Литература. 8 класс (2 часть)
Сонеты

Сонеты

Сонет — стихотворение из четырнадцати строк с определённым порядком рифмовки.

Познакомьтесь с содержанием сонетов У. Шекспира и ответьте на вопросы.

76. «Увы, мой стих не блещет новизной...»

Увы, мой стих не блещет новизной,
Разнообразьем перемен нежданных.
Не поискать ли мне тропы иной,
Приёмов новых, сочетаний странных?

Я повторяю прежнее опять,
В одежде старой появляюсь снова,
И кажется, по имени назвать
Меня в стихах любое может слово.

Всё это оттого, что вновь и вновь
Решаю я одну свою задачу:
Я о тебе пишу, моя любовь,
И то же сердце, те же силы трачу.

Всё то же солнце ходит надо мной,
Но и оно не блещет новизной.

Размышляем о прочитанном

1. О чём этот сонет? Действительно ли «стих не блещет новизной»? Или это ирония автора?

2. Какие чувства вы отнесли бы к вечным и всегда обретающим новизну с каждым человеком?

3. Что вы можете сказать о лирическом герое шекспировского сонета, о характере его отношений к возлюбленной?

Обогащаем свою речь

Объясните значение слов и словосочетаний: новизна, разнообразье перемен, приёмов новых и т. д.

Учимся читать выразительно

1. Прочитайте выразительно сонет, обратив внимание на иронию и поставленные поэтом на первое место вечные ценности, всегда остающиеся новыми.

2. Подготовьте выразительное чтение сонета, передав лживость пышных книжных сравнений и искренность, непосредственность чувств лирического героя.

Её глаза на звёзды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И чёрной проволокой вьётся прядь.

С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щёк.
А тело пахнет так, как пахнет тело,

Ты не найдёшь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.

Но милая ступает по земле.


Кого в сравненьях пышных оболгали.