Античные писатели
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

НАМАЦИАН

Намациан, Рутилий Глаудий; Namatianus, Rutilius Glaudius, начало V в. н. э., римский поэт. Происходил из Галлии, жил в Риме, где занимал высокие должности, среди них префекта города в 414 г. По-видимому, в 417 г. вернулся морем на родину, чтобы спасти свое имущество от варварской угрозы. Описание этого путешествия является темой произведения, известного сегодня под названием Возвращение (De reditu suo) в 2 книгах (название это не было дано автором). Поэма Н. принадлежит к популярному литературному жанру итинерариев (описаний путешествий), в котором до него работали Гораций и Овидий. Произведение Н. написанное прекрасными элегическими дистихами, не сохранилось целиком: отсутствуют некоторые стихи в кн. I, от кн. II их осталось только 68. Рассказ о путешествии Н. часто прерывает экскурсами: он с удовольствием описывает разные диковины, встречи с друзьями, о которых он отзывается с большим теплом. Н. выступает сторонником языческого и традиционно «римского» Рима, поскольку во время разговоров на корабле он порицает монахов, евреев, а также вандала Стилихона. Особого внимания заслуживает в поэме Н. гимн в честь Божественного Рима. Рим, который Н. оставил с тяжелым сердцем, представляется ему воплощением величия и мощи. Восхваление великого прошлого Римак связано в поэме с верой в его бессмертие и особую миссию. В поэме сквозь хорошую латынь пробиваются горячие чувства поэта.

НЕВИЙ

Невий, Гней; Naevius, Gnaeus, ум. ок. 201 г. до н. э., римский поэт. Родился, по-видимому, в Капуе в Кампанье. Принимал участие в I Пунической войне. В 235 г. поставил свою первую пьесу. Пресловутая кампанская гордость, чувство собственной значимости подогревали его неприязнь к нобилям и вдохновляли на борьбу за свободу слова. Это отчетливо отразилось в его творчестве, особенно в комедийном. Публично, поименно Н. нападал на представителей влиятельного аристократического рода Метеллов, которые также не оставались в долгу, добившись в 206 году заключения поэта в тюрьму, а позднее, возможно, и его изгнания. В 204 г. Н. оставил Рим, переехав, предположительно, в Утику в Африке, где умер в 201 г. до н. э. или немного позже. Литературную деятельность он начал со сценической поэзии: трагедий и комедий, творя несколько лет подряд наряду с Ливием Андроником, а возможно, и с Плавтом, который смог прославиться лишь тогда, когда Н. покинул Рим. Главным направлением творчества Н. была комедия. Он написал и поставил несколько десятков пьес, основанных на греческих образцах, так называемые fabulae palliatae (паллиаты, то есть комедии, которые игрались в греческих костюмах). Мы знаем 35 названий и около 140 фрагментов. Фрагменты эти, однако, чересчур малы, чтобы можно было определить греческие источники отдельных комедий Н.; это были, в основном, пьесы представителей среднеаттической комедии: Евбула, Алексиса, Антифана - и новоаттической комедии (Менандр). На Менандра Н. опирался в комедии Льстец (Colax). Н. воспринимал греческий образец как условную схему, модель, которую он свободно заполнял содержанием, соответствующим римскому или италийскому видению, с аллюзиями на тогдашние условия, резкими, а подчас и язвительными нападками на современных ему государственных деятелей и политических лидеров. Н. также соединял сюжетные линии нескольких греческих образцов в одной пьесе или использовал контаминацию. Грамматики, лексикографы и некоторые представители римской художественной литературы донесли до нас разрозненные, преимущественно одностиховые фрагменты, а порой лишь названия комедий Н.: Убийца (Akontizomenos), Комедия о погонщике (Agitatoria), Бессонный (Agrypnuntes), Апулийка (Apella), Прорицатель (Ariolus) - пьеса с италийской окраской, поэтому некоторые считают ее отечественной комедией - тогатой (fabula togata), Любезница (Astiologa),Угольщица (Carbonaria), Хламидария, Льстец (Colax), Коммотрия (только название, приведенное у Варрона), Цветочница (Corollaria), Помешанный (Dementes), Деметрий (только название у Варрона), Обман (Dolus), Гончар (Figulus), Глаукома (Glaukoma), Учитель гимнастики (Gymnasticus), Лампадио (имя раба), Леон (заглавие, вероятно, по имени), Лидус (некоторые считают ее трагедией), Нагидо (сохранилось только одно слово), Моряки (Nautae), Нерболария (точного перевода названия нет), Блудница (Paelex), Маска (Personata), Подкидыш (Proiectus), Четыре близнеца (Quadrigemini), Сталагм (по имени раба), Меченый (Stigmatias), Тарентийка (Tarentilla), Шарлатан (Technicus), Комедия о тунике (Tunicularia) и др. В заглавиях пьес чаще всего фигурирует имя невольника, наставника или главного виновника интриги, иногда имя девушки. Подавляющее большинство названий - прилагательные с суффиксом -aria, указывающим на опущенное слово «комедия». Этот тип заглавий, частый также у Плавта, и уже не встречающийся у позднейших представителей эллинизированной паллиаты (Цецилия и Теренция), указывает на прочную связь Н. с италийским сценическим творчеством. Отдельные фрагменты не позволяют реконструировать ни одну из пьес. Единственная комедия, содержание которой удалось установить со значительной долей вероятности, это Тарентийка: в одном из фрагментов поэт описал вызывающее поведение полной очарования и невероятно кокетливой девушки. Некоторые ученые допускают, что Н. был создателем и тогаты, то есть комедии на отечественную тематику, и относят к ней фрагмент из пьесы Прорицатель, но наблюдающийся в ней исконно италийский колорит, который присутствует и во фрагментах других пьес Н., и в паллиатах Плавта, опровергает это предположение: скорее он свидетельствует о свободном отношении Н. к греческим образцам. Язык комедий Н. настолько богат, что поэт передает с его помощью любые оттенки настроения - от шутливого, через сентиментальное, до серьезного, страстного, почти язвительного. Он отмечен чертами разговорного языка с характерным обилием междометий и уменьшительных форм. Если мы обратим внимание также на разнообразие стихотворных размеров, то придем к заключению, что все, чем мы восхищаемся у Плавта, не было чуждо и Н. Значительно менее плодовитый трагик, соперничавший на этом поприще с Ливием Андроником, Н. писал скопированные с греческих образцов пьесы на мифологические сюжеты, названные по обуви актеров fabulae cothurnatae (котурнаты) или fabulae crepidatae (крепидаты). Н. перерабатывал греческие трагедии преимущественно троянского цикла: Троянский конь (Equos Troianos), Вылазка Гектора (Hector proficiscens), Ифигения и, вероятно, Андромаха; другие предания определили содержание трагедий Даная и Ликург. Н. обогащал традиционные схемы греческих трагедий мотивами римских легенд и сюжетами из современной римской истории, а роли исполнялись актерами в отделанных каймой тогах - претекстах, отсюда название этой национальной трагедии - fabula praetexta. В пьесе Ромул (Romulus) или Волк (Lupus) Н. воспевал основание Рима, а в трагедии Кластидий (Clastidium) почтил победу Клавдия Марцелла над галлами в 222 г. до н. э. Патриотизм Н. и его пристрастие к исторической тематике нашли выражение в национальной эпопее о Пунической войне Песнь о Пунической войне (Belli Punici carmen). Это произведение, написанное древним италийским сатурническим стихом, было позднее поделено грамматиком Лампадионом на 7 книг. Фрагментарная сохранность произведения привела к расхождениям заключений ученых относительно его композиции и содержания. В последнее время принято считать, что, вероятнее всего, Н. после обращения к Музам сразу приступил к описанию событий I Пунической войны, но, доведя повествование до 262 г. до н. э. еще в первой книге, прервал его изложением длинного, однако существенного с точки зрения поэтики жанра мифолого-легендарного эпизода о бегстве Энея из-под Трои и его скитаниях вплоть до основания Рима, чтобы только в конце III или в IV книге вновь начать рассказ о дальнейшей истории войны до ее окончания в 241 г. до н. э. Н. упоминал в поэме и о собственном участии в описываемой войне. Эпопея Н. оказала влияние на все позднейшие исторические поэмы, которые, начиная с Энния, были написаны уже гекзаметром. Многим поэме Н. обязаны Энеида Вергилия и Пуника Силия Италика. Для истории литературы, однако, важнее его влияние на Плавта, в котором Н. нашел способного подражателя и последователя.

НЕДОВОЛЬНЫЙ

«Недовольный» («Querolus») - латинская комедия неизвестного автора, созданная в Галлии в IV/V вв. н. э., известная также под названием Клад (Aulularia), появившимся вследствие сходства (впрочем, поверхностного) с комедией Плавта того же названия. Она посвящена некоему Рутилию (может быть, речь идет о Рутилии Клавдии Намациане?). Она написана ритмической прозой, состоит из 5 актов, предваренных прологом. Конец комедии утрачен. Неизвестно, была она предназначена для постановки или для чтения. Кроме мотива утраты и возвращения сокровища, сходство с комедией Плавта отсутствует. Автор соотносит события с современностью, поднимает этические вопросы, а, возможно, позволяет себе нападки на христианство.

НЕМЕЗИАН

Немезиан, Марк Аврелий Олимпий; Nemesianus, Marcus Aurelius Olympius, кон. III в. н. э., римский поэт. Происходил из Карфагена. Писал эклоги (сельские элегии), которых сохранилось четыре, в рукописной традиции они соседствовали с буколиками Кальпурния Сикула и только в 1854 г. были признаны произведениями Н. По тематике и композиции, а также по языку и стилю они прямо связаны с творчеством предшественников Н., прежде всего Вергилия и Кальпурния Сикула, которым он часто невольно подражает. Внимания заслуживает эклога 3, в которую Н. ввел не встречавшуюся до тех пор в буколической поэзии дионисийскую тематику, а именно хвалу Бахусу, которую произносит Пан. Интересна также эклога 4, в которой один пастух восхваляет свою возлюбленную, а другой возлюбленного. Н. был также автором нескольких дидактических эпических поэм: О рыболовстве (Nalieutica), О мореплавании (Nautica) и Об охоте (Cynegetica). Поэмы пропали, сохранилось только 325 начальных стихов поэмы об охоте, созданной в 283/284 гг.; это обширное панегирическое вступление к поэме в честь императоров Кальпурния и Нумериана, а также описание охотничьих собак и лошадей, охотничьего снаряжения. Скорее ошибочно приписана Н. поэма О ловле птиц (De aucupio), из которой сохранилось только 2 фрагмента.

НЕМЕЗИЙ

Немезий, Nemesios, из Эмезы, ок. 400-ок. 450 гг. н. э., греческий христианский писатель. Епископ Эмезы в Сирии, автор читаемого в позднеотеческий период и в эпоху средних веков трактата О природе человека (Peri physeos anthropu), приписываемого Григорию Нисскому. Это произведение, хотя и эклектическое, содержит множество ценных сведений по истории философии и оказало большое влияние на развитие европейской мысли.

НЕОПТОЛЕМ

Неоптолем, Neoptolemos, из Париона, III в. до н. э. Автор не сохранившегося греческого произведения О поэтике (Peri poietikes), на которое опирался Гораций в своем Поэтическом искусстве. Взгляды Н. оспаривал Филодем из Гадары.

НЕОТЕРИКИ

Неотерики (лат. neoterici; досл. младшие) - Этим именем Цицерон обозначил группу молодых римских поэтов I в. до н. э., которые, порвав с традициями большого исторического эпоса (Энния и Луцилия), взяли за образец эллинистическую поэзию, исповедуя поэтические принципы Каллимаха. Подражали они и другим поэтам: Аполлонию Родосскому, Феокриту, Эвфориону. Неотерики, в соответствии с александрийскими образцами, провозгласили превосходство малых литературных жанров (они охотно писали, в частности, так называемые nugae, то есть «безделушки») и стремление к формальному мастерству в области языка, метрики и композиции. Поэзия неотериков была насыщена эрудицией и часто сентиментальна. Самым выдающимся из них был Катулл. К неотерикам принадлежали также Валерий Катон, Гельвий Цинна, Лициний Мацер, Корнифиций. С ними были связаны Корнелий Галл и, в ранней юности, Вергилий. Неотерики часто язвительно высмеивали в своих произведениях современных им политических деятелей, яростно нападали на сторонников древних римских поэтических традиций, а особенно на представителей августианской поэзии (Вергилий, Гораций, Овидий, Проперций, Тибулл). Некоторые произведения неотериков сохранились в Appendix Vergiliana.

НЕПОТ

Непот, Корнелий; Nepos, Cornelius, ок. 99-ок. 24 гг. до н. э., римский эрудит, историк и биограф. Родился в Трансальпийской Галлии. Занимался исключительно литературной деятельностью, не принимая участия в политической жизни. Он находился в дружеских отношениях с Цицероном, Аттиком, Варроном, поэтом Катуллом и другими выдающимися представителями культурной элиты своего времени, что, несомненно повлияло на его творчество. В юности Н., вероятно, писал стихи. Он был также автором утраченного географического труда. Самым раним историческим произведением стали Хроники (Chronica), написанные примерно в 54 г. до н. э., в 3 книгах, от которых остались лишь разрозненные отрывки. Это были синхронистические таблицы, сопоставлющие важнейшие события истории Греции и Рима, начиная с мифического правления Сатурна. Образцами для этого произведения послужили Аполлоний Афинский и живший в I в. до н. э. Кастор Родосский. Основание Рима Н. датировал 751/750 гг. до н. э. (согласно нашему отсчету времени). Хроники использовал Цицерон, их читали еще в IV в. н. э. Другое произведение Н. Примеры (или Образцы) (Exempla), по меньшей мере в 5 книгах, было создано после 44 г до н. э. Это был сборник рассказов на разные житейские темы, исторических анекдотов и описаний природных феноменов. Произведение пропало, мы знаем его только из цитат и упоминаний у позднейших авторов (Плиний Старший, Валерий Максим, Светоний, Геллий). Однако самую громкую известность Н. принесло произведение (на сегодняшний день сохранившееся лишь частично) под названием Жизнь славных мужей (De viris illustribus). Оно насчитывало самое меньшее 16 книг, по две в каждой группе: вожди, правители, историки, ораторы, поэты, грамматики (неизвестно, каковы были две оставшиеся группы). В каждой группе одна книга включала биографии греков, вторая - римлян. Жизнь славных мужей издавалась дважды: в первый раз между 35 и 32 гг., второй - после смерти известного издателя Аттика, умершего в 32 г. Сохранилось 22 биографии греческих вождей и жизнеописание Ганнибала, а из римских биографий -только биографии Катона Старшего и Аттика. Н. часто ссылается на свои источники, однако он редко обращался прямо к ним. Он не был критичным или дотошным исследователем, и у него можно найти исторические ошибки. Он пишет простым языком, но порой вставляет риторические украшения и архаизмы. Хотя язык Н., как и достоверность его сведений, критиковали еще в древности (Квинтиллиан, Плиний Старший), сочинение Жизнь славных мужей стало впоследствии излюбленным школьным чтением, благодаря морализаторским тенденциям и доступности повествования.

НЕРОН

Нерон, Клавдий Цезарь Друз Германик; Nero, Claudius Caesar Drusus Germanicus, 37-68 гг. н. э., римский император с 54 г. н. э. Сын Домиция Агенобарба и Агриппины, в 50 г. усыновленный императором Клавдием. Его воспитанием и риторическим образованием с 48 г. н.э. руководил Сенека Младший, который в начальный период правления Н. составлял для него речи. Н. был первым из императоров, который не складывал речи самостоятельно, но использовал в своих выступлениях чужое искусство красноречия. Н. дилетантски занимался поэзией, особенно эпической, его притягивала троянская тематика. Кроме мелких произведений, он написал поэму Троика (Troica). Часть, описывающую падение Трои, он пел в соответствующей обстановке во время пожара Рима в 64 г. н. э. Произведения Н. пропали. Сохранились фрагменты речей и одно греческое письмо. Н. пробовал свои силы также в музыке, живописи и скульптуре. Он любил выступать публично как возница квадриги и трагический певец. В первый раз выступил в роли кифареда в 59 г. в узком кругу друзей. Затем выступал на дворцовой сцене, где читал и пел свои стихи, во время учрежденного им Капитолийского агона. Первое публичное выступление Н.-кифареда состоялось в 64 г. в Неаполе, в 65 он публично читал Троику в Риме. Вершиной артистической деятельности Н. было «турне» по Греции в 66-67 гг. н. э., где он собрал 1808 венков победителя. Н. пел трагические партии, музыку к некоторым из них он сочинял сам. Выступал в ролях матереубийцы Ореста, слепого Эдипа, безумного Геракла.

НЕСТОР

I.

Нестор, Nestor, из Ларанды (совр. Караман) в Малой Азии, II в. н. э., греческий поэт Получил римское гражданство. Автор многочисленных произведений, от которых остались мелкие фрагменты. Главным его произведением была Ilias leipogrammatos (Илиада с пропущенными буквами) в 24 книгах, названная так потому, что в каждой из 24 книг одна из букв греческого алфавита не появлялась ни разу. Он написал также Метаморфозы, в которых автор повествовал о чудесных превращениях людей в растения и птиц. Сверх этого он создал Эпос об Александре (Aleksandreias) и две дидактические поэмы: Целительный сад (Aleksikepos), описывающую свойства лекарственных растений, и Лекарства (Panakeia). Он обращал внимание на построение гекзаметров, благодаря употреблению дактилей достигая большой звучности стиха. Н. читали до конца VI в. н. э. Он оказал влияние на дальнейшее развитие греческой эпики, в частности на Трифиодора, который написал Одиссею с пропущенными буквами, подобную Илиаде Н., и на Нонна при создании его новых метрических правил.

II.

Нестор, Nestorios, ок. 383-ок. 451 гг. н. э., греческий христианский писатель. Монах, а впоследствии патриарх Константинопольский, основоположник ереси, названной по его имени несторианством. Осужденный Эфесским собором (431 г.) вследствие вмешательства Кирилла Александрийского, сложив с себя звание патриарха, вернулся в монастырь под Антиохией, а затем был сослан в Египет. От его богатого литературного наследия, уничтоженного по приказу императора Феодосия II, сохранилась в сирийском переводе апология под заглавием Книга Гераклида Дамасского и греческие фрагменты других произведений.

НИГИДИЙ ФИГУЛ

Нигидий Фигул, Публий; Nigidius Figulus, Publius, до 98-45 гг. до н. э., римский ученый, исследователь пифагореического направления (см. Пифагор). Был в дружеских отношениях с Цицероном, которому помогал подавить заговор Катилины. В 58 г. до н. э. был претором, во время гражданской войны встал на сторону Помпея; после его поражения удалился в изгнание. Н.Ф. занимался грамматикой, теологией и естественными науками. К грамматическим сочинениям принадлежат Грамматические заметки (Commentarii grammatici), которые насчитывали примерно 29 книг. Это было не систематическое изложение грамматики, а только собрание трудов, касающихся различных языковых вопросов. Геллий обратил внимание на то, что стиль произведения Н.Ф. небрежен. Синонимику Н.Ф. излагал в кн. IV и X, о флексиях рассказывал в кн. IX и XXIV, в которой он уделяет внимание также ударению и орфографии; словообразованию (например, прилагательным на -osus и наречиям на -im) были посвящены кн. XI, XX и XXV, синтаксису - кн. XXIII, а этимологии - кн. XXIX. Несколько фрагментов затрагивают вопросы фонетики, в которой Н.Ф. черпал аргументы для доказательства идеи Хрисиппа о том, что слова являются не только условными знаками речи, но их звучание напрямую связано с сущностью обозначаемых предметов. Н.Ф. интересовался проблемами орфографии, пытался изъять из употребления в латинской орфографии буквы k, q, x. О риторической монографии Н.Ф. О жестикуляции и мимике (De gestu) упоминает Квинтиллиан. Большое место в научных изысканиях Н.Ф. занимает теологическая проблематика. В труде О богах (De dis), из которого древние цитировали кн. XIX Н.Ф. первым попытался представить римский пантеон и примирить религиозные воззрения римлян и этрусков с астрологическими представлениями и ирано-вавилонской мудростью, особенно в отношении космологии. Этрусским гаданиям были посвящены произведения О гадании по внутренностям (De extis) и включающий 2 книги трактат О гадании по птичьему полету (De augurio privato). Среди естественнонаучных сочинений Н.Ф. древние писатели называли О ветре (De vento) в 4 кн. и О животных (De animalibus) в 4 книгах, О человеческой природе (De hominum natura), тоже в 4 книгах, трактат из области астрологической географии О зонах Земли (De terris) и астрономо-астрологическое произведение Сфера (Sphaera), в котором описывались главные зодиакальные созвездия, греческие и варварские, то есть египетские и вавилонские. Некоторые признают еще существование отдельного труда о молниях. Ученость Н.Ф. возбуждала восхищение древних, но его исследования, часто наивные и некритичные, были отодвинуты на задний план достижениями Марка Теренция Варрона, который, подобно Н.Ф. находился под влиянием пифагореизма. Представления Н.Ф. о Пифагоре довольно туманны. Сведениями о восточных знаниях, особенно астрономо-астрологических, он был обязан трудам Эпигена Византийского и Асклепиада Мирлейского. Влияние сочинений Н.Ф. невелико, оно ощущается только в теологии.

НИКАНДР

Никандр, Nikandros, из Колофона. Вероятно, существовало два поэта Никандра из Колофона, состоявших в родстве: 1. Н., сын Анаксагора, эпический поэт, жил в середине III в. до н. э.; 2.Н., сын Дамея, автор многочисленных дидактических поэм, одно из своих произведений он посвятил царю Пергама Атталу III (138-133 г. до н. э.), следовательно, он жил во второй половине II в. до н. э. Н., сын Дамея, по-видимому, является автором обеих поэм, сохранившихся под именем Н.: Фериака в 957 гекзаметрах - о средствах против укусов ядовитых животных, и Противоядия (Aleksipharmaka) в 630 гекзаметрах. В первом произведении Н. описывает способы отпугнуть ядовитых животных, затем рассказывает об отдельных змеях и последствиях их ядовитых укусов, в конце он дает указания по лечению отравлений, последовавших в результате укуса. Противоядия описывают симптомы отравлений растительными ядами и средства их предупреждения. Также Н., сыну Дамея, следует, вероятно, приписать большую часть других произведений, названия или фрагменты которых сохранились под именем Н. Фрагментарно сохранились: Георгики (Georgika), Разведение пчел (Melissurgika), О змеях (Ophiaka), Об охоте (Kynegetika), Изменения (Heteroiumena), историко-этнографические поэмы, как Этолика, Колофоника, Фиваида и др. По-видимому, Н. написал и прозаическое собрание гомеровских и диалектических глосс (фр.). Н. не был настоящим ученым, а лишь обрабатывал в поэтической форме чужие произведения, как, например, Фериака александрийского врача Аполлодора. Он писал в эпическом гомеровском стиле, изобилующем редкими и непонятными словами, порой изменяя их значение; поэтому его поэмы местами трудны для понимания. Дидактическое же и практическое содержание принесли этим произведениям известность. Он нашел последователей среди позднейших авторов дидактических произведений. Георгики Н. были, видимо, известны Вергилию, Изменения использовали Овидий и Антоний Либерал, Мацер подражал Фериаке, а Оппиан взял за образец труд Об охоте.

НИКОЛАЙ ДАМАССКИЙ

Николай Дамасский, Nikolaos, род. в 64 г. до н. э., греческий историк. Некоторое время был в Египте воспитателем детей Клеопатры VII и Антония. Дольше всего жил при дворе Ирода Великого, который покинул после смерти царя (4 г. н. э.). Впоследствии представлял интересы сына Ирода в Риме, где, возможно, потом и остался. Главным и значительнейшим произведением Н.Д. является История (Historiai или Archaiologia) в 144 книгах; от книг I-VII сохранились выдержки у Константина Порфирогенета (см. статью Судьбы античной литературы). В ней представлена всемирная история с древнейших времен (Ассирия, Междуречье, Лидия, Персия, троянская война) до смерти Ирода. Историю Н. использовали Страбон, Иосиф Флавий, Плутарх и Евсевий. Из других произведений Н. внимания заслуживает посвященное Ироду Великому сочинение Об обычаях (Ethon synagoge) (фр.), автобиография и панегирическая биография Августа (сохранились выдержки у Константина Порфирогенета). Н. был также автором нескольких не сохранившихся философских, ботанических и зоологических сочинений, а также трагедий и комедий.

НИКОМАХ

Никомах, Nikomachos, II в. до н. э., греческий философ, неопифагореец. Собрал в своих сочинениях все арифметические знания пифагорейцев и неопифагорейцев, за что был прозван «Евклидом арифметики». Занимался теорией и мистикой чисел. Одно из произведений Н., Введение в арифметику (Eisagoge arithmetike), было переведено на латинский язык Апулеем, а затем использовано Боэцием.

НОВАЦИАН

Новациан, ум. ок. 260 г. н. э., латинский христианский писатель. Наиболее выдающийся римский писатель-теолог III в. н. э. Когда его не избрали папой, он основал собственную секту (новациан), которая просуществовала до V в. По-видимому, умер как мученик во время гонений при Валериане. Из произведений Н. сохранились: О зрелищах (De spectaculis), О еврейской пище (De cibis Iudaicis), О пользе скромности (de bono pudicitiae) и главное его произведение О Святой Троице (De Trinitate), которое создало латинскую теологическую словесность.

НОНН

Нонн, Nonnos, из Панополя в Египте, V в. н. э., греческий поэт. В конце жизни, по-видимому, стал христианином. Автор самого обширного (48 книг) из сохранившихся греческого эпоса История Диониса (Dionysiaka). Н. рассказывает в нем историю Диониса, которая начинается похищением Европы задолго до рождения бога (оно описано только в VIII книге), а заканчивается апофеозом Диониса и принятием его в круг олимпийцев. Основная часть произведения - это повесть о походе Диониса в Индию, основанная на легенде, оформившейся в эллинистический период как мифологическое отражение похода в Индию Александра Великого. Н. собрал в поэме необычайно богатый мифологический материал, не всегда связанный с действием. Многим он обязан Гомеру, как с точки зрения содержания, так и формы. Отчетливо видно также влияние трагедии (пафос), александрийской поэзии (пристрастие к формулировкам-загадкам и идиллическим картинам)и романа (в основном Ахилла Татия). История Диониса, однако, является оригинальным произведением прежде всего благодаря атмосфере дионисийского экстаза, которым проникнута вся поэма. Часто Н. отбрасывает пафос и барочный стиль; обычно ему ставят на вид слишком большое внимание к деталям и нагромождение контрастов, подчеркивают также отсутствие законченности отдельных текстовых отрывков. Но все это не отменяет художественных достоинств произведения, последнего большого эпоса в греческой литературе. Особого упоминания заслуживает нигде ранее не встречавшаяся чрезвычайная звучность, обусловленная аллитерациями, ассонансами и модификации Н. дактилического гекзаметра, который еще в IV в. вступил в противоречие с развитием языка, в котором тоническое ударение сменялось силовым. Реформа гекзаметра - величайшая заслуга Н. - основывалась на приведении словесного ударения в соответствие с мелодическим. Еще целых два века его гекзаметры использовали поэты, принадлежавшие к школе Н., которые находились под общим влиянием его творчества. Другое сохранившееся произведение Н. - поэтическая парафраза Евангелия от Иоанна. Вероятно, он написал ее в конце жизни уже христианином. Оба произведения Н. оказали значительное влияние на литературу XV-XVII вв.

НОННИЙ МАРЦЕЛЛ

Нонний Марцелл, Nonius Marcellus, IV в. н. э., римский грамматик-лексикограф. Происходил из Южной Африки. Является автором энциклопедического произведения Свод знания (De compendiosa doctrina) в 20 книгах, из которых пропала книга XVI. В произведении четко проведена граница между книгами на языковедческие темы (кн. I-XII) и культуроведческие книги (XIII-XX). Стержневой частью произведения являются книги первой группы, где в уложенных в алфавитном порядке статьях, раскрывающих значение определенных понятий, перечислены отступления от грамматических норм в склонении, спряжении и т.д. при помощи отрывков из сочинений авторов республиканского периода. Объяснения в других книгах, подкрепленные цитатами из древних авторов, касаются так называемых реалий: это термины, относящиеся к оружию, кораблям, одежде, сосудам, напиткам. Утраченная на сегодняшний день книга XVI рассказывала об обуви. Компиляторский характер произведения, механическое цитирование фрагментов и стереотипные формулировки пояснений свидетельствуют о заурядности автора-филолога. Но лексикологическая часть представляет большую ценность, поскольку содержит множество отрывков из архаической римской литературы, как поэтических, так и прозаических, часто из других источников не известных. Оно незаменимо при восстановлении текстов авторов, сочинения которых сохранились фрагментарно, особенно для определения последовательности отрывков, а иногда и реконструкции фабулы, тем более если речь идет о фрагментах римских трагедий, комедий, мимов и т.д.

НОССИЯ

Носсия, Nossis, из Южной Италии, IV-III вв. до н. э., греческая поэтесса. Автор 12 (или 11) эпиграмм, включенных в Палатинскую антологию, связанных с культом Афродиты.

НУМЕНИЙ

Нумений, Numenios, из Апамеи, II в. н. э., греческий философ. Пытался открыть в философии Платона учение пифагорейцев и мудрость Востока, особенно иудейскую, что привело к дуалистической картине мира и подчеркиванию трансцендентности Бога. Написал историю Академии, порицая эклектизм Антиоха Аскалонского и его последователей. Произведения Н. оказали большое влияние на Плотина, Оригена, Порфирия и поздний неоплатоников. Из сочинений Н. сохранились только фрагменты.

Предыдущая страница Следующая страница