КРАТКИЙ СЛОВАРЬ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Автобиография (гр. autos — сам, bios — жизнь, grapho — пишу) — литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.
Аллегория {гр. allegoria — иносказание) — иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
— со, littera — буква, т. е. собуквие) — повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность (например: «В сто сорок солнц закат пылал...» — В. В. Маяковский).
Амфибрахий {гр. amphi — кругом, brachys — краткий) — трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге.
Анализ произведения в литературоведении {гр. analysis — разложение, расчленение) — исследовательское прочтение художественного текста.
Анапест {гр. anapaistos — отражённый назад, обратный дактилю) — трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.
Аннотация — краткое изложение содержания книги, рукописи, статьи.
— противоположение) — противопоставление образов, картин, слов, понятий.
Архаизм {гр. archaios — древний) — устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма.
Афоризм {гр. aphorismos — изречение) — обобщённая глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заостренной форме. Афоризм сродни пословице, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и т. д.).
Баллада {прованс. ballar — плясать) — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.
Басня — краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Дей ствующими лицами в басне чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения (басни Эзопа, Лафонтена, А. Сумарокова, И. Дмитриева, И. Крылова, пародийные басни Козьмы Пруткова, С. Михалкова и др.).
— изящная словесность) — в широком смысле слова — художественная литература, в более узком — художественная проза, в отличие от поэзии и драматургии.
Белый стих—нерифмованный стих, появился в XVI веке (например, так написан «Борис Годунов» А. С. Пушкина).
Бестселлер {англ, best — лучший и sell — продаваться) — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.
Библиотека поэта — серия книг, посвящённая творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам («Русская баллада», «Русские былины» и др.). Основана серия М. Горьким в 1931 году.
Библия [гр. biblia — буквально «книги») — собрание древних текстов религиозного содержания.
— жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях. (См. статью в разделе, посвящённом этой теме.)
Вопленицы (плакальщицы) — исполнительницы причитаний (И. Федосова, М. Крюкова и др.).
— действующее лицо, персонаж литературного произведения.
Гипербола {гр. hyperbola — преувеличение) — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерно для фольклора, поэзии романтизма и жанра сатиры (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский).
Гротеск {фр. grotesque, urn. grottesco — причудливый, от grotta — грот) — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.
— палец) — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.
Двусложные размеры — ямб, хорей.
Деталь {фр. detail — подробность) — выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
Диалог (гр. dialogos — разговор, беседа) — разговор двух или нескольких лиц. Диалог — основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях (пьесах, киносценариях).
Драма {гр. drama — действие) — произведение, предназначенное для постановки на сцене.
— род, вид) — вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть.
Завязка — событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях.
Звукопись в стихосложении — то же, что система звуковых повторов, подобранных с расчётом на звукоподражание.
Идея {гр. idea — идея) — основная мысль художественного произведения.
Инверсия {лат. inversio — перестановка) — необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.
— предназначенная для печати беседа (журналист и писатель, учёный и студент и пр.).
Интерпретация {лат. interpretatio — объяснение) — истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.
Интонация {лат. intonare — громко произношу) — выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.
Ирония {гр. еiгбпёiа — притворство, насмешка) — скрытая, неявная насмешка.
Композиция {лат. compositio — составление, соединение) — расположение, т. е. построение, произведения.
— широко употребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц.
Кульминация {лат. culmen (culminis) — вершина) — момент наивысшего действия в художественном произведении.
Культура речи — уровень речевого развития, степень владения нормами языка.
Легенда [лат. legenda — буквально «то, что следует прочесть») — произведения, созданные народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.
— памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.
— специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.
Литературоведение — наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.
Метафора [гр. metaphora — перенос) — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Монолог (гр. monos — один и logos — речь, слово) — речь одного человека в художественном произведении.
Неологизмы (гр. neos — новый и logos — слово) — слова или словосочетания слов, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов.
— песня) — торжественное стихотворение-песнь, посвящённое какому-то историческому событию или герою.
Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления.
Описание — вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты — интерьер и пр.).
Пейзаж (фр. paysage, от pays — местность) — картина природы в художественном произведении.
Повесть — один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.
— подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста.
Портрет (фр. portrait — изображение) — изображение внешности героя в произведении.
Пословица — краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.
Поэма (гр. роiёта — творение) — один из видов лироэпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.
Притча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.
— целеустремлённая речь) — прямая, свободно движущаяся речь, литературное нестихотворное произведение.
Псевдоним (гр. pseudos — вымысел, ложь и onyma — имя) — подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (В. Алов — Н. В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А. М. Пешков) и даже передавались наследникам (Т. Гайдар — сын А. П. Гайдара); иногда псевдоним присоединяется к настоящей фамилии (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Публицистика [лат. publicus — общественный) — род литературы и журналистики, рассматривает актуальные политические и экономические проблемы.
Развязка — один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.
Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
— один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о её героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.
— такт, соразмерность) — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).
Риторика (гр. rhitorike) — наука об ораторском искусстве.
Рифма (гр. rhythmos — соразмерность) — созвучие окончаний стихотворных строк.
Романтизм, романтический — направление в литературе, проникнутое стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека (например, «Старуха Изергиль» М. Горького).
< satura (lanx) — буквально «смесь, всякая всячина») — беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления (сатира М. Е. Салтыкова- Щедрина).
Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
конкретно, наглядно.
Стихотворение — написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания.
Стихотворение в прозе — один из видов лирических произведений в прозаической форме. Обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, эмоциональность, бессюжетная композиция (например, стихотворения в прозе И. С. Тургенева).
— поворот) — группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определённым расположением рифм.
— предмет, содержание, событие) — ряд событий, описанных в художественном произведении и положенных в его основу.
Тёма (гр. thema) — круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.
Трагедия (гр. tragodia — буквально «козлиная песнь») — вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.
Трёхсложные стихотворные размеры — дактиль, амфибрахий, анапест.
— искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространённые виды фольклора — пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина.
Фантастика (гр. phantastike — способность воображать) — разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира.
Хорей (гр. choreios < choros — хор) — двусложный размер стиха с ударением на первом слоге.
Художественное произведение — произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме.
— дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.
— особый вид письма, иносказание (например, эзопов язык произведений Салтыкова-Щедрина).
Экспозиция [лат. expositio — изложение, объяснение) — обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия.
Элегия {гр. elegeia, от elegos — жалобная песня) — стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутое грустью.
— короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.
Эпиграф {гр. epigraphe — надпись) — короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения.
— буквально «вставка») — относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок (фрагмент), в котором говорится о законченном событии, происшествии.
Эпитет {гр. epitheton — буквально «приложен ное») — образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
— попытка, проба, очерк) — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.
Юмор {англ, humour — нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор — смех весёлый и доброжелательный.
Ямб {гр. iambos) — двусложный размер с ударением на втором слоге.