Памятник
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал.
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
В оде «Памятник» (1795) Державин поставил себе в заслугу то, «что первый... дерзнул в забавном русском слоге/ О добродетелях Фелицы возгласить,/ В сердечной простоте беседовать о Боге/ И истину царям с улыбкой говорить». Державин назвал здесь самые громкие свои произведения — оду «Бог», оду-сатиру «Фелица», с которой началась его слава, сатирические произведения и лирические сцены сельской жизни. Высокое в его поэзии встало рядом с низким, и поэзия вдруг оживилась, обрела невиданную дотоле выразительность, искренность и простоту.
Державин преобразовал русскую поэзию и открыл перед ней новые дороги. Его стихи не могут оставить равнодушными и сегодняшнего читателя, потому что в них горит поэтический огонь, благодаря которому они доставляют истинное художественное наслаждение.
В творческой лаборатории Г. Р. Державина
Многие выдающиеся русские писатели и литературоведы высоко ценили талант и литературное наследие Г. Р. Державина. Прислушайтесь к отдельным высказываниям.
«Некоторые оды Державина, несмотря на неровность слога и неправильность языка, исполнены порывами истинного гения...»
«Державин, со временем переведенный, изумит Европу, а мы из гордости народной не скажем всего, что мы знаем об нем...»
А. Пушкин
«Поэтическое «парение», достигающее у Державина такого подъема и взмаха, как, может быть, ни у кого из прочих русских поэтов, служит ему верным залогом грядущего бессмертия — не только мистического, но и исторического.
— один из величайших поэтов русских».
В. Ходасевич. «Державин»
«Вот уж подлинно глыба грубой руды с яркими блестками чистого, самородного золота... И таковы-то все анакреонтические стихотворения Державина: они больше, нежели все прочие, служат ручательством его громадного таланта...»
В. Белинский
Интересны наблюдения исследователей в книге «Творчество Г. Р. Державина» (Материалы конференции.— Тамбов, 1993). Подумаем и мы над рассуждениями литературоведов.. .
Прочитайте оду «Бог». Подумайте над высказыванием исследователя. Согласны ли Вы с ним?
Как можно объяснить строку: ... чтоб стен не разбивать своим безумно лбом («Медведь и Рысь»)? Он также использовал отдельные элементы народных афоризмов: ... напрасно роем ров бессильным мы соседям («Лисица и Зайцы»), ... помедлить бы Гусям хвалиться,/ Поколь весна не возвратится («Гуси»).
Встречали ли Вы пословицы в других произведениях Державина? Приведите примеры.
«Многие цветообозначения метафоричны (красножелта ряса-листва деревьев осенью; лиловые ковры-туманы...)»; «... Специфика державинской колористики заключается в чрезвычайном богатстве и разнообразии красок, тонов, полутонов, оттенков, цветовых смешений. В ней представлено все многообразие спектра. Так, власы у Державина желты, златы, златоструйчаты, коричные, черны, орехокурчаты, льну подобны, снегоблещущи; глаза (очи) — светлые, голубые, небесные и голубые, сафирны, сафирно-светлые, небесам подобны, черны, черно-пламенные...» и т. д.
Понаблюдайте над использованием Державиным цвета и подготовьте рассуждение на эту тему.
Вопросы и задания
Развивайте дар слова