Литература. 8 класс (2 часть)
* * * ("У птицы есть гнездо, у зверя есть нора... ")

* * *

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Иван Бунин. «У птицы есть гнездо...»

1. Стихотворение И. А. Бунина «У птицы есть гнездо...» вы читали на уроке и знаете, что в нём автор размышляет над своей жизнью, над своей бесприютной судьбой. О чём он жалеет и горюет?

2. Как горькая судьба поэта передана в чтении актрисой Еленой Габец?

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения в классе, подчеркнув чувство разлуки поэта с родиной.

Размышляем о прочитанном

1. Какое настроение, какая музыка преобладают в стихотворениях разных поэтов о родной стороне?

О чём говорят поэты-эмигранты? Почему им «трудно без России»? Что вспоминают они на чужбине?

2. Какое состояние души передают строки разных поэтов?

Полюбил бы я зиму,
Да обуза тяжка...
От неё даже дыму
Не уйти в облака.

И. Анненский. «Снег»

Но один есть в мире запах,
И одна есть в мире нега:

Это русский запах снега...

Дон Амина до. «Города и годы»

3. Обратим внимание на то, что И. Анненский, с одной стороны, как будто бы недоволен зимой: «... Да обуза тяжка... / От неё даже дыму не уйти в облака», а с другой — любуется блеском снега: «Но люблю ослабелый / От заоблачных нег — / То сверкающе-белый, / То сиреневый снег...» Как меняются взгляд и чувства поэта от созерцания родных просторов?

4. Как вы понимаете строки Д. Мережковского?


У молчаливых облаков
Учись тому теперь, что выше
Земных желаний, дел и слов.

5. Как Бунин говорит о горечи ухода из родного дома? Обратите внимание на пульсирующий ритм бунинского стиха. Что он напоминает?

«Знайте!», «Так и есть»?

Выберите и подготовьте к выразительному чтению наизусть одно или два стихотворения поэтов русского зарубежья о Родине.

Обогащаем свою речь

Объясните значение слов и словосочетаний, введите их в свою разговорную речь: заплаканный лёд, очарованье русского пейзажа, вечерний луч, сквозные тени, множество диковин, голубые подснежники, русский зимний полдень, мироздание.