Александр Николаевич Островский
А. Н. Островский (1823—1886) родился в Москве, в обеспеченной семье чиновника. Отец служил в судебном ведомстве и, помимо основной службы, занимался частной адвокатской практикой среди купечества. Будущий драматург рано» узнал купеческий мир, нравы и психологию этого сословия. Получив домашнее образование, он сразу поступил в 3-й класс 1-й Московской гимназии, окончил ее с отличием и без экзамена был принят на юридический факультет Московского университета. Однако курса не окончил, так как по настоянию отца поступил в коммерческий суд, где прослужил 8 лет.
Юноша был расположен к театру и литературе, мечтал о сочинительстве. Первое произведение, которое принесло ему успех и сделало знаменитым,— комедия «Свои люди — сочтемся» (первоначальное название «Банкрот»). В ней перед читателями предстает семья купца, который решился на аферу: чтобы сохранить состояние и не платить долгов, он перевел деньги на своего помощника — приказчика, а для большей надежности выдал за него свою дочь. Однако, выйдя из-под отеческой опеки в самостоятельную жизнь, Липочка взяла сторону мужа, и оба присвоили богатство Большова, разорив родителей.
Первая комедия А. Н. Островского была встречена восторженно. Лучшие писатели отзывались с похвалой о ней. Пьеса «Свои люди — сочтемся» положила начало комедиям, где афера в хозяйственных делах всегда сопровождается обманом. С тех пор успех сопутствовал Островскому, хотя его произведения рождали порой яростные споры не только среди критиков, отстаивавших противоположные взгляды, но и среди единомышленников автора.
Лучшим произведением среди написанных А. Н. Островским в период сотрудничества с «Москвитянином» была комедия «Бедность — не порок». В ней изображена семья богатого купца, который решил жить не по старым, патриархальным законам, а по новым, модным правилам. Он вдруг забыл, что он сам вышел из мужиков. Гордыня, обуявшая его, не позволяет благословить брак влюбленных — дочери Любови с бедным приказчиком Митей. Постепенно глава семьи превращается в самодура, не внимающего никаким советам, и желает выдать замуж дочь за не любимого ею и злого старика.
А. Н. Островский, с одной стороны, обличает купца, с другой — смеется над ним. В конце концов Гордей благословляет дочь и Митю на брак, а в семье устанавливается любовь, покой и порядок. По мысли автора, главный герой лишь поддался модным поветриям, а его душа не была затронута чуждыми нравами.
Олицетворением корыстолюбия, плутовства и злодейства выступает Коршунов — сторонник европейской «цивилизации», замучивший жену. Он враг национальных устоев, обогащается с помощью плутовства, живет не по православным законам.
Убежденным противником его выступает в комедии Любим Торцов, который не только сохраняет верность традициям, но и наделен чувством личного достоинства. Патриархальному миру, где господствует общеродовое, семейное начало, сознание личности, индивидуальности неведомо. Островский нашел в русской жизни и художественно воспроизвел нового героя, знающего ценности патриархального бытия и одновременно полного ощущения своей личной самоценности.
старому быту, с одной стороны, а с другой — современной чиновничьей бюрократии и новому, «цивилизованному» купечеству, лишь внешне усвоившему западные манеры. В драме «Гроза» Островский вывел героиню из недр патриархального мира, но с рождающимся ощущением личности. Через сердце Катерины прошла трещина между старой и новой историческими эпохами. Конфликт между ними породил драму совести, которая завершилась трагедией.
Во второй половине 1860-х, затем в 1870—1880-е годы Островский обратился к исторической драматургии, к драматической сказке («Снегурочка»), к пьесам об актерах («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»). Тогда же была написана и лучшая в художественном отношении драма «Бесприданница» о гибели юной души, жаждущей любви.
В пьесах 1870—1880-х годов Островский создает типы русских купцов и промышленников, уже европейски образованных и научившихся держать себя в обществе. По мнению драматурга, это нарождающиеся положительные типы, с ними он связывает будущее России. От всего их облика веет устойчивостью и надежностью. Их ценности остаются, в сущности, теми же — семья, богатство, сосредоточенность на торговле или на хозяйстве, почитание родителей, твердость данного слова. В оригинальных пьесах Островского, а их более пятидесяти, составивших целый народный театр, перед читателями прошла история всех сословий России, но главным образом купечества и делового люда, связанного с промышленностью и торговлей. Островский передал психологию людей из разных сословий.
Помимо писательского творчества, А. Н. Островский успешно занимался общественной деятельностью. Он организовал Московский артистический кружок, Общество русских драматических писателей и композиторов. Но главная его заслуга — создание огромного драматического репертуара для русского театра.
Мастерство А. Н. Островского
Можно, во-первых, в творчестве каждого большого художника обнаружить общие закономерности, во-вторых, изучить прежде всего то, что составляет его своеобразие, его вклад в развитие данного вида искусства.
В чем состоит вклад А. Н. Островского в развитие драматической литературы? Знаменитый ответ Добролюбова на этот вопрос гласит: в том, что Островский писал «пьесы жизни». На первый взгляд ответ может показаться слишком общим. Да, Островский писал пьесы жизни. Но разве до него Еврипид и Аристофан, Шекспир и Мольер, Фонвизин и Гоголь не писали пьес жизни? Разве, если взглянуть на развитие драмы после Островского, пьесы Чехова и Горького — это не пьесы жизни? Разве, наконец, драма вообще не представляет собой воспроизведение жизни в формах самой жизни?
Своеобразие драматизма в «пьесах жизни» Островского в том и состоит, что их движущую силу составляет «протест, явственно выдающийся из самого положения вещей, из того невыносимого противоречия, в котором находится действие или требование, послужившее для драмы основой, с его обстановкой».
Островскому потому и удалось драматургически освоить современную ему действительность, что он, как гениальный художник, как драматург по всему складу своего художественного мышления, сумел открыть генеральный драматический конфликт эпохи, сумел обнаружить новую природу драматизма, заключенную в реальных общественных противоречиях времени.
А. Н. Островский властью художника взломал замки в домах самодуров, широко распахнул двери и дал своим читателям и зрителям возможность «посмотреть их в семье» — там, где человек меньше всего притворяется и лучше всего узнается.
— это покой. Уже по одному этому, казалось бы, быт противопоказан драме или, в крайнем случае, может быть допущен в нее в качестве фона. Но в том-то все и дело, что Островский сумел разглядеть за кажущейся неподвижностью быта вызревающие в нем противоречия, которые неминуемо должны были нарушить равновесие и обнаружить непрочность того, что казалось таким стабильным, добротным и нерушимым.
Бытовые противоречия раскрываются в пьесах А. Н. Островского в конечном счете как противоречия социальные («Кто хочет узнать какой-нибудь народ, тот прежде всего должен изучить его в его семейном, домашнем быту». В. Г. Белинский).
По книге Е. Холодова «Мастерство Островского»
— Будет, будет вам плакать-то!
— Кабы не жаль, так бы я не плакала.
— Сами же, глядя на ее житье горемычное, убиваться станете.
— Не хочу я супротив отца идти...