Литература. 8 класс (2 часть)
Уступи мне, скворец, уголок

Уступи мне, скворец, уголок

Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворешнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.

И свистит, и бормочет весна.
По колено затоплены тополи.
Пробуждаются клёны от сна,
Чтоб, как бабочки, листья захлопали.

И такой на полях кавардак,
И такая ручьёв околесица,
Что попробуй, покинув чердак,
Сломя голову в рощу не броситься!

Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории
Ты — наш первый весенний певец
Из берёзовой консерватории.

Открывай представленье, свистун!
Запрокинься головкою розовой,
Разрывая сияние струн

Я и сам бы стараться горазд,
Да шепнула мне бабочка-странница:
«Кто бывает весною горласт,
Тот без голоса к лету останется».

А весна хороша, хороша!
Охватило всю душу сиренями.
Поднимай же скворешню, душа,
Над твоими садами весенними.

Поселись на высоком шесте,
Полыхая по небу восторгами,
Прилепись паутинкой к звезде
Вместе с птичьими скороговорками.

Повернись к мирозданью лицом,
Голубые подснежники чествуя,
С потерявшим сознанье скворцом
По весенним полям путешествуя.

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Николай Заболоцкий. «Уступы мне, скворец, уголок»

1. Воспевая весну и скворца в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок», поэт широко использует эпитеты, метафоры, сравнения, необычные сочетания слов, звукопись. Постарайтесь вернуться к каждой строфе и осмыслить поэтические находки И. Заболоцкого. Например:

И свистит, и бормочет весна.

Пробуждаются клёны от сна,
Чтоб, как бабочки, листья захлопали...

И такой на полях кавардак,
И такая ручьёв околесица...
Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории...

Открывай представленье, свистун!
Запрокинься головкою розовой...
А весна хороша, хороша!
Охватило всю душу сиренями...

Поселись на высоком шесте,
Полыхая но небу восторгами...
Повернись к мирозданью лицом,
Голубые подснежники чествуя...

2. Найдите и другие необычные слова и словосочетания. Покажите, как поэт олицетворяет весну и природу, делает её живой, подобной человеческому существу и вместе с тем придаёт всему описанию философскую глубину содержания.

3. Как вам кажется, какова разница в чтении стихотворений Николая Заболоцкого Алиной Покровской и Сергеем Сазонтьевым? Чьё чтение вам ближе? Почему?

4. Подготовьте выразительное чтение наизусть, передав голосом, интонациями чувство восхищения родной природой и её животворящей мощью.

Размышляем о прочитанном

1. Как вы объясните начало стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке»? Почему подлинная радость очарования русского пейзажа открыта не всем и даже не каждому художнику?

«вечерний луч таинственно блеснёт»? Почему поэт вводит для её описания характерные для живого существа черты: вздохнут леса; грудь реки приникнет к небосводу? Что этим достигается? Какие тропы использует поэт?

3. С кем ведёт диалог поэт в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок»? В чём его смысл?

5. Какие приёмы использует поэт в следующих словосочетаниях: И свистит, и бормочет весна; По колено затоплены тополи. / Пробуждаются клёны от сна; Ты — наш первый весенний певец / Из берёзовой консерватории; Охватило всю душу сиренями; Полыхая по небу восторгами? Найдите и другие строки, полные поэтических образов, объясните их.

Учимся читать выразительно

Прочитайте выразительно оба стихотворения Н. А. Заболоцкого. Постарайтесь увлечь своим чтением слушателей. Подумайте, в чём разница звучания этих стихотворений.