Литература. 9 класс (2 часть)
* * * ("Не жалею, не зову, не плачу... ")

* * *

Не жалею, не зову, не плачу.
Все пройдет, как с белых яблонь дым,
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться.
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть.
Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях.
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны.
Тихо льется с кленов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,

Вопросы и задания
  1. Прочитайте статью о С. Есенине и раздел «В творческой лаборатории С. А. Есенина», подготовьте пересказ или материал для диалога о поэте.
  2. Что повлияло на раннее творчество С. Есенина? Когда появились его первые стихотворения? Какова их тематика? Как оценивают писатели и литературоведы его произведения?
  3. Каковы особенности творчества С. Есенина?
  4. Знаете ли Вы строки есенинских стихотворений, которые стали афоризмами? Назовите их. Прочитайте наизусть стихотворения, известные Вам.
  5. Как относился С. Есенин к пушкинскому творчеству? Что говорил об этом?
  6. Прочитайте включенные в учебник стихотворения С. Есенина, подготовьте их к выразительному чтению наизусть (на выбор). Проанализируйте одно из них. Определите размер стихотворения, особенности рифмы, лексики.
  7. Что характерно для есенинского стиля?
  8. Какие темы особенно часто звучат в стихотворениях поэта?
  9. Грустные или веселые интонации преобладают в его произведениях? Как Вы это объясните?
  10. Какой образ родной природы возникает в стихотворениях «Вот уж вечер. Роса...», «Край ты мой заброшенный...»? Какие чувства и настроения пронизывают эти стихотворения?
  11. Как Вы понимаете строфы?

        Если крикнет рать святая:
        «Кинь ты Русь, живи в Раю!» —
        Я скажу: «Не надо Рая,
        Дайте родину мою».

        Край ты мой заброшенный,
        Край ты мой, пустырь,
        Сенокос некошеный,
        Лес да монастырь.
         

Обогащайте свою речь

  1. Подготовьте рассказ о С. Есенине, сопроводив его чтением есенинских стихотворений.
  2. Как Вы понимаете следующие слова, словосочетания, строки стихотворений и как называется прием, который используется поэтом: «Тихо льется... листьев медь...», «Отговорила роща золотая...», «О всех ушедших грезит конопляник...», «В саду горит костер рябины, красной...», «Как метель, черемуха/Машет рукавом...», «Избы забоченились...», «... нашептал ковыль»?