Литература. 8 класс (2 часть)
Россия

Россия

Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

СЛУШАЕМ АКТЕРСКОЕ ЧТЕНИЕ

— России официальной, чиновной, мещанской и России народной, а также России современной и России древней, дохристианской. О какой России идёт речь в этом стихотворении?

2. Что преобладает в стихотворении — тревога, горестное чувство, любовь? Как удаётся это донести Алине Покровской чтением?

3. Почему слышится мелодия песни «Вот мчится тройка почтовая»? Что она символизирует?

4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения А. А. Блока «Россия» наизусть. 

Размышляем о прочитанном

«На поле Куликовом»? Как передаётся поэтом историческое событие — битва на поле Куликовом? Почему Блок сравнивает Русь с женой? Как вы понимаете строки: «О, Русь моя! Жена моя! До боли / Нам ясен долгий путь! ... И вечный бой! Покой нам только снится...»?

2. Какое настроение преобладает в произведении? Каким образом оно достигается? С какими произведениями сближается текст поэмы в словах: «На пути — горючий белый камень...»?

3. Как можно объяснить строки?

Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.

Мила друга, светлая жена!

4. Какие художественные средства (тропы) используются поэтом в словосочетаниях: река раскинулась, течёт, грустит лениво, скудная глина жёлтого обрыва, грустят стога, идут испуганные тучи, горючий белый камень, долго будет родина больна, вековая тоска, ущербная луна?

5. Как вы понимаете концовку в стихотворении «Россия»?

6. Чем объединены стихотворения А. Блока в цикле «На поле Куликовом» (жанром, темой, единым замыслом, исторической эпохой, единым поэтическим настроением, местом действия)?

Подготовьте выразительное чтение цикла или одного из стихотворений, подчеркнув пафос произведения. Обратите внимание, что поэт повторяет одно слово в строках: «Опять с вековою тоскою...», «Опять на поле Куликовом..», даже в стихотворении «Россия» — «Опять, как в годы золотые...». Что подчёркивается поэтом?

Цикл (гр. kyklos — круг, колесо) — несколько художественных произведений, объединённых общим жанром, темой, главными героями, единым замыслом, иногда рассказчиком, исторической эпохой, единым поэтическим настроением, местом действия (например: былины об Илье Муромце, цикл повестей М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», циклы стихотворений А. Блока «Вольные мысли», «На поле Куликовом» и др.).

Опыт литературоведческого исследования

Литературовед А. С. Елеонская в статье «Куликовская битва и русская литература» пишет:

«Горячей любовью к родине пронизан цикл стихотворений „На поле Куликовом", где история и современность также даны в неразрывном художественном переплетении. Судьба России — вечный бой:

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль...

„На поле Куликовом" несёт на себе следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики: образ реки; именование Руси женой (по-древнерусски жена — и супруга, и просто женщина); формула „сам-друг"; противопоставление света и тьмы; включение в действие высших сил — в данном случае Богородицы, образ которой сливается с образом Прекрасной Дамы».

«На поле Куликовом» следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики. Прочитайте эти фрагменты.

Подумайте, какое значение они имеют для воспроизведения картин далёкого исторического прошлого.

Развиваем дар слова

Объясните слова и словосочетания, введите их в свою разговорную речь: скудный, пронзил, тоска, блеснёт, испуганные тучи, мелькают вёрсты, святое дело, родина больна, помяни, сердцем вещим, глухая песня, мгновенный взор, и невозможное возможно, прекрасные черты, дивное диво, забота, узорный плат, песни ветровые.