Литература. 8 класс (1 часть)
Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского

Повесть о житии и о храбрости

благородного и великого князя

Александра Невского [1]

«Повесть о житии... Александра Невского» была написана, как считают учёные, вскоре после смерти великого князя, в 80-х годах XIII века, книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире. Здесь было погребено тело князя, здесь же в конце XIII века началось его почитание как святого. Автор жития называет себя современником князя, «самовидцем», свидетелем его жизни; по своим воспоминаниям и рассказам соратников Александра он и создаёт его жизнеописание.

Автор «Повести о житии... Александра Невского» был человеком широко начитанным и писал в соответствии с лучшими образцами мировой литературы... Он последовательно рассказывает о трёх подвигах Александра: о битве на Неве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига — бранные, последний — подвиг самопожертвования. Александр поехал к хану «отмолить людей от беды», чтобы татары не заставляли русских людей нести военную службу. Существует предположение, что смерть Александра на обратном пути из Орды вызвана тем, что он был отравлен в ханской ставке...

«Повести о житии... Александра Невского» подражали, её цитировали, ей следовали как литературному образцу. Она оставила заметный след в развитии древнерусской литературы, её влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях.

Литература. 8 класс (1 часть) Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского

«Александр Невский». Центральная часть триптиха «Александр Невский».

Художник П. Корин

Я, ничтожный, многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие святого князя Александра [2], сына Ярослава, внука Всеволода. Слышал я о нём от отцов своих и был самовидец деяний его, потому и рад поведать о честной и славной жизни его.

Сей князь Александр родился от князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Рост его был больше других людей, а голос его как труба в народе, лицо же его как лицо Иосифа [3], которого поставил египетский царь вторым царём в Египте. Сила же его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя римского Веспасиана [4], который пленил всю землю Иудейскую. Так и князь Александр побеждал, но был непобедим.

Потому и пришёл из западных стран некий знатный человек по имени Андреяш [5], из тех, кто называют себя слугами Божьими. Он желал увидеть дивную силу князя Александра. Увидев его, он возвратился к своим и сказал:

— Я прошёл многие страны и народы, но не видел такого ни в царях, ни в князьях князя.

И услышал король полуночной части Римской страны [6] о таком мужестве князя Александра и подумал про себя: «Пойду и пленю землю Александрову».

И собрал король силу великую [7], наполнил множество кораблей полками своими и двинулся в силе тяжкой, дыша духом ратным. И когда он пришёл в Неву, шатаясь от безумия, послал он, загородившись, послов своих в Новгород к князю Александру, говоря:

— Я уже здесь, пленяю землю твою. Можешь ли противиться мне?

Александр же, услышав слова эти, разгорелся сердцем и вошёл в церковь Святой Софии, и пал на колени перед алтарём, и начал молиться со слезами:

— Боже великий и крепкий, основавший землю и положивший пределы народам и повелевший им жить, не преступая в чужую часть! Рассуди меня, Господи, с оби- дящими меня, побори борющихся со мною, возьми оружие и щит, стань в помощь мне!

Окончив молитву, Александр встал и поклонился архиепископу. Архиепископ же благословил его и отпустил. Он же вышел из церкви, утёр слёзы и начал укреплять дух дружины своей, говоря:

— Не в силе Бог, но в правде.

И пошёл на врагов в малой дружине июля 15-го, не дожидаясь, когда соберётся вся сила его, но крепко веря в помощь святых мучеников Бориса и Глеба [8].

Был некий муж, старейшина в земле Ижорской, по имени Пелгусий. Ему была поручена ночная стража морская. Пелгусий принял святое крещение и жил среди своего рода, остававшегося в язычестве. И жил он богоугодно, в среду и в пятницу соблюдая пост. Потому и сподобил его Бог увидеть видение страшное в тот день. Скажем о том вкратце.

Увидел он силу ратную, идущую против князя Александра, и решил рассказать князю о станах их. Стоял он у края моря и следил за путём их и был всю ночь в бдении. И когда начало всходить солнце, услышал он шум страшный на море и увидел насад, плывущий по морю. Посреди насада стояли святые мученики Борис и Глеб в одеждах червлёных, положив руки друг другу на плечи. Гребцы же сидели, словно одетые мглою. Сказал Борис:

— Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру.

Видя такое видение и слыша такие слова мученика, Пелгусий стоял в трепете, пока насад не скрылся от очей его.

После этого вскоре приехал князь Александр, и Пелгусий с радостью в очах рассказал ему одному о видении. Князь же сказал ему:

— Никому не рассказывай сего.

И решил Александр напасть на врагов в шестом часу дня [9]. И была сеча велика над римлянами, и избил их Александр бесчисленное множество, и самому королю возложил печать на лицо острым своим копьём.

Здесь же в полку Александровом явилось шесть мужей храбрых, которые вместе с ним крепко сражались.

Один — Гаврила Алексии. Он на коне въехал по доске до самого корабля. И побежали враги перед ним на корабль, а затем обернулись и сбросили его с доски вместе с конём в Неву. Божьею милостью он вышел из реки невредим и снова бросился на врагов и бился с самим воеводой среди полка их.

Другой — новгородец, по имени Збыслав Якунович. Он много раз нападал на полк их и бился с ними одним топором, не зная страха в сердце своём. И пало несколько человек от руки его. И подивился Александр силе и храбрости его.

Третий — Яков, полочанин, был ловчим [10] у князя. Он наехал на полк с мечом и мужествовал, и похвалил его князь.

Четвёртый — новгородец, по имени Миша. Он пешим бросился на корабли и погубил три корабля с дружиной своей.

Пятый, по имени Савва, был из младшей дружины. Он наехал на великий шатёр короля златоверхий и подсёк столп его. Полки же Александровы обрадовались, увидев падение шатра.

Всё это я слышал от господина своего великого князя Александра и от других, кто был тогда в той сече.

И победил Александр короля, а остальные побежали и покидали убитых на корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца.

На третий год после победы над королём князь Александр в зимнее время пошёл в великой силе на землю Немецкую, дабы не похвалялись, говоря: «Посрамим народ славянский».

Уже был тогда град Псков взят [11] и наместники немецкие посажены там. Князь же Александр вскоре взял город Псков и немцев иссёк, а иных в плен взял и город освободил от безбожных немцев. А землю их повоевал и пожёг и полона взял без числа. Другие же города немецкие собрались и сказали: «Пойдём и победим Александра и возьмём его руками».

Когда они приблизились, заметила их стража. Князь же Александр ополчился и пошёл против них, и сошлись они на Чудском озере. И покрылось озеро Чудское множеством воинов.

Отец же его, Ярослав, прислал ему брата меньшего Андрея на помощь со множеством дружины. Также и у князя Александра было множество храбрых, как в древности у Давида царя, сильных и крепких. Так и мужи Александровы исполнились духом ратным, ибо были сердца их как сердца львов, и сказали они:

— О княже наш честный! Ныне пришло нам время сложить головы свои за тебя.

Князь же Александр, воздев руки к небу, сказал:

— Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом высокомерным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею на Амалика [12] и прадеду нашему Ярославу на окаянного Святополка.

Была тогда суббота. Когда всходило солнце, сошлись обе стороны. И была сеча злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечей, словно замёрзшее озеро двинулось. И не было видно льда, ибо покрылся кровью.

Слышал же я от самовидца, который говорил мне:

— Видел я в воздухе полк Божий, пришедший на помощь Александру.

И так победил он врагов с помощью Божией. Показали они плечи свои. Он сёк и гнал их, словно летел по воздуху, и некуда было им бежать. И прославил Бог Александра перед всеми полками, как Иисуса Навина [13] у Иерихона. И тех, кто говорил: «Возьмём Александра руками», — предал Бог в руки его. И не было ему равного в брани. И возвратился князь Александр с победою славною. И было множество пленных в полку его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя Божьими рыцарями.

И когда приблизился князь к граду Пскову, игумены, и попы, и весь народ встретили его перед городом с крестами, и воздали хвалу Богу, и пели славу господину князю Александру.

И было прославлено имя его по всем странам до моря Египетского и до гор Араратских, по ту сторону моря Варяжского [14] и до великого Рима.

В то время был царь сильный в стране Восточной [15]

— Знаешь ли ты, Александр, что Бог покорил мне многие народы? Неужто ты один не покоришься мне? Если хочешь уберечь землю свою, то приезжай скорей ко мне и увидишь честь царства моего.

Князь же Александр по смерти отца своего приехал во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его. Промчалась весть о нём до устья Волги. И начали жёны моавитянские [16] пугать детей своих, говоря:

— Александр едет!

Подумал князь Александр с дружиной своей, и благословил его епископ Кирилл, и поехал он к царю в Орду.

Увидев его, царь Батый подивился и сказал вельможам своим:

— Истину мне сказали: нет подобного этому князю.

Почтил его царь и с честью отпустил.

Позже разгневался царь Батый на брата его меньшего, Андрея, и послал воеводу своего Невруя разорять землю Суздальскую. После Невруева разорения князь великий Александр церкви поставил, города восстановил, людей разбежавшихся собрал в домы свои. И наполнил Бог землю его богатством и славою.

Было тогда великое притеснение от иноплеменников, и сгоняли они христиан, веля им воевать вместе с ними [17].

Князь же великий Александр пошёл к царю, дабы отмолить людей от беды той. И возвратился он из Орды от царя, и остановился в Нижнем Новгороде, а дойдя до Городца[18], разболелся.

О, горе тебе, бедный человек! Как можешь ты описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы2 твои вместе со слезами! Как не разорвётся сердце твоё от печали! Отца человек может оставить, а доброго господина не может. Если бы мог, в гроб лёг бы с ним.

И так Богу дух свой предал с миром в лето 1263, месяца ноября в 14-й день. Митрополит же Кирилл сказал:

— Чада мои! Разумейте, зашло солнце земли Суздальской.

Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди говорили:

— Уже погибаем!

Святое же тело его понесли к городу Владимиру. Митрополит, князья и бояре и весь народ, малые и великие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. И были вопль, и кричание, и тоска, как никогда не бывало, и земля сотрясалась. Положено же тело его в церкви Рождества Святой Богородицы ноября в 24-й день.

Размышляем о прочитанном

2. Каким героям уподобляет рассказчик князя? О каких его подвигах рассказывает? Какими словами Александр укрепляет дух своей дружины? С помощью каких средств создаётся образ героя?

3. Обратите внимание на особенности описаний, поэтические образы, постарайтесь вникнуть в их суть. Например, какие картины видятся вам за словами рассказчика: Словно замёрзшее озеро двинулось?

Литература и другие виды исскуства

Опишите устно центральную часть триптиха П. Корина «Александр Невский». Что подчёркивает в портрете героя художник?

Обогащаем свою речь

1. Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»? Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»? Кого Александр Невский называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмём Александра руками»?

2. Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошёл к царю? Как об этом говорится в повести? Расскажите об этом, сохранив особенности языка жития.

3. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесённой землёй Суздальской со смертью Александра? Произнесите эти слова вслух и объясните их смысл.

4. Составьте небольшой словарик характерных для этого текста слов, которые могут использоваться сегодня и которые «ушли в прошлое», например: самовидец, деяния, разгорелся сердцем, сеча, распря, отмолить от беды и т. д.

5. Подготовьте устную или письменную характеристику князя Александра, используя художественные средства повести.

Подготовьте выразительное чтение по ролям отдельных фрагментов повести.

РУССКАЯ ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ

Победа на Неве принесла великую славу Руси и среди иноземцев. Важное значение она имела потому, что в случае победы шведов большая опасность грозила и вере православной.

Вскоре после торжества русского оружия на Неве князю Александру Невскому пришлось уехать из Новгорода. Горожане признавали Александра как военачальника, но не нравилось им, что он хотел править по своей воле, мало обращая внимания на вечевые порядки, заведённые в городе. Рассорившись с новгородцами, Александр Невский с семьёй уехал к отцу в Пере- славль-Залесский. За время его отсутствия произошло немало бед. Ливонские немцы перешли в наступление на Балтийском побережье, покорили эстов и латышей, взяли Изборск, сожгли его и перебили всё население — уничтожали всех, кто отказывался принять католическую религию. Псковская рать, направленная против рыцарей-меченосцев (крестоносцев), была разбита, вскоре пал и сам Псков. Продвигаясь к Новгороду, рыцари взяли городок Тесов и основали недалеко от побережья Финского залива крепость Копорье. Новгородцы, чувствуя смертельную опасность, обратились за помощью к прежнему своему защитнику, Александру Невскому. Видя Русскую землю в опасности, Александр забыл прежние обиды, вернулся в Новгород и скоро освободил Новгородскую землю от немецких рыцарей. Особенно сильное поражение нанёс он им около Пскова, на льду Чудского озера, 5 апреля 1242 года. Битва эта известна под названием «Ледовое побоище»...

Литература. 8 класс (1 часть) Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского

«Александр Невский принимает папских легатов». Художник Г. Семирадский

Литература. 8 класс (1 часть) Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского

«Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища».

Художник В. Серов

Слава о подвигах Александра распространилась не только по всей Руси, но и дошла до отдалённого Запада. Несмотря на неудачи крестоносцев в борьбе с русскими, Папа Римский Иннокентий IV не оставил мысли подчинить их себе, только обратился к другим средствам. Видя, что силой не навязать русским католичества, папа отправил к Александру Невскому в Новгород посольство с богатыми дарами и льстивым собственноручным письмом. Во главе этого посольства стояли два хитрейших кардинала (высшие духовные лица в Католической церкви, избиравшие папу)... которые должны были вручить Александру послание от папы с требованием принять ему и всему русскому народу католическую веру, лживо утверждая, что покойный его отец Ярослав обещал это перед смертью его послу...

Хитрые кардиналы вручили Александру папское послание, стали уговаривать князя выслушать их учение и утвердить католичество, уверяя, что, только отрёкшись от православия, он найдёт помощь у западных государей и тем спасёт себя и свой народ от татар. Возмущённый Александр в ответ на их льстивые речи разорвал послание папы и велел передать ему, что сам знает, какое вероисповедание лучше, и что он ни в чьей помощи не нуждается. Сообщив этот же ответ папе в письме, Александр отправил кардиналов в Рим. Ещё не раз поднимались против непокорного русского князя шведы и рыцари. Но и эти новые походы были безуспешны.

Александр Невский пользовался большой любовью на Руси. Глубока была скорбь после его смерти (1263). Церковь причислила князя к лику святых.

В. Шевченко

Литература и другие виды искусства

читали повесть о нём?

2. Что вы знаете об исторических событиях, изображённых на картинах этих художников?

Примечания

[1]  В рукописях житие Александра Невского не имеет устойчивого заголовка и называется «Повесть о житии и о храбрости...», «Слово о великом князе...», «Житие блаженного великого князя...».

[2]  Александр Невский (1220—1263) — русский князь Новгородский, затем Владимирский.

[3]  — герой Библии, за красоту его прозвали Прекрасным. Братья из зависти продали его в рабство в Египет, где фараон, поражённый его мудростью, назначил его вторым царём.

[4]  Been а cud н — главнокомандующий римскими войсками в Иудейскую войну, когда был взят и разрушен Иерусалим.

[5]  Андреяш — магистр Ливонского ордена. Орден учреждён в 1237 году для покорения Прибалтики, называвшейся тогда Ливонией.

[6]  Римской страной назывались все земли католического Запада.

[7]  Во главе шведского войска стояли князь Биргер и Ульф Фаси.

[8]  — сыновья Владимира Святославича, убитые братом Святополком, прозванным Окаянным.

[9]  Часы считались от восхода солнца.

[10]  Ловчий — охотник.

[11]  Был тогда град Псков взят — Псков был взят ливонскими рыцарями в 1240 году.

[12]  Моисей — ветхозаветный пророк, Амалйк — вождь племени ама- ликитян, оказавший сопротивление израильтянам на их пути из Египта.

[13]  — ветхозаветный пророк и полководец.

[14]  — часть Средиземного моря, море Варяжское — Балтийское море.

[15]  Царь в стране Восточной — хан Батый.

[16]  Моавитяне — библейское племя. Автор повести так называет татарских женщин.

[17]  Русские должны были платить дань Орде, но они не участвовали в войнах монголо-татар. Требование «воевать вместе» так и не было удовлетворено.

[18] — город на Волге.