Литература. 8 класс (1 часть)
Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич

ЛЕРМОНТОВ

1814—1841

Литература. 8 класс (1 часть) Михаил Юрьевич Лермонтов

На позиции художественного историзма в литературе вслед за Пушкиным переходит и Лермонтов. Поэт понимает историзм как совокупность признаков, определяющих национальное своеобразие. К таким признакам он относит климат, верования, язык, обычаи. Под их влиянием складывается характер народа и характер человека.

свою притягательность. Он проникается мыслью, что личное вольнолюбие и личное стремление к свободе при всей их ценности терпят крушение и что причиной катастрофы выступают не личные убеждения и пороки гордых и смело вступающих в борьбу с деспотизмом и его проявлениями героев, а стоящая над ними власть обстоятельств. Она мыслится сначала роковой предначертанностью событий, Божьей волей.

Мцыри чувствует свою зависимость не только от того, что, рождённый в естественной среде, он воспитывался в неволе монастыря, которая оставила неизгладимый «след» в его душе и повлияла на его судьбу, помешав обрести волю, но и зависимость своей участи от высших сил. Лермонтов даёт понять, что движение истории зависит не только от усилий личности, но и от пока ещё неясных, таинственных обстоятельств, которые управляют самой личностью.

От произведения к произведению историзм Лермонтова становился всё более глубоким. Так, уже в «Песне про царя Ивана Васильевича... и удалого купца Калашникова» сам конфликт и характеры героев — Ивана Васильевича, Кирибеевича и Калашникова — определены укладом жизни в Древней Руси, её обычаями, её психологией и духовным строем, её нравственными понятиями, образом жизни русских людей. Купец Калашников, его жена, его братья держатся старых патриархальных порядков. В их доме царит размеренный, веками укоренившийся быт. Таковы и отношения в семье: муж — защитник жены и младших братьев, которые ему подчиняются беспрекословно. В случае смерти или гибели мужа и старшего брата младшие занимают его место, берут на себя его долю ответственности и все заботы о семье. Поэтому они обещают Калашникову, если он будет побит в бою с Кирибеевичем, снова вступить в схватку с обидчиком. Но патриархальный быт уже терпит крушение. Его устои нарушают, с одной стороны, деспотический царь, который не подчиняется вековым обычаям, хотя сам же должен их соблюдать, и, с другой стороны, его слуга Кирибеевич, противопоставляющий общим народным установлениям личную волю, личный произвол. Царь тем самым ставит себя над народом, Кирибеевич не желает считаться с народной моралью. Конфликт в поэме перерастает семейнобытовые рамки и превращается в исторический. В поэме Лермонтова, наполненной широким эпическим содержанием, повествуется о важном переломе в русской жизни, в русской истории.

В этой поэме Лермонтов на стороне купца Калашникова, который был выразителем вековой народной нравственности. Недаром о нём не забывает народ, сохранивший его имя в песнях и в своей памяти. По мысли поэта, единство с народом придаёт величие и бессмертие отдельному человеку.

С течением времени Лермонтов перестал изображать, как это было в начале 1830-х годов, своих героев, взятых из истории, носителями современного ему сознания. Он уже не переносил исторические, социальные, психологические понятия, свойственные его времени, в прошедшие исторические эпохи. Герои Лермонтова думали и говорили так, как они могли думать и говорить в те годы, когда они жили и действовали. Это особенно хорошо видно в стихотворении «Бородино», где передано патриотическое чувство русских людей, в том числе старого солдата-ар- тиллериста, рассказывающего своим языком с присущими ему живыми интонациями о сражении при Бородине. С глубоким сожалением Лермонтов передаёт и своё ощущение: нынешнее племя стало мельче, в нём нет богатырей, подобных старым русским воинам, победившим в Отечественную войну 1812 года. Это досадное переживание сменялось, однако, более светлым, в котором сквозила надежда.

«Родину», где вновь сказал о богатырстве в России и о любви к ней. Теперь родина представилась ему страной, как бы предназначенной для жизни богатырей: бесконечные степи, огромные просторы, широкие, подобные морям реки. Но поэт увидел и другую сторону: печаль, бедность, скромный быт. В этих противоречиях открылась поэту Россия, и, признаваясь в любви к ней, он искренне радовался нехитрому довольству крестьянской жизни, если ему удавалось его заметить. В таком понимании России Лермонтову помог подлинный историзм. Он стал складываться в его творчестве по мере постижения жизни народа в прошлом и настоящем.

В. Коровин

1. Постарайтесь передать близко к тесту содержание статьи В. И. Коровина о поэте.

2. Вспомните, какие произведения на историческую тему, созданные Лермонтовым, вам известны. Расскажите о них.