Античные писатели
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ОБСЕКВЕНС

Обсеквенс, Юлий; Obsequens, Iulius, римский историк, IV в. н. э. Автор сборника римских продигий, то есть чудесных явлений, имевших место в Риме в 249-12 гг. до н. э., Книга чудесных явлений (Prodigiorum liber). Сохранились описания продигий 190 12 гг. до н. э., остальное утрачено. О опирался в основном на пересказы Тита Ливия.

ОВИДИЙ

Овидий Назон, Публий; Ovidius Naso, Publius, 43 г. до н. э.-18 (или 17) г. н. э., римский поэт. Родился в Сульмоне у подножия Аппенин. Происходил из состоятельной всаднической семьи. В соответствии с желанием отца, он был послан учиться в Рим, чтобы посвятить себя карьере политика и юриста. В дополнение к учебе совершил путешествие в Афины, Малую Азию и на Сицилию. После возвращения в Рим быстро отказался от карьеры чиновника и целиком посвятил себя поэзии. - Первые произведения сразу принесли О. громкую славу. Он был связан с поэтическим кружком Мессалы. Знал Горация, восхищался Вергилием, дружил с Проперцием, а памяти Тибулла посвятил одну из прекраснейших своих элегий. О. был трижды женат, имел дочь. В 8 г. н. э., на вершине известности и славы, О. неожиданно был приговорен Августом к изгнанию на Черное море в Тому (совр. Констанца). Причина высылки неизвестна. Сам О. говорит, что единственной его виной были кармины (песни) (Наука любви?) и ошибка. Но нам неизвестно, в чем эта ошибка заключалась. Однако Август был сильно задет, ибо несмотря на многочисленные просьбы о помиловании, которые поэт слал в Рим, приговор так и не был отменен. О. умер в Томе после 10 лет изгнания. Все произведения О., кроме Метаморфоз и не сохранившейся трагедии Медея, были написаны элегическим дистихом. Ранний период творчества О. посвящен произведениям на любовные темы. Ок. 20 г. до н. э. О. издал первый сборник Любовные элегии (Amores) в 5 книгах. Сохранилось только 3 книги из второго издания. Это любовные произведения (исключение составляет одна элегия, описывающая процессию в честь Юноны и упомянутая ранее элегия на смерть Тибулла), посвященные Коринне. Коринна - вымышленный образ, фикцией являются и описываемые чувства и переживания поэта. Черпая из архаической и эллинистической греческой лирики, а также используя упражнения, которые он выполнял в риторической школе, О. представил известные из литературы любовные сюжеты, ситуации, переживания: ожидание у дверей возлюбленной, ссоры, радость, измены, ревность. Стихи О. исполнены очарования и юмора, а порой - цинизма и иронии. Между первым и вторым изданием любовных элегий появилась на свет первая часть сборника Героиды (Heroides или Epistulae Heroidum) - 15 посланий мифических героинь: Пенелопы, Медеи, Дидоны, Ариадны и др., адресованных неверным мужьям или возлюбленным. Вторая часть, по-видимому, была создана позднее, она включает три пары писем, написанных любовниками друг другу. В этих элегиях чувствуется влияние риторической школы, они скорее напоминают монологи, иллюстрирующие переживания героинь. Из дидактических поэм, представляющих собой как бы пародийный вариант эллинистических дидактических поэм (Арат, Никандр) самой старой является поэма О раскрашивании женщинами лица (De medicamine faciei femineae), от которой сохранилось 50 дистихов; в ней О. рассказывал девушкам о том, как надо заботиться о своей внешности. В Науке любви (Ars amatoria), изданной, видимо, в 1 г. до н. э., О. изложил науку соблазнения. Вначале он составил только 2 книги советов мужчинам, потом добавил кн. III, предназначенную для девушек. О. дал точные указания, где нужно искать прекрасных девушек, как их обольщать (кн. I), как продлить связь (кн. II). Часть, адресованная женщинам, тоже содержит подобные советы. Поэма исполнена юмора, полна забавных оборотов и сентенций, комических ситуаций. Ее реализм отличают изысканность и культура, чувствительность и утонченность. Прекрасно написанная картина римского общества эпохи Августа иллюстрируется многочисленными примерами из мифологии, в поэме множество сравнений и отступлений. Продолжением Науки любви стала поэма Лекарство от любви (Remedia amoris) в 1 книге, изданная ок. 2 г. н. э.. Она выдержана в том же тоне, что и Наука любви, и учит читателя, как нужно поступать, чтобы излечиться от несчастной любви. Зрелое творчество О. представлено двумя большими поэмами: Метаморфозы (Metamorphoseon libri XV) в 15 книгах и Фасты (Fasti); оба написаны после 1 г. н. э. В Метаморфозах О. ориентировался на греческих поэтов: Каллимаха, Эратосфена, Никандра, Парфения Никейского, а также на римских - Катулла, Цинну, Мацера. Сюжеты он взял из неисчерпаемой сокровищницы греко-римских мифов, выбирая прежде всего те, что рассказывали о каких-либо превращениях. О. замыслил представить мифы в хронологическом порядке от начала мира до своей эпохи. Поэма начинается рождением мира из Хаоса и заканчивается апофеозом Цезаря. Книги I-V включают самые древние мифы о потопе, о четырех веках человечества, о мировом пожаре - до эпохи Фив; кн. VI-X содержат предания, касающиеся Геркулеса, с кн. XI начинаются легенды троянские, италийские и римские. В пределах всей эпопеи О. рассказывает или упоминает 250 мифов о превращениях. Стремясь придать повествованию связность, он использует принцип хронологической и генеалогической последовательности, группирует локальные мифы, предания, связанные единой темой или контрастирующие между собой, включает множество эпизодов. Разнообразие содержания порождает разнообразие стиля и настроения: начало и конец Метаморфоз написаны в философском тоне, а, например, ухаживания Циклопа напоминают идиллию. Целое, однако, выдержано в эпическом стиле, что подчеркивают многочисленные гомеровские сравнения, описания природы и произведений искусства, большие эпические сцены, каталоги, а прежде всего размер - гекзаметр. В то же время, что Метаморфозы, О. создает Фасты (dies fasti - это дни, в которые были дозволены публичные выступления и деятельность, в отличие от запретных дней - dies nefasti) При создании этого поэтического календаря, рассказывающего об учреждении римских праздников, рождении обычаев и обрядов, О. вдохновлялся произведениями Арата и Каллимаха, а по некоторым сведениям, также сочинениями Варрона, Катона, Веррия, Флакка. Изгнание помешало О. закончить произведение. Ему удалось написать только 6 книг, каждая из которых посвящена одному месяцу, от января до июня. Изгнание надломило О. Произведения, созданные в этот период, характеризует монотонность содержания и интонации. Тристии (Скорбные элегии) в 5 книгах включают элегии к жене, друзьям и императору с просьбой о заступничестве и помиловании. Они дышат тоской по Риму, полны воспоминаний, рисуют грустную картину жизни изгнанника. Вторую книгу составляет только одна элегия, адресованная Августу, в которой поэт объясняется по поводу обвинений в адрес Науки любви. Элегия 10 в книге IV представляет собой автобиографию поэта. Письма с Понта (Epistulae ex Ponto) в 4 книгах были изданы позднее, кн. IV, по-видимому, уже после смерти поэта. Их содержание напоминает Тристии, но каждое послание адресовано конкретному человеку. В изгнании О., вероятно, выучил язык гетов и на нем написал хвалебную песнь в честь Августа. К этому же периоду принадлежат: ориентированный на произведение Каллимаха Ибис, полный проклятий врагам О., поэма о рыбах Halieutica (фр.) и элегия Орех (Nux), в которой звучат жалобы дерева. В отличие от Вергилия и Горация, О. не принял провозглашенной Августом программы оздоровления римского общества. О любви и о богах он всегда говорил свободно. Однако он восхвалял свое время, воспевал Рим и его красоту. Римская действительность просвечивает даже сквозь миф: Зевс в поэмах О. напоминает Августа, Олимп - Палатин, нимфы и богини - римских красавиц. О. - блестящий знаток человеческой психологии, в особенности женской. Его советы влюбленным удивляют своей меткостью, письма героинь дышат подлинным чувством. О. является также мастером повествования. Он захватывает живостью и красочностью описаний, фантазией, разнообразием настроений, чувством юмора. Влияние риторики проявляется в многочисленных сентенциях, шутливых оборотах, игре слов. Язык и стих О. совершенны, полны очарования и изысканной простоты. О. пользовался популярностью уже у своих современников. В средневековье читали прежде всего его любовные стихотворения, трактуя их аллегорически. Метаморфозы называли «Библией язычников» и «Библией поэтов». О. оказал огромное влияние не только на литературу: он предоставил материал для создания драм и опер, а также произведений живописи.

О КРАСНОРЕЧИИ

«О красноречии», «De elocutione», гр. «Peri hermeneias», греческое произведение, приписываемое Деметрию Фалернским. Авторство Деметрия находилось под вопросом с самого начала, а в настоящее время эта гипотеза отброшена полностью. Исследователи утверждают, что автор произведения жил в. до н. э. Этот труд является ценным памятником перипатетической стилистики; опираясь на произведения Аристотеля и Теофраста, автор проводит разделение стилей на 4 вида: возвышенный, гладкий, безыскусственный и мощный, ограничивая состав и строение предложений, представляя характеристики отдельных стилей, обращая внимание на содержание, подбор слов, риторические фигуры и ритмическое построение фраз, анализируя значение афоризмов и сентенций, а также прослеживая оттенки синонимов. Особого внимания заслуживает чрезвычайно богатый список источников: наряду с очень известными авторами, в произведении цитируются также малоизвестные.

ОКТАВИЯ

«Октавия», «Octavia» - латинская трагедия неизвестного автора I в. до н. э., долгое время приписывавшаяся Сенеке Философу. Это единственная сохранившаяся fabula praetexta, римская трагедия на историческую тему. Главная героиня Октавия, первая жена Нерона, дочь Клавдия и Мессалины, пережила смерть матери, отца, брата и сама должна умереть по приказу Нерона, который желает жениться на Поппее Сабине. Сенека является одним из персонажей трагедии, созданной, вероятно, уже после смерти Нерона (68 г. н. э.), как на это указывает предсказание этого события. Автору «О.» прекрасно известны отношения при дворе Нерона, следовательно, он должен был писать вскоре после его смерти.

ОПИСАНИЕ ВСЕГО МИРА И НАРОДОВ

«Описание всего мира и народов» (Expositio totius mundi et gentium), ок. середины IV в. н. э., латинское географическое произведение, род путеводителя, представляющийся не слишком удачным переводом не сохранившегося греческого оригинала. Неизвестный автор начинал свое описание мира с Востока (от Индии), описывал Азию и Европу, а затем через Иберийский полуостров возвращался в Африку и Египет. В конце он описывал острова Средиземного моря и упоминал Британию. Он интересовался в основном этнографией, климатом, образом и укладом жизни отдельных народов, производимыми ими продуктами и их торговлей.

ОППИАН

I.

Оппиан, Oppianos, из Апамеи на Оронте в Сирии, первая половина III в. н. э., греческий поэт. Написал в 212-217 гг. посвященную императору Каракалле дидактическую поэму Об охоте (Kynegetika) в 4 книгах, в котором описывал способы и историю охоты; он писал также о животных, на которых обычно охотятся. Стиль О. риторичен, зато язык часто не очень правильный, а метрика небрежна.

II.

Оппиан, Oppianos, из Киликии, II/III вв. н. э., греческий поэт. Автор сохранившегося дидактического эпоса О рыболовстве (Halieutika) в 5 книгах. Иногда ему приписывают также Об охоте, произведение Оппиана из Апамеи.

ОПТАТ

Оптат, Optatus, из Милевы в Нумидии, ум. ок. 400 г. н. э., латинский христианский писатель. Епископ Милевы в Нумидии. Его произведение Против донатиста Пармениана (Contra Parmenianum Donatistam) в 6 книгах содержит чрезвычайно ценный исторический материал о донатизме. Августин в своей полемике с донатистами использовал именно это произведение.

ОРИБАЗИЙ

Орибазий, Oreibasios, из Пергама, IV в. н. э., греческий врач. Личный лекарь императора Юлиана Отступника. В 361-363 гг. собрал выдержки из произведений известнейших врачей и включил их в обширный труд Собрание медицинских знаний (Iatrikai synagogai) в 70 книгах, составленных по предметному принципу (кн. I-VI - о диете и реабилитации; VII-IX - о кровопускании; IX-X - о лечении и лекарственных средствах; далее шло изложение физиологии и патологии). Сохранилось 25 книг (I-X, XIV-XVI, XXI-XXII, XXIV-XXV, XLVI-LI) и выдержки из других книг. О. также составил для своего сына Евстафия популярный вариант вышеназванного сочинения Synopsis pros Eustathion в 9 книгах (он сохранился в латинском переводе). Оба произведения являются ценными источниками восстановления истории древней медицины. Для дилетантов О. написал книгу рецептов Домашние лекарства (Euporista) в 4 книгах, посвященную Евнапию (сохранилась в латинском переводе). О. был хорошим стилистом и искусным компилятором. Ревностный поклонник учения Галена, он невольно во всем следовал за ним, чем заслужил нелестное прозвище «галеновой обезьяны».

ОРИГЕН

Ориген, Origenes, ок. 185-ок 254 гг. н. э., греческий философ и теолог. Прекрасный знаток Библии и греческой философии. Родился в Александрии, учился в катехистической школе под руководством Климента Александрийского, слушал лекции неоплатоника Аммония Сакка. После смерти отца и конфискации имущества содержал себя и свою семью читая лекции. В 202 г. был назначен руководителем школы в Александрии. В этой должности он оставался до 215 г. Много путешествовал, посетил Рим, Аравию, Грецию; в Антиохии его слушала Юлия Маммея, мать будущего императора Александра Севера. В 231 г. получил сан из рук епископов Кесарии и Иерусалима. Епископ Александрийский на признал этого посвящения, а синод, созванный в Александрии приговорил О. к изгнанию. О. осел в Кесарии Палестинской, где основал свою школу катехизы и посвятил себя литературной и проповеднической деятельности. Во время гонений при Деции был заключен в тюрьму; умер под пыткой. - Теологические воззрения О. были официально осуждены в Риме в 399 г., затем Константинопольским Синодом в 543 г.; V Всемирный Собор (Константинопольский II) в 553 г. признал О. еретиком. О. был плодовитым писателем, он написал около 6000 книг; сохранилось лишь небольшое их число, преимущественно в латинских переводах Иеронима или в свободном переложении Руфина из Аквилеи; на греческом языке нам известна антология сочинений О., изданная Василием Великим и Григорием Богословом под названием Филокалия (Благодать) и выдержки и отрывки в Катенах. Литературное наследие О. включает догматические, аскетические, апологетические сочинения, толкования и комментарии к Библии и теологические письма. Догматические труды это: О началах (Peri archon; после 220 г., в 4 кн.) представляет собой первое систематическое изложение христианской догматики. От оригинала сохранились отдельные фрагменты в Филокалии, а полностью до нас дошел латинский перевод Руфина, очищенный, однако, от противоречащих взглядов. Вокруг этого сочинения развернулись теологические споры, а содержащиеся в нем взгляды, отличные от официальной доктрины Церкви, стали причиной объявления О. еретиком. Другие догматические сочинения сохранились в отрывках: О воскресении (Peri anastaseos; 218 г.) и Узоры (Stromateis) - в этом произведении автор пытался примирить христианские догматы с философскими взглядами Платона, Аристотеля и Нумения. Аскетические труды: О молитве (Peri euches; ок. 233 г.) содержит рассуждения на тему молитвы вообще и комментарий к Отче наш в частности; Призвание к мученичеству (Eis martyrion protremptikos; 235 г.) было написано во времена преследования христиан при императоре Максимине Траке. Самым громким успехом в древности пользовалось апологетическое произведение О. Против Кельса (Kata Kelsu; 245-248 гг., в 8 кн.; сохранилось полностью); это полемика с написанной в 178 г. книгой Кельса Слово истины. О. отбивает, предложение за предложением, выпады Кельса против христианства, выдвигая в качестве главных доводов то, что Церковь еще жива после стольких преследований, и тот факт, что христианство распространилось во всем мире. Это сочинение, свидетельствующее об огромной эрудиции автора, является самой основательной и самой развернутой древней апологией христианства. Эпохальное значение имел анализ текста Ветхого Завета, носивший название Шестикнижие (Heksapla; после 212 г.; сохр. фр.); издание включало шесть приведенных параллельно текстов Священного писания: древнееврейский оригинал, еврейский текст в греческой транскрипции, Септуагинту и переводы Аквила (II в. н. э.), Симмаха (III в. н. э), Феодосиона (II в. н. э.). О. сопоставил еврейский текст с текстом Септуагинты, выявил добавления и опущения и в некоторых местах исправил неверный перевод. Этот труд О. сократил до Четверокнижия (Tetrapla), а Псалмам посвятил Девятикнижие (Enneapla). Ветхий и Новый Завет О. комментировал в троякой форме: 1. краткие заметки (схолии) с языковыми и историческими пояснениями к наиболее трудным словам и оборотам (сохранились фрагменты); 2. проповеди (гомилии), в которых рассматривались вопросы, связанные с отдельными частями Священного Писания и вытекающие из них моральные заповеди; 3. комментарии (tomoi) научного характера, включающие языковые и предметные пояснения, теологические и философские примечания. От более чем 600 гомилий сохранились довольно большие отрывки в Филокалии и Катенах, а также в латинских переводах Иеронима и Руфина (всего 173); от 291 комментария сохранилось 16. Из 100 теологических писем О. до нас дошло только 2: к Юлию Африканскому по поводу Книги Даниила и к Григорию Чудотворцу, в котором автор призываетиспользовать богатства греческой культуры. Форму письма имело также не сохранившееся сочинение (в 2 кн.), адресованное епископу Римскому Фабиану, где О. защищается от обвинений в инакомыслии. В 1941 г. на Тирском папирусе был найден отчет о дискуссии О. с Гераклидом на тему единства Бога, бессмертия души и воскресения из мертвых. О. имел в своем распоряжении штат стенографов и копировальщиков, записывавших его мысли. Он работал очень быстро, что отразилось на форме его сочинений; на его стиле лежит отпечаток необработанного устного выступления. О. не заботился о литературных и стилистических украшениях, форма его писаний небрежна, стиль тяжелый и растянутый, перегруженный повторениями. О. не сыграл значительной роли в истории литературы; область его заслуг ограничивается комментированием текстов и теологией. Огромное значение имело комментированное издание текста Септуагинты, а комментарии к Библии стали образцом для будущих толкователей Священного Писания. Как теолог О. впервые изложил христианскую догматику на чрезвычайно высоком научном уровне. Он оказал большое влияние на последующие поколения: все позднейшие системы греческой патристики основывались на сочинениях О., а все то, что христианская философия почерпнула из неоплатонизма, было только вариациями его взглядов.

ОРИНТИЙ

Оринтий, Orientius, V в. н. э., латинский христианский поэт. Происходил из Испании, его отождествляли с Орентом, епископом Оша во Франции. Был послом Теодориха к Аэцию в 439 г. Написал элегическим дистихом морализаторскую поэму Напоминание (Commonitorium) в 2 книгах. Основной мыслью поэмы является побуждение к борьбе с грехом и забота о совершенствовании христианства. Произведение начинается обращением к Христу, заменившим прежние обращения к Музам.

ОРОЗИЙ

Орозий, Orosius, ум. до 423 г н. э., латинский христианский писатель. Убегая из родной Испании в Африку под натиском вандалов, молодой священник О. в 414 г. н. э. прибыл к Августину. В 415 г. через Египет он попал в Палестину, где в Иерусалиме выступил против Пелагия. В 416 г. возвратился в Африку и там умер. - Сохранились два полемических сочинения О. В трактате Предостережение от заблуждений присциллиан и последователей Оригена (Commonitorium de errore Priscillianistarum et Origenistarum) О. изложил в форме письма, адресованного Августину, свои взгляды на душу и ее происхождение, в сочинении В защиту веры против пелагиан (Liber aoplogeticus contra Pelagianos) он обосновал занятую им в 415 г. позицию противника Пелагия. Славу О. принесло написанное ок. 417 г. историческое произведение Семь исторических книг против язычников (Historiarum adversus paganos libri VII). Августин убедил О. некоторым образом дополнить его собственное историософское произведение О граде Господнем примерами из всемирной истории с целью доказать, что разного рода несчастья, выпадавшие людям в дохристианский период, были еще более суровыми, чем теперь. Таким способом О. пытался опровергнуть мнение язычников, что причиной всех трудностей и поражений Рима было забвение древней римской религии и победа христианства. Числовая символика раскрывается в делении произведения на 7 книг, по образцу семи дней творения. Хронологическое построение ( кн. I-VI - история до рождения Христа, кн. VII - история до эпохи О.) было ориентировано прежде всего на Хроники Евсевия и Иеронима. О. использовал также сочинения Ливия, Тацита, Светония, Флора, Юстина, Евтропия. Значительное влияние на О. оказал Августин.. О. отбирал то, что свидетельствовало в пользу его тезисов, а в его сочинениях можно найти множество неточностей и ошибок вследствие поспешности, большое количество риторических преувеличений. Но О. не был только переписчиком, как об этом свидетельствует самостоятельно написанное окончание произведения, являющееся важным источником изучения эпохи О. Сочинение О. также дополняет наши сведения о тех периодах, сведения о которых находились в утраченных частях произведений Ливия или Тацита. Однако нужно помнить, что О. был не столько историком, сколько апологетом. Его произведение отодвинуло в тень более ранние исторические сочинения Флора и Юстина и оказало влияние на позднейших историков. Иордан или Исидор Севильский использовали работу О., которая была учебником всемирной истории вплоть со средневековья. В IX в. король Альфред составил староанглийскую версию, а в X в. был выполнен арабский перевод. Историческое произведение О. сохранилось в большом числе рукописей, оно рано было напечатано и к концу XVII в. выдержало уже 25 изданий.

ОРФИКИ

Орфики (гр. orphikoi, лат. orphici) - Орфизм - религиозное направление, создателем которого по традиции считался Орфей, мифический поэт-песнопевец из Фракии. Греки считали его первым греческим поэтом, более древним, чем Гомер. С образом Орфея связаны многочисленные легенды. По легенде, он погиб, разорванный на части фракийскими женщинами, а его голова и лира переплыли через море на берег Лесбоса. Там его погребли, а Лесбос стал с той поры островом поэтов. Орфизм распространился в Греции в VII, а особенно в VI вв. до н. э., но очень малую часть имеющихся у нас сведений относятся к этому периоду. Учение орфиков мы лучше знаем из более поздних источников. Космология (учение о рождении мира) орфиков гласила, что бесконечный и вечный Хронос (Время) породил Хаос и Эфир, а затем вылепил из них серебряное яйцо мира. Из него вылупился гермафродит Фан, бог света и любви, который породил Ночь, а в дальнейшем вместе с ней и другие живые существа и богов. Происхождение людей было связано с Дионисом-Загревсом, сыном Зевса и Персефоны. Враги Зевса, Титаны, разорвали и пожрали Диониса. В отместку Зевс спалил их молнией, а из пепла, в котором находились останки как Титанов, так и Диониса родились люди, отмеченные двойственностью натуры: титанической (тело; то, что низко и подло) и дионисийской (душа; то, что возвышенно и божественно). Предназначение человека - уничтожить в себе титанические начала и развить божественные. К этой цели вела жизнь в соответствии с орфическими принципами, среди которых был воздержание от употребления в пищу мяса и бобов, сохранение ритуальной чистоты и т.п. Жизнь есть наказание за преступление титанов, а тело - могила души. Началом подлинной жизни является смерть. После смерти душа предстает перед судом, и если она отягощена проступками, которые еще можно исправить, она приговаривается к новому телесному воплощению. Освобождение и счастливая жизнь среди благословенных суждены тем, кто троекратно безупречно проживет жизнь. Учение орфиков записано в так называемых «священных писаниях» (hieroi logoi), авторами которых были Орфей и его ученик Мусей. Таких писаний, а также пророчеств и предсказаний, связанных с орфизмом, было очень много. Литературная их обработка принадлежит, по-видимому, Ономакриту, работавшему в Афинах при дворе Писистратидов в VI в. до н. э. Орфизм возродился в эпоху римской Империи. Основным произведением, на которое ссылались все орфики этого периода, были Двадцать четыре священных песни (Hieroi logoi en rapsodias Аd), гекзаметрическое произведение, называвшееся также Большой теогонией, от которого сохранились только фрагменты. Оно представляет собой компиляцию, выказывающую значительное сходство с Теогонией Гесиода. О дате его написания спорят, хотя, несомненно, это довольно позднее произведение. Но в основе его, возможно, лежит какая-нибудь пратеогония VI в. до н. э. Из более чем 50 поэтических произведений, приписываемых Орфею, сохранились: Аргонавтика, эпическая поэма (1384 стиха) IV или V в. н. э., ориентированная на эпопею Аполлония Родосского, и Литика (поэма о камнях), тоже написанная гекзаметром (768 стихов) IV в. н. э., которая рассказывает и силе и воздействии камней; ее связь с орфическими представлениями довольно отдаленна. Особого внимания заслуживает собрание 88 орфических гимнов, представлявший собой священную книгу какой-то орфической общины, вероятнее всего, в Малой Азии. Эти гимны являются произведениями одного автора, жившего не ранее II в. н. э. Преимущественно написанные гекзаметром, они обращены к олимпийским и восточным божествам, почитаемым орфиками. Сборник составлен в соответствии с иерархией богов в орфическом пантеоне. Их форма напоминает традиционные греческие гимны, но с одним существенным отличием. Центральную часть гомеровского гимна составлял миф, в то время как орфические гимны состоят исключительно из воззваний к богам и перечисления эпитетов, которые раскрывают величие и мощь богов и ничтожность человека. Орфические представления оказали значительное влияние на греческую культуру. Отзвуки воззрений орфиков мы находим у философов: Эмпедокла, Парменида, Гераклита и других, а возможно, и в произведении Ферекида Сирского и в некоторых песнях Пиндара. Моральные принципы, приближенные к орфическим, исповедовали пифагорейцы. Орфическое учение о душе присвоил Платон. Космогонию орфиков пародировал Аристофан в Птицах. В период римской Империи влияние орфиков наиболее отчетливо в сочинениях неоплатоников.

Предыдущая страница Следующая страница