Литература. 8 класс (2 часть)
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

1826—1889

Литература. 8 класс (2 часть) Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

окончив привилегированное учебное заведение — Царскосельский лицей, писатель занимал крупные и важные должности в русском государстве. Он вполне познал, как действует государственная чиновничье-бюрокра- тическая машина, как неправедно творится суд, как слагается психология чиновников, занимающих незначительные и значительные места. Этот жизненный и служебный опыт привёл Салтыкова-Щедрина к мысли о том, что главное бедствие русской действительности — крепостное право. Но оно держится на двух основаниях — рабской покорности народа, его психологии при всей ценности замечательных качеств русских людей и на силе круговой поруки, общих корыстных интересов правящих слоёв, создавших сложную, прочную систему обмана, грабежа и полной бесконтрольности. В государственном механизме и во всех деяниях высших чиновников от императора и губернаторов до каких-нибудь мелких делопроизводителей царствовал один и тот же порядок. Во-первых, они не опасались ответственности и получали возможность творить что хотели, не ожидая наказания или возмездия. Лишь на короткие мгновения им угрожали бессмысленные бунты, которые легко подавлялись. Во-вторых, в основе всех действий по управлению страной, министерством, департаментом или другим казённым учреждением лежал личный произвол, каприз, принцип «что хочу, то и ворочу». При разности характеров, умственных способностей, образования и настроя души правители весьма отличались друг от друга, и потому капризы их были несходны. Это чрезвычайно разнообразило русскую жизнь вообще и жизнь обывателей одного и того же города или губернии. Но вместе с тем произвол всегда оставался основным и единственным способом управления.

Литература. 8 класс (2 часть) Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

«История одного города».

Титульный лист

Именно в таком свете Салтыкову-Щедрину открылась русская история на протяжении веков, которую он в фантастической форме изобразил в знаменитой «Истории одного города», конечно преувеличив и сатирически заострив свои наблюдения над русской жизнью. В этом произведении, пародируя летописцев, историков и исторические труды, писатель высказал несколько принципиальных мыслей об устройстве государства. Он нашёл, что в русской жизни существует некий неизменный общий принцип произвола при многообразии капризов и вздорных притязаний. Этот принцип опирался не на силу закона, твёрдых установок и правил, не на живой и быстрый порядок течения дел, а на мощь власти, владеющей оружием, органами принуждения, и на сложное, запутанное, недоступное простым людям, придуманное чиновниками ведение дел. Согласно русской пословице «Сила есть — ума не надо», губернаторам и градоначальникам совсем не обязательно быть просвещёнными, умными и душевно отзывчивыми людьми. У них в ходу краткие и выразительные формулы: «Не потерплю», «Раззорю!» И все жители на опыте предков и на своём собственном давно убедились, что так и будет. Поэтому они всегда пребывают в страхе и каждый раз надеются, что новый градоначальник окажется лучше прежнего, и непременно ошибаются. Силу градоначальникам придаёт не только страх обывателей, народа, но и их рабское терпение. Салтыков-Щедрин, в отличие от других писателей, не поэтизировал терпение, молчание, смирение русского человека, а считал его крайне вредным свойством национального характера, которое ведёт к темноте, забитости, непросвещённости, забвению своих интересов.

«История одного города» убеждала, что так дальше продолжаться не может: либо Россия прекратит своё существование, либо наступит такой перелом, который сметёт с лица русской земли существующий государственный строй.

Проверьте себя

2. Какие произведения Щедрина вы читали?

«История одного города». И в нём вы найдёте сатиру на существовавшие во времена писателя порядки.

4. Используя статью учебника и ресурсы Интернета, подготовьте устное сообщение о писателе.