Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Статьи на букву "Д" (часть 42, Дом - Дон)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W Z

Статьи на букву "Д" (часть 42, Дом - Дон)

Предыдущая страница Следующая страница

Домбровка

(Dombrowka, 920—976) - королева польская, дочь Болеслава I, князя чешского, жена первого христианского короля Польши, Мечислава I, и мать Болеслава Великого (см. Мечислав).

Домбровский, Василий Федорович

— историк (1810—1845). Окончив курс в Нежинской высшей гимназии кн. Безбородко, преподавал историю в киевских учебных заведениях, потом был профессором русской истории в Киевском университете. Труды Д.: "Очерк г. Чернигова и его области в древнее и новое время" (Киев, 1846); "Острожская старина" и "Луцк" (в альманахе "Киевлянин" за 1840 и 1841); "О ямах до конца XVII в." ("Ж. М. Н. Пр.", 1841) и др. Его публичные лекции по русской истории, читанные в 1841 и 1842 г., были новинкой для Киевского общества и доставили ему большую известность.

Домбровский, Ян Генрик

— польский генерал (1755—1818). Сражался под знаменами Косцюшки; после сдачи Варшавы удалился во Францию, сформировал там 2 польских легиона и участвовал с ними в походах 1796, 1797 и 1800 гг. — В войну 1806 г. Д. издал воззвание к полякам и собрал до 30 тыс. человек, принявших участие в осаде Данцига. Затем он участвовал в войнах 1809, 1812 и 1813 гг. Возвратившись в Россию, получил от императора Александра I чин генерала от кавалерии и сделан польским сенатором. В 1816 г. Д. вышел в отставку и, удалившись в свое поместье, занялся составлением записок о военных действиях в Великой Польше в 1794 г.

Домбровский, Ярослав

(Dombrowski, 1835—1871) — деятель парижской коммуны. Уроженец Волыни; оставил в 1860 г. русскую службу и участвовал в экспедиции Гарибальди против Неаполя. За участие в польском мятеже 1863 г. был приговорен к 15-летней каторжной работе, но успел бежать в Париж. Арестованный по обвинению в подделке русских рублей, он был оправдан и в 1870 г., после революции 4 сентября, сформировал польский легион, сражавшийся под начальством Гарибальди. Сам Д. был задержан в Париже как прусский шпион и лишь благодаря поручительству Гарибальди получил свободу. Вернувшись в Париж в 1871 году, получил от правительства коммуны главное начальство над расположенной при Аниере армией и храбро сражался с войсками версальского правительства, но 20 апреля должен был отступить в город. В мае Д. была поручена защита западной части Парижа, а после ареста Росселя — начальство над всеми военными силами коммуны. При штурме версальскими войсками Парижа, 24 мая, Д. был смертельно ранен. Его брат, Владислав, также участвовал в восстании, короткое время был комендантом Парижа и, после падения коммуны, бежал за границу.

Ср. Bronislas Zaleski, "Notice" (в "Annuaire de la Société d'histoire et de littérature polonaises de Paris", 1870—71).

Домбург

(Domburg) — морские купания на острове Вальхерне, в Зеландии (Дания), с сильной волной и мелкопесчаным дном.

Домгер

(Валериан Александрович, 1851—1885) — геолог, горный инженер. Окончив в 1873 г. курс в Горном институте, Д. посвятил себя сначала практической деятельности по горному делу на юге России, но скоро перешел к занятиям геологией и в 1882 г. был избран младшим геологом геологического комитета. Научная деятельность Д. была направлена, главным образом, на изучение геологического строения юга России; особенно ценны в научном отношении начатые им и прерванные его внезапной смертью исследования палеогеновых осадков третичной системы южной России. Главнейшие из научных работ Д., напечатанных в "Горном журнале": "Геолог. иссл. зап. части кристал. полосы в Новороссии" (1876), "Геол. иссл. в Ливенском у. Орловской губ." (1878), "Результаты геол. иссл. вдоль линий железн. дорог" (1879), "Новое месторождение киновари в России" (1880), "О кристал. породах юга и юго-запада России" (1881). Кроме того, в "Трудах СПБ. общ. ест." им помещено: "Современное состояние вопроса о стилолитах" (т. VIII); в "Запис. минер. общ." — "Геолог. набл. в западн. части Уральской жел. дороги" (XVII т.); отдельно издан: "Краткий очерк геологии Донецкого каменноугольного бассейна" (Харьков 1881). В "Извест. геолог. комитета" за 1883 и 1884 гг. появились его отчеты о геол. иссл. в Екатеринославской губ.

Б. П.

Доме

(Роберт Dohme) — писатель по части истории изящных искусств. Род. в 1845 г.; с 1871 г. — библиотекарь германского императора, с 1878 г. — помощник директора Берлинской национальной галереи. Важнейшие из его литературных трудов — трактат "О церквях цистерцианского ордена в Германии" (1869), "Описание королевского дворца в Берлине" (1876) и весьма интересный иллюстрированный сборник: "Kunst und Künstler des Mittelalters und der Neuzeit", заключающий в себе ряд популярных биографий художников, принадлежащих перу как самого Д., так и других авторов (1875—80) и подобное же издание, под заглавием: "Die Künstler des XIX J.".

А. С—в.

Доме (дополнение к статье)

(Роберт Dohme) — писатель по части истории изящных искусств; умер в 1893 г.

Домейкит

— см. Мышьяковистая медь.

Домейко

— литовские дворянские роды. Первый из них, герба Доленга, происходит от Константина Ивановича Визгирда-Д., владевшего поместьями в 1659 г., и внесен в VI часть родословной книги Виленской губернии. Второй род, герба Дангель, происходит от Юрия-Казимира Семеновича Контрыма-Д. († в 1682 г.). Из его потомков Александр Фаддеевич был виленским губернским предводителем дворянства (1861—77); во время мятежа 1863 г. был сторонником России, вследствие чего на жизнь его было сделано покушение. Этот род Д. внесен в VI часть родословной книги Виленской и Минской губерний. Есть еще два рода Д., восходящие к началу XVIII в.

В. Р.

Доменеш

(аббат Эммануэль Анри Дьедонне Domenech) — французский археолог и писатель. Род. в 1825 г.; был миссионером в Америке, позже сопровождал, в качестве священника, мексиканскую экспедицию и заведовал делами печати при императоре Максимилиане. Нап. "Le Mexique tel qu'il est" (1867), "Histoire du Mexique" (1868), "Histoire de la campagne de 1870—71" (1871), "Voyage homérique dans l'ancienne Ichnousa" (1874), "Les confessions d'un curé de campagne" (1883), "Souvenirs d'outre-mer" (1884) и др. Особенно известен Д. стал в 1860 г. мнимым открытием письма американских дикарей. Опубликованный им "Manuscrit pictographique américain, précédé d'une notice sur l'idéographie des Peaux Rouges" вызвал оживленную полемику (ср. "Correspondance littéraire", 1860—61). Д. тщетно защищал свое открытие в "La vérité sur le livre des sauvages" (1861).

Доменикино

— см. Цампиери.

Домениль

(барон Пьер Daumesnil, 1777—1832) — французский генерал. После Ваграмской битвы (1809), в которой Д. потерял ногу, он был назначен губернатором Венсенна; в 1814 г. прославился защитой его против союзной армии и на предложение о сдаче ответил: "Я возвращу вам Венсенн, когда вы мне вернете мою ногу". С успехом защищал он Венсенн и в 1815 г. Смещенный во время реставрации, получил ту же должность после июльской революции. В родном его городе Периге и в Венсенне ему поставлены памятники.

Доменная печь

— см. Доменное производство.

Доменное производство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Домены

Статья большая, находится на отдельной странице.

Домеснес

(по-латышски Kolkurags) — мыс в Виндавском уезде Курляндской губернии, против острова Эзеля; самая северная оконечность Курляндии, у которой образуется очень опасный для плавания песчаный риф, направляющийся к ССВ (7 вер.), 2 маяка, а в конце рифа 3-й плавучий. Д. есть средоточие вымирающей народности ливов (см.). Православная церковь, лютеранская кирка.

Доместик, в православной церкви

— регент (вернее, запевало), управлявший в константинопольской православной церкви хором одного клироса. Д. великий — главный регент (уставщик), управлявший хорами обоих клиросов.

Доместик, хлопчатобумажная ткань

— см. Хлопчатобумажные ткани.

Доместики

(лат. domestici, дословно домашние) — со времен Константина Великого охранная стража римских императоров. Вместе с protectores и scholares Д. заменили преторианцев. В Д. обычно выбирались выслужившиеся центурионы. Начальствовал над ими primicerius, или comes domesticorum. Юстиниан довел их число до 5000.

Дометиан, епископ мелетинский

— святой епископ мелетинский; жил в VI веке; был посредником между императором Маврикием и Хозроем, царем персидским. Скончался в 601 г. Современный ему историк Евагрий называет его мужем сильным в слове и в деле. Память 10 января.

Дометиан, расколоучитель

(около 1690—1700) — поп, расколоучитель в городе Тюмени, особенно знаменитый в истории раскольнических самосожжений. Проповедью о наступающем втором Христовом пришествии он собрал около себя 1700 человек простого народа, вместе с которыми сжегся. Его, по-видимому, следует признать автором неизвестного доселе в библиографии, встречающегося в раскольнических сборниках (например, в одном из сборников библиотеки Н. И. Барсова) сочинения: "Поучение сибирских страдальцев об антихристе", содержащего в себе фанатичную проповедь о наступившем уже в мире царствовании антихриста в лице царской и патриаршей власти.

Н. Б.

Дометиан, сербский писатель

или Доментиан — сербский писатель, собиратель книг, ученик св. Саввы, иеромонах Хиландарского монастыря; путешествовал по Палестине и др. странам Востока, и написал в 1264 г. жития двух национальных сербских святых: Саввы и Симеона, составляющие выдающееся явление древнесербской литературы. Они проникнуты глубоким поэтическим чувством и тоской по вечному блаженству, которое составляет награду за полную лишений жизнь. Позднейшие сербские агиографы, люди без таланта, старались всячески подражать Д. и только изменяли имена и некоторые подробности, а все остальное брали целиком у Д.

И. Л.

Домецкий

— см. Гавриил.

Домик Петра Великого

— При основании Петербурга был построен, близ крепости, царский дворец, сохранившийся до сих пор под именем "Домика Петра Великого". В этом домике Петр жил до 1712 г., когда Петербург окончательно сделался столицей русского государства, и для жительства царской фамилии был выстроен на Адмиралтейской стороне так называемый "зимний дом" или дворец. Д. Петра Великого имеет по продольному фасаду 16¾ арш., по поперечному 7½ арш., а в вышину от пола под крышу всего 3½ арш.; срублен из соснового леса и покрыт дощечками в виде черепицы; внутри стены и потолок обиты холстом, выбеленным клеевой краской. В домике, не считая сеней, три комнаты: кабинет, столовая и спальня. Д. несколько раз страдал от наводнений. Императрица Елизавета приказала починить и исправить в нем все, что пришло в ветхость, и учредила для наблюдения за ним особую комиссию. При Екатерине II вокруг него была сделана каменная галерея, крытая железом. В 1844 г. вместо прежней галереи выстроен новый каменный чехол с аркадами; под домик подведен фундамент, площадка у домика распланирована, с посадкой деревьев и цветов, а в 1852 года обнесена чугунной решеткой. В 1874 г., по повелению Александра II, был обращен из городского владения в собственность придворного ведомства соседний участок земли, на котором разбит сад, обнесенный чугунной решеткой; у самого берега построен павильон с пристанью, а при входе в сад поставлен бронзовый бюст Петра Великого. Император Александр III приказал расширить каменный футляр над домиком двумя пристройками, для большего удобства богомольцев, посещающих часовню с иконой Спасителя, устроенную при императрице Елизавете в бывшей столовой. Из вещей, принадлежавших Петру Великому, в домике сохранились: 1) кресло из березового дерева с кожаной подушкой, собственной работы государя; 2) скамеечка грушевого дерева с дубовыми ножками, также сделанная Петром; 3) деревянная рюмка с крышкой; 4) оконная рама со свинцовыми переплетами; 5) верейка (ботик) и при ней четыре весла. Главную святыню домика составляет написанный в XVII в. образ Спасителя, который сопровождал Петра Великого во всех походах и стоял у его изголовья во время предсмертной его болезни. Вера в чудотворность этой иконы ежедневно привлекает к ней толпы молящихся. Кроме Петербургского, существует еще Д. Петра Великого в Саардаме (см.), где государь жил в 1697 г. Он построен из неотесанных бревен, под черепичной крышей, и состоит из двух небольших комнат и глухой каморки, служившей Петру спальней. Когда Петр жил здесь, домик принадлежал кузнецу Герриту Квисту; после смерти последнего он переходил из рук в руки, пришел в разрушение и был назначен на слом; но в 1818 г. королева голландская, Анна Павловна, приобрела его, приказала исправить и обнести каменным футляром. Теперь он принадлежит русскому правительству и тщательно поддерживается. Хотя посетителям и показывают кровать Петра Великого и мебель, сделанные им, но сомнительно, чтобы эти вещи принадлежали ему.

С. Ш.

Доминанта

— пятая ступень диатонической гаммы, наиболее выдающаяся после первой ступени или тоники. В диатонической гамме, распадающейся на два тетрахорда, тоникой начинается нижний тетрахорд, а доминантой — верхний. Д. отстоит от тоники, или первой ступени, на квинту вверх. Ступень, отстоящая от тоники на квинту вниз, называется субдоминантой; напр. в гамме до ступень соль будет Д., фа — субдоминанта.

Доминантаккорд

(точнее, доминантсептаккорд) — септаккорд, построенный на доминанте мажорного или минорного лада, состоит из большой терции, чистой квинты и малой септимы, которые образуются между основным тоном и верхними нотами аккорда. Этот диссонирующий аккорд требует разрешения. Наиболее употребительно его разрешение в тоническое трезвучие. Д.-аккорд обозначается в басе цифрой 7. Д.-аккорд одного лада не встречается в других ладах, что составляет его характерную черту. Д.-аккорд — наиболее употребительный аккорд при модуляциях. Если в Д.-аккорде повышается или понижается квинта, он называется альтерированным аккордом. Д.-аккорд получил свое применение при итальянском композиторе Клавдии Монтеверде (1568—1643).

Н. С.

Доминантовое трезвучие

— консонирующее трезвучие, построенное на доминанте, например соль — си — ре в ладу до. Состоит из большой терции и чистой квинты, которые образуются между основным тоном и верхними нотами аккорда. Д. трезвучие с повышенной квинтой, например сольси — ре-диез, называется чрезмерным хроматическим Д. трезвучием. При переходе этого трезвучия в другой аккорд повышенная квинта должна идти на 1/2 тона вверх.

Домингес

(Лопец Dominguez) — испанский генерал. Род. около 1825 г.; вместе со своим дядей Серрано принимал в 1868 г. деятельное участие в революции, свергшей с престола королеву Изабеллу. Во время восстания коммунистов взял Картахену, главный очаг мятежников (1874). Позже Д. с успехом действовал под начальством Серрано и Конхи против карлистов. В 1883 г. он получил портфель военного министра в кабинете Герреры. Изданный им декрет, по которому ни один высший военный пост не должен оставаться в одних руках дольше 3 лет, не встретил сочувствия. Подав в 1884 г. вместе со всем кабинетом в отставку, избран в 1886 г. в палату, где вместе с Ромеро-Робледо основал испанскую национальную партию.

Домингит

— минерал; см. Варренит.

Доминик

— основатель Доминиканского ордена (1170—1221), обычно называемый де Гузман, хотя он не происходит из этой семьи; род. в Старой Кастилии. В 1194 г. Д. был призван епископом Озмы, в качестве соборного священника, для реформы местного клира по уставу блаженного Августина. Приехав в 1205 г. во Францию, Д. решился проповедью бороться против ереси альбигойцев и основал, при поддержке епископа Фулькона Тулузского, монастырь в Пруле. В 1215 г. Доминик отправился в Рим, чтобы получить от папы Иннокентия III разрешение на устройство нового ордена (см. Доминиканцы). Папа согласился исполнить просьбу Д. лишь с тем условием, что он выберет себе правила одного из существующих уже орденов. Д. выбрал правила св. Августина. В 1217 г. Д. вернулся в Тулузу и ревностно заботился о распространении нового ордена. В 1218 г. Д. переселился в Рим и был назначен папой "magister sacri palatii" и придворным проповедником. Через двенадцать лет после смерти Д., в 1233 г., католическая церковь признала его святым.

См. Caro, "St. Dominique et les Dominicains" (1853).

Доминика

(Dominica) — британский остров в Вест-Индии, из группы Наветренных островов, под 15° сев. шир. и 61° зап. долг.; пространство 752 кв. км; только небольшая часть его может быть возделываема, остальная скалиста; много вулканов и горячих серных ключей. Главные предметы вывоза: сахар, патока, ром, кофе, какао и медь. Жители (около 30 тыс.) — французские креолы, католики. Столица — Роз ò или Шарлотентоун.

Доминикальные права

— см. Феодализм.

Доминиканцы

или орден братьев проповедников (Ordo fratrum praedicatorum) — основан св. Домиником (см.) в Тулузе, утвержден папой Гонорием III и быстро распространился во Франции (здесь Д. нередко назывались якобинцами, потому что первое их местожительство было в Париже, при церкви св. Иакова), Испании и Италии. На первом генеральном капитуле в Болонье, в 1220 г., Д. орден был объявлен нищенским: на его членов возложена обязанность отказаться от всяких имуществ и доходов и жить подаяниями. Это постановление соблюдалось не вполне и в 1425 г. было отменено папой Мартином V. Третий великий магистр ордена, св. Раймунд де Пеннафорте, издал в 1238 г. собрание его статутов. Во главе ордена стоит избиравшийся сначала пожизненно, а потом на 6 лет великий магистр. В каждой стране есть провинциальный приор, в каждом отдельном общежитии, имеющем не менее 12 членов, — конвентуальный приор. Над этими начальствующими лицами стоит капитул, т. е. общее собрание, созываемое каждые три года. Главная задача нового ордена состояла в миссионерской деятельности между неверными; но вместе с тем он ревностно занимался церковной проповедью и богословием. Альберт Великий и Фома Аквинский — замечательнейшие ученые, вышедшие из ордена; к нему же принадлежали Эккард, Таулер, Савонарола, Викентий Бовэский (см.). При самом основании своем обратившиеся к помощи меча для борьбы против альбигойцев, Д. продолжали быть внешними охранителями правоверия. Magister sacri palatii, всегда избиравшийся из Д., заведовал высшей цензурой; папа Григорий IX передал им инквизицию. В эпоху наибольшего процветания орден Д. насчитывал до 150000 членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы), и 12 конгрегаций, под управлением самостоятельных генеральных викариев. Позднее Д. были оттенены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности. Теперь Д. существуют в Италии, Испании, Австрии; миссии их есть в Америке и Ост-Индии. Одежда их состоит из белой рясы, с белым капюшоном; выходя на улицу, они надевают сверху черную мантию с черным капюшоном. Герб ордена изображает собаку которая несет во рту горящий факел (отсюда и название их "Псы Господни"), чтобы выразить двойное назначение ордена: охранять церковь от ереси и просвещать мир проповедью истины. Женские Д. монастыри, числом до 300, существуют в Италии, Австрии, Бельгии, Америке. Монахини занимаются рукоделием. Одежда их белая, с черным плащом и вуалью. Знаменитейшая из сестер этого ордена — св. Екатерина Сиенская. Д. орден имеет еще и третью ветвь. Сам Доминик основал под именем "Милиции Иисуса Христа" союз светских людей обоего пола для защиты церкви и для стремления к нравственному совершенству. После его смерти они стали называться братьями и сестрами "Покаяния св. Доминика". Они не произносят обетов, остаются в свете и по мере сил содействуют целям ордена.

См. L acordaire, "Mémoire pour le rétablissement de l'ordre des Frères prêcheurs" (1840), Danzas, "Etude sur les temps primitifs de l'ordre de St. Dominique" (Пар., 1874—75); Douais, "Essai sur l'organisation des études dans l'ordre des Frères prêcheurs etc." (1884).

Доминис

(Марк Антоний de Dominis) — родом из Далмации (1566—1624); автор сочинения "De radiis visus et lucis in vitris perspectivis et iride", изданного в Венеции в 1811 г., в котором объясняется образование радуги отражением лучей в каплях дождя. Будучи воспитан иезуитами, он в молодых годах поступил в их орден, преподавал в течение двадцати лет философию и естественные науки в Падуанском университете, был возведен в сан епископа, а затем и архиепископа в Спалатро; но с течением времени, придя к убеждению в необходимости многих реформ в управлении церковью, вышел из ордена, оставил сан архиепископа и, удалившись в Англию, напечатал в 1617 г. сочинение: "De Republica ecclesiastica", за которое, по возвращении из Англии, был заключен в замок Святого Ангела, где, как говорят, был отравлен.

Д. Б.

Домино, верхняя одежда

(ит. Domino) — так называлась прежде в Италии и Испании зимняя одежда духовных лиц — род плаща, накидывавшегося на плечи, с меховым капюшоном для защиты от непогоды. Со второй половины XVI в. именем Д. стали называть накидку, которую носят на маскараде вместо характерного костюма. В настоящее время это обычно черный или другого цвета плащ с капюшоном.

Домино, игра

(итал. Domino) — распространенная игра костями, разделенными на два поля, с черными точками, называемыми очками. Кости приставляются играющими одна к другой так, чтобы рядом приходились поля с одинаковым числом очков. Игра Д. распространялась с юга на север; в первой половине прошлого века из Италии она перешла во Францию, а затем в Германию и Россию. Это — игра заграничных кофеен по преимуществу.

Домит

— горная порода, представляющая собой олигоклаз, содержащий трахит (см.), частью разрушенный, с включением железного блеска. Пюи-де-Дом в Оверни.

Домитилла

(Flavia Domitilla) — см. Флавия Домитилла.

Домиц

(Domitz) — прежняя крепость в великом герцогстве Мекленбург-Шверинском, на правом берегу Эльбы, при устье Новой Эльбы; более 2½ тыс. жителей; торговля и судоходство; винокурни и пивоварни. Стал городом в ХIII в.; в 30-летнюю войну переходил из рук в руки. В XVIII в. был резиденцией герцога.

Домициан

(Т. Flavius Domitianus) — последний римский император из дома Флавиев, второй сын Веспасиана и его жены Флавии Домитиллы, дочери вольноотпущенника. Д. родился в 51 г. и детство провел в очень скромной обстановке, так как средства его отца не были значительны. Во время борьбы Веспасиана с Вителлием Д., находившийся в Риме, с опасностью для жизни должен был, переодевшись жрецом Исиды, бежать из Капитолия. Но Вителлий был побежден, и Д. в отсутствие отца был провозглашен цезарем и оказывал некоторое влияние на дела. По возвращении Веспасиана, Д. был удален от правления, хотя формально занимал должность консула. Затаив честолюбие, он выставлял на вид равнодушие к политике и любовь к поэзии. После смерти отца Д. попытался противодействовать старшему брату Титу, даже обвинил его в подделке завещания и в незаконном захвате власти. Хотя эти интриги не имели успеха, но Д. остался безнаказанным: мягкий Тит не только простил брата, но и назначил его своим преемником. Достигнув власти (в 81 г.), Д. обнаружил все мрачные стороны своей натуры. Тацит изображает его тираном, Ювенал называет "лысым Нероном". В действительности, Д. всего больше напоминает Тиберия, мемуары которого составляли его любимое чтение; но достоинства и пороки Д. несравненно мельче. Он отличался честолюбием и жестокостью, но не был лишен и правительственных способностей. Он нанес новый удар сенату, пожизненно приняв на себя цензуру и тем самым взяв в свои руки его пополнение. Многие высшие должности, до тех пор находившиеся в руках сенаторов, Д. систематически предоставлял всадникам и вольноотпущенникам. Унижая сенат и подготавливая замену принципата абсолютной монархией, Д. старался привлечь на свою сторону войско и, в то же время, устранить возможность военных восстаний. Солдатское жалованье было возвышено на 1/4 прежней суммы; полководцам было запрещено сосредоточивать в лагере более одного легиона. Чтобы оправдать свою власть перед народом, Д. очень заботился о суде и полиции и подвергал суровому контролю наместников провинций. Менее удачна была его экономическая реформа. Желая поднять земледелие, Д. запретил разводить новые виноградники в Италии и предписал уничтожить половину их в провинциях. Не отличаясь лично высокой нравственностью, Д. питался поднять общественные нравы: запретил кастрировать мальчиков, казнил согрешивших весталок, требовал строгого соблюдения законов Августа против нарушения семейной морали и т. д. Он любил празднества и игры, охотно доставлял народу зрелища, завел много новых торжеств и восстановил квесторские игры. Он заботился также о постройках, реставрировал уничтоженные пожаром здания и воздвигал новые храмы. К науке и литературе, если она не заключала в себе оппозиционного духа, Д. относился благосклонно; он сам сочинял стихи, покровительствовал Стацию и Марциалу, устраивал на Капитолии состязания между писателями, на манер Олимпийских игр, восстановил сгоревшую библиотеку и пополнял ее копиями с находившихся в Александрии рукописей. Внешняя политика Д. была не вполне удачна. В Британии успешно действовал Агрикола, хатты были усмирены, но дакийцы нанесли римлянам тяжелое поражение, и их вождь Децебал стал получать из Рима ежегодные дары. Любя власть и почести, заставляя называть себя богом, Д. с крайней жестокостью и подозрительностью преследовал всех, кто казался ему опасным. Казни происходили весьма часто. Не ограничиваясь знатью, Д. распял историка Гермогена из Тарса, усмотрев в его сочинении какие-то намеки; изгнал философов Эпиктета и Диона Хризостома и сжег их сочинения, подозревая связь стоицизма с аристократической оппозицией. Казни вызывались также нуждой в деньгах, преимущественно для построек, и сопровождались конфискациями. Жестокость Д. вызвала заговор среди близких к нему людей; к числу заговорщиков принадлежала его жена, ее домоправитель Стефан был убийцей императора (в 96 г.). Войско было огорчено смертью Д., но сенат приказал уничтожить его статуи и стереть его имя в надписях.

См. Imhof, "Titus Flavius Domitianus" (Галле, 1877); Halberstadt, "De imperatoris Domitiani moribus et rebus" (Амстердам, 1877).

M. К.

Домиции

(Domitii) — знатный плебейский род в Риме, разделившийся на две ветви, Агенобарбов (Ahenobarbi) и Кальвинов (Саlvini). Из фамилии Агенобарбов известны: 1) Кней Д. Агенобарб, консул в 122 г. до Р. Х. и проконсул в 121 г., успешно сражался в южной Галлии против аллоброгов и арвернов. 2) Его сын, также Кней Д. Агенобарб, в качестве народного трибуна в 104 г. до Р. X. провел закон (lех de sacerdotiis), по которому жреческие должности должны были замещаться по выбору не жреческих коллегий, а самого народа, или, точнее, по выбору 17 триб, избранных для того по жребию (из 35). В 96 г. Д. был консулом. Будучи в 92 г. цензором, издал с Л. Крассом эдикт против латинских риторических школ, назвав их ludi impudentiae. 3) Сын его, Луций Д. Агенобарб, муж Порции, сестры Катона, консул в 54 г., был решительным приверженцем аристократической партии и принимал деятельное участие в борьбе сената против Помпея, а потом в борьбе Помпея и сената против Цезаря; пал в битве при Фарсале (48 г.). 4) Кней Д. Агенобарб, сын предыдущего, был помилован Цезарем, но принял участие в заговоре против него. Последовав за Брутом в Македонию, Д. и после торжества триумвиров продолжал с 70 кораблями крейсировать в Ионическом и Адриатическом морях, опустошая прибрежные страны, пока наконец не примирился с Антонием (40 г.). Участвовал в 36 г. в несчастном походе Антония против парфян; в 32 г. был консулом и, когда началась война между Антонием и Октавианом, сначала держал сторону первого, но, узнав про его отношения к Клеопатре, перешел к Октавиану, вскоре после чего умер в 31 г. 5) Его сын, Луций Д. Агенобарб, был женат на старшей Антонии, дочери триумвира Антония; известен как человек грубый, заносчивый и расточительный; устраиваемые им гладиаторские игры всегда отличались беспримерной жестокостью. В 16 г. до Р. X. он был консулом, в 10 году наместником Африки; позже совершил блестящий поход в Германию, проникнув дальше, чем кто-либо из его предшественников. Он умер в 25 г. по Р. X. 6) Его сын, Кней Д. Агенобарб, муж Агриппины, дочери Германика, отец Нерона, был в 32 г. по Р. X. консулом, затем проконсулом в Сицилии; человек весьма низкой нравственности. Из фамилии Д. Кальвинов известны: 1) Кней Д. Кальвин, консул в 283 г. до Р. X. и диктатор в 280 г., когда Риму грозил Пирр. Он был первым цензором из плебеев. 2) Кней Д. Кальвин, народный трибун в 59 г. до Р. Х.; принимал деятельное участие в оппозиции консула М. Бибула против его коллеги Цезаря. В 53 г. избран в консулы и решительно принял сторону Цезаря. Он сражался с ним в Фессалии против Помпея (48), затем против помпеянцев в Африке (46 г.). После умерщвления Цезаря служил второму триумвирату. Переправляясь с войском в Эпир, был настигнут Агенобарбом и потерял почти весь свой флот. Из других Д., не принадлежавших к роду Д., известны: 1) Д. Афер (Domitius Afer), претор, выступил в 26 г. по Р. X. обвинителем Агриппины, за что потом подвергся преследованиям Калигулы. Умер в 59 г. Известен как замечательный оратор. Отрывки речей и сочинений сохранены Квинтилианом. 2) Д. Марс (D. Marsus) — римский поэт, современник и друг Виргилия и Тибулла, предшественник Маршала в области едкой эпиграммы; писал также басни, эротические стихотворения ("Melaenis") и эпические ("Amazonis"). От его сочинений остались только небольшие отрывки. В рукописях стихотворений Тибулла находится превосходная элегическая надгробная надпись, написанная Д. по поводу преждевременной смерти Тибулла. Ср. Weichert, "Poetarum latinorum vitae" (1830). 3) Кней Д. Корбулон — см . Корбулон.

Домицилированный вексель

— вексель, в котором указано особое место платежа, отличное от местожительства лица, обязанного произвести платеж по векселю. Домицилирование простого векселя имеет целью поставить вне сомнения место и условия протеста (см. Простой вексель). Домицилирование переводного векселя может иногда поднять его внутреннюю стоимость, устраняя затруднения и расходы, сопряженные с платежом в отдаленном или труднодоступном месте. См. Переводной вексель.

Домиция Лонгина

— супруга императора Домициана, который в 70 г. по Р. X. отнял ее у первого ее мужа. За ее отношения к актеру Парису Домициан развелся с нею, но не выдержал разлуки и призвал ее опять к себе, будто бы по желанию народному. Когда в последние годы управления Домициана никто не мог считать себя в безопасности, Д. приняла участие в заговоре, жертвой которого он пал. Сохранившиеся статуи свидетельствуют о редкой красоте Д.

Домкрат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Доммель

(Dommel) — река в Бельгии и Нидерландах, левый приток Мааса, начало на границе провинций Лимбург и Сев. Брабант; принимает Тонгрен, Руль, Берзе; длина 100 км; нижнее течение от Герцогенбуша называется Дице.

Доммер

(Arrey von Dommer) — писатель о музыке, род. в 1828 г. Из трудов Д. наиболее выдаются: "Musikalisches Lexikon" (Гейдельберг, 1863—65) и "Handbuch der Musikgeschichte" (Лпц. 1867, рус. перевод "Руководство к изучению истории музыки, с приложением очерка истории музыки в России" Дурова, М. 1884).

Домн

— имя двух римских пап. Д. I, природный римлянин, избран после смерти Адеодата в 676 г.; правил церковью до 678 г. Он принудил равеннского архиепископа Репарата, стремившегося к независимости, подчиниться римскому престолу. Д. II раньше значился в числе пап, между Бенедиктом VI и Бенедиктом VII, в 974 г., но Гизебрехт убедительно доказал, что никакого папы Домна II не существовало и имя его лишь по ошибке позднейших хронистов внесено было в список римских пап.

Домна

— см. Доменное производство.

Домнино

— село Костромской губернии, Буйского уезда; принадлежало роду Шестовых и перешло в дом Романовых как приданое Ксении, впоследствии инокини Марфы Ивановны, матери царя Михаила Феодоровича. Село стало известно благодаря тому, что тут родился и жил Иван Сусанин (см.).

Домницко-Рождественский монастырь

2 класса, мужской — Черниговской губернии и уезда, в 36 верстах от Чернигова, на правом берегу Десны. Основан в 1696 г. гетманом Мазепой, возобновлен графом Безбородко в начале XIX века. Две ярмарки.

Домо д'Оссола

(Domo d'Ossola) — город в итальянской провинции Новара, на реке Точе, на Симплонской дороге через Альпы; 3577 жителей. Вблизи гора Голгофа (M. Calvaire), вся покрытая часовнями.

Домовладелец

— собственник дома. Выражение это употребляется по преимуществу для обозначения собственников городских зданий. В этом качестве Д. обладают рядом прав в области городского самоуправления (см. Город); на них же лежит и целый ряд повинностей по отношению к соседям и всей совокупности городских граждан. Одни из них установлены законом (см. Сервитуты и Соседские права), другие налагаются административными распоряжениями (т. н. полицейские ограничения собственности) или обязательными постановлениями городских общественных управлений. Д. в настоящее время у нас считаются основными жителями городов, его постоянным элементом, заменившим прежние "городские сословия" (см. Городское состояние) по своему общественному и юридическому положению.

Домовладелец, с.-петербургский журнал

— журнал с рисунками и чертежами, издававшийся в СПб. в 1895—1898 гг., сперва еженедельно, а затем (1896) по два раза в месяц. Издатель-редактор Захаров.

Домоводство

(немецкое Hauswirthschaft) или земледельческое домохозяйство — рассматривается немецкими писателями-агрономами (например, Герицом) как один из отделов части земледелия — науки о земледельческом производстве; в состав его входят: учение о хозяйственных продуктах и инвентаре в сельском хозяйстве, заготовлении их, сохранении и употреблении, содержании прислуги и рабочих, обращении с ними, распределении между ними работы, правильном содержании домашнего хозяйства, чистоты, предосторожности от пожара и т. п. Таким образом это — учение о благоустройстве и благочинии в домашнем хозяйстве земледельца, почему оно и называется иногда (напр., переводчиком Герица, П. М. Преображенским) сельским благоустройством. Но очевидно, что Д. не имеет прямого отношения к земледелию и настолько же касается земледельца, как и всякого вообще домохозяина. Попечение о благоустройстве в доме, поддержании его и сохранении относится к обязанностям лица, ведущего сельское хозяйство и занимающегося земледелием, однако не входит в состав земледельческой промышленности и может составить предмет особой науки о домашнем хозяйстве, Д. — весьма полезной для земледельца, хотя и не принадлежащей по своему содержанию к области сельскохозяйственных наук. На этом основании в позднейших сочинениях по организации сельского хозяйства (см. Сельскохозяйственная экономия) не рассматриваются уже вопросы, относящиеся к науке Д.

С.

Домовое право

— означает право гражданина на неприкосновенность домашнего очага, т. е. на то, чтобы никто посторонний не вторгался в дом без согласия хозяина или без законного к тому основания. Нарушение этого права независимо от цели, к которой стремятся нарушители, составляет в большинстве уголовных законодательств проступок, караемый уголовным взысканием. Происхождение этого права весьма древнее и коренится прежде всего в религиозных воззрениях, придававших домашнему очагу священный, религиозный характер. Уже в римском праве насильственное нарушение Д. права (domum vi introire) влекло за собою наказание. В средние века неприкосновенность жилища охранялась строгими уголовными нормами. При постоянных междоусобиях необходима была нейтральная почва, на которую никто не мог бы вступать с враждебными намерениями. В так называемых "городских правах" встречается постановление о том, чтобы "каждому гражданину его дом служил крепостью" (jeglichem B ü rger sein Haus seine Feste sei), что и дало начало современному английскому афоризму: "мой дом — моя крепость" (my house — my castle). Вместе с распространением личной и имущественной безопасности неприкосновенность Д. права естественно должна была ограничиваться. Новейшие законодательства в большинстве случаев считают наказуемым лишь такое нарушение ее, которое соединено с насилием. Но вместе с тем все законодательства ограждают жилище частного лица от незаконного вторжения должностных лиц, которые при известных условиях имеют право производить в чужом доме следственные действия — обыск, осмотр и т. п. Так, в английском современном праве, вообще широко ограждающем неприкосновенность дома, наказуемым считается лишь насильственный вход в чужой дом и вход для производства каких-либо следственных действий должностными лицами без установленных на то формальностей. Французское право карает лишь незаконный вход, против воли хозяина, должностного лица в чужой дом для производства каких-либо официальных действий (art 184 Cod. P é nal). В германском действующем праве под наказуемым нарушением Д. права (Hausfriedensbruch) понимается насильственный вход (Eindringen) в жилище, деловое помещение или огражденное владение или же неоставление этих помещений вопреки заявленной воле хозяина (§ 123 Улож.). Наказание усиливается, если виновный был вооружен или нарушение совершено несколькими лицами одновременно. В источниках русского права довольно рано встречаются постановления карательного характера о "воровском приезде", "приезде насильством, скопом и заговором" в чужой дом. Так, по Улож. Алексея Михайловича (1649) насильственное вторжение в чужой дом дает основание к иску за бесчестие, и виновные сверх двойного платежа, убытков и бесчестия подвергаются "за воровской приезд жестокому наказанию, битью кнутом" (ст. 199, гл. X). В действующем Улож. о наказ. нарушение Д. права частным лицом, не сопровождавшееся насилием, не наказуемо, если только деяние не может быть подведено под понятие самоуправства (см.). Особо предусмотрено в законе производство выемки или обыска в доме должностным лицом, хотя бы и по законным, достойным уважения причинам, но без соблюдения установленных правил (ст. 349 Ул.). По закону 1891 г. "об ответственности за открытое нападение одной части населения на другую" строгому наказанию подвергаются участвовавшие в публичном скопище, учинившем вторжение в чужое жилище вследствие побуждений, истекающих из вражды религиозной, племенной или сословной или из экономических отношений" (ст. 269 1 Улож. о наказ.).

Г. О.

Домовой

(фр. Lutin, нем. Kobold, Nachtm än nchen, англ. Goblin) — божество домашнего очага (см. Домашние боги), заменившее языческого Рода или Чура. Различные названия Д. и место, ему отводимое, указывают на связь понятия о Д. с культом огня и почитанием предков. Поляки называют Д. выгорище, великоруссы — дедушкой, хозяином, малоруссы — дiдько, господарь, белоруссы — падпечка, сербы — ведогонь. Место Д. обыкновенно под или за печкой, как и германского кобольда. По польским поверьям, привязанность Д. к дому очень велика: даже после пожара он не покидает печи обгорелого жилья. Кроме избы, Д. поселяется в банях, овинах, винокурнях и пр. — словом, везде, где есть печь, отчего его иногда и называют банником, подвинником и гуменником. Древняя вражда родов отразилась в поверьях о том, что чужой Д. — лихой, тогда как свой — добрый. Оттого в заговорах испрашивается защита от чужого Д. У великоруссов и литовцев Д. мстит за обиды сожжением избы. Ночью он стучит и возится, проказничает, душит ради шутки сонного. Д. — покровитель домашних животных, отчего он и носит названия хлевника, сарайника, конюшника, табунника и пр. У него всегда есть любимая лошадь, которую он холит, чистит, заплетает ей хвост и гриву, подсыпает ей больше овса и пр. Подобно скандинавскому Тору, Д. ездит на козле, которого поэтому и держат при конюшнях. Д. редко показывается человеку, и то перед несчастьем, предостерегая хозяев. Его можно видеть в ночь на Светлое Воскресение или Чистый четверг в хлеву: он космат, но более этой приметы нельзя упомнить, так как он отшибает память. Зимою на снегу обозначаются его мохнатые подошвы. 30-го марта Д. бесится, 28-го января его закармливают кашей. См. "Поэтические воззрения славян на природу" А. Афанасьева (М. 1869, т. II); "Дедушка-домовой" в "Архиве историко-юридич. сведений, относящ. к России", изд. Калачева (кн. I, СПб. 1876); "Остатки верований и убеждений старого времени" ("Духовный Дневник", 1865, 11 и 12); о Д. австрийских южных славян — в "Знании" (апр. 1877), о Д. разных диких и варварских народов — в "Первобытной культуре" Тэйлора, в главах об анимизме.

Домовый гриб

Статья большая, находится на отдельной странице.

Доможировы

— русский дворянский род, происходящий из Новгорода. Михаил Константинович Д. владел поместьями в 1500 году. В XVII веке многие Д. были стольниками, воеводами и стряпчими. Род Д. внесен в VI и II части родословной книги губерний Московской, Нижегородской, Новгородской, Смоленской, Тамбовской и Тверской.

В. Р.

Домонтович

(Константин Иванович, 1820—1889) — один из деятелей по освобождению крестьян; окончил курс на юридическом факультете СПб. университета, затем слушал лекции в Гейдельбергском и др. заграничных университетах; в 1842 г. поступил на службу в министерство государственных имуществ, в котором особенно трудился над упорядочением налогов и повинностей крестьян. В 1844 г. он был членом пензенской, а затем курской комиссий для уравнения денежных сборов с государственных крестьян; в 1848 г. назначен был правителем дел, а вскоре и членом центральной комиссии уравнения денежных сборов с государственных крестьян. В 1858 г. сделан начальником статистического отделения при министерстве государственных имуществ; положил начало "Памятной книжке для сельских хозяев", которая поныне издается министерством; помещал в периодических изданиях статьи по сельскому хозяйству. В 1859 г. Д. занял место помощника статс-секретаря в государственном совете и стал участвовать в трудах редакционных комиссий по хозяйственному отделению. Когда работы комиссий были внесены в главный комитет по крестьянскому делу, Д. вместе с С. М. Жуковским редактировал обширный журнал, при котором проекты освобождения крестьян перенесены были в общее собрание государственного совета. В главном комитете об устройстве сельского состояния Д. занял место помощника управляющего делами комитета, С. М. Жуковского. В 1865 году Д. назначен был директором департамента окладных сборов министерства финансов; вместе с тем он состоял помощником председателя податной комиссии и членом комиссии по пересмотру проекта о городском самоуправлении, везде трудясь неутомимо. В 1874 г. Д. назначен был сенатором, а в 1882 г. занял место первоприсутствующего IV департамента сената. В 1879 г. он принимал живое участие в комиссии по отмене подушной подати, в 1880 г. трудился над вопросом о понижении выкупных платежей, в 1882 г. частным образом участвовал в обсуждении способов упразднения подушной подати.

Домонтовичи

— русский дворянский род. Предок их, Иван Д., был во второй половине XVII в. запорожским войсковым генеральным судьею. Внесены в VI и II части родословной книги Черниговской губернии.

В. Р.

Домонтово

(Домонтов) — местечко Полтавской губернии, Золотоношского уезда, при реке Днепр, в 12 вер. от уездного города. Незначительная пристань. Дворов 488, жителей 2198, 1 православная церковь, мельниц 3 водяных, 17 ветряных, 1 лавка, 2 ярмарки в году. В Книге Большого Чертежа Д. назван "на Днепре град Долматов". Д. был сотенным местечком Переяславского полка.

В. В.

Домострой, памятник русской литературы

— см. Сильвестр.

Домострой, с.-петербургская газета

— газета для всех горожан, дачников и сельских хозяев; выходит с 1892 г. в СПб. еженедельно; посвящена вопросам домашнего благоустройства. Редактор-издатель Л. П. Сабанеев.

Домострой, с.-петербургская газета (дополнение к статье)

— газета для всех горожан, дачников и сельских хозяев, прекратилась в 1893 г.

Домохозяин

— выражение, означающее: а) хозяина или собственника дома в смысле здания; б) главу самостоятельной семьи или хозяйства вообще (в этом смысле Д. может быть назван как квартирохозяин, так и собственник дома) и в) самостоятельного члена крестьянской общины, имеющего усадебную оседлость. В первом смысле оно заменяется большею частью названием: домовладелец. Чаще оно обозначает два другие понятия без точного разграничения между ними. В смысле главы хозяйства оно употребляется, например, в уставе о податях, согласно которому Д. является главным ответственным лицом по платежам всех неотделенных членов семьи или дома (т. V Св. Зак. ст. 69, 110, 242, 243, 262, 265 и ряд других). В этом же смысле, по разъяснению сената, употребляется выражение Д., когда речь идет о праве быть членом сельского схода, составляемего, по закону, из всех Д. селения. В смысле владельца определенной усадебной оседлости слово Д. встречается, например, в ст. 167 2-го особ. прил. к т. IX. Понятие Д. следует отличать от понятия главы семьи в смысле отца семьи; последнее теснее первого, так как власть Д. может распространяться как на неотделенных женатых и замужних членов семьи, так и на прислугу, работников и т. д. Оно аналогично лишь понятию отца семьи (pater familias) в старом римском смысле и исторически одного с ним происхождения, прямые следы которого находятся, между прочим, во власти современного крестьянского Д., "большака", как она поставлена по обычному праву.

Домпиер-д'Орнуа

(Шарль Мария Альберт Dompierre d'Hornoy) — французский адмирал. Род. 1816 г. После падения империи исполнял временно (сентябрь 1870 — январь 1871) должность морского министра. Избранный в 1871 г. в национальное собрание, принадлежал к правой и был одним из виновников падения Тьера. В 1873—74 гг., при Мак-Магоне, был морским министром. В 1867—82 гг. заседал в сенате в рядах правой, с 1 8 85 г. — в палате депутатов.

Домра

— первообраз нашей балалайки. Сведения о Д. в России сохранились в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Игроки на Д. назывались домрачеями. Весьма вероятно, что Д., существующая до сих пор у калмыков под названием домр и у татар и киргизов под названием домра, домбра, дунбура, думбра, занесена в Россию во время монгольского ига.

М. Я.

Домреми

(Domremy la Pucelle) — деревня с 300 жителей во Франции, в Вогезском департаменте, на реке Маас, в 21 км выше Вокулера. Родина Жанны д'Арк, в память которой поставлена статуя перед ее домом и устроена школа для девочек. Карл VII освободил Д. от податей; революция уничтожила эту льготу.

Домсдейбук

— см. Думсдейбук.

Домфриз

(Domfries) — графство в Шотландии; пространство 2854 кв. км, население 74308 челогвек (1891 г.). Поверхность по преимуществу гористая; много озер разбросано среди высоких гор и в долинах. Из городов важнейший Домфриз на реке Нит; много школ, обсерватория. Большое производство чулок, шляп, бумажных и полотняных товаров, кожи и др. В гавань могут входить большие суда. Д. сделался королевским городом в XII столетии, когда построен был здесь монастырь. В часовне его Джон Комин, претендент на шотландский престол, умерщвлен был Робертом Брюсом в 1305 г. Жителей 17804 (1891).

Домштат

(по-чешски Doma štat, Domaš ov или Toma š ov; нем. Domstadt) — местечко в Моравии; жители (более 1000 человек) занимаются разведением и обработкою льна. Д. — один из самых старых населенных пунктов Моравии; упоминается в первый раз под 1054 г. Близ Д. 29 июля 1758 г. австрийские генералы Лаудон и Сискович захватили прусский обоз в несколько сот возов, везший продовольствие, деньги и артиллерийские снаряды для осаждавшего Ольмюц прусского войска, это заставило Фридриха II снять осаду с города.

Ир. Л.

Домы

— туземное племя в Индии, темнокожее и малорослое, считающееся у индусов примером всяческой нечистоплотности. По их мнению, Д. представляют низшую ступень человеческого падения. Они приготовляют камышовую мебель, веера из пальмовых листьев и разные вещи из коры бамбука, подметают улицы и присутствуют при сожжении трупов, укладывая поленья для костра и поднося к нему зажженную солому. Последняя обязанность может быть выполнена только Д.

С. Булич.

Домытница

— пошлина, взимавшаяся в древней Руси в XIV—XVI вв. с провозимой соли вместе с мытом.

Домье

(Анри-Огюст-Ипполит Daumier, 1808—1879) — французский рисовальщик и отчасти живописец. Составил себе в 1840—50-х гг. громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь и выдающихся людей тогдашней Франции. Рисунок у него сух и грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды и вместе с тем едкой насмешки. Сатирические рисунки Д. начали появляться в журнале "Charivari". Это были сцены из "Похождений Робера-Макера" (с подписями Филипона). За этою серией следовали другие, под заглавиями: "Les Actualit és", "Les Divorceuses", "Les Femmes socialistes", "Les Philantropes du jour", "Les Grecs", "Les Gens de justice", "Les Pastorales", "Locataires et proprié taires", "Les beaux jours de la vie" и т. д. Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: "Idylles parlementaires" и "Les Repr ésentants représenté s". Из живописных произведений Д. известны: "Мельник, его сын и осел" (1849), "Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу" (1851) и "Прачка" (1861).

Л. С—в.

Дон Жуан Австрийский

— см. Хуан.

Дон Карлос

— см. Карлос.

Дон, воронежская газета

— газета экономическая, юридическая и литературная, начал выходить в Воронеже в 1868 г. еженедельно, с 1876 г. 3 раза в неделю. "Д." — одна из старейших провинциальных газет, поставившая себе целью не только поддерживать интересы чисто местные, но и быть посредницей между центром и провинцией. Задачу эту, однако, пришлось сузить. Статьи "Д." по местным вопросам всегда отличались самостоятельностью. См. H. В. Воскресенский, "Пятидесятилетие Воронежских Губ. Ведомостей" (I, 430 и сл.) и юбилейный № 14 за 1893 г.

Дон, злак

(Pennisetum L.) — красивый африканский злак (см. Gramineae — злаки); всего известно до 40 видов, причем лишь 2—3 распространились по Средиземной области, тропической Азии и Америке. Виды Д. однолетние, но при оранжерейной культуре живут по нескольку лет. Из густого пучка узких лентовидных листьев выставляются высокие стебли с красными густыми овальными соцветиями-метелками. В садоводстве хорошо известен абессинский вид Р. longistylum Hochst. Он очень быстро и пышно разрастается в грунте на хорошо удобренной земле, требуя достаточной поливки при сухой погоде, и служит хорошим украшением садов на юге Европы и букетов. В России найден только один вид — Д. восточный, Р. orientale Rich., обитающий в Закавказье.

А.

Дон, река в Европейской России

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дон, реки в Великобритании

(Don) — 1) pека в шотландском графстве Абердин; начало берет в горах Кернгормских и впадает в Северное море в 2,5 км к С от Абердина, длина 132 км. Значительная ловля лососины. 2) Река в английском графстве Йорк; начинается в Пеннинских горах, течет до Шеффильда на ЮВ; отсюда, уже судоходный, поворачивает на СВ мимо Донкастера и впадает при Гуле в реку Узу близ ее слияния с Трентом. Притоки его, Дирн и Вент, каналами соединяются с Трентом и Кальдером; дл. 112 км.

Дон, титул

(Don у итал. и исп., у португальцев Dom) — титул, произошел от лат. Dominus (господин) и прежде принадлежал лишь папе; от него титул Д. перешел в Италии к епископам, аббатам, даже монахам; итальянские священники и теперь величают себя Д. В Португалии титул Д. носят только владетельные особы и члены их фамилий. В Испании Д. был сначала титулом только королей и инфантов, позже стал даваться в награду за государственную службу. Филипп III сохранил его за епископами, графами и высшим дворянством. Ныне всякий, отличающийся по манерам и платью от простого сословия, величается Д., причем слово это ставится не перед фамилией, но перед собственным именем. Женщины носят титул донна (итал. Donna, испан. D õ na, португ. Dona).

Дон-Бенито

(Don-Benito) — окружный город в Испании, в провинции Бадахос, на левом берегу Гвадианы; 14692 жителя. Земледелие и плодоводство.

Дон-Жуан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дон-Кихот

— см. Сервантес.

Дона

(Dohna) — город в Саксонии, в 12 км от Дрездена, на Мюглице; 2249 жителей. Соломенные изделия, торговля скотом. Известен с XII в.; его графы имели обширные владения. С XIV по XVI в. был в Д. знаменитый суд шеффенов (18 вассалов и граф Д. — председатель), к которому обращались даже из других государств. Из фамилии гр. Д., в конце XV в. разделившейся на линии прусскую, силезскую и шведскую, наиболее известны: 1) Авраам Д. († в 1612 г.), один из выдающихся государственных людей своего времени, был императорским послом в Польше и советником императора Рудольфа. 2) Карл Ганнибал Д. (1588—1633), сын предыдущего, перешел в католичество, стоял на стороне Австрии во время чешского восстания, сурово преследовал протестантов и обложил Силезию тяжелыми налогами. 3) Фабиан (1550—1622), из прусской линии, сражался в Нидерландах, затем волонтером в польских войсках, в 1587—1591 г. приводил к Генриху Бурбону немецкие вспомогательные войска. 4) Христоф Дельфин, бургграф и граф фон Д.-Карвинден (1628—1668) — шведский фельдмаршал. В 1667 году был шведским чрезвычайным послом на мирном конгрессе в Бреде. 5) Христоф Д.-Шлодиен (1665—1733) — в 1698 и 1704 г. был прусским послом в Англии. Оставил интересные "M émoires originaux sur le règne et la cour de Frédéric I, roi de Prusse" (1833). 6) Христоф (1702—1762), сын предыдущего, в 1757 г. командовал авангардом прусского корпуса Левальдта против русских; в 1758 г. сражался при Цорндорфе и заставил русских снять осаду Кольберга, в 1759 г. оттеснил шведов к Стральзунду, но за неудачные действия против русских был отозван. 7) Фридрих Д.-Шлобиттен (1771—1831) с 1808 по 1810 г. был прусским министром внутренних дел и содействовал проведению реформ в управлении. Ср. Voigt, "Leben Dohnas" (1833), 8) Еарл Д. (1784—1859). Когда Пруссия должна была в 1811 г. заключить союз с Францией против России, Д. перешел на русскую службу, сражался при Бородине и был посредником при заключении известной конвенции между Иорком и Дибичем (30 декабря 1812). В 1815 г. возвратился на прусскую службу и достиг чина генерал-фельдмаршала. См. "Aufzeichnungen über die Vergangenheit der Familie D." (1877—85).

Дона-Франциска

(Dona Francisc a) — немецкая колония в бразильской провинции Санта-Катарина, в 20 км к З от портового города С.-Франциско, при двух речках, судоходных лишь для небольших судов; очень плодородна, превосходный климат; производит рис, табак, маис, сахарный тростник, картофель и др. Предметами вывоза служат еще мате (парагвайский чай), кожа и кожаные изделия, мебель, сигары, спирт. Жителей около 20 тысяч. Основана в 1851 г. гамбургским колонизационным обществом при поддержке бразильского правительства. Главный пункт — Жуанвилль (с 1877 г. город): 2523 жителя; много фабрик, своя газета. Cp. D örffel, "Die Kolonie D." (1882).

Доналейтис

(Христиан Donalaitis; 1714—1780) — известный литовский поэт, родом из восточной Пруссии; был пастором, проповедовал на немецком и литовском языках. Его поэма "Четыре времени года", написанная на южнолитовском наречии, представляет собою удачные картины природы Литвы и эскизы из жизни литовского крепостного крестьянского быта. Еще раньше, чем Клопшток успел издать свои немецкие гекзаметры, Д. весьма удачно применил шестистопный размер к литовскому языку в своих поэтических произведениях, относящихся к 1740 г. Его стихи изданы были только в 1818 г., с немецким переводом. В 1865 г. по поручению Императорской академии наук в СПб. Авг. Шлейхер издал первое собрание сочинений Д. (без перевода). Полное издание 1869 г., проф. Нессельмана, с переводом и крит. прим. Из народных изданий известны виленское 1829 г. и тильзитское 1891 г. О языке и лингвистических особенностях Д. трактует магистерская диссертация казанского проф. А. Александрова: " Sprachiches aus dem Nationaldichter Litauens Donalitins" (1886). По мнению Александрова, Д. принадлежал бы к перворазрядным всемирным поэтам, если б писал на одном из культурных языков. Есть переводы Д. на немецкий, польский и латышский языки.

Э. Вольтер.

Дональд

(Donald) — имя 8 шотландских королей; из них первые четыре принадлежат легендарному периоду. 1) Д. I несчастливо сражался с императором Септимием Севером. 2) Д. V Мак-Альпин (во второй половине IX в.) неудачно сражался с восставшими пиктами и союзниками их англичанами и лишил себя жизни в темнице. 3) Д. VII, или Дункан I (1034—40), пользовался любовью за свою энергию и справедливость, но несчастливо вел войну с датчанами и должен был признать себя вассалом датского короля. Освободивший его от датского ига Макбет (см.) убил его и овладел престолом. 4) Д. VIII Белый, сын предыдущего, при помощи норвежского короля Магнуса овладел после смерти брата своего Малькольма престолом (1093), изгнав законных наследников, но уже после 6-месячного царствования был свергнут с престола старшим сыном Малькольма, Дунканом II, получившим помощь от Англии. После умерщвления Дункана (1094) Д. правил совместно с его братом Эдмундом, но в 1097 г. третий сын Малькольма, Эдгар, при помощи английских войск разбил его и взял в плен. Ослепленный, он умер в темнице.

Дональдсон, Джон Вильям

(Donaldson, 1811—1861) — английский филолог. Главные сочинения: "New Cratylus or contributions towards a more accurate knowledge of the Greek Language" (1839); "Varronianus" (1844) — очерк сравнительной философии: "Jashar, ragmenta archetypa carminum hebraicorum" (1854), вызвавшее оживленную полемику с богословами; "Chr istian Orthodoxy reconciled vith the conclusions of modern Biblical Learning" (1857).

Дональдсон, Томас Ливертон

(Donaldson, 1795—1885) — английский архитектор и писатель по части архитектуры. 15-ти лет от роду он сделал путешествие на коммерческом судне на мыс Доброй Надежды, после чего находился волонтером в военной экспедиции против Франции. По возвращении своем в 1814 г. в Лондон практически изучал зодчество под руководством своего отца и проходил теоретический курс этой специальности в Королевскую академию художеств, которая в 1817 г. удостоила его серебряной медали. С этой поры начинаются его многократные путешествия во Францию, Италию, Грецию и Малую Азию для изучения памятников античного зодчества, в особенности храмов Дианы в Ефесе и Аполлона Эпикурейского в Бассах, и доставившие ему материал для дополнений, внесенных во второе издание труда Дж. Стюарта и Ревета: "Antiquities of Athens" (1825—80, 4 т.) и для его собственных статей в сочинений. В Лондоне он построил црк. св. Троицы в Бромптоне, библиотеку, лабораторию и большую залу университетского коллегия, барский дом для Дж. Гопа (теперь Junior Atheneum Club) и некот. друг. здания. В 1841—54 гг. состоял проф. архитектуры в лондонском унив.; в 1834 году принимал деятельное участие в учреждении корол. общества британских архитекторов; в 1851 г. получил от него за свои заслуги золотую медаль и с 1864 г. занимал в нем пост президента. Постройки, произведенные Д., не представляют ничего особенно замчательнего; гораздо важнее их его литературные труды: "Pompei illust r ated" (1827, в 2-х т., с рисунками Кука), "A Collection of the most examples of modern doorways in Italy and Sicily" (1833, сочинение, выдержавшее еще несколько изданий и переведенное на франц. яз.), "The temple of Apollo Epicurios at Bassa" (1838, "Archi t ectural maxims and theorems" (1847), "Handbook of specification, or Practical Guide to the architect" (1859, в 2-х т.; 2-е изд. 1871) и др.

А. С—в.

Дональдсон, Эндрю Броун

(Donaldson) — английский живописец; род. в 1840 г.; учился в лондонской академии художеств и довершил свое образование путешествиями в Италию, Францию и Германию. Пишет картины исторического содержания и архитектурные виды человческими фигурами. Из его произведений наиболее известны: "После сражения" (1871), "Проповедь в Риме", "Жанна д'Арк" (1875), "Улица в Бамберге" (1876) и "Вид в Нюрнберг" (1870).

Донар

(Donar) — бог грома и непогоды у древних германцев, соответствует скандинавскому Тору (см.). Ему был посвящен четверг (Donnerstag). Священным деревом Д. был дуб (славился его дуб при Гейсмаре, срубленный Бонифацием). Горы в Германии часто носят его имя, например Доннерсберг в рейнском Пфальце. Атрибутом Д. был молот (Donn erhammer).

Донат, архиепископ литовский и донской

(в миру Николай Ильич Бабинский, 1828—1896) — проповедник, магистр СПб. духовной академии; был епископом брестским, ковенским, рижским, подольским, архиепископом литовским и донским. Поучения Д. изданы в 4-х выпусках.

Донат, Элий

(Aelius Donatus) — известный римский грамматик и ритор, жил в середине IV в. по Р. X. Св. Иероним называет его своим учителем. Из сочинения Д. до нас дошла его "Ars grammatica", многократно комментированная позднейшими учеными, вместе с кратким изложением учения о 8 частях рчи ("Ars minor"). Последнее сделалось главным руководством при элементарном обучении, так что слово "донат" означало вообще латинскую элементарную грамматику, а погрешность против ее правил назыв. у немцев донатической ошибкой (Donatschnitzer). Д. был первой книгой, к которой было применено печатание на дереве; такие экземпляры принадлежат к величайшим библиографическим редкостям. Сохранились еще, хотя и не вполне и не в первоначальном виде, превосходные комментарии Д. к Теренцию, напечатанные во многих изданиях сочинений Теренция (послед. изд. Клоца, 1838—40). О комментариях его к Виргилию нам известно по многократным ссылкам на них Сервия. От Эдия Д. следует отличать жившего несколько позже (около 400 г.) Тиберия Клавдия Д., автора "Vita Vergilii", составленной, главным образом, по Светонию, и комментариев к "Энеиде".

Донателло

Статья большая, находится на отдельной странице.

Донати, Бальтазар

(Donati или Donato, Balthasar) — итальянский композитор († в 1603 г.); был капельмейстером в Венеции. Писал мадригалы, канцонеты, мотеты, вилланелы. Многие из них, в особенности последние, отличаются своеобразностью ритма.

Донати, Джанбатиста

(Giambattista Donati) — итальянский астроном. Родился в Пизе в 1826 г. и занимался астрономиею во Флоренции под руководством известного Амичи. Получив место ассистента при обсерватории, наблюдал многие кометы и первый открыл большую комету 1858 г., названную его именем (см. Кометы). С 1864 г. состоял директором обсерватории и известен спектроскопическими наблюдениями небесных светил, а также своими увлекательными публичными лекциями по астрономии. Будучи в Вене на метеорологическом конгрессе 1873 г., Д. заболел холерою и по возвращении во Флоренцию в том же году умер.

В. В. В.

Донати, Чезаре

(Чезаре Donati) — итальянский новеллист. Род. в 1826 г.; принимал живое участие в национальном движении 1848 г. Громкую известность доставили ему появившиеся в 1858 г. повести: "Per un gomitolo", "Diritto e rovescio", "Arte e natura". Популярность его возросла с появлением других его романов и повестей: "Tra le spine", "Роvera vita", "Foglie secche", "Rivoluzione ип miniatura", "Buon anno!", "La signora Manfredi" и др. Тонкая характеристика, юмор, блестящий слог — отличительные черты новелл Д.

Донатизм

— раскол в Западной церкви. Преследование христиан Диоклетианом вызвало стремление к мученичеству среди христиан Африки; мученики пользовались особенным почтением, целые толпы христиан посещали заключенных; это усиливало гонение, вследствие чего многие благоразумные епископы, в том числе епископ карфагенский Мензурий, старались успокоить умы. Диакон Мензурия, Цецилиан, по поручению последнего силою разгонял толпы христиан на тюремных дворах. Это возбудило среди христиан неудовольствие, которым воспользовались противники Цецилиана, когда он был избран после смерти Мензурия епископом карфагенским. С Донатом из Casae Nigrae во главе они созвали совет, на котором признали посвящение Цецилиана недействительным, так как он был рукоположен Феликсом, виновным, по их мнению, в измене церкви во время гонений. В епископы был выбран Майорин, а после его смерти — Донат. Раскол быстро распространился по всей Африке, получив название Д. Вскоре раздор, возникший на почве личных интересов, превратился в принципиальное разногласие. По мнению Д., характеристический признак истинной церкви составляет святость, выражающаяся в личном совершенстве ее служителей; таинства теряют свою силу, если совершены священнослужителями, провинившимися против церкви, или в церкви, сохраняющей связь с виновными. Поэтому донатисты перекрещивали переходящих к ним даже и православных, ругались над православными церквами и их священниками. Для разрешения спора противники обратились к имп. Константину, который созвал один за другим три собора: в Риме, в Карфагене и в Арле. На первых двух были оправданы Цецилиан и Феликс, на третьем, вопреки донатистам, было постановлено не крестить вторично тех еретиков, которые были крещены во имя св. Троицы, и лишать священного сана только тех епископов, измена которых церкви была доказана, сохраняя силу за таинствами, ими совершенными. Недовольные решениями соборов, Д. отвергли вмешательство светской власти в дела церкви, продолжали поступать по прежнему и этим вызвали преследования со стороны Константина. Император издал эдикт, в силу которого у Д. должны были быть отобраны церкви, а епископы их сосланы. Это побудило донатистов принять в свою среду циркумцеллионов. Циркумцеллионами ("вокруг сельских жилищ бродящие") назывались первоначально бродячие во имя Христа аскеты, называвшие себя воинами Христа и считавшие своей обязанностью вести борьбу против всякой неправды, защищая всех обиженных и угнетенных, грабя и убивая людей богатых и высокопоставленных. Донатисты, как преследуемые, нашли в них поддержку, наложившую неизгладимое пятно на всю партию, хотя большинство ее не принимало участия в зверствах циркумцеллионов. Константин, убедясь в безполезности преследований, вскоре прекратил их, но при преемниках его Д. несколько раз подвергались гонениям. Донат был сослан и умер в ссылке. Имп. Юлиан из ненависти к христианской церкви покровительствовал донатистам. После его смерти гонения возобновились. Среди самих донатистов появилось множество партий, последователей отдельных лиц, как-то: рогатисты, урбанисты, клавдиане и др. Наибольший вред Д. нанес раздор между епископом карфагенским Примианом и диаконом его Максимианом. Часть донат. епископов постановила низложить Примиана и заменить его Максимианом, но большинство не согласилось с этим решением и на большом совете в Богае Максимиан был отлучен от церкви, а партия его подверглась гонениям и избиению со стороны примианистов. В то время как внутренние раздоры подрывали донатистов, православная церковь приобрела сильного защитника в лице блаж. Августина, который отстаивал объективное значение церкви и независимость действия благодати от святости служителя. Усилившиеся неистовства донатистов и циркумцеллионов вызвали со стороны имп. Гонория суровые меры: был издан эдикт об отобрании у донатистов всех церквей, но рядом с этим было объявлено помилование всем раскаявшимся. В 411 г. был собран собор в Карфагене, на который были приглашены представители Д.; имп. Гонорий прислал трибуна Марцеллина, который должен был по окончании прений решить, на чьей стороне правда. Августин одержал полную победу над донатистами; имп. Гонорий признал правоту учения православной церкви и потребовал от донатистов, чтобы они подчинились решению собора. Когда Д. отказались исполнить его требование, то им были воспрещены сборища под страхом смертной казни. С этого времени Д. начинает мало-помалу исчезать, хотя и продержался еще кое-где до VII в., до покорения Африки сарацинами. См. F. Ribbek, "Donatu s u. Augustinus oder der erste entscheidende Kampf zwischen Separatismus u. Kirche" (1858); кн. E. Трубецкой, "Религиозно-общественный идеал западного христианства в V-м в. Часть I. Миросозерцание блаженного Августина" (М., 1892).

Э. Р.

Донато

(Леонардо Donato, † в 1612 г.) — дож Венеции с 1606 г., особенно известен по энергичному сопротивлению, оказанному им папе Павлу V. Он хотел провести два закона, по которым духовенство лишалось права приобретать недвижимость на венецианской территории и запрещалась постройка церквей без разрешения сената. Отлученный за это вместе с сенатом от церкви, он заставил священников продолжать церковное служение, а иезуитов, отказавшихся подчиниться его требованию, изгнал из Венеции. Хотя затем кардинал Жуайез по поручению Генриха IV и примирил венецианцев с папой, но иезуиты уже не могли вернуться в Венецию.

Предыдущая страница Следующая страница