алексее.

Дологанские улусы

— 1-го и 2-го Чернорудских родов бурятского племени, ведомства Кударинской степной думы, Верхнеудинского округа Забайкальской области, кочуют по Д. степи. В первом роде один улус, во втором — два. Во всех трех улусах около 3800 душ. Дологанцы отличаются от прочих бурят тем, что исповедуют шаманство, а потому у них нет дацанов. Среди дологанцев немало христиан.

Доломан

— род короткого платья, которое пристегивается поверх мундира. Название его происходит от турецкого "долиман" — платья с узкими рукавами и открытого спереди. В XVII веке венгерские гусары распространили этот род одежды в войсках Западной Европы. У нас Д. называется гусарский мундир, к которому пристегивается ментик.

Доломит

— осадочная горная порода, представляющая агрегат доломитового шпата и получившая свое название в честь французского геолога Доломье. Нормальный Д. содержит на 1 часть СаСО 3 одну часть MgCO3, т. е. состоит из 54,35% углекислой извести и 45,65% углекислой магнезии; породы с другим отношением Са и Mg называются доломитизированными известняками и рассматриваются как смеси Д. с СаСО 3. Д. редко являются пресноводными отложениями; громадное их большинство морского происхождения. Внешний габитус, условия залегания, посторонние примеси и структура Д. представляют полную аналогию с известняками (см. это слово, а также Мрамор). Плотные кристаллически-зернистые (мраморы) и слегка ноздреватые разности Д. встречаются в самых разнообразных местностях и почти во всех геологических системах. В примесях, как и в известняках, различают глинистые, кремнистые, железистые, битуминозные и нек. др. разновидности; цинковая обманка, целестин, тяжелый шпат, свинцовый блеск, бурый железняк, роговик, полевой шпат, кварц и многие др. минералы встречаются в виде гнезд, жил или микроскопических примесей в некоторых Д. При значительном содержании глины Д., как и известняк, переходят в рухляк или мергель. Цвет Д. обычно светло-желтый, серый, иногда черный от примеси органических веществ. Д. разных геологических систем содержат часто окаменелости, остатки морских животных; часто эти окаменелости представляют плохое сохранение и являются, сравнит. с известняками, в небольшом количестве, благодаря продолжительному видоизменяющему и кристаллизационному действию проточных вод, которому Д. и обязан своим происхождением. Теперь все считают Д. за метаморфизованные известняки, причем, следуя Бишофу, чаще всего допускают следующие два случая: 1) MgCO 3 приносится в известняк извне, а часть СаСО 3 часто уносится; 2) действие углекислой воды, растворяя и унося СаСО 3, способно известняк с небольшим содержанием магнезии обогатить этой последней и превратить в Д. Изредка, как, например, в Клермон-Ферране, Ульме, Д. в виде пористого травертина непосредственно осаждается из минеральных источников. Распространение Д. чрезвычайно велико.

Ф. Л.

Доломит, или горький шпат (минерал) — кристаллизуется в ромбоэдрах, которое некоторыми минералогами, на основании фигур вытравления, принимаются за формы тетартоэдрические. Самая обыкновенная форма — основной ромбоэдр с углом в 106°15' в полярных ребрах. Образует двойники по двум законам: двойниковой плоскостью служит плоскость базопинакоида (двойники прорастания) и двойники по плоскости основного ромбоэдра. Кристаллы в основном соединены в друзы, а также в шаровидные, гроздевидные, почковидные и др. агрегаты. Он находится сверх того в сплошных массах, образуя горную породу, называемую также Д. Твердость 3,5—4,5; удельный вес 2,85—2,95. Бесцветен или белый, но нередко окрашен примесями в сероватый, желтоватый, красноватый и др. цвета. Химич. состав: СаСО 3.MgCO3 (30,5 СаО, 21,7 MgO и 47,8 СО 2), однако колеблется вследствие различных изоморфных примесей. Перед паяльной трубкой не плавится. В соляной кислоте при обычной температуре почти не растворяется. Месторождения: Галль (в Тироле) — кристаллы, вросшие в гипс; Альпы — в хлоритовых и тальковых сланцах; Бинненталь, и мн. др.

П. З.

Доломитовые Альпы

(геолог.) — Южно-Тирольские Альпы, сложенные триасовыми доломитами с порфирами и гранитами; сильно изрыты размыванием, отчего приняли причудливые формы; ледников почти нет. Наибольшая высота 3241 м (гора Тофана).

Доломье

(Деодат Гюи Сильвен Танкред Грате de Dolomieu, 1750—1801) — известный французский геолог и минералог. Еще в ранних летах Д. был принят в Мальтийский орден и на 19-м году, за убийство на дуэли, был приговорен к смертной казни, замененной, однако, заключением. В тюрьме Д. начал заниматься естественными науками и по освобождении, продолжая свои занятия в Меце, Д. в 1775 г. опубликовал свои первые исследования "Recherches sur la pesanteur", за которые был избран в корреспонденты Парижской акад. наук. В продолжение 14 лет (1777—1791) он совершил множество путешествий пешком и вернулся в 1791 г. во Францию с драгоценными минералогическими коллекциями и большим запасом новых геологических данных. Напечатал много мемуаров в "Journal de Physique", "Voyage aux isles de Lipari" (1783), "Sur le tremblement de terre de la Calabrie" (1784), "Mémoires sur les isles Ponces et catalogue raisonné de l'Etna" (1788) и др. Во Франции Д. продолжал геологические исследования в городах Оверни и Вогезах, результатом чего были его работы о происхождении базальтов и названного его именем доломита. В 1796 г. Д. получил кафедру в новоучрежденной "Ecole des mines" и избран в члены Института. При возвращении из египетской экспедиции, Д. был объявлен в Тарсите военнопленным (1799). Пленники были скоро обменяны, за исключением Д., узнанного своими прежними сослуживцами, мальтийскими рыцарями, и брошенного в тюрьму. Почти два года провел он в мессинской тюрьме, и здесь, на страницах единственной дозволенной ему книги — библии, писал свой последний труд "Philosophie minéralogique" (изд. после его смерти, в 1802 г.). Получив, по заключении мира, свободу в 1801 г., он скоро умер во время путешествия по Швейцарии. Дневник его последнего путешествия по Швейцарии изд. Brum-Neergard (1802).

Долон-нор

(7 озер) или Лама-мяо (Ламские кумирни) — город в Монголии, на северо-восточной границе Чахарского аймака, среди песчаной равнины, около 4000 фт. абсолютной высоты, на берегу небольшого притока реки Шан-ду-гола. Д.-нор состоит из двух частей: двух ламских кумирен на правой стороне реки и Маймачена, или торгового города, на левой. Одна из кумирен начата постройкой в 1691 г., по повелению императора Кан-си, в память того, что в этом году здесь приняли китайское подданство халхаские монголы. Обе кумирни управляются 4-мя утверждаемыми китайским правительством главными ламами (да-лама). Маймачен — довольно большой город, с тридцатью тысячами жителей, исключительно китайцев. Он не обнесен стенами, хотя улицы его и оканчиваются воротами. Половину населения составляют мусульмане. По занятиям большинство жителей торговцы, но немало и ремесленников: кожевенников, столяров, ткачей и кузнецов. Д.-нор, подобно Гуй-хуа-чжу, является одним из главных пунктов обмена монгольского сырья на произведения Китая. В огромном количестве собирается для отправления внутрь империи скот (особенно бараны) и продукты от него: шерсть, кожи, овчины; много идет за Великую стену соли из монгольских озер. Попадаются здесь и русские, и европейские товары (сукна, юфть, дриллинг и т. д.), но продаются гораздо дороже, чем в Гуй-хуа-чэне и Калгане.

А. О. И.

Долоновский железный рудник

— находится в Нижнеудинском округе Иркутской губернии, в 4-х вер. от Николаевского чугуноплавильного, железоделательного и механического завода, на который руда доставляется из 3-х рудников: Д., Ермаковского, лежащего на правом берегу реки Оки, в вершинах реки Ермаковки, и Кежемского, самого богатого рудой, находящегося на правом берегу реки Ангары, на реке Кежме. Д. железная руда, преимущественно магнитный железняк, из-за содержания в руде серы и фосфора редко употребляется в плавку, хотя и содержит от 40 до 50% железа.

Долорес

(Dolores River) — река в Северной Америке; берет начало в Сан-Хуанских горах, в штате Колорадо; впадает, протекая среди глубоких каньонов, в реку Гранд, в штате Юта (Утах); длина ее течения 400 км.

Долото

— см. Плотничное дело.

Долотцо

— 1) Вельша; см. Орудия садовые; 2) Д. корьевое — см. Кора.

Долоцкий

(Василий Иванович, † в 1885 г.) — сын СПБ. священника, по окончании курса в СПБ. духовной академии был в ней профессором по кафедре литургики. По выражению историографа СПБ. духовной академии, он "создал науку литургики". Составленный им (главн. образом, по Бингаму) обширный курс литургики остался ненапечатанным, но он весьма распространен в литографиях и послужил источником для многих печатных сочинений по литургике. Масса статей Д. напечатана в академическом журнале "Христианское Чтение". Им сделан (по поручению синода) перевод на русский язык 2-го послания к Тимофею, а также перевод византийского историка Никиты Хониата (1860 г.). Из святоотеческих сочинений, посвященных объяснению богослужения, большая часть переведена или Д. самим, или под его редакцией.

Н. Б.

Долы

— Для облегчения веса клинков холодного (белого) оружия, назначенного для рукопашного боя, по обеим сторонам их делаются продольные выемки, называемые долами. — Долы могут быть одиночные, двойные и даже тройные; наиболее часто встречается первый вид Д.

Доль, вершина швейцарской Юры

(La Dôle) — вершина швейцарской Юры, в кантоне Ваадт, 1678 м. Цепь Д. тянется от Коль-де-Фосиль (1323 м) до Коль-де-С.-Серг (1262 м). Юго-западная часть — холмистые плоскогорья, северо-восточная выше и круче. Собственно Д. — узкий гребень, обрывистый к СВ и ступенями спускающийся к ЮЗ.

Доль, город во Франции

(Dôle) — окружный город во французском департаменте Юры (Франш-Конте), на правом берегу Дуба. Около 12000 жителей. Громадный собор, библиотека, мельницы, глиняные и металлич. изделия; торговля зерном, мукой, углем. Римская дорога и остатки водопроводов. В 1431—1481 гг. здесь был университет. В 1871 г. Мантейфель осаждал Д. Вблизи минеральные источники, добыча железа, ломки мрамора и жернового камня.

Дольмены

— так называется один вид мегалитических (т. е. сложенных из больших камней или каменных плит) древних памятников, похожих на каменные столы (откуда и кельтское название их, dolmen, в Бретани) и признававшихся ранее археологами за алтари или жертвенники друидов, но бывших в действительности каменными гробницами доисторической эпохи. В простейшей своей форме Д. устраивался из пяти каменных плит и представлял род каменного закрытого ящика; на четырех плитах, поставленных стоймя, лежала пятая. В передней поперечной вертикальной плите обычно прорезывалось круглое отверстие. Обычно Д. устраивался на поверхности земли и над ним насыпался курган, впоследствии часто опадавший и уничтожавшийся; но иногда Д. воздвигался на вершине кургана или, наоборот, он углублялся в землю, устраивался в яме. В других случаях Д. принимали более сложную форму, например соединялись с более узким коридором из стоящих плит или устраивались в виде большой прямоугольной камеры, в одной из продольных сторон которой проделывался вход с коридором (так что все сооружение получало вид буквы Т), или, наконец, Д. превращался в ряд продольных, следовавших одна за другой камер, иногда все более и более расширявшихся и углублявшихся в землю (allée couverte). Материал, из которого складывались Д., был различен, смотря по местности: в Дании и Бретани — гранитные глыбы, в центральной и южной Франции, в Голландии, Испании — известковые. В основном Д. встречаются в пустынных и бесплодных местах, по берегам моря; но следует принять во внимание, что многие из этих памятников разрушились от времени или — чаще — были расхищены людьми, употребившими плиты для других построек. В Европе Д. распространены лишь на западе, именно в Дании (где встречаются большие гранитные камеры в виде буквы Т), СЗ Германии, Голландии, Бельгии, Франции, Испании, Португалии; в Италии, за немногими исключениями в области Этрурии, их нет, в Австрии, средней Германии, Пруссии, на Балканском полуострове тоже; но они были найдены в небольшом числе в Крыму. За пределами Европы они известны в северной Африке (Алжире, Тунисе) и Передней Азии (Сирии, Палестине), также на Кавказе (особенно в Кубанской области) и в Индии, где подобные памятники воздвигаются еще местами (например, в южн. Khassia) и в настоящее время над умершими. Одно время была в ходу гипотеза, что эти памятники были оставлены народом, распространявшимся из Азии, через сев. Африку, на Пиренейский полуостров и далее во Францию, Германию и Данию; но этой гипотезе противоречит то обстоятельство, что северные Д. (датские, британские) относятся, по всем признакам, к более древней эпохе, чем южные. Некоторые из датских и британских Д. заключают в себе погребения каменного века (остатки многих умерших, погребенных в сидячем положении, с каменными при них орудиями), тогда как, напр., в Д. средней и южной Франции, рядом с кремневыми наконечниками копий и стрел, были находимы при костяках и бронзовые украшения, а в Д. Алжира и Кавказа — даже железное оружие. Устройство подобных каменных гробниц могло быть подражанием обычаю предков, хоронивших в пещерах, так как дольмен представляет род искусственной пещеры или грота. Некоторые Д. служили, очевидно, семейными или родовыми усыпальницами, другие были одиночными гробницами. В средней Франции строители Д., относящихся к началу металлического века, принадлежали, по-видимому, к новым пришельцам, сравнительно с населением неолитической эпохи, хоронившим своих умерших в пещерах; на это указывает как различие в обстановке погребений (в погребальных неолитических гротах были найдены костяки, пораженные кремневыми стрелами совершенно того же типа, как и находимые в Д., что свидетельствует, по-видимому, о борьбе между строителями Д. и населением, хоронившим в гротах), так, отчасти, и различие в форме черепов (по преимуществу, долихоцефальных в гротах и мезо- или брахицефальных — в Д.). Д., находящиеся в Абхазии, черкесы считают жилищами какого-то народа карликов, основываясь, по-видимому, на малой величине отверстия в них (с человеческую голову); казаки же называют их "богатырскими" могилами, так как только богатыри могли стаскивать с гор, по их мнению, такие каменные глыбы (известняка), весом в 100 и более пудов. В этих Д. были находимы человеческие кости, от субъектов, погребенных, по-видимому, в сидячем положении и отличавшихся высоким ростом, крепким сложением и брахицефальной формой черепа. При костях были найдены черепки глиняной посуды, с прямолинейным, ногтевым или волнистым узором, кремневые скребки, каменные бруски, бронзовые кольца, серьги, стрелы, булавки, зеркальца, стеклянные бусы. Найденная в одном из Д. босфорская монета Рискупориса IV, 215 г. по Р. X., весьма важна в том отношении, что дает возможность определить хотя бы приблизительно эпоху кавказских Д. Д. Крыма дали несколько железных вещей и, кроме того, указали на следы трупосожжения.

Д. А.

Дольпор

(Dholpoor) — туземное раджпутанское государство в Индии, под британским протекторатом; 4286 кв. км; 500000 жителей. Главный город — того же имени.

Дольфус

(Dollfus) — эльзасская фамилия, из которой особенно известны: 1) Жан Д. (1800—1887) вместе с тремя братьями наследовал от отца большие мануфактурные фабрики в Мюльгаузене, под его управлением занявшие первое место в мюльгаузенской хлопчатобумажной промышленности; они славятся своим благоустройством и учреждениями для рабочих. До 1871 г. Д. был мэром Мюльгаузена; особенно большие заслуги приобрел он устройством жилищ для рабочих, стоя во главе основанного им (1853) с этой целью общества: Société dés cités ouvrières de Mulhouse (см. Жилища рабочих). В 1877—87 гг. был членом рейхстага, в котором принадлежал к партии протеста. Вел энергичную борьбу против покровительственных пошлин, особенно в сочинении: "Plus de prohibition" (1853). Им написаны еще: "Congrès de Francfort, 15 sept. 1857", "Note sur les cités ouvrières" (1857); "De la levée des prohibitions douanières " (2 изд., 1660). — 2) Его старший брат, Даниель, прозванный Dollfus-Ausset (1797-1870) — геолог. Известен трудом: "Matériaux pour l'étude des glaciers " (1864-73). Ср. Ch. Grad, "Notice sur la vie et travaux de D. Dollfus-Ausset" (1872). — 3) Шарль Д., сын первого, французский писатель. Род. в 1827 г., в 1857 г. вместе с Нефцером основал "Revue germanique" (с 1865 г. назыв. "Revue moderne"), а в 1861 г. был одним из основателей "Temps". Написал: "Etudes sur l'Allemagne" (1864), "Le dix-neuvième siècle" (1865), "Considérations sur l'histoire" (1872), "Lettres philosophiques" (3 изд., 1869), "Révélation et révélateurs" (1858), "Méditations philosophiques" (1866); "De la nature humaine" (1868), "L'âme dans les phénomènes de conscience" (1876), a также несколько повестей и романов.

Дольчатопоследные животные

(Cotylophora) — группа млекопитающих, заключающая в себе типичных жвачных. Название это основывается на строении органов питания плода при внутриутробном развитии. У млекопитающих именно на наружной зародышевой оболочке (серозной) зародыша развиваются выросты или ворсинки, которые, внедряясь в слизистую оболочку матки, почерпают из нее питательный материал для зародыша. В некоторых отрядах млекопитающих, в том числе у непарнокопытных и у части парнокопытных (у свиней, бегемотов и некоторых жвачных: верблюдов и оленьков), ворсинки имеют сравнительно простую форму и равномерно распределены на поверхности серозной оболочки, образуя так называемую рассеянную плаценту (placenta diffusa). У типических жвачных образуется дольчатая плацента (placenta cotyledonea). Здесь длинные и разветвленные ворсинки скучиваются группами, в дольки, cotyledones, между которыми поверхность серозной оболочка остается гладкой. Число таких долек может быть весьма различно; у козули их всего 5—6, у овцы и коровы 60—100. Слизистая оболочка матки представляет, соответственно каждой дольке, возвышенное утолщение, снабженное многочисленными ямочками, в которые входят ворсинки долек. В каждой дольке можно различать поэтому зародышевую часть плаценты (placenta foetalis), развивающуюся из оболочек зародыша, и материнскую часть (placenta uterina), образованную измененной слизистой оболочкой матки. В описанных углублениях слизистой оболочки образуется особая, похожая на молоко жидкость (маточное молоко, Uterin-Milch), поглощаемая ворсинками и служащая для питания зародыша. См. Млекопитающие и Жвачные.

Дольче

(Людовик Dolce, 1508 — около 1566) — итальянский поэт и ученый, родом из Венеции. Написал много сочинений по всем отделам литературы, но ни в одном из них не создал ничего выдающегося. Лучшее из его произведений — эпическая поэма "Le prime impresse d'Orlando" (1572). Из его трагедий наибольший успех имела "Marianna" (1560). Комедии его изданы в 1560 г. Ему принадлежат еще биографии Карла V (1561—67) и Фердинанда I (1566), сочинение об итальянском языке (1562) и др.

Дольчи

(Карло Dolci) — итальянский живописец. Род. во Флоренции в 1616 г., первые годы своей жизни провел в бедности и получил строго религиозное воспитание, отразившееся на всей последующей его деятельности. Поступив, 9-ти лет от роду, в ученье к Я. Виньяли, выказал такие блестящие способности, что привлек к себе внимание и покровительство многих знатных флорентийцев, в том числе членов семейства Медичи. Маттео Розелли, к которому он обратился для дальнейшего своего усовершенствования в искусстве, и богатые духовные лица и общества доставляли благочестивому художнику много заказов. Довольство и почет, среди которых он жил почти безвыездно в своем родном городе (60-ти лет он был вызван в Инсбрук для написания портрета эрцгерцогини Клавдии, невесты императора Леопольда I), омрачались припадками меланхолии, перешедшей в 1686 г. в слабоумие. Картины Д., как нельзя больше соответствовавшие болезненно-сентиментальным порывам религиозности того времени, отличаются стремлением к красоте, тщательностью исполнения, своеобразной прелестью и нежностью экспрессии, переходящими иногда в манерность и слащавость. Произведения его находятся во Флоренции, Лондоне, Вене, Мюнхене, Дрездене и др. местах. В Импер. Эрмитаже: "Скорбящая Богоматерь", "Св. Мария Магдалина", "Св. Антоний", "Св. Екатерина", "Св. Цецилия", "Св. Иоанн Богослов", "Товия и ангел".

А. Н—в.

Доля в прибыли

Статья большая, находится на отдельной странице.

Доля, в этнографии

— судьба, участь человека, в народных представлениях является не абстракцией, а особым демоническим существом. Понятие о Д. представляет пеструю смесь представлений, разновременно вошедших в состав этого понятия, но не слившихся воедино и отчасти сохраняющих свою древнюю окраску. В понятии о Д. замечаются три главные идеи: идея прирожденности, идея предопределения и идея случая. Первая идея является несомненно древнейшим мотивом. Д. дается прежде всего матерью, связана с актом рождения, обусловлена родом, предками. В соответствующих представлениях о Д. отражается древний культ предков, покровителей домашнего очага: Д. дается рожаницами; иногда, хотя и редко, долей называют сами души предков, в особенности матери (см. Домашние боги). Связь Д. с культом предков рельефно проявляется в мифологии старосеверной и классической. Римские genii и junones суть души умерших, и вместе с тем духи-покровители человека: у каждого мужчины свой genius, у каждой женщины — своя juno; наклонности того или другого лица определяются его гением. Прирожденная Д. неизбежна, неотвратима; от нее не уйдешь, не уедешь. Первый повод к более свободному пониманию идеи судьбы могло дать образное представление рожаниц, которые обособились в отдельные демонические существа. Их роль в судьбе человека определяется их антропоморфизмом; они дают ему его Д., часть, участь в жизни, отмеривают талан. При колыбели одного человека их несколько, обычно три; односторонняя идея прирожденности ослабела перед возможностью того или другого решения рожаниц, которых можно смягчить, умилостивить; но когда решение состоялось, непререкаемость вступает в свои права. Решает третья, как бы уравновешивающая крайности предыдущих приговоров. Отсюда новый ряд образов, заменяющих прежних рожаниц: болг. урженицы, наречницы (нарекающие судьбу), серб. судницы (Sudnice, хорв. Sudjenice), чешск., словацк. судицы (Sudice, Sudi č ky), старосеверные норны (nornir), греч. μοίραι и др. девы судьбы. Переход от понятия рожаницы к представлению судицы дают хорватские и словенские поверья, где оба обозначения существуют при одной и той же роли: слов. Rojenice и Sojenice, хорв. Rodjenice и Sudjenice. Новым моментом в развитии идеи судьбы является мотив, идущий вразрез с непререкаемостью унаследованной или присужденной Д.: момент случая, неожиданности, счастья или несчастья, навеянных со стороны, невесть откуда. Идея случая не уничтожила прежних фаталистических представлений, но своеобразно с ними соединилась. В этом отношении южно-славянские и русские поверья представляют любопытное разноречие. У сербов в представлениях судьбы преобладает начало случайности; таковы серб. Среча (срећа, собственно встреча, т. е. то, что встретилось, набежало ненароком) и Несреча, равно как намjера (то, на что человек намеряется, натыкается). В русских поверьях также явилось понятие о случайности; но преобладающим осталось древнее представление Д., с той разницей, что она стала теперь отменяемой (девушка, приносящая счастье бездольному молодцу). В общем, русские народные представления о Д. проникнуты ощущением связанности, гнета, соответственно чему народная фантазия создала образы преимущественно отрицательные: Беды, Горя (малорусская Журба, великорусская Кручина), Обиды, Нужи, и дала самому пониманию Судьбы-Судины, Судьбины, отвлеченному по существу, конкретное значение Злой Судьбы, Недоли. Под влиянием христианства в народные представления о Д. проникает идея о промысле, о высшем устроении не одного, а всех к общему благу. С другой стороны, является и идея о заслуженности: Д. и недоля не только даются, но и заслуживаются; своя волюшка доводит до горькой долюшки. так, в "Повести о Горе-Злосчастии", Горе-Злосчастье представляет собой фантастический образ, в котором народные представления о прирожденной или навязанной недоле смешались с образом христианско-библейского демона-искусителя, нападающего на человека, когда, преступив заповедь, он сам отдается власти греха. Под влиянием христианско-византийской образованности, в народные представления о Д. проникло и верование во влияние звезд на судьбу человека ("планида"), равно как образ Злыден (злые дни византийской гадальной книги). В своих проявлениях Доля русск. народных сказок является началом активным или пассивным. От большей или меньшей активности ее зависит большее или меньшее благосостояние ее хозяина.

Ср. Потебня, "О Д. и сродных с ней существах" ("Древности. Труды Моск. археологич. общ.", т. I, вып. II, М., 1867); Krauss, "Sre ć a. Glück und Schicksal im Volksglauben der Südslaven" (Вена, 1886); Веселовский, "Розыскания в области русск. духовного стиха" (вып. V и VI, СПб., 1889—91); ст. Васильева в "Этнографическом Обозрении", 1890 г. № 1, и материалы Иванова в "Сборнике Харьков. историко-филологич. общ." (т. IV, 1892 г.).

Доля, областное деление

— областное деление, введенное в России Петром Великим по табели 14 октября 1710 г. с целью возможно точного определения сравнительной платежной способности каждой губернии. При составлении бюджета 1711 г. пропорциональная доля каждой губ. в общегосударственных платежах определялась количеством числившихся в ней дворов, по сравнению с общим количеством дворов в России: за единицу сравнения была принята Д., состоявшая из 5536 дворов. Так как по переписи 1678 г. дворов числилось 812131, то вся Россия была разделена на 146,7 Д., причем на Московскую губернию пришлось 44,5 Д., на СПб. — 32,2, на Казанскую — 21, на Архангельскую — 18,5, на Сибирскую — 9, на Смоленскую — 9, на Азовскую 7,5 и на Киевскую — 5. В 1711 г. губернии участвовали в общегосударственных платежах "по долям дворового числа". Перепись 1710 г., результаты которой уже были известны в феврале 1711 г., показала фиктивность приведенных цифр, констатировав значительную убыль дворов сравнительно с 1678 г. (исключая Казанскую и Сибирскую губернии). В интересах бюджета правительство оставило в силе старые, фиктивные цифры. Указ 28 января 1715 г. поставил во главе каждой Д. ландрата. Д. стала соответствовать шведскому härad'y; число дворов в ней стало зависеть от "рассмотрения губернаторского", хотя цифра 5536 продолжала считаться нормой. Указ 10 декабря того же года предписал ландратам перепись дворов Д. Данные этой переписи, производившейся в 1716—17 г., только частью затронуты трудом П. Н. Милюкова: "Государственное хозяйство России в первой четверти XVII ст. и реформа Петра Великого" (СПб., 1892).

В. Ст.

Дом арестный

— так называется в СПб. помещение для подвергаемых аресту по приговорам мировых судей, для которого городской думой выстроено в 1881 г. особое здание. Оно содержит в себе как общие помещения, так и одиночные камеры для желающих. Д. рассчитан на 160 человек. С 6 января 1881 г. по 1 января 1891 г. в нем отбывало наказание 62852 человека (мужчин 57168, женщин 5684). Несовершеннолетних до 17 лет было 873 человека (м. 848, ж. 25). По сословиям на каждые 100 человек приходилось: крестьян 72, мещан 22, дворян 4, почетных граждан и купцов 1 и иностранных подданных 1. Из двух арестованных один отбывал наказание арестом вместо уплаты денежного штрафа, в громадном большинстве случаев весьма незначительного. Почти половина всех арестованных содержалась за проступки против благочиния и порядка. Рецидивистов, поступавших в арестный Д. от 2 до 17 раз, за восьмилетие 1883—90 гг. было 9064 человека (м. 8498, ж. 566), причем рецидивистами по преимуществу являются содержащиеся за самовольное прибытие в столицу. Это лица или лишенные по суду гражданских прав, или же высланные из столицы по распоряжению администрации, не имеющие определенных занятий, нищенствовавшие или занимавшиеся темными делами. Соседство подобных людей крайне вредно могло бы влиять на прочих арестованных, вследствие чего городская дума ходатайствовала о том, чтобы они отбывали наказание не в СПб., а в месте, назначенном им для жительства. Когда ходатайство это оказалось безуспешным, то столичные мировые судьи стали приговаривать их к незначительным штрафам, а при несостоятельности — к аресту на 1 день, так что лица эти не успевают попасть в арестный Д. и отбывают наказание при полиции. Среди содержащихся в арестном Д. преобладают арестованные краткосрочные: приговоренные на сроки от 1 до 7 дней включительно составляют 84,2%, а на сроки от 1 до 3 месяцев — всего лишь 4,4% общего числа арестованных. Почти все работы в арестном Д. производятся безмездно арестованными. Поступило за 10-летие в городскую кассу денежных взысканий, налагаемых мировыми судьями и обращаемых в капитал на устройство и содержание арестных помещений, — 320682 руб.; израсходовано из них 302130 руб. Устройство помещений для подвергаемых аресту по приговорам мировых судей отнесено на счет города, кроме СПб., в Москве, Одессе, Риге и Ревеле, в проч. же местностях — на счет земства. Ср. "Первое 10-летие спб. городского арестного Д." (СПб., 1891).

Дом воспитания бедных детей

— ныне гимназия Человеколюбивого общества (см.).

Дом для рабочих

— см. Жилища рабочих.

Дом для умалишенных

— см. Душевные болезни.

Дом императорский

— см. Императорский Российский Дом. Выражение: дом государский для означения царской фамилии встречается уже в выходных книгах.

Дом милосердия

— в С.-Петербурге, принадлежит к числу Магдалинских убежищ (см.)

Дом питейный

— см. Питейная торговля.

Дом предварительного заключения

— в виде особого заведения существует только в С.-Петербурге, в непосредственном ведении главного тюремного управления, и управляется особым начальником, назначаемым министром внутренних дел. За всеми сторонами управления и хозяйства Д. надзирает особая наблюдательная комиссия, состоящая из 1 или 2 представителей петербургской городской думы, 1 лица прокурорского надзора, 2 директоров тюремного комитета и 1—5 членов, назначаемых министром внутренних дел. С 1891 г. при Д. П. З. имеется особое помещение для содержания неисправных должников, которые совершенно разобщены от подследственных арестантов. См. Предварительное заключение.

А. Л.

Дом призрения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дом призрения и ремесленного образования бедных детей

— в СПб., открытый в 1875 г., состоит в ведении минитерства финансов по департаменту торговли и мануфактур. Лица, принимающие участие в деятельности Д., разделяются на членов почетных, действительных и благотворителей. Цель Д., согласно уставу 27 июня 1875 г., измененному 12 мая 1887 г., состоит в воспитании и обучении полезным знаниям и ремеслам призреваемых обоего пола без различия состояний, званий и вероисповеданий. Для достижения этой цели им содержатся: I. Ремесленное училище Цесаревича Николая (см.) и II. Женская рукодельная школа Импер. Марии Александровны (см.). Заведование Д. возложено на совет, состоящий из председателя и двух товарищей его, назначаемых государем императором, и из 12 членов, из которых 2 назначаются министром финансов, 2 петерб. городской думой, а 8 избираются членами Д. из своей среды.

Дом работный

— По учреждению о губерниях 1775 г. работные Д. должны были "доставить неимущим прокормление собственной их работой"; устройство их было поручено приказам общественного призрения. Они не были лишены и характера исправительного, так как заключению в них для принудительных работ подлежали праздношатающиеся, присылаемые на время или навсегда по распоряжению местного начальства, а равно такие лица, уличенные в прошении милостыни, которые могут прокормиться собственной работой; в 1841 г. повелено было помещать в эти домы и солдаток развратного поведения, остающихся в казенных селениях и предающихся праздности. Но работные Д. не были заведены приказами общественного призрения, за исключением Иркутска и Красноярска, где они закрыты были в 1853 г., и Москвы, где работный Д. состоял в ведении попечительного совета заведений обществен. призрения, ныне же находится в ведении моск. комитета для разбора и призрения просящих милостыни. В 1889 г. в моск. работном Д. призревалось 136 чел., в том числе 90 мужчин. В уставе общественного призрения изд. 1892 г. (Св. Зак. т. XIII ст. 291—298) сохранены основные начала екатерининского законодательства о работных Д. См. Дом трудолюбия.

Дом ремесленный

— см. Ссыльнопоселенцы.

Дом сиропитательный

— Название это дается различным учреждениям для призрения сирых и убогих детей. Сиропитательные Д., существующие в Области Войска Донского и состоящие в ведении местного приказа общественного призрения, совмещают в себе Д. сиротские, воспитательные и родильные приюты; положение об этих Д. приложено к 303 ст. Устава общественного призрения (Св. Зак., т. XIII, изд. 1892 г.). Сиропитательный Д. Елизаветы Медведниковой в Иркутске, открытый в 1838 г., представляет собою закрытое учебное заведение для детей бедных родителей, преимущественно сирот. При доме банк, часть чистой прибыли которого поступает на содержание Д. Ср. А. Панов, "Банк сиропитательного Д. Елизаветы Медведниковой в Иркутске" (М. 1892).

Дом содержания неисправных должников

— в виде особого заведения учрежден был в С.-Петербурге в 1856 г., упразднен в 1889 г. См. Личное задержание, Несостоятельность.

Дом странноприимный

— собственно дом для призрения бедных странников, находящихся в пути. Подобные заведения под именем ксенодохий появились уже в первые века христианства; во множестве они устраиваются на Востоке. У нас подобный странноприимный Д. существует с 1856 г. в Курске; при нем больница. Но чаще у нас странноприимными Д. называются обыкновенные богоугодные заведения, совмещающие в себе богадельню и больницу. Таков странноприимный Д. графа Шереметева в Москве, открытый в 1810 г.: он состоит из богадельни, больницы и лечебницы для приходящих (Ср. А. Тарасенков, "Историческая записка о С. Д. графа Шереметева", M. 1860). Странноприимный Д. кн. Куракиных в Москве есть военная богадельня. Странноприимный Д. секунд-майора Ахлебаева в Москве, состоящий в ведении городского общественного управления, совмещает в себе богадельню и лечебницу для приходящих. Странноприимный Д. Таранова-Белозерова в Симферополе совмещает в себе богадельню и больницу.

Дом терпимости

— см. Проституция.

Дом торговый

— в Торговом Уставе (Св. Зак. т. XI ч. 2, изд. 1887 г., ст. 67—86) так называется торговое товарищество: 1) полное и 2) на вере. Торговый дом считается открытым лишь после того, как лица, его образующие, 1) оповестили о том купечество печатными циркулярами, в которых между прочим означаются подписи лиц, уполномоченных на управление Д., и 2) внесли в городскую управу или соответствующее ей городское управление, а в СПб., Москве и Одессе — в купеческую управу, выписку из своего договора о товариществе. Если торговый Д. открыт будет без соблюдения этих правил, то виновные приговариваются к денежному взысканию не свыше 500 руб., а торговый Д. подлежит закрытию. По окончании каждого года городские управы, а в СПб., Москве и Одессе — купеческие управы представляют в департамент торговли и мануфактур подробные ведомости о торговых Д. См. Товарищество.

Дом трудолюбия

— Этим именем в первой половине нынешнего столетия назывались женские учебные заведения II разряда, в которых на полном содержании жили и обучались бедные бесприютные девицы свободных состояний; принимались в эти школы и пансионерки. Подобные Д. существовали в Москве, СПб. и Симбирске. В 1847 г. они переименованы были в Елизаветинские училища. К тому же типу принадлежит и существующий поныне Д. трудолюбия в Калуге. Другого рода Д. трудолюбия и призрения неимущих открыт был в 1821 г. в Рязани. Он совмещает в себе: 1) начальную школу для убогих детей, 2) богадельню для призрения престарелых и увечных, 3) Д. трудолюбия, или работный Д. в собственном смысле этого слова. Такие Д. трудолюбия стали распространяться у нас в последние годы. Пропагандистом их явился барон Буксгевден, который находит, что общественное призрение в России только тогда может получить правильную организацию, когда будет устроено надлежащее число принудительных работных Д. для борьбы с нищенством (см. его ст. в Schmoller's "Jahrbuch fü r Gesetzgebung, Verwaltung und Volkswirtschaft im Deutschen Reich", X Jahrg., 1886). Инициатива открытия таких Д. трудолюбия принадлежит приходскому попечительству собора св. Андрея в Кронштадте (подобная же попытка приходского попечительства Благовещенской церкви в СПб. в 1864 г. оказалась неудачной). Учрежденный им Д. трудолюбия открыт в 1882 г. Работы, здесь предлагаемые, состоят главным образом в расщипывании пакли, плетении корзин, приготовлении картузов. При Д. трудолюбия состоят ночлежный дом, школа для бедных детей и другие благотворительные заведения. СПб. Д. трудолюбия, открытый в 1885 г., состоит в ведении особого попечительного общества, которое, помимо заведования Д. трудолюбия, приискивает места, помещает в богадельни, приюты и проч., безвозмездно снабжает лекарствами, билетами на право ночлега в ночлежных Д. и т. п. В Д. трудолюбия получают работу 40 чел. мужчин и 20 женщин. Мастерские: картузная, где работа не требует никакой подготовки, белошвейная и калошная. При Доме существует еще модная мастерская для обучения девочек. Д. трудолюбия евангелических приходов (Evangelisches Arbeithaus) учрежден в СПб. в 1886 г. при лютеранской церкви св. Марии, на 40 мужчин. Цель заведения отчасти и воспитательная — приучить пьяниц и распущенных рабочих к трезвости и дисциплинировать их. В 1889 г. в Д. помещалось 103 челов., занимавшихся картузным, переплетным и плетением рогожек для стульев, половых матов, портняжн., сапожным, обойным и столярным мастерствами. В 1890 г. Петровское общество вспоможения бедным прихода Введения открыло Д. трудолюбия, в котором призреваемые получают прокормление и работу, а беднейшие — и ночлег на условиях отчисления известного процента заработка в пользу общества. К Д. трудолюбия может быть отнесена и швейная мастерская общества для доставления дешевых квартир и др. пособий нуждающимся жителям Петербурга.

Дом убогий

— см. Скудельница.

Дом убогих Императорского человеколюбивого общества

— основанный в С.-Петербурге в 1823 г., ныне в память митрополита Исидора († в 1892 г.) именуемый Исидоровским, имеет целью призрение престарелых и больных женщин, преимущественно из постоянных жительниц С.-Петербурга. Все заведение устроено на 163 человека; из них 100 призреваются бесплатно.

Дом, гора в Альпах

(Dom) — высочайшая гора Мишабельгернера, северного отрога Мон-Розы, в Альпах; 4554 м над уровнем моря; впервые на нее всходил в 1858 г. англичанин Дэвис.

Дом, единица поземельного владения

— вместе с двором (см.) составляет в смысле гражданских законов единицу поземельного владения в городах. Д., раз он выстроен, составляет принадлежность двора, являясь вместе с ним имуществом "недвижимым" и "нераздельным". Под Д. в этом смысле в законах вообще разумеются городские "владения, кои составляют один двор и числятся под одним номером, хотя бы дома сии состояли из разного жилого строения или флигелей и часть их отдавалась в наем" (Полож. о спб. городском обществ. управлении 1 8 64 г.). К недвижимым имуществам причисляются, согласно разъяснениям сената, и Д. на чужой земле, казенной, общественной или частной, за исключением Д., назначенных на слом (475, 1869 г.; 175, 1871 г.; 648 и 561, 1868 г. и ряд других), следовательно, и Д. священно-церковнослужителей, построенные на церковной земле и представляющие особый вид домовладения, но юридическое положение которого недостаточно выяснено. Что касается нераздельности, то она понимается лишь в смысле невозможности реального деления между совладельцами или сонаследниками одного Д. в виде, напр., деления по этажам, комнатам и т. д. (в этом смысле реш. общ. собр. сената 5 февр. 1865 г.). Затем раздельность Д., состоящего из нескольких жилых зданий, возможна в тех пределах, в каких допустима делимость двора. В средние века на Западе допускалось деление Д. и в указанном выше смысле, т. е. деление по этажам, комнатам и т. п., с установлением самостоятельных вещных прав на каждое из делений. Тогда же Д. считались имуществом движимым (см.). Ср. Победоносцев, "Курс гр. права" (I, §§ 11 и 62).

Дом, учреждение

— этим словом во многих случаях означается учреждение, цель и назначение которого определяется тем прилагательным, которое к нему присоединяется: Д. архиерейский (см.), Д. вдовий (см.), воспитательный (см.), инвалидный, ночлежный, рабочий, сиротский, смирительный (см. соответ. слова).

Дом, Христиан Вильгельм

(Dohm, 1751—1820) — немецкий государственный деятель, публицист и историк. Был профессором финансовых наук и статистики в Брауншвейге, потом служил в прусском министерстве иностранных дел, был полномочным министром при курфюрсте кельнском, позже исполнял разные дипломатические миссии и был одним из прусских уполномоченных на Раштадтском конгрессе. Посл. Тильзитского мира поступил на службу вестфальского правительства и был послом короля Иеронима в Дрездене. Главные сочинения Д.: "Gesch. d. bayrischen Erbfolgestreits" (1777), "Ueber d. deut. F ürstenbund" (1785); "Die Lütticher Revolution im J. 1789"; "Denkwürdigkeiten mein er Zeit." (1814—19). Ср. Gronau, "С. W. v. Dohm nach seinem Wollen und. Handeln" (1824).

Дом, Эрнст

(Dohm) — немецкий писатель (1819—1883). С 1849 г. редактор "Кладдерадатча"; написал ряд комедий и водевилей, из которых лучшие — комедии "Das erste Deb ü t" (1860) и "Der trojanische Krieg" (1864), водевили "Ihr Ritter" (1862) и "Harte Steine", (1866); известны еще его юмористические "Secundenbilder, ungereimte Chronik" (1879). — Его жена Гедвига (род. в 1833 г.) написала ряд статей по женскому вопросу и по истории литературы, а также несколько комедий и романов.

Дома, в кристаллографии

— в кристаллографии называются горизонтальные четырехгранные призмы. Различают макро- и брахидомы (параллельные длинной и короткой осям; см. Ромбическая и Трехклиномерная система); орто- и клинодомы (паралл. орто- и клинооси; см. Одноклиномерная система). В гемиморфных (см.) кристаллах домами называют 2 пересекающиеся плоскости, ребро которых || одной из кристаллических осей (см. Доматический класс ромбической системы). Дома, как открытые формы, встречаются только в комбинациях.

Дома, Мельхиор

(Daumas, 1803—1871) — французский генерал и писатель. Вступив на службу простым солдатом, выдвинулся в Алжире, во время походов против Абд-эл-Кадера. В 1858-69 гг. был президентом Парижского географического общества. Написал: "Le grand désert ou itinéraire d'une caravane du Sahara au pays des Nègres" (3 изд., 1861); "Moeurs et coutumes de l'Algérie" (4 изд., 1864); "Les chevaux du Sahara" (7 изд., 1874) — его главный труд, весьма важный для коннозаводства; "La Kabylie" (1857) и др.

Домажлицы

(по-чеш. Doma ž lice, по-нем. Taus) — город в Чехии; около 10 тыс. жителей. Окрестности города — самое удобное место для перехода из Германии (Баварии) в Чехию. Уже в 973 г. упоминается Д. как округ, с крепостью или замком; во времена Оттокара II Д. уже город, хотя в крепости еще сидят королевские наместники. В 1428 г. в крепости Д. был гуситский гейтман Ян Ритка; в 1431 г. горожане Д., в соединении с Прокопом, одержали победу над врагами гуситов. В 1547 г. Д. восстали против Фердинанда I; в 1620 г. они держали сторону Фридриха Пфальцского и сильно пострадали.

Доманевка

(Думаневка) — торговое местечко Ананьевского уезда Херсонской губернии, на частновладельческой земле, при речке Чертале. Жителей 864. Синагога, базары, лавки.

Доманик

(геолог.) — горючий сланец с рек Ухты и Сед-Ю (Печорский край), темно-бурого до черного цвета, мощностью 60—90 м; относится к верхнему отделу девонской системы; из его слоев вытекает значительное количество нефти.

Домат

(Jan Domat, или Daumat) — французский юрист (1625—1696). Находился в дружеских отношениях с Паскалем, который перед смертью вверил ему свои бумаги. Важнейшие труды его — "Les lois civiles dans leur ordre naturel". (Париж, 1689—1694) и "Le droit public" (1697). Сочинения Д. проникнуты глубоким философским взглядом и представляют собой попытку установить основные, общие принципы права. По словам Буало, Д. был "восстановителем разума в юриспруденции". Труды Д. оказали огромное влияние на развитие юридических наук и практики во Франции и выдержали множество изданий (наиболее известны издания Kappe, 1822 г., и Реми, 1828 г.).

См. Henri Loubers, "Jean D., philosophe et magistrat" (1873).

В. Д.

Доматический класс

(кристаллография) — см. Одноклиномерная система.

Домачево

— местечко Гродненской губернии, Брестского уезда, на реке Буг, в 38 вер. от уездного города. Православная церковь, лечебница, школа и еврейский молитвенный дом; 1149 жителей (1891 г.).

Домашева

— 1) Мария Петровна, драматическая артистка. Дебютировала в 1893 г. в Москве; с большим успехом выступала в ролях инженю в театре Корша. В 1896 г. перешла в СПб., в театр литературно-художественного общества. С 1899 г. находится в составе труппы Императорского Александринского театра. В ролях "Ганнеле", Рози ("Бой бабочек"), и др. обнаружила несомненное дарование. 2) Ее сестра, Анна Петровна, по окончании Московской театральной школы, служила в балете, затем дебютировала на сцене Малого театра в роли Клерхен ("Эгмонт"). С 1900 г. играла в СПб. в театре литературно-художественного общества, в 1904 г. — в театре Коммисаржевской.

Домашнев

(Сергей Герасимович, 1742 или 1746—1796) — директор Академии наук. Учился в Московском университете, затем служил в Измайловском полку и в генеральном штабе. В 1772 г. он принимал участие в Турецкой войне и начальствовал над легионом албанцев. Екатерина II назначила Д. директором Академии наук, на место его ближайшего покровителя, Владимира Григорьевича Орлова. Судя по запискам кн. Дашковой, управление Д. было преисполнено злоупотреблений и беспорядков по экономической и счетной частям. Сообщения кн. Дашковой подтверждаются отчасти и академическими деловыми бумагами времени директорства Д., напечатанными в "Чтениях общ. истории и древностей" (1866, № 4). Неудачное управление Академией подвергло Д. немилости императрицы: с 1783 г. его забыли при дворе. Д. еще студентом печатал много стихов и прозы в журналах Хераскова "Полезное увеселение" и "Свободные часы"; особенной известностью пользовалась его "Ода на восшествие на престол имп. Екатерины II" (СПб., 1762). Из прозаических статей Д. выдаются: "Краткое описание русских стихотворцев" (М., 1763), "О стихотворстве" ("Полезное увеселение", 1762; перепеч. в "Материалах" Ефремова), "Рассуждение о пользе наук", "Сатирический сон", академическая "Речь об обязанности, которую имеют научные общества присоединять к физическим наблюдениям и нравственные". Д. известен также гонением на букву ъ, которую он хотел совершенно изгнать из употребления; в виде опыта без этой буквы он печатал в "Академических Известиях" отдел: "Показание новейших трудов разных академий". Гонение Д. на ъ дало повод острословам того времени составить забавную "челобитную от ера". Деятельность Д. осмеяна в известном сочинении: "На бывшего в Академии наук директором господина Д.", написанном в форме и стиле церковного акафиста.

См. Лонгинов, "С. Г. Д." ("Русская Старина", 1871, т. I, № 2), "Русский Архив", 1872, № 10, и "Чтения общ. ист. и др." (1866, № 4).

В. С—кий.

Домашневы

— русские дворянские роды. Пять из них восходят к XVII в. и внесены в VI часть родословной книги губерний: Костромской, Владимирской, Курской, Орловской и Смоленской. Остальные четыре рода Д., позднейшего происхождения.

Домашнее завещание

— см. Завещание.

Домашнее исправление малолетних

— предписывается уголовным законом в случаях совершения преступления малолетним, имеющим от роду менее 10 лет или же от 10 до 14 лет, если судом признано, что он действовал без разумения (ст. 137 Улож.). В чем заключается Д. исправление и каким образом оно контролируется — в законе не определено. Вообще под Д. исправлением понимают совокупность дисциплинарных мер воспитательного и исправительного свойства, применение которых предоставлено родителям, имеющим право для исправления детей строптивых и неповинующихся употреблять Д. исправительные меры (ст. 165, т. X, ч. 1, Зак. Гр.), и другим лицам, имеющим дисциплинарную власть над малолетними. Так, хозяину предоставлено "унимать приказчика, ведущего беспорядочную, развратную жизнь, Д. строгостью" (ст. 1 3 Уст. Торг., т. XI, ч. 2); такая же власть предоставлена и мастеру по отношению к ремесленным ученикам.

Г. С.

Домашнее коневодство

— Д. конводство, преимущественно пригодное для мелких хозяйств, особенно крестьянских, имеет целью производить рабочих лошадей, как для ремонта собственного инвентаря, так и для продажи. Оно обычно противополагается другой отрасли коневодства — коннозаводству (см.), в котором содержат лошадей ввиду производства и выращивания приплода исключительно для продажи. Пригодность Д. коневодства для мелких хозяйств объясняется дешевизной возращения их, так как представляется возможным утилизировать все те остатки корма, которые были бы недостаточны для содержания других животных. В некоторых исключительных случаях домашнее коневодство, как единственно возможное средство для ремонта живого инвентаря хозяйства, становится необходимым и в крупных хозяйствах, как, например, при невозможности приобрести покупкой на стороне рослых и сильных лошадей, вполне пригодных для работы с плугами и другими сельскохозяйственными орудиями и машинами. Дороговизна выращивания в собственном крупном хозяйстве рабочих лошадей с избытком вознаграждается в подобных случаях другими хозяйственными выгодами: введением улучшенных орудий, возможностью производства более глубокой обработки почвы и более скорым и совершенным выполнением всех вообще работ в хозяйстве.

Домашнее Хозяйство

— газета, выходившая в Москве в 1870 г. 2 раза в месяц. Редактор-издатель Н. Скворцов.

Домашние акты

— термин русского гражданского права, означает такие документы об имущественных распоряжениях или сделках, которые совершены без участия специальных судебно-охранительных органов государственной власти — установлений крепостных дел, старших нотариусов, маклеров, нотариусов — или же при их участии, но без соблюдения условий, требуемых законом для совершения актов крепостных и явочных или нотариальных. В форму Д. актов можно облекать все сделки и распоряжения, для которых по закону не требуется формы крепостных актов, т. е. все, кроме сделок об отчуждении и ограничении права собственности на недвижимые имущества; следовательно, все те сделки, которые облекаются в форму явочных актов, могут быть облекаемы и в форму Д. актов. Существенным признаком Д. акта служит подпись лица, от которого исходит акт; но за неграмотного, слепого, тяжелобольного, может, по его просьбе расписаться и кто-либо другой, кому он доверит. Подпись считается законченной только тогда, когда написана фамилия; ни штемпель, ни печать, ни условные знаки, вроде крестов, не могут заменить подписи фамилии. Д. акты, в которых содержится соглашение двух лиц, должны быть подписаны обоими; но иногда подписи одного из контрагентов может соответствовать его молчаливое признание, например принятие поданного счета и уплата по нему части денег. Законы гражданские различают три рода Д. актов, по способу удостоверения в том, что они действительно исходят от тех лиц, которыми подписаны. В одних актах достаточно подписи лица, дающего акт; таковы долговые обязательства грамотных лиц, платежные расписки и т. п. В других требуются еще подписи двух свидетелей, которые своим участием удостоверяют самоличность и правоспособность контрагентов и свободу их от принуждения; таковы заемные письма с закладом движимости. Третьи составляют уже переходную ступень к актам явочным: это — домашние духовные завещания, где количество свидетелей может быть не более двух, если завещание написано все сплошь завещателем, а в противном случае требуется еще и подпись переписчика, и б ò льшее число свидетелей; по смерти завещателя необходима явка завещания в суде, без чего акт не имеет никакой силы. Эта классификация Д. актов принадлежит нашим законам гражданским, но она не исчерпывает всех родов документов, которые имеют предустановленное юридическое значение, и притом не только без явки их у нотариуса, но даже без подписи обязанного лица. Таковы купеческие книги: они могут служить для лица, от имени которого ведутся, источником не только обязанностей, но и прав (см. Купеческие книги). Роль Д. актов, как средства доказательства при разрешении споров, определяется правилами Устава Гражд. Судопр. Совершенные без участия органов государственной власти, Д. акты, очевидно, не могут внушать доверие к себе наравне с актами явочными. Поэтому, напр., в самом начале процесса суд не может не затрудниться удовлетворить просьбу истца об обеспечении иска, основанного на Д. акте, потому что неизвестно даже, действительно ли акт подписан ответчиком. Только векселя, в силу своего формального характера, пользуются особыми преимуществами в процессе. Но когда процесс начался и ответчик не оспаривает подлинности предъявленного против него домашнего акта или же возбуждает подобный спор, но безуспешно — тогда Д. акт получает такую же силу, как и акт явочный. Однако, при столкновении содержания актов Д. и актов явочных, предпочтение все же отдается последним, потому что иначе открылась бы возможность больших злоупотреблений общественным доверием. В отличие от актов явочных, содержание Д. актов может быть опровергаемо свидетельскими показаниями. День совершения акта, выставленный в Д. акте, считается достоверным только для самих контрагентов и их преемников, между тем как дата явочного акта признается достоверной и для всех третьих лиц. Одним из крупных нововведений судебной реформы 20 ноября 1864 г. был закон, по которому несоблюдение правил о гербовом сборе при написании Д. акта нисколько не уменьшает его доказательной силы, а только влечет за собой взыскание штрафа; другим нововведением было упомянутое выше правило о конверсии актов — признание значения по крайней мере Д. акта за таким, в котором нельзя признать акта крепостного или явочного. Этими правилами, составляющими резкую противоположность правилам дореформенного судопроизводства, наш Уст. Гр. Суд. обязан влиянию французского права. См. Письменные доказательства.

М. Брун.

Домашние боги

(dii domestici, familiares, patrii, πατρωοι, γενέθλιοι) — боги-покровители семейного очага. Эмблемой Д. богов был священный огонь, который постоянно поддерживался на алтаре в доме каждого грека или римлянина; жрецом их был глава семьи; вступить в семью — напр. женщине посредством брака — значило приобщиться к культу Д. Б. Д. Б. — это обоготворенные родоначальники, предки, родители. Души предков, возведенные смертью в божество, назывались у греков демонами, или героями, латины наз. души усопших манами, добрые души — ларами, также гениями, а злые — ларвами. Место культа Д. Б — очаг, огнище — скрывалось от непосвященных взоров в самых сокровенных частях дома. Отсюда другое название Д. Б. — сокровенные (θεοί μυκίοι, ερκιοι κτήσιοι) или внутренние (dii Penates). He только каждая семья, но и государство, как одно целое, имело своих ларов (lari publici, в противоположность lari privati) и своих пенатов (penati majores, publici, в против. penati minores, privati). Фюстель де Куланж ("Гражданская община античного мира", русск. перевод Е. Корша, М., 1867) весь строй древнего общества объясняет культом предков, послужившим основой как для сакрального, так и для гражданского и публичного права; отсюда замкнутость родового союза, члены которого объединены культом и резко противополагаются всем тем, кто не приобщен к нему. Культ предков является общераспространенным в Китае, где он послужил исходной точкой для всех др. религиозных систем; поныне китайцы приносят жертвы душам предков и вполне убеждены, что благосостояние умерших предков и живых потомков обусловлено их взаимным добрым расположением и обоюдными услугами. Ср. Георгиевский, "Принципы жизни Китая" (СПб., 1888). Культ предков явственно выступает и в славянской мифологии, отражается и в современных народных представлениях. С. М. Соловьев, находя, что религия восточн. славян состояла в поклонении стихийным божествам и в поклонении душам умерших, утверждает, что из последнего преимущественно развилась вся славянская демонология. Поклонение душам умерших обусловливалось, по мнению С. М. Соловьева, родовым бытом и совершалось старшими в родах и семьях, чем объясняется отсутствие у восточных славян особого сословия жрецов и неразвитость общественного богослужения. Божеством, охраняющим род, дом был у них прежде всего Род, или Чур, Щур (т. е. дед, прадед, что ясно из употребительного пращур). Это божество призывается и теперь бессознательно в опасностях, особенно когда простолюдин думает, что он подвержен злобе духов. "Чур меня, чур", — говорит он тогда. С упадком язычества древний Род, или Чур, перешел в современного домового (см). Более всего сохранился культ предков, в форме почитания незримого духа-хранителя дома, у малороссов, у которых души предков иногда, хотя и редко, называются долями. Говорят: "Ныгодитця горшкив и ложок писля вечери мыты, а то доли ничого буде йисты"; не должно выметать cop из хаты через порог, так как можно при этом запылить души умерших родителей, входящих в ту минуту в хату. У белорусов молодая, оставляя отцовский дом, уже севши на воз с мужем, причитает: "Добрая доля, да идзи за мной, с печи пламенем, з хаты камином".

Домашние животные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Домашние наставники, наставницы, учителя и учительницы

— Звания эти учреждены "для обеспечения родителей в избрании благонадежных их детям руководителей и для содействия общим видам правительства в отношении к народному просвещению" (положение 1 июля 1834 года). Звание Д. наставника предоставляется только лицам, окончившим курс учения в высших учебных заведениях; звание Д. наставницы — только воспитанницам учебных заведений 1-го разряда ведомства учреждений Императрицы Марии, кончившим в них полный курс учения, а также окончившим полный курс с наградой в Мариинских женских гимназиях или с медалью в 8-ми классных гимназиях министерства народного просвещения; звание Д. учителя — лицам, выдержавшим особо установленное для того испытание; звание Д. учительницы — лицам, окончившим курс в учебных заведениях, дающих право на означенное звание, или выдержавшим установленное испытание. Все эти лица исключаются из подушного оклада. Д. наставники, наставницы, учителя и учительницы, которые занимаются в частных домах не только обучением, но и воспитанием детей, находятся при них на постоянном жительстве и соблюдают все установленные правила относительно извещения училищного начальства (местного директора училища) о поступлении своем на место и представления ежегодных отчетов о своих трудах и занятиях (к отчету должно быть приложено удостоверение уездного предводителя дворянства об одобрительном поведении и о действительном исполнении учительских обязанностей, выдаваемое на основании свидетельства родителей), пользуются следующими правами и преимуществами. Д. наставники и учителя считаются на действительной службе по ведомству министерства народного просвещения. Д. наставник, исполнявший обязанности своего звания 25 лет и образовавший в течение этого времени не менее трех молодых людей, принятых в студенты русских унив., приобретает почетное наименование заслуженного. Д. наставница или учительница, прослужившая не менее 20 лет, получает преимущественное право вступить на казенное содержание в дом призрения бедных девиц благородного звания. Д. наставники, наставницы, учителя и учительницы, а равно и семейства их имеют право на получение единовременных пособий и пенсий, оклад которых определяется для Д. наставников в 270 руб., а для прочих — в 160 руб. в год. Единовременное пособие выдается Д. наставникам и проч., прослужившим от 10 до 20 лет, если они по старости или дряхлости неспособны долее исполнять обязанностей своего звания; пенсия в размере половинного оклада назначается прослужившим от 20 до 25 лет, полная пенсия — прослужившим 25 и более лет; сроки эти сокращаются при прекращении занятий вследствие расстроенного здоровья. Правом на пенсии и пособия пользуются только такие лица, которые представят свидетельства о бедности от местного директора училищ и от уездного предводителя дворянства. Все указанные права и преимущества не распространяются на иностранцев, уроженцев и уроженок Финляндии и на лиц нехристианского исповедания. Лица обоего пола, которые определяются в частный дом или частное училище или пансион для обучения детей, не имея надлежащих свидетельств, приговариваются к штрафу до 75 руб.; тому же наказанию подвергаются родители и содержатели училищ, принявшие в свой дом или училище в качестве учителя или учительницы лицо, не имеющее соответствующего звания; в случае повторения проступка высший размер штрафа может быть доведен до 150 руб. и, кроме того, виновные отдаются под надзор полиции на один год, а иностранцы подвергаются высылке за границу (ст. 1051—1052 Улож. о Наказ. 1885 г.).

Ср. А. Гоголин, "Собрание узаконений и правительственных распоряжений, касающихся Д. наставников" (М., 1874).

А. Я.

Домашний арест

— т. е. арест в собственном доме, заменяет арест в тюрьме; к нему могут быть присуждаемы, по усмотрению суда или административного начальства (в дисциплинарном порядке), дворяне и чиновники, обвиненные в нарушениях, влекущих краткосрочный арест (ст. 57 Улож. о Нак.). В законе не определен порядок отбывания этого вида наказания.

Домашний бык

(Bos taurus) — cм. Быки, Бык домашний, Домашние животные, Скот рогатый крупный, Тур.

Домашний Врач, московский журнал

— популярный журнал для семьи, издавался в Москве в 1904 г., сначала еженедельно, затем два раза в месяц. Вышло всего 10 №№. Издатель-редактор доктор С. А. Белиц-Гейман.

Домашний Врач, с.-петербургская газета

— популярная медицинская газета, выходила раз в неделю в СПб. в 1869 и 1870 гг. Редактор-издатель доктор С. А. Штерн. "Д. Врач" прекратился на 24 за 1870 г. В свое время "Д. Врач" вызвал ожесточенные нападки Суворина-Незнакомца за несочувствие медицинскому образованию женщин.

Домашняя беседа

— знаменитая своим обскурантизмом еженедельная газета, издавалась В. И. Аскоченским (см.) в СПб., в 1858—1877 гг. Целью газеты было давать "уроки и правила нравственности русскому народу". Эта цель достигалась "обличением" всего, что не подходило под взгляды самого издателя, видевшего падение нравственности в несоблюдении постов, преследовавшего воскресные школы и т. д. Опираясь на свое звание магистра богословия, Аскоченский не стеснялся вступать в полемику и обличать в ересях даже специально-духовные журналы. Д. Б. отличалась крайней нетерпимостью ко всякому свежему начинанию; своим направлением она далеко опередила известный "Маяк" Бурачка; Бурачок в начале "руководил" Аскоченским, но какие-то недоразумения впоследствии разъединили их.

Домашняя Библиотека, приложение к Всемирному Труду

издаваемая М. Ханом — сборник, приложение ко "Всемирному Труду" за 1872 г. (СПб.), заключающий в себе статьи научно-популярного содержания.

Домашняя Библиотека, приложение к Сыну Отечества

— приложение к газете "Сын Отечества" (см.).

Домашняя моль

(Tinea pellionella) — бабочка из семейства Tineidae (см. Моли).

Домб

(Dombes) — местность в Франции в департаменте Эн (Ain); в XI и XII вв. принадлежала могущественному роду Боже, в XVI в. перешла к Франции. Нездоровая, сырая, мало населенная местность. Когда начали осушать болота и пруды, Д. стала здоровее.

Домбаль

(Шарль Жозеф Александр Матье Dombasle, 1777—1843) — французский сельский хозяин, оказавший громадные услуги своему отечеству: поднятием уровня специального образования (им основана первая во Франции Земледельческая школа в Ровилле в 1822 г.), открытием фабрики пахотных орудий, где начали изготовлять улучшенный плуг Д., весьма распространенный между французскими хозяевами и известный под его именем (а также ровильский плуг); устройством конкурса плугов; обращением внимания на мергелевание глинистых почв; разъяснением некоторых специальных вопросов по винокуренному и свеклосахарному производствам, культуре свекловицы и др. За эти заслуги поставлен Д. в месте его рождения — г. Нанси — памятник. Сочинения его: "Calendrier du bon cultivateur" (1822); "Instruction sur la fabrication du sucre de betteraves par le procédé de macération" (1839) и "Traité d'agriculture" (1864, 5 томов); сверх того, им издано 9 томов "Annales agricoles de Roville" и переводы сочинений Тэера — "Instruments d'agriculture" и Синклера — "Agriculture practique et raisonnée". На русском языке появились следующие переводы сочинений Д.: "Простой и недорогой способ добывания сахара из свекловицы" (1838); "Руководство к приисканию и распознаванию мергеля и удобрению им полей и лугов" (перев. Решетникова, 1840) и "Подробное руководство к разведению и размножению свекловицы и к выгоднейшему добыванию свекловичного сахара" (1842, 2 тома).

С.

Домбартон

(Dumbarton, прежде Леннокс) — графство Шотландии; пространство 698 кв. км; жителей 94511 (1891). Орошается главным образом рекой Левен; поверхность по преимуществу гористая, почва бесплодная. Главнейшие города: Домбартон, Александрия и Геленсберг.

Домбе

— бывший город Кольского уезда Калишской губернии, на реке Нере, притоке реки Варты; одно из наиболее промышленных местечек губернии. Жителей 5350. Фабрики суконная и земледельческих орудий, заводы фарфоровый и гончарный.

Домбковице

— село Ловачского уезда Варшавской губернии. Очень развито прудовое хозяйство; в прудах, занимающих свыше 25 дес., разводятся наиболее ценные породы рыб, которых, с 1887 по 1892 г., ежегодно вылавливалось до 1000 пуд.

Домброва, город Гродненской губернии

— заштатный город Гродненской губернии, Сокольского уезда, при реке Крапивной, в 28 вер. от уездного города. При третьем разделе Польши Д. достался Пруссии и сделан городом; в 1807 г. присоединен к России в составе Белостокской области. Жителей 1770, из них 1500 евреев; занимаются хлебопашеством и молочной торговлей. Костел, каплица, еврейская синагога, 2 молитвенных дома, школа, 28 лавок, свечной завод; еженедельные базары и незначительные ярмарки.

Домброва, город Петроковской губернии

(D ą browa górnicza) — город Бендинского уезда Петроковской губернии, в долине реки Черной Пржемши. Горное управление западного округа; станция жел. дор из Зомбковицы в Сосновец и конечная станция Ивангород-Домбровской жел. дор. Огромное промышленное развитие, которого достиг за короткое время этот город, вызвано обилием и высокими качествами железных и цинковых руд, а также залежей каменного угля, разрабатываемых в окрестностях его многими горными заводами. Недавно возникло несколько фабрик железных изделий, сталелитейный и рельсопрокатный заводы, фабрика, выделывающая гвозди и цепи, завод для производства огнеупорных кирпичей и мн. др. В 1885 г. Д. едва насчитывал 6000 жителей, теперь (1893) число их достигает уже 30000. Три школы, горный лазарет и Штейгерская школа. Обороты местной торговли и фабричной промышленности достигают 10 млн. руб.

Л. В.

Домбровица, местечко Волынской губернии

— местечко Волынской губернии, Ровенского уезда. На этом месте был старинный город Дубровица (см.), бывший столицей удельного княжества. Жителей 4475. Православная церковь, синагога, школа. Кирпичный и др. заводы. Торговый пункт.

Домбровица, развалины замка в Люблинской губернии

— развалины древнего замка Фирлеев, на реке Быстржице, в 7 верстах от Люблина.

Домбровице

— местечко Кутновского уезда Варшавской губернии. 3700 жителей, занимающихся земледелием, скотоводством и свиноводством. До 1835 г. здесь находился древний деревянный костел, построенный королевой Домбровкой и принявшим христианство мужем ее Мечиславом I. Школа и богадельня для престарелых.

Предыдущая страница Следующая страница